Обществознание тема 1 Модуль экономика и её роль в жизни современного общества
12 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ТЕМА 1
Модуль 1. ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Понятие «экономика» ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель ( IV в. до н.э. )
ЭКОНОМИКА ( в переводе с греческого ) –
это «искусство ведения домашнего хозяйства», «управление хозяйством», «правила хозяйствования».
Сегодня понятие применяется в следующих значениях:
ЭКОНОМИКА —
это сфера постоянной деятельности, в которой создаются материальные и культурные блага, необходимые для существования и развития человеческого общества;
это область общественных отношений, по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования имеющихся ресурсов;
это общественная наука, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей.
ПРОИЗВОДСТВО –
это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества;
это взаимодействие рабочей силы и средств производства, человеческого и вещественного факторов.
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА –
ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
СОБСТВЕННОСТЬ –
это исторически определённый общественный способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления;
это система экономических и правовых отношений между людьми по поводу принадлежности материальных благ.
ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
Существование форм собственности в истории можно изобразить так:
ПРАВООТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ –
это право владеть, пользоваться и распоряжаться определённым имуществом в пределах, установленных законом.
ДЕНЬГИ —
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
КАЧЕСТВА ДЕНЕГ
ДЕНЕЖНАЯ МАССА
ТОВАР —
ПРИЗНАКИ ТОВАРА
ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО —
это способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определённых видах деятельности, чтобы производить товары или услуги для обмена друг с другом и получать от этого выгоду.
Модуль 2. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА –
это установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Ни одна из экономических систем не развивается в чистом виде. Большинство государств сегодня имеют смешанную экономику – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Смешанная экономика | |
Рыночная сфера | Государственная сфера |
РЫНОК –
это место, где происходит торговля;
это сфера обмена товара на деньги и денег на товары;
это сфера взаимодействия производителей и потребителей в масштабах региона, страны или мира в целом,
это совокупность всех экономических отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА
ПРИЗНАКИ РЫНКА
ВИДЫ РЫНКОВ
ЗАКОНЫ РЫНКА
МОНОПОЛИЯ –
это исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определённому лицу, группе лиц или государству.
ФОРМЫ И ПРИЗНАКИ МОНОПОЛИЙ
КОНКУРЕНЦИЯ –
это состязание, соревнование, соперничество между товаро-производителями (продавцами) за наиболее выгодные условия реализации продукции с целью получения максимально высокой прибыли.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО –
ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Модуль 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Многовековой опыт человечества и науные исследования показали, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА –
это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ —
это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов; утверждается парламентом; правительство отвечает за исполнение государственного бюджета.
ОСНОВНЫЕ РАСХОДЫ
БАНК —
накапливает и хранит денежные средства;
проводит денежные операции и расчёты;
контролирует движение денежных средств;
предоставляет кредиты;
выпускает в обращение деньги и ценные бумаги.
ВИДЫ БАНКОВ
КРЕДИТ —
это предоставление лицу (предприятию), нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированности возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами.
ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ
Установление УЧЁТНОЙ СТАВКИ ПРОЦЕНТА – нормы процента, по которой Центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам.
Таким образом, госудраство может воздействовать на всю экономику путём изменения учётной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство и потребление.
Установление НОРМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ – коммерческие банки обязаны держать часть своих средств в виде резервов в Центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам; это даёт возможность банкам предоставлять кредиты; в целом – изменяется общее количество денег в обращении.
Таким образом, воздействуя на денежную массу, государство помогает экономике развиваться стабильно.
НАЛОГИ —
ТИПЫ НАЛОГОВ
ВИДЫ НАЛОГОВ
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОД —
это средства в денежной или натуральной форме, полученные в результате хозяйственной и финансовой деятельности отдельных лиц, предприятий и государства.
ВИДЫ ДОХОДОВ
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
это форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наёмным работникам предприятий и учреждений.
ФОРМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
стоимость жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы;
минимальный уровень оплаты труда работников, соответствующий прожиточному уровню;
уровень квалификации работников;
развитость экономических и социальных условий жизни населения;
спрос и предложение на рынке труда.
БЕЗРАБОТИЦА —
это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда.
Модуль 4. НАУЧНО — ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
НАУЧНО — ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) –
это взаимосвязанное, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, производства и сферы потребления, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.
НАУЧНО — ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ –
это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу.
refdb.ru
Главная — Школа №619
Добро пожаловать
Школа 619 — ты перекресток надежд, место, где встречаются настоящее, прошлое, будущее.
Школа 619 – ты привычно держишь руку на пульсе времени, смотришь вперед.
Школа 619 — вот уже 20 лет ты учишь и учишься, экспериментируешь и ошибаешься, потому что ты — одна из первых в стране, пошла по пути развития инновационного образовательного поведения.
Сегодня Школа №619 Калининского района Санкт-Петербурга – лидер образования, интерактивная площадка, куда съезжаются для обмена опытом взрослые и дети из разных регионов России и других стран. Одно из самых ценных и значимых событий недавнего времени — заключение договора о сотрудничестве с ереванской школой №8 им. А. С Пушкина, с которого началась теплая и крепкая дружба двух школ. Для нас это страничка новой истории.
Один из слоганов школы, родившийся 20 лет назад – «Дети и взрослые, объединяйтесь!» — сегодня стал общим направлением движения: дети и взрослые вместе обсуждают вопросы совершенствования системы образования, вместе совершают научные открытия, вместе творят и выходят на сцену, – вместе идут к общему успеху!
В области образования грядут глобальные изменения. Ученые утверждают: чтобы добиться реального успеха, нужно развивать в себе те способности, которые недоступны искусственному интеллекту, — креативность, воображение, инициативу, лидерские качества.
Школа № 619 делает ставку на развитие личности ребенка и его лидерских качеств. Здесь ребенок с первых дней ученичества пробует свои силы в разных видах творческой, научной, спортивной и общественной деятельности. В школе создано пространство, в котором ученику предоставлены все возможности для раскрытия своей индивидуальности.
Собственная научно-практическая конференция «Многогранная Россия» и STA-лаборатория, проект «Абитуриент», лидерское движение, Малые Олимпийские игры, студии танца и вокала, легоконструирование и робототехника, детский театр, студия КВН и школьное ТВ, многообразие спортивных секций и собственный литературно-художественный журнал, обучение с оздоровлением, поддержка одаренных учащихся, творческие выезды во время каникул – вот он, настоящий праздник интеллекта, творчества, здоровья, воображения.
Школа 619 – ты как оркестр, где каждый музыкант, инструмент ведет свою партию, а в целом – рождается искусство. Ведь только тогда, когда школа поднимается от ремесла до искусства, она способна дать достойное образование и воспитание.
www.school619.ru
196- Обществознание. ЕГЭ-учебник_Баранов, Шевченко_2014 -480с(1)
Это будет способствовать повышению эффективности освоения технологии выполнения заданий разного уровня сложности, состав@ ляющих экзаменационную работу по обществознанию.
Совет: отрабатывая технологию выполнения заданий, включён@ ных в экзаменационную работу по обществознанию, возможно следо@ вать трём вариантам с учётом учебных возможностей и индивидуальных особенностей экзаменуемого:
— вариант 1: экзаменуемый последовательно отрабатывает дан@ ную технологию по содержательным блокам@модулям. Так, например, осваивает все приведённые алгоритмы выполнения тематических зада@ ний содержательного блока@модуля «Человек и общество» и закрепля@ ет владение ими, выполняя учебно@тренировочные задания этого же блока@модуля. Далее экзаменуемый переходит к содержательному бло@ ку@модулю «Экономика», затем к содержательному блоку@модулю «Со@
циальные отношения» и т. д.
Схематично это выглядит так:
Содержательный блок@модуль «Человек и общество»:
I этап: последовательное ознакомление со всеми приведёнными примерами тематических заданий и алгоритмами их выполнения (от за@ даний А — к заданиям С).
II этап: последовательное выполнение приведённых учебно@трени@ ровочных заданий (от заданий А — к заданиям С).
Содержательный блок@модуль «Экономика»:
I этап: последовательное ознакомление со всеми приведёнными примерами тематических заданий и алгоритмами их выполнения (от за@ даний А — к заданиям С).
II этап: последовательное выполнение приведённых учебно@трени@ ровочных заданий (от заданий А — к заданиям С).
ит. д.
—вариант 2: экзаменуемый, как и в варианте 1, последовательно отрабатывает технологию выполнения заданий, включённых в экзаме@ национную работу по обществознанию, переходя от одного содержа@ тельного блока@модуля к другому, однако в этом случае он последова@ тельно работает с каждым примером тематического задания и алгорит@ мом его выполнения, сразу закрепляя освоенные приёмы решения этого задания через выполнение аналогичного учебно@тренировочного задания данного содержательного блока@модуля.
studfiles.net
Модули курса: ОГЭ обществознание-2016.
Для этого курса модули не определены.
- Власть. Роль политики в жизни общества
wiki_page 8879788 0
Набрать не менее Нужно набрать не менее для завершения этого модуля элемента Набрано не менее Элемент модуля был завершен, было набрано, как минимум Просмотреть Нужно просмотреть для завершения этого модуля элемента Просмотрено Элемент модуля был просмотрен и завершен Отметить как выполненное Необходимо отметить этот модуль элемента выполненным, чтобы завершить его Отмечено как выполненное Элемент модуля отмечен как выполненный и завершен Предоставить Необходимо внести свой вклад в этот модуль элемента, чтобы завершить его Предоставлено Этот модуль элемента добавлен и является полным Отправить Необходимо отправить этот модуль элемента, чтобы завершить его Отправлено Элемент модуля был предоставлен и завершен
- Понятие и признаки государства
wiki_page 8879789 0
Набрать не менее Нужно набрать не менее для завершения этого модуля элемента Набрано не менее Элемент модуля был завершен, было набрано, как минимум Просмотреть Нужно просмотреть для завершения этого модуля элемента Просмотрено Элемент модуля был просмотрен и завершен Отметить как выполненное Необходимо отметить этот модуль элемента выполненным, чтобы завершить его Отмечено как выполненное Элемент модуля отмечен как выполненный и завершен Предоставить Необходимо внести свой вклад в этот модуль элемента, чтобы завершить его Предоставлено Этот модуль элемента добавлен и является полным Отправить Необходимо отправить этот модуль элемента, чтобы завершить его Отправлено Элемент модуля был предоставлен и завершен
- Разделение властей
wiki_page 8879790 0
Набрать не менее Нужно набрать не менее для завершения этого модуля элемента Набрано не менее Элемент модуля был завершен, было набрано, как минимум Просмотреть Нужно просмотреть для завершения этого модуля элемента Просмотрено Элемент модуля был просмотрен и завершен Отметить как выполненное Необходимо отметить этот модуль элемента выполненным, чтобы завершить его Отмечено как выполненное Элемент модуля отмечен как выполненный и завершен Предоставить Необходимо внести свой вклад в этот модуль элемента, чтобы завершить его Предоставлено Этот модуль элемента добавлен и является полным Отправить Необходимо отправить этот модуль элемента, чтобы завершить его Отправлено Элемент модуля был предоставлен и завершен
- Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей
quiz 8879791 1
Набрать не менее Нужно набрать не менее для завершения этого модуля элемента Набрано не менее Элемент модуля был завершен, было набрано, как минимум Просмотреть Нужно просмотреть для завершения этого модуля элемента Просмотрено Элемент модуля был просмотрен и завершен Отметить как выполненное Необходимо отметить этот модуль элемента выполненным, чтобы завершить его Отмечено как выполненное Элемент модуля отмечен как выполненный и завершен Предоставить Необходимо внести свой вклад в этот модуль элемента, чтобы завершить его Предоставлено Этот модуль элемента добавлен и является полным Отправить Необходимо отправить этот модуль элемента, чтобы завершить его Отправлено Элемент модуля был предоставлен и завершен
0
Набрать не менее Нужно набрать не менее для завершения этого модуля элемента Набрано не менее Элемент модуля был завершен, было набрано, как минимум Просмотреть Нужно просмотреть для завершения этого модуля элемента Просмотрено Элемент модуля был просмотрен и завершен Отметить как выполненное Необходимо отметить этот модуль элемента выполненным, чтобы завершить его Отмечено как выполненное Элемент модуля отмечен как выполненный и завершен Предоставить Необходимо внести свой вклад в этот модуль элемента, чтобы завершить его Предоставлено Этот модуль элемента добавлен и является полным Отправить Необходимо отправить этот модуль элемента, чтобы завершить его Отправлено Элемент модуля был предоставлен и завершен
canvas.instructure.com
Сборник терминов по обществознанию. Блок-модуль «Политика».
Термины по обществознанию.
Блок-модуль «Политика».
Власть – волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти.
Субъект власти – активное, воплощающее начало власти.
Объект власти – подчинение по отношению к субъекту власти.
Ресурсы власти – использование различных методов для осуществления власти.
Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве субъекта власти – население страны.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Государственная территория – часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства.
Экстерриториальность – особые преимущества, взаимно предоставляемые государством иностранными диппредставительствами.
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и назначение.
Экономическая ф-я государства – выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны в оптимальном режиме.
Политическая ф-я государства – осуществление политической власти в стране.
Правовая ф-я государства – установление правовых норм и принятие законов.
Социальная ф-я государства – удовлетворение потребности людей в жилье, работе, поддержании здоровья.
Образовательная ф-я государства – адаптация образовательной сферы к требованиям современности: выработка образовательной политики.
Культурно-воспитательная ф-я государства – создание условий для удовлетворения культурных запросов людей.
Формы осуществления функций государства – однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Правовая форма – разработка и принятие юридических норм, издание нормативных правовых актов.
Правоисполнительная форма – принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права.
Организационно-регламентирующая форма – текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства (проекты документов, выборы и т.п.).
Организационно-хозяйственная форма – оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением.
Организационно-идеологическая форма – повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных правовых актов и формированием общественного мнения.
Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.
Форма правления – способ организации верховной государственной власти (монархия, республика).
Форма государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленных конституцией (унитарное, федерация, конфедерация).
Политический режим – совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления (демократический, тоталитарный, авторитарный).
Монархия – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы – монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.), различают абсолютную, дуалистическую, ограниченную монархии.
Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа (президентская, полупрезидентская, парламентская).
Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Федерация – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.
Конфедерация – объединение абсолютно независимых субъектов.
Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Политический режим – совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления (демократический, авторитарный, тоталитарный).
Демократия – способ организации политической системы общества, его политический режим, при котором народ или его большинство служит источником или носителем политической, государственной власти.
Прямая демократия – граждане сами непосредственно участвуют в принятии и подготовке решений.
Плебисцитная демократия – граждане могут только поддержать или отвергнуть решение власти.
Представительная демократия – граждане непрямо принимают решения.
Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Политическая элита – группа людей, которая в большей или меньшей степени, обладая способностью к управлению обществом, контролирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей.
Консерватизм – идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Либерализм – общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Радикализм – общественно-политическое течение, провозглашающее крайне бескомпромиссную приверженность каким-либо взглядам.
Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
СМИ – это организации, основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.
Выборы – это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, определяемое при помощи голосования.
Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также распределением мандатов между партиями.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчетов об итогах голосования и расходований средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательный процесс – практически-организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов).
Избирательный округ – территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат или выборное должностное лицо.
Избирательный участок – территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов.
Предвыборная агитация – деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, за те или иные списки кандидатов или против них.
Предвыборная программа – совокупность предложений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др.
Мажоритарная избирательная система – система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законов большинство голосов.
Пропорциональная избирательная система – система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах.
Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система – часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной избирательной системой, а другая часть – в соответствии с пропорциональной избирательной системой.
Политический процесс – цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.
Политико-управленческое решение – осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализаций власти.
Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Демонстрация – массовое шествие сторонников определенной идеи, требования, выражение поддержки или протеста против той или иной акции политической власти.
Шествие – форма демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту.
Митинг – собрание людей с неограниченным составом участников, посвященной обсуждению той или иной проблемы.
Пикетирование – форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемого путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использование плакатов, транспортов и иных средств наглядной агитации.
Абсентеизм – форма аполитичности, появляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической.
Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать, реализуя свои интересы.
Конституенты – активисты, последователи и избиратели, поддерживающие лидера.
Политический лидер – это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.
Орган государственной власти – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию по умолчанию государства в установленном им порядке.
Федеральное собрание – двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Аудитор – бухгалтер-ревизор, проверяющий состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.
Амнистия – смягчение наказания или освобождение от него лиц, осуждённых судом, осуществляемые актом верховной власти.
Правительство РФ – высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Президент – глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.
Полномочия Президента РФ – это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.
infourok.ru
12 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ МОДУЛЬ 2 Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА СОЦИОЛОГИЯ –
«Отец социологии» — О. Конт (1798 – 1857). Предмет социологии, по О. Конту, — социальная статика (социальные связи, отношения между людьми и группами) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений). ^
^
^
^
^
^
В схеме дано марксистское определение понятия «класс» (в истории – рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие). Современная социальная стратификация по-иному интерпретирует понятие «класс социальный», рассматривая в качестве классообразующих факторов, помимо доходов и имущества, такие, как образование, социальный престиж или степень общественного признания, профессиональная квалификация, ресурс власти, доступ к различным источникам информации и т.д. Стабилизирует социальную и политическую обстановку в обществе средний класс. В индустриально развитых странах он составляет от 60% до 80% населения, в российском обществе — от 25% до 30%; в него не входят учителя, многие врачи, инженеры, работники культуры, которые, несмотря на высшее образование, среднеквалифицированный труд, имеют доход, лишь немного превышающий прожиточный минимум. ^
^
^
Тема 2. ^ Общее число народов (этносов) на Земле сегодня – около 5 000. Независимых государств – более 200. Почти все современные государства многонациональные. ^
^
НАЦИОНАЛИЗМ –
^ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ –
^ ^ –
^ –
^ –
^ ПРИЧИНЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
|
tvov.ru
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса
Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.
Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе соответствующих предметов и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, что возможно уже на этапе начального общего образования.
Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.
| |||||
|
rosuchebnik.ru