Обществознание человек и общество теория – «Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания, Лицей 7, г.Саяногорск.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Обществознание Тема «Человек и общество»

Тема 1. « Человек и общество» Лекция.

  • Способности человека — Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта

  • Деятельность — Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.

  • В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.

  • Познание — форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.

  • Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина — безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.

  • Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.

  • Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.

  • Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова — группа людей с общими интересами.

  • Общество — динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.

    Общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира

  • Социальные сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.

  • Социальный институт (общественный институт , институт общества) – некая форма организации деятельности людей , которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство , право , производство, религия , образование, армия , наука и пр.

  • Культура — «вторая природа». В широком смысле культура — это все созданное человеком. В узком смысле слова — искусство (живопись ,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)

  • Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.

  • Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур

  • Глобальные проблемы — современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны

  • Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. ( СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное ( аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).

  • Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.

  • Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологи же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.

  • Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей

  • Религия – вера в сверхъестественное

  • Наука -систематизированное представление о мире

  • Образование — приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него .

  • Социализация — (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

  • Искусство — отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов

  • СМИ — «четвертая власть»

  • Тенденции в современном образовании — Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).

  • Мораль — Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм

  • multiurok.ru

    ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество

    Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество».

    1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
    Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, структура личности

    1.2 Мировоззрение, его виды и формы
    Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, направленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм)

    1.3 Виды знаний
    Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, житейское знание, научное знание, практическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, антинаучное знание

    1.4 Понятие истины, её критерии
    Основные понятия: объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, практика

    1.5 Мышление и деятельность
    Основные понятия: мышление, образное мышление, понятийное (теоретическое) мышление, знаковое мышление, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, мотив деятельности, цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат (продукт) деятельности, игра, общение, структура общения, учение, труд, творчество

    1.6 Потребности и интересы
    Основные понятия: потребность, биологические (органические, материальные) потребности, социальные потребности, духовные (идеальные, познавательные) потребности, разумные потребности, интерес

    1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность


    Основные понятия: свобода, выбор, социальные условия реализации свободы, необходимость

    1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
    Основные понятия: общество, основные сферы общественной жизни, специфические черты общества как системы

    1.9 Основные институты общества
    Основные понятия: социальный институт, экономические институты, политические институты, институты, действующие в духовной области

    1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
    Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура

    1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
    Основные понятия: наука, функции науки, научное познание, уровни научного познания, формы научного познания, научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория, методы научного познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, естественные науки, социальные науки

    1.12 Образование, его значение для личности и общества
    Основные понятия: образование, функции образования, непрерывность образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация процесса образования, компьютеризация процесса образования

    1.13 Религия
    Основные понятия: религия, вера, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, функции религии, церковь

    1.14 Искусство
    Основные понятия: искусство, предмет искусства, форма бытия искусства, виды искусства, функции искусства

    1.15 Мораль
    Основные понятия: мораль, моральные качества человека, моральные принципы, моральные ценности, морально-психологические механизмы, функции морали

    1.16 Понятие общественного прогресса
    Основные понятия: прогресс, критерии прогресса, регресс, стагнация, реформа, революция, инновация, модернизация

    1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
    Основные понятия: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество

    1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
    Основные понятия: глобальные проблемы, интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества, способы решения глобальных проблем

    socialstudies.ru

    Раздел 1. Человек и общество

    Лекция 1. Человек как член общества

    Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.

    Читать лекцию


    Лекция 2. Мировоззрение и его виды

    Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.

    Читать лекцию


    Лекция 3. Познание и виды знаний

    Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.

    Читать лекцию


    Лекция 4. Истина, её виды и критерии

    Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.

    Читать лекцию


    Лекция 5. Мышление и деятельность

    Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.

    Читать лекцию


    Лекция 6. Потребности и интересы

    Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.

    Читать лекцию


    Лекция 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

    Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.

    Читать лекцию


    Лекция 8. Понятие общества и его строение

    Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.

    Читать лекцию


    Лекция 9. Институты общества

    Ключевые слова: социальный институт, функции социальных  институтов.

    Читать лекцию


    Лекция 10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

    Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.

    Читать лекцию


    Лекция 11. Наука и научное мышление

    Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.

    Читать лекцию


    Лекция 12. Образование, его значение для личности и общества

    Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.

    Читать лекцию


    Лекция 13. Религия

    Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.

    Читать лекцию


    Лекция 14. Искусство

    Ключевые слова: искусство, функции искусства.

    Читать лекцию


    Лекция 15. Мораль

    Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.

    Читать лекцию


    Лекция 16. Общественный прогресс

    Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

    Читать лекцию


    Лекция 17. Многовариантность общественного развития

    Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.

    Читать лекцию


    Лекция 18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

    Ключевые слова: глобальные проблемы, экологическая, демографическая проблемы, проблемы угрозы войны, эпидемий и пандемий, проблема «Север — юг».

    Читать лекцию

    social-studies.ru

    ЕГЭ по обществознанию с нуля. Человек и общество

    Приветствую, ребята!

    С Вами Иван Некрасов. Начнем с самого начала.

    Образование Вселенной

    Предисловием к этому посту, будет вопрос того, как образовалась наша Вселенная, ведь окончательное образование Вселенной, стало предпосылкой к образованию общества. По урокам физики, Вы наверно знаете, что наша Вселенная образовалось в ходе Большого Взрыва. То есть сначала было очень маленькое тело, маленькое по объему, но большое по массе и оно взорвалось и согласно теории Большого Взрыва, образовалась наша Вселенная. Первоначально, после Большого Взрыва, возникла так называемая физическая форма материи, самая простая, состоящая из атомов. «Взорвавшись гигантский огненный шар разметал по пространству материю и энергию, которые впоследствии сгустились, образовав миллиарды звезд, а те в свою очередь, объединились в многочисленные галактики.» Безусловно создание нашей Вселенной является огромной предпосылкой для образования нашего общества.

    После создания физической формы материи стали образовываться созвездия. Вообще, то никто не в курсе, как образовалось наше Солнце, а соответственно и Солнечная система, в целом. Основная теория гласит, что Солнце и планеты сформировались из завихряющегося облака газа и пыли. Более плотные части этого облака с помощью гравитации, притягивали к себе все большее количество вещества. В итоге из него образовалось Солнце и планеты.

    Появление человека

    И вот теперь, мы сейчас с Вами выходим к появлению человека. Безусловно на Земле возникает жизнь — биологическая форма материи. Она состоит из химической и физической формы материи, поэтому появление на Земле жизни, также является крайне важной предпосылкой для создания общества. И сейчас мы с Вами разберем то, как человек выделился из этого животного мира.

    Первый предок человека — архантроп. Отсюда выходит гипотеза африканского происхождения человека. О чем она говорит? О том, что где то в Восточной Африке, произошел разлом земной коры и именно этот архантроп мутировал в человека. У него появились дети, а у этих детей, еще дети и т.д. Это гипотеза африканского происхождения человека.

    Еще есть, так называемая гипотеза внетропического происхождения человека. Она говорит о том, что человек стал человеком, только благодаря труду. То есть труд и мясо по теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса, сделали из животного человека.

    Есть гипотеза мультирегионального происхождения человека, согласно которой человек достиг нынешнего положения, нынешней эволюции, не в одной точке мира, а в разных, этим объясняется появление разных рас (монголоидная, европеоидная и т.д. ). И архантроп, позднее как бы эволюционирует в неандертальца. На сегодняшний день у современной науки именно такая позиция…

    А есть теория полицентризма, когда есть разные центры появления человека. Человек выделился из биологического мира осознанным трудом. Именно появление сознания и помогло человеку выделиться из животного мира.

    Формы материи

    Таким образом мы выяснили что есть четыре формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Именно соц. форма материи — высшая форма материи, потому что она состоит из физической, химической и биологической форм материи. Социальная форма материи — связи между людьми и социальные факты. Традиции, обычай, нравы, то что правило и регулирует отношения между людьми. Ее нельзя потрогать, но можно ощутить в виде санкций, это и есть действие социальной формы материи. Общество — социальная форма материй (обычаи, традиции, нравы), общество — система, такая же как природа (имеет свои законы и развитие).

    Термин: «Общество». Обязателен для изучения

    ВЫУЧИТЬ!!! Общество понимается в 2 смыслах. В широком смысле общество понимается, как совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей. Оно выступает, как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и других социальных противоречий.

    В узком смысле под обществом понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистическое общество), определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу, как «японский феодализм» или определенной формы социальных отношений.

    А сейчас мы с Вами начнем разбирать концепции развития обществ, а в следующем посте, посвященном обществознанию, мы с Вами продолжим эту непростую тему.

    Концепция развития общества Гесиода

    Наглядная схема теории Гесиода

    Первая концепция принадлежит Гесиоду. Он говорил, что общество развивается проходя через стадии. В основе каждой стадии лежит металл. То есть раньше была Эпоха Богов, когда люди были Богами. В конце концов люди, так скажем оборзели — стали грешить и боги понизили их качество их жизни до Золотого Века. Через некоторое время люди окончательно приборзели и боги понизили их до Века Серебра. В конце концов люди настолько погрязли в грехе и войнах, что боги понизили людей до Медного Века и безусловно по мысли Гесиода XXI век — Железный Век. Мы видим что сознание Гесиода было мифическое, и оно было направлено не в будущее, а в прошлое. И он считал, что с течением времени, общество деградирует. Это была первая концепция о развитии общества. А о следующих концепциях Вы узнаете из следующего поста, так что, все таки добавьте подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить )

    xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

    Общество. Теория |

    Тема 1. Понятие общества

    Общество в широком и узком смысле. Признаки  общества.

     

     


     

     

    Тема 2. Функции общества

    Функции общества: производство благ,
    управление, воспроизводство, социализация, формирование идеологии, передача опыта поколениям.

     


    Тема 3. Общество- динамическая система. Сферы общества

    Общество- это система. Общество- развивающаяся система. Сферы общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.


     

    Тема 4. Социальные институты

    Понятие, виды, структура, признаки и функции социальных институтов.


     

     

    Тема 5. Объективные и субъективные факторы развития общества

    Что относится к субъективным и объективным факторам развития общества и какова их роль.

     


    Тема 6. Прогресс. Регресс

    Прогресс. Критерии и противоречивость прогресса.

    Регресс.Признаки регресса в обществе.

     


    Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа

    Эволюция, революция, реформы- пути развития общества. Их особенности.

     


     

    Тема 8. Модернизация. Инновация

    Признаки модернизации и инновации, их роль в обществе.

     


    Тема 9. Альтернативность общественного развития

    Важность правильного выбора альтернативного пути развития общества.

     


     

    Тема 10. Общественные отношения

    Понятие общественных отношений. их особенности и виды.

     

     


     

    Тема 11. Цивилизация и её типы

    Понятие цивилизации. Локальные и линейно-стадиальные цивилизации. Западная и восточная цивилизация.


     

    Тема 12. Формация и её типы

    Понятие формации, особенности пяти типов формаций по К.Марксу.

     


    Тема 13. Типы общества

    Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Открытое- закрытое, простое- сложное  общество.


    Тема 14. Общество и природа

    Природа в узком и широком смысле, взаимодействие природы и общества, общее и различия между обществом и природой, защита природы.


     

    Тема 15. Глобальные проблемы

    Понятие глобальных проблем, их признаки и причины появления. Типы глобальных проблем, пути решения.


     

    Тема 16. Глобализация

    Что такое глобализация? Причины и последствия глобализации

     


     

    Тема 17. Науки, изучающие общество

    Что изучает археология, история, политология, правоведение, социология, экономика, философия и другие науки об обществе?


     

    obschestvoznanie-ege.ru

    Сборник терминов по обществознанию. Блок-модуль «Человек и общество».

    Термины по обществознанию.

    Блок-модуль «Человек и общество».

  • Антропогенез – теория о происхождении человека.

  • Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле.

  • Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных качеств.

  • Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.

  • Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

  • Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

  • Догматизм – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, неподвижностью, стремлению к авторитарности.

  • Скептицизм – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления.

  • Убеждение – устойчивый взгляд на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

  • Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

  • Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знание об окружающем мире.

  • Субъект познания – носитель познавательной активности.

  • Объект познания – все, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

  • Условия познания – материальные средства, используемые в познании, информация, социальная среда, условия труда и т.д.

  • Агностицизм – философское направление, которое полностью или частично отрицает возможность познания.

  • Скептицизм – философское направление, которое выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

  • Оптимизм – философское направление, которое утверждает принципиальную познаваемость мира.

  • Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления процессы, возникающие в результате их непосредственного на органы чувств.

  • Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

  • Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

  • Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.

  • Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.

  • Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

  • Знание – результат познание действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

  • Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

  • Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

  • Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.

  • Относительная истина – неполное, неточное знание.

  • Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

  • Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п.

  • Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

  • Субъект деятельности – человек, осуществляющий деятельность.

  • Объект деятельности – предмет, процесс или явление, на которые направлена деятельность.

  • Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.

  • Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

  • Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

  • Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

  • Общение – это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене информацией, а также восприятии и понимании партнерами друг друга.

  • Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

  • Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практического полезного результата.

  • Творчество – вид деятельности, порождающий качественно нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

  • Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

  • Интуиция – знание, условие получения которого не осознаются.

  • Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

  • Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человека его подлинно человеческих качеств.

  • Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

  • Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития.

  • Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой процессы в мире починены господству необходимости.

  • Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

  • Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

  • Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия люде, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

  • Институт общества – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

  • Культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

  • Элитарная культура – культура, которая создается привилегированной частью общества, либо по её заказу специальными творцами.

  • Народная культура – культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

  • Массовая культура – современная культура (концерты, поп-музыка, цирк и т.п.).

  • Субкультура – часть общей культура, система ценностей, присущая конкретной части общества.

  • Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

  • Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  • Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

  • Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

  • Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка.

  • Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

  • Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

  • Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

  • Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

  • Метод – орудие, средство.

  • Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

  • Эксперимент – исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

  • Анализ – процесс мысленного или фактического разложение целого на составные части.

  • Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

  • Индукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям.

  • Дедукция – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от общих положений совершается переход к отдельным фактам.

  • Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

  • Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

  • Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения.

  • Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

  • Формализация – уточнение содержание познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы составляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

  • Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

  • Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

  • Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

  • Религия

  • infourok.ru

    Человек и общество. Подготовка к ОГЭ (теория). Обществознание. 9 класс

    Описание слайда:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: А) ПОНЯТИЕ Б) СТРУКТУРА: ОБЪЕКТ СУБЪЕКТ МОТИВ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ПРОЦЕСС (ДЕЙСТВИЯ) РЕЗУЛЬТАТ 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ: ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ЦЕННОСТНО- РАЦИОНАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ 3. СРАВНЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С ПОВЕДЕНИЕМ ЖИВОТНОГО 4. ЧЕРТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОЗНАТЕЛЬНЫЙ, ПРОДУКТИВНЫЙ, ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР 5. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ПО СУБЪЕКТУ: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, КОЛЛЕКТИВНАЯ Б) ПО ХАРАКТЕРУ: РЕПРОДУКТИВНАЯ, ТВОРЧЕСКАЯ В) ПО СООТВЕТСТВИЮ ПРАВОВЫМ НОРМАМ: ЗАКОННАЯ, НЕЗАКОННАЯ Г) ПО СООТВЕТСТВИЮ МОРАЛЬНЫМ НОРМАМ: МОРАЛЬНАЯ, АМОРАЛЬНАЯ Д) ПО СООТНОШЕНИЮ С ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОГРЕССОМ: ПРОГРЕССИВНАЯ, РЕАКЦИОННАЯ Е) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ДУХОВНАЯ Ж) ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ: ВНЕШНЯЯ, ВНУТРЕННЯЯ З) ПО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ СРЕДСТВАМ И РЕЗУЛЬТАТАМ: МАТЕРИАЛЬНАЯ (МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ) И ДУХОВНАЯ (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ, ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ) ПЛАН 6. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) ТРУД ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ: УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕПРОДУКТИВНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА: КОНКРЕТНЫЙ И АБСТРАКТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЧАСТНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАЁМНЫЙ ТРУД И САМОНАЁМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ: ЖИВОЙ И ПРОШЛЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ И НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ Б) ИГРА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: СЕЗОННЫЕ (ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ) ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ, ИГРЫ-МИНУТКИ ПО МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ: НАСТОЛЬНЫЕ, КОМНАТНЫЕ, УЛИЧНЫЕ, НА ВОЗДУХЕ, ДВОРОВЫЕ, НА МЕСТНОСТИ, ПРАЗДНИЧНЫЕ, ЭСТРАДНЫЕ ПО СОСТАВУ УЧАСТНИКОВ (ПОЛУ И ВОЗРАСТУ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ, ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ: ОДИНОЧНЫЕ, ПАРНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ГРУППОВЫЕ, КОМАНДНЫЕ, МАССОВЫЕ ПО СТЕПЕНИ РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПЛАНОВЫЕ, СТИХИЙНЫЕ, ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ, ЭКСПРОМТНЫЕ ПО НАЛИЧИЮ АКСЕССУАРОВ: БЕЗ ПРЕДМЕТОВ И С ПРЕДМЕТАМИ В) УЧЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ВИДЫ: ПО ОБРАЗЦУ, СЛУЧАЙНЫЕ ОТКРЫТИЯ, СТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ, ОРГАНИЗОВАННОЕ, НЕОРГАНИЗОВАННОЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ 7. ТВОРЧЕСТВО: А) ПОНЯТИЕ Б) МЕХАНИЗМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОМБИНИРОВАНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ, ИНТУИЦИЯ

    infourok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *