Задания егэ по лексике и фразеологии – Рассмотрим типичные формулировки заданий по лексике и фразеологии в КИМах ЕГЭ по русскому языку I. Лексика русского языка как система. Вопросы для повторения. 1. Что изучает лексикология?

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку «Лексика и фразеология»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (686,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. Работа по закреплению понятий: лексическое значение, исконно русские и заимствованные слова, синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты. Обучать анализу и редактированию теста (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому. Повторение темы: “Лингвистические словари русского языка”.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, “Словарь русского языка С.И.Ожегова”, “Словарь синонимов русского языка”, “Фразеологический словарь”, “Словарь антонимов русского языка”, “Словарь иностранных слов”.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы завершаем работу над разделом “Лексика и фразеология”. Наша задача – систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу. (Слайд 1)

II. Теоретическая разминка.

Начнем с теоретической разминки. Вопросы для повторения:

  • Что изучает лексикология?
  • Какие слова называют исконными?
  • Каковы причины заимствования слов из других языков?
  • Перечислите основные признаки заимствованных слов.
  • Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
  • Что такое паронимы?
  • Что такое фразеологизм?
  • Каковы типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски?

III. Тренировочные упражнения.

1. Словарная работа.

По лексическому значению узнать слово и записать его: (Слайд 2-3) человек, который противится нововведениям  (К).

  • направление развития (Т).
  • система взглядов на природу и общество  (М).
  • одинаковым по смыслу слову “народовластие” является слово (Д).
  • последователь какого-либо направления в искусстве или науке, лишенный творческой оригинальности и повторяющий чужие идеи (Э).
  • антоним к слову “идентичный” (Р).
  • сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом (Б).
  • антоним к слову “лаконичный” (М).
  • освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах (Э).
  • синоним к слову “первенство” (П).
  • Ключ: (слайд 4)

    Консерватор

    Тенденция

    Мировоззрение

    Демократия

    Эпигон

    Различный

    Баллада

    Многословный

    Эмансипация

    Приоритет.

    2. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь иностранных слов”.

    3. Лексическая разминка.

    • По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.
      (Слайд 5)
    • Хлопотный, трудный  (канительный)
    • Прихоть, причуда (каприз).
    • Суть, сущность (квинтэссенция).
    • Выразительны, своеобразный (колоритный).
    • Любезность, похвала (комплимент).
    • Уточнение, пояснение (конкретизация).
    • Определенно, предметно (конкретно).
    • Установление, утверждение (констатация).
    • Отвратительный, страшный (кошмарный).

    Преклонение, почитание (культ).

    Ответы. (Слайд 6)

    4. Сообщение подготовленного ученика по теме: “Словарь синонимов”.

    5. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

    (Слайд 7)

    Подберите паронимы к словам, составьте словосочетания:

    • Драматический — … (драматичный).
    • Дружеский — … (дружелюбный).
    • Существо — … (сущность).
    • Единственный — … (единый).
    • Злой — … (злостный).
    • Искусно — … (искусственно).
    • Подпись — … (роспись).
    • Заглавный — … (главный).

    6. Сообщение подготовленного учащегося по теме: “Крылатые выражения”.

    7. С помощью комбинации “буква – цифра” укажите те крылатые выражения, значение которых поясняется. (Слайд 8)

    А) То, что порождает ссору.
    Б) Мерка, под которую насильственно подгоняется что-нибудь.
    В) Мир поэзии, поэтов.
    Г) Злой, свирепый надсмотрщик, страж.
    Д) Бесследно исчезнуть из памяти людей.
    Е) Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе.
    Ж) О запутанном стечении обстоятельств.
    З) Правосудие
    И) Неосуществимая, несбыточная и странная мечта.
    К) Дар врагу с целью его погубить.
    1. Кануть в лету
    2. Прокрустово ложе
    3. Фемида
    4. Цербер
    5. Гордиев узел
    6. Парнас
    7. Прометеев огонь
    8. Троянский конь
    9. Химера
    10. Яблоко раздора

    Ключ: А – 10, Б -2, В – 6, Г – 4, Д – 1, Е — 7, Ж – 5, З -3 , И – 9, К — 8.

    (Слайд 9)

    8. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица речи.
    Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов. (Слайд 10)

  • Трудиться в поту лица (в поте лица)
  • Положив руку на сердце тебе говорю (положа руку на сердце)
  • Работать спустив рукава (спустя рукава)
  • Согласиться скрипя сердцем (скрепя сердце)
  • Пришел неожиданно, как тать в ночи (как(яко) тать в нощи)
  • Запишите исправленные варианты. Дайте толкование полученным фразеологизмам.

    Вспомните как можно больше фразеологизмов со словом сердце. Объясните, что общего в их значениях. (Слайд 11)

    Сердце болит, сердце в пятки уходит, сердце горит, сердце екает, сердце изнывает, сердце не на месте, сердце просит, сердце радуется, сердце рвется пополам, сердце сжимается, с легким сердцем, с чистым сердцем, скрепя сердце, золотое сердце, каменное сердце и др.

    IV. Самостоятельная работа.

    1. Укажите паронимы:

    • умственный – интеллектуальный;
    • идеалистический – идеалистичный;
    • большой – огромный;
    • добродушный – великодушный.

    2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду

    • неуч;
    • невежа;
    • профан;
    • невежда.

    3. Найдите пару слов, которая совпадает по значению:

    • гарантийный – гарантированный;
    • эффективный – эффектный;
    • вражеский – вражий;
    • типичный – типовой

    4. Укажите слова, лексическое значение которых определено верно:

    • авторитарный – принадлежащий автору;
    • баритон – самый низкий по звучанию голос;
    • эпиляция – обжалование какого-либо решения, постановления;
    • индукция – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу.

    5. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный?

    • Кондрат Федоров был экономным хозяином и всегда работал в поле.
    • У семьи Васильевых экономный образ жизни.
    • Экономный директор завода во время кризиса сумел сохранить рабочие места и выплатить кредиты.
    • Экономные методы управления производством позволили сократить расходы.

    6. Укажите контекстные синонимы, связывающие предложения:

    (1) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек в большом городе. (2) Редкая поездка по столице обходится без метро.

    7. Какой фразеологический оборот должен закончить предложение?

    Ему и слова возразить нельзя, он сразу …

    • выходит из себя;
    • садится в калошу;
    • смотрит сквозь пальцы;
    • считает ворон.

    8. Подберите ответы – фразеологизмы:

    Как говорят о человеке, глухом ко всем доводам?

    • Молчит, как в рот воды набрал;
    • Смотрит как баран на новые ворота;
    • Ему всё как об стену горох;
    • Как сыр в масле катается.

    9. Укажите ряд, в котором есть «лишний» фразеологизм, (имеющий отличное значение от общего значения ряда).

    • Наставлять нос, обводить вокруг пальца, оставить с носом, клевать носом;
    • Сбросить бремя, разорвать цепи, развязать себе руки, сбросить хомут;
    • Откуда ни возьмись, как снег на голову, как гром среди ясного неба, как обухом по голове.

    10. Укажите предложение без речевой ошибки.

    • Город достаточно большой, на кривой не объедешь.
    • Во всех ситуациях дед умел выйти живым из воды.
    • Не успел он бровью шевельнуть, как оказался укутанным в теплое одеяло.
    • Не люблю тех, кто в глаза начальству дифирамбы поет, а за глаза грязью поливает.

    V. Подведение итогов урока. Выводы. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

    Список использованной литературы:

    1. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений.
    2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
    3. Пучкова Л.И. ЕГЭ 2010. Русский язык. Типовые тестовые задания.
    4. Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. Русский язык.
    5. Белокурова С.П. Задания по культуре речи.
    6. Материалы сайтов:
    7. http://www.openclass.ru/

      http://www.uroki.net/

      http://festival.1september.ru/

      http://otherreferats.allbest.ru/

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Задание 23. Лексика и фразеология — Теория заданий ЕГЭ — Русский язык — Публикации


      Скачать материал

       

      Формулировка задания:

      Из предложения 41 выпишите фразеологизм.

      (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться. 

      Показать ответ не давая спуску

      Комментарий: В предложении употреблен фразеологизм не в чистом виде, а со словом «себе». Точно так же можно было бы написать не давать ему, нам, им — а это значит, что данные слова не являются частью фразеологизма.

       


      Что нужно знать:

      Задание 23 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание учащимися раздела «Лексика и фразеология»

      Чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить следующие опорные моменты:

      Лексическое значение слова — это исторически закрепленное смысловое (понятийное) «содержание» слова. Слова могут иметь:
      Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.
      Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого.
      Например: Ткач раскроил полотно — выделенное слово употреблено в прямом значении.
      Вдаль простирается железнодорожное полотно — слово «полотно» употреблено в переносном значении на основе сходства по внешнему виду.

      Перенос значения по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой: 
      И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)
      Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией:
      Мужик Белинского и Гоголя с базара понесет. (Н. Некрасов)
      Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот:
      Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
       

      Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.
      Например: Путь – дорога, думать — размышлять

      Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами.
      Например: Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.). Выделенные слова являются контекстными синонимами глагола говорить.
       

      Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению.
      Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи.
      Например:

      Полюбил богатыйбедную,
      Полюбил ученыйглупую,
      Полюбил румяныйбледную,
      Полюбил хорошийвредную:
      Золотойполушку медную.
      М. Цветаева. 1918

      В данном примере только пары богатый — бедный, румяный — бледный являются антонимами, остальные пары приобретают значение противопоставления только в данном контексте, а в обычной речи антонимами не являются.
       

      Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными.
      Полные омонимы — это  слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы.
      Например:  ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды).
      Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы совпадают. 
      Например: печь (глагол в форме инфинитива) — печь (существительное в Им. пад., ед.ч.)
       

      Фразеологизмы — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении.  Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма лексических значений входящих в его состав слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. Основные фразеологизмы, которые могут встретиться Вам на экзамене, приведены ниже в словарике фразеологизмов.

      Скачать словарик фразеологизмов

      Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Ни один язык, не считая языков изолированных народов, которые не контактируют с другими народами.
      Например:  математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).
       

      Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета, который они обозначали.
      Например: кушак (матерчатый крестьянский пояс), бурмистр, барин.

      Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами.
      Например: чело — лоб, уста — губы, ланиты — щеки

      Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий.
      Например: юзер, аниматор
       

      Скачать словарик неологизмов

      Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. 
      Например:  векша — белка (северный диалект).

      Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. 
      Например:  чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.

      Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения.
      Например: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)

      Сленг — слова, употребляемые в речи молодежи или в разговорной речи взрослых.
      Например:  бабло (деньги), тема (что-то хорошее)

      Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык)
      Например: домушник (вор, занимающийся квартирными кражами), обуть (обмануть)

      Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относится и нецензурная лексика.
      Например: свистнуть —  в значении «украсть», харя, морда — в значении «лицо» и т.д.
       

      Нейтральная лексика — лексика, которая употребляется в любом стиле речи.
      Например: хороший, человек, говорить

      Книжная лексика — используется преимущественно в письменной форме, в языке художественной литературы.
      Например: трепетать, возмездие

      Разговорная лексика — используется в непринужденной беседе
      Например: гробить, запаска, деляга
       

       

      Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

       

       

      www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

      Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе. Тема «Лексика и фразеология»

      Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе.

      Тема «Лексика и фразеология»

      Задание1.

      Выберите правильный вариант ответа.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

      А) Он прошёл непростой житейский путь.

      Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

      А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

      Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова

      НАСЛЕДСТВО

      А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством

      прошлого.

      Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение

      полугода.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

      А) Я всегда тщательно исполняю домашнее задание.

      Б) Эту песню я исполнил впервые пять лет назад.

      Задание 2.

      Укажите правильный вариант словосочетания.

      1. а) гуманное решение б) гуманитарное решение

      2. а) жёсткий поступок б) жестокий поступок

      3. а) успевающий человек б) преуспевающий человек.

      4. решающий человек б) решительный человек

      5. а) выглядеть комично б) выглядеть комически.

      6. а) слова осуждения б) слова обсуждения

      7. а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает

      8. а) освободительное движение б) освобождённое движение

      9. а) человеческий род б) человечный род.

      10. а) обратный билет б) обратимый билет.

      Задание 3.

      Укажите, значение какого слова определено неверно.

      1. а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.

      б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.

      в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.

      г) сангвинический — спокойный

      1. а) скрижаль – (стар.) доска с написанным на ней священным текстом.

      б) тальма — (устар.) женская длинная накидка без рукавов.

      в) одиозный – единственный.

      г) недосягаемый – недостижимый.

      1. а) молебен – краткая церковная служба

      б) компиляция – сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников.

      в) глумиться – улыбаться.

      г) дымчатый – сероватого цвета, напоминающего дым.

      1. а) зеница – (стар.) глаз, зрачок

      б) конгресс – съезд, собрание.

      в) либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.

      г) диадема — ожерелье

      Задание 4.

      Укажите, значение какого слова определено неверно

      1. а) панегирик – ораторская речь обличительного содержания.

      б) невежда – малообразованный, малосведущий человек

      в) невежа – грубый, невоспитанный человек

      г) модуль – в точный науках название некоторых коэффициентов, мерил каких-либо величин.

      1. а) обскурант (книжн., презр.) враг просвещения, мракобес, реакционер

      б) роялист – человек, играющий на рояле

      в) ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена

      г) парадигма – в грамматике таблица форм склонения и спряжения слов.

      1. а) салоп – (устар.) широкое женское пальто

      б) тотальный – всеобщий

      в) фанаберия – гордость

      г) узурпировать – произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь (власти, прав)

      1. а) фат – (неодобр., устар.) щёголь, любящий рисоваться, пустой человек

      б) трактат – научное сочинение

      в)провоцировать – вызвать на какие-либо действия путём провокации (умышленного подстрекательства к каким-либо действиям)

      г) монополия – игра

      Задание 5.

      Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.

      1. Банальный

      Задание 6.

      Укажите, какое из слов является синонимом данному.

      1. Авангардный

      а) передовой

      б) первый

      в) лучший

      г) высший

      1. Благоразумный

      а) добродетельный

      б) высоконравственный

      в) благородный

      г) здравомыслящий

      1. Гуманный

      а) светлый

      б) человечный

      в) необыкновенный

      г) замечательный

      1. Духовный

      а) душистый

      б) любимый

      в) нравственный

      г) душный

      Задание 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

      1. а) карикатурный

      б) шаржированный

      в) гротесковый

      г) смешной

      1. а) мировоззрение

      б) идеология

      в) убеждения

      г) мысли

      1. а) обещание

      б) обязательство

      в) решение

      г) слово

      1. а) оберегать

      б) охранять

      в) ограничивать

      г) ограждать

      Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

      1. а) лицемер

      б) фарисей

      в) лицедей

      г) ханжа

      1. а) жаловаться

      б) жалеть

      в) сетовать

      г) роптать

      1. а) инициатор

      б) активист

      в) пионер

      г) застрельщик

      1. а) покладистый

      б) уступчивый

      в) сговорчивый

      г) сердобольный

      Задание 9. Укажите предложение с фразеологизмом

      1. а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании

      б) Ты умеешь играть на скрипке?

      в) Свою первую скрипку я подарила брату.

      г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.

      1. а) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.

      б) Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.

      в) Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.

      г) При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.

      1. а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.

      б) Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.

      в) Куда уходит лето?

      г) Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.

      1. а) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы

      б) Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе

      в) Воскресенье – седьмой день недели

      г) Ключевая вода очень полезна.

      Задание 10. Укажите предложение с фразеологизмом.

      1. а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

      б) Хорошо ли ты знаешь своё родной край?

      в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.

      г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.

      1. а) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?

      б) И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.

      в) По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.

      г) В «Литературной газете» есть рубрика «Рога и копыта»

      1. а) Очень тяжело тащить санки в гору

      б) Каждое утро я просыпаюсь от папиного крика: «Подъём!»

      в) Мой друг очень тяжёл на подъём

      г) Подъём по утрам тяжёл не только для меня, но и для всех ребят в нашем лагере

      1. а) Про таких моя бабушка говорит: «Мало каши ел»

      б) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам

      в) Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.

      г) Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.

      Вариант 1

      1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

      Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

      2. Толкование какого слова дано неправильно?

      1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

      2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

      3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

      4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

      5) Фолиант – толстая книга большого формата.

      3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

      1) Ажиотаж

       

      4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

      1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

      _________________________________________________________________

      2) Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

      _________________________________________________________________

      3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

      __________________________________________________________________

      4)  За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

      __________________________________________________________________

      5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

      __________________________________________________________________

      5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

      Бродяжий

       

      Бродячий

       

      6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

      1) Вдовый сын – вдовий сын

      _________________________________________________________________

      2) Виноватое лицо – виновное лицо

      _________________________________________________________________

      3) Соседняя квартира – соседская квартира

      __________________________________________________________________

      7. Исправьте возможные ошибки.

      1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

      __________________________________________________________________

      2)  Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

      __________________________________________________________________

      3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

      __________________________________________________________________

      4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

      __________________________________________________________________

      8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

      1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

      _________________________________________________________________

      2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

      __________________________________________________________________

      3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

      _________________________________________________________________

      4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

      __________________________________________________________________

      5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

      __________________________________________________________________

      9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

      1)  Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

       

      2)   Повлияли многие факты.

      __________________________________________________________________

       

      3) Плохо основанные  выводы
      __________________________________________________________________

      4) Запах болотистых  цветов.

      _________________________________________________________________

      5) Ни на чем не основанные обвинения

      __________________________________________________________________

      6) Рубашка болотистого цвета.

      _________________________________________________________________

      7) Отборная комиссия  Евровидения

      __________________________________________________________

      Тест по теме «Лексика. Фразеология»

       

      Вариант  2

      1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

      Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

      2. Толкование какого слова дано неправильно?

      1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

      2) Филателия – коллекционирование открыток.

      3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

      4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

      3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

      1) Альтернатива

       

      4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

      1)  Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

      2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

      _________________________________________________________________

      3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой  дачи. __________________________________________________________________

      4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

      _________________________________________________________________

      5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

      __________________________________________________________________

      5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

      Гордость

       

      Гордыня

       

      6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

      1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

      _________________________________________________________________

      2) Опасный человек – опасливый человек

      _________________________________________________________________

      3) Враждебные действия – вражеские действия

      __________________________________________________________________

      7. Исправьте возможные ошибки.

      1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

      __________________________________________________________________

      2)  По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

      __________________________________________________________________

      3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

      __________________________________________________________________

      4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

      __________________________________________________________________

      8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

      1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

      _________________________________________________________________

      2) Язык не поднимается говорить об этом.

      __________________________________________________________________

      3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

      _________________________________________________________________

      4) Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.____________________________________________________________

      5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

      __________________________________________________________________

      9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

      1)  Получить земляной надел

      __________________________________________________________________

       

      2)  Заглавная страница книги.

      __________________________________________________________________

       

      3) Жильцы города
      __________________________________________________________________

      4) Ее двухгодовый малыш

      _________________________________________________________________

      5) Благодарная телеграмма

      __________________________________________________________________

      6) Игривые  вина

      _________________________________________________________________

      7) Повеяло домовым теплом

      _________________________________________________________________

      Ответы :

       

      № задания

      1. плодотворный

      2. Инфантильный

      2. мечтательно-созерцательный

      3. Конструктивный

      3. много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

      4. Расточительный

      4. умелый, хорошо знающий своё дело

      5. Романтичный

      5. избитый, пошлый

      6. Искусный

      6. детски-недоразвитый

      А. Высшая степень воодушевления, восторга

      2) Амбиция

      Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

      3) Апология

      В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

      4) Пиетет

      Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

      5) Экзальтация

      Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

      6) Эпатаж

      Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

      7) Экстаз

      Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

      8) Эйфория

      З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

      А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

      Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

      Орудие

      Оружие

      А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

      Б. Всякое средство, технически пригодное для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

      А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

      2) Дилемма

      Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

      3) Инцидент

      В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

      4) Прецедент

      Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

      5) Рецидив

      Д.  Происшествие, недоразумение, столкновение.

      6) Кодекс

      Е. Мировоззрение, принципы

      7) Кредо

      Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

      8)  Менталитет

      З. Свод законов; совокупность правил.

      А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

      Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

      Признание

       

      Признательность

      А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

      Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

      Вариант 1

      Вариант 2

      1.

      атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

      турне, остальные связаны с деятельностью властей

      2.

      Монография— это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

      Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

      3.

      1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

      1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

      4.

      1) Отвечает за  реквизит и костюм.

      2) Нужно установить тотальный контроль.

      3) Расположилась большая компания молодых людей.

      4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

      5) Стоят в подвенечном наряде.

      1) Армия (отряды, войска) французов.

      2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

      3) За аферу с покупкой дачи.

      4) Волки бежали за ним стаей.

      5) Лежал не смыкая глаз.

      5.

      Бродяжий – Б.

      Бродячий – А.

      Орудие – А.

      Оружие – Б.

      Гордость – А.

      Гордыня – Б.

      Признание – А. 
      Признательность — Б.

      6.

      1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

      2) Изображение вины мимикой.  — Человек, виновный в каком-либо проступке.

      3) Находящаяся  справа или слева квартира. – Квартира соседей.

       

      1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

      2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

      3) Действия,  прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

      7.

      1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

      2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

      3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

      4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

      1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

      2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

      3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

      4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

      8.

      1) Обвести вокруг пальца.

      2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

      3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

      4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

      5) Скажет свое слово.

       

      1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

      2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается делать.

      3) Кинулась со всех ног.

      4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

      5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

      9.

      1)  Правильно.

      2) Повлияли многие факторы.

      3)  Плохо обоснованные выводы.

      4) Запах болотных цветов.

      5) Правильно.

      6) Рубашка болотного цвета.

      7) Отборочная комиссия Евровидения.

      1) Получить земельный надел.

      2) Правильно.

       

      3)Жители города.

      4) Ее двухгодовалый малыш.

      5) Благодарственная телеграмма.

      6) Игристые вина.

      7) Повеяло домашним теплом.

      doc4web.ru

      Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология»

      Разделы: Русский язык


      Цели:

      а) повторить, обобщить и закрепить знания по лексике и фразеологии;

      б) совершенствовать навыки работы с лингвистическими словарями, в том числе и электронными;

      в) ознакомить учащихся с типами заданий ГИА (ЕГЭ) по лексике и фразеологии.

      Перед началом урока проверить готовность компьютера (возможность выхода в Интернет), раздать листы со схемами и заданиями каждому ученику, приготовить словари.

      Ход урока

      I. Организационный момент

      II. Объявление темы урока (целеполагание)

      — Мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации и сегодня познакомимся с типами заданий по лексике и фразеологии. Эти задания проверяют знание основных лексических понятий, владение лексическими нормами, ваш лексический запас.

      III. Актуализация знаний

      1. Беседа по вопросам.

      — Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

      — Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

      — Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры.

      (Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный-алый, будто-словно.)

      (Антонимы – слова, противоположные по значению: север-юг, далекий-близкий.)

      (Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: брак, гриф, мешать, бор, кисть.)

      (Омофоны — слова, которые различно пишутся, но произносятся одинаково: код-кот, пруд-прут, чистота-частота.)

      (Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: замок-замок, мука-мука, парить-парить.)

      (Омоформы – разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах: лечу, мой, стекло, печь.)

      (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши — бездельничать, сломя голову — быстро.)

      (Паронимы – слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, невежа-невежда, искусный — искусственный.)

      2. Работа с опорными схемами.

      Схемы

      IV. Практические задания

      Задания раздаются ученикам на листах.

      1. Значение какого слова определено неверно?

      а) напрасный – бесполезный,

      б) оперативный – нуждающийся в операции,

      в) посредственный – заурядный,

      г) своенравный – капризный, упрямый.

      Ученик, допустивший ошибку, проверяет значение слова оперативный на сайте “Грамота.ru”.

      2. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

      а) бессердечный,

      б) бездушный,

      в) чёрствый,

      г) безответный.

      Проверка значения слова безответный на сайте “Грамота.ru”.

      3. Укажите слово, имеющее омоним.

      а) запах, а) число,

      б) свет, б) лицо,

      в) вкус, в) падеж,

      г) звук. г) форма

      4. Укажите предложение с фразеологизмом.

      а) Старушка жаловалась, что у неё болит голова.

      б) У меня просто голова идет кругом.

      в) Слышны тихие шаги: кто-то идёт по коридору.

      г) Лошади бежали кругом.

      5. Укажите устаревшее слово.

      а) товарищ,

      б) приятель,

      в) наперсник,

      г) друг.

      6. В каком примере слово используется в переносном значении?

      а) зал полон,

      б) зал аплодирует стоя,

      в) тонкие пальцы,

      г) крутой берег.

      7. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистичный?

      а) реальное направление живописи,

      б) реальная действительность,

      в) решать реальные задачи,

      г) добиться реальных успехов.

      V. Работа в группах со словарями.

      Ученики делятся на шесть групп. Каждая группа работает над составлением четырех заданий одного из видов, подобных выполненным на уроке, с использованием соответствующего словаря.

      Группы меняются составленными заданиями, выполняют их коллективно, проверяют под руководством учителя.

      VI. Выполнение теста (проверка усвоения темы)

      1. В каком примере допущена лексическая ошибка?

      а) проблемная статья

      б) особая значимость

      в) выполнять продукцию

      г) существо вопроса

      2. В каком примере неправильно дана пара синонимов?

      а) дистанция-расстояние

      б) фиаско-победа

      в) приоритет-первенство

      г) функционировать-работать

      3. Какая пара слов не является антонимами?

      а) густой, редкий

      б) радоваться, горевать

      в) ускорение, замедление

      г) цветок, дерево

      4. Какое выделенное прилагательное употреблено в прямом значении?

      а) потерянный взгляд

      б) сорванный цветок

      в) натянутые отношения

      г) подавленное состояние

      5. Какие фразеологические обороты не являются синонимами?

      а) важная птица, птица высокого полёта

      б) в мгновение ока, в два счета

      в) во всю ивановскую, во время оно

      г) сломя голову, что есть мочи

      6. Какое из данных слов является синонимом фразеологизма поставить крест?

      а) выделить

      б) уважать

      в) отказаться

      г) подозревать

      7. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

      а) этикет — установленный порядок поведения

      б) иронизировать — тонко вышучивать, насмехаться

      в) циркулировать — пользоваться циркулем

      г) акционер – владелец акций

      8. Лексическое значение какого слова сформулировано неверно?

      а) аббревиатура – сложносокращенное слово

      б) деспотичный – склонный к подавлению воли и желаний других

      в) исчерпывающий – всесторонний, полный, законченный

      г) ностальгия – неприятные воспоминания

      9. Каково лексическое значение слова мансарда?

      а) матерчатый навес или штора над окном для защиты от солнца

      б) верхний полуэтаж или надстройка над серединой дома

      в) жилое помещение на чердаке с косым потолком или косой стеной

      г) особняк в виде башни

      10. В каком предложении слово доверчивый нужно употребить вместо слова доверительный?

      а) Доверчивые зверюшки не боялись выпрашивать корм у посетителей зоопарка.

      б) Отношения между ещё малознакомыми людьми постепенно стали приобретать более доверчивый характер.

      в) Кузьма был существом доверчивым, робким и странным.

      г) Малыш был настолько наивен и доверчив, что обмануть его совсем нетрудно.

      Самопроверка по ответам, записанным учителем на доске.

      1-в, 2-б, 3-г, 4-б, 5-в, 6-в, 7-в, 8-г, 9-в, 10-б.

      VII. Подведение итогов урока

      — Кто допустил более пяти ошибок?

      — У кого нет ошибок?

      Домашнее задание: выполнить тренировочные задания по теме “Лексика” из сборника тестов. ( Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Издательство “Легион” Ростов-на-Дону, 2008, стр.140-146, задания 60-99).

      Возможно использование пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ других авторов.

      Приложение:

      1) раздаточный материал с опорными схемами;

      2) раздаточный материал с заданиями;

      3) задания контрольного теста;

      4) лингвистические словари:

      • Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Ростов-на-Дону. 2008.
      • Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. — М.,1984.
      • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2004.
      • Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь. – М., 2006.
      • Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М., 2006.
      • Александрова З.Е. и др. Словарь синонимов русского языка. – М., 2005.
      • Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе. Тема «Лексика и фразеология» — VEKOR.RU

      Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе.

      Тема «Лексика и фразеология»

      Задание1.

      Выберите правильный вариант ответа.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.

      А) Он прошёл непростой житейский путь.

      Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

      А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

      Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова

      НАСЛЕДСТВО

      А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством

      прошлого.

      Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение

      полугода.

      1. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.

      А) Я всегда тщательно исполняю домашнее задание.

      Б) Эту песню я исполнил впервые пять лет назад.

      Задание 2.

      Укажите правильный вариант словосочетания.

      1. а) гуманное решение б) гуманитарное решение

      2. а) жёсткий поступок б) жестокий поступок

      3. а) успевающий человек б) преуспевающий человек.

      4. решающий человек б) решительный человек

      5. а) выглядеть комично б) выглядеть комически.

      6. а) слова осуждения б) слова обсуждения

      7. а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает

      8. а) освободительное движение б) освобождённое движение

      9. а) человеческий род б) человечный род.

      10. а) обратный билет б) обратимый билет.

      Задание 3.

      Укажите, значение какого слова определено неверно.

      1. а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.

      б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.

      в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.

      г) сангвинический — спокойный

      1. а) скрижаль – (стар.) доска с написанным на ней священным текстом.

      б) тальма — (устар.) женская длинная накидка без рукавов.

      в) одиозный – единственный.

      г) недосягаемый – недостижимый.

      1. а) молебен – краткая церковная служба

      б) компиляция – сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников.

      в) глумиться – улыбаться.

      г) дымчатый – сероватого цвета, напоминающего дым.

      1. а) зеница – (стар.) глаз, зрачок

      б) конгресс – съезд, собрание.

      в) либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.

      г) диадема — ожерелье

      Задание 4.

      Укажите, значение какого слова определено неверно

      1. а) панегирик – ораторская речь обличительного содержания.

      б) невежда – малообразованный, малосведущий человек

      в) невежа – грубый, невоспитанный человек

      г) модуль – в точный науках название некоторых коэффициентов, мерил каких-либо величин.

      1. а) обскурант (книжн., презр.) враг просвещения, мракобес, реакционер

      б) роялист – человек, играющий на рояле

      в) ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена

      г) парадигма – в грамматике таблица форм склонения и спряжения слов.

      1. а) салоп – (устар.) широкое женское пальто

      б) тотальный – всеобщий

      в) фанаберия – гордость

      г) узурпировать – произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь (власти, прав)

      1. а) фат – (неодобр., устар.) щёголь, любящий рисоваться, пустой человек

      б) трактат – научное сочинение

      в)провоцировать – вызвать на какие-либо действия путём провокации (умышленного подстрекательства к каким-либо действиям)

      г) монополия – игра

      Задание 5.

      Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.

      1. Банальный

      1. плодотворный

      2. Инфантильный

      2. мечтательно-созерцательный

      3. Конструктивный

      3. много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек

      4. Расточительный

      4. умелый, хорошо знающий своё дело

      5. Романтичный

      5. избитый, пошлый

      6. Искусный

      6. детски-недоразвитый

      Задание 6.

      Укажите, какое из слов является синонимом данному.

      1. Авангардный

      а) передовой

      б) первый

      в) лучший

      г) высший

      1. Благоразумный

      а) добродетельный

      б) высоконравственный

      в) благородный

      г) здравомыслящий

      1. Гуманный

      а) светлый

      б) человечный

      в) необыкновенный

      г) замечательный

      1. Духовный

      а) душистый

      б) любимый

      в) нравственный

      г) душный

      Задание 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

      1. а) карикатурный

      б) шаржированный

      в) гротесковый

      г) смешной

      1. а) мировоззрение

      б) идеология

      в) убеждения

      г) мысли

      1. а) обещание

      б) обязательство

      в) решение

      г) слово

      1. а) оберегать

      б) охранять

      в) ограничивать

      г) ограждать

      Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

      1. а) лицемер

      б) фарисей

      в) лицедей

      г) ханжа

      1. а) жаловаться

      б) жалеть

      в) сетовать

      г) роптать

      1. а) инициатор

      б) активист

      в) пионер

      г) застрельщик

      1. а) покладистый

      б) уступчивый

      в) сговорчивый

      г) сердобольный

      Задание 9. Укажите предложение с фразеологизмом

      1. а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании

      б) Ты умеешь играть на скрипке?

      в) Свою первую скрипку я подарила брату.

      г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.

      1. а) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.

      б) Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.

      в) Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.

      г) При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.

      1. а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.

      б) Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.

      в) Куда уходит лето?

      г) Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.

      1. а) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы

      б) Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе

      в) Воскресенье – седьмой день недели

      г) Ключевая вода очень полезна.

      Задание 10. Укажите предложение с фразеологизмом.

      1. а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.

      б) Хорошо ли ты знаешь своё родной край?

      в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.

      г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.

      1. а) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?

      б) И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.

      в) По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.

      г) В «Литературной газете» есть рубрика «Рога и копыта»

      1. а) Очень тяжело тащить санки в гору

      б) Каждое утро я просыпаюсь от папиного крика: «Подъём!»

      в) Мой друг очень тяжёл на подъём

      г) Подъём по утрам тяжёл не только для меня, но и для всех ребят в нашем лагере

      1. а) Про таких моя бабушка говорит: «Мало каши ел»

      б) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам

      в) Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.

      г) Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.

      Вариант 1

      1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

      Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.

      2. Толкование какого слова дано неправильно?

      1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.

      2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.

      3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.

      4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.

      5) Фолиант – толстая книга большого формата.

      3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

      1) Ажиотаж

      А. Высшая степень воодушевления, восторга

      2) Амбиция

      Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

      3) Апология

      В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо

      4) Пиетет

      Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.

      5) Экзальтация

      Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами

      6) Эпатаж

      Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.

      7) Экстаз

      Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто  приводит себя намеренно, выставляя свои чувства

      8) Эйфория

      З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил

       

      4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

      1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.

      _________________________________________________________________

      2) Чтобы  предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.

      _________________________________________________________________

      3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых  людей.

      __________________________________________________________________

      4)  За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.

      __________________________________________________________________

      5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.

      __________________________________________________________________

      5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

      Бродяжий

       

      Бродячий

      А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.

      Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки

      Орудие

      Оружие

      А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.

      Б. Всякое средство, технически пригодное для  нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.

       

      6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

      1) Вдовый сын – вдовий сын

      _________________________________________________________________

      2) Виноватое лицо – виновное лицо

      _________________________________________________________________

      3) Соседняя квартира – соседская квартира

      __________________________________________________________________

      7. Исправьте возможные ошибки.

      1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».

      __________________________________________________________________

      2)  Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.

      __________________________________________________________________

      3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего  вуза.

      __________________________________________________________________

      4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.

      __________________________________________________________________

      8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

      1) Он любого способен провести  вокруг пальца.

      _________________________________________________________________

      2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.

      __________________________________________________________________

      3)  А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.

      _________________________________________________________________

      4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.

      __________________________________________________________________

      5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.

      __________________________________________________________________

      9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

      1)  Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________

       

      2)   Повлияли многие факты.

      __________________________________________________________________

       

      3) Плохо основанные  выводы
      __________________________________________________________________

      4) Запах болотистых  цветов.

      _________________________________________________________________

      5) Ни на чем не основанные обвинения

      __________________________________________________________________

      6) Рубашка болотистого цвета.

      _________________________________________________________________

      7) Отборная комиссия  Евровидения

      __________________________________________________________

      Тест по теме «Лексика. Фразеология»

       

      Вариант  2

      1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.

      Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.

      2. Толкование какого слова дано неправильно?

      1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.

      2) Филателия – коллекционирование открыток.

      3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.

      4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.

      3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.

      1) Альтернатива

      А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.

      2) Дилемма

      Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.

      3) Инцидент

      В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.

      4) Прецедент

      Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.

      5) Рецидив

      Д.  Происшествие, недоразумение, столкновение.

      6) Кодекс

      Е. Мировоззрение, принципы

      7) Кредо

      Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие

      8)  Менталитет

      З. Свод законов; совокупность правил.

       

      4. В предложениях есть ошибки,  связанные с неверным пониманием значения  слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.

      1)  Армада французов отступала по старой  Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________

      2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

      _________________________________________________________________

      3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой  дачи. __________________________________________________________________

      4)  Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.

      _________________________________________________________________

      5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.

      __________________________________________________________________

      5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.

      Гордость

       

      Гордыня

      А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.

      Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.

      Признание

       

      Признательность

      А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.

      Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.

       

      6. Объясните разницу в значении словосочетаний.

      1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка

      _________________________________________________________________

      2) Опасный человек – опасливый человек

      _________________________________________________________________

      3) Враждебные действия – вражеские действия

      __________________________________________________________________

      7. Исправьте возможные ошибки.

      1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.

      __________________________________________________________________

      2)  По окончательному завершению подсчета голосов  избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

      __________________________________________________________________

      3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.

      __________________________________________________________________

      4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.

      __________________________________________________________________

      8. Исправьте  в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи  фразеологизмов.

      1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.

      _________________________________________________________________

      2) Язык не поднимается говорить об этом.

      __________________________________________________________________

      3)  Со всех своих длинных ног она принялась бежать.

      _________________________________________________________________

      4) Жизнь у нее всегда проходила  на  людях, как на ладони.____________________________________________________________

      5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы  на собственной  шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.

      __________________________________________________________________

      9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.

      1)  Получить земляной надел

      __________________________________________________________________

       

      2)  Заглавная страница книги.

      __________________________________________________________________

       

      3) Жильцы города
      __________________________________________________________________

      4) Ее двухгодовый малыш

      _________________________________________________________________

      5) Благодарная телеграмма

      __________________________________________________________________

      6) Игривые  вина

      _________________________________________________________________

      7) Повеяло домовым теплом

      _________________________________________________________________

      Ответы :

       

      № задания

      Вариант 1

      Вариант 2

      1.

      атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством

      турне, остальные связаны с деятельностью властей

      2.

      Монография— это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия»

      Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений.

      3.

      1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д.

      1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж

      4.

      1) Отвечает за  реквизит и костюм.

      2) Нужно установить тотальный контроль.

      3) Расположилась большая компания молодых людей.

      4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут

      5) Стоят в подвенечном наряде.

      1) Армия (отряды, войска) французов.

      2) В команде есть как сторонники  оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.

      3) За аферу с покупкой дачи.

      4) Волки бежали за ним стаей.

      5) Лежал не смыкая глаз.

      5.

      Бродяжий – Б.

      Бродячий – А.

      Орудие – А.

      Оружие – Б.

      Гордость – А.

      Гордыня – Б.

      Признание – А. 
      Признательность — Б.

      6.

      1) Овдовевший, потерявший жену  сын.  – Сын вдовы.

      2) Изображение вины мимикой.  — Человек, виновный в каком-либо проступке.

      3) Находящаяся  справа или слева квартира. – Квартира соседей.

       

      1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай).

      2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек.

      3) Действия,  прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов.

      7.

      1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина».

      2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее.

      3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза.

      4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения.

      1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего.

      2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.

      3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии.

      4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм.

      8.

      1) Обвести вокруг пальца.

      2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой.

      3) До отвала накормить, но:  танцевать до упаду.

      4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам.

      5) Скажет свое слово.

       

      1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями.

      2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не  поднимается делать.

      3) Кинулась со всех ног.

      4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони.

      5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре.

      9.

      1)  Правильно.

      2) Повлияли многие факторы.

      3)  Плохо обоснованные выводы.

      4) Запах болотных цветов.

      5) Правильно.

      6) Рубашка болотного цвета.

      7) Отборочная комиссия Евровидения.

      1) Получить земельный надел.

      2) Правильно.

       

      3)Жители города.

      4) Ее двухгодовалый малыш.

      5) Благодарственная телеграмма.

      6) Игристые вина.

      7) Повеяло домашним теплом.

      vekor.ru

      Тест ЕГЭ Задание № 22 Фразеологизмы, Елисеева Татьяна Валерьевна

      Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 1

      Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (15) Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.

      Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

      (5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь! (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло.

      3. Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

       

      (26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

      Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (9) Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд.

      5. Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (31) Шесть ко­пе­ек я вам зав­тра за­не­су или в конце кон­цов при­шлю.

      6. Из пред­ло­же­ния 12-14 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

      (12) Это дело чести…(13)Ро­ма­нов Ф. С., мл. сер­жант, — про себя читал я. (14)Са­ля­мов М., ря­до­вой, Сань­ко А. Д., ря­до­вой…

       

      Тест ЕГЭ Задание № 22 Вариант 1

      Из пред­ло­же­ния 15 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (15) Про­дол­же­ние и рас­ши­ре­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний от­кро­ет нам глаза на то зло, ко­то­рое мы пока не раз­ли­ча­ем.

      Из пред­ло­же­ний 5-7 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

      (5) И ты берёшь те­перь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда за­кон­чит­ся урок, когда можно будет за­крыть за собой дверь клас­са, про­не­стись во весь дух по ко­ри­до­ру, сбе­жать вниз по лест­ни­це, за­пры­гать, как куз­не­чик: «Домой, домой!» (6)Не хо­чет­ся те­перь! (7)В один­на­дца­том клас­се учить­ся ве­се­ло.

      3. Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

       

      (26) Когда льди­на, на ко­то­рой на­хо­ди­лись козы, по­до­шла к ро­ко­во­му месту столк­но­ве­ния с бе­ре­гом, у нас мороз по коже про­бе­жал от стра­ха за их судь­бу: в таком аду из ско­пив­ших­ся ле­дя­ных масс вы­жить было слож­но.

      Из пред­ло­же­ния 9 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (9) Мы пошли ры­ба­чить за три­де­вять зе­мель на ста­рый, об­ме­лев­ший пруд.

      5. Из пред­ло­же­ния 31 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм

      (31) Шесть ко­пе­ек я вам зав­тра за­не­су или в конце кон­цов при­шлю.

      6. Из пред­ло­же­ния 12-14 вы­пи­ши­те фра­зео­ло­гизм.

      www.prodlenka.org

      Русский язык: подготовка к ЕГЭ: ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

      Александров В.Н., Александрова О.И.

      Русский язык: подготовка к ЕГЭ: пособие для учащихся / В.Н. Алек­сандров, О.И. Александрова. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.-320 с.

      ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

      Однозначное

      слово

      Многозначное

      слово

      Омонимы

      Синонимы

      Антонимы

      Паронимы

      Фразеологизмы

      1 слово — 1 лексическое значение

      1 слово — несколько по­хожих значений

      2 слова, одинаковые по зву­чанию, но разные по зна­чению

      близкие по смыслу слова

      противоположные по смыс­лу слова

      близкие по звучанию слова

      устойчивые сочетания слов

      гипотенуза

      игла (ежа, сосны, швей­ная)

      ключ (гаечный) — ключ (родник)

      силамощь

      сильныйслабый

      эффектныйэффектив­ный

      в поте лица

      КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКСИКИ

      По происхож­дению

      Исконно русская

      Заимствованная

      мать, любовь, дом школа, пари, кофе

      По сфере употребления:

      1) не ограниченная

      2) ограниченная

      Общеупотребительная

      Диалектная (в определён­ной местности)

      Специальная (термины и профессионализмы)

      Жаргонная (в определён­ных социальных группах)

      земля, река

      жалейка (дудочка)

      алиби (у юристов), баранка (у шофёров)

      шпора, хвост (у студентов)

      По степени современности

      Новая

      неологизмы

      окказионализмы (индиви­дуально-авторские образова­ния) — слова, образованные применительно к данному случаю, контексту

      Устаревшая

      историзмы: нет синонимов в современном языке;

      архаизмы: есть синонимы в современном языке

      маркетинг

      утреет, листолёт, радугоглазый

      тачанка, камзол…

      очи (глаза), уста (губы)

      По принадлежнос­ти к функциональ­ному стилю

      Книжная (научная, дело­

      вая, публицистическая)

      Нейтральная (межстиле-

      вая)

      Разговорная

      ходатайствовать

      просить

      хлопотать

      По эмоционально­ стилистической окраске

      Высокая

      Нейтральная

      Сниженная

      дева

      девушка

      девка

      1. Найдите соответствия.

      1. синонимы

      2. антонимы

      3. омонимы

      4. паронимы

      5. архаизмы

      6. диалектизмы

      7. термины

      8. жаргонизмы

      9. профессионализмы

      10. неологизмы

      а) троллейбус — толстый мужчина в очках; водолей — лектор, докладчик

      б) реагент, ассимиляция

      в) уста, отрок

      г) карбюратор, форсунка

      д) веселиться — печалиться; фронт — тыл

      е) кочет, вихотка

      ж) брак по расчёту — допустить брак в работе

      з) красный — багряный; помогать — способ­ствовать

      и) имиджмейкер, гламурный

      к) житейский — жизненный; эффектный — эффективный

      2. Ответьте на вопросы.

      1. Чем отличаются омонимы от многозначного слова?

      2. Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры.

      3. На какие группы делятся слова по сфере употребления? Приведите примеры.

      4. Как классифицируется лексика по эмоциональной и стилистической окрашенности?

      5. Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

      3. Сгруппируйте парами синонимы.

      1) Судьба; 2) заря; 3) застой; 4) клятва; 5) отрывочный; 6) подробный; 7) покорный; 8) рай; 9) создавать; 10) пунктуальный; 11) молчать; 12) па­ломник; 13) полумера; 14) предсказание; 15) сказать; 16) безвременье; 17) неполный; 18) рок; 19) пророчество; 20) творить; 21) обстоятельный; 22) безмолвствовать; 23) паллиатив; 24) пилигрим; 25) эдем; 26) точный; 27) ляпнуть; 28) рассвет; 29) послушный; 30) обет.

      Укажите эмоционально-окрашенные слова.

      4. Заполните пропуск. Подберите слово, обозначающее то же, что и слова, стоящие слева и справа.

      Образец: битва, брань, ругань.

      1. Скамья, _____________________ , магазин.

      2. Карточная игра, _____________________, стержень с резьбой.

      3. Химический элемент, _____________________, лес.

      4. Супружество, _____________________, изъян.

      5. Металл, _____________________, кожа.

      6. Родник, _____________________, отмычка.

      7. Залив, _____________________, часть лица.

      8. Молодая ветка, _____________________, самовольный уход.

      9. Рыба, _____________________, наклонная поверхность.

      10. Собака, _____________________, прейскурант.

      11. Должность, _____________________, воздержание от пищи.

      а) Ключ; б) такса; в) пост; г) винт; д) скат; е) губа; ж) брак; з) бор; и) лавка; к) побег, л) хром.

      Как называются такие слова?

      5. Сгруппируйте парами антонимы.

      1) Удача; 2) храбрость; 3) варварство; 4) лень; 5) счастье; 6) преходящий; 7) родина; 8) зацветать; 9) похвала; 10) поздний; 11) постоянный; 12) огром­ный; 13) трудолюбие; 14) цивилизация; 15) трусость; 16) горе; 17) чужбина; 18) неудача; 19) порицание; 20) ранний; 21) маленький; 22) увядать.

      6. Выберите из скобок нужное слово. Как называются такие слова?

      1. Но все сложные и ответственные решения царь принимал только после консультации со своим (советником, советчиком) Биргером.

      2. После окончания техникума Александр два года работал на {стеклянном, стекольном) заводе.

      3. Прокофьев взялся уладить конфликт между помещиком и его кресть­янами и в этом сложном и непростом деле показал себя настоящим (дипломантом, дипломатом).

      4. На него нельзя ни в чём положиться, он с лёгкостью давал обещания, тут же их забывал, и эта (безответственность, безответность) стала его сущностью.

      5. Выкупив поместье, Виноградов умело повёл дело: запрудил реку, по­сеял рожь, вырученные с продажи леса деньги тратил очень (экономно, экономически).

      6. Земля в степи была скудная, на (каменной, каменистой) почве рос только ковыль, злаковые чахли от палящего зноя.

      7. Беглых мужиков запорожцы приютили, обогрели, {одели, надели).

      8. Сергей Горохов был в числе тех, кто водрузил Знамя Победы над рейх­стагом, и этот человек был предметом общей {гордыни, гордости) всех жителей нашего городка.

      9. Но затем, когда они получше узнали друг друга, между ними сложились (доверчивые, доверительные) отношения.

      10. Он обладал изящными манерами, красивой (артистичной, артисти­ческой) внешностью, необыкновенной изысканностью.

      11. Не получив поддержки, Николай Семёнович, не говоря ни слова, ни с кем не простившись, (демонстрационно, демонстративно) вышел из комнаты.

      12. Право на образование — это право, (гарантийное, гарантированное) Конституцией.

      7. Найдите соответствия.

      1) Камень

      а) не написано

      2) Выйти

      б) в трёх соснах

      3) Заблудиться

      в) преткновения

      4) Иудин

      г) за соломинку

      5) Как в воду

      д) канул

      6) Лебединая

      е) а за совесть

      7) На лбу

      ж) поцелуй

      8) Не за страх,

      з) под корень

      9) Подрубить

      и) сухим из воды

      10) Хвататься

      к) песня

      Укажите фразеологизм, который имеет следующее значение:

      а) _____________________ — последнее проявление таланта;

      б) _____________________ — по внешнему виду сразу не разберёшь, кто это;

      в) _____________________ — помеха, затруднение;

      г) _____________________ — ища спасения, прибегнуть к такому средству, которое явно не может помочь.

      1. Лексическая сочетаемость.

      Выберите из скобок нужное слово.

      1) Мы (выпустили, поставили) спектакль. 2) В университете изучали (античную, классическую) мифологию. 3) У него был (прирождённый, врождённый) порок сердца. 4) Нам был оказан самый (радушный, хлебо­сольный) приём. 5) Курение относится к числу (пагубных, губителъских) привычек. 6) Учёные после долгих экспериментов выдвинули смелую (догадку, гипотезу). 7) Идеи юного изобретателя многим показались очень (дерзкими, храбрыми). 8) Люди, наблюдая за явлениями природы, посте­пенно стали (обнаруживать, открывать) определённые закономерности. 9) Техническое перевооружение позволило нам (увеличить, повысить) уровень производства. 10) Чёрные тучи и порывистый ветер (предвещали, предсказывали) близкую грозу.

      Проверочная работа

      1. В каком ряду все слова являются синонимами?

      а) восхищаться, веселиться, восторгаться

      б) объективный, беспристрастный, правильный

      в) соратник, очевидец, сподвижник

      г) быстро, проворно, одним махом

      1. Какая лексическая единица неверно проиллюстрирована примером?

      а) омоним: ствол дереваствол пушки

      б) архаизм: очи, отрок

      в) профессионализм: патрубок, кронштейн

      г) антоним: мгновениевечность

      1. Значение какого фразеологизма определено неверно?

      а) пожинать лавры — пользоваться плодами успехов

      б) как сыр в масле кататься — чувствовать себя свободно, естественно

      в) как в аптеке — совершенно точно

      г) держать порох сухим — быть в постоянной готовности

      1. В каком ряду все слова относятся к высокому стилю?

      а) великолепный, шедевр

      б) мужественный, исследовать

      в) несокрушимый, отчизна

      г) воззвать, идеально

      1. Какое слово, стоящее в скобках, следовало бы употребить в предложении?

      а) Все (жители, жильцы) посёлка вышли на улицу

      б) Физически одарённый от природы, он превосходно (владел, обладал) своим телом и поражал своим мастерством даже признанных мастеров.

      в) Экспедиции после долгих поисков удалось (вскрыть, открыть) крупное месторождение меди.

      г) Когда мы узнали, что он стал (дипломантом, дипломником) междуна­родного конкурса, то началось всеобщее ликование.

      5

      multiurok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *