Возникновение искусства и религии 5 класс история – Методическая разработка (история, 5 класс) по теме: Возникновение искусства и религии | скачать бесплатно

Конспект урока по истории 5 класс на тему «Возникновение искусства и религиозных верований»

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

Задание 2. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  1. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы. На помощь приходит религия.

— Что такое религия? Почему она появилась.

Запишем тему урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

  1. Изучение новой темы

План

  1. Причины появления религии.

  2. Появление искусства.

Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.

У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога –

идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.

Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.

Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется — человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Расскажите об открытие пещерной живописи?

Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Давайте мы тоже «побываем» в Альтамире. (просмотр видеоролика).

  1. Закрепление изученного материала.

Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

  1. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Михайловский Ф.А

  2. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Арасланова О.В., Соловьев К.А.

  3. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Годер Г.И.

Интернет-ресурсы:

  1. http://miro101.ru/index.php/10-klass/61-naskalnaya-zhivopis 01.11.2014

  2. http://www.youtube.com/watch?v=WncWu61Htm8 01.11.2014

Приложение 1

Раздаточный материал.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

  1. Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

  1. Расскажите об открытие пещерной живописи?

  2. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

  3. Игра “Путаница” (работа в парах работают за партами). Задача учащихся расшифровать исторические понятия и дать им определение.

  1. Лергиия

  2. Пграну

  3. Спиьовжи

  4. Авржет

  5. Бирсоаетлвость

  6. Оидл

  7. Араальтми

infourok.ru

Рождение религии и искусства

 

Понятия религии и искусства были всегда тесно взаимосвязаны между собой. Свое духовное просветление человек очень часто воплощает в материальном мире, создавая предметы искусства.

Бывает, наоборот: через искусство приходят к религии. И религия, и искусство возвышают душу человека, помогают ему приблизиться к духовному миру, ощутить сущность бытия. Религия и искусство – два важнейших фактора в развитии любой цивилизации. Они очень органично вплетены в структуру общества и являются его главным регламентационным компонентом.

Зарождение религии и искусства совпало с завершением физического и умственного формирования Homo Sapiens (человека умного), в эпоху позднего Палеолита 35- 11 тыс. лет назад.

Как появилась религия?

Первая религия существовала в форме анимизма и фетишизма. Древние люди не могли найти объяснения таким простым природным явлениям как дождь, гром, молния, ветер, снег. Это породило веру в потусторонний мир духов, которые управляют окружающей их природой. Чтобы задобрить духов природы люди начали приносить им жертвы и совершать определенные шаманские обряды. В неандертальский период появляется верование в душу человека и ее жизнь после смерти.

Неандертальцы считали, что духи их усопших предков наблюдают за их жизнью. На смену анимизма пришел фетишизм. Древние люди наполняли магическим смыслом материальную вещь, и верили, что она будет приносить им удачу и защищать от злых сил. Они верили, что предметы, которые их окружают, несут в себе сверхъестественную силу. Позже появилась магия, благодаря которой люди вышли на новый этап религиозного развития. Они не только защищались от негативных факторов, но впервые попытались повлиять с помощью магических ритуалов на события, которые имели место в их жизни. 

Как появилось искусство?

Постепенно древние люди, с помощью естественных красок (угля, глины, камней) начали рисовать на стенах своих пещер животных и растения. Так появилось первое искусство. Первые рисунки древних людей сохранились и по сегодняшний день на территории России и Европы. Они поражают своей точностью наблюдения за окружающим миром. Изображения мамонтов, бизонов, сцен повседневной жизни стали первыми проявлениями творческих способностей человека. Это говорит о духовном росте древних людей, ведь им уже было мало просто добывать себе пищу и иметь жилище, они нуждались в возвышенном выражении своих чувств, которое отразилось в рисовании.

Позже, древние люди начали делать фигурки из дерева и бивней мамонтов. Так зародилась первая скульптура. В духовном развитии первобытного мира искусство сыграло такую же значимую роль, как изобретения первых орудий труда в качестве полевых работ. Появление религии и искусства тесно связано с расширением восприятия мира сознания первых людей. Ведь это те неотъемлемые вещи, которые присущи в жизни каждого человека. Благодаря их зарождению подвелась своеобразная черта, которая разделила развития человека, вывела его из животных потребностей и сделала полноценной личностью. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Появление человека разумного (Homo sapiens)
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДревние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человека

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Возникновение искусства и религии

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

5 класс, §6

§ Возникновение искусства и религии

Урок № 6

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

  • Способствовать развитию логического и критического мышления

  • Развивать умение координировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей

  • Внести вклад в развитие грамотной речи с использованием исторических терминов

  • Формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

  • Воспитывать интерес к событиям и явлениям исторического прошлого, чувства общности, справедливости и толерантности; уважение к чужому мнению; умение оценивать предметы и явления культуры;. воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: учебник, §6, вопросы в конце параграфа, иллюстрация из учебника, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований».

Этап урока

Методы и приёмы

Время (мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, концентрация внимания

2-3

2.

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

10-15

3.

Изучение нового материала

Рассказ, беседа, диалог, повествование

20-25

4.

Закрепление изученного материала

Фронтальный опрос, вопросы в конце параграфа

5-7

5

Домашнее задание

§6, вопросы в конце параграфа;

* нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей.

2-3

Ход урока

  1. Организационный момент – 2-3 мин.;

  2. Актуализация знаний – 10-15 мин.;

  3. Изучение нового материала – 20-25 мин.;

  4. Закрепление изученного материала – 5-7 мин.;

  5. Домашнее задание – 2-3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Учитель приветствует школьников. Настраивает на работу. Отмечает отсутствующих.

Учащиеся приветствуют учителя; настраиваются на работу.

2

Вступительное слово учителя.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали.

Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

  • Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

  • Как изменился животный мир?

  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  • Что называется родовой общиной?

  • Чем занимались мужчины и женщины в родовой общине?

  • Какие имена носили родовые общины?

Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников, имеющих все общее.

Слушают вступительное слово учителя.

Фронтально взаимодействуют, строят речевые высказывания на вопросы.

3

Вступительное слово учителя.

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом, сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

СЛАЙД 1

Тема нашего сегодняшнего урока «Возникновение искусства и религии».

Запишите себе ее в тетради.

Мы с вами сегодня проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны.

СЛАЙД 2

Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось.

СЛАЙД 3

План урока:

  1. Возникновение искусства

  2. Появление религии

Ребята, а вы любите рисовать?

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны и похожи на детей.

Самые древние творения изобразительного искусства датируются сороковым тысячелетием до нашей эры.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

СЛАЙД 4

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось искусство.

В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира. Когда Саутола зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

СЛАЙД 5

Давайте посмотрим на фрагмент древней живописи.

Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображения.

СЛАЙД 6

Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

СЛАЙД 7

Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством — хотя не обошлось и без курьезов -встречались изображения животных с большим количеством ног — так художники пытались передать движение.

СЛАЙД 8

Многие рисунки содержат загадки — непонятные знаки и предметы, люди с птичьими головами, или в одеянии похожем на скафандр.

Но самое главное — мы не можем понять почему сцены изображающие охоту были нарисованы в труднодоступных, темных пещерах

СЛАЙД 9

Люди каменного века использовали три основных цвета краски: белый, черный и красный. Два последних применялись особенно часто. Так возникла живопись — создание художественных образов красками.

Давайте запишем это в тетради.

В это же время зарождалась и скульптура Древние мастера вырезали фигуры людей и животных из дерева, костей оленя или бивней мамонта. Широкое распространение получили маленькие скульптурные фигурки, или статуэтки, женщины. Это связано с поклонением — культом богини-матери.

СЛАЙД 10

Особым видом первобытного искусства являлся орнамент, которым покрывались изделия из кости, а также каменная и глиняная посуда.

СЛАЙД 11

***

Древние люди многое умели, но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа — это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя: душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

СЛАЙД 12

В те времена у людей зародилась вера в оборотней, в чудесные свойства отдельных предметов. Страх перед природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.

Люди стали обожествлять явления природы.

Не умея объяснить природу появления снов, древний человек стал верить в существование души.

Таким образом, первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождались искусства — творческое отражение окружающего мира в художественных образах. Возникли религиозные представления — вера в сверхъестественные силы и в жизнь после смерти. Религию, основанную на поклонении многим богам и идолам, ученые назвали многобожием или язычеством.

Школьники открывают учебник, записывают название темы в тетради.

.

.

Отвечают на вопрос.

Рассматривают изображения, отвечают на вопрос.

Записывают в тетради.

4

СЛАЙД 13

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения:

  1. Вера в богов и духов —_______________ (религия).

  2. Изображения почитаемых богов и духов —_____________ (живопись).

  3. Подарки богам и духам —__________________ (жертвоприношение).

  4. Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).

Фронтальный опрос:

  • Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения о жизни первобытного человека они могли там получить?

  • Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

  • Какие виды первобытного искусства вы знаете?

  • Какие краски использовали первобытные художники?

  • Что чаще всего изображали первобытные художники?

Школьники фронтально отвечают на вопросы.

5

СЛАЙД 14

Домашнее задание:

§6, вопросы в конце параграфа;

* нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей

Учащиеся записывают задание в дневник.

www.metod-kopilka.ru

Урок по истории древнего мира в 5 классе по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

Конспект урока истории в 5 классе 17.10.2016г

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления.

Предметные
  • Формулировать отличительные признаки религии и искусства

  • Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись

  • Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе

  • Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке

  • Осваивать навыки решения творческих задач

  • Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  • Понимать значение культурного наследия древних людей

  • Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Задание 1. Экспресс опрос.

  1. Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

  2. Как изменился животный мир?

  3. Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  4. Что называется родовой общиной?

  5. Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

  6. Как они изготавливали одежду?

— Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему? (Ученики высказывают своё мнение. Большинство считает, что не хотят жить в первобытности, т.к. там страшно.)

  1. Переход к изучению новой темы

— И им было страшно. А для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним.

— Предположите, каким явлениям человек искал объяснение? (Почему идет дождь?)

— Мог он научно объяснить явления природы?

— Тогда на помощь приходила религия.

— Что такое религия? Почему она появилась.

— Постарайтесь в тексте стихотворения найти строки, относящиеся к религии. Слайд 1

— А к чему относятся остальные строки стихотворения?

— Запишите тему урока Слайд 2

Изучение новой темы

— Естественных причин явлений природы люди не знали. Люди искали ответы на сои вопросы. Почему снятся сны? Что такое смерть? Во сне они видели людей, давно умерших. И думали, что в теле обитает сверхъестественное существо — душа. Слайд 3

Люди верили, что души предков переселились в далекую страну мертвых. Там они также живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды. Хороня сородича, люди клали в могилу все необходимое для путешествия в далекую страну мертвых и для жизни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из медвежьих клыков. Так появилась вера в богов, религия.

Слайд 4

— Выберите на схеме отличительные признаки религии. Слайд 5

— Сформулируйте определение и запишите в тетрадь.( религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.)

Физкультминутка. Учитель называет утверждение, если оно верное дети встают, не верное дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди – Африка.

  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу – рубило.

  3. Хронология – это наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.

  4. Ремесло главное занятие древнейших людей.

  5. Коллектив древнейших людей называется — человеческое стадо.

Работа с документом.

Альтамира — одна из самых известных пещер Испании. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь графа Марселино Санз де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка. С этого дня начались длительные исследования Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес.

Вопросы:

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта?

Слайд 6,7

-Расскажите об открытии пещерной живописи?

-Сосчитайте, сколько лет тому назад сделано это открытие?

-Как называется творческое занятие изображения рисунков? (живопись)

-Живопись относиться к искусству. (Запишите Искусство – творческое отражение действительности.)

— Выберите на схеме признаки искусства. Слайд 8

— Давайте виртуально побываем и в других пещерах, где обнаружены были скальные рисунки. Слайд 9- 18

-Зачем люди их рисовали? С какой целью?

— У них была вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Они плясали у этих изображений, потрясая копьями. Колдун призывал духов – покровителей племени даровать им удачу на охоте и просил прощения у тех животных, которые будут убиты. С помощью обрядов древние люди пытались воздействовать на будущее и на природные явления. Так появилась магия.

  1. Закрепление изученного материала.

Какими словами можно заменить следующие выражения?

  1. Вера в богов и духов –

  2. Поражение копьями нарисованных животных –

  3. Творческое отражение действительности –

4.Сверхъестественное существо, обитающее в теле человека —

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание. П. 3 Т к п. 3

infourok.ru

Возникновение искусства и религиозных верований

Урок истории в 5 классе

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Информация для учителя

Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Как показывает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учителю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.

Алгоритм решения творческих задач

1. Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).

3. Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6. Обязательно докажи свое решение.

7. Проверь, является ли твое решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

— Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 тыс. лет назад?

— Как изменился животный мир?

— Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

— Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.

2. Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, медведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного века? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей — расколотая галька).)

3. Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия.

—  Что такое религия? Почему она появилась?

IV. Изучение новой темы

План

1) Причины появления религии.

2) Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

1. Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей…

2. Работа с дополнительной литературой.

… Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен. Ижевск, 1996. С. 131, 134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

—  Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию.)

—  Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

—  Для чего люди клали и могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

—  Так что же называется религией?

4. Работа над новым понятием.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися — в тетради.

5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Михайловского.

—  О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

6. Работа в тетрадях.

Искусство — творческое отражение действительности.

V. Закрепление изученного материала

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

2. Каким словом можно заменить следующие выражения:

—  Вера в богов и духов — … (религия).

—  Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).

—  Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).

—  Поражение копьями нарисованного животного — … (колдовской обряд).

—  Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Но все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. В этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусства: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к добыче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989. С. 15.

ayratmusin.ru

План конспект по истории 5 класс Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Оборудование: карта мира, учебник, рабочие тетради, памятка с алгоритмом решения познавательных задач.

Информация для учителя

Для развития логического мышления учащихся на уроках исто​рии можно применять решение познавательных задач. Как показы​вает опыт работы, учащиеся с удовольствием берутся за их решение. Рассуждают, высказывают довольно аргументированно свою точку зрения, спорят друг с другом. Но добиться такого эффекта можно лишь тогда, когда дети научены решать такие задачи. Поэтому учи​телю целесообразно начинать эту работу с первых уроков, поэтапно, начиная с простых и переходя к более сложным задачам, соблюдая алгоритм их решения.

Алгоритм решения творческих задач

1.​ Внимательно прочитай условие задачи и вопрос к ней.

2.​ Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический объект, исторический деятель, дата, истори​ческий факт).

3.​ Начни обдумывать эти данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что они делают для ответа на вопрос.

4.​ Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия.

5.​ Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.

6.​ Обязательно докажи свое решение.

7.​ Проверь, является ли твое решение ответом по существу во​проса задачи. Полон ли твой ответ? Нет ли лишнего, не от​носящегося к вопросу задачи.

Ход урока

I.​ Организационный момент

II.​ Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Родовые общины охотников и собирателей»

1.​ Подготовка устного ответа по карточке № 3.

КАРТОЧКА № 3

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что помогло первобыт​ным людям выжить в новых природных условиях?»

Для этого вспомни:

-​ Какие природные изменения произошли на Земле примерно

100 тыс. лет назад?

-​ Как изменился животный мир?

-​ Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

-​ Что называется родовой общиной?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Примерно 100 тыс. лет назад на Земле произошло сильное похо​лодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть землянки, освоил пещеры, начал шить одеж​ду. Животный мир изменился тоже. Появились более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т. е. коллективами родственников, имеющих все общее.

2.​ Решение творческих задач с классом.

Задача 1. В гроте Тешик-Таш во время археологических раско​пок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось устано​вить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя — 2, горного козла — 767, леопарда — 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (Охота.)

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих археологических данных?» (Люди занима​лись охотой, ловили больше горных козлов, меньше — лошадей, мед​ведей и леопардов.)

Задача 2. Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие — на стоянки людей каменного иска? (Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьянолю​дей -расколотая галька).)

3.​ Развернутый ответ учащегося по карточке № 3.

III.​ Переход к изучению новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяс​нять явления природы. На помощь приходит религия.

-​ Что такое религия? Почему она появилась?

IV.​ Изучение новой темы

План

1)​ Причины появления религии.

2)​ Появление искусства.

На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Алътамира, ре​лигия, искусство.

1.​ Рассказ учителя.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, ко​торое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успе​ха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с. 20, учебник Вигасина). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди пове​рили в то, что у человека есть душа. Если человек спит — душа его встречается с душами других людей.

2.​ Работа с дополнительной литературой.

.. .Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и доволь​но богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплек​сами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, на​конечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…

Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен.

Ижевск, 1996. С. 131, 134.

3.​ Беседа по вопросам к тексту.

-​ Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы по​лучить вещественные памятники, а значит, информацию.)

-​ Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

-​ Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

-​ Так что же называется религией?

4.​ Работа над новым понятием.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему.

Запись делается на доске, учащимися — в тетради.

5.​ Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 1 § 3 на с. 15 Вигасина или п. 1 § 3 на с. 21 Ми​хайловского.

-​ О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства.)

6.​ Работа в тетрадях.

Искусство — творческое отражение действительности.

V.​ Закрепление изученного материала

1.​ Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 9 (с. 11).

2.​ Каким словом можно заменить следующие выражения:

-​ Вера в богов и духов — … (религия).

-​ Изображения почитаемых богов и духов — … (живопись).

-​ Подарки богам и духам — … (жертвоприношение).

-​ Поражение копьями нарисованного животного — … (колдов​ской обряд).

-​ Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — … (оборотни).

VI.​ Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 3 Вигасина или § 3 Михайловско​го; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появи​лась религия и искусство?», уметь объяснять эти понятия; устно задание № 4 (с. 18) Вигасина; подготовить сообщение по теме «Как возникло скотоводство».

Дополнительный материал

В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. все-таки они встречаются. В самых различных местах земли найдены статуэтки женщин — «палеолитические Венеры», как их шутя называют. I) этих произведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица — лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее и вздутым животом, громадными мешками грудей — сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она более животна, чем сами животные, как они и поражаются в искусстве палеолита. Любопытный парадокс искусст​ва: отношение к человеку — преимущественно животное, в отношении к зверю — больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечи​вали и прорывались «разумные эмоции» существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение к зверю как к до​быче, источнику питания — тут восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как мно​гозначительна, например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слониха хоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие, сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего

мира. М., 1989. С. 15.

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

Урок истории в 5 классе «Возникновение искусства и религиозных верований»

Урок истории в 5 классе

по теме: Возникновение искусства и религиозных верований

УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Учитель: Потапова С.И.

МБОУ «Шумковская ООШ»

Цели урока:

  1. Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей.

Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.

  1. Научить выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире.

  2. Научить давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев

первобытных людей с позиции современного человека.

Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей. Душа, религия, искусство.

План урока:

I. Проблема урока: зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

II. Поиск решения проблемы:

1. Представления и верования первобытных людей.

Примерный вывод по проблеме: в мифах отражалось представление о происхождении мира и людей.

2. Первобытное искусство.

Примерный вывод по проблеме: первобытные люди создавали наскальные рисунки, совершали магические ритуалы, пытаясь воздействовать на сверхъестественные силы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 16 — 19 сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них?

– Давайте узнаем, какое впечатление

произвели эти рисунки на дочь археолога, работавшего на раскопках в пещере Альтамира.

Фиксирует на доске:

Первобытные люди создавали красивые рисунки.

-А вы хотели, чтобы такие красивые рисунки увидели все?

– Читаем дальше.

– Какие факты приведены в учебнике?

Фиксирует на доске:

Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки.

– Сравните ваши выводы и факты, приведённые в учебнике.

– В чём противоречие, какой возникает вопрос?

– Что нам сегодня предстоит выяснить?

Фиксирует на доске:

Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

Высказывают своё мнение.

Читают текст на с. 14-15

Художникам удавалось передавать характер и облик животных

Да, чтобы все восхищались.

– Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах.

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.

Регулятивные умения

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Можно заострить внимание детей

на особенностях первобытных рисунков вопросом:

– Кого и как изображали первобытные художники?

Скорее всего, дети могут выдвинуть

такие версии:

– Люди верили в волшебную силу

рисунка.

– В рисунках пытались выразить свои представления о мире.

Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

– Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

– С помощью словаря объясните, что

такое религия, искусство. Выделите

главные (ключевые) признаки.

Фиксирует на доске:

Знаем:

Религия – вера.

Искусство – творчество.

– Какой период в истории человеческого общества мы изучаем?

– Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

1) Во что верили первобытные люди?

2) Каким было первобытное искусство?

Индивидуально, самостоятельно

работают со словарём.

– Религия – это вера во что-либо.

– Искусство – это творчество, в котором с помощью образов выражены

чувства, представления человека.

– Первобытный мир.

– Во что верили первобытные люди?

– Какое было первобытное искусство?

– Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди?

Познавательные умения

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию.

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Представления и верования

первобытных людей.

– Как вы думаете, представления о

мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников?

– Сейчас проверим.

– Прочитайте п.3 и 4, с. 15-17, выделите

несколько отличий во взглядах на мир

первобытных и современных людей.

– Сделайте вывод по проблеме.

При проверке задания можно применить алгоритм самооценки (у ребят в тетради вложением).

– Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди?

– Используя словарь, объясните, что называют

мифом.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Указывает на проблему, записанную на доске.

Высказывают своё мнение.

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Примерный ответ:

– Первобытные люди верили в то, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни. Что существует сверхестественная связь между живым животным и его изображением, что

у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование

в потустороннем мире после смерти

человека.

Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса.

– В мифах.

– Мифы – это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями.

Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяя

сверхъестественными силами различные явления природы.

Анализировать (в т.ч. выделять главное).

Оценивать степень и способы достижения цели.

Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его.

2. Первобытное искусство.

– С помощью текста в учебнике на с. 17 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет?

Читают вслух пункт 4, применяя приём «диалог с автором».

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Умение вести диалог.

V. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Первобытные люди создавали

произведения искусства, в которых

выражали своё понимание мира, а

также с помощью магии пытались

воздействовать на сверхъестественные силы.

VI. Применение знаний.

– Выполните задания в учебнике стр. 17 в.3

При проверке можно применить алгоритм самооценки.

Работа в парах.

Коммуникативные умения

VII. Домашнее задание.

– Рассмотрите рисунки на с. 20-21.

– О чём мы будем говорить на следующем уроке?

– Дома проверьте свои предположения, прочитайте §4, а также подготовьте ответы на вопросы после параграфа

Высказывают свои предположения.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *