Расцвет и упадок Шумера и Аккада
Месопотамия
Шумеры были цивилизацией, обосновавшейся в Месопотамии более 7000 лет назад. Их одноименное государство располагалось в южной части Месопотамии в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Шумер часто и не без оснований называют колыбелью цивилизации.
Появившись буквально из ниоткуда, шумерская цивилизация в рекордно короткие сроки создала передовую систему письма, удивительное искусство и архитектуру, приобрела потрясающе точные знания в области астрономии и математики. Впоследствии наследие шумеров переняли аккадцы, позаимствовав многое из их культуры, создав при этом новый, свой собственный язык, а также создав первую в мире империю.
Откуда пришли шумеры остается загадкой по сей день. Они называли себя Саг-Гиг («те, которые с черной головой» или «те, которые лысые»), а свою страну Кенги («культурная земля»). Некоторые исследователи считают, что они пришли откуда-то из Анатолии, с территории современной Турции. Другие утверждают, что они пришли из Индии. Третьи считают, что шумеры имели кавказское происхождение. Как бы там ни было, но они откуда-то появились и обосновались на территории современного Ирака.
В каждом из этих городов имелись общественные здания, рынки, мастерские, передовые системы водоснабжения. Города были окружены деревнями и полями. Политическая власть изначально принадлежала гражданам, но, по мере роста конкуренции между различными городами-государствами, каждое из них узаконило институт царской власти.
У каждого такого города-государства был свой бог или богиня – покровитель, и именно их храмы занимали особое место в архитектуре города. Самый известный из таких храмов — зиккурат в Уре, был трехэтажным, пятнадцатиметровым зданием, построенным из глиняных кирпичей в виде пирамиды с террасами. В верхней части постройки располагалась святыня, посвященная богу этого города.
Храм — зиккурат в Уре
Фотографии храма Зиккурат Ура, Kaufingdude, 2007
Шумеры были одной из первых известных культур, чьи критерии жизни и общественные устои по сей день попадают под определение «цивилизации». Им приписывают создание кодексов законов, изобретения плуга, парусника и лунного календаря. Они также разработали шестидесятиричную систему исчисления, которая до сих пор используется для измерения времени в минутах и секундах.
Однако самым известным наследием является их письменность. Шумеры создали одну из самых ранних систем письменности, известную как клинопись или клиновидные символы. Самые ранние их известных клинописных надписей были обнаружены в низовьях рек Тигр и Евфрат, в долине на юго-востоке современного Ирака, и датируются они примерно 3000 годом до нашей эры. Создавались эти таблички с помощью мокрой глины и острого инструмента.
Примерно с 2500 г. до н. э. аккадцы, семито-язычное племя, жившее к северу от шумеров, стало из клинописи создавать свой собственный язык.
Глиняная клинописная табличка шумеров
Пример клинописной таблички. Из летописи Тукулти — Нинурты II, царя Ассирии (890-884 до н. э.), описывающей поход против Урарту. Обнаружена в Калаат Шергат (древний город Ашшура). Фото Jastrow, 2006. Выставка в Лувре.
Хотя шумеры и были первой из известных цивилизаций, аккадцы образовали первую из известных ученым империй. Их цивилизация была основана Саргоном Великим, что в итоге привело к созданию союза городов-государств под руководством того же Саргона. Саргон Великий царствовал приблизительно с 2334 по 2279 до н. э., за это время покорил всю Южную Месопотамию, а также часть Сирии, Анатолии, и Элам (теперь это территория западного Ирана), образовав в регионе первую семитскую династию.
О Саргоне известно, в основном, из легенд, а не из документов, зафиксировавших его жизненные перипетии. Подобное отсутствие современных ему записей объясняется тем, что столица Аккада, которую он основал, до сих пор не обнаружена и не раскопана. Она была разрушена в конце правления династии, основанной Саргоном, и больше не была заселена, по крайней мере, под юрисдикцией Аккада.
Бронзовая скульптура Саргона Великого
Бронзовое изображение Саргона из Аккада — первого правителя Месопотамии, а также Южного и Северного Вавилона, царя Шумера и Аккада, основателя аккадской империи
В 2350 г. до н. э. Саргон завоевал все шумерские города-государства, объединив их под своей властью и создав тем самым первую месопотамскую империю. Он разгромил войска Шумера в двух сражениях и захватил в плен шумерского царя Лугальзагеси.
Последующие два столетия в городах Шумера неоднократно вспыхивали бунты против аккадского правления. Постепенно Аккад пришел в упадок, его место занял город Ур, а города-государства вновь стали независимыми. В 2200-х годах до нашей эры падение Аккада было завершено племенами горцев кутиев, вторгшихся и завоевавших Аккад. В то же время на мировом политическом небосклоне постепенно начала восходить звезда Ассирии и Вавилона.
Шумерский язык начал постепенно выходить из обихода, а примерно с 2000 г. до н. э., его окончательно заменил в качестве разговорного семитский аккадский язык. Аккадским языком в регионе пользовались еще на протяжении двух последующих тысячелетий.
Хотя время правления династии Саргонов длилось всего около 150 лет, она создала модель государственного устройства, которая повлияла на все ближневосточные цивилизации и оставила неизгладимый отпечаток на всей Месопотамской цивилизации на последующие тысячелетия.
www.brain-food.ru
Аккад. Шумеро-Аккадское царство. История Древнего Востока
Аккад. Шумеро-Аккадское царство
Создателем Аккадского царства был человек, вошедший в историю под именем Саргона. Он правил семитоязычными племенами, жившими в Месопотамии к северу от Шумера (мы называем их аккадцами по г. Аккаду, избранному Саргоном в качестве своей резиденции). Строго говоря, мы даже не знаем подлинного имени этого правителя, ибо имя Саргон (аккадское «шарру-кен» – «царь истинен») он взял себе, видимо, лишь после восшествия на престол. По легенде, к сожалению, сохранившейся лишь фрагментарно, Саргон в младенчестве был брошен в реку и найден в камышах – точь-в-точь как библейский Моисей.
О детских годах основателей крупных государств или великих городов нередко слагались легенды. Кто-то из них вскормлен волчицей (как Ромул), другой подкинут в семью простого пастуха и вспоен молоком собаки (Кир Великий), при рождении третьего, оказывается, не обошлось без вмешательства бога, и его настоящий отец таковым не является (Александр Македонский). Дело в том, что основатель царства не может быть равен по рождению тем знатным людям, из среды которых ему надлежит выделиться и стать единоличным правителем – монархом.
Сообщения клинописных текстов о конфликтах Саргона со старейшинами древних городов Двуречья представляются вполне правдоподобными: он был чужаком, ломавшим традиции. Государство Саргона не являлось временной ассоциацией территорий, объединяемых лишь признанием данного лица в качестве общего военного предводителя – гегемона. Саргон создал государство, власть в котором безраздельно принадлежала ему и должна была переходить по наследству к его сыновьям и внукам. Территории шумерских городов стали всего лишь областями этого государства, а стоявшие во главе их энси или лугали рассматривались как царские наместники. Храмовые хозяйства являлись как бы филиалами огромного государственного хозяйства, которым распоряжался правитель. В руках Саргона, таким образом, сосредоточилась огромная экономическая мощь. Царь мог содержать значительное войско для подавления внутренних мятежей и для проведения агрессивной внешней политики.
При Саргоне и его преемниках – Саргонидах вошел в употребление титул «царь четырех стран света», т. е. всемирный владыка: правитель Аккада играл важнейшую роль в самом устроении Вселенной. В клинописных текстах перед именами Саргонидов ставился детерминатив (знак-определитель) бога, указывавший на то, что царь принадлежит не к категории людей, а к бессмертным небожителям. Одновременно и власть его приобретала деспотический характер.
Саргониды ежегодно предпринимали походы: на север – к верховьям Евфрата и побережью Средиземного моря, на юг – в Элам и к берегам Персидского залива, на восток – против варварских племен Иранского нагорья. Целями этих походов, как правило, были не завоевание территории и расширение границ государства, а захват добычи. Войскам добыча нужна была постоянно. Только в этом случае они оставались надежной опорой царской власти. К тому же правителю требовались значительные материальные ресурсы для праздников и раздач, которые доказывали бы, что он «истинный царь».
В Аккадскую эпоху (XXIV–XXIII вв. до н. э.) происходят существенные перемены в сознании людей. Безличность, отсутствие индивидуальности в культуре уходят в прошлое. Достаточно сравнить со старинными шумерскими рельефами знаменитую стелу Нарамсина – одного из преемников Саргона. Она изображает победу царя над восточным племенем луллубеев. Победитель – ростом он значительно выше прочих – стоит в героической позе, попирая врага на вершине горы. Над головой его – астральные символы, а саму голову венчает тиара с бычьими рогами, указывающими на божественную мощь царя. Не по-читателей бога с молитвенно сложенными на груди руками, не ряды воинов, трудноотличимых друг от друга и от своего предводителя, а обожествляемую героическую личность отображает искусство эпохи Аккадского царства.
Между шумерами и семитоязычными аккадцами, жившими по соседству многие века, если не тысячелетия, поддерживались культурные контакты. Естественно, они приобрели новый характер после того, как обе части Месопотамии – Шумер и Аккад – слились в единое целое. Культурный синкретизм выразился, в частности, в том, что шумерские боги были отождествлены с аккадскими или получили аккадские (семитские) имена: Энки стал Эа, Уту (шумерский бог солнца) – Шамашем, а Наннар (бог луны) – Сином.
В отличие от шумеров аккадцы придавали мало значения культам женских божеств, но Инанна под именем Иштар заняла важное место в их пантеоне. Аккадцы восприняли шумерскую клинопись, приспособив ее для своего языка. Постепенно повсюду (в том числе и на шумерском юге) разговорным языком становился аккадский, и в результате Двуречье совершенно семитизировалось. Но шумерский продолжал сохранять важный статус как язык образования и культа. Школьников заставляли делать переводы с шумерского на аккадский и выучивать наизусть шумеро-аккадские словари. Антропологический тип населения долго оставался близким к древнешумерскому, языком оно пользовалось аккадским, а культуру страны можно считать общей – шумеро-аккадской.
Жители Двуречья собирали обильные урожаи благодаря многочисленным каналам, перерезавшим всю страну. Окружающие территории были заселены частью родственными (семитоязычными), частью неродственными племенами, имевшими иной тип хозяйства, обычаи, нравы и социальное устройство. В степях и полупустынных областях, примыкавших к Двуречью с запада, обитали скотоводческие полукочевые племена в основном семитского происхождения. Большую часть их составляли так называемые амореи. Отношения с амореями порой носили мирный характер: с ними (или через них) шла торговля теми товарами, которых недоставало в Междуречье (а недоставало весьма многого, начиная с металлов, дерева и камня). Для охраны от соседей города привлекали на службу аморейских вождей с их племенным войском. Но те же амореи могли устроить набег на благоустроенный, но плохо защищенный город и разорить его или же основать в нем свою собственную династию.
Стела Нарамсина [XXIII в. до н. э. ]
На восток от Двуречья простиралось Иранское нагорье. Этнический состав его обитателей во времена глубокой древности практически неизвестен, ибо речь идет о племенах, не знавших письменности. «Горцы» фигурируют в клинописных документах Двуречья то в качестве рабов-пленников, приведенных после очередного похода, то в качестве разбойников, грабящих города или собирающих с них разорительную дань. Такими изображаются, например, те самые луллубеи, которые запечатлены на стеле Нарамсина.
Одно из нападений воинственных соседей – племен кутиев – завершилось распадом Аккадского царства. Те области, которые входили в его состав, получили самостоятельность, но обязаны были выплачивать дань кутийским вождям. Современным историкам более всего известен правитель г. Лагаша Гудеа, по приказу которого были изготовлены его бесчисленные портреты из черного камня. Молитвенно сложенные руки этого лагашского энси указывают на его богобоязненность. Вполне вероятно, что именно ему и было поручено собирать дань с городов Двуречья, чтобы передавать ее кутиям.
На рубеже XXII–XXI вв. до н. э. Двуречье вновь объединяется в могучее государство. Во главе его встают правители г. Ура. В самом Уре эта династия была третьей по счету, и потому историки говорят о государстве III династии Ура. История объединившего Шумер и Аккад государства, как бы прерванная нашествием кутиев, продолжается при III династии Ура. Во главе этого царства встает обожествляемый правитель-деспот, городами управляют его слуги. Все подданные считаются рабами царя.
Огромное государственное хозяйство, объединившее храмовые земли по всему Двуречью, контролировалось из центра посредством письменных распоряжений. В гигантском архиве Ура хранились подробные описи всех храмовых угодий. Из храмовых работников формировались бригады, которые получали натуральные пайки и которым назначались твердые нормы выработки. Тысячи клинописных документов из Ура демонстрируют наличие жесткого контроля даже за самыми мелкими хозяйственными операциями. Известен, например, клинописный документ того времени о списании двух голубей на царскую кухню, снабженный печатями ответственных лиц и контролеров. В царской канцелярии было выработано понятие человеко-дня, которым оперировали при расчетах хозяйственные власти Ура в XXI столетии – не нашей, а до нашей эры!
Зиккурат в г. Уре [Реконструкция]
Население привлекалось к трудовым повинностям. Деспотической власти требовались циклопические сооружения. В Уре была построена колоссальная ступенчатая храмовая башня – зиккурат. Сохранился лишь его первый этаж размером 65 х 43 м и высотой 10 м. Стены Ура высотой 8 м и толщиной 24 м напоминали валы. Возведение оборонительных стен вокруг столичного города свидетельствует о том, что обожествляемые правители отнюдь не чувствовали себя в безопасности. И действительно, всего через сто с небольшим лет процветания государство III династии Ура распалось на самостоятельные области и отдельные города. И во многих из них правили не местные, а иноземные – аморейские – династии.
Историки располагают в основном документами отчетности государственного хозяйства, поэтому характер социальных отношений за пределами этого хозяйства представить непросто. Следует, однако, обратить внимание на то, что уже в эпоху III династии Ура появился сборник писаных законов (сохранившийся лишь в небольших фрагментах) – несомненное свидетельство далеко зашедшего имущественного расслоения. Гигантских хозяйственных архивов, относящихся ко времени после распада государства III династии Ура, не найдено. Вполне вероятно, что удельный вес государственного хозяйства в экономике страны сильно сократился. Сама же организация его изменилась таким образом, что не требовала прежней – немыслимой по объему – бюрократической отчетности.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Аккад — Википедия
Сюда перенаправляется запрос «Аккад (историческая область)». На эту тему нужна отдельная статья.держава | |
Аккад | |
---|---|
аккад. Māt Akkadim; шум. kurA.GA.DÈki | |
Аккадское царство в период наибольшего расцвета при Нарам-Суэне | |
←
→ → 2316 год до н. э.[1] — 2137 год до н. э. | |
Столица |
ru.wikipedia.org
Крах Ура и закат Шумера и Аккада. Древний Восток
Крах Ура и закат Шумера и Аккада
Держава Ура включала (с разной степенью подчинения) Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, Сирию и часть Финикии с Библом, горы Загроса, Элам и даже некоторые районы, лежавшие к востоку от Загроса по направлению к Каспийскому морю (здесь подданными Ура стали приэламские субареи — так называемые «люди су»). Верховную власть над царями и вождями на Востоке, особенно хурритскими и эламскими, приходилось поддерживать все новыми и новыми карательными рейдами и династическими браками с местными вождями.
Конец III династии Ура наступил внезапно. Сутии-амореи Сирийской степи, Среднего Евфрата и Верхней Месопотамии, и раньше иногда вступавшие в конфликт с властями державы, двинулись на ее центральные районы около 2025 г. до н. э. Почти не обращая внимание на их наступление, последний царь Ура Ибби-Суэн (2027–2003 гг. до н. э.) бесконечными экспедициями пытался привести к покорности Элам; амореев рассчитывали сдержать укреплениями, но безуспешно.
Управление страной разваливалось, персонал государственных латифундий разбегался и делил землю на участки, амореи окружали города, отрезая их от внешнего мира. На юге Двуречья начался голод. Ибби-Суэн пытался спасти от него столицу, послав в Иссин, где скопились запасы зерна, чиновника Ишби-Эрру, чтобы тот вывез его в Ур. Ишби-Эрра, взяв под контроль Иссин, рассудил, что у кого зерно, тот и царь, и объявил себя в Иссине царем (2017 г. до н. э.). Начался хаос: Ишби-Эрра, Ибби-Суэн, эламиты и союзные им восточные «люди су» и, наконец, амореи сталкивались друг с другом в борьбе за Нижнюю Месопотамию.
К 2000 г. до н. э. все было кончено: амореи расселились до Персидского залива, признав номинальную власть Ишби-Эрры, эламиты и «люди су» пленили Ибби-Суэна и разгромили юг Месопотамии с Уром до такой степени, что появился жанр плачей о гибели страны, но не стали закрепляться здесь. Ишби-Эрра объединил под своей верховной властью Нижнюю Месопотамию и пытался продолжать традицию III династии Ура в идейно-политическом отношении, сохранив концепцию царской власти. Но в общественном строе произошел переворот: крупные централизованные хозяйства, эксплуатирующие коллективный подневольный труд, исчезли навсегда. Сектор царской и храмовой земли остался велик, но теперь он был поделен на мелкие участки, на которых сидели отдельные малые семьи, несущие соответствующие обязательства перед государством.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Древние государства Шумера и Аккада.
1. Древние государства Шумера и Аккада.
Долина рек Тигра и Евфрата, называвшаяся в древности Месопотамия
(Междуречье, Двуречье), сделалась колыбелью государств, принадлежащих
к числу наиболее древних государственных образований.
К началу III тысячелетия до н.э. в Двуречье складывается большое
количество мелких самостоятельных государств (Эриду, Ур, Шуруппак, Ум-
ма, Лагаш, Киш, Мари и др.), население которых в III тысячелетии до
н.э. в Двуречье было этнически неоднородным: лежавший к северу от Шу-
мера Аккад, а также среднее течение Евфрата заселяли в это время пле-
мена, отличавшиеся и по внешнему облику, и по языку от шумеров. Однако
шумеры и аккадийцы в начале III тысячелетия до н.э. не отличались друг
ото друга по уровню экономического развития: и у тех, и у других скла-
дывались раннерабовладельческие государства.
Основой земледелия являлось искусственное орошение (ирригация),
когда посредством системы каналов, плотин и дамб вода равномерно пода-
валась на поля. Животноводство было также развито в Южном Двуречье.
Ремесленная техника оставалась примитивной.
Во главе каждого из мелких самостоятельных государств стоял пра-
витель, который назывался патеси (или энси), а иногда лугаль.
Потребности рационального использование оросительной системы, а
также укрепления хозяйственных связей между отдельными областями яви-
лись причиной возникновения тенденции к к политическому объединению
Шумера. Отдельные государства пытаются играть роль гегемонов, объеди-
няя вокруг себя сравнительно большие территории. Первоначально в роли
таких гегемонов выступают Кир и Уш, но патеси Лагаша Энатуму (XXV век
до н.э.) удалось нанести поражение своим соперникам и распространить
свою власть чуть ли не до пределов Мари. Однако все эти объединения
были непрочными и распадались вскоре после того, как возникали.
Пользуясь смутами в Лагаше в XXIV веке до н.э. патеси Уммы Лу-
гальзаггиси возобновил борьбу против Лагаша, разбил войско патеся Ла-
гаша Урукачины и присоединил Лагаш к своим владениям. После этой побе-
ды Лугальзаггиси настолько усилился, что на некоторое время подчинил
себе весь Шумер. Столицей своего нового государства он сделал древний
город Урук.
На севере Двуречья в это время усилились правители Аккада. Цент-
ральное положение Аккада могло представить большие выгоды правителю
Аккада, который сумел бы овладеть областью между городами Сипаром и
Описом. Таким первым царём царства Аккада стал около 2369 года до н.э.
Саргон (Шаррукин).
В это время в Южном Двуречье были налицо все предпосылки, необхо-
димые для дальнейшего объединения.
Саргон начал с объединения всего Аккада. Он сделался царём Киша и
главой всех аккадских городов, а затем совершил несколько победоносных
походов на юг. Он победил Лугальзаггиси, взял Ур и Лагаш, дошёл до са-
мого моря и таким образом подчинил себе весь Шумер.
Царство Аккада особенно усилилось в правление внука Саргона На-
рамсина (XXIII век до н.э.). При Нарамсине под власть Аккада попадает
область Мари, а также горные племена Загроса и города Элама. На севере
войска Нарамсина доходили до гор Армении.
Увеличение повинностей, присвоение общинных земель, трудные заво-
евательные походы — всё это порождало недовольство народных масс. На-
рамсин ещё справлялся с восстаниями, но его преемникам не удалось
удержать единства царства «четырёх стран света»; внутриполитические
трудности совпали со внешней угрозой. Около 2200 года Аккад и Шумер
подверглись нападению народа гутиев, которые сокрушили царство Аккад,
разграбили его города (особенно северные), обложили население тяжёлой
данью. Города шумерского юга меньше пострадали от набега гутиев и фак-
тически сумели сохранить независимость. Эти шумерские города возглави-
ли борьбу против гутиев, разбили их и изгнали из страны. Некоторое
время спустя Шумер и Аккад вновь были объединены — на этот раз под ге-
гемонией Ура.
Цари Ура, объединившие под своей властью Южное Двуречье, получили
наименование III династии Ура. Наибольших политических успехов среди
них добился Шульги.
Преемники Шульги с трудом сдерживали натиск соседей. В 2007 году
эламиты разгромили шумерские города и взяли в плен последнего царя III
династии Ура. Вслед за тем амореи, заняв города Аккада и Шумера, осно-
вали там множество самостоятельных династий. Основателем III династии
Ура был составлен первый кодекс законов, в котором оформлялось разви-
тие частной собственности на землю.
2. Древнее Вавилонское царство.
После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амо-
реи.
Время существования древневавилонского царства (1894-1595 года до
н.э.) оставляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течении этих
трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного
развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при
первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в
крупнейший торговый, политический и культурный центр.
Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении
столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи.
Созданное таким образом древневавилонское царство было централизован-
ной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты
благодаря ряду новых условий.
Во-первых, вавилонские цари опирались на аморейскую знать.
Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные шумерские и ак-
кадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими и эламскими
завоевателями. В-третьих, Аккад, сделавшийся ещё при Саргоне основной
земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от
вторжений, чем шумерский юг. Опустошённый и обезлюдевший Шумер оказал-
ся в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.
Далее, вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями III
династии Ура. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без из-
менений ряд статей законов Липитиштаря, в документах купли-продажи и в
долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы.
Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безг-
раничную власть царя, который управлял страной через многочисленных
чиновников и судий.
При последних двух царях первой вавилонской династии произошло
крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обру-
шились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, эла-
литяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов,
жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватив-
шие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной
Вавилонии.
В Вавилоне утвердился касситский царь Гандаш, основавший касситс-
кую династию. Его преемники подчинили себе и южную часть Вавилонии.
Владычество касситов продолжалось до 1165 года до н.э.
Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого перио-
да, примерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жес-
токого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается
второй период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная
жизнь.
В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжение
ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались
внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоя-
тельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторже-
нием. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна,
свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С
тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает
длительный период политического упадка.
3. Хеттское государство.
Хеттское государство сложилось в восточной области Малой Азии, в
бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила название Кап-
падокии. Земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. Силь-
но развита была металлургия.
В начале II тысячелетия до н.э. в восточной части Малой Азии сло-
жился ряд племён, которые вели между собой войны. Эти племена группи-
ровались вокруг хорошо укреплённых центров, крупнейшими из которых бы-
ли Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гармония принадлежала прави-
телям Куссара, лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.
Хеттское государство было рабовладельческим. Во главе Хеттского
государства стоял «великий царь», который носил титул «Солнце». Царс-
кая власть была ограничена советом, который назывался панк. В состав
панка входили царские родичи, свойственники и военачальники. Таким об-
разом, на первых порах в Хеттском государстве сложился аристократичес-
кий строй, однако со временем, когда Хеттское государство стало могу-
щественной военной державой, царская власть окрепла и панк потерял
прежнее значение.
Хеттское государство распалось на ряд областей, в которых правили
наместники, носившие титул «царей». На границах Хеттского царства рас-
полагался ряд стран, подчинённых хеттам: их отношения с «великим ца-
рём» регулировались специальными договорами.
С конца XV века до н.э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю
политику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расши-
рить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в
Передней Азии принадлежала куритам, которые в первой половине II тыся-
челетия до н.э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопо-
тамии и Северной Сирии. В XV веке хурритские государства объединились,
образовав большую державу Митанни, которая обладала большим политичес-
mirznanii.com
Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века
1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА
Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший почти все прилегавшие к ней территории; и Элам, располагавшийся в югозападной части современного Ирана. Эти государства развивались параллельно на рубеже IV-III тысячелетий до н.э. (хронология дается приблизительная, так как до сих пор ученые-специалисты не пришли к единому мнению относительно последовательности событий того времени).
О государственном устройстве этих стран написано достаточно много, в данной работе мы этого вопроса разбирать не будем. Что касается их военной организации — эта информация отрывочна и не всегда верна. Вот как описывается войско Шумера в книге «История древнего мира. Ранняя древность»:
«…Войско правителя шумерского нома этого времени состояло из сравнительно небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Помимо медного конусообразного шлема, они были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами или же огромными меднокованными щитами, сражались они сомкнутым строем, причем задние ряды, защищенные щитами переднего ряда, выставляли вперед, как щетину, длинные копья. Существовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, по-видимому, онаграми (лошадь еще не была одомашнена, но возможно, что в горных районах Передней Азии уже отлавливались кобылы для скрещивания с ослами) или крупными полудикими ослами, с укрепленными на передке колесницы колчанами для метания дротиков.
В стычках между такими отрядами потери были относительно невелики — убитые насчитывались не более чем десятками. Воины этих отрядов получали наделы на земле храмов или на земле правителя и в последнем случае были преданы ему. Но лугаль (правитель) мог поднять и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников, ополченцы составляли легкую пехоту и были вооружены короткими копьями» (см.64).
По мнению авторов, когда шумерским городам пришлось столкнуться с семитскими племенами Аккада*, где около 2334 г. до н.э. царем стал Саргон Древний, военная обстановка складывалась следующим образом:
«… Не имея корней в традиционных номах, не будучи связан с их храмами и знатью, Саргон, по-видимому, опирался на более или менее добровольное народное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон и его преемники противопоставили тактику больших масс легковооруженных подвижных воинов, действующих цепями или врассыпную. Шумерские пугали из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон и Саргониды, напротив, придавали большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время был изобретен составной, или клееный, лук из рога, дерева и жил. Хороший лук — это грозное оружие, которое бьет в цель на
Аккад — сеперная часть Шумера. Царь Аккада Саргон в 24-м веке до н.э. объединил под своей властью все Южное Двуречье. 200м и более; из него можно делать 5-6 выстрелов в минуту при запасе стрел в колчане от 30 до 50; на близком расстоянии стрела пробивает толстую доску» (64)*.
Разумеется нет повода оспаривать боевые достоинства лука, но вот относительно устройства и способов ведения боя Шумерского войска, это пока вопрос нерешенный.
Стоит начать с того, что Шумерское государство по своей структуре не было однородным (как, впрочем, и Египет, и Элам в тот период) и состояло из отдельных областей — номов — и городов, отстаивавших свою независимость и приоритет по отношению друг к другу. Крупнейшими из них были Ур, Эриду, Ларса, Лагаш, Урук, Ниппур. Естественно для поддержания власти и влияния на другие области этим городам нужны были значительные военные формирования, во главе которых стояли вожди — пугали.
Шумер, в силу своей раздробленности и отсутствия единой власти, не вел никаких захватнических войн. Все боевые столкновения сводились к «гражданским» войнам между собственными городами. Так, например, в XXIV веке до н.э. правитель Лагаша Энметена разгромил войско города Уммы. Позднее потерпевший поражение город восстановил свое влияние и, объединившись с Уруком, захватил Лагаш и распространил собственную власть на значительной территории Шумера. Не исключено также, что кроме подобных войн лугали совершали набеги за добычей на племена аккадцев, кутиев и государство Элам.
До наших дней дошли лишь два полностью сохранившихся изображения воинов древнего Шумера; они находятся на стелле Эанатума (так называемая «Стелла Коршунов») в городе Нгирсу и на «Боевом штандарте из города Ура».
По сохранившимся изображениям на печатях, а также на «Стелле охоты» в городе Уруке (45) можно смело сказать, что в Шумере издревле использовали лук, как на охоте, так и на войне. Другое дело, что отряды лучников и пращников были немногочисленными и широкого распространения в Шумере не получили.
В великолепном издании «Армии Ближнего Востока с 3000 по 539 г. до н.э.» авторы Стиллмен и Таллис (170) дают изображение шумерскоголучника. Все их данные для реконструкции его облика основываются на археологических находках и на изображениях тех времен.
Что же касается материала, из которого изготавливались луки шумеров, то им отлично мог служить бамбуковидный тростник, в изобилии произраставший на территории Месопотамии. Кроме того, не так сложно было ввезти в страну необходимые материалы: торговля была уже достаточно развита в те века.
Итак, мы выяснили, что города Шумера все же имели стрелков, но как такие отряды образовывались?
Вряд ли можно считать, что отряды лучников и пращников на случай войны набирали из свободных землевладельцев Шумера в качестве ополчения — по той причине, что отличных воинов-стрелков подготовить намного сложнее, чем «фалангистов». Для этого необходимы регулярные каждодневные многочасовые тренировки из года в год, на протяжении нескольких лет. Крестьяне просто не могли позволить себе проходить обучение в ущерб сельскохозяйственным работам. Поэтому логично предположить, что стрелки состояли на постоянной службе улугалей, специально нанимались и обучались ими. Лучники и пращники являлись составной и, вероятно, главной частью таких отрядов. Помимо стрелкового оружия, они были вооружены топорами, булавами, кинжалами или «секачами» на случай рукопашного боя (ведь ход сражения непредсказуем, и нет никакой гарантии, что в случае утраты лука, колчана или полного расхода стрел, не придется столкнуться с противником лицом к лицу, следовательно, ручное оружие давало воину дополнительный шанс выжить).
Можно предположить, что в войсках городов Шумера значительный процент стрелков составляли наемники из племен аккадцев и кутиев: эти кочевые племена с детства привыкали к стрелковому оружию на охоте и в междоусобных стычках, а нанять такого воина было значительно дешевле, чем подготовить собственного. Такая практика повсеместно была распространена в Древнем Египте, где стрелки набирались из племен Сирии, Ливии и Нубии.
Другим родом войск были колесничие, специально обучавшиеся бою на колесницах и управлению ими. В таких отрядах основным оружием являлся дротик. Его можно было метать, либо колоть им прямо с повозки. Кроме дротиков, колесничие использовали оружие ближнего боя, так что в случае необходимости воин мог оставить колесницу и пешим вести рукопашный бой. В дальнейшем мы увидим, что такая тактика практиковалась и у кельтов.
Сохранилось изображение шумерского колесничего, наносящего удар «от головы» длинным копьем, причем левой рукой (45). Это говорит о том, что на колесницах (и не только) воины применяли длинные копья. Обычным явлением у Шумер было использование обеих рук в ближнем бою (45). Есть изображения, где бойцы держат копье в правой, а топор — в левой руке, и наоборот. Вообще, для воинов всех армий прошлого было совершенно естественным одинаково хорошо уметь действовать и правой и левой рукой. Это обуславливалось жизненной необходимостью, так как при ранении в правую руку воин мог перехватить оружие левой; мог атаковать сразу обеими вооруженными руками. Только с появлением огнестрельного оружия такая необходимость отпала.
К третьему типу воинов относились копьеносцы. Они делились на воинов-«фалангистов»*, умевших биться как в строю, так и индивидуально (составлявших, скорее всего, первые ряды фаланги) и метателей дротиков. * Термин «фаланга» используется здесь как условное обозначение. Мы ведь не знаем, как называли свои боевые построения древние воины.
Вообще, дротик был серьезным оружием в умелых руках. Проблема заключалась лишь в том, что воин, использующий его, должен был подойти к противнику на достаточно близкое расстояние, а это могло произойти только при отсутствии у того лучников и пращников (или при нейтрализации цхдействий). Иначе действия аконтистов (т.е. метателей дротиков) сводились на нет. Поэтому в легкой пехоте именно аконтисты первыми стали использовать щит и «мягкие» доспехи, изготовленные из войлока или кожи. Но даже в этом случае их должны были прикрывать отряды стрелков, дабы метатели дротиков смогли приблизиться к врагу на необходимое расстояние относительно без потерь. Кроме того, аконтисты могли эффективно использоваться только против построений типа фаланги, малоподвижной, лишенной маневренности.
Целью стрелков и аконтистов в бою являлись уязвимые места: ноги, руки, лица… При этом вовсе не обязательно было поражать врага насмерть одним ударом (хотя такое весьма ценилось), достаточно было ранения, исключающего его дальнейшее участие в сражении. Такая тактика обусловливалась тем, что фаланга спереди и, возможно, с флангов прикрывалась сплошным рядом больших прямоугольных щитов, так что цель выбрать было довольно сложно.
Кроме городских властей, военные отряды в Шумере могли содержать также храмы. Воины-профессионалы практически все свое время проводили в тренировках: стрельбе и метании, или в обучении рукопашному бою. И хотя численность дружин была невелика, содержание их было довольно накладно. Они должны были «окупать» себя войной (т.е. захваченной добычей), поскольку налоги с крестьян не покрывали все нужды воинов, а главное — нужды знати и жрецов, их содержащих.
Помимо военных, дружины выполняли, вероятно, и полицейские функции, а также привлекались к сбору налогов с крестьян.
В отношении «тяжелой пехоты» можно сказать, что подавляющая ее часть набиралась из ополченцев. Они составляли задние шеренги фаланги, которым очень редко доводилось принимать непосредственное участие в рукопашной схватке.
Уже в древности военные мужи поняли:
«…Никто не может устоять перед каким-нибудь Ахиллесом, но ни один Ахиллес не устоит перед десятью врагами. которые, соединяя свои усилия, станут действовать согласно. Отсюда порождается тактика, которая заблаговременно указывает средства организации и действия, дающие единство усилиям и дисциплину, обеспечив единодушие против слабостей сражающихся» (20).
Именно так и зародился первый строй — фаланга. Недостаток времени не давал возможности лугалям в полной мере обучить ополченцев искусству рукопашного боя, и они нашли единственно верный — и гениальный! — выход, объединив усилия отдельных бойцов-«дилетантов» и прикрыв их спереди «профессионалами». Разумеется, строевая подготовка воинов в те времена была примитивной. Колонна могла двигаться только вперед. Какие-либо маневры и повороты исключались. На «Стелле Коршунов» сохранилось изображение такой фаланги.
Первую шеренгу воинов составляли щитоносцы. Щиты их, скорее всего, были сделаны из сбитых досок, обтянутых кожей, с прикрепленными к ним девятью бронзовыми бляхами — по три в ряд. Они были довольно большого размера (1,70-1,75 м в высоту) и, следовательно, очень тяжелыми; поэтому, чтобы как-то ими манипулировать, приходилось держать щиты обеими руками.
За щитоносцами следовали 6 шеренг копейщиков. Они не имели щитов, но были защищены, кроме шлемов, «мягкими» доспехами или войлочными накидками. Копья воины держал и двумя руками на уровне пояса. Для ближнего боя были предусмотрены топоры, булавы и кинжалы. (Во всяком случае, у первых трех шеренг: щитоносцев и первой — второй шеренг копьеносцев — обязательно).
Если на поле брани встречались две такие фаланги, то бой, вероятно, происходил следующим образом:
Из всего строя непосредственно наносить удары противнику могли только вторая и третья шеренги. Воины четвертого ряда уже не могли быть задействованы, потому что их копья не достигали поражаемой линии. До нас не дошли изображения, где шумерские пехотинцы наносят удары копьем от головы. Возможно, вторая шеренга действовала, нанося уколы копьем на поясном уровне, стараясь попасть в незащищенные места противников. Третьему же ряду приходилось манипулировать копьем чуть повыше — на уровне груди, или от головы, чтобы не мешать впередистоящим бойцам. Удары наносились только колющие, так как в плотном строю невозможно действовать иначе. (Известно, что позднее, например у германцев и викингов, копья использовались для нанесения также и рубящих ударов). Кололи копьями, выставляя их в промежутки между щитами первого ряда.
Механика человеческих движения с тех далеких времен и до сих пор остается неизменной. Следовательно, несмотря на отсутствие соответствующих изображений, можно предположить, что фалангисты третьей шеренги били копьем, держа его на уровне головы, через плечи воинов второго ряда и поверх края щитов первого ряда, стараясь достать голову, шею или плечи врага.
То, что третья шеренга наносила удары именно от головы, обусловлено тем, что впередистоящие воины не давали возможности хорошо разглядеть противника бойцам третьего ряда. Им были видны лишь голова и плечи врага, по которым удавалось бить прицельно*.
Задачей щитоносцев было принимать на себя удары нападающих, прикрывая своим щитом не только себя, но и 23 следующих ряда копейщиков. Они же выполняли роль живого тарана при напоре задних шеренг. В этом случае, чтобы прорвать строй врага, щитоносцы должны были наносить толчковые удары вперед всей плоскостью щита. На случай его поломки или утери щитоносцы имели также общеупотребляемое оружие.
Не обязательно фалангисты первых трех шеренг строя наносили удары копьями именно так, как сказано в тексте. Основная мысль заключается в том, что для удобства использования копья в тесноте, его положение в руке и наносимый удар могли подразделяться на три уровня: от бедра, от пояса и от головы. При таком распределении пятка копья впередистоящего воина не задевает при ударе руки и оружие последующих; и не мешает им, в свою очередь, действовать. Варианты же уровней использования копья в рядах могли варьироваться в зависимости от удобства действий бойца и от типа вооружения противника. * Приведенные и данном тексте варианты использования копий и другого оружия в строю являются, в большинстве, гипотезами автора, основанными наличном практическом опыте, и не представляются здесь как «истина в последней инстанции».
Копьеносцы последних четырех рядов выполняли роль движущей силы. Из их числа производилась замена убитых и раненых воинов, стоявших в передних шеренгах…
Естественно, наибольшее влияние на исход боя оказывали именно первые две-три шеренги.
Вероятнее всего, такие схватки оказывались скоротечными и потери в них не были слишком велики, потому что, потерпев неудачу, воины проигравшей стороны обычно обращались в бегство, бросая копья и щиты, догнать их тяжеловесной фаланге победителей не представлялось возможным. Попытавшись преследовать врага, они непременно расстроили бы собственные ряды и тогда, в свою очередь, сами подверглись бы атаке стрелков и аконтистов противника, что стало бы верной гибелью для фалангистов.
Слабой стороной шумерского построения были фланги и тыл. Поэтому их приходилось прикрывать колесницами, стрелками из лука и метателями дротиков.
Такая тактика просуществовала несколько веков, пока шумеры не столкнулись с массовым применением лука и пращи племенами Аккада.
Те предпочитали не вступать во фронтальный бой, а издали засыпали камнями и стрелами неповоротливые шумерские фаланги и колесницы.
Используя тактику ведения навесной стрельбы, когда стрелы и камни по крутой дуге, минуя ряд щитоносцев, поражали задние шеренги, аккадцы одерживали победу за победой. Такого обстрела фалангисты долго не выдерживали и обращались в бегство. Аккадские воины, действовавшие в рассыпном строю, имели возможность их преследовать, поражая в спину.
Шумерские стрелки, в силу своей малочисленности, не могли дать достойного отпора аккадцам, намного превосходившим их количеством.
Только изменив тактику, шумеры смогли, наконец, противостоять аккадцам. Новые военные методы были освоены ими достаточно быстро, что доказывают несколько неудач, которые Саргон Древний потерпел в долгой войне в Лугальзагеси. В конце концов, окончательную победу в этой войне все же одержал Саргон. Он, в результате, подчинил своей власти практически всю территорию Шумера.
Позже он воевал с Эламом, совершив несколько походов в эту страну, с сирийскими племенами и с народами в горах Тавра. Эти походы носили характер набегов; о завоевании новых земель речь не шла.
Саргон Древний, или Аккадский — первый из известных нам в истории правителей древности, кто образовал постоянную армию. Число воинов в ней было около 5400 человек.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Шумер и Аккад
Среди стран Передней Азии наиболее удобной для широкого развития земледельческого хозяйства была страна, лежащая между Тигром и Евфратом, которую древние греки называли Месопотамия (Междуречье). Эта страна тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке — с горными кряжами Западного Ирана. Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тыс. м над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой. Несмотря на то, что Тигр на 750 км короче Евфрата, он несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км. Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября. Русла обеих рек переместились в течение истекших пяти тысячелетий. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса, были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла Евфрата. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку. Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше. Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.
Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении. В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.
Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.
Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу. Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга — дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.
Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.
Первые поселения
Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.
Но подлинными создателями шумеро-аккадской культуры и государственности были шумерийцы, очевидно, пришедшие в Месопотамию из восточных горных областей, а также семитские племена Аккада, родственные племенам сирийско-месопотамской степи. Раскопки последних двадцати лет на территории Месопотамии позволяют восстановить древнейшую, доисторическую стадию их культурной жизни.
Памятники архаической эпохи, найденные на территории Средней и Южной Месопотамии, принято делить по местам наиболее типичных находок на три культурных периода: Эль-Обеида и Урука в Шумере и Джемдет-Наср (около Киша) в Аккаде. Эти три сменивших друг друга культурных периода охватывают почти всё четвёртое тысячелетие до н. э. Они предшествовали образованию древнейших государств в Южном и Среднем Двуречье.
Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию.
В эту эпоху были приручены овца, коза и свинья и акклиматизирована полба — древнейшее зерновое растение Передней Азии. Земледельцы ещё пользовались очень примитивными орудиями: мотыгами из рогового камня и серпами с кремнёвыми зубьями. Некоторого развития достигли керамика, ткацкое дело и обработка камня. Глиняные сосуды, сделанные из тонкой глины желтовато-зелёного цвета, покрывались раскрашенными узорами и украшались изображениями зверей, птиц и людей. Из камня выделывались различные орудия и оружие: топоры с отверстием для рукоятки, мотыги, ножи, наконечники булав и стрел. В эту же эпоху появляются и первые металлические орудия, как, например, плоские топоры.
С развитием металлургии начинают делать из меди помимо орудий и другие предметы, как, например, зеркала и булавки. Так совершается крупнейший переворот в области техники, переход от камня к металлу, в данном случае к меди. Древнейшее оседлое население Эль-Обеида жило в маленьких хижинах, стены которых были построены из плетёного камыша, облепленного глиной. Однако при постройках уже начинает применяться кирпич. Так, внутри хижин были найдены очаги, сложенные из крупного кирпича плосковыпуклой формы. Тут же были обнаружены каменные косяки, служившие для деревянных дверей.
Период Урука
К этому древнему времени относится также формирование религиозных верований древнейших племён Южной Месопотамии. О вере в загробную жизнь и очень древнем появлении заупокойного культа свидетельствуют скорченные погребения, найденные в ямах, и вторичные погребения костей в особых сосудах. В могилу рядом с умершим обычно клали сосуды с пищей, бусы, раковины, а также глиняные статуэтки женщин со следами татуировки. Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.
Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида.
Это по большей части простая красная или чёрная керамика со скудным нацарапанным узором. Но в целом период Урука характеризуется значительным прогрессом, который, в частности, находит своё выражение в появлении древнейшей монументальной архитектуры.
В этом отношении показательны остатки древнейшей ступенчатой храмовой башни (зиккурата), каменный фундамент храма и монументальная постройка из больших кирпичей с колоннами, украшенными пёстрой мозаикой. Хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.
Джемдет-Наср
Третий период шумеро-аккадской архаики обычно носит по месту главных находок название Джемдет-Наср (около Киша) раскопки, производившиеся здесь с 1926 г., обнаружили множество памятников, свидетельствующих о некотором прогрессе во всех отраслях культуры. В эту эпоху колонизация болотных частей южной и средней части Месопотамии племенами восточных и северных нагорий была в основном закончена. Земледельческое хозяйство получило своё дальнейшее развитие, наряду с ячменём население начинает возделывать пшеницу. Крупное хозяйственное значение имело приручение быка и осла. Разделение труда и рост техники повлекли за собой значительное развитие ремёсел. Глиняные сосуды теперь делаются при помощи гончарного круга, снабжаются ручками, лепными украшениями и геометрическим орнаментом.
Разнообразие узоров и раскраски, а также зрелость форм указывают на значительное развитие керамики. Дальнейшее развитие получает и металлургия. Костяные и каменные орудия и оружие все более вытесняются медными. Развитие сельского хозяйства и ремесла приводит к появлению торговли, зачатки которой в некоторой степени, впрочем, существовали и раньше. Древнейшие торговые связи всё теснее связывают Среднюю Месопотамию с Северным Двуречьем, с Эламом, с Западным Ираном и с Северной Сирией, на что указывают находки предметов типа Джемдет-Наср во всех этих странах. Появление торговли влечёт за собой развитие транспорта. К этому времени относится появление колеса, колесницы и повозки, а также распространение особых лодок с высоким носом и приподнятой кормой. Рост материального богатства приводит к социальному расслоению, косвенным подтверждением чего являются развалины древнейшего дворца: большого монументального комплекса помещений размером 92х48 м. Погребальные обычаи и художественные изображения указывают на дальнейшее развитие земледельческих культов, среди которых видное место занимал культ богини-матери.
mirznanii.com