Задание 1 ЕГЭ по литературе: разбор примеров
Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?
– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
Общие рекомендации к выполнению заданий 1-7
Анализ результатов ЕГЭ по литературе показывает, что трудности возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания произведений художественной литературы (имен персонажей, названий мест события, значимых деталей и т.п.), а также заданий на установление различных соответствий: между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями их произведений, героями и их репликами. Это объясняется недостаточным вниманием к самому художественному тексту при подготовке к экзамену. Нередко школьники пытаются подменить чтение полного текста литературного произведения знакомством с материалами, содержащими общие сведения о его сюжете и поэтике или сжатый пересказ, а также обращением к экранизациям и театральным постановкам.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:
- Жанровой разновидности и родовой принадлежности произведения.
- Наличия эпиграфов и посвящений.
- Принадлежности произведения к определенному литературному направлению.
- Расстановки образов в сюжетной линии.
- Особенностей конфликта произведения, основной темы и идеи произведения.
В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.
Задание 1
Разбор задания
Данное задание требует актуализации таких литературоведческих понятий, как роды и жанры литературы.
Литературные произведения можно поделить на три рода — эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.
Эпос(по-гречески означает повествование, рассказ) — повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность). В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь или рассказчик Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика.
Лирика (от греч. lyra— музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций.
Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.
Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.
Деление на роды — первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр — исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).
Эпические жанры
Роман (от фран. romanorconteroman — рассказ на романском языке) — большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).
Романы можно делить по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.) и по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).
Роман-эпопея (от греческого epopiia — собрание сказаний) — роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.
Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом — она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.
Рассказ — малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (ОТенри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.
Очерк — малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
Притча — малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).
Лирические жанры
Лирическое стихотворение
Элегия (от греческого elegos — жалобная песня) — малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.
Послание (от греческого epistole — письмо) — малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.
Эпиграмма (от греческого epigramma — надпись) — малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик — от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты — остроумие и краткость.
Ода (от греческого ode — песня) — малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.
Сонет (от итальянского soneto — песенка) — малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.
Поэма (от греческого poiema — творение) — средняя лироэпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов — лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.
Баллада (от итальянского ballada — плясать) — средняя лироэпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.
Драматические жанры
Комедия (от греческого homos — веселая процессия и ode — песня) — вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).
Трагедия (от греческого tragodia — козлиная песнь) — вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».
Драма — пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.
Родовую принадлежность произведения опреледить проще, чем жанровую. Если принимать во внимание объём произведения, то “Отцы и дети” можно назвать повестью, так как это произведение меньше по объёму, чем роман Гончаровоа “Обломов”, Достоевского “Преступление и наказание”.
Значит не объём, а другие признаки данного произвдения позволяют причислить его к роману. Это прежде всего острая проблематика. Несмотря на то, что сам Тургенев в начале работы называл свое произведение повестью: «…Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть – что-то выдет?..» (письмо И. А. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.)”.
Чем отличается роман от повести?
Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования. Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах. В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями. Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести – в очень ограниченном. Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них. Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.
Ответ: роман.
ЕГЭ-2019. Литература. Сборник заданий: 400 заданий с ответами
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Издание содержит: • задания разных типов по всем темам ЕГЭ; • тренировочные варианты ЕГЭ; • методические рекомендации; • ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ
Купитьrosuchebnik.ru
Род литературы. | Это группа произведений, выделяемых по ряду признаков (лирика, драма, эпос). |
Эпос. | Род литературы, в котором объединены произведения, повествующие о событиях, происходящих в определённое время в определённом пространстве, внешних по отношению к автору. |
Жанр. | Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими структурными признаками, признаками содержания и формы. |
Роман. | Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера. В романе много действующих лиц, несколько сюжетных линий, чаще всего действие затрагивает большой период времени.
Типы романов:
|
Роман-эпопея. | Роман-эпопея – это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики. Роман-эпопею от эпической поэмы, повести, рассказа отличает большой объем произведения, а также масштаб отображаемых событий и философских обобщений. Характерно всесторонне изображение народной жизни в переломные моменты истории страны. |
Повесть. | Жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом. В нём большее количество героев по сравнению с рассказом, несколько тем и проблем. |
Притча. | Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере». |
Рассказ. | Это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Чаще всего в рассказе освещается одна проблема. |
Очерк. | Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди, типичные социальные явления. |
Новелла. | Малый повествовательный жанр, по размеру сопоставимый с рассказом. В центре новеллы – одно событие, на котором концентрируется все внимание автора и читателя. Характеризуется острым сюжетом и чаще неожиданным финалом. |
Авторская позиция. | Выражение автором своего отношения к событиям, героям, проблемам, поставленным в произведении. |
Лирические отступления. | Это части произведений, в которых авторы выражают своё отношение к изображаемому: героям, их поступкам, явлениям действительности. |
Пафос. | Основной настрой произведения, его эмоциональная насыщенность. Бывает героический, трагический, комический. |
Интерьер. | Описание обстановки, в которой живёт герой. |
Портрет. | Изображение внешности героя для его характеристики. |
Пейзаж. | Изображение картин природы для более полного выражения идей, мыслей автора. Пейзаж помогает раскрыть переживания героев, их состояние. |
Деталь. | Значимая подробность, с помощью которой создаётся образ героя. |
Символ. | Самостоятельный художественный образ, знак, имеющий эмоционально-иносказательный смысл. |
Подтекст. | Скрытый смысл произведения, на который автор лишь намекает. Требует осмысления читателем. |
Говорящая фамилия. | Способ характеристики героя, подчёркивания ведущей его черты .Детали бывают:
|
Речь героев. | Один из способов характеристики героев, той или иной особенности его личности (уровня культуры профессиональной деятельности, особенностей социального положения и др.)
Монолог – развёрнутое высказывание героя по определённой теме. Может быть обращён к окружающим или быть внутренним монологом. Внутренняя речь — не произнесённая вслух. Диалог — разговор двух и более героев, обмен мнениями. |
literatura-ege.ru
ЕГЭ по литературе: изучаем теорию. Часть 1.
Если вы решили поступать в вуз, где в качестве вступительного испытания нужны результаты экзамена по литературе, стоит основательно подготовиться. Единый государственный экзамен по этому предмету по праву считается одним из самых сложных.
Структура экзамена
В соответствии с демонстрационным вариантом ЕГЭ 2015 года он представлен двумя структурными частями, в рамках которых – 17 заданий. Первая часть предполагает анализ эпического, вторая – исследование лирического произведения. При выполнении предполагается наличие как кратких, так и развернутых ответов.
Теория – вот главная основа
Понятно, что без знания литературных произведений и биографий их авторов сдать экзамен невозможно. Однако, перечитывая пройденное в школе, многие не уделяют внимания теоретическим основам. А между тем, эти знания необыкновенно важны. Без них невозможно ответить на вопросы, которые предполагают умение определить литературное направление, род произведения, его жанр, средства формирования художественных образов и раскрытия характера героев.
При анализе лирического стихотворения потребуются знания о литературных направлениях, видах рифм, стихотворных размерах, художественных средствах и приемах, типичных для поэтической речи.
Литературные направления
В истории литературы можно выделить несколько направлений. Каждое имеет определенные временные рамки, типичных представителей и характерные черты.
1. Классицизм развивается в XVIII — начале XIX столетия. В числе авторов могут быть названы: П. Корнель, Ж.Б. Мольер, Ж. Лафонтен, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков. Основные черты:
- провозглашение культа разума;
- простота и логичность изложения;
- соблюдение правила «трех единств»;
- каждый герой — четко положителен или отрицателен;
- жанры литературы строго делятся на высокие, средние и низкие.
2. Сентиментализм как литературное направление развивается в XVIII — начале XX века. Его знаменитыми представителями считаются Ж.-Ж. Руссо, Н.М. Карамзин. Главные особенности:
- преобладание темы смерти;
- появление психологизма – внимания к внутреннему миру и состоянию человека;
- природа выступает в качестве фона для переживаний героев;
- основные жанры: элегия, роман в письмах, психологическая повесть или роман.
3. Романтизм свойственен литературе конца XVIII – начала XIX века. Представители направления: Э.Т.А. Гофман, Д.Г. Байрон, В. Гюго, К.Ф, Рылеев, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов. Характерные проявления:
- трагичность бытия, потеря смысла жизни;
- поиски идеального мира, который противостоит миру реальному;
- одиночество;
- противоречие чувств и ожиданий героя реальности;
- провозглашение ценности человеческой личности;
- наличие особого, исключительного, героя.
4. Реализм – литературное направление XIX – XX века. Представители: В. Теккерей, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
Основные признаки:
- основой художественного изображения становится принцип историзма;
- авторы стремятся к максимально правдивому изображению действительности, с описанием реальных событий и исторических личностей;
- формирование характера героев дано в развитии;
- используется живой разговорный язык.
5. Направлением, которое развивается в последней трети XIX века, становится натурализм. Его представляли Э. Золя, некоторые черты находим в отдельных произведениях Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыков-Щедрина, Г.И. Успенского. Признаками натурализма являются:
- максимально точное описание действительности;
- объективное и беспристрастное изображение реальных условий – быт, физиология психики;
- утверждение, что нет в литературе недостойных тем и сюжетов.
Отдельно следует упомянуть направления, свойственные, в основном, для поэзии. Это модернизм, в рамках которого выделяют акмеизм, символизм и имажинизм, а также авангардизм, представленный футуризмом. Их черты обобщим в таблице.
Направление | Представители | Признаки |
Акмеизм | Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова | Цель искусства – облагородить человека. Объявление ценности каждого человека и явления. Стремление к ясности и точности художественного слова. Образы – точны, реальны, отчетливы. Стремление изобразить реальную красоту |
Символизм | А. Рембо, Ш. Бодлер, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережовский, А. Блок, В. Брюсов | Главное средство передачи идеи – символ. Ориентация на мистицизм. Обращение к античности. Мифотворчество. |
Имажинизм | А. Мариенгоф, В. Шершеневич, первоначально – С. Есенин | Цель творчества – создание образа, его преобладание над идеей и содержанием. |
Футуризм | В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский | Провозглашение идеи о новом типе искусства, которое должно спасти мир. В основу положен эпатаж, скандал. Меняется язык, средства создания образов, осуществляется поиск новых образов и рифм. |
Итак, мы перечислили основные признаки литературных направлений, которые дают о них общее представление и позволяют частично сориентироваться в типичных особенностях. Детальное изучение позволит расширить знания и достойно применить их при написании экзаменационной работы.
на Ваш сайт.
samarus-school.ru
ЕГЭ. Литература. Теория. Литературоведческие термины.
ЕГЭ. Литература. Теория.
Основные литературоведческие термины к заданию ЕГЭ с кратким ответом
Художественная речь (язык художественной литературы)
Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:
Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса
Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей – за день не перечесть..
Литота — художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок»
Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре
Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги — иностранные корабли)
Оксюморон — сочетание слов с противоположным значением: Живой труп.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?»
Символ – образ, воплощающий какую — нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира.
Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»).
Сравнение — предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)
. Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления)
Архаизмы — устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы — иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д. Диалектизмы — элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики — туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор.
Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги)
Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»
Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями)
Литературные роды и жанры
Роды литературы — способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма.
Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.
Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:
Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа.
Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.
Повесть — один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.
Очерк — один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения.
Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории
Триллер – разновидность детективно — приключенческого жанра .
.Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Драма — один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся:
Трагедия — разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою.
Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.
Фарс — легкий комедийный жанр.
Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)
Водевиль — легкая комедийная пьеса с куплетами
Лирика — один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.
Белый стих — нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина.
Верлибр — свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..»
Дума — стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова)
Ода — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.
Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.
Сонет — стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту»)
Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь
Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание)
Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.
Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным
Лиро-эпические жанры
Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина.
Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.
Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью
Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева.
Фантастика — разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением.
Структура литературного произведения
Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов.
Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.
Мотив — часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.)
Элементы сюжета : Пролог — своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое.
Экспозиция — введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.
Завязка — начальный момент в развитии событий, часто — начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.
Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.
Конфликт — острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия.
Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта .
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении.
Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.
Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения.
Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.
Содержание литературного произведения
Тема — круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения.
Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.
Идея — основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям.
Афоризм — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад»)
Лейтмотив — основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором.
Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.
Проблема — сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.
Проблематика — перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж
Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.
Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.
«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.
Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
Диалог – разговор двух персонажей
Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».
Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух
Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.
Приемы создания художественного образа человека
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж
Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.
Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.
Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.
«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.
Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.
Диалог – разговор двух персонажей
Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».
Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух
Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.
Комическое и сатирическое
Юмор — изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный.
Алогизм — стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя)
Ирония — насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов)
Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.
Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры
Сатира — способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными.
Памфлет — остросатирическое произведение на злободневную тему.
Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город»)
Образ. Тип. Персонаж
Вечные образы — образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение.
Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова)
Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.
Стихосложение
Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе)
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог — ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы).
Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.
Силлабо — тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов
Тоническое стихосложение — система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов — произвольное. Широко распространено в народном стихосложении.
Стопа — устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль— с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий— с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест— с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…»
Строфа — группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры:
Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.
Антитеза — противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег»
Бессоюзие (асиндетон) — намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы»
Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия — необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»
Перифраз — описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга
Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях — припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов:
Анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…»
Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»
Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
Поэтическая фонетика
Аллитерация — повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»
Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..»
Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…»
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.
Литературные направления и течения.
Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.
Классицизм — литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места)(«Горе от ума»)
Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина)
Романтизм — литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин)
Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь)
Критический реализм — литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой)
Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский)
Модернизм — направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д.
Серебряный век — термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения.
Акмеизм — литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова)
Символизм — литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок)
Имажинизм — литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин)
Футуризм — литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский )
Импрессионизм — модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость.
Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький)
multiurok.ru
Код элемента | Сведения по истории и теории литературы |
---|---|
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Фольклор. Жанры фольклора |
1.3 | Художественный образ. Художественное время и пространство |
1.4 | Содержание и форма. Поэтика |
1.5 | Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика |
1.6 | |
1.7 | Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма |
1.8 | Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. |
1.9 | Деталь. Символ. Подтекст |
1.10 | Психологизм. Народность. Историзм |
1.11 | Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск |
1.12 | Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс |
1.13 | Стиль |
1.14 | |
1.15 |
neznaika.info
Литература. ЕГЭ. Кодификатор. ТЕОРИЯ
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
Версия 2017 года
1 Сведения по теории и истории литературы
- Художественная литература как искусство слова
Жанры фольклора
- Художественный образ.
Художественное время и пространство
- Содержание и форма.
Поэтика
- Авторский замысел и его воплощение.
Художественный вымысел.
Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:
- Классицизм
- Сентиментализм
- Романтизм
- Реализм
- модернизм(символизм, акмеизм, футуризм)
- постмодернизм
- Литературные роды:
- Эпос
- Лирика
- Лироэпос
- драма.
Жанры литературы:
- роман
- роман-эпопея
- Повесть
- Рассказ
- Очерк
- Притча
- Поэма
- Баллада
- лирическое стихотворение
- песня
- Элегия
- Послание
- Эпиграмма
- Ода
- Сонет
- Комедия
- Трагедия
- Драма
1.8 Авторская позиция.
Тема.
Идея.
Проблематика.
Сюжет.
Композиция.
Эпиграф.
Антитеза
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора.
Персонаж.
Интерьер.
Характер.
Тип. Лирический герой.
Система образов.
Портрет.
Пейзаж.
Говорящая фамилия.
Ремарка
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос.
Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Психологизм. Народность. Историзм
1.11 Трагическое и комическое.
- Сатира
- Юмор
- Ирония
- Сарказм
- Гротеск
1.12 Язык художественного произведения.
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание.
- Афоризм
- Инверсия
- Повтор
- Анафора
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия.
- Гипербола
- Аллегория
- Оксюморон
- Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия.
Системы стихосложения.
Стихотворные размеры:
- Хорей
- Ямб
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Ритм.
Рифма
Строфа.
Дольник.
Акцентный стих.
Белый стих.
Верлибр
1.15 Литературная критика
literatura-ege.ru
ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.
Как написать вступление, примеры вступлений по конкретным темам.
Рекомендации на примере тем по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Что делает Наташу Ростову любимой героиней автора? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир».
- «Война и мир» как роман-эпопея.
- «Мысль народная» в романе «Война и мир».
- Кутузов и Наполеон (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»).
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Шаг 1.
Определяем «ключевые слова» в теме, даём им определения.
Примеры.
№ темы. | Примеры. |
1. | Любимые герои автора – это герои, которые нравятся ему, к которым он относится с явной симпатией, и это чувствуется по ходу произведения в способах изображения персонажей, в их описании, в отзывах о них других героев. Иногда авторы открыто говорят о своём восхищении. Такой является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – Наташа Ростова. |
2. | Роман- эпопея – это эпическое произведение, в котором показан большой исторический период времени, прослеживаются судьбы многих героев и страны, несколько сюжетных линий. В романе -эпопее, кроме вымышленных героев, есть реальные исторические личности, изображённые с точки зрения автора, его оценки их деятельности. Роман Л.Н. Толстого – это роман- эпопея. |
3. | Тема народа – одна из ведущих в русской классической литературе. О судьбе народа, его проблемах, о его роли в том или ином историческом событии пишут авторы в своих произведениях. «Мысль народная» – основная в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», так как именно народ – главный герой его произведения. Изображая пути исканий героев, автор неизменно показывает их отношение к простым людям. |
4. | Сравнение или сопоставление двух героев – один из основных приёмов, которым пользуются авторы для более точного их изображения. Особенно интересно повествование о ярких исторических личностях, сыгравших значительную роль в истории России и мира. Именно таковыми являлись М.И. Кутузов и Наполеон, которых показал в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой. |
Шаг 2.
Задаём вопросы по теме сочинения.
№ темы. | Примеры. |
1. | Что привлекает Л.Н. Толстого в Наташе? Какие черты, поступки вызывают в ней его уважение? |
2. | Что позволяет отнести произведение автора к данному жанру? Какие особенности «Войны и мира» свидетельствуют об этом? |
3. | Каким показан народ в романе? Как автор описал его проблемы, особенности национального характера? Наконец, как именно через взаимоотношение с народом раскрываются и развиваются характеры главных героев произведения? |
4. | Что общего и в чём различие этих героев? Как автор относится к ним, описывая их деятельность и особенности характеров? |
Шаг 3.
Пишем предложение, связывающее вступление с основной частью.
№ темы. | Примеры. |
1.2.3.4. | Постараюсь ответить на эти вопросы, приводя примеры из произведения. |
Таковы мои рекомендации. Конечно, это один из возможных вариантов вступления, на мой взгляд, наиболее удобный и доступный для учеников.
Критерии оценивания.
Уровень написания вступления будет учитываться при выставлении следующих баллов.
Баллы. | Критерии. |
| |
3 | Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена. |
2 | Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена. |
1 | Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена. |
0 | Тема не раскрыта. |
Насколько верно ученики раскроют тему сочинения, будет зависеть и от того, как они правильно поставят цели перед собой. А ведь именно в вопросах и содержится эта цель. Определение «ключевых слов» – это начало раскрытия темы. Так что вступление в критерии № 1 играет большую роль.
| |
2 | Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют. |
1 | Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий |
0 | Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий. |
В зависимости от темы сочинения, уже во вступлении могут быть использованы теоретико-литературные понятия. В наших примерах это такие понятия: герой литературного произведения, тема и основная мысль произведения, роман-эпопея.
| |
3 | Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
2 | Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки |
1 | В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения,И/ИЛИ допущено три-четыре логические ошибки. |
0 | В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла,И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок. |
Чётко продуманное вступление, отражение в нём темы, логическая связь со второй частью сочинения – всё это будет учитываться при выставлении баллов по критерию № 4.
| |
3 | Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка. |
2 | Допущено две-три речевые ошибки. |
1 | Допущено четыре речевые ошибки. |
1 | Допущено пять или более речевых ошибок. |
14 | Максимальный балл. |
Пишите сочинение внимательно, не допускайте в нём речевых ошибок, начиная со вступления, и тогда высший балл по критерию № 5 вам будет обеспечен!
А что такое речевые ошибки – об этом будет разговор в отдельной статье.
Продолжение следует. В следующей статье я расскажу вам, как писать основную часть сочинения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
literatura-ege.ru