Математика профильная что это такое – При поступлении в ВУЗ требуется ЕГЭ по математике, математика профильная. Что означает профильная?

Содержание

В чем разница между базовым и профильным уровнем ЕГЭ по математике?

В 11 классе перед каждым выпускником встает выбор, какой уровень экзамена по математике сдавать. Для принятия грамотного решения следует сравнить оба варианта и определить, какой из них подходит именно вам.

Базовая версия

Эта опция нацелена на выпускников, планирующих выбрать специализацию, не связанную с математикой. Сдача ЕГЭ по этому предмету необходима им только для получения отметки в аттестате, а в вузе ее не будет среди вступительных испытаний. Сдать базу по математике могут и те ученики, которые не будут продолжать обучение в принципе.

Экзамен базового уровня оценивается по стандартной пятибалльной шкале после перевода набранных очков в привычную оценку. Тест состоит из 20 задач, которые принадлежат к разным разделам предмета, пройденным за период с 1 до 9 класс. Для получения тройки нужно правильно ответить всего на 7 заданий.

Задачи могут быть на следующие темы:

  • дроби;
  • степени;
  • проценты;
  • переменные из степени;
  • логарифмы и тригонометрические функции;
  • таблицы, графики;
  • простые уравнения;
  • геометрические задачи;
  • логические задачи;
  • работа с числами и числовой осью;
  • теория вероятности;
  • задача с подвохом.

Первые 16 заданий относительно простые, а остальные четыре по сложности сравнимы с профильным уровнем экзамена.

Профильная версия

ЕГЭ по математике профильного уровня сдают выпускники, которым она потребуется в вузе.

В 2018 году КИМ (контрольно-измерительный материал) состоит из 19 пунктов, которые разделены на две части:

  • в первой содержится 8 вопросов с краткими ответами;
  • во второй – 11 задач посложнее.

Задания с 9 по 12 относятся к повышенному уровню сложности и требуют лаконичного ответа. Он должен содержать конечную десятичную дробь или целое число.

Задания с 13 по 19 принадлежат к высокой степени сложности – на них нужно отвечать развернуто. При этом решение может быть незаконченным, но иметь правильный курс – в этом случае за задачу можно получить хотя бы часть баллов.

Для успешной сдачи профильного экзамена по математике рекомендуем воспользоваться следующими советами:

  1. Внимательно проверяйте полученные цифры, особенно краткие ответы. Пересчитывайте каждое задание сразу после выполнения, а в конце, если останется время, повторите проверку.
  2. Обязательно попытайтесь решить задания с развернутым ответом. Даже частично верное решение позволит получить хотя бы часть баллов, которая причитается за эту задачу.
  3. Внимательно читайте содержание вопроса, анализируя сложные формулировки. При необходимости делайте тезисы на черновике, чтобы упростить картину.
  4. Вписывайте цифры в бланк предельно аккуратно. Заполненные КИМы проверяет программа, которая не будет разбираться в каракулях.

Какую версию экзамена выбрать?

Если в перечне вступительных экзаменов на факультет присутствует математика, то вам необходимо сдавать профильный уровень. Если этот предмет отсутствует, то можно остановиться на базе. Если вы выберете базовую версию и сдадите ее на пятерку, поступить в вузы, где требуется математика, не удастся.

При этом нужно учесть, что математика необходима для поступления не только на технические и физические специальности. Ее требуют сдавать на экономических, управленческих, финансовых специальностях, а также на некоторых гуманитарных и лингвистических направлениях. Поэтому очень важно заранее определиться с выбором факультета и уточнить перечень вступительных испытаний, чтобы вовремя начать подготовку.

Раздумывая над тем, какую версию ЕГЭ по математике сдавать в 2018 году, трезво оценивайте свои способности. Если ваши оценки в школе колеблются в диапазоне 3-4, лучше не рисковать, поскольку уровень сложности профильного экзамена требует знаний, близких к отличным. Если же вы готовы приложить все усилия для поступления на специальность мечты, начинайте подготовку за 2-3 года до сдачи, посещая групповые или индивидуальные занятия с репетитором.

