особенности выполнения задания №25 ЕГЭ по истории
Задание 25 (11 баллов)
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325–1462 гг.;
2) 1682–1725 гг.;
3) 1924–1953 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.
Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.
Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Пример исторического сочинения
Приведем пример исторического сочинения по периоду 1645–1676 гг.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к сочинению, начнем с характеристики периода (критерий К1).
«1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».
В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).
В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.
«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.
Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».
В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.
«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.
Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».
В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.
«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.
Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».
В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.
«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.
Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».
В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.
«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).
Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).
Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.
Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.
В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.
Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».
С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».
Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».
В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».
Последовательность действий
В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25 хотим порекомендовать краткий шаблон, пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.
• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ___.
• Но, с другой стороны, ___.
• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
nsportal.ru
Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭЕГЭ .История. Задание 25. Как написать историческое сочинение? Рекомендации
Задание 25. Как написать историческое сочинение?
Рекомендации
Задание 25 на ЕГЭ по истории — одно из сложных на ЕГЭ по истории. Выпускник должен продемонстрировать знание материала, умение анализировать, сравнить, делать выводы, выражать свои мысли. До недавнего времени ФИПИ был предложен демонстрационный материал с критериями оценивания. Именно эти критерии и были ориентиром и для педагогов, и для учащихся при подготовке к сочинению. Однако конкретных рекомендаций и предложено не было.
Наконец, в Интернете появился сборник рекомендаций для преподавателей и членов предметных комиссий по оцениванию всех задний с развёрнутым ответом. Составитель — Артасов И.А. Сборник очень удобен, конкретен, многие ответы на возникающие вопросы можно получить, ознакомившись с ним.
Опираясь на данный сборник , предлагаю вам своё видение того, как надо писать историческое сочинение
Критерий 1.
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 |
Во вступлении необходимо дать общую характеристику эпохи, назвать два события, явления, процесса. Если эксперты учитывают только два названных события, не нужно писать много. Назовите эти два. Они уже дадут вам 2 балла. Как видите, написать по такому критерию вступление несложно.
Внимание: при оценивании по К1 учитывается только указание на события, ни их описание, ни последовательность изложения — ничего это НЕ учитывается. Ваша задача: НАЗВАТЬ два события, явления, процесса и всё! Не усложняйте себе работу.
Внимание: даже если вы допустите фактическую ошибку, называя события(то есть назовёте такое, которое НЕ связано с данной эпохой), вы всё равно получите два балла при наличии двух верных событий. Ваша ошибка будет учтена в К6.
Критерий 2.
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 2 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 1 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно.ИЛИПравильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована.ИЛИПриведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | 0 |
Далее необходимо назвать не менее двух личностей, которые связаны с данными событиями. Имейте в виду, что деятельность князя, царя, императора данного периода тоже засчитывается как пример одной исторической личности.
Внимание: необходимо показать именно их роль, результаты деятельности, а не просто назвать имена и то, какую должность они занимали, в какой орган власти входили, какой комиссией руководил и т.д. Оценивается именно знание их деятельности, что конкретно они сделали. Приводите факты, не лейте воду.
Таким образом, в ответе должно быть названо только ДВЕ личности при описании этих двух событий ( не по две личности на каждое событие, а вообще две)
Критерий 3
К3 | Причинно-следственные связи | 2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | 2 | |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | 1 | |
Причинно-следственные связи указаны неверно.ИЛИПричинно-следственные связи не указаны | 0 |
Что такое причинно — следственные связи? Как их определить?
Надо ответить на вопросы по каждому конкретному событию, явлению, процессу:
- Почему это произошло, что стало тому причиной или предпосылкой?
- Что произошло в итоге? К чему привело данное событие?
Так как мы приводим в пример ДВА события, то ПО КАЖДОМУ нужно написать о причинно-следственных связях.
Внимание: причинно –следственные связи устанавливаются только В РАМКАХ ДАННОГО ПЕРИОДА. Если событие началось в один период, а следствие его — в другой, то о таких причинно-следственных связях писать не надо.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: не засчитывается причинно — следственная связь, которая была уже учтена при выставлении К2.
Запомните:
К2— это описание самого события, что произошло.
К3— почему это произошло и к чему привело.
Критерий 4
К4 | Оценка значения периода для истории России | 1 |
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | 1 | |
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.ИЛИОценка значения периода для истории России не дана | 0 |
При описании значения данного периода необходимо приводить обобщённые факты, отметить, какую роль сыграл весь данный период ( а не только два события, которые вы описывали) в дальнейшей истории России.
Есть два варианта описания значения периода:
- приводить конкретные факты из истории России
- опираться на мнения историков, на их оценку данного периода(причём засчитывается и ответ, в котором конкретная фамилия историка НЕ указана, а написано «по мнению историков». Главное, чтобы такое мнение действительно существовало)
Оба варианта будут правильными.
Запомните: вывод должен быть КОНКРЕТНЫМ, обобщённые фразы типа «это была выдающаяся личность, сыгравшая важную роль в истории России» НЕ засчитываются (какая конкретно роль?)
Критерий 5
К5 | Использование исторической терминологии | 1 |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 | |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно.ИЛИИсторические термины, понятия не использованы | 0 |
Получить балл по использованию терминологии вполне возможно. История как наука имеет огромное количество терминов.
Достаточно всего ОДНОГО термина, чтобы получить один балл! А это, согласитесь, очень просто сделать.
Какие бывают термины:
- связанные с конкретными историческими явлениями, событиями (рядовичи, стрельцы, промышленный переворот и многие другие).
- термины, которые используются не только в истории, например, общество, государство.
Конечно, термины первой группы будут учтены однозначно, главное – знайте их значение и правильно примените в сочинении ( иначе по
Термины второй группы могут быть использованы и учтены только в том случае, если они действительно служат для описания данной эпохи (Древнерусское государство, феодальное общество и т.д.)
Критерий 6
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | 2 |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 2 | |
Допущена одна фактическая ошибка | 1 | |
Допущены две или более фактические ошибки | 0 |
Запомните,
баллы по К6 выставляются только в том случае, если ученик по К1-К4 набрал не менее 4 баллов!Примеры ошибок:
- неверно названы события данного периода
- неверно приведены в пример две личности, допущены ошибки в определении их роли, результатах деятельности, в фактах биографии
- неправильно определены причинно-следственные связи.
- неверно дана оценка значимости данного периода
- допущена ошибка в фамилии историка, который дал ту или иную оценку периода (например, вместо Гумилёва Л.Н. назван Рыбаков Б.А.)
- незнание значения термина
Критерий 7
К7 | Форма изложения.1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | 1 |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 | |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |
Максимальный балл | 11 |
Запомните: балл по К7 выставляется только в том случае, если по К1-К4 ученик набрал не менее 4 баллов!
Изложение должно быть последовательным, связным, одно должно вытекать из другого.
Таковы критерии и рекомендации.
Дополнение:
- Наличие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок не учитывается при выставлении баллов, хотя любую работу нужно стараться писать грамотно
- Нормы слов в историческом сочинении нет, главное — раскрыть особенности эпохи в соответствии со всеми критериями
- Часто выпускники интересуются, сколько абзацев должно быть в сочинении. Давайте посчитаем.
- Общая характеристика эпохи.
- Описание первого события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
- Описание второго события, роли личностей в нём и причинно-следственные связи.
- Причинно-следственные связи межлу данными событиями.
- Оценка данного периода
Таким образом, минимальное количество абзацев- 4.
Как готовиться к историческому сочинению (рекомендации)
- По каждой предполагаемой эпохе желательно подготовить материал по следующей форме:
Эпоха
1-е событие | личности | роль личностей | термины |
2-ое событие | личности | роль личностей | термины |
Оценка эпохи
1.
2.
Привести не менее двух конкретных фактов, которые явились результатом , итогом событий, происходивших в данный период, оказали влияние на последующие эпохи.
Или привести точки зрения историков.
Данный материал должен быть кратким, конкретным. Это своего рода шпаргалка по подготовке к сочинению.
- Материал по всем эпохам необходимо хорошо готовить, так как это позволит правильно ответить на все задания варианта. Однако для сочинения лучше выбрать конкретные эпохи и готовиться по ним.
Например, 18-20 век или 15-17 в.
Думаю, что на ЕГЭ обязательно будет эпоха, которую вы в рамках данного исторического периода подготовите.
Просто подготовиться к темам по всему материалу очень сложно. Ведь необходимо запомнить фамилии конкретных личностей, их вклад в историю, продумать оценку данного периода. Лучше это сделать заранее и по определённым векам.
- И последний совет: помните, что к сочинению надо именно готовиться, целенаправленно подбирая необходимый материал. Не нужно надеяться, что на ЕГЭ вы что-нибудь, да вспомните. Это «что- нибудь» может принести вам минимум баллов.
Мельникова Вера Александровна
istoricheskij-portret.ru
Готовые исторические сочинения – 25 задание история
Представляем сборник готовых исторических сочинений по периодам для ЕГЭ 2018. Готовые тексты для сочинений помогут в подготовке к 25 заданию в ЕГЭ по истории при написании собственной работы на экзамене.
Сочинения даны в хронологическом порядке.
Добавляйте эту страницу в закладки, чтобы не потерять готовые сочинения!
Историческое сочинение по периоду 882-912 – ЕГЭ по истории
Историческое сочинение по периоду 912 945
Историческое сочинение ЕГЭ 945-964 (Княгиня Ольга)
Князь Святослав СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 964 – 972
Владимир Мономах СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 1113 – 1125
Историческое сочинение ЕГЭ 1200 -1236
Иван Грозный сочинение по истории| Эссе ЕГЭ по истории 1533 – 1584
Петр 1 – историческое сочинение ЕГЭ по периоду 1682 – 1725
Историческое сочинение по периоду 1730 – 1740 (Анна Иоанновна)
Екатерина 2 – историческое сочинение ЕГЭ по периоду 1762 1796
Великая Отечественная война – сочинение ЕГЭ 1941 1945
Поделиться ссылкой:
- Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
- Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
- Нажмите, чтобы поделиться в Google+ (Открывается в новом окне)
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
Related posts:
- Князь Святослав СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 964 – 972
- Владимир Мономах СОЧИНЕНИЕ | Историческое сочинение ЕГЭ 1113 – 1125
- Екатерина 2 – историческое сочинение ЕГЭ по периоду 1762 1796
- Петр 1 – историческое сочинение ЕГЭ по периоду 1682 – 1725
hist-ege.ru
Историческое сочинение. Пример выполненного задания 25 егэ по истории-2017г.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.
Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.
Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Просмотр содержимого документа
«862-879»
Период истории 862-879 , период образования и формирования государства, период правления первых князей. До сих пор нет единного мнения историков о теории образования государства. В 30—60-е годы XVIII в. немецкие ученые И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Этим они положили начало норманнской теории происхождения государства на Руси. Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне не могли создать государства, а без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Против этой теории выступил М.В. Ломоносов, С тех пор борьба норманнистов и антинорманнистов не утихает. Известно, что в данный период шел процесс формирования государственной территории. К этому времени у славян были все основные предпосылки формирования государства: переход от родовой общины к соседской, возникновение имущественного и социального неравенства и возникла необходимость в появлении нового органа власти, способного регулировать отношения между людьми и защищать территорию. Нестор в «Повести временных лет» писал, что Рюрик в 862 году был призван на княжение в Новгород. В историю Руси он вошел как основатель княжеской династии Рюриковичи. Важной задачей было укрепление княжеской власти. Для этого он перенёс столицу из Ладоги в Новгород, объединил ильменские племена, чудь и весь, подавил восстание в Новгороде в 864г, которое возглавил Вадим Храбрый. Объединил племёна, строил новые города, в том числе и городище. Говоря о данном периоде вспомним и дружинников Рюрика Аскольда и Дира они были наместниками в Киев — втором крупном центре Руси. Аскольд и Дир временно освободили киевлян от выплаты дани хазарам и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян. Так появилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.. Правили с 864- 882 г. Освободив полян от хазарской зависимости , более того став правителем Киева Аскольд принял титул хакана, демонстрируя тем свое равенство с повелителем Хазарии. Аскольд возглавил борьбу против древлян, печенегов, булгар. В следствии чего укрепил роль Киева, но удалось это ему до 882 года, когда Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира убил их, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских». Границы государства только ещё оформлялись. Таким образом образование государства длительный закономерный процесс, результат разложения родоплеменного строя и образования двух групп восточнославянских племен: северной(с центром в Новгороде), и южной (с центром в Киеве). В следствии объединения двух групп восточнославянских племен в 882 г. было создано государство, способное защитить себя от внешних врагов. По норманнской теории, авторы которой немецкие историки Г.Ф.Миллер, А.Л.Шлёцер ,Г.З. Байер, именно с правления Рюрика в 862 году и образовалось государство на Руси. Этой же точки зрения придерживался и Н.М.Карамзин. Таким образом, на самом деле было создано государство со спецификой объединения 2х центров Новгорода и Киева в единое государство с центром в Киеве, расширялась территория, создавались условия для укрепления формирующихся границ, все процессы происходили под усиление княжеской власти. После 882 года возрастает роль Киева как столицы государства, а также роль великого киевского князя. Развития Киевской Руси – это период объединения восточных славян в единое государство. Отдельные племена стали единым целым- страной. Центром Руси стал город Киев. Историк С.М.Соловьев писал «Призвание первых князей, имеет великое значение в нашей истории- есть события всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства…» Данный период имеет важное значение в истории нашего государства. Во многом заложены основы будущего процветания Древней Руси в начале XI века.
kopilkaurokov.ru
Презентация «Технология выполнения задания 25 ЕГЭ по истории»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Технология выполнения задания 25 ЕГЭ по истории Выполнила учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Школа № 16» г. Рязани Кондратьева И.П.
2 слайд Описание слайда:Задание 25 ЕГЭ по истории Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1019 – 1054 гг.; март 1801 – май 1812 гг.; октябрь 1917 – октябрь 1922 гг.
3 слайд Описание слайда:Задание 25 ЕГЭ по истории Принцип выделения периодов: любой исторический период, которому в истории может быть дана оценка
4 слайд Описание слайда:Задание 25. Историческое сочинение об одном периоде истории России (11 б.) Требования: К-1 Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду (К-1 – 2 б.) К-2 Назвать две исторические личности данного периода, на основе знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах), относящихся к данному периоду (К-2 – 2 б.) К – 3 Указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. (К-3 – 2 б.) К – 4 Дать историческую оценку значимости данного периода истории для истории России. (К-4 – 1 б.) К- 5 Использовать термины, понятия, относящиеся у данному периоду истории. (К-5 – 1 б.) К-6 Наличие/отсутствие фактических ошибок (К-6 – 2 б.) К – 7 Форма изложения: историческое сочинение. (К-7 – 1 б.)
5 слайд Описание слайда:Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду (К-1 – 2 б.) Могут быть указаны любые события (процессы, явления) истории России относящиеся к данному периоду . Степень детализации не имеет значения. Нет необходимости охватывать весь выбранный исторический период. Главное –правильность отнесения упоминаемых событий к историческому периоду ! Указывать больше (чем 2) событий (процессов, явлений) ! Не допускать фактических ошибок (К-5) ! Содержание К-1 может быть не связано с остальными критериями.
6 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К1. Указать события периода истории Период с… по … является важным (сложным, значимым, неоднозначным) в истории нашего государства. ИЛИ Период с … по … в истории нашего государства называется…. ИЛИ Данный исторический период связан с правлением… (Вводная фраза)
7 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К1. Указать события периода истории Именно в это время … (перечисление событий, процессов, явлений) ИЛИ Это время связано с…. ИЛИ Во внутренней политике в этот период ….., во внешней ….
8 слайд Описание слайда:Назвать две исторические личности данного периода, на основе знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к данному периоду (К-2 – 2 б.) Роль личности в событиях: «деятельность личности, в значительной степени повлиявшую на ход и результат событий данного периода истории». При характеристике роли каждой названной необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)
9 слайд Описание слайда:Роль личности Организовал… Сформулировал.. Возглавил… Принял указ/решение… Проявил инициативу… Направил войско/кого-то… Изучил… Расположил войска… Провозгласил… Призвал… Предпринял попытку… Созвал… Объединил силы… Обратился к народу/с речью Пригласил… Назначил… Разработал…
10 слайд Описание слайда:Назвать две исторические личности данного периода, на основе знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к данному периоду (К-2 – 2 б.) ЛИЧНОСТЬ-СОБЫТИЕ – РОЛЬ (ДЕЙСТВИЕ) Роль личности в событиях: События, явления, процессы относятся к данному историческому периоду, могут быть не названы в К-1. Основывается на исторических фактах. Общие формулировки не учитываются. (Сыграл важную роль…) Указать событие о роли в котором идет речь. Можно указать личностей в разных событиях, можно роль обеих личностей в одном событии. Указание только личностей — 0 баллов.
11 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К2 Исторические личности и их роль в данных событиях В данный исторический период важную роль сыграли….. Хочется отметить, что важную роль в этот период сыграли… Трудно переоценить роль …. в данный исторический период.
12 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К2 Исторические личности и их роль в данных событиях ЛИЧНОСТЬ-СОБЫТИЕ – РОЛЬ (ДЕЙСТВИЕ) ! Далее указать событие (явление, процесс), личность и роль личности в событии через ее деятельность и исторические факты. Иван Калита подавил восстание в Твери против баскака Чолхана. Княгиня Ольга сыграла важную роль в реформировании системы налогообложения в Древнерусском государстве. Она ввела новую форму сбора дани – повоз, заменив полюдье. ???Сталин выдвинул план автономизации (нет события, явления, процесса)
13 слайд Описание слайда:Личность и ее роль в историческом периоде Неправильно «Ярослав принял Русскую правду». Правильно «Велась разработка законов. Ярослав лично ввел Русскую правду».
14 слайд Описание слайда:Назвать две исторические личности данного периода, на основе знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к данному периоду (К-2 – 2 б.) ЛИЧНОСТЬ-СОБЫТИЕ – РОЛЬ (ДЕЙСТВИЕ) Роль личности не должна подменяться указанием других характеристик (статуса, занимаемой должности, титула) НЕЛЬЗЯ: «Роль Сталина в Великой Отечественной войне заключается в том, что он был Верховным главнокомандующим.»
15 слайд Описание слайда:Личность и ее роль в историческом периоде ЛИЧНОСТЬ-СОБЫТИЕ – РОЛЬ (ДЕЙСТВИЕ) Неправильно «Илларион написал «Слово о законе и благодати» Правильно «Развивалась русская литература. Илларион написал «Слово о законе и благодати».
16 слайд Описание слайда:Указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. (К-3 – 2 б.) Причина – событие (процесс, явление) при определенных условиях порождающее другое событие (процесс, явление). Могут быть использованы предпосылки Причинно-следственные связи указываются между событиями (явлениями, процессами), относящимися к выбранному периоду. Возможно, что одно событие (явление, процесс) имеет несколько следствий.
17 слайд Описание слайда:Указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. (К-3 – 2 б.) Причина может предшествовать выбранному периоду, следствие –нет. Период 1725-1762 гг. Возможно: Одной из причин дворцовых переворотов является принятие Петром I указа о престолонаследии (1722 г.), согласно которому…. Нельзя: В результате прихода к власти Екатерины II, были расширены привилегии дворянства.
18 слайд Описание слайда:Указать причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. (К-3 – 2 б.)
19 слайд Описание слайда:Важную роль в подготовке Крестьянской реформы сыграл император Александр II. В 1855 году он выступил перед предводителями московского дворянства, что положило начало подготовке реформы. В результате выступления Александра II перед предводителями московского дворянства была начата подготовка Крестьянской реформы.
20 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К 3 Причинно-следственные связи между указанными событиями (явлениями, процессами). … и … события имеют причинно-следственные связи. Именно в результате… ИЛИ Следствием /причиной … (указать событие) является …. Можно проследить причинно следственные связи между следующими событиями: … Они заключаются в том, что…
21 слайд Описание слайда:Дать одну историческую оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России (К-4 – 1 б.) Дать оценку исторического периода в целом, а не указанных событий. Оценка должна выходить за рамки периода и показывать влияние на дальнейшее развитие страны Можно указать мнения авторов учебника. Можно опираться только на исторические факты, не привязывая оценку периода к историографии.
22 слайд Описание слайда:К-4 Оценка исторического периода
23 слайд Описание слайда:Дать одну историческую оценку влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России (К-4 – 1 б.) Оценка должна выходить за рамки периода и показывать влияние на дальнейшее развитие страны «Период правления Владимира Красное Солнышко заложил основы наивысшего расцвета Древнерусского государства.»
24 слайд Описание слайда:«Опорные фразы» К 4 Историческая оценка значения периода для истории России с опорой на факты и / или мнения историков. Данный период имеет неоднозначную оценку историков… Так, … (имя историка) считает, что…, так как…. Одна из оценок данного периода в истории России заключается в том, что… Это подтверждается следующими фактами… Данные события имею разные оценки. Так, негативное отношение к… основывается на том, что… Позитивное отношение опирается на такие факты, как…
25 слайд Описание слайда:Использовать термины, понятия, относящиеся у данному периоду истории. (К-5 – 1 б.) Наличие терминов, понятий, относящихся к данному периоду истории. Корректное / некорректное использование исторических терминов и понятий
26 слайд Описание слайда:Наличие фактических ошибок (К-6-2б.) Проверяется только наличие или отсутствие фактических ошибок ! К6 выставляется только при получении по К1-К4 — 4 б.
27 слайд Описание слайда:Форма изложения (К-7-1б) Требуемая – 1 б: Историческое сочинение (последовательное, связное изложение материала) 0 б. по К-7 Тезисы План Схема Таблица Отрывочные положения ! Работа будет проверена при выполнении в любой форме, но по К-7 не будет оценена. ! К6 выставляется только при получении по К1-К4 в сумме 4 б.
28 слайд Описание слайда:Рекомендации по выполнению задания 25 Указывать большее число событий (явлений, процессов) относящихся к данному периоду. Использовать К 1 – К 4 в качестве плана исторического сочинения. Использовать абзацы при переходе от одного пункта плана к другому. Форма ответа – только историческое сочинение. Использовать «опорные фразы» при работе над историческим сочинением.
29 слайд Описание слайда:Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ по истории Внимательно прочитайте задание. Выберите период, который Вы лучше знаете. Выделите события/явления/процессы, происходившие в данный период. Вспомните, какие личности осуществляли свою деятельность в данный исторический период. Какова их роль в данных событиях?
30 слайд Описание слайда:Составьте фразу, показывающую роль личности в данном историческом периоде. Помните, что необходимо указать роль двух личностей в событиях (явлениях/процессах) указанного перода. Выделите, какие события (явления/процессы), имели причины/следствия. Определите, в чем заключались причины/следствия выбранных Вами событий (явлений, процессов).
31 слайд Описание слайда:Сформулируйте две причинно-следственные связи событий (явлений, процессов) выбранного Вами периода. Какой исторический период следовал за выбранным Вами периодом? Подумайте, какое влияние на него (или дальнейшее развитие страны) оказал рассмотренный Вами период. Сформулируйте и запишите данное влияние. Поверьте работу, которая у Вас получилась. Исправьте ошибки.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-111017
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Алгоритм выполнения задания 25 ЕГЭ по истории
Выполнение задания 25 в ЕГЭ по истории.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов
Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов).
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В случае, когда правильно указаны два события (явления, процесса), выставляется 2 балла.
Если правильно указано одно событие (явление, процесс) — 1 балл.
Если события (явления, процессы) не указаны или указаны неверно, то выставляется 0 баллов.
Критерий 2. Упоминание исторических личностей и их роли в данный период истории России.
Оценивается от 2 до 0 баллов. В случае, когда правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 2 балла.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, выставляется 1 балл.
Если правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно, ИЛИ правильно указаны одна-две исторические личности, а их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана, ИЛИ исторические личности указаны неверно, ИЛИ исторические личности не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 3. Причинно-следственные связи.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
В том случае, когда правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами), выставляется 2 балла.
Если правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами), то выставляется 1 балл.
Если причинно-следственные связи указаны неверно, ИЛИ причинно-следственные связи не указаны, то выставляется 0 баллов.
Критерий 4. Историческая оценка событий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков, то выставляется 1 балл.
Если историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков, ИЛИ историческая оценка не дана, то выставляется 0 баллов.
Критерий 5. Использование исторических терминов, понятий.
Оценивается от 0 до 1 балла.
Если при изложении корректно использованы исторические термины, понятия, то можно поставить 1 балл.
Если при изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий, ИЛИ исторические термины, понятия не использованы, то будет выставлен 0 баллов.
Критерий 6. Наличие фактических ошибок.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
По данному критерию положительные баллы будут выставлены только в том случае, когда по критериям К1–К4 поставлено не менее 4 баллов.
При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтенные при выставлении баллов по критериям К1–К5.
Если в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки, то ставится 2 балла.
Если допущена одна фактическая ошибка — 1 балл. Если допущены две или более фактические ошибки — 0 баллов.
Критерий 7. Форма изложения.
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов.
Если ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала), то за него ставят 1 балл.
Если ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений — только 0 баллов.
Итого по сочинению можно получить до 11 баллов.
Шаблон выполнения задания.
___________ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования __________. Назову наиболее важные из них.
• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления __________. Оба события — __________ и ___________ — были продиктованы общими причинами: ____________.
• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ______, ________, _______.
_____________ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
• С одной стороны, ____________________________________________.
• Но, с другой стороны, ________________________________________.
Сама фигура _______________ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого, так и современности. Образ _________________ в историографии довольно противоречив.
Эпоха правления ___________________ в целом стала периодом _______________.
school2126.ru
Задание 25 ЕГЭ по истории. Что от нас ждёт эксперт? Каковы критерии оценивания?
Просмотр содержимого документа
«Задание 25 ЕГЭ по истории. Что от нас ждёт эксперт? Каковы критерии оценивания?»
Задание 25 ЕГЭ по истории.
Что от нас ждёт эксперт?
1) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ событий (явлений, процессов), относящихся с данному периоду истории
2) ДВЕ исторические личности, деятельность которых связана с этими процессами. Также нужно показать их РОЛЬ в событиях
3) НЕ МЕНЕЕ ДВУХ причинно-следственных связей между событиями (это требование, как правило, вызывает наибольшие затруднения)
4) ОЦЕНИТЬ влияние событий на дальнейшую историю России (своя оценка с аргументацией или мнение историка) Какие периоды представлены в сочинении? Под конкретным историческим периодом понимается:
1) время правления руководителя государства (часть длительного правления) 2) совокупность нескольких правлений («дворцовые перевороты»)
3) переломные, опасные события (Смута, Гражданская война, революции) Первый вариант относится к периоду с древнейших времен до конца 17 века. Второй вариант — 18-19 века Третий вариант — 20-начало 21 века.
Каковы критерии оценивания?
КРИТЕРИЙ №1 — УКАЗАНИЕ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ (2 события — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №2 — ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ (2 личности, указана роль каждой — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №3 — ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (2 связи, характеризующие причины возникновения событий — 2 балла)
КРИТЕРИЙ №4 — ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОБЫТИЙ НА ИСТОРИЮ РОССИИ (есть оценка, своя (с аргументацией) или историка — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №5 — ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (термины использованы корректно — 1 балл)
ПО КРИТЕРИЯМ К6, К7 БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПО КРИТЕРИЯМ К1-К4 ИХ НЕ МЕНЕЕ 4-Х!
КРИТЕРИЙ №6 — НАЛИЧИЕ ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК (если их нет — 1 балл)
КРИТЕРИЙ №7 — ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (если материал изложен связно в форме именно сочинения — 1 балл) Критерии стали жестче, но понятнее. Сочинение потребует серьезной подготовки в течение всего учебного года. Общие фразы, отсутствие конкретики отрицательно повлияют на результат. Приветствуется эрудиция, точное знание дат, событий, персоналий.
multiurok.ru