Причины реформации в европе история 7 класс – История 7 класс Причины религиозной революции. (Реформации) В Европе. Нужно написать 11 причин

История 7 класс Причины религиозной революции. (Реформации) В Европе. Нужно написать 11 причин

Причины Реформации:
потребность верующих в духовном обновлении
Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.
сбор десятины
? что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.
торговля индульгенциями
? что такое индульгенция

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.
вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
гонения церкви на науку
(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы —  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

otvet.mail.ru

Реформация в Европе — История

Начало Реформации в Европе

Урок истории в 7 класс

Автор: Митронина И.Н.

Цель урока

— познакомиться с понятием Реформация,

— выявить причины Реформации,

  • познакомиться с основными событиями и результатом Реформации.

План урока

1. Реформация.

2. Причины Реформации.

3. Родина Реформации.

4. Учение Мартина Лютера.

5. Народная Реформация.

6. Умеренная Реформация.

Вспомним

В результате чего происходит распад традиционного общества и зарождение индустриального?

Появление новых представлений о мире,

Возрождение культуры, тяга к знаниям,

Переосмысление ценностей,

Появление интереса к земным радостям,

Обращение внимания к человеку.

Изменение представлений о церкви

Недовольство католической церковью

Борьба за переустройство церкви

Познакомимся

Реформация – происходит от слова «реформа», т.е. преобразование, переустройство.

Реформация – это движение за переустройство церкви.

Реформация – это религиозная революция. Революция – это крутой перелом, который приводит к коренным изменениям в жизни людей.

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

Ручьи сокровищ в Рим бегут,

Здесь вечный находя приют.

Но на дыру без дна похож,

Безбожный Рим не полон все ж.

Ручьи грехов сюда стекают,

И здесь их людям отпускают..

Кто нравы Рима узнает,

Охладевает к вере тот.

Предположите

Причины Реформации

(работа с текстом документа, карикатурой)

. Немецкий городской поэт Ганс Сакс (ХУI в.) писал:

Есть у попов про всех товар,

Лишь покупай и млад и стар!

Известно, каждый поп и ИНОК

дом Божий превращают в рынок:

дают реликвии доход,

А главное — в церквах идет

Продажа индульгенций бойко,

Вот что и есть овечья дойка!

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжет мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка

К болящему — и дань сберет…

Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнет он спину,

Чтоб отдавать им десятину.

Коль не заплатишь —- проклянут,

Изгонят, свечи вслед швырнут.

другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно

Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям

Сидеть в трактирах было можно

Курить и пьянствовать безбожно

Познакомимся

Причины Реформации

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину.

3. Продажа духовных должностей и получение взяток.

4. Продажа индульгенций

1.Вмешательство духовенства в дела князей.

2. Стремление князей получить часть церковных земель.

3. Недовольство увеличением церковных владений.

4. Огромные поборы церкви с крестьян.

5. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе.

Познакомимся

Родина Реформации

Германия

Причины начала Реформации в Германии

Германия — родина Мартина Лютера, основоположника Реформации

Познакомимся

Мартин Лютер основоположник Реформации

Мартин Лютер(1483-1546) родился в крестьянской семье. Жил в нищете, воспитание было строгим и он решил уйти в монастырь. В 18 лет он поступил в Эрфуртский университет, был сильно религиозен, стал монахом, который начал преподавать богословие в университете. В 1517 широкое распространение в Германии получило движение по продаже индульгенций, это возмутило Мартина Лютера. Своё возражение он выразил в работе «95 тезисов», которые прикрепил к дверям церкви. В 1520 Мартина Лютера отлучили от церкви. В 1521 его вызвали на императорский суд в г. Вормс. Друзья отговаривали Лютера ехать на суд, на что он ответил: «Ожидайте от меня всего, но только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня». В Вормсе император потребовал от Лютера отречения от его учения, но он отказался подчиниться Папе. Лютера ждала судьба Яна Гуса, но саксонский князь Фридрих помог ему бежать и укрыться в замке, где он продолжил работу по распространению своего учения.

Познакомимся

Учение Мартина Лютера «Спасение верой» (работа с текстом учебника)

Основные идеи Мартина Лютера:

1.осуждение продажи индульгенций.

2.отрицание роли церкви, как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание.

3.человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

4. Милость Бога не зависит от заслуг человека.

5. Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

6. Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам,

7. Богослужение должно вестись не на латинском, а родном языке.

Познакомимся

Народная Реформация – борьба за переустройство церкви, которую начал народ.

Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер

Основные идеи Томаса Мюнцера:

1. Поддержка взглядов Мартина Лютера.

2. Необходимость свержения власти светских господ (князей, феодалов) над крестьянами.

З. Установление царства Божьего, где всё будет общим и все будут равны.

Проявление народной Реформации – Крестьянская война

Крестьянская война (1524-1526)

Познакомимся

Районы охваченные крестьянской войной

Познакомимся

Причины крестьянской войны (работа с текстом учебника)

развитие товарно-денежных

отношений породило потребность

в увеличении денежных доходов

князей, что привело к увеличению

оброка и захвату общинных земель

приток золота и серебра из

Нового Света вызвал революцию

цен – деньги обесценивались,

цены росли

Причины

крестьянской войны

усиление гнета светских

и духовных феодалов

Познакомимся:

Программа « 12 статей» (работа с текстом учебника)

Возвратить

общинные

земли

отменить

личную

зависимость

Право

выбирать

священника

Требования

крестьян

отменить

второстепенные

повинности

сократить

барщину

сократить

плату за

землю

Познакомимся:

Результат народной Реформации

— крестьянские отряды были разбиты,

  • Томаса Мюнцера казнили,
  • уничтожено около 100 тыс. человек.

Познакомимся:

Умеренная Реформация – борьба за переустройство церкви, начатая князьями

Проявление умеренной Реформации -религиозные войны между католиками и протестантами

Предположите:

Причины умеренной Реформации

Познакомимся: Причины умеренной Реформации

— Крестьянская война,

— Распространение идей Лютера,

— Стремление захватить церковные земли,

— Стремление сохранить католицизм.

Познакомимся:

Результат умеренной Реформации Аугсбургский мир.

  • признавались две церкви протестантская и католическая,
  • право определять религию в княжествах предоставлялось князьям,
  • главой церкви являлся князь,
  • пышные обряды были отменены,
  • отменено было пышное убранство церкви,

Последствия Реформации

Император подчинился воле князей.

Закрепилась раздробленность Германии.

Установилось две церкви.

Церковь стала более дешевой.

Право определять религию в княжествах предоставлялось князьям.

Главой церкви являлся князь.

Закрепление изученного

1. Реформация.

2. Причины Реформации.

3. Родина Реформации.

4. Учение Мартина Лютера.

5. Народная Реформация.

6. Причины, основные события и результат крестьянской войны.

7. Умеренная Реформация.

8. Причины, основные события и результат княжеской Реформации.

Рефлексия

Домашнее задание:

п.11, Р. т. 2-8.

multiurok.ru

Урок в 7 классе на тему Реформация в Европе

Конкурс методических разработок учителей истории и обществознания

общеобразовательных организаций Воскресенского муниципального района

Сценарий проведения урока

в 7 классе на тему

Начало Реформации в Европе

Учитель истории, обществознания

Щербинина Марина Петровна

МОУ «СОШ» №18

Тема урока: Начало Реформации в Европе.

Класс -7.

Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику
распространения лютеранства раскрыть главную цель Реформации в Германии.

Задачи:

образовательные: выяснить основные причины, сформулировать цели участников Реформации и Крестьянской войны в Германии. Познакомятся с основными понятиями: Реформация, протестант, лютеранская церковь и деятельностью М. Лютера и Т. Мюнцера. Определить итоги Реформации в Германии по Аугсбургскому религиозному миру.

развивающие: продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать в группах, выделять главное, разрешать проблемную ситуацию, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям,.

воспитательные:  воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.

Основные понятия: Реформация, протестант, лютеранская церковь.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: Технология дифференцированного обучения, Игровые технологии, Групповые технологии, Технология проблемного обучения, компьютерные(новые информационные) технологии обучения

Средства обучения: Мультимедиапроектор, рабочие карты урока, презентация, раздаточный материал.

Ход урока (45 минут)

Орг.момент. (1 мин) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Вслед за Великими географическими открытиями на жизнь европейцев оказали огромное влияние другие события. О них мы сегодня и поговорим. Но для начала вами вспомним о том, какие изменения произошли в различных областях жизни общества. Мы говорили с вами, что в 16 в. Появился новый человек: образованный, стремящийся познать и изменить мир. Формированию такого человека, безусловно, способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения.

Проверка д.з (10 мин) Индивидуальная работа учащихся по карточкам. 

(приложение 2)
Фронтальный опрос.

Разгадывание кроссворда.

Новый материал. Сегодня на уроке нам понадобятся рабочие листы, которые у каждого из вас лежат на партах. Давайте запишем в них тему урока Начало Реформации в Европе.(приложение 1)

Работать мы будем по следующему плану:

  1. Причины Реформации

  2. Мартин Лютер и основные положения его учения

  3. Народная Реформация и крестьянская война

  4. Аугсбургский мир

В конце урока нам предстоит ответить на следующий вопрос.

Почему Реформация победила в Германии в 16 в?

Пункт 1 Причины реформации. (6 мин)

В 16 веке происходит крупнейшее явление во всемирной истории. Происходит раскол католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. 

Запишем определение Реформация – движение за переустройство церкви.

В чем же причины подобного явления. Давайте вместе попробуем их сформулировать. А поможет нам в этом стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса, которое у каждого из вас лежит на партах. Сейчас в течении 2 минут вы читаете данное стихотворение и устно выделяете причины Реформации. (приложение 4)

Обсуждение ответов. Запись причин в рабочий лист урока.

  1. Продажа индульгенций, сбор десятины.

  2. Вмешательство церкви в светскую жизнь

  3. Потребность людей в духовном обновлении

Т.О. противоречия между тем, что церковь проповедовала и совершала на деле, вызывали рост антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство церкви в их дела, города и крестьяне на увеличение поборов и огромные церковные владения.

К чему приведет такое отношение церкви к верующим?

Предполагаемый ответ детей. К желанию изменить, переустроить ее.

Пункт 2. Мартин Лютер и основные положения его учения ( 8 мин)

Реформационное движение зародилось в Германии. (работа с картой) а как вы думаете, почему именно здесь?

Предполагаемый ответ детей: Германия раздробленное государство.

Идейным вдохновителем Реформации стал Мартин Лютер.

И сейчас…, получивший дополнительное д.з. познакомит нас с основными идеями Лютера. (сообщение ученика) ( 3 мин)

И сейчас мы проверим как вы запомнили идеи Лютера.

Для этого вы поработаете в группах по 4 человека. У каждой группы есть конверт с заданием, вам необходимо в течении 3 минут выбрать из предложенного списка только те положения, которые относятся к взглядам Мартина Лютера.( приложение 3)

Проверка ответов групп.

 Почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?

Предполагаемый ответ детей. Будучи грамотным человеком, он увидел противоречия между тем, что учила церковь и реальностью.

Пункт 3. Народная Реформация и крестьянская война (7 мин)

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер, который призывал к установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. Цель – борьба с феодальным гнетом, освобождение от феодальных повинностей

Основным районом восстания стал юго-запад страны. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату. 
Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек. 

Т.О. мы можем сделать вывод, что Цели не были достигнуты, т.к. были дезорганизованы, не было плана действия, против выступили феодалы.
После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация.

Цели – независимость от императора и папы римского

Князья разделились на тех, кто остался католиком и служил императору Карлу V, и тех, кто объявил протест императору, за то что, тот запретил лютеранство. В 1529г. Карл 5 запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так зародилось слово Протестант – сторонник реформирования церкви.

Ребята, а как вы думаете, почему император пытался защитить католическую церковь и так боялся протестантов?

Предполагаемый ответ детей:. Война против церкви могла перерасти в войну против императора.

Пункт 4. Аугсбургский мир ( 6 мин)

Но остановить реформационное движение было невозможно. Какие государства она еще охватила?

(работа с картой)

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…». 
Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь. Все это привело к тому, что в Германии на долгое время затормозился процесс создания единого государства.

А достигла ли своей цели умеренная реформация?

Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор между Карлом V и феодалами, по которому признавалось равноправие католичества и протестантизма, но право определять религию подданных предоставлялась только князьям. Это положение было выражено словами: “Чья страна, того и вера”.

Закрепление материала.( 5 мин)

А сейчас давайте проверим, как вы запомнили материал, я предлагаю вам поиграть в хорошо знакомую игру. «Верно-Неверно» вы поднимаете карточку соответствующего цвета, и в случае если ответ неверен вы объясняете почему.

  1. Реформация – учение отрицающее Бога. (нет. Это движение за переустройство церкви)

  2. Реформация началась в 1517 г.

  3. Сторонников Реформации называли республиканцами ( Протестантами)

  4. Родиной Реформации стала Англия (Германия)

  5. На развитие Реформации в Европе повлияло учение Лютера.

  6. Церковь, основанная на учении Лютера стала называться католической (Лютеранской)

  7. Положение Аугсбургского мира «Чья страна, того и вера» означал установление католической церкви в Германии (нет. Все зависело от вероисповедания князя)

Возвращаемся к проблемному вопросу «Почему в 16 в в Германии Реформация победила?»

Предполагаемый ответ детей:. Все слои общества высказали недовольство церковью.

Подведение итогов, д.з ( 2 мин)

Т.О. Реформация оставила глубокий след в истории , она вызвала массовые народные движения против господствующих порядков. В результате появились национальные церкви, укрепилась светская власть.

Д.з.

Оценки за урок.

Литература

1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2014.

2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.

3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.

4. К.А. Соловьев «Универсальные поурочные разработки по новой истории 7 класс», М., «ВАКО», 2006

Приложения

Приложение 1.

Рабочий лист к уроку по теме: Начало реформации в Европе 7 класс

План:

  1. Причины реформации

  2. Мартин Лютер и основные положения его учения

  3. Народная Реформация и крестьянская война

  4. Аугсбургский мир

Проблемный вопрос: Почему Реформация победила в Германии в XVI вв?

Задания.

  1. Реформация -________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Причины Реформации:

1.

2.

3.

  1. Мартин Лютер -___________________________________________________________________________

  1. Протестант — ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. 1555г. — ___________________________________________________________________

  1. «Чья страна того и вера»____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Индивидуальная карточка № 1

1. Назовите , кому принадлежат нижеследующие высказывания или идеи и дайте краткую характеристику их автору.

А) «Самок лучшее из всех доказательств есть опыт»

Б) «Мыслю, следовательно, существую»

В) «А все- таки она вертится»

2. Впишите недостающий элемент в предложение:

А)Имя ученого, который, наблюдая небо в телескоп, открыл, что на Луне существуют равнины и горы и вокруг Юпитера вращаются четыре спутника — __________ .

Б)_____________ завершил создание новой картины мира.

Индивидуальная карточка №2.

Тестовые задания. Выберите один правильный ответ.

  1. Бурное развитие естественных наук в Европе происходило в … вв.

А) IX-XI

Б) XII-XIII

В) XIII -XIV

Г) XIV-XVII

2. Закон всемирного тяготения открыл

А) Исаак Ньютон

Б) Уильям Гарвей

В) Френсис Бекон

Г) Джон Локк

3. Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал:

А) Эразм Роттердамский

Б) Николай Коперник

В) Христофор Колумб

Г) Исаак Ньютон

4. Этот ученый стал академиком, когда ему не было и 30 лет.

А) Уильям Гарвей

Б) Рене Декарт

В) Исаак Ньютон

Г) Галилео Галилей

5. За свои взгляды этот человек был сожжен на костре

А) Николай Коперник

Б) Галилео Галилей

В) Джордано Бруно

Г) Джон Локк

6.Слова «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежат…

А) Джордано Бруно

Б) Джону Локку

В) Рене Декарту

Г) Исааку Ньютону

Приложение 3.

Выберете из предложенного списка основные положения учения Мартина Лютера (обведите)

  1. Сократить барщину

  2. Вера обретается только через милость божию и не зависит ни от каких заслуг человека

  3. Отменить второстепенные повинности

  4. Не признавалось монашество

  5. Возвратить общинные земли

  6. Единственный авторитет в делах веры- Священное писание

  7. Священники должны растолковывать Библию

  8. Установить справедливую арендную плату

  9. Удешевление церковных обрядов

  10. Церковь не должна владеть землями

  11. Должность священника- выборная

  12. Церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам

  13. Человек спасется только верой

  14. Богослужение на родном языке

Приложение 4.

Прочитать и выделить причины реформации.

Стихотворение немецкого поэта Ганса Сакса

Есть у попов про всех товар. 
Лишь покупай — и млад и стар! 
Известно, каждый поп и инок 
Дом Божий превращают в рынок: 
Дают реликвии доход, 
А главное – в церквах идёт 
Продажа индульгенций бойко, 
Вот что и есть овечья дойка! 
Толпа церковников жадна. 
Привыкнув грабить издавна, 
Живя бессовестным обманом, 
Церковник ловко лжет мирянам: 
За мощи выдав зуб быка, 
Он им притронется слегка. 
К болящему — и дань сберёт… 
Страдает от попов народ, 
Не перечесть его невзгод: 
Зимой и летом гнёт он спину, 
Чтоб отдавать им десятину. 
Коль не заплатишь – проклянут. 
Изгонят, свечи вслед швырнут, 
Другим чтоб было не повадно, 
Трудиться разве не досадно 
Крестьянину по целым дням, 
Чтобы поповским холуям 
Сидеть в трактирах было можно, 
Курить и пьянствовать безбожно? 

infourok.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Урок 7 классе «Начало реформации в Европе. Обновление христианства»

 Тема: «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».

 Цель: Изучая причины Реформации ее особенности, учащиеся приходят к пониманию причин раскола Европы на два враждебных лагеря католический и протестантский, как проявлению разложения традиционного общества.

 Задачи:

Образовательные:

  1. Определить время, раскрыть предпосылки и причины Реформации
  2. Познакомить учащихся с идеями и взглядами реформаторов (на примере Мартина Лютера)
  3. Выяснить социальный состав участников движения за реформу церкви и познакомиться с их целями
  4. Показать эпоху Реформации как революцию в сфере сознания людей в Новое время

Развивающие:

  1. Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
  2. Развивать умение работать с текстом учебника и исторического источника

Воспитательные:

  1. Развивать коммуникативные навыки, работая в группе
  2. Формировать толерантное отношение к людям другого вероисповедания

Оборудование: Карта «Европа в XVI веке»

                            Учебник «История Нового времени» под редакцией А.Я.Юдовская , П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина

                            Интерактивная доска — презентация «Начало Реформации в Европе»

                            Раздаточный материал (конспекты для заполнения для всех учащихся, таблица «Участники Реформации и их требования» для учащихся 1 группы, текст литературно-исторического источника для учащихся 3 группы)

Набор букв для физкультминутки.

Распечатка букв русского алфавита (на каждую парту)

Словарь: Реформация ,революция, лютеранская церковь, протестант.

ХОД УРОКА.

Убери лишнее

Задаие1:

Николай Коперник

Джордано Бруно

Галилео Галилей

Исаак Ньютон

Васко да Гама — лишний

А что объединяет оставшиеся имена – это ученые периода раннего Нового времени

Задние 2

Томас Мор

Эразм Роттердамский

Франсуа Рабле

Людовик XIV

А что объединяет оставшиеся имена – это гуманисты, а кто такие гуманисты (это люди, которые стали думать больше о мирской жизни, а не о загробной, в переводе человеческий)

Задание3

Леонардо да Винчи

Рафаэль

Микеланджело

Христофор Колумб

А что объединяет оставшиеся имена- художники эпохи Возрождения (красота человека физическая и духовное совершенство)

    Научные знания, гуманисты, Возрождение как  эти слова связаны с нашей сегодняшней темой урока.

Вводное слово:

К 16 веку появляется образ  человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта)

Я предлагаю вам самостоятельно назвать тему нашего урока. На доске зашифровано главное слово, с которым нам сегодня предстоит работать. В слове 10 букв, каждая буква зашифрована под цифрой. Цифра – это номер буквы в алфавите.

Это слово: РЕФОРМАЦИЯ

 Тема урока: Начало реформации в Европе.

Знакомство с проблемными заданиями:

1.Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?

Знакомство с планом урока.

План урока

  1.  Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  3. Народная Реформация и крестьянская война
  4. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Ответы на эти вопросы вам предстоит дать в конце урока.

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.     (записать в конспект)

Задания по группам (по рядам)

1ряд — читает п.1 §11, формулирует причины Реформации

2 ряд – читает п.2 §11, заносит в бланк таблицы требования участников Реформации

3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью.

Подводит итог о причинах недовольства всех  сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект.

Причины Реформации:

  1. потребность верующих в духовном обновлении 

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

  1. сбор десятины 

что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

  1. торговля индульгенциями 

Что такое индульгенция?

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни 
  2. гонения церкви на науку 

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы —  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

Физкультминутка

Учащиеся 1 варианта подходят к одному столу, 2 – к другому 3 – к третьему . На столах лежат буквы. Задание: чья команда быстрее  составит слово Реформация, Революция, Католики  и правильнее даст их определение. Буквы на листах берут в руки, выстраиваются так чтобы прочесть слово.

Рассказ о Мартине Лютере.

        В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями?  С чем было связано оживление торговли индульгенциями?  ( с развитием рыночных отношений)

       В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

1.осудил торговлю индульгенциями

2.церковь не может быть посредником между человеком и богом

3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ  стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не  удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера

Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой 
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека 
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание 
  4. священники должны растолковывать Библию

должность священников – выборная

  1. не признавалось монашество
  2. церковь не должна владеть землями
  3. удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,богатые церковные одежды, пышные обряды)
  1. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  2. богослужение на родном языке

Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Краткий рассказ о Крестьянской войне и требования Томаса Мюнцера.

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями: стр. 99 найти и записать в конспекты

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы) — церковь стала дешевой

nsportal.ru

Распространение Реформации в Европе. Видеоурок. Всеобщая история 7 Класс

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: Распространение Реформации в Европе) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация – церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Предыстория

Причины возникновения новых направлений в протестантизме

Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

Предпосылки возникновения Контрреформации

  • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
  • Потеря Римом источников дохода – церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

События

1534 г. – учрежден орден иезуитов (Общество Иисуса). Контрреформация сопровождалась укреплением церковной организации, повышением уровня подготовки духовенства, созданием новых эффективных учреждений. Одно из них – основанный Игнатием Лойолой орден иезуитов. Цель ордена – защита и распространение католицизма. 

1542 г. – в Риме учрежден верховный инквизиторский трибунал.

1545–1563 гг. – Тридентский собор. Закрепил догматы католической церкви, укрепил власть папы римского, привел к усилению гонений на протестантов, расширению деятельности инквизиции.

1553 г. – в Женеве сожжен Мигель Сервет.

1559 г. – в Риме был издан индекс запрещенных книг.

1600 г. – в Риме по обвинению в ереси сожжен Джордано Бруно.

Участники

Жан Кальвин (1509–1564) – лидер Реформации, фактический правитель Женевы («женевский папа»), основатель кальвинизма. Ядро учения Кальвина – идея предопределения. Согласно этой теории, одни души изначально предопределены к спасению, другие – к гибели. Способность к продуктивному труду и добродетели, с точки зрения кальвинизма – знак спасения. Это связано с тем, что человек трактуется как орудие бога. Если он делает добрые поступки, если он способен трудиться, значит, им руководит бог, на нем лежит благодать божья. Таким образом, кальвинистское учение поощряет человека к труду, деловой активности и оправдывает успех в мирских делах.

Мигель Сервет (1511–1553) – испанский богослов и врач, первая жертва протестантского фанатизма.

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ.

Игнатий Лойола (1491–1556) – испанский дворянин, богослов, основатель ордена иезуитов.

Заключение

Протестантизм подорвал монополию католической церкви в Европе. Несмотря на усилия Контрреформации, папе римскому перестали подчиняться Англия, Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Швейцария, северогерманские земли и прибалтийские земли. Светская власть в протестантских странах приобрела большую свободу и самостоятельность. Были созданы национальные церкви.

Такие особенности протестантизма, как необходимость индивидуального общения с богом без посредников, самостоятельное чтение Священного писания, а также личная ответственность за спасение своей души, способствовали развитию индивидуализма. Необходимость самостоятельного чтения Библии привела к повышению уровня грамотности в протестантских странах.

Борьба католиков и протестантов привела к религиозным войнам во Франции (см. урок «Религиозные войны и укрепление монархии во Франции»).

Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином). Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви. Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель. Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом. В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру. Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.

Рис. 1. Жан Кальвин (Источник)

Жан Кальвин родился и провел юность во Франции, получил прекрасное образование, затем увлекся учением реформаторов. Гонения на протестантов во Франции вынудили Кальвина переселиться в Женеву. Здесь выходит его знаменитый труд «Наставление в христианской вере». В основе учения Кальвина лежит теория божественного предопределения. Кальвин считал, что достичь вечного спасения удостоены лишь немногие. Человек может лишь надеяться, что верно исполняет свое призвание и предопределен к спасению. Бог дает человеку знак — успех в делах. Кальвин подчеркивал высокое достоинство труда, оправдывал накопительство, считал лень величайшим пороком, осуждал церковные праздники, предписывающие верующим не работать в эти дни. Под воздействие учения Кальвина возник новый тип делового человека — трудолюбивого, бережливого.

По указанию Кальвина в Женеве был составлен проект нового церковного устройства. Теперь община верующих сама выбирала старейшин-пресвитеров и проповедников-пасторов. Они руководили общиной и следили за нравственностью ее членов. Реформы превратили Женеву в унылый и скучный город. Из церковного обихода удалили последние украшения, символы, церемонии. Яркие одежды, театр, танцы, музыка были запрещены как богопротивные. Поощрялись размышления над Библией, распевания псалмов и упорный труд. Светская власть в Женеве стала простым исполнителем предписаний церкви.

По отношению к своим противникам, будь то католики или протестанты, Кальвин был непримирим. Прежде не свойственные протестантам фанатизм и нетерпимость принесли ему прозвище «женевский папа». По приказанию Кальвина испанский врач и богослов Мигель Сервет был схвачен и приговорен к смерти. В 1553 г. Сервет погиб на костре и вошел в историю как первая жертва протестантского фанатизма.

Важную роль в истории сыграли политические идеи Кальвина. Отмечая божественное происхождение власти, Кальвин подчеркивал, что у правителей есть обязанности перед обществом. Если правитель не дает верующим выполнять их христианский долг, то он становится тираном, и община имеет право ему сопротивляться. Последователи Кальвина развили эту идею, тем самым оправдывая даже убийство тирана.

Учение Кальвина распространилось в Англии и Шотландии, в Нидерландах и во Франции, в Северной Америке. Кальвин развил идеи Лютера и объединил сторонников Реформации для дальнейшей борьбы. Между тем католицизм готовился к решительной схватке.

Реформация застала католическую церковь врасплох. Вначале папы налагали проклятия на протестантов, пытались приступить к реформам. Однако затем в Риме возобладали сторонники решительной борьбы с Реформацией — Контрреформации. Важнейшую роль сыграл новый орден иезуитов. Его организовал честолюбивый и энергичный испанский дворянин Игнатий Лойола (1491–1556 гг.). В 1540 г. папа римский Павел III утвердил устав ордена. В «Обществе Иисуса» существовала жесткая иерархия его членов и железная дисциплина. Генерал ордена избирался пожизненно и обладал огромной властью. Помимо монашеских обетов бедности, безбрачия и послушания члены ордена давали особую клятву верности папе. Иезуиты должны были выполнять любые распоряжения начальства, не размышляя о моральной стороне своих действий. Своим внешним видом они скорее напоминали светских ученых. Их задачей было быть в гуще событий. Они поражали эрудицией, пышностью богослужений, нередко были духовниками государей. Ложь, интриги, убийства — все средства использовались ими к «вящей славе Божьей». Иезуиты организовывали заговоры против протестантских лидеров и подготовили ряд покушений. Много внимания члены ордена уделяли молодежи, они создавали лучшие школы, из стен которых выходили убежденные католики.

Рис. 2. Игнатий Лойола (Источник)

Орден иезуитов был важнейшим, но далеко не единственным орудием борьбы с Реформацией. В 1542 г. в Риме был создан инквизиционный трибунал. Особенно жестокими преследованиями прославилась испанская инквизиции. Король Филипп II, религиозный фанатик, однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды. Была введена строжайшая книжная цензура. В 1559 г. в Риме издали индекс запрещенных книг. С самого начала Реформации говорили, что разногласия между католиками и протестантами следует обсудить на церковном соборе. В 1545 г. папа римский Павел III в итальянском городе Тренто (Тридент) созвал собор, обеспечив на нем преобладание своих сторонников. Собор заседал с большими перерывами в течение 18 лет. В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Рис. 3. Папа Павел III на Тридентском соборе (Источник)

Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

Реформация в Европе была подготовлена стремительным подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

 

Список литературы

1. Булычев К. Тайны Нового времени. — М., 2005

2. Ведюшкин В. А., Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010

3. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени. 1500–1789 гг. — М., 2006

4. Соловьев С. Курс Новой истории. — М., 2003

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Кальвин сегодня (Источник)

2. История.ру (Источник)

3. Хронос (Источник)

 

Домашнее задание

1. Каким образом Кальвин оправдывал деловую активность?

2. Какие идеи Кальвина легли в основу устройства кальвинистской церкви?

3. Чем устройство кальвинистской церкви отличалось от католической?

4. Какими способами католическая церковь боролась с Реформацией?

interneturok.ru

План-конспект урока по истории (7 класс) на тему: Начало Реформации в Европе.

Урок по  Новой истории

 7 класс

Тарасенко Алёна Витальевна,

учитель истории и обществознание

МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка,

 Октябрьский район, Амурская область

Тема: Начало  Реформации в Европе.

Педагогически цели: Создать условия для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы; представлений у учащихся об эпохе Реформации через самостоятельную деятельность школьников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: раскрывать значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство; рассказывать о  деятелях  Реформации; характеризовать основные положения протестантского учения, объяснять, что оно меняло в сознании и жизни людей;  излагать основные события и итоги религиозной войны в Германии;                                                                                                                                                                                                                                   Метапредметные:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания, структурируют знания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем,

 участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.

Личностные: высказывают свою оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения;      

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: 

  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • иллюстративный;
  • словесный;

Основное понятия и термины:

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант

Образовательные ресурсы: презентация «Распространение Реформации в Европе»,

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карты «Европа в XVI веке»

План:

1.Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

2.Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

3.Народная Реформация и крестьянская война

4.Католики и протестанты

5.Д.З. &11 записи, схемы в тетради

1этап  Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

2 этап Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

1.Что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

2.Кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

 *Проверка таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество» (1 учащийся выносит на доску)

3 этап Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка учебных задач

Учащимся предоставляются  иллюстрации и материалы (карточки с датой «31.10.1517», портрет Мартина Лютера, фрагмент индульгенции, карту Европы XVI века, карикатуру XVI, (приложение 1)

Задание 1. Предположите, с какими историческими процессами в Европе они могут быть связаны.

По ходу размышления дети вспоминают, что такое «индульгенция» и

« карикатура». Учащиеся смогут предположить, что предоставленные материалы связаны с деятельностью католической церкви и отношением к ней общества.

Работа с историческим документом

После обсуждения иллюстраций ученикам предоставляется фрагмент произведения Р. Штильмарка  «Наследник из Калькутты» (приложение 2), где в художественной форме дается общий обзор событий, происходивших в Европе в XVI веке. Для анализа фрагмента предлагаются вопросы:

— Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период?

— Что менялось в сознании людей по отношению к католической церкви?

— Найдите в тексте и имеющихся иллюстрациях подтверждение своим выводам:

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви.

Задание 2. «В тексте фрагмента попробуйте найти ключевое слово, отражающие процессы, происходящие в Европе, и сформулируйте тему урока». Предполагается, что дети найдут понятие «реформация» и назовут тему: Реформация в Европе. 

Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учитель: «Попробуйте дать определение понятию «реформация», исходя из полученных сведений».

Целеполагание:  «Что можно было бы узнать об этом периоде?». Ученики составляют план изучения темы:

-Причины начала Реформации

-Участники Реформации;

Кто стал инициатором Реформации;

-Основные события Реформации;

-Итоги Реформации

4 этап Изучение нового материала

Первичное усвоение новых знаний

1.Причины Реформации

потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

сбор десятины

? что такое десятина? повторение (определение)

(Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем).

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

торговля индульгенциями)

? что такое индульгенция  повторение (определение)

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

Вывод: Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы —  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

2.Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала  торговля индульгенциями.

Проблемный вопрос: С чем было связано оживление торговли индульгенциями?  (с развитием рыночных отношений)

Ключевой фигурой темы является профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, который 31 октября 1517 года обнародовал тезисы с критикой в адрес католической церкви.

Дети читают отрывок из письма М. Лютера Римскому папе Льву Х (приложение 3)

Работа с текстом

«Какими качествами должен обладать человек, который, в период безраздельного господства католической церкви, выступал против политики Римского папы? Какая судьба могла ожидать его в эпоху разгула инквизиции?». Ученики проводят дискуссию, делают выводы.

На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил  обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов» (работа с учебником) Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело. Вывод:

-человек спасется только верой

-вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека

-единственный авторитет в делах веры – Священное писание

-священники должны растолковывать Библию

-должность священников – выборная

-не признавалось монашество

-церковь не должна владеть землями

-удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,

богатые церковные одежды, пышные обряды)

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

Физкультминутка

5 этап Первичная проверка понимания и закрепление знаний

«Как вы думаете, Реформация проходила мирно, как обычная реформа или в процессе борьбы? Свой ответ обоснуйте». Работа с учебником  (учащиеся знакомятся с материалом, делают выводы)

3.Народная Реформация и крестьянская война

Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны

(1524-1526)

Причины:

  1. рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
  2. дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
  3. увеличение барщины и оброка

Программный документ: «12 статей» (требования)

  1. право выбирать священника
  2. отмена зависимости крестьян
  3. сократить барщину
  4. отменить второстепенные повинности
  5. возвратить общинные земли
  6. установить справедливую арендную плату

Формы борьбы:

  1. сжигали документы с записями повинностей
  2. громили монастыри и замки
  3. делили господский скот
  4. возвращали общинные земли

Итог: восстание подавлено

4. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

         часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму

часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви — князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна, того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы (убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой

6 этап Подведём итоги  

Ответить на вопросы

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам, горожанам и крестьянам.

Рефлексия

Закончите предложения:

• На уроке я работал…

• Своей работой на уроке я …

• Урок для меня показался…

• За урок я…

• Мое настроение…

• Материал урока мне был…

Возможные варианты  ответов:

активно / пассивно доволен / не доволен коротким /длинным не устал /устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / 

Домашнее задание: &11, записи, схемы в тетради

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Приложение 1

Текст индульгенции: «Властью всех святых,

и в милосердии к вам, я разрешаю вас

от всех грехов и преступлений и освобождаю

от всех епитимий в течении десяти дней.  

Иоганн Тецель.»

Средневековая карикатура на

Александра VI:  

  «Я есмь Папа»  

                                                                         Мартин Лютер

         

Приложение 2

Штильмарк Р. Наследник из Калькутты (фрагмент)

Мир стал шире. Горизонты его раздвинулись. Свежие ветры

развеяли в океанских волнах след каравелл Магеллана, а вместе с

тем они развеивали и старые предрассудки, созданные церковью в

умах человеческих.

У доброй паствы Христовой стали меняться представления о форме

Земли, ее размерах, положении в пространстве. Рушились

тысячелетние схоластические догматы отцов церкви. Разум, мужая,

готовился сбросить вериги мракобесия.

Уже гремели памфлеты Эразмуса из Роттердама. Голос Ульриха ван

Гуттена звал умы к просвещению. Англичанин Томас Мор потряс умы

первой книгой о коммунистическом устройстве общества. Белый

листок с девяноста пятью тезисами, прибитый ночью к стене

Виттенбергского собора монахом Мартином Лютером, положил начало

«величайшей ереси, именуемой реформацией», расколовшей всю

паству овец Христовых. Эти греховные овцы, по наущению еретиков,

воспротивились стрижке в пользу ватиканского трона. Они

разуверились в непогрешимости папы и тонули в сквернах порока,

не оплачивая больше папских индульгенций.

Свежие ветры превращались в шторм, перехватывающий дыхание, и

волны крестьянских мятежей заливали площади городов. Замки

пылали… И напрасно инквизиторы – ученики Торквемады, — укрыв лица черными балахонами, терзали в подземельях тысячи «инакомыслящих»; напрасно пылали костры, чтобы «кротко и без пролития крови» очищать землю от еретиков, человеческий разум и человеческий гений шли на приступ церковных твердынь.

Приложение 3

М. Лютер о католической церкви

(из письма папе Льву Х)

Я воистину презрел ваш престол, Римскую курию, которая, однако, является более развращенной, чем любой существовавший когда-либо Вавилон или Содом, — этого не можете отрицать ни вы, ни кто-либо другой, — и которая, как я вижу, характеризуется полнейшей испорченностью, безнадежностью и печально известным безбожием. Я был весьма удовлетворен тем фактом, что хорошие христиане насмехаются над вашим именем и над всей Римской Католической церковью. Я противостоял и буду продолжать противостоять вашему престолу до тех пор, пока дух веры живет во мне. Это не значит, что я буду бороться за невозможное или надеяться, что только лишь благодаря моим усилиям что-то будет достигнуто в этом «Вавилонском столпотворении», где ярость столь многих льстецов обращена на меня. Но я признаю свой долг перед моими христианскими братьями, которых я обязан предупредить о том, что некоторые из них могут пострадать от язв Рима, чтобы, по крайней мере, полученный ими ущерб был не столь велик.

Как вы знаете, много лет из Рима проистекало подобное всемирному потопу влияние, не несшее ничего, кроме опустошения человеческих тел, душ и имения, распространявшее самые отвратительные примеры всего наихудшего. Всем совершенно ясно, что Римская Католическая церковь, некогда святейшая из церквей, превратилась в самый безнравственный вертеп разбойников (Мф. 21,13), в наипостыднейший бордель, в царство греха, смерти и преисподней. Это столь отвратительно, что даже сам антихрист, если бы он пришел, не смог бы ничего добавить к этому злу.

nsportal.ru

Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Урок по теме «Начало Реформации в Европе»

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

Опрос

  1. что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

  1. кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

  1. почему их так называют?

(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

    4. Проверка таблицы «Основные научные идей      способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество»

Введение

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями:

образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,

который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока, изучают план.

Начало Реформации в Европе.

Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Знакомство с проблемными заданиями:

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

Ответ на это вопросы вам предстоит дать в конце урока.

I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей

(записать в тетрадь)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.    

(записать в тетрадь)

Причины Реформации:

  1. потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства.

  1. сбор десятины

? что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

  1. торговля индульгенциями

? что такое индульгенция

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
  2. гонения церкви на науку

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы —  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

       

        В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь  

        толчок, чтобы началась открытая борьба. Эти толчком стала

        торговля индульгенциями.

     ?  С чем было связано оживление торговли индульгенциями?

        ( с развитием рыночных отношений)

       В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый

       монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,

       затем изучал право. Стал основателем университета в

       Виттенберге. Был профессором богословия.

       На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил

       обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

  1. осудил торговлю индульгенциями
  2. церковь не может быть посредником между человеком и богом
  3. предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ  стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император

Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

III. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание
  4. священники должны растолковывать Библию

должность священников – выборная

  1. не признавалось монашество
  2. церковь не должна владеть землями
  3. удешевление церковных обрядов (внутреннее убранство,

богатые церковные одежды, пышные обряды)

  1. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  2. богослужение на родном языке

Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны

(1524-1526)

Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер

Причины:

  1. рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
  2. дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
  3. увеличение барщины и оброка (развитие ТДО)

Программный документ: «12 статей» (требования)

  1. право выбирать священника
  2. отмена зависимости крестьян
  3. сократить барщину
  4. отменить второстепенные повинности
  5. возвратить общинные земли
  6. установить справедливую арендную плату

Начало крест. войны: лето 1524 года

                                     1525 год почти вся Германия охвачена

                                               крест. движением

 

Формы борьбы:

  1. сжигали документы с записями повинностей
  2. громили монастыри и замки
  3. делили господский скот
  4. возвращали общинные земли

Количество участников: около 40  тыс. чел

Место: смотри карта стр.96 (юго-запад страны)

Итог: 1. дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке

          2. Мюнцер казнен

          3. Уничтожено 100 тыс. человек

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой

Проверка проблемного задания

Записать домашнее задание  параграф 11

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Тема урока. План урока.

Возможная личностно важная проблема.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Возможная личностно важная проблема:

Понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений, что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения Мартина Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви, знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в Реформации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий:

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение учителя, сюжетный рассказ, организация лабораторной работы

На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.)

Развитие умений учащихся

Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы

Основные понятия и термины

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант

Источники информации

Учебник параграф 11

Карта «Реформация в Европе»

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *