Ответ §10. «Культура стран Халифата»
1)Заполните таблицу «Образование в Западной Европе, Византии, Арабском халифате».
-
Ответ:
Линии сравнения
Западная Европа
Византия
Арабский халифат
1. Цели образования
Поднять Культурный уровень
Развить науки, грамотность
С помощью знаний занять определённую должность
2. Ступени образования
тривиум и квадриум
Школы и высшие школы, медицинское училище
Начальная школа и высшая школа (медресе)
3. Виды школ
Соборные школы
Церковные, государственные и частные
Частные и школы при мечетях
4. Школьные предметы
грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка
Чтение, письмо и церковное пение, математика, литература. В высших — медицина, религия, мифология, история, география, химия
Математика, история, география, медицина
5. Отношение к получению образования
Халатное
ценили и уважали, государство нуждалось в хорошо обученных людях
Ученые очень ценились и почитались, получали содержание и дары
6. Выводы
Западная Европа развивается медленно, обучали на латинском
Византия на высокой ступени развития по сравнению с соседями
Без образование в халифате прожить невозможно. Обучение на арабском
2) Чем знамениты эти люди?
-
Ответ: Аль-Бируни — великий учёный, автор многочисленных трудов по истории, географии, астрономии, математике, геодезии, медицине и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Высказал догадку, что центром нашей вселенной является Солнце, а земля движется вокруг него.
Ибн Сина — ученый, философ и врач. Был всесторонне образован и являлся автором 450 трудов во многих областях науки. В труде по медицине описал признаки многих болезней.
Фирдоуси — поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей)
3) Обозначьте на контурной карте (с. 27) обсерватории Арабского Востока.
Теперь вы это знаете
1)Разгадайте чайнворд «Из истории Арабского халифата».
1.Правитель Халифата. 2. Таджикско-персидский язык. 3. Город в Палестине, захваченный мусульманами. 4. Город в Аравии. 5. Житель Аравии. 6. Столица Халифата при Аббасидах. 7. Столица Арабского халифата в VII — первой половине VIII века. 8. Прибор, необходимый в мореплавании. 9. Небесное светило, по представлению аль-Бируни, находящееся в центре Вселенной. 10. Часть света, на которую распространились арабские владения в VIII веке. 11. Причудливый узор на стенах арабских построек. 12. Новая вера арабов. 13. Высшие мусульманские школы. 14. Греческий учёный, сочинения которого были знакомы арабским математикам. 15. Хранилище рукописей в Багдаде. 16. Арабское имя «главы учёных». 17. Дворец эмиров в Гранаде. 18. Европейское имя «главы учёных». 19. Континент, север которого в VIII веке был завоёван мусульманами. 20. Духовные судьи у мусульман.
-
Ответ:
2)* Впишите нужные по смыслу слова, которые относятся к истории правления двух могущественных государей, живших в одно время.
-
Ответ:
1. Франкская империя
Ответ: государство Карла Великого
2. Столица Карла Великого
Ответ: Ахен
3. Латынь
Ответ: В франкской империи
4. Каролинги
Ответ: Карл Великий
5. «Дворцовая академия»
Ответ: Ахен
1. Государство Харуна ар-Рашида
Ответ: багдадский халифат
2. Багдад
Ответ: Столица Багдадского халифата
3. В мусульманских странах
Ответ: Арабский язык
4. Харун ар-Рашид
Ответ: Аббасиды
5. Багдад
Ответ: «Дом мудрости»
tetrab.ru
ГДЗ 1 § 10. Культура стран халифата история 6 класс Е.В, Агибалов, Г.М. Донской
GDZ.RU- 1 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Информатика
- Литература
Окружающий мир- Человек и мир
- 2 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 3 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Информатика
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 4 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Испанский язык
- 5 класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Французский язык
- Биология
gdz.ru
Ответы к параграфу § 10. Культура стран халифата.
Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.Ответы на задания из § 10. Культура стран халифата.
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.
Задание № 1.
Разгадайте чайнворд «Арабская мозаика».
1. Правитель Арабского халифата. 2. Таджикско-персидский язык. 3. Мусульманский священнослужитель. 4. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 5. Столица Арабского халифата при Аббасидах. 6. Столица Арабского халифата в VII — первой половине VIII века. 7. Прибор, необходимый в мореплавании, заимствованный арабами у китайцев. 8. Небесное светило, по представлению аль-Бируни, находящееся в центре Вселенной. 9. Часть света, на которую распространились арабские владения в VIII веке. 10. Причудливый узор, украшающий стены арабских построек. 11. Новая вера арабов. 12. Высшие мусульманские школы. 13. Греческий ученый, сочинения которого были знакомы арабским математикам. 14. Хранилище рукописей в Багдаде. 15. «Глава ученых» на Востоке. 16. Дворец эмиров в Гранаде. 17. Имя, под которым в Европе знали Ибн Сину. 18. Континент, весь север которого в VIII веке стал арабским. 19. Духовные судьи у мусульман.
Ответы: 1. Халиф. 2. Фарси. 3. Имам. 4. Михраб. 5. Багдад. 6. Дамаск. 7. Компас. 8. Солнце. 9. Европа. 10. Арабески. 11. Ислам. 12. Медресе. П.Евклид. 14. Дом мудрости. 15. ибнСина. 16. Альгамбра. 17. Авиценна. 18. Африка. 19. Кади.
Задание № 2.
Чем знамениты эти люди: Аль-Бируни, Ибн Сина, Фирдоуси?
Аль-Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, астрономии, математике, геодезии, медицине и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
Ибн Сина —ученый, философ и врач. Был всесторонне образован и являлся автором 450 трудов во многих областях науки.
Фирдоуси — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей). За глубину и широту своих знаний получил прозвище «мудрец».
Задание № 3.
Впишите нужные по смыслу слова, которые относятся к истории правления двух могущественных государей — знаменитых современников. Они жили в одно и то же время, но в разных частях света.
1. Багдадский халифат — Франкская империя
2. Столица Багдадского халифата — Столица Карла Великого
3. Арабский язык — Латынь
4. Династия Аббасидов — Каролинги
5. «Дом мудрости» — «Дворцовая академия»
1. Государство Харуна ар-Рашида — Государство Карла Великого
2. Багдад — Ахен
3. В исламских странах — В европейских странах
4. Харун ар-Рашид — Карл Великий
5. Багдад — Ахен
Вспомним, что узнали
Задание № 1.
Разгадайте кроссворд .
По горизонтали. 3. Собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда. 5. Главная книга мусульман. 7. Наместники провинций в Арабском халифате. 10. Башня около мечети. 12. Древнее святилище арабов. 13. Столица Арабского халифата (от времени его создания до первой половины VIII века). 15. Правители Арабского государства после смерти Мухаммеда. 16. Город на Пиренейском полуострове, прославленный дворцом эмиров — прекрасным образцом арабского искусства. 18. Полуостров — место первоначального расселения арабов. 19. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 23. Столица халифата, основанная правителями из династии Аббасидов. 24. Мусульманский храм. 25. Европейское имя человека, которого на Востоке считали «главой ученых». 26. «Город пророка». 27. Арабы-кочевники.
По вертикали. 1. Советник халифа. 2. Основатель ислама. 4. Год переселения Мухаммеда и его сторонников в соседний оазис, ставший начальной датой мусульманского летосчисления. 6. Столица арабского государства на Пиренейском полуострове. 8. Священный город мусульман, место нахождения главной мусульманской святыни. 9. «Правильный путь». 11. Династия правителей, утвердившаяся в Халифате в 750 году. 14. Дворец правителя Гранадского эмирата. 17. Автор поэмы «Шах-наме». 20. Новая вера арабов. 21. Затейливый узор на стенах зданий у арабов. 22. Высшая мусульманская школа.
Ответы по горизонтали: 3. Сунна. 5. Коран. 7. Эмиры. 10. Минарет. 12. Кааба. 13. Дамаск. 15. Халифы. 16. Гранада. 18. Аравийский. 19. Михраб. 23. Багдад. 24. Мечеть. 25. Авиценна. 26. Медина. 27. Бедуины.
Ответы по вертикали: 1. Визир (см. примечание). 2. Мухаммед. 4. Хиджра. 6. Кордова. 8. Мекка. 9. Шариат. П.Аббасиды. 14. Альгамбра. 17. Фирдоуси. 20. Ислам. 21. Арабески. 22. Медресе.
Задание № 2.
Придумайте и запишите вопрос к § 10 «Культура стран халифата». В классе задайте друг другу ваши вопросы.
Примерные некоторых вопросов: Почему в исламе запрещается изображать живых существ? Какие два направления ислама вы знаете?
5urokov.ru
§ 10. Культура стран халифата.
Задание 1. Разгадайте чайнворд «Арабская мозаика».
1. Правитель Арабского халифата. 2. Таджикско-персидский язык. 3. Мусульманский священнослужитель. 4. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 5. Столица Арабского халифата при Аббасидах. 6. Столица Арабского халифата в VII— первой половине VIII века. 7. Прибор, необходимый в мореплавании, заимствованный арабами у китайцев. 8. Небесное светило, по представлению аль-Бируни, находящееся в центре Вселенной. 9. Часть света, на которую распространились арабские владения в VIII веке. 10. Причудливый узор, украшающий стены арабских построек. 11. Новая вера арабов. 12. Высшие мусульманские школы. 13. Греческий ученый, сочинения которого были знакомы арабским математикам. 14. Хранилище рукописей в Багдаде. 15. «Глава ученых» на Востоке. 16. Дворец эмиров в Гранаде. 17. Имя, под которым в Европе знали Ибн Сину. 18. Континент, весь север которого в VIII веке стал арабским. 19. Духовные судьи у мусульман.
Ответы: 1. Халиф. 2. Фарси. 3. Имам. 4. Михраб. 5. Багдад. 6. Дамаск. 7. Компас. 8. Солнце. 9. Европа. 10. Арабески. 11. Ислам. 12. Медресе. 13. Евклид. 14. Дом мудрости. 15. ибн Сина. 16. Альгам-бра. 17. Авиценна. 18. Африка. 19. Кади.
Задание 2. Чем знамениты эти люди?
Аль-Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, астрономии, математике, геодезии, медицине и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
Ибн Сина — ученый, философ и врач. Был всесторонне образован и являлся автором 450 трудов во многих областях науки.
Фирдоуси — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей). За глубину и широту своих знаний получил прозвище «мудрец».
Задание 3. Впишите нужные по смыслу слова, которые относятся к истории правления двух могущественных государей — знаменитых современников. Они жили в одно и то же время, но в разных частях света.
1 | Багдадский халифат Франкская империя |
1 | Государство Харуна ар-Рашида Государство Карла Великого |
2 | Столица Багдадского халифата Столица Карла Великого |
2 | Багдад Ахен |
3 | арабский язык латынь |
3 | В исламских странах В европейских странах |
4 | Династия Аббасидов Каролинги |
4 | Харун ар-Рашид Карл Великий |
5 | «Дом мудрости» «Дворцовая академия» |
5 | Багдад Ахен |
Задание 4. Обозначьте на контурной карте (с. 28) условными значками города арабского Востока, в которых располагались обсерватории.
Нажми, чтобы увеличить
Обозначьте следующие города: Багдад, Дамаск, Кордова, Хива.
Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.
СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК
Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!
ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
gdzplus.com
Культура стран халифата
Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.
Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.
Культура Халифата
Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.
В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.
Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».
«Латынь Востока»
Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.
Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.
Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.
Образование состояло из нескольких этапов.
Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.
Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.
В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.
Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.
Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.
Средние учебные заведения назывались медресѐ – «место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».
В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.
Арабские учёные
Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.
В IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.
Центры научных знаний
При «Доме Мудрости» на арабский язык были переведены научные труды многих античных, индийских, иранских учёных.
По примеру Багдада свои «Дома Мудрости» были созданы и в других крупных городах В них учёные получали жильё, денежные средства, доступ к научным трудам.
Арабские переводы
Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.
Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.
До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.
Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.
Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.
Уважением у арабов пользовалась география.
Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.
Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).
Его «Книга путей и стран» содержит многочисленные сведения по географии Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской науке упоминания о славянах.
Высокого уровня у арабов достигла медицина.
Известный арабский учёный и врач Ибн Сѝна (980–1037 годы) в своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» обобщил достижения медицины того времени.
Аз-Захравѝ (Альбука̀сис) создал иллюстрированный трактат по хирургии – «Ташриф». Изобрёл около 200 хирургических инструментов, которые использовались как в мусульманском, так и в христианском мире долгое время.
Ибн Сина
Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.
Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.
В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.
Историк Аль-Масу̀ди получил прозвище «арабского Геродота». Он объединил разрозненные исторические и географические знания арабских учёных в одну большую энциклопедию.
Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.
Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.
В IX–XI веках сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В него вошли переработанные и перенесённые в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и других сказок соседних с арабами народов и стран.
Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.
Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).
Его знаменитая поэма «Шахнамѐ» («Книга царей») рассказывает о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляет подвиги легендарных героев.
На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.
Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.
Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нише – михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителя – муллы̀ или има̀ма.
По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐты – высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.
Минарет
Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.
Функции мечети
Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.
Заповедная мечеть
Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому
стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
Подведём итоги.
В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.
Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.
Составили выдающийся вклад в мировую культуру.
Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.
videouroki.net
Культура стран Халифат — История
Тема: Культура стран Халифата
Учитель истории и обществознания Гордеева Д.В.
«Да – нетки»
Опрос домашнего задания
Тема урока: Культура стран Халифата. План:
- Образование.
- Наука.
- Литература.
- Искусство.
- Значение культура халифата.
Вспомним
- Что такое культура?
- Какие достижения античной культуры вам особенно запомнились?
Культура — Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.
«Корзина идей»
- Какие исторические условия могли сформировать культуру стран Арабского халифата?
Исторические условия развития культуры Арабского халифата
Высокий уровень развития ремесла и торговли
Наличие крупных городов
Наличие сильной центральной власти
Сохранение памятников древней культуры
Сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками
Какое событие, произошедшее в VII в., стало толчком для развития арабской культуры?
2. Образование
- Почему арабский язык называют «латынью Востока»?
- Почему мусульмане стремились получить образование?
- Что изучали в высших школах?
Образование
В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока».
Арабский халифат в 631 г.
Образование
Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие мусульманские школы — медресе.
Медресе в Бухаре
Запишем определения
- Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
- Мечеть – мусульманский храм
Образование
Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.
Арабские поэты прославляют
халифа
3. Наука
«Развитие отдельных отраслей знаний в Арабском халифате»
МАТЕМАТИКА
АСТРОНОМИЯ
ИСТОРИЯ
ГЕОГРАФИЯ
МЕДИЦИНА
Наука
В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне.
В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Харун ар-Рашид
Наука
Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проник в Европу
Арабские математики
Наука
В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.
Наука
Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
Аль – Бируни
Наука
Аль – Бируни высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.
Аль – Бируни
Наука
Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.
Наука
В большом почете у арабов была география . Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия
Арабские путешественники
Наука
Успешно развивалась медицина . В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна . Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов.
Ибн Сина ( Авиценна)
Наука
Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.
Ибн Сина (Авиценна)
Литература
Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки . Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях.
Литература
Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь» , вобравший в себя предания и легенды многих народов.
Литература
Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия , отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову.
Литература
Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
Литература
Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.
Фирдоуси читает поэму
« Шахнаме»
Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и на сегодняшний день»
- Не уколовшись шипами, розы не сорвешь.
- Нарушающим обет в душе народа уваженья нет!
- Кто врага лелеет своего, безумцем в мире назовут того.
- Если дело достойно завершено, вознесет и прославит тебя оно.
Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и на сегодняшний день»
- И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово.
- Не решай ничего опрометчиво, не подумавши – действовать нечего.
- К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести.
- Таков закон дворца, где правит зло: то ты в седле, то на тебе седло.
Искусство
Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура . Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде.
Дворец Альгамбра
Искусство
Дворец
Альгамбра
Искусство
В городах сооружали мечети . Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.
Искусство
Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.
Искусство
По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов.
Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.
Искусство
Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.
Искусство
Арабские постройки богато украшали резьбой по камню , изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.
6. Значение культуры халифата
- Какой вклад внес Арабский халифат в мировую сокровищницу культуры?
- Составьте схему, используя материал п. 5 § 10.
Значение культуры халифата
- Сочинение Авиценны по медицине было настольной книгой европейских врачей.
- Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии.
- Многие труды античных авторов стали известны европейцам благодаря арабам.
- Европейцы научились у арабов чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом.
- Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.
Что узнали на уроке?
Домашнее задание:
§ 10, прочесть, ответить на вопросы устно. Подготовиться к проверочной работе.
multiurok.ru
Тест по истории Культура стран халифата 6 класс
Тест по истории Культура стран халифата для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 заданий с выбором ответа, в части В — 1 задание.
1 вариант
Часть А
А1. «Важнейшим украшением человека» арабские учёные считали
1) дорогую одежду
2) драгоценности
3) знание
А2. Халиф Харун ар-Рашид, на годы правления которого пришёлся расцвет Багдадского халифата, стал героем
1) поэмы «Шахнаме»
2) сборника сказок «Тысяча и одна ночь»
3) Сунны
А3. Знаменитый поэт, автор «Книги царей»
1) Фирдоуси
2) Авиценна
3) аль-Бируни
А4. Чем известен учёный аль-Бируни?
1) написал поэму «Шахнаме»
2) в труде по медицине описал признаки многих болезней
3) высказал догадку, что Земля движется вокруг Солнца — центра Вселенной
A5. Альгамбра — дворец эмира — воздвигнута в городе
1) Риме
2) Гранаде
3) Мекке
Часть В
В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.
Понятие
А) медресе
Б) Сунна
В) Коран
Значение
1) священная книга мусульман
2) высшая мусульманская школа
3) собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда
2 вариант
Часть А
А1. Арабское Возрождение пришлось на период
1) V-VIII века
2) VIII-IX века
3) X-XI века
А2. Цифры, названные арабскими, впервые появились в
1) Китае
2) Египте
3) Индии
А3. Кто из перечисленных деятелей прославился как врач?
1) Ибн Сина (Авиценна)
2) Фирдоуси
3) аль-Бируни
А4. Какой язык называли «латынью Востока»?
1) фарси
2) арабский
3) греческий
A5. «Домами мудрости» в городах халифата называли
1) высшие школы
2) хранилища рукописей
3) обсерватории
Часть В
В1. Установите соответствие между понятиями и их значением.
Понятия
А) минарет
Б) арабески
В) мечеть
Значения
1) высокая башня, с которой верующих созывали на молитву
2) мусульманский храм
3) сложные геометрические узоры на стенах зданий
Ответы на тест по истории Культура стран халифата
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-2
В1-231
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-2
А5-2
В1-132
testschool.ru