Читать похожие статьи

ruseducenter.ru

Что такое ЕГЭ по математике профильного уровня? Ответ экспертов ЕГЭ-Студии

ЕГЭ по математике – обязательный экзамен. Cейчас существует две формы этого экзамена: базовый и профильный ЕГЭ по математике. Это очень хорошо, что ЕГЭ по математике разделили по уровням. Те, кто поступают на специальности, не связанные напрямую с математикой, — например, в консерваторию,  в институт физкультуры – могут сдавать базовый ЕГЭ по математике и уделить больше времени подготовке по действительно важным для них предметам.

А для тех, кто поступает на инженерные и экономические специальности, подготовка к ЕГЭ по математике профильного уровня просто необходима. Математика нужна для решения тех задач, с которыми они встретятся в своей будущей работе. Профильный ЕГЭ по математике – непростой экзамен.

Профильный ЕГЭ по математике включает в себя целых 19 задач.

Из них 12 – более простые, и засчитывается в них только правильный ответ. Но эти 12 задач охватывают все темы школьной программы! Чтобы их решить правильно, нужна тренировка. Надо уметь внимательно читать условие, быстро и правильно считать без калькулятора и проверять ответы с точки зрения здравого смыслы.

Другие 7 задач профильного ЕГЭ по математике – сложные, и предоставить надо не только ответ, но и отлично оформленное решение. Эти задачи по сложности можно сравнить с теми задачами вступительных экзаменов в вузы, которые когда-то решали абитуриенты.

Многим абитуриентам просто не хватает времени, чтобы сделать все меньше чем за 4 часа. Можно сказать, что на профильном ЕГЭ по математике «думать некогда, записывать надо!»

Фактически, профильный ЕГЭ по математике — это два экзамена в одном.

Часть 1 – первые 12 задач — представляет собой выпускной экзамен за курс средней школы. В первых 12 задачах проверяются все навыки и умения, полученные на уроках математики, начиная с третьего класса. И если у ученика проблемы, например, с арифметикой, если в пятом или седьмом классе он что-то недопонял – на таком непрочном фундаменте нереально что-либо построить.

Поэтому не надо начинать подготовку к ЕГЭ по математике с решения типовых вариантов ЕГЭ. Такую ошибку допускают многие школьники. Начинать подготовку к профильному ЕГЭ по математике надо с повторения всего базового курса школьной математики. Он есть на нашем сайте и в видеокурсах Анны Малковой.

Обратите внимание, что в первых 12 задачах ЕГЭ по математике не бывает «почти правильного» ответа. Он либо правилен, либо нет. Ответ в этих задачах должен быть записан в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Поэтому так важны внимание и уверенность – чтобы сразу записать правильный ответ и позже не возвращаться к его проверке, а заняться сложными задачами части 2.

Каждая задача первой части оценивается в 1 первичный балл.

Часть 2 профильного ЕГЭ по математике включает в себя 7 задач. Она больше всего похожа на традиционный вступительный экзамен в ВУЗы. Это сложные, комбинированные задачи, требующие творческого подхода, логики и, конечно же, внимания.

Вот какие задачи входят в вариант профильного ЕГЭ по математике:

Задача 13 — Уравнения. Многие старшеклассники считают, что в задаче 13 могут быть только тригонометрические уравнения. Однако все чаще в этой задаче дают комбинированные уравнения, в которых есть и тригонометрия, и логарифмы, и показательные функции. Оценивается в 2 первичных балла.

Задача 14 – Стереометрия. Призмы, пирамиды, конусы и другие объемные тела. Здесь есть задачи на нахождение углов между прямыми и плоскостями, расстояний между прямыми, между параллельными плоскостями и от точки до плоскости, вычисление площадей и объемов. Непростая задача, требующая и отличных знаний, и пространственного воображения. Оценивается всего в 2 первичных балла

Задача 15 – Неравенства. Показательные, иррациональные и логарифмические неравенства, корни и модули, всевозможные приемы решения. Здесь нужны и знания, и логика. Оценивается в 2 первичных балла

Задача 16 – Геометрия на плоскости. Треугольники, параллелограммы, трапеции, окружности и другие фигуры, а также их всевозможные комбинации. Надо отлично знать весь курс геометрии, все теоремы, свойства, основные схемы решения. Оценивается в 3 первичных балла

Задача 17 – Экономическая. Здесь и задания на оптимизацию, на банковские платежи, вклады и кредиты. Для задач на кредиты рассматриваются две схемы – аннуитет и схема с дифференцированными платежами. Эта задача требует большого количества вычислений. Напоминаем, что на ЕГЭ по математике профильного уровня калькулятором пользоваться нельзя. Оценивается в 3  первичных балла

Задача 18 – самая сложная алгебра. Параметры. Необходимо наизусть знать все элементарных функции, их графики и преобразования, уметь задать уравнением или неравенством окружность, полуплоскость, какую-либо сложную кривую. Множество типов и методов. Те, кто освоили эту задачу, без труда сдадут экзамен по математическому анализу во время первой сессии в техническом или экономическом вузе. Оценивается в целых 4 первичных балла.

И наконец,

задача 19 – нестандартная. Можно сказать, что это задача по теории чисел, но это не совсем так. Если она на что-то и похожа, то только на олимпиадные задачи. Она требует непростых, но очень логичных математических рассуждений. Чтобы ее решать, нужна высокая математическая культура, развитая интуиция и логика и конечно, знание специальных приемов. Это дорогостоящая задача – она оценивается в 4 первичных балла. Но есть и хорошая новость: получить два балла из этих четырех довольно легко. Просто надо знать, как это сделать!

В каждой из этих семи задач профильного ЕГЭ по математике недостаточно просто записать ответ. Надо грамотно и понятно записать каждый шаг решения так, чтобы при проверке вашей работы эксперт ЕГЭ смог поставить максимальный балл!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Концепция профильного обучения математике (4)

Личностно-ориентированная направленность, гуманитарный характер, приоритет развивающей функции обучения – эти фундаментальные принципы математики как учебного предмета остаются инвариантными и на профильном уровне.

Однако, если на базовом уровне общеобразовательная функция математики связана с овладением математическими знаниями, умениями, навыками, необходимыми в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, не требующих использования глубоких математических фактов, то на уровне профильного обучения математика становится важным компонентом последующей жизнедеятельности, высшего профессионального образования.

Профессиональная направленность учебного предмета «Математика» является главным отличительным фактором базового и профильного уровней. Такая направленность не меняет системы целей изучения математики, однако их глубина становится принципиально иной:

  • Развивающий характер математики через развитие логического мышления, алгоритмической культуры пространственного воображения, математического мышления и интуиции. Задается уровнем самостоятельной деятельности в области современной вузовской математики и ее приложений;
  • Цель овладения конкретными математическими знаниями усложняется до цели овладения математическим языком в различных формах, необходимых для освоения на современном уровне избранной специальности.

Конкретным практическим ориентиром профильного уровня «Математики» выступает обеспечение учащимися не только возможности поступления в любое высшее учебное заведение по специальности, требующей высокого уровня владения математикой, но создать условия для успешного обучения в соответствующем ВУЗе.

Следует отметить, что профильный уровень изучения «Математики» реализуется в общеобразовательной школе, это не углубленное изучение математики одаренными учащимися. Режим углубления при этом не отвергается, он планируется через систему элективных курсов соответствующей направленности, индивидуальные учебные планы таких учащихся.

Различные целевые аспекты базового и профильного уровней предмета «Математики» отражены в стандартах федерального компонента как в содержании, так и в требованиях и уровнях подготовки. Например, в разделе «Функции и графики» на базовом уровне учащиеся должны решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций и их графические представления.

Для углубленного изучения математики действует своя программа, разработанная вне профильного обучения и в принципе не учитывающая проектирование углубленного обучения из профильного.

На современном этапе становления методической системы трех уровней (базового, предметного, углубленного) математического образования их различие в целевом компоненте подтверждено лишь в содержании фактологического плана: над содержанием одного уровня подстраивается дополнительное содержание (темы, разделы, классы задач) с позиции уровневой дифференциации. Другие компоненты методической системы во взаимосвязи трех уровней не разработаны.

Нормативное выделение уровней математического образования своим прямым продолжением имеет авторские реализации концептуальных положений в учебниках «Алгебра и начала анализа. 10-11» и «Геометрия. 10-11». В этой связи важен общий анализ авторских положений с позиции идеологии профильного обучения.

В практике школьного математического образования значительное распространение имеют учебники по алгебре и началам анализа А.И. Башмакова, Ю.М. Колягина, Ю.Н. Макарычева, по геометрии А.В. Погорелова, Л.С. Атанасяна. Поскольку учебники отражают «традиционные» общеобразовательные курсы, то разделение в них базового и профильного уровней в учительской практике невозможно.

Более современные идеи (гуманитарной направленности, развивающего обучения, уровневой дифференциации) реализованы в учебных комплектах А.Г. Мордовича по алгебре и началам анализа. В концептуальном плане в комплекте разделены базовый и общеобразовательный уровень, близкий к профильному. Разделение уровней в соответствии с их разными целями в практической деятельности учителя математики может осуществляться только в условиях его целенаправленной подготовки. Наиболее точное соответствие принципам профильного обучения, последовательно формирующим физико-математический профиль изучения алгебры и начал анализа, геометрии предусмотрено в учебниках Г.В. Дорофеева и И.М. Смирновой. Однако реализованное в учебниках слияние профильного и углубленного уровней вне выделения базового уровня затрудняет практическую целостную реализацию концепции профильного обучения.

Оценивая становление массового профильного обучения в среднем общем образовании как одного из важнейших направлений модернизации отечественного образования, следует отметить и его существенную неразработанность: нет целостных концепций каждого из уровней учебных предметов, доведенных до определенных технологий. Отсутствует система обоснований совокупности дисциплин базового и профильного уровней как определенного профиля, формирующего будущего специалиста с заранее заданной компетентностью; принципы дифференциации учащихся, их развитии в методике обучения пока неоднозначны и не доведены до целостной реализации в конкретном учебном предмете, в определенном профиле.

Также не удовлетворяет профильным требованиям и методическая система учебного предмета «Математика»: на базовом уровне пока не создана методика личностного интеллектуального развития учащихся на основе простых математических фактов, методов; нет теоретического обоснования и методического разделения профильного уровня предмета и его углубленного изучения; недостаточно исследована роль профильного уровня математики в становлении системы компетенций учащихся конкретного профиля; отсутствует теоретическая и технологическая модель учителя математики в системе различных профилей.

 

 

 

 

Литература:

  1. Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 79 с.
  2. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Классика Стиль, 2006. – 592 с.
  3. Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А. Седова. Профильная школа в концепции школьного математического образования/ Математика в школе №1 2004 с.7-14.

 

www.neudov.net

Что такое профильная школа?


Что такое профильная школа?

     Профильное  обучение — система специализированной подготовки учащихся старших классов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию обучения, учет интересов, склонностей, способностей учащихся в соответствии с их профессиональным выбором, подготовкой к продолжению образования после окончания средней школы.

Профильное обучение направлено на реализацию следующих основных целей:


  • обеспечить углубленное изучение отдельных  дисциплин программы полного общего образования;

  • создать  условия для значительной дифференциации содержания образования с широкими и гибкими возможностями  построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между  общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

     Профильная школа – институциональная форма достижения поставленных целей.  Это новый тип образовательного учреждения, которое предоставляет каждому учащемуся возможность иметь индивидуальную образовательную траекторию, индивидуальную образовательную программу, позволяющую старшекласснику сконцентрироваться на отдельной образовательной области, достичь своих образовательных целей.

Как осуществляется набор в профильные классы?

     Набор в старшую школу осуществляется согласно Уставу школы на основании заявления учащегося. Педагогический Совет по окончании учащимися основной школы рассматривает заявление выпускника и предъявляемый им пакет документов, демонстрирующих успехи за курс основной школы: аттестат основной школы,  “портфолио” достижений  выпускника основной школы, рекомендации психолого-педагогического консилиума. Педагогический Совет принимает решение о рекомендации продолжить образование в старшей школе по профильному обучению.

     Преимуществом при наборе пользуются учащиеся, успешно окончившие основную школу (средний балл  аттестата не ниже “4”), победители и участники районных, городских, областных, региональных олимпиад, конференций, конкурсов.

     При поступлении  в старшую школу учащихся из других образовательных учреждений города и района в случае конкурсного набора  претенденты сдают дополнительно вступительные пробы по профилирующим предметам.

В чем особенность элективных предметов?

Элективные курсы,  или курсы по выбору учащихся, могут выполнять несколько функций:


  • поддерживать предметы, изучаемые на профильном уровне;

  • поддерживать предметы, изучаемые на общеобразовательном уровне;

  • удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.

     Среди них могут быть предметные и межпредметные курсы.

     Элективные курсы создают условия для дифференциации и индивидуализации содержания обучения, делают более интересным и привлекательным содержание  учебных планов школы.

Выбранные учащимся курсы являются обязательными для посещения.

Что такое портфолио?

    «Портфолио» ученика – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая, наряду с результатами экзаменов, является составляющей образовательного уровня выпускника основной школы.

Какие профили предоставляет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3г.Ершова Саратовской области»?


  • Химико-биологический профиль. Профильные предметы: математика, химия, биология.

  • Информационно-технологический профиль. Профильные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ, биология.

  • ^ Профильные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ.

Что такое мультипрофиль?

     Это организация учебного процесса   школы с учетом индивидуальных образовательных программ учащихся. Практически по всем предметам учащимся 10-х классов предоставлена возможность выбора углубленного и базового варианта изучения программы.

^ учащиеся 10Б, 10В классов занимаются по индивидуальным учебным планам.

В чем преимущества организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам?

     Каждый ученик выбирает интересующий его набор учебных предметов. При этом часть предметов изучается на базовом уровне, часть на расширенном или углубленном.

    Возможно нетрадиционное сочетание профильных предметов (например, информатика и биология, история и биология, математика и русский язык, химия и иностранный), что исключено при введении жесткого профиля обучения.

    Учащиеся  не имеют перегрузки в учебном плане (не более 37 часов в неделю).

     Группы, изучающие предмет по расширенной или углубленной программе, малочисленны.

Приложение № 1

к  приказу   министерства   образования  Саратовской области 

от 12.04.2012 1216 

Перечень профильных предметов по выбору, соответствующих

примерным профилям обучения на ступени среднего(полного) общего образования в профильных классах




Профиль

Предметы для государственной (итоговой) аттестации и комплектования профильных классов (групп)

1

физико-математический

информатика и ИКТ, физика

2

физико-химический

физика, химия

3

химико-биологический

биология, химия

4

биолого-географический

биология, география

5

социально-экономический

иностранный язык, обществознание, география

6

социально-гуманитарный

история, литература, иностранный язык

7

филологический

литература, иностранный язык

8

информационно-технологический

физика, информатика и ИКТ, биология

9

агро-технологический

биология, география, физика

10

индустриально-технологический

физика, информатика и ИКТ

11

художественно-эстетический

история, литература

12

оборонно-спортивный

обществознание, история, физика

Перечень предметов по другим профилям устанавливается органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования

tvov.ru

Профильный и базовый уровень ЕГЭ 2015 по математике

Выпускники 2015 года будут сдавать на выбор две части экзамена по математике. Один уровень базовый, который влияет на оценку в аттестате, и второй — профильный, сдав который появится возможность поступать в ВУЗ. В чем принципиальная разница этих двух уровней экзамена, когда их будут сдавать и какими будут контрольно-измерительные материалы (КИМы)?

В начале ноября российские школьники сдавали пробный экзамен ЕГЭ 2015 по математике. Все школы, которые решили принять участие в добровольной сдаче, получили КИМы по интернету. Для каждой из школ были составлены разные задания, которые брались из банка задач.

Всего в апробации ЕГЭ по математике (базовый уровень) приняли участие 15 000 школ России, в которых учится порядка 300 тысяч 11-классников. Ориентировочный минимум (7 задач из 20) не выполнили более 10% участников ЕГЭ. Время подготовиться к основному экзамену у ребят еще есть, однако необходимо будет приложить максимум усилий.

Что касается результатов, получить доступ к ним могут только школы участники. Когда подведут общие итоги пробного ЕГЭ по математике, будет опубликована общероссийская статистика, без какого-либо сравнения результатов по школам и регионам. Эксперты из Рособрнадзора рассказали о разделении экзамена и особенностях базового и профильного ЕГЭ 2015 по математике.

В чем отличие базового уровня ЕГЭ 2015 по математике от профильного?

Как отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, в этом году учащиеся могут сдать экзамен по математике базового уровня, профильного уровня или оба сразу. Однако не стоит думать, что базовый проще профильного – он ориентирован совершенно на другие цели. Напомним, что базовый и обязательный экзамен по математике будет сдаваться по расписанию ЕГЭ 2015 — 23 марта в досрочный период.

Основной период сдачи ЕГЭ 2015 по математике

Все расписание ЕГЭ 2015 можно узнать здесь>>

1 июня 2015 года

Математика, базовый уровень

4 июня 2015 года

Математика, профильный уровень

Базовый математический уровень ЕГЭ 2015 ориентирован на знание материала, который пригодится в повседневной жизни. Например, проводить расчеты, логически мыслить, использовать справочную информацию для решения задач. Результаты базового ЕГЭ будут оцениваться по пятибалльной шкале, возможности поучаствовать в конкурсе на поступление в математический вуз они не дают. Данные результаты лишь позволят получить аттестат и поступить на гуманитарные специальности в некоторые вузы. Состоит базовый экзамен ЕГЭ по математике из 20 заданий, на которые необходимо дать краткий ответ.

Профильный уровень необходим для поступления в ВУЗ. Если же ученик намерен поступать в заведение, в котором одним из вступительных экзаменов является математика, ему необходимо сдать профильный ЕГЭ по математике. На таком экзамене проверяется умение решать неравенства и уравнения, выполнять различные действия с функциями и фигурами, строить математические модели и исследовать их. Профильный ЕГЭ по математике оценивается по 100-бальной системе. Он состоит из двух частей:  первая часть будет содержать задания с кратким ответом, вторая часть – задания с кратким и развернутым ответом. Конечно же, профильный уровень довольно сложный, зато сдав его, можно получить возможность поступления в вуз (если баллов будет достаточно).

Двухуровневый экзамен по математике в 2015 году создаст психологический комфорт для учащихся, родителей, учителей, так считают эксперты и педагоги.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

О профильном образовании, математическом, гуманитарном профиле и других читайте на сайте

Ваш ребенок мечтает стать юристом или врачом, поможет ли профильное образование поступить в желаемый ВУЗ? Какой профиль выбрать ребенку, если он пока не определился с будущим направлением профессиональной деятельности? И как быть, если профиль будет выбран неверно? Ответы на эти и многие другие вопросы о профильном образовании Вы найдете в нашей статье.


Профильное образование
дает глубокие знания
по дисциплинам, необходимым
для освоения будущей
профессии
 

Вопрос профильного обучения в школе – на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов системы современного образования и одна из самых спорных тем как для учеников и родителей, так и для педагогов. Как помочь школьникам с выбором направления? Как дать весь необходимый материал, если ваш предмет непрофильный и количество часов ограничено? Среди педагогов такая инновация успела приобрести как сторонников, так и противников.


Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.



Профильная система
обучения призвана улучшать
самостоятельность,
самодисциплину, мотивацию
и ответственность
 
  • Глубокие знания по профильным дисциплинам. Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
  • Ориентация в мире профессий. Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
  • Самостоятельность и желание учиться. Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти что-то , за что он действительно будет болеть всей душой.
  • Легкое поступление в ВУЗ. Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.

Типы обучения по профилям

Тема профильного обучения достаточно популярна на сегодняшний день: год от года ее практикуют все в большем количестве учебных заведений. Однако необходимо учитывать, что типов обучения могут разительно отличаться. В современных школах типы профильного обучения разделяют на несколько групп.



Выделяют несколько типов
профильных систем: «школа-ВУЗ»,
школа с элективными курсами
и школа с профильными
классами, имеющими
специальные программы
 
  • «Школа-ВУЗ». Профильные классы, работающие по такой системе, делают основную ориентацию на будущую профессию и поступление в определенный университет. При этом нередко в таких школах преподают профессора из высших учебных заведений, находящихся в одном городе со школой.
  • Профильные классы со специальными программами. Программы данной системы отводят не только много часов профильным школьным предметам, но также могут содержать и другие специальные дисциплины, которые помогут раскрыть суть профессий. К примеру, ученики гуманитарного профиля наряду с привычными дисциплинами могут дополнительно изучать журналистику, философию или культурологию.
  • Элективные курсы. Профильные уроки в данной системе стоят в расписании как дополнительные или курсы по выбору. Например, если ваш ребенок выбрал социально-экономический профиль, то экономика, право и социология могут преподаваться по выбору.

Наиболее продуктивной считается система «школа-ВУЗ», при которой школа, лицей или гимназия сотрудничает с университетом. Она не только улучшает знания школьников, но и значительно повышает шанс абитуриентов поступить на бюджетное место.


Плюсы и минусы профильного образования

Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.

Плюсы:



Углубленное изучение
профильных предметов облегчает
поступление в ВУЗ
 
  • Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии. Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
  • Чувство принадлежности к профессиональному сообществу. Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
  • Самомотивация и большее желание учиться. Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какой-нибудь нелюбимой истории. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
  • Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения. Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
  • Легкость поступления в ВУЗ. Усиливая знания по необходимым предметам, шанс поступить в желанный университет в разы увеличивается. Особенно это актуально для ряда школ, в которых практикуется система «школа-ВУЗ» и происходит сотрудничество с профессорами.

Минусы:


Профильным предметам
всегда отводится больше
времени, а потому, делая
выбор, школьники закрывают
себя от других вариантов
 
  • Сложность поступления в профильный класс. Нередко для того, чтобы поступить в класс с естественнонаучным профилем, гуманитарным или любым другим, необходимо сдать специальные вступительные экзамены, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
  • Ранний отказ от возможных вариантов. Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел математический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее. Возможно, придется прибегнуть к услугам репетиторов.
  • Мало часов для изучения непрофильных предметов. Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.

Практика профильного обучения за рубежом

Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.


Выбрать профиль помогут
психологические тесты,
собеседования, портфолио, экскурсии,
День карьеры и элективный
курс «Будущая карьера»
 

Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.


Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:


  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.


Стоит учитывать,
что для поступления в профильный
класс требуется сдать
достаточно сложные экзамены
 

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.


Профили: как выбрать верное направление?

Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.


  • Психологические тесты. Тестирование и анкетирование помогает выявить наклонности учеников и направления, в которых им стоит развиваться. Отличным вариантом станет тест на профориентацию.
  • Собеседование. Беседы с психологами, преподавателями и представителями разных профессий смогут показать, на что способен ученик и к чему он стремится. Цепочка вопросов поможет отсеять неподходящие варианты и наметить перспективные пути развития.
  • Портфолио. Одним из способов определить, гуманитарный профиль подходит ученику, естественнонаучный или какой-то еще, является составление портфолио, где будут отмечены все былые заслуги и награды школьника, его интересы, внешкольная деятельность и дополнительное образование. Сбор всей этой информации вместе поможет выявить общее направление. Ребенок выигрывал на шахматных турнирах и собирает дома компьютеры, то есть преуспевает в областях, где задействована логика? Вероятнее всего, ему подойдет математический профиль. Или же школьник выращивает цветы на окнах и любит ухаживать за животными? Тогда естественнонаучный профиль станет более удачным вариантом.
  • Элективный курс «Будущая карьера». Дополнительные занятия, где будет рассказано о современных профессиях, также помогут определиться с выбором. Пусть на курсах учителя рассказывают о престижной и высокооплачиваемой работе, также можно привлечь представителей различных профессий и родителей для выступления.
  • День карьеры. Мероприятие, посвященное выбору профессии, также станет отличным способом для определения, какой профиль лучше подойдет ученику. На специальных стендах можно разместить всю необходимую о работе информацию, а приглашенные специалисты ответят на все вопросы школьников.
  • Экскурсии. Ничто так не упростит выбор специальности, как экскурсия в место, где ученик захочет работать после обучения. Посетите заводы, больницы, государственные учреждения, офисы и торговые площадки, пусть школьники своими глазами увидят, как проходит работа в различных заведениях. Возможно, кто-то из них, побывав в музее, поймет, что хочет изучать историю. А другой ученик, увидев, как кипит жизнь в рекламном агентстве, решит, что реклама – его призвание.

Профильное образование: вылавливаем подводные камни



В случае если профильный
класс не набирается или ребенок
решил сменить направление,
выходом из ситуации
может стать обращение
к репетитору
 

С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.


  • Профильный класс не набирается. Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
  • Смежные специальности. Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание – гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
  • Изменение курса. Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
  • Нехватка квалифицированных кадров. Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.


all-for-school.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *