5 класс история возникновение искусства и религиозных верований – План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: Возникновение искусства и религиозных верований | скачать бесплатно

Содержание

Возникновение искусства и религиозных верований

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя.

 

Возникновение искусства и религиозных верований

Предпосылки

Осознание своей смертности и попытка примириться со своей смертной природой привели к возникновению веры в загробную жизнь. Стремление воздействовать на природные явления и события привели к возникновению магии и религии.

Первобытное искусство было частью религии. Оно было тесно связано с обрядами и ритуалами древних людей. Имело магическую функцию.

Искусство существовало уже в эпоху позднего палеолита (около 40–10 тыс. лет назад).

События

Появление веры в загробную жизнь. Об этом ученые делают вывод по раскопкам древних захоронений, в которых была найдена красная охра. Она символизировала кровь, а значит, жизнь (вера в жизнь после смерти).

Возникновение религиозных верований
• Анимизм: вера в одушевленность всех предметов, окружающих человека (вера в то, что все они имеют душу). Anima – лат. «душа».
• Тотемизм: вера в происхождение группы людей (рода) от какого-либо животного, растения или предмета.

• Фетишизм: поклонение неодушевленным предметам, которым приписывается сверхъестественные свойства. Фетиши (амулеты, обереги, талисманы) способны оберегать человека от беды.

Появление искусства
• Фигурки, вырезанные из мягкого камня, из бивней мамонта или вылепленные из глины.
• Наскальные рисунки: создавались в темных пещерах, ученые предполагают, что они не были предназначены для эстетического восприятия. Скорее всего, они играли какую-то роль в обрядах первобытного человека.

Наскальная живопись, найденная в пещерах: 
• Пещера Ласко (Ляско) во Франции 
• Пещера Альтамира в Испании 
• Пещера Нио во Франции

Палеолитические Венеры: 
• Венера Швабская 
• Венера Виллендорфская 

Заключение

В эпоху позднего палеолита впервые возникают религиозные верования, такие как анимизм, тотемизм, фетишизм. Религия первобытных людей была неразрывно связана с магией. Искусство, которое возникло в тот же период, не было отделено от магии и религии, не имело чисто эстетической функции.

 

Конспект

Долгое время ученые не знали, что среди первобытных людей были искусные художники, однако сделанные ими открытия говорили сами за себя. Рисовали древние художники не только для собственного удовольствия, но и чтобы «заколдовать» зверя. Как зародились религиозные верования? Каким культам поклонялись наши далекие предки? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Одним из главных проявлений духовной жизни человека является религия. Религиозные верования были у всех народов. Некоторые ученые считают, что религиозные верования появились еще у неандертальцев. Археологи находят погребения, в которых кроме останков находят предметы быта и орудия труда (рис. 1).

Рис. 1. Древняя могила (Источник)

У неандертальцев существовал культ медведя. Черепа пещерных медведей служили объектами колдовских действий, из которых впоследствии развились религиозные верования и обряды.

Религиозные верования кроманьонцев были более сложными. В захоронениях рядом с их стоянками кроме предметов быта и орудий труда ученые находили охру, имевшую цвет крови — цвет жизни. Можно предположить, что у «человека разумного» зародилась вера в бессмертие души. Одушевление предметов, сил и стихий природы называется анимизмом.

В период появления родовых общин возникло религиозное представление о сверхъестественном родстве между членами рода и тотемом — мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и неодушевленные предметы. У аборигенов Австралии и индейцев Северной Америки тотемизм является основой традиционного мировоззрения.

С тотемизмом связан и промысловый культ. Существовали колдовские обряды, связанные с охотой и рыболовством. Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озерах исчезнет рыба. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности (рис. 2). Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. С удивительным мастерством древний художник рисовал мамонта с гибким хоботом, оленя с закинутыми назад ветвистыми рогами, медведя, израненного и истекающего кровью. Сохранились изображения смертельно раненого бизона и убитого им охотника. В некоторых пещерах нарисованы люди, изображающие животных. На голове у человека рога, сзади хвост; он как бы танцует, подражая движениям оленя.

Рис. 2. Человек заколдовывает зверя (Источник)

Около ста лет назад испанский археолог обследовал пещеру Альтамиру, в которой жили в древности люди. Неожиданно он обнаружил на потолке пещеры изображения животных, написанные красками. Сначала ученые считали, что эти картины написаны совсем недавно; никто не верил, что древние люди умели рисовать. Но затем подобные изображения были обнаружены во многих пещерах. Археологи нашли также вырезанные из кости и рога фигурки людей и животных. Никто уже не сомневался, что картины и фигурки — произведения искусства далекого прошлого (рис. 3). 

Рис. 3. Альтамира. Бизоны (Источник)

Произведения искусства показывают, что «человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. История Древнего мира (Источник).
  2. Чудеса и тайна природы (Источник).
  3. История Древнего мира (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?
  2. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козленка, девушка —  в иву, с какими верованиями связаны эти сказочные превращения?
  3. Какие предметы, найденные археологами при раскопке древних захоронений, подтверждают предположение о возникновении религиозных представлений у людей?
  4. Зачем первобытные люди изображали животных?

 

interneturok.ru

Возникновение искусства и религиозных верований

Вопросы занятия

 

·        Пещера Альтамира

·        Скульптура и орнамент

·        Религия в первобытном обществе

·        Зарождение изобразительного искусства

 

В XIX веке ученые еще мало знали о жизни первобытных людей. Хотя уже были найдены каменные орудия труда, останки древнейших людей. Помните, эти находки были сделаны в Африке и Азии еще в конце XVIII века?

В 1879 году в Париже была организована Всемирная выставка.  Эту выставку посетил испанец дон Марселино де Саутуола – большой любитель древностей. Особенно его поразили экспонаты в разделе, посвященном доисторическим людям. Там выставлялись миниатюрные изображения зверей, выгравированные на кости и камне. И Марселино захотелось найти что-нибудь подобное у себя на родине – в Испании.

По возвращении домой дон Марселино с особой тщательностью стал изучать пещеру, которая незадолго до этого была открыта и находилась на его земле. Это была пещера Альтамира.

Во время раскопок археолог обнаружил орудия труда из камня и кости, следы очага древнего человека. В один из дней Марселино взял с собой в пещеру шестилетнюю дочь Марию. Извилистые коридоры пещеры и ее мрачные залы пугали и одновременно восхищали маленькую девочку. Здесь ей все было интересно, а маленький рост позволял рассматривать стены и своды пещеры там, где взрослый человек мог пройти только согнувшись. На одном из сводов Альтамиры Мария увидела бизонов, которые были нарисованы красной краской. «Быки, быки!» – закричала девочка. Так было сделано величайшее открытие – наскальные рисунки каменного века. В темной пещере, куда никогда не проникал дневной свет, при помощи природных красок древним художникам удалось создать объемное, как сейчас говорят, 3D-изображение. Когда смотришь на эти рисунки при горящем огне, то кажется, что животные двигаются.

Пещера Альтамира была не единственной в своем роде. Во Франции известно около ста шестидесяти подобных пещер, в Испании – около ста двадцати.

Самые древние наскальные рисунки были сделаны около сорока тысяч лет тому назад.  Рисовали люди природными красками или углем. Древние художники использовали три основных цвета: белый, черный, красный. Секрет изготовления некоторых красок не раскрыт до сих пор, но известно, что для получения красной краски использовалась охра. Она довольно часто встречается в природе, ее основным компонентом является глина.

Первобытные художники изображали в основном животных, на которых охотились. Как вы думаете, почему? Ученые предполагают, что изображая на скале сцены успешной охоты, древние люди надеялись, что им на охоте тоже повезет.

Кроме изображений животных люди рисовали на стенах пещер непонятные для нас узоры. Самыми древними из этих загадочных знаков являются контуры человеческих ладоней.

Несомненно, рисунки первобытных людей были первыми проявлениями творческих способностей человека.

В каменном веке зарождается еще один вид изобразительного искусства – скульптура. На местах стоянок древнего человека и в могильниках археологи находят фигурки животных и птиц, вырезанные из кости. Особое место занимают женские статуэтки. Очевидно, это связано с культом богини-матери. Ведь вы помните, что в древнем обществе женщина занимала высокое положение и ее почитали как продолжательницу рода.

Особым видом первобытного искусства является орнамент

. Человек не просто изготавливал орудия труда, но и покрывал их узором. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой.

Большое внимание уделялось украшению одежды и собственного тела как женщинами, так и мужчинами. Для украшения использовались шлифованные каменные браслеты, ожерелья из кусочков камня, кости, зубов животных. Тело раскрашивали охрой, гипсом, углем, наклеивали цветной пух. С помощью кремниевых ножей наносили рубцы, делали татуировку. У многих народов считалось, что чем больше татуировано тело человека, тем больше уважения ему должно оказываться.

Древний человек был бессилен перед таинственными и грозными проявлениями природы. В попытках объяснить их возникла религия – вера людей в сверхъестественные силы, в колдовство, в душу, в жизнь после смерти.

Ученые считают, что религиозные представления возникли еще у неандертальцев около ста пятидесяти тысяч лет назад.

Первобытная религия – это переплетение различных форм религиозных представлений: анимизм и вера в загробную жизнь, фетишизм, тотемизм, магия и колдовство. Но обо всем по порядку.

Одной из самых древних форм религиозных верований является анимизм – вера в существование души и духов. Окружающая природа, живая и неживая, наделялась способностью думать, делать добро или зло. Люди верили, что душа есть у животного, растения, у любого предмета или его части. Способность человека ощущать, мыслить наши предки объясняли наличием души, которая покидает тело после смерти.

С анимизмом связана вера людей в загробную жизнь. Об этом говорят погребения.

Большинство захоронений каменного века найдено в пещерах, которые служили местом обитания древних людей. Мертвеца помещали в небольшую яму в позе спящего на боку человека. Сверху прикрывали землей и камнями. В могилу клали вещи, которыми покойник пользовался при жизни: кремневые остроконечники, скребки, украшения из костей и раковин. Первобытные люди считали, что эти вещи должны были служить покойнику в его загробной жизни.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, зубы, кусочки шкуры, высушенные лапки и тому подобное. Нередко фетишем оказывался случайно выбранный предмет. И если его владельцу сопутствовала удача, значит, фетиш обладает магической силой.

Пережитки фетишизма встречаются и сегодня. Вы, наверняка, являетесь обладателем какого-нибудь амулета или талисмана, который должен оберегать вас от несчастий, приносить удачу ну, скажем, например, на контрольной работе.

Тотемизм – вера в то, что все члены одного рода происходят от определенного животного – тотема. Тотемом могло быть не только животное, но и растения и природные явления: дождь, ветер, солнце. Каждый род имел свой тотем, в честь которого совершались обряды. Тотемное животное считалось священным, на него нельзя было охотиться. Род, который принадлежал к тому или иному тотему, назывался его именем, например род Медведя, род Летучей мыши, род Волка, род Черепахи.

С возникновением новых религиозных представлений первобытные верования утрачивали свое первоначальное значение и смысл, но не исчезли бесследно.

И в наши дни встречаются следы тотемизма. Так, при раскопках древнего города Ярославля установлено, что жившие здесь люди почитали медведя. Впоследствии изображение медведя становится гербом Ярославля.

А в Индии до настоящего времени священными животными считаются корова, тигр, слон, обезьяна.

Магия и колдовство – вера в то, что человек может воздействовать на природу различными чудодейственными приемами и заклинаниями.  

Давайте на минуту перенесемся во Францию. Здесь, в пещере Монтеспан, археологи обнаружили вылепленную из глины фигурку медведя без головы и изрешеченную круглыми дырками.  Ученые предполагают, что в этой пещере первобытные охотники совершали магические обряды. Протыкая фигурку медведя дротиками, они верили, что заколдованное животное само позволит себя убить.

Похожие магические обряды совершали и североамериканские индейцы. Перед охотой на бизонов мужчины исполняли специальный танец.  Участники танца надевали на себя бизоньи шкуры и маски и изображали охоту.  Время от времени один из танцоров делал вид, что он падает, тогда другие пускали в его сторону стрелы или бросали копья.

Таким образом, мы видим, что первобытные люди внимательно изучали природу и накапливали знания. Постепенно зарождалось искусство – творческое отражение окружающего мира в художественных образах.

Именно в первобытном обществе зародились почти все виды изобразительного искусства:

·     графика – искусство изображения предметов линиями и штрихами;

·    живопись – создание художественных образов красками;

· скульптура – создание фигур людей и животных из дерева, камня,костей оленей или бивней мамонтов;

·     декоративное искусство – украшение орнаментом изделий из кости и камня.

Но искусство не возникло само по себе как отражение творческих способностей человека и его представлений об окружающем мире. Искусство неразрывно было связано с религиозными представлениями человека. В религии отражались представления людей об окружающей природе, их занятия, весь порядок их жизни.

videouroki.net

Мастер-класс. Урок в 5 классе «Возникновение искусства и религии».

Урок 14. Возникновение искусства и религии.

Цели урока

1.обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления

2.продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;

3.воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока:урок изучения нового материала

Оборудование: учебник,  презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», рабочая тетрадь по истории Древнего мира выпуск 1.

Ход урока

I. Организационный момент

2.Повторение пройденного материала.

В течении нескольких уроков мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте

вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы

немного поиграем.

1.Игра-разминка. Я буду задавать вам вопросы и мы посмотрим кто более грамотно и полно

будет давать ответы.

Слайд 2

1.Тестирование

2.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?». Для этого вспомните:

  • Какие природные изменения произошли на земле примерно 100 000 лет назад?

  • Как изменился животный мир?

  • Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?

  • Что называется родовой общиной?

Сделайте вывод.

Примерный ответ учащегося: Примерно 100 тыс. дет назад, на земле произошло сильное

похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник. В этих новых

природных условиях человек выжил потому, что научился пользоваться огнем, рыть

землянки, освоил пещеры, начал шить одежду. Животный мир изменился тоже. Появились

более мелкие животные, охотиться на которых было сложнее. Поэтому человек придумал

лук и стрелы. А так же люди стали родовыми общинами, т.е. коллективами родственников,

имеющих все общее.

3. Решение творческих задач с классом

Слайд 3 Алгоритм решения творческих задач.

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий

и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось

установить принадлежность 938. Из них лошади — 2, медведя —2, горного козла — 767,

леопарда — 1.

Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш?

Ответ: Охота.

Можно задание сформулировать и так: «Какие выводы можно сделать на основе этих

археологических данных?»

Ответ: Люди занимались охотой, ловили больше горных козлов, меньше ~ лошадей,

медведей и леопардов.

Задача №

А.Опишите по рисункам древнейшие орудия труда.

Б.Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие – на

стоянки людей каменного века?

Ответ: Первый признак стоянки древнего человека — следы костра, обломки хорошо

обработанных каменных орудий (у обезьянолюдей-расколотая галька).

III. Переход к изучению новой темы

Слайд6

А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом ,сегодня на уроке мы попадём в

интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.

Слайд 7

Проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?

Слайд 8

План урока:

1.Причины появления религии

2.Появление искусства

Слайд 9

Древние люди многое умели , но они не знали истинных причин природных явлений. Они боялись грома, молнии, ураганов, наводнений, пожаров, считали живыми солнце, луну, звезды, деревья, реки, камни. У всего в природе был свой дух. Духи по отношению к людям могли быть и добрыми и злыми. Чтобы умилостивить духов природы, люди приносили им жертвы и совершали в их честь специальные обряды.

Они верили в загробную жизнь. Древние люди считали, что у каждого человека есть душа. Душа — это бестелесное начало, делающее человека живым и мыслящим существом.

Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит душа покинула его тело. Будить человека резко нельзя :душа не успеет вернуться.

Люди полагали, что, когда душа покидает тело, физически человек умирает, но душа его продолжает жить.

Люди верили, что души предков переселяются в далекую « страну мёртвых».

Слайд 10

В пещерах, в специальных сооружениях археологи находят захоронения древних людей.

2.Работа с дополнительной литературой.

Цитируется небольшой текст.

«…Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось

женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями — височными

подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными

комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой.

Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей

превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них

найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части

конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное…»

Голдина Р. Д. «Силуэты растаявших времен.» — Ижевск, 1996. С. 131,134.

3. Беседа по вопросам к тексту.

— Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные

памятники, а значит информаиию.)

— Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам.)

— Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в

стране мертвых, верили в загробную жизнь.)

Души предков могли, по мнению древних людей, вмешиваться в дела живых, помогать им

или вредить. Колдовство, магия, вера вдухов, в существование души свидетельствуют о

появлении у древних людей религиозных верований. По мере развития первобытных людей

усложнялись и их религиозные представления. Люди верили в то, что природой и жизнью

управляют особые высшие существ аболее могущественные и совершенные. Их

представляли либо в виде животных, либо в образах, подобных человеку. Так у первобытных

людей зародилась вера в богов, религия

Слайд 11

Ученые заметили, что первобытные люди часто изображали смертельно раненных

зверей. Как вы думаете, почему?

Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей, а в озёрах и реках исчезнет рыба.

Они считали, что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не

уйдут из местности. А изображение раненого животного приведёт к удачной охоте.

Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное

на песке животное.Узнать это ученым помогли наблюдении за племенами в Австралии,

сделанные в наши дни

Слайд12

Как человек заколдовывал зверя? Кто такие оборотни? Самостоятельная работа с учебником

стр.15 &3 п. 3

Попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или

колдовских средств привели к появлению магии. Колдуны и маги пользовались большим

уважением у первобытных людей. Нередко они возглавляли общину. Магия близка

волшебству. В ней используются заклинания, магические действия, чары. Магия помогает

совершать чудеса — так считали древние люди.

Это были первые религиозные верования

Итак, можно сделать вывод, что в древности складываются первобытные религиозные

ерования. Что же это за верования? Прочтём определение в учебнике на стр.18: «Верования

в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.


4. Работа над новым понятием.

Слайд13.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Термин на слайде, учащиеся записывают в тетради

Какой мы сделаем вывод ,почему возникли религиозные верования ?

1.от бессилия человека перед могуществом природы;от невозможности объяснить многие ее явления.

2. Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.

3.Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.

2.Появление искусства

Дети любят рисовать. Древние люди по своему отношению к миру были непосредственны

и похожи на детей.

Удивительные послания пришли к нам из прошлого, отдаленного от нас на 35-30 тысяч лет.

Древние люди оставили на стенах пещер изображения своих ладоней. Однажды человек

приложил руку к стене, а затем обвел ее цветной землей. Получилось изображение руки.

Вспомните, как вы, посылая письмо бабушке или дедушке, когда были совсем маленькие и

не умели писать, обводили карандашом ладошку. Возможно, древнейшие изображения рук

на стенах известной пещеры Альтамира в северной Испании отразили желание древнего

человека оставить навсегда отпечаток собственной жизни.

Слайд14

Это было первое проявление творческих способностей человека. Так зарождалось

искусство.

Слайд 15

Давайте посмотрим видеофрагмент о древней живописи.

Слайд 16
Что представляют собой древние рисунки? Опишите изображение ,Нравится ли вам оно и, если да, то чем? Обобщаются ответы («олень ест или пьет, у него красивая голова и рога»)

Слайд17

В чем заключалось мастерство первых художников?Древнейшим художникам удавалось передать не только облик но и характер тех зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов. Оленей они изображали чуткими и настороженными. Коней быстрыми и стремительными. Мамонтов массивными и тяжёлыми.

В 1959 году в Каловой пещере на Урале обнаружили замечательные памятники древнего

искусства. На стенах пещеры красной краской были нарисованы мамонты, носороги и лошади. Фигуры животных изображены с большой убедительностью. Они напоминают изображения в древних пещерах Европы, что свидетельствует о единстве искусства первобытных людей.

Слайд18

Постепенно расширялись и более конкретными становились наши представления о

древних людях. Рисунки стали первым способом передачи от человека к человеку

информации – его «письмом». Об этом говоритзапись древних индейцев об условиях

обмена 30 убитых бобров на выдру и овцу.

5. Работа над новым понятием.

Живопись – это создание образов на плоскости с помощью красок.

Наскальная символика.

Первыми рисунками стали пиктограммы символические знаки. Самым первым символом и рисунком человека был отпечаток руки или ноги человека – что, наверное, можно сравнить с современной надписью «Здесь был Я!». Особой популярностью пользовались знаки с изображением солнца и луны, так называемые солярные знаки, которые рисовались в форме кругов с расходящимися лучами. Ведь уже в древности человек задавался вопросом, что даёт тепло, почему день сменяет ночь. Почему на смену одного светила- солнца приходит другое- луна. Особенно много таких знаков было обнаружено в странах Западной Европы.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льныеизображе́ния) — высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба

Древним людям принадлежит заслуга в создании живописи, которая стала достоянием мировой духовной культуры.

Слайд 22

Рождение скульптуры Древнейшие люди были первыми скульпторами: в камне

и глине воссоздавали хорошо знакомый им мир.

Если это были животные, то непременно сильные и могучие, иногда пронзённые стрелами, часто раненые или умирающие. Женские фигурки были особенно своеобразными, так как считалось, что женщина является продолжительницей рода. Поэтому её изображали беременной: с большой грудью, толстым животом, с короткими пухлыми ногами. Только такая женщина могла выжить в те жестокие времена и дать миру ещё одного охотника или рыбака. Скульптурки мужчин выглядели худыми и подвижными. Они должны были прокормить род.
Также среди скульптурных работ были найдены фигурки людей иммтирующие ритуальные танцы и обряды.
)

Слайд 23

Заключение

Древний человек – человек разумный, создал живописьи скульптуру еще до появления земледелия
и скотоводства, раньше, чем изобрел письменность, построил города. Такова была его потребность в творчестве

А теперь мы проведём физкультминутку.

Пришла пора поработать с творческими заданиями рабочей тетради

Обучающиеся выполняют задания рабочей тетради ( выпуск 1) Задание 9, с. 11.

Подведём итог урока.

Ответьте на вопросы:

Каким словом можно заменить следующие выражения;

Вера в богов и духов —_______________(религия).

Изображения почитаемых богов и духов —_____________(живопись).

Подарки богам и духам —____________________(жертвоприношение).

Поражение копьями нарисованное животное — ________________ (колдовской обряд).

Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей — ____________ (оборотни).

1.Кто первым обнаружил и объявил миру о наскальных рисунках первобытного человека? Кто это был и где?

2.Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы? Какие сведения

о жизни первобытного человека они могли там получить?

3.Какие формы религиозных верований были у людей каменного века?

4.Какие виды первобытного искусства вы знаете?

5.Какие краски использовали первобытные художники?

6.Что чаще всего изображали первобытные художники?


Задание на самоподготовку

1 Читать §3

2.Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснять эти понятия.

3.творческое задание: нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.

Использованная литература:

1.ВигасинА.А.,ГодерГ.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.,2007

2.Всемирная история :в 24 т. Т.1 каменный век/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич и др.-Мн.:Литература,1998

3.ГодерГ.И. рабочая тетрадь по истории древнего мира.5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в 2-х выпусках. Выпуск1М,2007

4.О. А. Северина История древнего мира 5 класс (в двух частях). Поурочные планы по учебнику «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс»Издательство «Учитель – АСТ» Волгоград 2002год

5.Электронная библиотека «Просвещение». ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА . 5 класс Формат: PC CD_ROM 6.www.cordis.ru учебное электронное издание «Всеобщая история» – история Древнего мира PC CD_ROM

7.www.KM.ru Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ«Кирилл и Мефодий», 2002

8.Интерактивная книга на русском языке. Поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)» МИФЫ ДРЕВНЕГО МИРА. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКе

9.www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТАДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

10www.nd.ruЭНЦИКЛОПЕДИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ОРНАМЕНТДиректМедиаПаблишинг. Москва TheYorckProjectGmbH. Berlin

infourok.ru

Жизнь первобытных людей. Возникновение искусства и религиозных верований. 5 класс. История Древнего мира. — Возникновение искусства и религиозных верований.

Комментарии преподавателя

Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Рис. Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Рис. Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Рис. Глиняная фигурка богини

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.

Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
  2. Назовите древнейшие формы искусства.
  3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
  4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

 

К занятию прикреплены файлы  «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

 

Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs

http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html

www.kursoteka.ru

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС ФГОС

НА ТЕМУ:

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА

И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ»

Урок разработала:

учитель истории обществознания

МБОУ СОШ№49

Лисицина Алла Анатольевна

Технологическая карта урока

Предмет – история

Класс – 5

Автор УМК – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

Тема урока – «Возникновение искусства и религиозных верований»

Тип урока – усвоение навыков и умений. Урок беседа

Цель урока: Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Планируемы результаты:

  1. Предметные результаты: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

  2. Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

  3. Метапредметные результаты: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины:первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник. Диск «История. Древнего мира.

  2. Учебные картины: «Особенности первобытного искусства», «Первобытный колдовской обряд», «Древний похоронный обряд», «Представления первобытных людей в «стране мертвых».

  3. Рабочая тетрадь № 1

Структура урока

Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует выступление учащихся с сообщениями, работу с хронологией:

  • 2 млн. лет назад,

  • 100 тыс. лет назад,

  • 40 тыс. лет назад

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Сообщение,хронология

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Усвоение новых знаний и способов действий.

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с

п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам:

  • Как была открыта пещерная живопись?

  • Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

  • Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей?

  • Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа с текстом, беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами:

  • колдовство,

  • оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя,работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых».

Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

Контроль знаний и способов действий

Индивидуальная.

Практический. Работа по карточкам

Организует работу с компакт-диском. Комментирует задания по теме «Первобытные собиратели и охотники», контролирует выполнение

Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

Рефлексия

Фронтальная. Словесный.Беседа

  • Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

  • Смогли ли вы их достичь?

  • Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

  • О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять?

  • Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих, действий исамооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

Домашнее задание

Фронтальная.

Словесный.

Сообщениеучителя

Комментирует задание.

Сравнить древнейших людей и людей разумных.

Задание 12 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные:принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Письменный ответ. Задание в рабочей тетради

infourok.ru

Тест по истории Возникновение искусства и религиозных верований 5 класс

Тест по истории Древнего мира Возникновение искусства и религиозных верований для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 вопросов с выбором ответа в части В — 1 вопрос с кратким ответом.

1 вариант

Часть А

А1. К какому виду исторических источников относится пещер­ная живопись?

1) изобразительным
2) письменным
3) вещественным

А2. Как называется пещера, в которой археолог и его дочь об­наружили древнейшие рисунки?

1) Альтамира
2) Капова
3) Ляско

А3. Для чего первобытные художники помещали свои рисунки в глубине пещер?

1) чтобы от лучей солнца рисунки не тускнели
2) чтобы скрыть их от других племён
3) чтобы звери были «заколдованы» и не ушли с этой тер­ритории

А4. Первобытные люди клали в могилу сородича одежду и орудия, потому что

1) оставлять их было плохой приметой
2) верили, что они понадобятся в загробной жизни
3) сородич при жизни любил эти вещи

A5. Какими красками пользовались первобытные художники?

1) красной, чёрной, коричневой
2) розовой, зелёной, жёлтой
3) красной, зелёной, чёрной

Часть B

В1. Установите соответствие между изображениями животных и названиями пещер, в которых они были обнаружены.

Изображения

А) бизон
Б) мамонт
В) лошадь

Пещеры

1) Капова пещера
2) Альтамира
3) Ляско

2 вариант

Часть А

А1. Каких животных изобразил на потолке пещеры древнейший художник?

1) собаку
2) бизонов
3) жирафов

А2. Пещера Альтамира находится

1) в Восточной Африке
2) в Северной Испании
3) во Франции

А3. Почему первобытные художники изображали животных?

1) так они пытались сделать охоту успешной
2) они не умели рисовать никого другого
3) они надеялись, что так они смогут сделать животных до­машними

А4. Что помогает учёным разгадать назначение пещерных ри­сунков?

1) подробное описание рисунков
2) наблюдение за жизнью племён, находящихся и сегодня на первобытной стадии развития
3) изучение состава красок, которыми пользовались ху­дожники

A5. Какое представление из названных относится к религиозным верованиям?

1) каждый взрослый человек должен передавать опыт младшим
2) перед охотой нужно совершить колдовской обряд
3) женщина должна хранить домашний очаг

Часть B

В1. Установите соответствие между названиями пещер и местом их расположения.

Пещера

А) Ляско
Б) Альтамира
В) Капова

Где находится

1) Северная Испания
2) Урал (Россия)
3) Франция

Ответы на тест по истории Возникновение искусства и религиозных верований
1 вариант
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
А5-1
В1-213
2 вариант
А1-2
А2-2
А3-1
А4-2
А5-2
В1-312

testschool.ru

Урок по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»

Урок истории , 5 класс

 

Тема. Возникновение искусства и религиозных верований.

 

Цель: сформировать у ребят убеждение о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.

 

Новые понятия: религия, Альтамира, Саулуола, искусство.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с кроссвордом, сигналы, римские цифры.

 

Ход урока:

  1. Орг.момент: «Долгожданный дан звонок,

                        Начинается урок, встаньте ровно и красиво

                        Проверьте свои рабочие места

                        Всё ли у вас готово к нашему уроку?»

  1. Актуализация опорных знаний:

-диктант по написанию римских цифр

-Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?

-Какие новые орудия труда и оружия изобрел человек?

-Что называется родовой общиной?

-Составьте рассказ по рис. «Охота на диких козлов» (стр.12 учебник)

     3. Сообщение темы урока: Итак, первобытный человек умел многое, но он не мог объяснить явления природы и на помощь пришла религия и искусство. (тема урока слайд 1).

 

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

-Какие задачи перед нами будут стоять?

 

О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира ученым Марселино де Саутуола. А произошло это так: (слайд 2,3)-чтение легенды.

 

Вопрос: Как была обнаружена живопись, выполненная первобытным художником?

 

(слайд 4) Рассмотрите слайд, Нравится вам рисунок самки бизона в пещере Альтамира? Почему? ( тонкие ноги, рога, аккуратный хвост).

Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть художниками, что они могли создавать такие рисунки. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать, выплавлять металл. Казалось невероятным, чтобы они создавали такое мастерство. Многие ученые считали это чьей-то ловкой подделкой. Испанский археолог так и не добился признания своего открытия, уже позже были найдены другие пещеры с рисунками.

 

Вопрос: Что же такое искусство? (слайд 5)

               Что изображали первобытные художники? (слайд 6,7)

Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рассмотрите рисунок «Мамонт». (слайд 8)

 

Вопрос: Каким изображен на этом рисунке зверь?

 

Так и зародилось искусство у первобытных людей.

 

Разминка для глаз (слайд 9-10)

Изображение животных в пещере было неспроста, ученые разгадали почему животных изображали в пещерах, люди стали совершать колдовские обряды перед охотой на крупного зверя первобытный человек рисовал мамонта, носорога в пещере на стене, на песке и копьем пронзал животное. Человек стал верить, появилась религия. (слайд 11)

С помощью веры люди пытались понять и объяснить многие явления, которые с ним происходили.

(работа с учебником с.16-17).

— Что происходило с человеком и его душой, когда он спит?

-Почему люди клали в могилу все, что было у них при жизни?

 

Самостоятельная работа: кроссворд по теме «первобытный человек» ( тетрадь с.12)

 

 

Итог: -Было ли вам интересно?

         -Что особенно понравилось и запомнилось?

         — Что нового вы узнали?

 

Оцени себя сам : квадрат красный- отлично

                             Квадрат синий –хорошо

                             Квадрат зеленый –плохо.

Д/з: п.3

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Возникновение искусства и религиозных верований» »

История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И.

Урок 4 .

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Как была найдена пещерная живопись.

Саутуола работал в одиночку, приходил в пещеру — и день за днем копал. (Археологи были тогда еще одиночками — первопроходцами своей науки). Хотя археолог не был совсем один: он брал с собой дочку, Марию. Девочке полезна прогулка в горы, а пока отец работал, ей нравилось ходить по пещере и рассматривать ее. И вот однажды он услышал ее звонкий возглас: «Папа, смотри, нарисованные быки!» Оторвавшись от земли, папа поднял усталые глаза — и замер от удивления, не зная, что и подумать. Действительно, быки.

Марселино де Саутуола

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Как была найдена пещерная живопись.

Всего насчитали 23 изображения — целое стадо! Они были выполнены твердой рукой древнего художника, который талантливо использовал естественные выпуклости свода пещеры. Он оживил эти выпуклости резцом и обвел краской — получились не просто рисунки, а цветные барельефы. Массивные туши бизонов с характерными горбатыми загривками раскрашивались красной краской.

г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .

Как была найдена пещерная живопись.

Ее тон, оттенки и плотность от места к месту менялись, что придавало рисункам рельефность. Отдельные части тела бизонов, в частности ноги, голова, рога, шерсть на загривке, грудь и круп, расписывались черной или коричневой краской. В разинутой пасти бизона между темными линиями губ виднелся буро-красный язык; на нежно — розовом миндалевидном белке глаза черной дырой округлился широко раскрытый зрачок, который, казалось, напряженно вглядывался в тех, кто дерзко осмелился нарушить тишину и вечный мрак подземелья. Совершенство и красота изображения поразили археолога. Ведь выполнены они были около 15 тысяч лет назад!

Искусство- творческое отражение действительности.

Что изображали первобытные художники

Что изображали первобытные художники

.

Что изображали первобытные художники

Мамонт — род вымерших животных четвертичного периода семейства слоновых. По строению скелета мамонт представляет значительное сходство с ныне живущим индейским слоном, которого несколько превосходил величиной, достигая 5,5 м длины и 3,1 м высоты. Громадные бивни мамонта, до 4 м в длину, массой до 100 кг, были вставлены в верхнюю челюсть, выставлялись вперед, загибались кверху и расходились в стороны

Оборотень

Религия- вера в сверхъестественные существа:богов, духов и поклонение им

Домашнее задание:

  • § 3, вопросы 1-4, термины

kopilkaurokov.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *