Задание егэ по истории – Ориентировочные задания ЕГЭ и варианты решения части со свободным ответом

Содержание

Задание №1 ЕГЭ по истории |


Определение последовательности исторических событий


В данном задании нам предлагается список из трех исторических событий, которые необходимо расположить в хронологической последовательности.

Могут попасться события, процессы или явления начиная от VIII века и вплоть до начала XXI.  В задании проверяется знание не только хронологии истории России, но и важных событий зарубежной истории.

Чтобы получить максимальный балл за задание, нужно записать номера событий согласно их хронологии. Правильное выполнение оценивается 1 баллом. При наличии 1 и более ошибок, задание обнуляется.

Выполнить верно не сложно, если хорошо подготовиться заранее и изучить перечень дат зарубежной истории, который нам предлагает ФИПИ. За рамки этих событий экзамен не выходит.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание
  2. Просматриваем варианты ответа
  3. Используем метод календаря
  4. Определяем ответ на задание

Разбор типовых вариантов заданий №1 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. Крымская война
  2. реформа патриарха Никона
  3. падение Византийской империи

Чтобы разобраться с этим заданием, нужно использовать метод календаря. Он заключается в том, чтобы к каждому событию определить примерную (а лучше точную) дату. Можно записать ее прямо в КИМ. Итак, мы знаем, что Крымская война относится к 19 веку, а точнее, длилась на протяжении 1853-1856 годов. А реформа патриарха Никона была значительно раньше (в 1650-1660 годах).

В хронологии событий из истории России мы определились, осталось понять, к каким временным рамкам относится падение Византийской империи. Если вам известна точная дата (1453 год), вы без труда сможете расположить события согласно их хронологии, но что делать, если точной даты вы не знаете? В таком случае нужно обратиться опять-таки к истории России. Нужно территориально представить Византию и вспомнить, когда же военные интересы России соприкоснулись с этой территорией. Мы понимаем, что до первой русско-турецкой войны 1568-1570 годов этот вопрос открыто не поднимался. Однако если война русско-турецкая, значит эта территория на тот момент уже перестала быть Византией, а значит и распалась она до этого. Так, восстанавливая хронологическую цепочку методом логики и смежных событий, мы приходим к выводу, что это событие произошло раньше всех предыдущих.

Ответ: 321


Второй вариант задания (сборник Артасова)

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. покорение Сибирского ханства Ермаком
  2. первый созыв Генеральных штатов во Франции
  3. битва на реке Кагул

Стоит отметить, что вам может попасться как легкое задние, так и сложнее, как например это. Но отчаиваться никогда не стоит, нужно сосредоточиться и приложить все усилия. 🙂 Итак, покорение Сибири Ермаком это хорошо известное событие, которое часто встречается при подготовке, поэтому труда для нас не оставляет — период правления Ивана Грозного-16 век.

Сражение на реке Кагул, увы, используется составителями ЕГЭ не так часто. Нужно запомнить, что это одна из ключевых битв русско-турецкой войны 1768—1774 в период правления Екатерины Второй.

Остается разобраться с историей Франции. Чтобы легче запомнить события зарубежной истории, нужно проводить аналогию с событиями истории нашей страны. В то время как в России у власти стоял младший сын Александра Невского, а борьба с монголо-татарами только набирала обороты, во Франции формировалась сословно-представительная монархия , и начал свою работу сословно-представительные орган власти — Генеральные штаты (некий прообраз парламента)- 1303 год.

Располагаем события согласно хронологии и не забываем перенести ответы из КИМ в бланк.

Ответ: 213


Третий вариант задания (сборник Артасова)

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. подписание первого письменного договора Руси с Византией
  2. Брусиловский прорыв
  3. провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции

Этот вариант задания можно считать очень легким, т.к. все события попались не только из разных веков, то из разных значимых этапов. Нам не важно в данном варианте знать точной даты. Мы легко определяем, что Брусиловский прорыв — это операция времен Первой Мировой войны, и скорее всего, это будет самое крайнее событие.

Каждый знает о Отечественной войне 1812 года, и даже если вы не помните точную дату, когда же Наполеон Бонапарт стал императором Франции, вы хорошо понимаете , что это 19 век.

А первом письменном договоре Руси и Византии также не сложно догадаться, что это период десятого века. Само слово “Русь” уже отсылает нас к истокам нашей истории, поэтому мы четко понимаем, что это событие было вперед других.

Но все же,подписание первого письменного договора Руси с Византией- 911г, Брусиловский прорыв- 1916г, провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции- 1804г.

Ответ: 132


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

  1. учреждение первых коллегий
  2. принятие Декларации независимости США
  3. учреждение патриаршества в России

Это задание можно назвать достаточно сложным, поскольку попалось два события из одного века. Но и тут можно разобраться.

При слове коллегии каждый, кто готовился к ЕГЭ по истории понимает, что это связано с эпохой Петра Великого, следовательно первой половиной 18 века. Точнее можно сказать, что это 1718 год, но точные даты вновь нам не потребуются.

Патриаршество же возникло порядком раньше, практически сразу после смерти Ивана Грозного. Первым русским патриархом в 1589 стал Иов ( впоследствии соратник Бориса Годунова) Также стоит запомнить, что возникновение патриаршества означает автокефалию русской церкви.

Остается принятие Декларации независимости США, которое произошло в 1776 году. Ассоциативно можно запомнить, что это событие совпало с периодом правления в России Екатерины второй. Не зная точной даты принятия декларации справиться было бы сложно.

Ответ: 312

spadilo.ru

Задание №18 ЕГЭ по истории |


Анализ иллюстративного материала. Часть первая.


Задание номер 18 всегда предлагает нашему вниманию какую-либо иллюстрацию. Это может быть известная картина, изображение или портрет деятеля культуры, науки или политики, всевозможные марки и плакаты.
Главной нашей задачей является проанализировать изображение и понять, с чем мы имеем дело.

Определив, что находится на картинке, мы должны ответить на приведенные ниже утверждения. Разобраться, являются ли они верными или же содержат ложную информацию.

Обратите внимание, что изображение предоставленное вам в КИМе всегда будет черно-белым, как и карта в заданиях 13-16. Если на экзамене вы получили нечитаемое изображение (т.е. с наличием каких-либо полиграфических дефектов), обратитесь к экзаменатору, чтобы решить эту проблему. Потому как залогом правильного выполнения этого задания является четкое представление объекта, о котором идет речь на изображении.

Плюсом этого задания является то, что мы четко знаем, что из пяти предложенных утверждений нам необходимо выбрать всего два.

Можно исключить лишние и таким образом оставить необходимые или же проверить каждое, чтобы быть уверенным в своем ответе на сто процентов. Прежде чем приступить к выполнению задания, хорошо изучите само изображение. Возможно на нем есть какие то отметки, фамилии, даты или что-то, что могло бы натолкнуть вас на правильную мысль.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем текст задания
  2. Знакомимся с изображением
  3. Детально рассматриваем изображение на предмет наводящих подсказок
  4. Определяем, что изображено на картинке
  5. Знакомимся с представленными утверждениями
  6. Проверяем подлинность каждого утверждения
  7. Проверяем наличие трех лишних утверждений
  8. Делаем окончательный выбор
  9. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №18 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.
  2. Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.
  3. События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.
  4. Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.
  5. Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

Итак, начнем с детального анализа марки. Мы видим, что перед нами марка времен СССР, а точнее, 1963 года, на которой изображен советский военачальник Михаил Николаевич Тухачевский. Внимательно приглядевшись, замечаем справа годы его жизни, а значит можем примерно понимать, о каких временах пойдет речь.

Кроме того, можно заметить на фоне портрета карту , где можно разглядеть некоторые топографические отметки, например , город Уфа.

Теперь вспомним те события, к которым имел отношение Тухачевский. Он непосредственно принимал участие в командовании РККА времён Гражданской войны, а также был одним из главных действующих лиц в Советско-Польской войне.

Теперь можно познакомиться с утверждениями, когда всю остальную информацию мы проанализировали. Михаил Николаевич был действительно подвержен репрессиям, в особенности из-за событий Советско-Польской войны, когда между ним и Егоровым возникло недопонимание, которое привело к неутешительным результатам. В 1937 году он был расстрелян, но затем в реабилитирован в 1957 году.

Дату его рождения мы можем увидеть на марке, это 1893 год. Однако Николай 2 стал императором в 1934 году, поэтому это утверждение недостоверно.

К Первой Мировой войне Тухачевский имел слабое отношение, а представленные события на карте очевидно — результаты его деятельности, что абсолютно не может быть тождественным.

Участником ВОВ он быть просто не мог, потому как умер за несколько лет до ее начала.

Очевидно, что последнее представленное суждение верно.

Ответ: 15


Второй вариант задания (сборник Артасова)

  1. церковь была построена в 10 веке
  2. это первая каменная постройка на Руси
  3. церковь построена в стиле нарышкинского барокко
  4. церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры
  5. строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского

На данном изображении мы видим одну из известнейших церквей — церковь Покрова на Нерли. Этот памятник архитектуры встречается очень часто, а потому должен быть узнаваем для всех,кто планирует хорошо сдать ЕГЭ.

Итак , эта церковь была построена в 1165 году, что уже является 12 веком, а никак не десятым, а значит первое суждение несправедливо.

Это крестово-купольный храм , выполненный в древнерусском стиле. А стиль нарышкинского барокко появился лишь в конце 17 — начале 18 века.

Церковь была построена недалеко от резиденции Андрея Боголюбского и относится к владимиро-суздальской архитектуре, о чем говорит ее внешнее убранство.

Ответ: 45


Третий вариант задания (сборник Артасова)

  1. На картине изображены представители царской династии.
  2. Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
  3. Данная картина является единственным обращением её автора к теме истории России.
  4. Действие картины происходит в XVII в.
  5. Автором картины является В. И. Суриков.

Перед нами очень известная картина И.Е.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”. Очень много споров и на сей день существует по поводу исторического подтекста этого полотна. Убивал ли Иван Грозный своего сына нам, обывателям, сказать сложно. Оставим это специалистам и разберемся с нашим заданием.

На картине ,несомненно, изображены представители царской династии Рюриковичей — Иван Васильевич VI Грозный и его сын Иван Иванович.

Автор картины Репин Илья Ефимович, действительно состоял в организации художников-передвижников и принимал в их деятельности довольно активное участие.
Мы сразу же нашли два необходимых утверждения. Проверим остальные, чтобы быть полностью уверенными.

Данная картина не является единственной картиной Репина на историческую тематику. Примером тому могут служить картины “Запорожцы”, “Возвращение с войны”, “Арест пропагандиста” и другие.

Действие данной картины происходит в 16 веке, согласно периоду правления Ивана Грозного. Ну и автором картины, как мы уже выяснили, является не Суриков, а Репин.

Ответ: 12


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)
  1. Данная монета выпущена в период существования СССР
  2. Событие, которому посвящена монета, связано с именем князя Владимира Святого.
  3. На данном изображении представлен символ царской власти в России.
  4. Одним из авторов памятника, изображенного на монете, является Опекушин.
  5. Памятник, изображенный на монете, находится в Новгороде.


Перед нами довольно сложная ситуация. Помимо того, что нам представлена монета, на ней еще и изображен памятник культуры, о котором скорее всего пойдет речь.

Монета посвящена 1150-летию зарождения российской государственности. Проведя несложные аналитические вычисления, мы понимаем, что монета была выпущена в 2012 году, когда прошло 1150 лет с момента призвания Рюрика на Русь, т.е. с 862 года.

Исходя из этого мы уже можем быть уверены, что первое утверждение не верно, потому как 2012 год не имеет ничего общего с СССР.

С именем князя Владимира Святого ничего из того, что представлено на изображении мы связать не можем, поэтому второе утверждение также нам не подходит.

На изображении действительно представлены символы царской власти — это скипетр и держава, а значит третье утверждение действительно верное.

На монете изображен памятник “Тысячелетие России”, который располагается в Новгороде. Автором этого памятника были скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Ответ: 35

spadilo.ru

Разбор задания №24 ЕГЭ по истории |


Аргументы ЗА и ПРОТИВ


Двадцать четвертое задание ЕГЭ по истории предполагает написание аргументов как подтверждающих, так и опровергающих приведенную точку зрения относительно какого-либо исторического события. За правильное его выполнение можно получить максимум 4 первичных балла – для этого нужно привести 2 верных аргумента в подтверждение и 2 – в опровержение. Если указано, например, 2 аргумента в подтверждение, но лишь 1 в опровержение (или наоборот), можно рассчитывать только на 3 первичных балла. Если же приведено всего два аргумента, но один «за», а второй «против», максимально возможный первичный балл – 2; если же оба написанных аргумента иллюстрируют лишь одну точку зрения, больше 1 первичного балла получить не удастся. На первый взгляд это может показаться не совсем честным, однако в первом случае экзаменующийся демонстрирует свое умение оценить проблему с разных сторон, а во втором – лишь с одной.

В том случае, если выпускник приводит только один аргумент в поддержку любой из точек зрения, баллов ему не начисляют. Очень важно не просто приводить общие рассуждения по указанной теме, а писать грамотные, четко сформулированные аргументы, объясняющие, почему этот факт подтверждает данную точку зрения (кроме тех случаев, когда это очевидно).

Также необходимо помнить, что если вы пишете, допустим, не 2, а 3 аргумента в подтверждение и лишь 1 в опровержение, дополнительные баллы за это начислены не будут, и ваш ответ все равно будет оценен в 3 первичных балла. Иногда бывает так, что один и тот же факт используется и для подтверждающего, и для опровергающего аргумента – в таком случае нужно четко расписать аспекты, подходящие для нужной точки зрения.

Данное задание является одним из самых сложных заданий ЕГЭ, но при хорошей подготовке его можно выполнить и на максимальный балл. В случае с этим заданием может неплохо помочь метод «нарешивания» — нужно взять тетрадку и писать в ней различные точки зрения, взятые из вариантов экзамена или банка заданий, а потом приводить к ней аргументы, сверяясь с ответами. При выполнении записей от руки они запомнятся намного лучше – к тому же, кто знает, может, и при сдаче ЕГЭ вам достанется одно из уже прорешенных заданий.


Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Опричная по­ли­ти­ка Ивана Гроз­но­го спо­соб­ство­ва­ла укреп­ле­нию рос­сий­ско­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го государства»

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Опричная политика проводилась царем Иваном Грозным с 1565 по 1572 годы и заключалась в осуществлении репрессивных мер, конфискации части земель в пользу государства и разделение территории страны на 2 части – земщину и опричнину. С ней также связан военный поход на Новгород, осуществленный в 1570 году и направленный против бояр, которые, по мнению царя, занимались подготовкой заговора против него; этот поход значительно подорвал экономику города, однако пресек царившие в нем сепаратистские настроения.

Иван Грозный обвинил многих бояр в измене и казнил многих из них, в результате чего их оппозиционные настроения были подавлены. Опричнина сопровождалась усилением гнета крестьян, увеличением объемов их повинностей. Царь добился укрепления централизованной власти, но начали появляться внешние проблемы – набеги крымских татар, неудачный ход продолжавшейся Ливонской войны. Как видим, у опричнины есть и положительные, и отрицательные для государства последствия.

Напишем ответ:

Аргументы в подтверждение:

  1. После военного похода 1570 года были подавлены сепаратистские настроения в Новгороде.
  2. Была укреплена централизованная власть и прекращена междоусобица.

Аргументы в опровержение:

  1. Во время проведения опричной политики в стране, разделенной на части, появились проблемы во внешних делах – начались набеги крымских татар, страна начала терпеть поражение в Ливонской войне.
  2. Пострадала экономика – феодалы остались без земель, крестьяне из-за увеличенного объема повинностей не хотели работать, устраиваемые опричниками разорения также способствовали углублению кризиса.

Второй вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

По­встан­цы во главе с Е. И. Пугачевым каз­ни­ли воевод и помещиков, но при этом пы­та­лись копировать су­ще­ство­вав­шую модель го­су­дар­ствен­но­го устройства.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в следующем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

Восстание под предводительством Е. Пугачева происходило с 1773 по 1775 год, во время правления императрицы Екатерины Второй. Оно было вызвано многими причинами: уменьшением самостоятельности казаков, введением монополии на соль, тяжелым положением крестьян. Бунтовщик объявил себя чудом спасшимся «мужицким царем» Петром 3, обещая, что будет представлять интересы простых людей. Программа Пугачева включала в себя дарование воли народу, отмену воинской повинности, расправу над угнетателями – дворянами и помещиками.

Восставшие казаки желали установления справедливого государства, в котором был бы принят порядок казачьего круга и выборность представителей власти. Как видим, восставшие в случае своей победы видели совсем иную модель государства, а не ту, которая существовала. Однако некоторые черты схожести с существующим государственным строем все же были – например, Е. Пугачев в 1773 году создал Военную коллегию, которая была главным судебным органом для членов восстания. Она также занималась, например, поддержанием связей со всеми регионами, охваченными восстанием, распределением запасов оружия; также руководитель восставших учредил министерские посты.

Возможный вариант ответа выглядит так:

Аргументы в подтверждение:

  1. Пугачев объявил себя царем – это указывает на то, что основы существующего государственного строя по его программе не изменялись.
  2. Пугачев учредил министерские посты и Военную коллегию, что было похоже на существующую модель устройства страны.

Аргументы в опровержение:

  1. Среди целей восстания были ликвидация дворянского сословия и отмена крепостного права с рекрутскими наборами, что в корне изменяло модель государственного устройства.
  2. Восставшие хотели установить справедливую власть с выборными должностями, что не соответствовало существующей модели государства.

Третий вариант задания

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке, на события «кровавого воскресения»:

Ор­га­ни­за­то­ры шествия к Зим­не­му дворцу со­зна­тель­но стремились спро­во­ци­ро­вать применение силы со сто­ро­ны власти.

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Шествие к Зимнему дворцу, также известное как Кровавое воскресенье, произошло 9 января 1905 года. Оно проходило в форме крестного хода – люди, руководимые священником Гапоном, с иконами двинулись к Зимнему дворцу для того чтобы обратиться к императору. Тот факт, что шествие было крестным ходом, уже указывает на то, что стремления спровоцировать применение силы властями не было. Ведь демонстранты хотели продемонстрировать свою верность правителю, веру в его возможность помочь им. Однако руководивший мероприятием священник Г. Гапон был связан с революционерами-социалистами, которым была выгодна дестабилизация обстановки в государстве.

Также существуют сведения о том, что перестрелка была начата не правительственными войсками, а людьми из толпы восставших; а выстрелы по безоружной толпе со стороны царских войск явились бы беспроигрышным средством дискредитации императорской власти и подрыву доверия к ней, что, в свою очередь, усилило бы позиции революционных сил. Также организаторы восстания наверняка знали, что охране Зимнего дворца было предписано предпринимать действия при любых массовых скоплениях вокруг него, и применение силы было весьма ожидаемо.

Ответ может выглядеть так:

Аргументы в подтверждение:

  1. Осуществление царскими войсками выстрелов по безоружной толпе могло стать отличным средством дискредитации власти императора и уменьшению доверия к ней, в свою очередь подняв авторитет революционных партий, что было бы выгодно для них
  2. Руководивший шествием священник Георгий Гапон имел связи с социалистами-революционерами, а им нестабильная обстановка в стране была выгодна.

Аргументы в опровержение:

  1. Организаторы решили, чтобы шествие имело вид крестного хода, люди шли с иконами — это подчеркивало мирный характер демонстрации и то, что никто не рассматривал вариант применения оружия в отношении участников шествия.
  2. Организаторы шествия хотели продемонстрировать преданностью царю и веру в его защиту, не рассчитывая на применение силы со стороны царских войск.

spadilo.ru

Разбор задания №25 ЕГЭ по истории |


Историческое сочинение


Двадцать пятое задание ЕГЭ по истории – самое последнее и для многих самое сложное задание экзамена. В нем нужно написать историческое сочинение по одной из трех тем – определенного периода дат, которые представлены на выбор выпускника. За него можно максимально получить сразу 11 первичных баллов, то есть 35 тестовых. Как правило, предложенные варианты тем относятся к трем разным большим периодам истории – с 8 по 17 века, с 17 по 19 века и с 20 по начало 21 века. Дата, указанная в теме, не всегда совпадает с годами правления или руководства страной какого-либо исторического деятеля.

Требований к структуре и композиционному оформлению работы нет, но нужно писать работу, соответствующую указанным в задании положениям, а также – критериям ее проверки. Давайте их рассмотрим.


Теория и критерии оценки сочинения в ЕГЭ по истории


Критерий К1 называется «указание событий (явлений, процессов)», которые должны относиться к выбранному для сочинения историческому периоду. Если верно указано два исторических события, можно получить 2 первичных балла; соответственно, если верно лишь одно – 1 первичный балл.

Также 2 первичных балла можно получить по критерию К2 – «исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода истории». Если названо 2 личности и указана роль каждой из них – присуждают 2 первичных балла, а если названо 1-2 личности, но роль расписана только для одной – 1 балл. Если же 1-2 личности просто указаны в тексте, а об их роли в событиях периода не написано ничего, выпускник не получает баллов по этому критерию. Важно помнить о том, что нельзя просто писать, например, «Князь Дмитрий Донской сыграл важную роль в Куликовской битве» — это считается общими рассуждениями, также оцениваемыми в ноль баллов. А вот если вы напишете что-то вроде «Дмитрию Донскому удалось объединить силы русских князей и заручиться поддержкой со стороны церкви; также он проявил талант полководца, так как сумел определить наиболее выгодное положение для армии и использовать засадный полк. Все это сыграло решающее значение в ходе Куликовской битвы», это будет засчитываться за указание роли личности в событии.

По критерию К3 проверяется указание причинно-следственных связей между событиями; за две верно указанные связи выпускник получает 2 первичных балла. Нужно четко прописать, какое событие стало следствием какого, например, «налоговая политика, проводимая царем Алексеем Михайловичем, явилась одной из причин Соляного бунта». Нельзя указывать в качестве предпосылки или причины событие, относящееся к другому историческому периоду.

За критерий К4 можно получить 1 первичный балл. Это возможно, если указать значение данного исторического периода для всей истории страны, опираясь на исторические факты или мнение историков. То есть нельзя просто написать «этот период был очень важен для последующей истории страны». Но если указать ключевые события и проанализировать их роль и значение для дальнейшей истории, ответ будет засчитан. Можно ссылаться и на мнение какого-либо историка либо, если не помните фамилию, написать «по мнению ряда историков» — но так можно писать только тогда, когда вы уверены в том, что какой-либо ученый действительно высказывал такую точку зрения.

Критерий К5 проверяет использование в тексте исторической терминологии. За него можно получить 1 первичный балл. Для этого достаточно даже один раз употребить в тексте термин, относящийся к истории, главное – сделать это в верном контексте. Например: «В 1597 году были впервые введены урочные лета – срок, в течение которого владельцы крестьян могли подать иск о их возвращении».

Баллы по критерию К6 – «Наличие фактических ошибок» — можно получить только в том случае, если за критерии К1-К4 получено не меньше 4 баллов. Если фактические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 2 первичных балла, если допущена одна ошибка – 1, а если две и более – 0.

Критерий К7 – «Форма изложения» — также рассматривается экспертами только в том случае, если по критериям К1-К4 набрано минимум 4 балла. Если ответ представлен в виде сочинения, то есть материал изложен последовательно и связно, экзаменующемуся начисляют 1 первичный балл. Если же ответ представляет собой отдельные, не связанные положения – 0.

Объем сочинения не указан, однако лучше не делать его слишком большим и «лить воду» — во время написания красивых оборотов и вычурного текста верные формулировки, соответствующие критериям, могут потеряться. Но и писать короткую, слишком сухую работу тоже не нужно: лучше писать сочинение среднего объема. Подготовку к данному заданию лучше начинать заранее, чтобы научиться писать сочинения, подходящие к критериям экзамена. Очень хорошо каждую неделю писать по 1-2 сочинению по разным периодам, взятым из вариантов экзамена или просто из банка заданий, и потом сдавать их для проверки учителю или репетитору.


Вариант сочинения в ЕГЭ по истории


Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

  1. 1237—1480 гг.;
  2. 1725—1762 гг.;
  3. 1953—1964 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

  • ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;
  • назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Напишем сочинение по второму периоду. Сначала нужно охарактеризовать его – написать, как он называется в истории нашей страны, или же кто был руководителем страны в этот период.

1725-1762 – период, известный как «эпоха дворцовых переворотов». В это время 6 монархов сменили друг друга, получая трон в результате дворцовых интриг, часто – с участием гвардии.

Первой правительницей в этот период была Екатерина 1 – жена Петра 1. Она правила с 1725 по 1727 год. Главным ее преобразованием можно назвать учреждение в 1726 году Верховного тайного совета, который во время своего существования (1726-1730) фактически решал все государственные дела, полностью заменив собой Сенат. После смерти императрицы на престол взошел внук Петра Первого – Петр 2. В начале его правления фактически власть осуществлял А. Меншиков – известный государственный деятель, бывший фаворитом Петра 1, участвовавший в Северной войне; при Екатерине 1 он руководил Военной коллегией и фактически держал власть в своих руках. Однако в 1727 году он был арестован и отправлен в ссылку. В 1730 году Петр 2 умирает. Начинается период правления Анны Иоанновны – курляндской герцогини, приглашенной на русский престол членами Верховного Тайного Совета и подписавшей Кондиции – условия вступления на престол, сильно ограничивающие полномочия императрицы. Однако вскоре Анна разорвала Кондиции, и они стали недействительны. Затем она ликвидировала Тайный совет, учредила Кабинет министров. В 1741 году императрицей стала Елизавета Петровна – дочь Петра 1. Ее правление длилось до 1761 года. Ее политика была направлена на укрепление позиций дворянства и восстановление петровских порядков – в частности, она восстановила полномочия Сената. В период правления императрицы укреплялась экономика государства – этому способствовали такие меры, как отмена таможенных пошлин, снижение подушных податей. Развивалась и духовная сфера жизни общества – был основан Московский университет и Академия наук, театры, Академия художеств. Однако после смерти Елизаветы управлять страной стал ее муж Петр 3, короткое правление которого отметилось изданием Манифеста о вольности дворянства, отменяющего обязательную для дворян службу. Царь не был популярен из-за своей нелюбви к русскому – например, он велел священнослужителям носить одеяние на лютеранский манер и думал о том, чтобы переделать армию по прусскому образцу, но главной причиной его непопулярности было то, что он вернул Пруссии все территории, завоеванные в ходе Семилетней войны. Изданием манифеста он хотел улучшить свои позиции, но этого не произошло, и в 1761 на престол вступила его жена – императрица Екатерина Вторая. Этим событием и завершился Период дворцовых переворотов.

Эпоха дворцовых переворотов имела большое значение в жизни страны. За это время укрепилось крепостное право: Екатерина 1 запретила крестьянам уходить на промыслы, а по указу Анны Иоанновны крестьянские семьи навсегда прикреплялись к заводам. Елизавета Петровна издала разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь без суда и следствия. Правители делали это для того чтобы укрепить положение дворян и помещиков, а, следовательно, и авторитет своей власти. Нельзя забывать о том, что в это время укрепился международный авторитет страны, был получен выход к Черному морю. Однако некоторые историки (Со­ловьёв С. М., Эй­дель­ман Н. Я, Пла­то­нов С. В.) считали это время «шагом назад», отмечая засилье иностранцев при дворе как одну из главных причин такой точки зрения.

Давайте рассмотрим работу согласно критериям. Событий (критерий К1) мы указываем намного больше двух – вступление императоров на престол, принятие указов… Также мы рассматриваем роль нескольких личностей – наиболее подробно таких, как А. Меншиков и Елизавета Петровна (критерий К2). Причинно-следственные связи мы также указываем – например, говоря о причинах непопулярности Петра 3 и издании им Манифеста о вольности дворянской, и об ужесточении крепостного права в последнем абзаце (К3).

Значение периода мы рассматриваем в последнем абзаце, опираясь на факты и приводя мнение историков – это критерий К4. Также мы можем с полной уверенностью рассчитывать на балл по критерию К5 – мы корректно применяем историческую терминологию в своей работе. Не допускаем фактических ошибок и последовательно излагаем мысли, благодаря чему получаем еще 2 балла – по критериям К6 и К7.

spadilo.ru

Задание №20 ЕГЭ по истории |


Анализ исторического источника


Двадцатое задание предполагает анализ исторического источника – определение авторства или времени и обстоятельств его создания, ответы на связанные с этим вопросы. Документ может относиться к любому периоду истории – от 8 до 20 веков. Задание 20 начинает серию заданий, связанных с приведенным в тексте экзамена документом. За него можно максимально получить 2 первичных балла – в том случае, если верный ответ дан на все вопросы документа. Например, если нужно назвать императора – автора речи, годы его правления и имя его предшественника, и все это сделано правильно. Если же какой-то из элементов ответа упущен – к примеру, верно написан только император и годы его правления – ученик получает 1 первичный балл. Если указан только один элемент ответа или же все написано неверно, ответ оценивается в 0 баллов. Получается, что для получения баллов обязательно надо написать как минимум два правильных положения. Для этого нужно внимательно ознакомиться с текстом задания, обратить внимание на указанные в нем исторические факты, личности.


Разбор типовых вариантов задания №20 ЕГЭ по истории


Первый вариант задания

Из сочинения историка В. О. Ключевского:

« … Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием …Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков… Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты»

К какому периоду (веку, века) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

Мы видим, что в документе идет речь о Смутном времени – автор говорит о том, что послужило для нее почвой, и какое событие положило ей конец. Мы помним, что Смута длилась с конца 1580-х годов до 1613 года – то есть с конца 16 по начало 17 века. Это мы и укажем в первой части ответа. В то время – а точнее, в 1598 году – пресеклась династия Рюриковичей: умер сын Ивана Грозного — царь Федор Иванович, не имевший потомков. Тогда же впервые в русской истории был выбран царь – им стал Борис Годунов, которого избрали на Земском соборе в том же году.

Ответ будет выглядеть так:

  1. События относятся к концу 16 – началу 17 века.
  2. Пресечение династии Рюриковичей произошло в 1598 году, когда умер бездетный царь Федор Иванович
  3. Выбранный царь – Борис Годунов, избрание которого произошло на Земском соборе 1598 года

Второй вариант задания (сборник Артасова)

Из документа XVIII в.:

«…1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследии и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследниках будет… То же разумеется и о дочерях».

Как назывался документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был издан?

Определять авторство документа не всегда легко – тем более год не указан, его тоже нужно определять самому. Давайте посмотрим, о чем идет речь – запрещается продавать родовые вотчины и поместья; при определении наследника недвижимости им может быть только один ребенок – нельзя делить имение между несколькими детьми. Это – указ о единонаследии, который был издан Петром Первым в 1714 году. Его принятие приводило к тому, что имение, больше не «раздробленное» между многочисленными наследниками, «закреплялось» за одним дворянином – он больше не мог бездумно «разбазаривать» землю, а его братья должны были заниматься государственной службой. Если помнить дату указа и его название и суть, то и разобраться в документе можно.

Напишем ответ:

  1. Документ – «Указ о единонаследии»
  2. Он был издан в 1714 году
  3. Автор документа – Петр Первый

Третий вариант задания (сборник Артасова)

Укажите год, когда был издан данный документ. Укажите название партии, со­став­ляв­шей большинство в го­су­дар­ствен­ном органе, от имени ко­то­ро­го издан данный документ. Укажите фамилию лидера этой партии в период, к ко­то­ро­му относится данный документ.

Прочтите отрывок из декрета ВЦИК.

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций… которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся… Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».

В документе идет речь о роспуске Учредительного собрания. Оно было избрано в конце 1917 года, а вот созвано только в январе 1918 (месяц в задании указывать не просят). Документ написан от имени ВЦИК – Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и крестьянских депутатов, который был сформирован на 3 съезде советов в том же месяце; большинство в нем составляли большевики – их было больше половины среди всех членов. Лидером партии большевиков в это время был Владимир Ильич Ленин.

Ответ:

  1. Год издания документа – 1918
  2. Партия, составляющая большинство – большевики
  3. Фамилия лидера партии — Ленин

spadilo.ru

Разбираем задание В2 ЕГЭ по истории

Доброе время суток, дорогие 11-классники, выпускники и все, кто готовиться к ЕГЭ по истории. В этом посте мы разберем задание В2 ЕГЭ по истории. Остальные разобранные нами задания как по истории для подготовки к ЕГЭ, так и по обществознанию Вы можете найти здесь. А  ещё не забывайте про мои видеоуроки ЕГЭ.

Итак, о самом задании В2 ЕГЭ по истории. За него Вы можете получить, в соответствии с КИМами по истории, 2 первичных балла — это если в задании не допущено ошибок. Если допущена одна ошибка, тогда Вы заслужите только 1 первичный балл. Если же проштрафитесь на более чем 1 ошибку, задание будет завалено.

Напомню, что надо готовиться к ЕГЭ по истории так, чтобы не было ошибок ни в части А, ни в части В. Для этого, собственно, мы и разбираем каждое задание.

Для детального разбора задания В2, взглянем на него само:

Как видите, задание заключается в том, что надо выбрать современников данного персонажа, то есть людей, живших с ним в одно время. Бывают также всякие там процессы, явления, или события, относящиеся к более масштабному происшествию — войне, например. Ну, об этих вариантах ниже.

Итак, конкретная сложность именно этого задания в том, что надо помнить, какие персонажи окружали Алексея Михайловича. А для этого, надо хотя бы знать его основные вези его правления  без этого никак. Я не вижу смысла в том, чтобы просто тупо зубрить имена современников без привязки их к конкретным событиям, которые потом могут спрашиваться в том же тесте ЕГЭ.

Однако всё не так сложно, ведь мы видим, что в данном задании довольно известные имена. Безусловными верными ответами тут будут: С.Т. Разин — предводитель знаменитого восстания, Б.И. Морозов — тесть царя, А.Л. Ордин-Нащокин — видный деятель, внесший вклад в социально-экономическое разивите Московского государства.

Как вы поняли, первый путь рассуждений — по известности событий:  мы определяем какие события произошли при данном персонаже, или в каких событиях участвовали современники.

Метод действенный, но бывают деятели и не такие известные. Например в этом задании легко спутать Бориса Морозова, тестя царя, и Савву Морозова — видно промышленного 19 века, если не обратить внимание на инициалы и не знать их. Поэтому лично мне ближе другой путь рассуждений, основанный на реальном знании не только известных событий, но и вообще всех событий данного периода.

Я бы рассуждал таким образом:

Алексей Михайлович правил с 1645 по 167 6 годы. Первый вариант — Степан Разин — восстание 1670 — 71 годов, следовательно входит в данный хронологический период. Б.И. Морозов — тесть царя, видный деятель введения соляного налога, из-за чего царь даже в 1648 году выслал тестя из Москвы, дабы его не разоравала толпа восставших, как это было сделано с Траханиотовым и Чистым. Тоже подходит.

На вариант А.Г. Орлова я бы даже не посмотрел, так как знаю, что этот персонажиз правления Екатерины Великой. Вспоминать его роль там нет времени, да и бесполезно. Г.А, Потемкин из той же оперы. С.С. Уваров — автор теории официальной народности при Николае Палкине (1825 — 1855 гг.), тоже не вариант.

Ответ: 1,2,6

Если готовиться, то готовиться и учить всё! Это мой подход.

Разберем ещё одно задание В2 ЕГЭ по истории:

Видим, что снова 17 век. Но нужно уже выбрать относящиеся к этом веку не имена, а явления.

Введение бумажных ассигнаций — было при Екатерине Второй Великой 1768 год, не подходит;

Формирование всероссийского рынка — подходит. Над знать социально-экономическую историю. Рекомендую, кстати свой видеокурс «История России. Подготовка к ЕГЭ по истории»

.

Появление первых мануфактур — тоже, конечно подходит. Первая мануфактура была создана голландцем Андреем Виниусом в царствование Алексея Михайловича. И занималась, вроде бы производством ядер для пушек.

Отмена внутренних таможенных пошлин — не подходит.

Начало промышленного переворота — относится в 20-м годам 19 века. Не вариант.

А вот законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции — было и называется сейчас протекционизм.

 Ответ: 2,3,6

Как-то так. Для тренировки привожу ещё два задания, ответы после проставления лайков 🙂 :

Ответы (чтобы их увидеть ответы, поставьте лайк после красной надписи):

[pwal description=»Для просмотра ответов, поставьте лайк

 

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

ege59.ru

Как решать задание В1 ЕГЭ по истории

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы продолжаем разбор тестовых заданий по истории для подготовки к ЕГЭ. Прошлые статьи с разбором тестовых заданий как по истории, так и по обществознанию, Вы можете обнаружить по ссылке.

Итак, хотя Вы и получите за это тестовое задание максимум 1 тестовый балл, тем не менее его надо сделать успешно, так как из частей складывается целое. В чем трудность выполнения задания В1 по истории? Рассмотрим на примере конкретного теста:

Рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге твой вариант ответа.

Первая трудность возникает у новичков: «А что такое расположить в хронологическом порядке?». Объясняю: хронологический порядок это расположение имен, событий или явлений от наиболее раннего к наиболее позднему. Вся история (не важно, какого государства или народа) делится на хронологические периоды, которые считаются один за другим, от наиболее раннего к наиболее позднему. Крайне рекомендую обратиться к моей статье про периодизацию истории России, в котором я даю характеристику каждому периоду истории России, а также другие очень ценные рекомендации.

Таким образом в указанном тестовом задании В1 ЕГЭ по истории надо расположить имена исторических персонажей по порядку: от того, кто жил раньше других, к тому, кто жил позже других. И тут возникает другая трудность: надо знать хотя бы, кто к какому веку относится. А чаще всего, надо знать с точностью до десятилетия, так как бывают персонажи из одного столетия! 

Итак, какие же в этом задании В1 ЕГЭ по истории будут верные ответы?

Ответ:

Первым будет Ярослав Мудрый, так как большая часть его жизни и всё правление прошло в XI веке. 

Вторым по хронологии будет Андрей Боголюбский, который жил и правил в XII веке.

Третьим — Даниил Галицкий, который в 1230-х (XIII век ) годах нанес поражение Тевтонскому ордену.

Четвертым будет Дмитрий Шемяка — участник так называемой Феодальной войны первой половины XV века.

Последней будет Елена Глинская — мать Ивана Грозного, большая часть жизни которой прошла в XVI столетии

Получается: 3;5;4;2;1

Разберем для примера ещё одно задание:

Рекомендую, прежде чем читать дальше, самому (ой) записать на бумаге твой вариант ответа.

В этом задании В1 ЕГЭ по истории уже не имена, а события, а бывают ещё процессы. То есть понимаете, да, как хорошо надо ориентироватьсяв истории? Могу порекомендовать в этой связи свой пост о том, как выучить

последовательность исторических событий.

Здесь, как видим, много событий из одного века.

Первым будет отмена кормлений, которое произошло в ходе реформ Ивана Грозного в начале его царствования.

Вторым будет гибель царевича Дмитрия в Угличе (1591 год) — то есть уже после смерти Ивана Грозного (1584 год).

Третьим по хронологии будет воцарение Романовых (1613 год).

Четвертым будет Смоленская война — при Михаиле Федоровиче — первом Романове.

Пятым будут реформы Никона (середина — вторая половина) XVII века — время правления Алексея Михайловича.

В итоге получаем:  1; 4; 5; 2; 3

Чтобы также легко решать не только подобные задания, но и другие тестовые задания ЕГЭ по истории, рекомендую свой видеокурс «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов»

, которым воспользовались уже очень многие и сдали ЕГЭ на высокие баллы

Напоследок предлагаю Вам решить самим ещё одно тестовое задание, а ответ можно будет посмотреть внизу, поставив лайк:

Верный ответ:

[pwal description=»Чтобы посмотреть ответ, поставь лайк

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *