Задание 15 егэ русский практика – Тест по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ русский язык задание 15 тест с ответами | скачать бесплатно

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами 
Знаки препинания при однородных членах: 
1) Однородные члены предложения, не соединенные союзами, разделяются запятыми. Нельзя считать однородными сказуемыми сочетания глаголов типа возьму и схожу, пойду посмотрю
2) Если последний член ряда присоединяется союзами и, да, или, то запятая перед ним не ставится 
3) Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, если их больше двух (и... и... и, да.., да... да, ни... ни... ни, или... или... или, ли... ли... ли, ли... или... или, либо... либо... либо, то... то... то, не то... не то... не то, то ли... то ли... то ли), разделяются запятыми. 
4) При отсутствии союза и перед первым из перечисляющихся членов предложения соблюдается правило: если однородных членов предложения больше двух и союз и повторяется хотя бы дважды, запятая ставится между всеми однородными членами (в том числе и перед первым и). 
5) При двукратном повторении союза и (если число однородных членов — два) запятая ставится при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения. Но при отсутствии указанных условий запятая может не ставится. 

6) Однородные члены предложения, соединенные одиночными соединительными или разделительными союзами (и, да в знач. «и»; или, либо) не разделяются запятой. 
7) При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. «но», однако, хотя, зато, впрочем) и присоединительного (а также, а то и) запятая ставится. 
8) При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп). 

Запятая в сложносочиненном предложении: 

1) Перед союзами и, да (в значении и), или, либо запятая не ставится, если части сложносочиненного предложения объединены каким-либо общим элементом:

  1. второстепенным членом предложения

  2. придаточной частью сложноподчиненного предложения

  3. поясняемой двумя частями сложносочиненного предложениия третья часть, предшествующей им и связанной с ними бессоюзной связью

  4. вводным словом, словосочетанием или предложением

  5. частицей (ограничительная, усилительная, выделительная)


2) Запятыми разделяются предикативные части сложносочиненного предложения (простые предложения), между которыми стоят союзы:

  1. соединительные союзы [и, да (в значении и), ни…ни]

  2. противительные союзы [а, но, да (в значении но), однако, же, зато, а то, не то, а не то]

  3. разделительные союзы (или, либо, ли…или, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

  4. присоединительные союзы (да, да и, и притом, тоже, также)

  5. пояснительные союзы (а именно, то есть)


3) Запятая перед соединительным и разделительным союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав в качестве частей входят:

  1. вопросительные предложения

  2. побудительные предложения

  3. восклицательные предложения

  4. односоставные неопределенно-личные предложения (если предполагается один и тот же производитель действия)

  5. односоставные безличные предложения, имеющие синонимичные слова

  6. односоставные номинативные (или назывные) предложения


Точка с запятой в сложносочиненном предложении: 
1)Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой. 
 Тире в сложносочиненном предложении: 
1) Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между частями перед сочинительным союзом вместо запятой ставится тире. 
2) Если первая часть сложносочиненного предложения или обе части являются односоставными номинативными (или назывными) предложениями, между частями, как правило, ставится тире. 
3) Иногда сложносочинённое предложение распадается на две смысловые части, между которыми ставится тире. 
4) Встречается постановка тире в коротких конструкциях типа: Хотите свежих овощей — пожалуйста; хотите фруктов — и здесь отказа не будет.

Тестовые варианты для задания 15 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим. 
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова. 
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов. 
4) Дружба да братство дороже всякого богатства. 
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.

Пример 2:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. 
2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов. 
3) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. 
4) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. 
5)Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

Пример 3:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Трилистник травяной можно встретить как на заболоченных лугах так и по берегам озёр. 
2) Павел I мог по совершенно незначительному поводу или откровенно клеветническому доносу жестоко расправиться с любым придворным. 
3) Геолог начинает поиски в боковых притоках реки или внимательно обследует склоны долин или изучает подножие горы. 
4) Грациозно закачаются гибкие концы папоротников и опять всё тихо. 
5) Итальянское искусство в XVII веке уже не было единственным и безоговорочным авторитетом и идеалом.

Пример 4:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали. 
2) Было сыро холодно и сумрачно. 
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов. 
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами. 
5)В небе носились как ласточки так и стрижи.

Пример 5:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) Крестьяне разводили кур и уток и гусей. 
2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи. 
3) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья. 
4) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными. 
5) Пролив казался дорогой из тусклого золота и по ней неспешно дрейфовали парусники.

Пример 6:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) В передней врачи переговариваются на латыни и это придаёт их разговору ещё большую таинственность. 
2) Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам. 
3) Сама жизнь диктует художнику сюжет и композицию и краски. 
4) Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства. 
5) Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу.

Пример 7:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 
2) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. 
3) Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева.. 
4) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 
5) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

Ответы:

  1. 1,5

  2. 4,5

  3. 1,4

  4. 2,5

  5. 3,5

  6. 1,5

  7. 2,3

multiurok.ru

теория и практика / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Задание 15 по русскому языку ЕГЭ 2019: теория и практика

Теория «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи»

 

Правописание Н и НН в существительных

НН пишется:

  1. если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н. Например: конница, бесприданница, малинник.
  2. если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн. Например: современник, торжественность.

 

Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н. Например: песчаник, пряности, юность.

 

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)

НН пишется:

  1. в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-. Например: революционный, временный, здоровенный. Исключение: ветреный.
  2. в прилагательных, образованных от существительныхс основой на  при помощи суффикса -н-. Например: длинный, туманный, чугунный.
  • Прилагательные бараний, тюлений, свиной
     и подобные пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса-j-.
  • Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это непроизводные прилагательные.
     

Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-. Например: мышиный, гусиный, водяной. Исключениястеклянный, оловянный, деревянный.

 

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

НН пишется:

  1. полные страдательные причастия прошедшего времени. Например: закрученный, откопанный, купленный
  2. в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный. Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный

Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных. Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях. Например: сделан, освоены, окрашено

 

Правописание Н и НН в наречиях

В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано. Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)

Практика

bingoschool.ru

Задание № 15 (теория + практика) Подготовка к ЕГЭ.

Задание 15.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?

2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.

3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.

4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

3. 1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5) Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

4. 1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

4) Ученье да труд всё перетрут.

5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

5. 1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями.

2) Много желал да ничего не поймал.

3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.

4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад.

5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее.

6. 1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

3) Царило безмолвие и солнце погружалось в пепел туч.

4) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

5) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

7. 1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

8. 1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2) Больше я ничего не слышал так как незаметно для себя уснул.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

9. 1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать или в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

5) Со стороны улицы у штакетника стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

10. 1) Жизнь для равнодушного человека быстро теряет краски и он остаётся один со своим благополучием.

2) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

3) Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

5) Человеческое мышление формируется с помощью языка и оказывается с ним прочно связанным.

11. 1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.

2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей — пленников войн — в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.

3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

12. 1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

5) Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.

3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2)Тучи стали чернеть за горами и только яркими лучами блистало солнце.

3) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

4) Солнце — мощный источник как света и тепла так и других излучений.

5) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

15. 1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.

2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.

3) Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами и небо понемногу светлело на горизонте.

4) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.

5) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

www.metod-kopilka.ru

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку 2019

Н

НН

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных;
Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый
2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:
Песок-песчаный
Кожа-кожаный
Искл: оловянный, стеклянный, деревянный
 
1. В отыменных прилагательных с основой на -н;
Сон – сонный
Длина – длинный
2. В отыменных прилагательных с суффиксами
-енн- , -онн-
Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов
Красить(гл НВ без приставки) -крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)
Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:
Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;
Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм
Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек
 
В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:
Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный
4. В кратких причастиях:
Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный - отражен(а,о,ы)
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный
Искл: кованый, жёваный
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-
Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-
Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:
Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил.
Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань
Масляный (=на масле) насос, двигатель
Ветреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный
Ветряной (=приводимый в движение ветром) двигатель
Раненый солдат
Раненный в ногу солдат

rustutors.ru

ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Как легко выполнить?

 

Задание 15. Как легко выполнить?

Задание № 15 имеет целью проверить знания и умения учащихся по следующим темам

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них

  • неоднородные определения

  • сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания

  1. Определите, какое это предложение: простое или сложное. В простом - одна грамматическая основа, речь идёт о чём- то об одном. В сложном - две и более основ.

 

 

  1. Если среди предложений есть сложносочинённое, в котором две основы и предложения соединены союзом И, то чаще всего запятая ставится.

  2. Однако и со сложносочинёнными бывают трудности: необходимо обязательно посмотреть в самое начало предложения, убедиться, что там нет общего второстепенного члена. Если же он есть, то запятая даже в сложном не ставится.

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало.

  1. Если предложение простое, то есть в нём всего одна основа, необходимо посмотреть, какие союзы ставятся между ними.

Если  союзы  НО,  ОДНАКО, ЗАТО - смело ставьте запятые.

Если же союзы И, ИЛИ, ЛИБО, то они обязательно должны повторяться, только тогда ставьте запятые. Если одиночные союзы, то нет запятых.

Всегда ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как….,так и ;

 не только…., но и;

не столько…., сколько.

Конечно, всегда ставятся запятые, если нет союзов между однородными членами.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

  • Не путайте однородные определения ( они обозначают однородное качество, между ними можно поставить союз И) и неоднородные (разное качество, чаще всего одно- качественное прилагательное, второе- относительное, то есть признак нельзя сравнить).Между такими неоднородными определениями запятая не ставится.

Сравните:

Настроение радостное, весёлое – однородные определения

Большой каменный дом – каменный - относительное.

  • Никогда не ставьте запятые только по наличию нескольких союзов И, ведь они могут соединять совершенно разные однородные члены.

Например:

Учитель объяснял и одновременно демонстрировал на примерах материал об особенностях главных и второстепенных членов предложения.( Как видим , здесь два союза И, но первый соединяет два сказуемых- объяснял и демонстрировал, а второй соединяет два определения– о главных и второстепенных.  В  предложении нет запятых.

  • Наконец, бывает так, что в предложении есть группы однородных членов. Запятая ставится между этими группами.

Например:

Взрослые и дети, местные жители и гости – все были рады встрече с известными артистами.

 

Пример задания № 15 с комментариями

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

Примечание: имейте в виду, что в задании 15 два ответа!

1) Он шёл впереди гостей и отворял все двери.( Это простое предложение. Два однородных сказуемых шёл , отворял, союз И один, поэтому нет запятой).

2)Он хотел работать у меня, и я взял его к себе своим заместителем.( Это сложное предложение, в нём  две основы: он хотел работать, я взял. В самом начале нет общего второстепенного  члена .Ставим запятую.)

 3)И холод, и голод, и страх - всё пришлось пережить путешественникам.(Здесь несколько однородных членов, нет союзов. Ставим две запятые)

4)Он не стал оправдываться и лишь тихо и горько заплакал.( Разные ряды однородных членов: не стал оправдываться и заплакал – это сказуемые, тихо и горько – это обстоятельство. Нет запятых.

 5) Женщина купила билет, села у окна и стала смотреть на мелькавшие лица прохожих.( Простое предложение, между двумя однородными членами ставим запятую)

Таким образом, ответ: 25

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Как легко выполнить?

 

Задание 15. Как легко выполнить?

Задание № 15 имеет целью проверить знания и умения учащихся по следующим темам

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них

  • неоднородные определения

  • сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.

Предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания

  1. Определите, какое это предложение: простое или сложное. В простом - одна грамматическая основа, речь идёт о чём- то об одном. В сложном - две и более основ.

 

 

  1. Если среди предложений есть сложносочинённое, в котором две основы и предложения соединены союзом И, то чаще всего запятая ставится.

  2. Однако и со сложносочинёнными бывают трудности: необходимо обязательно посмотреть в самое начало предложения, убедиться, что там нет общего второстепенного члена. Если же он есть, то запятая даже в сложном не ставится.

Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало.

  1. Если предложение простое, то есть в нём всего одна основа, необходимо посмотреть, какие союзы ставятся между ними.

Если  союзы  НО,  ОДНАКО, ЗАТО - смело ставьте запятые.

Если же союзы И, ИЛИ, ЛИБО, то они обязательно должны повторяться, только тогда ставьте запятые. Если одиночные союзы, то нет запятых.

Всегда ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как….,так и ;

 не только…., но и;

не столько…., сколько.

Конечно, всегда ставятся запятые, если нет союзов между однородными членами.

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ

  • Не путайте однородные определения ( они обозначают однородное качество, между ними можно поставить союз И) и неоднородные (разное качество, чаще всего одно- качественное прилагательное, второе- относительное, то есть признак нельзя сравнить).Между такими неоднородными определениями запятая не ставится.

Сравните:

Настроение радостное, весёлое – однородные определения

Большой каменный дом – каменный - относительное.

  • Никогда не ставьте запятые только по наличию нескольких союзов И, ведь они могут соединять совершенно разные однородные члены.

Например:

Учитель объяснял и одновременно демонстрировал на примерах материал об особенностях главных и второстепенных членов предложения.( Как видим , здесь два союза И, но первый соединяет два сказуемых- объяснял и демонстрировал, а второй соединяет два определения– о главных и второстепенных.  В  предложении нет запятых.

  • Наконец, бывает так, что в предложении есть группы однородных членов. Запятая ставится между этими группами.

Например:

Взрослые и дети, местные жители и гости – все были рады встрече с известными артистами.

 

Пример задания № 15 с комментариями

 

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

Примечание: имейте в виду, что в задании 15 два ответа!

1) Он шёл впереди гостей и отворял все двери.( Это простое предложение. Два однородных сказуемых шёл , отворял, союз И один, поэтому нет запятой).

2)Он хотел работать у меня, и я взял его к себе своим заместителем.( Это сложное предложение, в нём  две основы: он хотел работать, я взял. В самом начале нет общего второстепенного  члена .Ставим запятую.)

 3)И холод, и голод, и страх - всё пришлось пережить путешественникам.(Здесь несколько однородных членов, нет союзов. Ставим две запятые)

4)Он не стал оправдываться и лишь тихо и горько заплакал.( Разные ряды однородных членов: не стал оправдываться и заплакал – это сказуемые, тихо и горько – это обстоятельство. Нет запятых.

 5) Женщина купила билет, села у окна и стала смотреть на мелькавшие лица прохожих.( Простое предложение, между двумя однородными членами ставим запятую)

Таким образом, ответ: 25

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

Как выполнить задание 15 по русскому языку (ЕГЭ)

Задание 15. Как выполнить?

Однородные члены – это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

С юга прилетели дрозды, иволги, жаворонки. Прилетели кто? –дрозды; прилетели кто?-иволги; прилетели кто? – жаворонки. Дрозды,иволги, жаворонки –это однородные члены.

Надо отличать предложения с однородными членами предложения от сложных предложений .

Запомни! Выполнять задание надо с определения грамм. основ.

В сложном предложении на стыке простых предложений ставь запятую.

Если предложение с однородными членами, обратись к схемам.

1. Глянули звёзд, и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Здесь две грамматические основы : звёзды глянули и месяц поднялся. Значит, два предложения, запятая ставится.

2. Мы взяли по корзине и пошли в лес собирать грибы и ягоды.- Здесь одна грамм. основа – мы взяли и пошли. Однородные члены: взяли и пошли; грибы и ягоды.Это два ряда однородных членов:

первый- мы что сделали?-взяли; мы что сделали?-пошли;

второй: собирать что? –ягоды; собирать что? –грибы.

Два ряда однородных членов, соединённых неповторяющимся союзом И. Запятая не ставится.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

3. Медленно поднимался туман и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.

4. Вдалеке слышались чьи-то голоса и звук топора дровосека.

5. Над Енисеем солнечно мерцало и сквозь это мерцание едва проглядывали кроны деревьев по ту сторону реки.

Однородными могут быть деепричастные и причастные обороты.

Оглядываясь назад и широко размахивая руками, он продолжал путь.

Запятая ставится по тем же правилам.

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *