Подготовка к гиа по истории – Памятка для подготовки к ОГЭ по истории (даты, понятия, персоналии)

Репетитор ГИА (ОГЭ) по истории онлайн

Укажите ваш часовой пояс:

Выберите из списка(UTC-12:00) Линия перемены дат(UTC-11:00) Время в формате UTC -11(UTC-10:00) Алеутские острова(UTC-10:00) Гавайи(UTC-09:30) Маркизские острова(UTC-09:00) Аляска(UTC-09:00) Время в формате UTC -09(UTC-08:00) Нижняя Калифорния(UTC-08:00) Время в формате UTC -08(UTC-08:00) Тихоокеанское время (США и Канада)(UTC-07:00) Аризона(UTC-07:00) Ла-Пас, Мазатлан, Чихуахуа(UTC-07:00) Горное время (США и Канада)(UTC-06:00) Центральная Америка(UTC-06:00) Центральное время (США и Канада)(UTC-06:00) о. Пасхи(UTC-06:00) Гвадалахара, Мехико, Монтеррей(UTC-06:00) Саскачеван(UTC-05:00) Богота, Кито, Лима, Рио-Бранко(UTC-05:00) Четумаль(UTC-05:00) Восточное время (США и Канада)(UTC-05:00) Гаити(UTC-05:00) Гавана(UTC-05:00) Индиана (восток)(UTC-04:00) Острова Теркс и Кайкос(UTC-04:00) Асунсьон(UTC-04:00) Атлантическое время (Канада)(UTC-04:30) Каракас(UTC-04:00) Куяба(UTC-04:00) Джорджтаун, Ла-Пас, Манаус, Сан-Хуан(UTC-04:00) Сантьяго(UTC-03:30) Ньюфаундленд(UTC-03:00) Арагуаяна(UTC-03:00) Бразилия(UTC-03:00) Кайенна, Форталеза(UTC-03:00) Буэнос-Айрес(UTC-03:00) Гренландия(UTC-03:00) Монтевидео(UTC-03:00) Пунта-Аренас(UTC-03:00) Сен-Пьер и Микелон(UTC-03:00) Сальвадор(UTC-02:00) Время в формате UTC -02(UTC-02:00) Среднеатлантическое время — старое(UTC-01:00) Азорские о-ва(UTC-01:00) О-ва Зеленого Мыса(UTC) Время в формате UTC(UTC) Дублин, Лиссабон, Лондон, Эдинбург(UTC) Монровия, Рейкьявик(UTC+01:00) Сан-Томе и Принсипи(UTC+01:00) Амстердам, Берлин, Берн, Вена, Рим, Стокгольм(UTC+01:00) Белград, Братислава, Будапешт, Любляна, Прага(UTC+01:00) Брюссель, Копенгаген, Мадрид, Париж(UTC) Касабланка(UTC+01:00) Варшава, Загреб, Сараево, Скопье(UTC+01:00) Западная Центральная Африка(UTC+02:00) Амман(UTC+02:00) Афины, Бухарест(UTC+02:00) Бейрут(UTC+02:00) Каир(UTC+02:00) Восточная Европа(UTC+02:00) Дамаск(UTC+02:00) Сектор Газа, Хеврон(UTC+02:00) Хараре, Претория(UTC+02:00) Вильнюс, Киев, Рига, София, Таллин, Хельсинки(UTC+02:00) Иерусалим(UTC+02:00) Калининград (RTZ 1)(UTC+02:00) Khartoum(UTC+02:00) Триполи(UTC+01:00) Виндхук(UTC+03:00) Багдад(UTC+02:00) Стамбул(UTC+03:00) Кувейт, Эр-Рияд(UTC+03:00) Минск(UTC+03:00) Волгоград, Москва, Санкт-Петербург (RTZ 2)(UTC+03:00) Найроби(UTC+03:30) Тегеран(UTC+04:00) Абу-Даби, Мускат(UTC+04:00) Астрахань, Ульяновск(UTC+04:00) Баку(UTC+04:00) Ижевск, Самара (RTZ 3)(UTC+04:00) Порт-Луи(UTC+04:00) Саратов(UTC+04:00) ТбилисиVolgograd Standard Time(UTC+04:00) Ереван(UTC+04:30) Кабул(UTC+05:00) Ашхабад, Ташкент(UTC+05:00) Екатеринбург (RTZ 4)(UTC+05:00) Исламабад, КарачиQyzylorda Standard Time(UTC+05:30) Колката, Мумбаи, Нью-Дели, Ченнай(UTC+05:30) Шри-Джаявардене-пура-Котте(UTC+05:45) Катманду(UTC+06:00) Астана(UTC+06:00) Дакка(UTC+06:00) Омск(UTC+06:30) Янгон(UTC+07:00) Бангкок, Джакарта, Ханой(UTC+07:00) Барнаул, Горно-Алтайск(UTC+07:00) Ховд(UTC+07:00) Красноярск (RTZ 6)(UTC+06:00) Новосибирск (RTZ 5)(UTC+07:00) Томск(UTC+08:00) Гонконг, Пекин, Урумчи, Чунцин(UTC+08:00) Иркутск (RTZ 7)(UTC+08:00) Куала-Лумпур, Сингапур(UTC+08:00) Перт(UTC+08:00) Тайбэй(UTC+08:00) Улан-Батор(UTC+08:45) Юкла(UTC+09:00) Чита(UTC+09:00) Осака, Саппоро, Токио(UTC+08:30) Пхеньян(UTC+09:00) Сеул(UTC+09:00) Якутск (RTZ 8)(UTC+09:30) Аделаида(UTC+09:30) Дарвин(UTC+10:00) Брисбен(UTC+10:00) Канберра, Мельбурн, Сидней(UTC+10:00) Гуам, Порт-Морсби(UTC+10:00) Хобарт(UTC+10:00) Владивосток, Магадан (RTZ 9)(UTC+10:30) Лорд-Хау(UTC+11:00) Остров Бугенвиль(UTC+11:00) Чокурдах (RTZ 10)(UTC+10:00) Магадан(UTC+11:00) Остров Норфолк(UTC+11:00) Сахалин(UTC+11:00) Соломоновы о-ва, Нов. Каледония(UTC+12:00) Анадырь, Петропавловск-Камчатский (RTZ 11)(UTC+12:00) Веллингтон, Окленд(UTC+12:00) Время в формате UTC +12(UTC+12:00) Фиджи(UTC+12:00) Петропавловск-Камчатский — устаревшее(UTC+12:45) Чатем(UTC+13:00) Время в формате UTC +13(UTC+13:00) Нукуалофа(UTC+13:00) Самоа(UTC+14:00) О-в Киритимати

www.tutoronline.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (9 класс) на тему: Система подготовки к ГИА по обществознанию и истории

  1. Актуальность выбора

На сегодняшний день экзамен по обществознанию (и ЕГЭ и ГИА)  среди учащихся самый востребованный и массовый из тех, что сдаются по выбору. Это объясняется широтой спектра специальностей в различных вузах, принимающих результаты ЕГЭ по обществознанию, а также престижностью и востребованностью этих специальностей. Естественно, что это подвигло к выработке собственной системы подготовки учащихся к итоговой аттестации.

  Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 11 класс, для этого необходима целенаправленная систематическая работа. Как известно, система – это целое состоящее из взаимосвязанных частей. В школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся.

2. Структура формирования у учащихся обществоведческой культуры

С 6 по 11 класс в нашей школе осуществляется преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой. Достоинства этого конкурса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются автором именно в формате ЕГЭ.

В связи с вышесказанным выстраиваю структуру формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:- первый уровень (6-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), индивидуальные занятия. На этом этапе  учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов.

— второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), факультативные занятия, консультационные часы, индивидуальные занятия, подготовка к олимпиадам. На этом этапе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения.

— третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы, факультативы, индивидуальные занятия,  консультационные часы, подготовка к олимпиадам.

  Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеучебной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах. В разные годы процент желающих выбрать в дальнейшей взрослой жизни специальность, при поступлении на которую в вуз необходим был результат ЕГЭ по обществознанию, варьировался среди старшеклассниц от 45 до 71 %, среди юношей – от 11 до 30 %. В опросе принимали учащиеся 9-11 классов. 

3. Методика подготовки девятиклассников к сдаче ГИА по обществознанию

   В 6-7 классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. На своих уроках я использую тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа. Для выполнения заданий тестового характера необходимо не только знание обществоведческих понятий и терминов, но и умение оперативно применять их. Такая работа требует внимания и  сосредоточенности.

  Наряду с традиционными тестовыми заданиями предлагаю учащимся на уроке двухвариантные тесты

Выполнение двухвариантных тестов позволяет подготовить учащихся к заданиям на анализ двух суждений, которые требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения обществоведческих наук и определять, является ли каждое из них верным.

   На своих уроках я так же предлагаю  учащимся задания, которые позволяют формировать умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

  С целью формирования умения анализировать и классифицировать социальную информацию представленную в различных знаковых системах предлагаю учащимся работу со схемами.

В ходе подготовки я использую разнообразные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, семинары.

  Во время лекций происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекциях осуществляется работа над содержанием учебного материала.

   На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний  на практике. Как правило практикум проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания  частей В и С.

    На практикуме так же осуществляется постоянная работа с текстами с целью формирования умений учащихся  интерпретировать текст, устанавливать связь материала текста с обществоведческими  знаниями, формировать оценочные суждения, осуществлять поиск социальной информации по определённой теме из фрагментов предложенного текста. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. В 10-11 классе учащиеся знакомятся с требованиями к  написанию эссе, продолжают отрабатывать  навыки его написания.

    На моих уроках важнейшем ресурсом, повышающим эффективность этого вида работы, выступает коллективный анализ подготовленных учениками эссе, который проводится по следующим критериям:

  • Чёткое  определение собственной позиции по рассмотренной проблеме.
  • Дискуссионность
  • Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы.
  • Количество и качество аргументов в защиту определённой точки зрения.
  • Внутреннее смысловое единство, логичность, завершённость.
  • Оригинальность стиля, языка и формы.

  Таким образом, работа не практикумах способствует развитию навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

Вернемся к 9 классам, с  первых дней обучения в 9-м классе ребята, определившиеся с выбором экзамена обществознание, знакомятся с основными документами по ГИА, особенно с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Прошу детей скачать кодификатор и на каждом занятии отмечать, какие темы нами уже пройдены. Наглядное «продвижение по Кодификатору» позволяет девятиклассникам укрепляться в мысли, что мы движемся в правильном направлении, поверить в свои силы и не пропускать занятия. Так как, увидев больше отмеченных тем у своего соседа, каждый старается «догнать» материал. В сентябре проходит и первое решение демоверсии. Как правило, вызывающее много затруднений и позволяющее выставить невысокие баллы за его выполнение. Однако коллективный разбор показывает, что многое было не сделано из за неумения решать подобный тип заданий, распределить время, невнимательности, незнания материала, что дает толчок к еще большему желанию систематически заниматься в течение всего года. Последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. В первые два месяца учебного года идет полное ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения. С сентября по февраль проводится основное повторение и изучение новых тем по кодификатору. С марта уделяется более пристальное внимание объективно сложным теоретическим вопросам и составляющим курса, вызывающим наибольшие затруднения у обучающихся.        Прежде всего, это политико-правовая система Российской Федерации, способы формирования высших государственных органов страны, полномочия Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ,  экономика. В этот период подготовки к ГИА прорешивается большое количество КИМов. Май-июнь – этап предэкзаменационного повторения. Как правило, на это отводится от 6 до 10 учебных и внеучебных часов. В этот период важно:- актуализировать знания учащихся; помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания; рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых  на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; — напомнить критерии оценивания различных типов заданий. Несколько дней июня до экзамена должны пройти под девизом: «Мы многое узнали, многому научились, стремимся применить свои знания!». Учитель выступает в этот период как старший товарищ, внушающий уверенность и оптимизм. 

Принципы подготовки к ГИА и ЕГЭ

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ГИА и ЕГЭ

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя — за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

4. Мониторинг качества образования.

На мой взгляд, мониторинг качества должен быть системным и комплексным. В начале учебного года я составляю план, который включает мероприятия работы с родителями и учащимися, выступаю на родительских собраниях, даю рекомендации по подготовке к итоговой аттестации .Систематически провожу индивидуальные занятия с учащимися, по плану подготовки осуществляю тематический контроль знаний с последующим анализом результатов работ, на основание анализа осуществляю коррекцию знаний по конкретной теме, которая позволяет выстраивать дальнейшую работу индивидуально с каждым учащимся. В плане работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации выделяю три вида контроля: входной, промежуточный, итоговый.

Они  включают в себя следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

5. Точки риска в подготовке  школьников к сдаче ГИА и пути их преодоления

Ни одна система подготовки, насколько хорошо проработана она не была, не уберегает от трудностей, связанных с различными аспектами: организационными, личностными, особенностями восприятия учащимися учебного материала. В 2011 году ГИА по курсу обществознание сдавало 4 человека из 9 классов. Анализ результатов показал, что наиболее успешно сдали те учащиеся, которые:- определились с выбором экзамена в сентябре месяце, и их подготовка была системной и основательной. Они показывали блестящие результаты на уроках, занявшие 1-2 место на районной олимпиаде; не считались со временем и природными условиями: посещали все занятия вне зависимости от каникулярных периодов и сильнейших морозов, которыми изобиловали январь-февраль 2011 г. В апреле к группе присоединились учащиеся, имеющий «4» и «5» по предмету обществознание, обладающий высоким интеллектом, пытавшийся форсировано пройти материал самостоятельно, но на экзамене не добравший 2 балла до «5». Что дало основание сделать вывод: пятерка за курс обществознания в девятом классе не дает основания надеяться, что учащийся получит высшие баллы на ГИА; хотя они добросовестно выполняли все требования учителя и работавшие в рамках предоставляемых им инструкций и памяток.

6. Рекомендации учителям обществознания.

Данная систематическая работа позволила мне выработать некоторые советы, которые можно посоветовать всем учителям обществознания:

1. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА в конце 8-го – начале 9-го класса. Для этого проводить большую разъяснительную работу как среди учащихся так и среди родителей учащихся.

2. Включать в урочную деятельность КИМы. Систему оценивания письменных работ по обществознанию приблизить к системе оценивания ГИА. По завершению изучения тем проводить проверочные работы в формате ГИА. Осторожно подходить к оцениванию изучения курса обществознания за 9-й класс учащихся, предполагающих сдачу ГИА, так как расхождение оценки за год и ГИА рассматривается как недоработку учителя, хотя проверяемый объем знаний в ходе ГИА намного превосходит курс 9-го класса.

3. Проводить систематическую работу по формированию и отработке умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт для конкретизации положений задания.

4. Продолжить работу по формированию информационной компетентности учащихся, использованию возможностей интернета для самоподготовки. 

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории на тему: Планирование по подготовке учащихся к ГИА-9 в форме ОГЭ по истории

Мероприятия

Сроки проведения

Планируемый результат

1

Изучить нормативные правовые акты  ГИА  по обществознанию:

— кодификатор  элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников основной школы;
— демонстрационные  варианты контрольных измерительных материалов за 2017-2018г;

—  система оценивания работ.

Сентябрь

Владение учащимися информацией необходимой для сдачи ГИА  по истории

2

Оформление в кабинете №2 информационного стенда «Итоговая аттестация учащихся 9 класса 2017-2018»

Сентябрь

Рекомендации  выпускникам, родителям

3

Ознакомление учащихся и их родителей с особенностями сдачи ГИА в форме ОГЭ по истории:

-проработать правила для участников на экзамене;

-познакомить со структурой  работы

-знакомство с материалами КИМов

(части 1 и 2)

Сентябрь

Отработка навыков поведения на экзамене, предупреждение трудностей при ответах на вопросы

4

Знакомство учащихся с Интернет-ресурсами по подготовке к ГИА

Рекомендации учащимся о выходе в Интернет на сайты для самостоятельной подготовки к сдаче ГИА в форме ОГЭ:

— ФИПИ (fipi.ru)

— РЕШУ ОГЭ (https://оge.sdamgia.ru) и др.

Сентябрь

Обеспечение  самоподготовки учащихся к ГИА

5

Мониторинг знаний, умений, навыков учащихся по истории  на начало 2017-2018 учебного года в  9 классах.

Сентябрь

Выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся

6

Познакомить с правилами заполнения бланков Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ, работа с КИМ

Сентябрь

Отработка навыка заполнения  бланков по ГИА

7

Проведение тренировочной работы в ходе подготовки и проведения ОГЭ, её анализ и работа над ошибками

Сентябрь

Определения типичных затруднений выпускников.

 Коррекция образовательного процесса на уроках.

8

Контрольные работы за 2017-2018 учебный год

В течение года

Обобщение и систематизация знаний учащихся

9

Познакомить с рекомендациями по подготовке экзамена по предмету «История».

Октябрь

Обеспечение учащихся «Методической копилкой» -основные понятии, по всем темам – для подготовки к ГИА

10

Участие в ШМО учителей истории и обществознания, на тему «Проблемы и перспективы учащихся при  подготовке к ГИА по истории в 9 классе»

Октябрь

Обобщение опыта по подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА

11

Анкетирование  учащихся «Что я знаю о ГИА»

Октябрь

 Определения  пробелов в знаниях учащихся по информированности о ГИА

12

Участие в школьных и муниципальных олимпиадах

Ноябрь

Работа с одаренными детьми

13

Тренировочные работы на сайтах ФИПИ, РЕШУ ОГЭ и др. по подготовке к ОГЭ в рамках школьной работы и самостоятельно в домашних условиях

В течение уч. года

Обеспечение  самоподготовки учащихся к ГИА

14

Обновление в кабинете №2 информационного стенда «Итоговая аттестация учащихся 9 класса 2017-2018»

Ноябрь

Рекомендации  выпускникам, родителям,

15

Проведение тренировочной работы по обществознанию в ходе подготовки и проведения ОГЭ, её анализ и работа над ошибками

Декабрь

Определения типичных затруднений выпускников.

 Коррекция образовательного процесса на уроках.

16

Родительское собрание «Знакомство с основными требованиями к подготовке и проведению ГИА, результатами тренировочных работ, эффективности проведения консультаций и самоподготовке обучающихся по предмету»

Декабрь

Доведение информации об основных требованиях к проведению ГИА до родителей, учащихся

17

Анализ результатов контрольных работ за I полугодие 2017-2018 учебного года. Методические рекомендации учащимся по устранению допущенных ошибок и затруднений.

 Декабрь

Отработка «пробелов» в знаниях учащихся по предмету.

18

Организация повторения на уроках истории.

Проведение групповых консультаций в

 9  классе, рассмотрение тем, требующих внимания при отработке тренировочных работ

В течение года

по четвергам (16.00-15.00)

Повторение и закрепление изученного материала, отработка знаний учащихся  в тестовой форме по вариантам ГИА  прошлых лет

19

Пробный экзамен (репетиционное тестирование, диагностическая работа) по предмету «История» в форме ГИА

По графику УпрО

Определения типичных затруднений выпускников.

 Коррекция образовательного процесса на уроках.

20

Работа с заданиями различной сложности, работа по заполнению бланков, рекомендации по подготовке к ОГЭ, психологическая подготовка к сдаче ОГЭ

Январь

Определения типичных затруднений выпускников.

 Коррекция образовательного процесса на уроках.

21

Применение различные виды деятельности (работа с текстами, таблицами, диаграммами)

В течение года

Развитие  основных мыслительных операций (обобщение, анализ, классификация) необходимых для выполнения заданий

 части 1 и 2

22

Тренинг «Как справиться со  стрессом»

Апрель

Снятия тревожности  у учащихся, обучение способам преодоления стрессовой ситуации

23

Обновление в кабинете №2 информационного стенда «Итоговая аттестация учащихся 9 класса 2017-2018»

Апрель

Рекомендации  выпускникам, родителям.

24

Проведение тренировочной работы по истории в ходе подготовки и проведения ОГЭ, её анализ и работа над ошибками

Апрель

Определения типичных затруднений выпускников.

 Коррекция образовательного процесса на уроках.

25

Использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к  ГИА

В течение года

Обеспечение  самоподготовки учащихся к ГИА

26

Информирование родителей об итогах подготовки выпускников к итоговой аттестации

В течение года

Предупреждению неуспешности  при подготовке к  ГИА, устранение пробелов в знаниях учащихся

27

Индивидуальное консультирование учащихся 9 класса по истории

(по мере необходимости)

В течение года

по четвергам

(16.00-17.00)

Устранение «пробелов» в знаниях учащихся

28

Индивидуальные занятия со  слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.

В течение  года

Устранение «пробелов» в знаниях учащихся

nsportal.ru

Методы подготовки к ГИА учащихся 9 класс по истории и обществознанию

Администрация муниципального образования«Бичурский район» республики Бурятия

МБОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Методы подготовки к ГИА учащихся 9 класс

по истории и обществознанию

Составитель: Тютрина Л.А.

2014-2015гг

Начинаем подготовку к Государственной итоговой аттестации в 9 классе в 2015 году. Напомним, что с 2015 года ГИА теперь называется ОГА. Подготовка к ОГА по истории и обществознанию не является основной целью образовательной деятельности учителя. В то же время нельзя не заметить, что такую подготовку нельзя бросить на самотек, ограничившись советом для учеников «Хорошо учите и готовьтесь самостоятельно». Педагог должен суметь совместить изучение материала по программе, внеклассную работу по предмету и подготовку к аттестации. Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом. В своей работе учитель считает главным формирование интереса к данным предметам. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если отсутствует интерес к предмету. Успешно освоить предмет обществознание и пройти государственную итоговую аттестацию возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 6 по 9 класс. Выявлять учащихся, планирующих сдавать ГИА лучше в конце 8-го – начале 9-го класса. В кабинете истории имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ГИА по обществознанию и истории, а так же демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов. Важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году. Поэтому в начале года учащихся знакомят с основными документами по ГИА, особенно с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Учащимся предлагается самостоятельно решить вариант Демо-версии. Как правило, ученики набирают невысокий балл. Коллективно разбирая Демо-версию, учащиеся обращают внимание на тип заданий, сколько времени необходимо уделять разным заданиям, чувствуют пробелы в знаниях и это тоже в какой-то степени стимулирует желание систематически заниматься по предмету. Как правило, последующие прохождения вариантов ГИА будут все более и более успешными. Для успешного выполнения заданий ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. На уроках учитель уделяет внимание знанию понятий и терминов, срезовые и итоговые работы проводятся в форме тестов. Учитель ориентирует учащихся заниматься самоподготовкой, выполнять онлайн – тесты, рекомендует полезные сайты и дополнительную литературу. Проводит срезовые тематические работы, для выявления пробелов в конкретных темах, по которым требуются дополнительные занятия и консультации. Перед экзаменом важно: — актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках итоговой аттестации элементам содержания; — помочь девятиклассникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении экзаменационных заданий; — рассмотреть наиболее сложные вопросы и задания, в которых на экзаменах прошлых лет, ученики наиболее часто допускали ошибки; — напомнить критерии оценивания различных типов заданий.


Организация консультаций.

Такая работа начинается с сентября. В условиях школы с небольшой численностью старшеклассников (к примеру, как «наша»)объединяются ребята 9 классов. Из учебной литературы по истории я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» за 6, 7 ,8, 9 классы. По обществознанию используем учебники А.Н.Боголюбова. Подойдут и другие учебные пособия. Что касается имеющихся сегодня в магазинах различных печатных материалов для подготовки к ОГА, можно воспользоваться и ими. Кроме того, для отработки умений работы с тестами, нужно приобрести сами материалы. Подойдут печатные. Материалы можно найти и в Интернете на сайте ФИПИ — там выложены демоверсии ОГА по истории и обществознанию за 2002-2015 год (это 10 вариантов с возможностью сверить ответы с образцом). Что касается онлайн — тестов, они, конечно, тоже дают определенный навык, но вот мои выпускники зачастую по онлайн-тестам получали»5″,а по пробным ГИА-«4-3».

Систематизированный материал заносим в тетрадь.

1 -период (правитель), 2 — внутренняя политика, 3 — экономика, 4 — внешняя политика, 5 — разное (сюда заносим важный материал,). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника «История России с древнейших времен» за 6 класс.
Древнерусское государство
Киевская Русь
Олег 879 — правление в Новгороде
882-912г.(в Киеве)
великий князь, дружина, воевода, полюдье 907 г, поход на Царьград (Константинополь)

Тема

«Культура» достаточно обширна и сложна для запоминания. Период, архитектура ( произведение – автор ), литература, живопись (до 17 века — иконопись), театр и кино.
Пример:
Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр
Древнерусское государство
Киевская Русь Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Кирилл и Мефодий (славянская письменность)

Устав — строгое правило письма. Береста
Жития, Нестор «Повесть временных лет» 12 век. Миниатюры, фрески
зернь, скань, эмаль, Десятинная церковь, Софийский собор, мозаика, скоморохи, гусляры.
Тема

Наука. Период, направление науки, открытия, автор (авторы).
Тема

Внешняя политика.

Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части «С» могут звучать следующим образом — «назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги». Поэтому анализируем, сравниваем века, войны, итоги.
К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я вспомню, дай мне сделать — и я пойму». Конфуций (по иным источникам — китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии

инсерт) — плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак — важно! и т.д.
Программа 9 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной.
Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия?
Сначала, естественно, простое, прорешивание тестов, при этом возможно два способа:
Первый — прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.
Второй способ — попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.
Тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.
И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ГИА. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и

тренироваться заполнять и его.
Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части — части «С». Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности «угадать» нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.
На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам (рядам) 1 — проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 — написать небольшое рассуждение на тему («Мудрые мысли»), 3 — опережающее задание — составить сложный план

следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план.

Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 — 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). Политику «военного коммунизма» и НЭП. Реформы Косыгина и Горбачева. Внешнюю политику первой и второй половины 19 века, то же по 18 веку, политику Петра Первого и Екатерины Великой, реформ Столыпина крестьянской реформы 1861 г.По обществознанию — сравните тоталитаризм и авторитаризм, президентскую и парламентскую республику. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории и обществознанию, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам.
Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Можете дать задание: расспросить родителей о жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар.  

Для начала рекомендуем ознакомиться с архивом за 2014 год.

Далее стоит начать с ознакомления с демоверсиями ОГЭ 2015. И посмотреть расписание ОГЭ в 2015 году.

Смотрим планируемые изменения в кимах ГИА ОГЭ 2015. А так же шкала перевода баллов ОГЭ 2015.

История — принципиальных изменений в 2015 году нет.

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С — смотрите демоверсию по истории.

Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–22: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Периодизация разделов работы приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 г., а не с 1917)

Источник: http://www.ctege.info/gia-oge-2015/izmeneniya-oge-gia-2015-po-istorii.html

Источник: http://www.ctege.info/gia-oge-2015/izmeneniya-oge-gia-2015-po-istorii.html

Здесь представлены документы проекта, определяющие содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена (гиа или огэ) в 2015 году по истории

Содержатся:

  • кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся;

  • спецификацию кима для проведения в 2015 году огэ (гиа) по истории;

  • демонстрационный вариант для проведения в 2015 году огэ (гиа) в 9 класс

Обществознание – содержательных изменений в 2015 году нет.

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С — смотрите демоверсию по обществознанию.

Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–20: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа

Итак, для успешной подготовки к ГИА в 9 классе (ОГЭ), вам необходимо.

  1. Прорешать демоверсии ГИА.

  2. Купить книги для подготовки.

  3. Прорешать наши задания.

  4. Изучить теоретический материал.

Следите за обновлениями

Памятка выпускника «Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ГИА».

  1. Будь внимателен! В начале экзамена тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т.п.). От того, насколько ты внимательно слушаешь все эти правила, зависит правильность твоих ответов.

  2. Соблюдай правила поведения на экзамене! Если хочешь задать вопрос, не выкрикивай с места. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланков, или в случае возникновения трудностей с тест пакетом.

  3. Сосредоточься! После заполнения бланка, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задания и часы. Торопись не спеша!

  4. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать правильный ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что правильно понял вопрос.

  5. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в задании которых ты не сомневаешься, не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно, и ты войдешь в рабочий ритм. Потом вся твоя энергия будет направлена на более трудные задания.

  6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания «по первым словам» и сам достраиваешь концовку. Это верный способ совершить досадные ошибки.

  7. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на пяти-шести (что гораздо труднее).

  8. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

  9. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

  10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

  11. Удачи тебе!

Интернет — Ресурсы

1. Источник: http://www.ctege.info/gia-2015/
2.Источник: http://www.ctege.info/demoversii-gia-oge-2015-po-vsem-predmetam/demoversiya-gia-oge-2015-po-istorii-proekt.html
3.Источник: http://www.ctege.info/gia-oge-2015/izmeneniya-oge-gia-2015-po-obschestvoznaniyu.html

4.Источник: http://www.ctege.info/gia-2015/material-dlya- podgotovki-k-gia-oge-v-2015-godu.html

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (11 класс) на тему: Лекции по истории

Раздел 6. Россия в XVII веке   Смутное время на Руси

Причины Смутного времени:

Династический кризис. Завершение династии Рюриковичей.

Намечающееся отставание России от Запада приводит к появлению большого числа сторонников развития по западному пути. В качестве образца для подражания называют Польшу, которая к этому времени превращается в аристократическую республику («Речь Посполитая» — «республика» по-польски). Польский король избирается Сеймом. Умеренным «западником» становится и Борис Годунов.

Растущее недовольство общества властью.

Началом Смутного времени принято считать избрание Бориса Годунова царем в 1598 г. Новый царь готовил проект преобразований, вел довольно успешную внешнюю политику. Относительно спокойный ход событий был прерван неурожаями и страшным голодом в 1601-1603 гг. Доведенное до отчаяния население во всех своих бедах винило нового царя. Считалось, что голод – это Божье наказание за убийство Годуновым царевича Дмитрия.

1602-1604 гг. – восстание Хлопка на Украине и юге России.

В 1602 г. в Речи Посполитой появился Лжедмитрий I – беглый монах Григорий Отрепьев объявивший себя царевичем Дмитрием. Его поддержали король Речи Посполитой Сигизмунд III, польско-литовские магнаты и шляхта. Один из магнатов даже обручил с Лжедмитрием свою дочь Марину Мнишек.

В декабре 1604 г. Лжедмитрий во главе небольшого отряда перешел границу Руси и был разбит царским войском под Добрыничами. Однако он получил массовую поддержку русского населения, давно ожидавшего прихода законного государя. Начинается триумфальный поход Лжедмитрия на Москву. В апреле 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов. Царем стал его 16-тилетний сын Федор. В июне в Москве произошел переворот – Федор с матерью были убиты и самозванец занял престол.

Став царем, Лжедмитрий не спешил выполнять обещания, данные полякам – ввести католицизм в России, передать Польше Смоленск и т.д. В то же время, своими польскими манерами и нежеланием восстанавливать «Юрьев день» он разочаровал и русское население. Масла в огонь подливали слухи о принятии царем, ради брака с Мариной Мнишек, католичества. 17 мая 1606 г. Лжедмитрий был убит. Царем стал Василий Шуйский – сторонник традиционного русского уклада.

Борьба различных слоев населения против боярского царя началась уже в 1606 г. Ее возглавил Иван Болотников, бывший военный холоп, выдающий себя за воеводу Лжедмитрия. Войско Болотникова состояло из крестьян, холопов, посадских людей, казаков и дворян, недовольных боярством. Накануне решающего сражения под Москвой в декабре 1606 г. значительная часть дворян во главе с Прокопием Ляпуновым перешла на сторону Шуйского, что обеспечило царю победу. Войско Болотникова отступило к Туле, было там осаждено и в октябре 1607 г. капитулировало. Одной из причин победы царя стало его обещание даровать прощение восставшим холопам. Болотников и часть восставших были казнены.

В 1607 г. на юго-западной окраине Руси появился новый Лжедмитрий – Лжедмитрий II. Он выдавал себя за спасшегося (уже во второй раз) Дмитрия. Его слова подтвердила Марина Мнишек, Признавшая Лжедмитрия как своего супруга. Такой массовой поддержки населения, как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II уже не получил, поэтому собрать значительные силы ему не удалось. В 1608 г. он подошел к Москве и стал лагерем в Тушино (отсюда и прозвище Тушинский вор). Началось противостояние боярского царя, сидящего на престоле в Москве, и тушинского самозванца. Фактически страна разделилась на две части. В обоих есть цари, приказы, Боярские Думы и даже патриархи: в Москве – Гермоген, в Тушино – Филарет.

Будучи не в силах справиться с Тyшинским вором, Шуйский в феврале 1609 г. заключил договор со Швецией. Он отдавал шведам Карельскую волость, получая взамен военную помощь. Однако шведы не спешили помогать Шуйскому. В то же время король Речи Посполитой Сигизмунд III, постоянно враждовавший со Швецией, расценил этот договор как желанный предлог для открытой интервенции против России. В сентябре 1609 г. Сигизмунд осадил Смоленск. В 1610 г. Лжедмитрий, в котором Сигизмунд больше не нуждался, был убит поляками. Первоначально борьба с польской агрессией шла относительно успешно. Талантливый молодой полководец, племянник царя, М.В. Скопин-Шуйский смог одержать ряд побед. Однако его слава победителя вызвала напугала Василия Шуйского. Скопин-Шуйский был отравлен. В 1610 г. польский гетман Ходкевич разбил войско Шуйского в генеральном сражении у деревни Клушино (западнее Можайска).

17 июля 1610 г. бояре и дворяне во главе с Гермогеном свергли потерявшего всякий авторитет Шуйского. Власть в Москве до избрания нового царя перешла в руки правительства из 7 бояр – семибоярщины. Возглавил семибоярщину боярин Ф. Мстиславский.

По инициативе Филарета, с целью прекращения интервенции, на престол был приглашен сын Сигизмунда Владислав. При этом ставились условия: Владислав должен был дать обещание сохранить московские порядки и принять православие. Хотя Сигизмунд не согласился на последнее условие, договор все же был заключен. В 1610 г. в Москву вошло польское войско во главе с воеводой Гонсевским, который в качестве наместника Владислава должен был управлять страной. Тем не менее, польская интервенция продолжается. Швеция, воспринявшая свержение Шуйского как освобождение от всех обязательств, оккупировала значительную часть севера Руси и начала осаду Новгорода.

В этих условиях в Рязани в 1611 г. формируется Первое ополчение, целью которого было освободить страну от захватчиков и возвести на престол русского царя. 3начительная часть тyшинских дворян и казаков, а также немногие бояре, поддержавшие самозванца, примкнули к нему. Вождем ополчения стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, который возглавил Совет всея земли (руководящий орган ополчения). Ополчение осадило Москву и после сражения 19 марта 1611 г. захватило большую часть города; однако Китай-город остался за поляками. Началась долгая осада Москвы, осложнявшаяся противоречиями между руководителями осаждающих. Наиболее ярко они проявились во взаимоотношениях лидеров дворян и казаков – Прокопия Ляпунова и казачьего атамана Ивана 3аруцкого. Стремление дворян восстановить деспотическое государство и крепостной порядок не удовлетворяло казаков. Постоянные столкновения завершились летом 1611 г. убийством Ляпунова, после чего большинство дворян покинули ополчение.

В июне 1611 г. пал Смоленск, обороной которого руководил боярин Михаил Борисович Шеин. Через месяц шведы захватили Новгород. В условиях, когда независимое существование русского народа оказалось под угрозой, на востоке страны, в Нижнем Новгороде, осенью 1611 г. Возникает Второе ополчение. Главным его организатором стал купец Кузьма Минин, руководителем же был избран участник первого ополчения князь Д.И. Пожарский. Собрав большие силы, ополчение в мае 1612 г. вошло в Москву, слившись с остатками первого ополчения, и полностью блокировало Кремль. 26 октября (4 ноября) 1612 г. польский гарнизон в Кремле капитулировал.

В январе 1613 г. в Москве собрался 3емский собор, на котором новым царем Руси был избран 16-летний Михаил Федорович Романов – сын патриарха Филарета (в миру – бывшего опричника боярина Федора Никитича Романова). Это событие принято считать датой окончания Смутного времени, хотя иностранная интервенция еще продолжалась. В 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами: Россия вернула Новгород, но потеряла все побережье Финского залива. В 1618 г. в деревне Деулино было заключено перемирие с Речью Посполитой: Россия уступала Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

После Смуты в России почти три десятилетия шел восстановительный процесс. Только с середины XVII в. в хозяйстве начинают проявляться новые, прогрессивные тенденции:

Идет процесс районирования – хозяйственной специализации различных регионов. На северо-западе, в новгородских, псковских, смоленских землях культивируется лен, конопля (пенька) и другие технические культуры. Северо-восток – ярославские, казанские, нижегородские земли – начинает специализироваться на скотоводстве. Черноземные районы (их освоение начинается в XVII в.) и Поволжье выращивают пшеницу. Московский регион (в т.ч. Тула) становится центром металлургии.

Заметное развитие получают крестьянские промыслы: на северо-западе – ткацкий, на северо-востоке – кожевенный. В Тульском крае возникает оригинальный Филимоновский промысел (Филимоновская игрушка).

Возрастающий обмен сельскохозяйственной и промысловой продукцией привел к возникновению центров товарообмена – ярмарок. Всего их существовало около 80, три из которых были центральными: Макарьевская (Нижегородская), Ирбитская (Южный Урал) и Свенская (под Брянском).

Производство приобретает мелкотоварный характер (ориентировано на продажу).

Новым явлением в экономике стали мануфактуры – крупные производства с разделением труда, в основном ручного. Количество мануфактур в России XVII в. было незначительным. Единственной отраслью, в которой они возникали, была металлургия.

Совершенствовалась монетная система. При Михаиле Федоровиче общегосударственной монетой стал серебряный рубль, состоящий из ста копеек.

Наличие этих, новых для России, тенденций свидетельствует о складывании в стране единого общероссийского рынка, т.е. глобальной общегосударственной системы товарообмена.

В социальном отношении все более значительной силой становится дворянство. Продолжая давать служилым людям земли за службу, правительство избегало их отбирать. Все чаще поместья переходят по наследству, т.е. становятся все более похожими на вотчины и государство, заинтересованное в усилении дворянства, способствует этому процессу.

В 1649 г. Соборным Уложением было окончательно оформлено крепостное право: сыск беглых становился бессрочным. Это закрепощение носило пока еще формальный характер – у государства не было сил, чтобы реально прикрепить крестьянство к земле. Кроме того, Соборное Уложение еще больше сблизило поместье и вотчину.

Власть приняла меры для поддержания торгового сословия. В 1653 г. был принят Торговый устав, установивший высокие протекционистские пошлины.

Земские соборы при сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.) перестают созываться. Последний полноценный собор был созван в декабре1653 г. и принял решение о присоединении Украины к России. Боярскую думу царская власть берет под свой контроль, вводя в нее думных дьяков и дворян (до 30% состава), безоговорочно поддерживавших царя. Таким образом, в России начинается переход к абсолютизму, т.е. неограниченной власти монарха.

Доказательством возросшей силы царской власти и ослабления боярства явилась отмена в 1682 г. местничества. Бояре лишились, таким образом, сословных привилегий при назначении на должность и, в этом смысле, были уравнены в правах с дворянами.

Укрепляется и разрастается приказная бюрократия, служившая опорой царю. Приказная система становится громоздкой и неуклюжей: к концу XVII в. существовало более 70 приказов, часть из них носила функциональный характер – Посольский, Поместный, Стрелецкий и пр., а часть территориальный – Сибирский, Казанский, Малороссийский и пр. Попытка ее контролировать при помощи приказа Тайных дел не увенчалась успехом.

На местах в XVII в. окончательно изживаются выборные органы управления. Вся власть переходит в руки к воеводам, назначаемым из центра.

Во второй половине XVII в. в России появляются полки нового строя (пехота) и рейтарские полки (конница), в которых служили за жалованье “охочие люди” – добровольцы. Тогда же на Волге был построен «Орел» — первый корабль, способный выдержать морское плавание.

Одной из главных проблем в годы правления Алексея Михайловича Тишайшего (1645-76 гг.) становится вопрос о преодолении добровольной международной изоляции России. Царь создает островок европейской жизни на озере Кукуй – Немецкую слободу – колонию для эмигрантов из Европы. По его приказу открывается Славяно-греко-латинское училище (позднее, с 1687г., – академия), готовящее переводчиков и дипломатов. Однако расширению связей с Западом препятствует церковь, которая, к тому же, претендует на контроль над государством. Такая тенденция возникла при Михаиле Федоровиче, поскольку фактически страной правил его отец патриарх Филарет.

Алексей Михайлович, стремясь подорвать экономическое могущество церкви, создает для управления ее имуществом Монастырский приказ.

Чтобы ослабить влияние церкви на общественную жизнь и расширить связи с Западом Алексей Михайлович начинает в 1654 г. реформу церкви. Главным идеологом реформы стал патриарх Никон. Повод к реформе – необходимость исправления церковных книг (переводов с греческого начала XI в.), в которых за столетия накопилась масса ошибок. Образцом для исправления стали греческие оригиналы, что уже само по себе означало признание церковью возможности культурного заимствования из Европы. Кроме того, были незначительно изменены церковные обряды: введено троеперстие, разрешен католический крест наряду с православным и т.д.

Реформа имела колоссальное значение:

Начала разрушаться вековая духовная изоляция русского общества. Созданы условия для будущих глобальных преобразований общества.

Государство, став инициатором реформы, подтвердило свое приоритетное право на управление обществом. Это подтвердил Большой Московский собор 1666-1667 гг. Этот же собор, по настоянию Алексея, отправил в отставку Никона, попытавшегося усилить свою власть.

Реформа привела к Расколу – разделению общества на сторонников и противников реформы (раскольников) во главе с протопопом Аввакумом. В знак протеста раскольники уходят в малозаселенные места или совершают гари

Внешняя политика России в XVII в.

Первоочередной задачей России во внешней политике было возвращение Смоленска – важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой.

В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну, которая закончилась победой Польши. Поляновский мир 1634 г. оставил за поляками Смоленск. Тем не менее, война имела и положительное значение – король Речи Посполитой Владислав IV отказался от претензий на российский престол.

В 1648 г. на Украине вспыхнуло восстание, возглавляемое Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой. Однако с 1651 г. украинское войско начинает терпеть поражения. Хмельницкий обратился к России за поддержкой. В 1653 г. Земский собор в Москве, а затем, в 1654 г., Переяславская рада на Украине высказались за воссоединение Украины и России. После этого началась очередная русско-польская война.

Первые действия русских войск были успешными: в 1654 г., они вернули Смоленск и захватили значительную часть восставшей против поляков Белоруссии. Однако, не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую войну со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная борьба на два фронта шла с переменным успехом. В конце концов, Россия добилась гораздо меньше желаемого. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула ей все прибалтийские территории, захваченные во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию (1667 г.) Россия получала Смоленск, Левобережную (Восточную) Украину и часть Правобережной Украины с Киевом и Запорожской Сечью. Подписал Андрусовское перемирие со стороны России А.Л. Ордин-Нащекин.

После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, претендующей на территорию Левобережной Украины. В 1677 г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин – русскую крепость на Украине. В 1678 г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681 г. в Бахчисарае подписан договор, по которому турки признавали право России на ее украинские территории. В этих событиях впервые прославился как полководец князь В.В. Голицын.

В 1686 г. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, по которому Восточная Украина навсегда закреплялась за нашей страной. По этому же договору Россия стала членом Священной лиги – союза Австрии, Речи Посполитой и Венеции, созданному для борьбы с Османской империей.

Народные движения в XVII в.

Современники называли XVII век бунташным. Характерная черта этого времени – восстания в городах и на окраинах государства.

Причины народных выступлений:

Рост военных расходов, который заставляет правительство Алексея Михайловича вводить все новые формы податей.

Общее усиление контроля государства над обществом. Закрепощение крестьян.

Церковная реформа. Многие народные восстания стали частью раскольничьего движения.

В середине 1640-х гг. была введена высокая пошлина на соль, которая из-за этого резко выросла в цене. В 1647 г. правительство отказалось от соляной пошлины; тем не менее, в 1648 г. вспыхнул «Соляной бунт», направленный против инициаторов ее введения: боярина Морозова, городского головы Шакловитого, думного дьячка Чистого, гостя (купца, занимающегося внешней торговлей) Василия Шорина и других. Бунт поддержали стрельцы, также пострадавшие от повышения цен на соль и давно не получавшие жалование. Застигнутое врасплох правительство выдало или казнило большинство ненавистных толпе деятелей.

В 1650 г. начинается восстание в Пскове. Оно было подавлено одним из соратников Алексея Михайловича боярином А.Л. Ординым-Нащекиным.

В 1662 г. правительство, испытывавшее острый недостаток в драгоценных металлах, попыталось заменить серебряную монету медной. Все свои платежи оно вело медными деньгами, а налоги собирало серебряными. Такая политика стала причиной «Медного бунта» В июле 1662 г. возбужденная толпа ворвалась в село Коломенское – летнюю резиденцию Алексея Михайловича, стрельцы с трудом справились с восставшими. Власть временно отказалась от выпуска медной монеты.

С середины XVII в., в связи с поиском в южных районах беглых крестьян, осложнились отношения правительства с донским казачеством. Постоянные конфликты между ними привели к казачьему восстанию Степана Разина.

На первом этапе восстания (1669-1670 гг. – т.н. Поход за зипунами) – Разин совершает грабительские походы в Персию и нападает на торговые караваны. Разграбив западное побережье Каспийского моря, Разин вернулся в Астрахань с большой добычей и славой непобедимого вождя.

Весной 1670 г. начался второй этап восстания. Разин открыто выступил против царского правительства. Участие в его войске крестьян придало походу антикрепостнический характер, поэтому его с оговорками можно назвать крестьянской войной. Захватив в апреле Царицын, Разин в июне вернулся в Астрахань и провозгласил здесь свою власть. Летом 1670 г. на сторону Разина перешли Саратов и Самара, крестьянские волнения, таким образом, охватили огромную территорию. Только под Симбирском большая, но плохо обученная и вооруженная крестьянская армия была разбита. Разин бежал на Дон где был схвачен и выдан властям богатыми (домовитыми) казаками. В 1671 г. Степан Разин был казнен в Москве.

Еще одним народным выступлением стало Соловецкое восстание 1667-1676 гг. – одна из самых ярких страниц истории Раскола. Носившее чисто антиреформенный характер, восстание было подавленно только после предательства одного из защитников Соловецкого монастыря.

Культура XVII века

Главной тенденцией в развитии культуры этого периода стало обмирщение, проявившееся во всех областях культуры.

XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения. Широкое распространение получают учебные пособия. Особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцева (1633 г.).

Появлялись средние школы, где изучали иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. Славяно-греко-латинское училище приобрела статус академии и стала первым в России высшим учебным заведением.

При царском дворе распространялась рукописная газета «Куранты».

Произведения общественной мысли начала века создавались под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматривались в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть. Авраамий Палицын в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и нравственности.

В середине и второй половине XVII в. появляются сочинения Симеона Полоцкого (первые памятники поэзии и драматургии), «Политика» Юрия Крижанича, в которых обосновывается полезность самодержавия для развития страны. Симеон Полоцкий стал воспитателем старших детей Алексея Михайловича.

Среди произведений, содержащих резкую критику государственной власти и официальной церкви, выделяется «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем Раскола.

Особенно ярко процесс обмирщения в литературе проявляется в росте популярности произведений таких жанров как бытовая повесть и сатира.

Бытовые повести посвящались темам столкновения младшего и старшего поколений, нравственного выбора героев, их личным переживаниям («Повесть о Горе-злосчастье» — середина XVII в.; «Повесть о Савве Грудцыне» — 1660-е гг.; «Повесть о Фроле Скобееве» — 1680-е). Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Социальные конфликты XVII в. породили еще один жанр – сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»), высмеивали быт монахов («Калязинская челобитная»).

Господствующим стилем церковной архитектуре окончательно становится шатровый стиль. Однако уже во второй половине XVII в. он постепенно теряет свои позиции. Церкви середины XVII в., как правило, нарушали крестово-купольные образцы, отличались асимметрией и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Этот стиль в архитектуре получил название «нарышкинское» (или московское, или северное) барокко. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля. В иконописи первой половины XVII в. продолжала господствовать «Строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во второй половины XVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и перспективу. («Спас Нерукотворный»). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I), выполненных в иконописной манере.

nsportal.ru

Тест по истории (9 класс) по теме: Подготовка к ГИА по истории

Тесты (1 и 2 варианты) по истории России для учащихся 9 классов

 

Примечание: Для оценки уровня учебных достижений использую тесты. Мониторинг стартовых результатов позволяет мне определить траекторию дальнейшего обучения учащихся, выявить сложившиеся затруднения при изучении предмета и применении практических навыков. В соответствии с полученными результатами вношу коррективы в организацию образовательного процесса. Тесты ЕГЭ являются наиболее оптимальным вариантом проверки знаний обучающихся, предлагаю ряд заданий, посредством выполнения которых также развиваю патриотическую компетентность. Представленные тесты предлагаю обучающимся 9 классов в качестве входящей диагностики. Анализ работ показывает количество ошибок, сделанных школьниками.

Класс 9

Кол-во обучающихся

Ошибки, допущенные на начало учебного года

Ошибки, допущенные на конец учебного года

Часть «А»

25-100%

10-40%

5-20%

Часть «В»

25-100%

12-48%

5-20%

Часть «С»

25-100%

18-72%

10-40%

Из данной таблицы видно, что в части «А», предполагающей выбор ответа в начале года допустили ошибки 10 человек-это 40% класса, к концу года количество обучающихся ,допустивших ошибку снизилось до 5 человек-20%.В части «В» мы тоже видим улучшения результата. На часть «С», которая предусматривает открытый ответ, состоящий из 2х компонентов, необходимо обратить внимание учителю, который будет работать в третьей ступени образования.


Приложение 9

Тест по истории России 9 классов

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

        А1. Какое из названных имен связано с периодом  монгольского нашествия  на Русь?

1) Юрий Всеволодович

2) Владимир Мономах

3) Иван Данилович Калита

4) Юрий  Шемяка

        А2. В каком году произошло восстание декабристов?

1) 1822г.

2) 1825г.

3) 1855г.

4) 1861г.

        А3. В каком году началась Первая мировая война?

1) 1907г.

2) 1913г.

3) 1914г.

4) 1917г.

        А4. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошло описанное событие.

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры,- одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей  и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… После этого Владимир послал гонца по всему городу со словами: «Кого не окажется  завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот  идет против меня».

1) 945г.

2) 988г.

3) 1054г.

4) 1113г.

        А5. Прочтите отрывок  из речи и укажите, кому принадлежат эти слова.

«Мелкий  собственник, несомненно, явится  ядром будущей мелкой земской единицы; он,  трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая  слагается  из гражданских  вольностей  и чувства   государственности и патриотизма».

1) В.И.Ленину

2) П.А.Столыпину

3)В.М.Чернову

4)К.П. Победоносцеву

        А6. В каком году был подписан Парижский мир, ознаменовавший  окончание Крымской  войны?

1) 1849г.

2) 1856г.

3) 1858г.

4) 1864г.

        ЧАСТЬ 2        

        В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) воссоединение Украины с Россией

Б) присоединение Крыма к России

В) присоединение территории Сибирского ханства

Г) включение земель вятичей в состав Древнерусского государства

        В2.Что из названного относилось к периоду государственной раздробленности? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) создание Русской Правды

Б) Невская битва

В) создание Соборного уложения

Г) образование Московского княжества

        В3. Какие из названных имен являются современниками? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) М.В. Ломоносов

Б) В.В. Голицын

В) Б.Ф. Годунов

Г) П.А. Румянцев

        ЧАСТЬ3

        Прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 иС2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения А.О. Ишимовой

        «(…) объявил своею собственностью девятнадцать городов с разными волостями; выбрал 6000человек из князей, дворян и детей боярских и дал им имения в этих городах, а тамошних владельцев перевел в другие места… Новые ужасы начались вместе с новым порядком в правлении… выбраны были молодые люди, отличные не достоинством, но удальством и дерзкою готовностью на все. Царь взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими, не водить с ними хлеба-соли, не знать отца и матери, знать одного государя…(…) истребляя иногда  целые поколения князей и бояр, не щадил и тех из них, которые отличались великими заслугами своими в делах военных или гражданских: он казнил их наравне с обыкновенными  преступниками, и оттого число умных и знаменитых советников царских беспрестанно уменьшалось… Враги, окружавшие Россию и с завистью смотревшие на ее могущество, обрадовались такой перемене  и спешили воспользоваться ею… Враги нападали со всех сторон на бедное отечество наше. Первым из них был крымский хан Девлет – Гирей …».

        С 1. Назовите царя, о котором идет речь в отрывке, и укажите название политики, которую он проводил.

        С 2. Используя текст и знания из курса истории, назовите год введения новой политики царя и ее последствия для России.

        

ВАРИАНТ № 2

ЧАСТЬ1

        А1. В каком веке в Российском государстве наступило Смутное время?

        1) 13 в.

        2) 15 в.

        3) 17 в.

        4) 18 в.

        А2. Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идет речь.

        «В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет со своею ордою – с царевичами, уланами и князьями, а так же с королем  Казимиром в общей думе; король повел царя на великого князя, желая разорить христиан… Проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру своего сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стала на Угре и заняли броды и перевозы».

        1) Дмитрий Донской

        2) Иван Калита

        3) Иван 3

        4) Иван 4

        А3. Какое из названных имен связано с событиями Крымской войны?

        1) М. Скобелев

        2) В. Корнилов

        3) М. Кутузов

        4) С. Витте

        А4. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите название сражения, о котором идет речь.

        «Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратеги заряженной войны. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьезное поражение  основной группировке вражеских войск – группе армии «Центр»?

        1) сражение под Ельней

        2) Московская битва

        3) Сталинградская бита

        4) сражение на Курской дуге

        А5. В каком веке состоялось монгольское нашествие на Русь?

        1) 10 в.

        2) 11 в.

        3) 13 в.

        4) 14 в.

        


        А6. В каком году состоялось первая встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля?

        1) 1941 г.

        2) 1942 г.

        3) 1943 г.

        4) 1944 г.

        Часть 2

        В1. Расположите имена исторических лиц в хронологической последовательности  их деятельности.

        А) Нестор

        Б) Аристотель Фиораванти

        В) Варфоломей Растрелли

        Г) Симон Ушаков

        В2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

        А) изгнание поляков из Москвы

        Б) Полтавское сражение

        В) Куликовская битва

        Г) Гангутское сражение

В3. Что из названного относилось к внутренней политике Ярослава Мудрого? Укажите два верных положения из четырех предположенных.

        А) разгром печенегов

        Б) введение Юрьева дня

        В) создание писаного свода законов

        Г) подавление восстания древлян


Часть 3

        Прочитайте отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы  С1 и С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения  С. Ф. Платонова

        «Во – первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо  и решительно стал на такую точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей… Во – вторых, в отношении прочих князей Владимиро – Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода […] держался властно и повелительно … В третьих, Русь впервые отражалась на открытую борьбу с татарами… оставил после себя несколько сыновей… При этом в своем завещании он выразился  так: «а по грехом отыметь Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов второй сын […], Юрий, считал себя наследником своего брата как в московских землях, так и в великом княжении.

        С1. Укажите имя князя и имя митрополита, руководившего делами княжества «по малолетству» князя.

        С2. Используя текст и знания из курса истории, укажите, где и когда произошло крупное сражение объединенного русского войска под руководством этого князя против монгольского войска.  

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему: Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории».

Цели проведения мастер-класса:

1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,

2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

  Этапы работы мастер класса.
1.Организационно — мотивационный этап.
Выявление  актуальности проблемы  поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории.

2 Этап.  Презентация опыта педагогической техники педагога.

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно — деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.

1.Традиционные задания по составлению планов,   таблиц и схем.

2.Использование метода «незаконченных предложений».

3.Отработка дат, хронологии.

4.Работа с историческим источником.

5. Работа с картографической и иллюстративной информацией.
6. Задания 33-34 проверяют умение обучающихся понимать особые исторические источники – иллюстративные.    Материалом для составления заданий служат изображения памятников архитектуры, скульптуры, произведений живописи,  фотографий.   Каждое задание содержит иллюстрацию, характеризующую какое-то историческое событие или время, по которой необходимо установить к какому именно событию это изображение относится.  Каждое задание имеет правильный ответ, благодаря чему можно точно найти и установить свои ошибки и пробелы в знаниях.

Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний

Цели проведения мастер-класса:

1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,

2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

  Этапы работы мастер класса.
1.Организационно — мотивационный этап.
Выявление  актуальности проблемы  поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории.

2 Этап.  Презентация опыта педагогической техники педагога.

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно — деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

Методы и приемы, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.

1.Традиционные задания по составлению планов,   таблиц и схем.

2.Использование метода «незаконченных предложений».

3.Отработка дат, хронологии.

4.Работа с историческим источником.

5. Работа с картографической и иллюстративной информацией.
6. Задания 33-34 проверяют умение обучающихся понимать особые исторические источники – иллюстративные.    Материалом для составления заданий служат изображения памятников архитектуры, скульптуры, произведений живописи,  фотографий.   Каждое задание содержит иллюстрацию, характеризующую какое-то историческое событие или время, по которой необходимо установить к какому именно событию это изображение относится.  Каждое задание имеет правильный ответ, благодаря чему можно точно найти и установить свои ошибки и пробелы в знаниях.

Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *