Определение человек обществознание – Что такое человек в обществознании? — Общественные науки

Содержание

ЕГЭ. Человек. Тема 1. Человек, индивид, личность, индивидуальность |

Приступаем к изучению теоретического материала по второму разделу курса

« Обществознания»- «Человек».

Дадим определения основным понятиям данной темы.

«Человек – это звучит гордо!»- как часто вспоминаются нам эти слова, произнесённые Сатиным  – героем пьесы М.Горького « На дне». Да, произнося это слово, мы прежде всего имеем в виду нравственные качества человека, его способность отвечать за свои дела и поступки. Именно поэтому часто на ЕГЭ путают два понятия — человек и личность, считая, что это одно и то же. Однако в философии эти термины не являются синонимами. В каждый вложен свой определённый смысл. Какой же? Разберёмся  в этом.

Человек

Философское понятие « человек» включает в себя то, что это не животное. Поэтому даже предлагаются вопросы, в которых нужно найти что-то общее между человеком и животным и  различное.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный , конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

ЗАПОМНИТЕ:

  • Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -« маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.
  • Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя , отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то,  что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической, нравственной и философской точек  зрения. Мы все хотим быть самими собой, чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться.

В конце я хочу пожелать каждому из вас, ребята, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества. И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

человек индивид личность определение с точки зрения обществознании

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность» .

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж») . У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.) . Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания) , так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др. ) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

otvet.mail.ru

Напишите все что знаете что такое человек, индивид, личность! это вопрос по обществознанию

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность» . Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж») . У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.) . Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания) , так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др. ) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

(из моего доклада) ЧЕЛОВЕК Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя. ИНДИВИД Индивид - употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода, единичного представителя какого-то целого. В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, индивид, однако, отнюдь не является простой «калькой» этих условий, это именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой, а не среды, взятой самой по себе. В психологии понятие «индивид» употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности. Наш язык хорошо отражает несовпадение понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку; притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного» . Никто, однако, не затрудняется говорит о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д. ; то же, конечно, и о новорожденном) . Мы всерьез не говорим о личности даже у двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раздвоения личности, и это отнюдь не только фигуральное выражение; но никакой патологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица, противоречие в терминах. «Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек» . При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента) , так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто – и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивид-общая хар-ка человека. Обозначает отличительные признаки во внешности, которые во многом определены наследственностью (цвет волос, кожи, рост.... ) Человек, в первую очередь, это, конечно, животное и млекопитающее. Но оставим эти характеристики биологам. Все же человек – разумное, общественное существо, выступающий в процессе своего существования как личность. Сущность человека, личность, место в мире – все это изучают религия и философия. Я больше скажу – человек творец истории и цивилизации, творец культуры. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок» , выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

touch.otvet.mail.ru

Дайте определение слова человек по обществоснанию. Помогите. В учебнике нет определения. 6 класс обществознание

Кто такой человек? Казалось бы, что ответ на этот риторический вопрос всем давно известен. Но всё же, я думаю, что нет точного, если можно так выразиться, эталонного определения человека. «Сколько людей, столько и мнений» - гласит известный афоризм. И поэтому, я имею полное право высказаться на эту тему.

В одном электронном словаре говорится о том, что человек – это, в первую очередь, животное и млекопитающее. Но тут же, автор словаря предлагает оставить эти характеристики биологам, и начинает повествовать о том, что человек – это разумное общественное существо, человек – это личность, индивид, и т. п.

Начитавшись разных словарей, я так понял, что человек – это не только биологическое существо, но и духовное. То есть, видимое – это тело (человека), а невидимое – это духовное (внутреннее содержание человека). Так что же здесь в первую очередь? – Человек - видимое физическое тело, или человек – духовная личность?

Идеалисты и материалисты не имеют на этот счёт единодушного мнения. Одни утверждают, что человек имеет духовное начало (не видимое), а другие наоборот, вперёд ставят видимое материальное, - то, что можно потрогать руками.

И те, и другие, так хорошо аргументируют свои утверждения, что сразу так просто не решишь, к кому из них присоединиться. Но мне проще, у меня есть «инструкция», которая называется «библия». И в ней написано: «Из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3). А это говорит о том, что в человеке невидимое первично.

От этого невидимого (духовного) произошло видимое (материальное тело человека). И, причём, как мы все знаем, - это видимое человеческое тело временно, т. е. оно тленно. И это подтверждается писанием: «Видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18). А значит, человек – это существо вечное! Как и Сам Бог - Вечный! Ведь, человек создан по образу и подобию Божию! Написано: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5:1)

А Бог, что говорит, то и делает. Бог все свои слова поддерживает делами («Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37). К сожалению, сейчас человек находится в грехопадении, то есть, человек умер для Бога. И поэтому он удалён от Бога, потому как Бог и грех несовместимы. И всё же Бог, чтобы сдержать своё слово, послал на землю Сына своего Иисуса Христа, чтобы Он спас человека от смерти.

И тот, человек, который примет эту Жертву и покается в содеянных грехах, то есть, тот, кто примет Иисуса, тот, так же, как Иисус, воскреснет и будет жить вечно! По образу и подобию Бога! Теперь вы догадываетесь, кто такой человек?
Иисус сказал: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Иоан. 10:34). Если Сам Бог сказал, что мы боги! То зачем выдумывать какие-то другие определения?! Человек – это бог! Только с маленькой буквы.

otvet.mail.ru

В обществознании личность - это субъект, человек, индивид? :: SYL.ru

Как известно, личность - это конкретный человек, который обладает самосознанием. Структура личности заключена в единстве общественно значимых психических связей и социальных, свойств и действий, становление которых протекало в ходе развития индивида и определяло его поведенческие навыки.

Личность можно рассмотреть с точки зрения психологии, социологии, истории и других наук, включая физиологию организма. А как характеризует личность обществознание?

Сложность процесса становления

В обществознании личность - это совокупность социальных свойств человека, индивид, сложившийся под воздействием общества и вписавшийся в систему общественно-социальных связей.

Процесс воспитания личности развивается только в ходе социализации. Он связан с принятием нормативно-ценностной системы, сложившейся в социуме, его социально-общественных функций и развитием самосознания. Базой для формирования личности являются общественно-социальные отношения.

Необходимым для воспитания и становления социального «Я» условием должно стать установление прочных контактов с окружающими людьми, что влечет за собой вовлечение в социальные группы.

Отсутствие этого процесса приводит к социальной изоляции и превращению индивидуума в ферального человека (специалисты называют это состояние «феномен Маугли»). Такие люди не могут быть индивидами и не имеют социально-общественных поведенческих навыков. Не сумев влиться в социум, феральные люди очень скоро умирают. Поэтому и говорят, что в обществознании личность - это индивид, включенный в социальное окружение, которое побуждает биологическое существо через принятие общества стать человеком.

Отличительные черты

Личность – это олицетворение характерных черт некоего общества, которое одновременно является типичным, индивидуальным и социальным. Потому личность должна быть сформирована как индивидуально выраженное явление. Следовательно, термин «личность в обществознании» характеризует человека, который выделяется самостоятельностью в принимаемых решениях, поведении и мышлении, а также самодостаточностью.

Роль в социуме, выполняемая личностью, складывается и имеет смысл и значение только в определенном обществе. Как раз здесь личность является представителем социальной ячейки общества или временного периода в истории. Одновременно с тем личность отличается неповторимостью, так как типичное и общественно-социальное совершается в субъективной, присущей именно ей форме. И, естественно, со счетов нельзя сбрасывать еще одну важную причину исключительно индивидуальных особенностей. Это генный набор, полученный от предков. Он, как известно, уникален сам по себе.

Современная личность характеризуется четырьмя важнейшими качествами: это коммуникабельность, духовность, социальный статус и индивидуальность.

Изучение личности

В обществознании личность - это человек, обладающий социально определенными и субъективно выраженными чертами, такими как воля, интеллект и эмоциональная реактивность.

Психология и философия тоже изучают понятие "личность". Определение в обществознании и других науках подчеркивает прочную связь человека как представителя Homo sapiens и общества. Известны два научных похода к этой связи.

Первый подход

Признает за личностью активного и свободного участника общественных отношений, как субъекта познания оказывающего влияние на изменение мира. При этом личностными считаются качества, определяющие адекватную самооценку особенностей индивида и его образ жизни. Люди в социуме непременно дают оценку личности через сравнение с общепринятыми нормами. И человек сам, обладая разумом, постоянно дает себе оценку. И, естественно, самооценка изменяется, находясь в зависимости от общественно-социальных условий, в которых существует индивид, и его действий в них.

Второй подход

Утверждает, что в обществознании личность - это определенный набор функций или социальных ролей. Человек, действуя в социуме, проявляет себя, отталкиваясь от своих индивидуальных характеристик, и обязательно - от условий общества. Причем в разных обстоятельствах по-разному. Здесь можно проследить, как изменяется роль личности в истории обществознания. Например, при родовом строе семейные взаимоотношения требовали определенных действий, сегодня же отношения в семье коренным образом изменились.

Типизация личности

В науке существует множество методик, предоставляющих возможность дать точное определение принадлежности индивида к определенному типу.

Общепринятая типология личности
ТипОписание
ПолитическийНалицо явное стремление к лидерству и господству, к распределению ролей в обществе, навязыванию поведенческих норм.
ЭкономическийПоведенческая база - прагматическая ориентация. Общаясь в социуме, думает только о возможной пользе.
ЭстетическийЯрко выражена индивидуальность. Предпочитает неролевое общение, любит самовыражаться.
СоциальныйОбщение воспринимает как форму самоотдачи. Считает, что на Земле главное - любовь. Ради нее готов принять любую форму жизнедеятельности.
РелигиозныйСмысл жизни - поддерживать связь с Богом. Это основная социальная роль. Все остальное не имеет значения.

Как можно видеть из таблицы, типологий существует несколько.

www.syl.ru

Человек. Индиивд. Личность - История и обществознание. Баутина Екатерина

Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду — Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным.

Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность».

Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Способности и характер.

В структуре личности важное значение имеют:

1. Способности.

2. Темперамент.

3. Характер.

4. Волевые качества.

5. Мотивация.

6. Социальные установки.

Способность - наследственные  возможности человека к какому – либо виду деятельности.

Виды способностей:

  • Общие
  • Специальные
  • Интеллектуальные (умственные, мыслительные)
  • Художественные.
  • Организаторские.
  • Коммуникативные.
  • Инструментальные.

Этапы развития способностей:

Наследственные способности (задатки)

Развитые способности.

Одаренность – способность к многим видам деятельности.

Талант - выдающиеся врожденные способности, особая природная одаренность.

Гениальность - высший уровень развития способностей человека, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью; создаются вещи, никогда ранее не существовавшие.

Природные (врожденные) задатки способностей (например, сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения и другие анатомо-физиологические особенности) называются одаренностью. Одаренность есть лишь природные предпосылки способностей. Последние же выражаются в мастерстве, которое приходит в процессе приобретения жизненного опыта, воспитания в широком смысле этого слова. Развитие способностей одаренного человека происходит в том случае, если у человека обнаруживается устойчивая склонность к какому-либо делу, любовь к этому делу. Способствует развитию способностей общая работоспособность человека, умение трудиться не покладая рук, упорно добиваясь искомого результата. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.
Деятельность, активность человека обусловлена потребностями.

Темперамент – совокупность психических свойств человека, зависящих от физиологических особенностей организма и составляющих определенный психологический тип.

Характер – от греческого «печать, чеканка» - индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющееся в типичных способах поведения:

  • В отношении к другим людям (общительность, замкнутость, доброта)
  • В отношении к труду (инициативность, ответственность, трудолюбие, леность, недобросовестность).
  • В отношении к вещам (щедрость, аккуратность, скупость, неряшливость).
  • В отношении к себе (скромность, самокритичность, гордость, самомнение, честолюбие)

Формируется характер под воздействием трех условий:

  • наследственность.
  • общественное окружение.
  • самовоспитание.

Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и препятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей требует волевого усилия — особого состояния, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся.

Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком.

Личность – это воплощение некоего общественного характера, индивидуального и , вместе с тем, типичного, социального. Личность, таким образом, может проявляться как индивидуально выраженное явление. Таким образом, личностью можно назвать лишь того человека, который в своих действиях, поведении и мышлении отличается самостоятельностью и самодостаточностью. Социальная роль, которую выполняет личность, формируется и имеет значение только в обществе, в этом смысле личность всегда выражает себя в качестве представителя того или иного общества, исторической эпохи. Однако личность всегда неповторима, так как общественное, типичное она всегда реализует в индивидуальной, присущей только ей форме. Кроме того, не надо забывать, что причины индивидуально – неповторимых особенностей определяются набором генов, полученных от родителей, и в этом смысле каждая личность уникальна.

Понятие личности стало отражать в себе 4 важнейшие характеристики: индивидуальность, духовность, социальный статус и коммуникативный характер.

Общепринятая типология личности

Тип личности                              Характеристика

Политический

Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.

Эстетический

Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в
общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.

Религиозный

Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.

Социальный

для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.

Экономический

Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы.

 

Свобода и ответственность.

«Я верю в свободу,  в право человека быть самим собой, отстаивать себя и давать отпор всем тем, кто мешает ему состояться. Но свобода — это нечто большее, чем отсутствие притеснения. Свобода — это не только «свобода от.. Это «свобода для. — свобода стать независимым; свобода чувствовать свое бытие, а не обладать вещами или командовать людьми.. Эти рассуждения психолога Э. Фромма вводят нас в непростую проблему свободы человека и его ответственности перед собой и обществом.
Один философ сказал: «свобода – не в независимости. Свобода – в осознании нужности кому – то»

historyteacher.ru

В обществознании личность - это человек, обладающий совокупностью духовных свойств

В обществознании личность – это человек, имеющий определенные общественные свойства. Исходя из определения, можно понять, что данное понятие неразрывно связано с социумом. Давайте разберем его поподробнее.

Как связывает обществознание личность и общество

Во всех различных трактовках понятия "личность" есть общее. Оказывается, главное, с чем она неразрывно связана, – коллектив. То есть в обществознании личность - это человеческий индивид, наделенный системой социально значимых черт. Но можно ли объединить эти понятия?

Отличие от индивида

Индивид – отдельный член общества. Как муравей в муравейнике. Достаточно попасть в переполненный транспорт, как мы увидим десятки индивидов. Другими словами, это понятие, которое применяется для обозначения отдельного человека в социуме, о котором мы не знаем, какие у него особенности, таланты, качества и т. д.

В обществознании личность – это нечто большее, так как данный термин подразумевает и особые свойства человека.

Отличие от индивидуальности

Теперь мы плотнее подобрались к описываемому понятию. Но путать его с понятием индивидуальности не стоит. Последний термин акцентируется на особенностях человека, его неповторимых качествах, которые при этом никак не связаны с социумом.

Чтобы было понятнее, приведем пример. Человек очень хорошо рисует объемные картины карандашом. Его работы уникальны. Никто не может повторить их. Мастер сам не понимает, почему это происходит. У него есть чувство стиля, красоты, которые он не может объяснить. Талантливые творческие люди обычно связывают это с божественным, сверхъестественным даром. Мы, конечно, не будем углубляться в теологию и объяснять это. Именно в таком случае мы имеем дело с индивидуальностью - великолепным мастером.

Про одного можно сказать, что он прекрасно поет, другой - хороший артист и т. д. Все они - яркие индивидуальности. Каждый по-своему. Хорошо рисовать, красиво говорить, быстро решать математические формулы - все это черты, принадлежащие индивидууму.

А в обществознании личность - это общественное, социальное понятие. Это индивид, который наделен определенными качествами, но проявляются они в коллективе. Например, человек всегда отстаивает свои права. Он не привык проигрывать и идет до конца. Все окружающие ему говорят, что это безнадежно. Ничего из задуманного не получится. Но человек уверен. Именно это и является ярким проявлением термина "личность". То есть это черты, которые проявляются в коллективе.

Здесь мы подошли к другому понятию, которое выделяет обществознание, - "сильная личность".

Понятие сильной личности

Предыдущий пример показал, что человек способен идти до конца в определенной ситуации и не бояться бросить вызов системе. Именно в этом выражается в значение определения "сильная личность".

Главное отличие таких людей в том, что у них вырабатываются особые правила поведения в сложных, нестандартных ситуациях, где большинство бы просто сдалось, отступило. Кстати, последнее - это тоже проявление личности, характера. Но сильными таких людей не назовешь.

Сильные личности чаще всего идут в политику, спорт, бизнес. Они, как правило, оказываются на ведущих социальных ролях. И так как в мире всегда существует конкуренция, зависть, злоба, такие люди не боятся, бросая вызов другим.

Отличительные свойства сильной личности

Сильную личность отличает:

  • Готовность к борьбе, к отстаиванию своих прав и интересов.
  • Целеустремленность, желание развиваться и идти только вперед. А при достижении одной цели всегда ставить другую - более высокую.
  • Отсутствие страха перед трудностями, а также иммунитет к неудачам.

Всем этим обладает социальная личность. Обществознание именно с коллективом связывает данное понятие.

Но отнюдь не каждое действие одного человека по отношению к другому раскрывает суть описываемого понятия. Например, столкновение двух мотоциклов. Это тоже происходит в обществе, но владельцы транспортных средств - всего лишь индивиды. При одинаковом ударе один из них оказался более крепким и отделался легким ушибом. Другой получил более серьезную травму. И это отличает их как индивидуальностей.

В обществознании личность - это когда человек своими действиями влияет на другого. Например, один мотоциклист подал в суд при аварии. Именно это характеризует его как личность.

В каждой профессии и социальной роли можно выделить сильных людей. Есть поговорка: «Не место красит человека, а человек место». Это сказано не о внешних данных последнего, а о манере поведения и особых свойствах общественного характера. Думать, переживать, страдать, строить планы, учиться, ставить цели - все это и есть проявления понятия "личность".

Итоги

Таким образом, становятся ясными понятия, которыми оперирует обществознание: человек, личность, индивид, индивидуальность. Все это не одно и то же. У каждого определения есть своя область применения. Казалось бы, каждый одновременно является и личностью, и индивидуальностью. Но тем не менее они четко разграничены. Последнее лишь имеет косвенную связь с обществом, так как индивидуальность напрямую не зависит от социума. Хотя общество и может повлиять на ее развитие. Понятие же личности невозможно без коллектива, общества.

fb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *