Задание 1 литература теория егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по литературе (11 класс) на тему: Подготовка к ЕГЭ. Теория литературы | скачать бесплатно

Задание 1 ЕГЭ по литературе: разбор примеров

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Общие рекомендации к выполнению заданий 1-7

Анализ результатов ЕГЭ по литературе показывает, что трудности возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания произведений художественной литературы (имен персонажей, названий мест события, значимых деталей и т.п.), а также заданий на установление различных соответствий: между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями их произведений, героями и их репликами. Это объясняется недостаточным вниманием к самому художественному тексту при подготовке к экзамену. Нередко школьники пытаются подменить чтение полного текста литературного произведения знакомством с материалами, содержащими общие сведения о его сюжете и поэтике или сжатый пересказ, а также обращением к экранизациям и театральным постановкам.

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:

  1. Жанровой разновидности и родовой принадлежности произведения.
  2. Наличия эпиграфов и посвящений.
  3. Принадлежности произведения к определенному литературному направлению.
  4. Расстановки образов в сюжетной линии.
  5. Особенностей конфликта произведения, основной темы и идеи произведения.

В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.

Задание 1

К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Разбор задания

Данное задание требует актуализации таких литературоведческих понятий, как роды и жанры литературы.

Литературные произведения можно поделить на три рода — эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.

Эпос(по-гречески означает повествование, рассказ) — повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность). В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь или рассказчик Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика.

Лирика (от греч. lyra— музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

Деление на роды — первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр — исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).

Эпические жанры

Роман (от фран. romanorconteroman — рассказ на романском языке) — большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).

Романы можно делить по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.) и по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).

Роман-эпопея (от греческого epopiia — собрание сказаний) — роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом — она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

Рассказ — малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (ОТенри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

Очерк — малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Притча — малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Лирические жанры

Лирическое стихотворение

— малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом…» Твардовского).

Элегия (от греческого elegos — жалобная песня) — малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Послание (от греческого epistole — письмо) — малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.

Эпиграмма (от греческого epigramma — надпись) — малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик — от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты — остроумие и краткость.

Ода (от греческого ode — песня) — малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

Сонет (от итальянского soneto — песенка) — малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

Поэма (от греческого poiema — творение) — средняя лироэпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов — лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

Баллада (от итальянского ballada — плясать) — средняя лироэпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

Драматические жанры

Комедия (от греческого homos — веселая процессия и ode — песня) — вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).

Трагедия (от греческого tragodia — козлиная песнь) — вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».

Драма — пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

Родовую принадлежность произведения опреледить проще, чем жанровую. Если принимать во внимание объём произведения, то “Отцы и дети” можно назвать повестью, так как это произведение меньше по объёму, чем роман Гончаровоа “Обломов”, Достоевского “Преступление и наказание”.

Значит не объём, а другие признаки данного произвдения позволяют причислить его к роману. Это прежде всего острая проблематика. Несмотря на то, что сам Тургенев в начале работы называл свое произведение повестью: «…Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть – что-то выдет?..» (письмо И. А. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.)”.

Чем отличается роман от повести?

Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования. Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах. В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями. Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести – в очень ограниченном. Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них. Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Ответ: роман.

ЕГЭ-2019. Литература. Сборник заданий: 400 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Издание содержит: • задания разных типов по всем темам ЕГЭ; • тренировочные варианты ЕГЭ; • методические рекомендации; • ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ

Купить

rosuchebnik.ru

ЕГЭ. Литература. Задания 1- 9. Основные термины по прозе.

Род литературы.Это группа произведений, выделяемых по ряду признаков (лирика, драма, эпос).
Эпос.Род литературы, в котором объединены произведения, повествующие о событиях, происходящих в определённое время в определённом пространстве, внешних по отношению к автору.
Жанр.Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими структурными признаками, признаками содержания и формы.
Роман.Повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера. В романе много действующих лиц, несколько сюжетных линий, чаще всего действие затрагивает большой период времени.

 

Типы романов:

  • автобиографический,
  • семейно-бытовой,
  • исторический,
  • философский,
  • эпистолярный (роман в письмах),
  • любовный,
  • авантюрный,
  • утопия(изображение идеального общества) и антиутопия( предостережение),
  • фантастический,
  • роман-путешествие.
Роман-эпопея.Роман-эпопея – это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики. Роман-эпопею от эпической поэмы, повести, рассказа отличает большой объем произведения, а также масштаб отображаемых событий и философских обобщений. Характерно всесторонне изображение народной жизни в переломные моменты истории страны.
Повесть.Жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом. В нём большее количество героев по сравнению с рассказом, несколько тем и проблем.
Притча.Короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».
Рассказ.Это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Чаще всего в рассказе освещается одна проблема.
Очерк.Очерк — это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди, типичные социальные явления.
Новелла.Малый повествовательный жанр, по размеру сопоставимый с рассказом. В центре новеллы – одно событие, на котором концентрируется все внимание автора и читателя. Характеризуется острым сюжетом и чаще неожиданным  финалом.
Авторская позиция.Выражение автором своего отношения к событиям, героям, проблемам, поставленным в произведении.
Лирические отступления.Это части произведений, в которых авторы выражают своё отношение к изображаемому: героям, их поступкам, явлениям действительности.
Пафос.Основной настрой произведения, его эмоциональная насыщенность. Бывает героический, трагический, комический.
Интерьер.Описание обстановки, в которой живёт герой.
Портрет.Изображение внешности героя для его характеристики.
Пейзаж.Изображение картин природы для более полного выражения идей, мыслей автора. Пейзаж помогает раскрыть переживания героев, их состояние.
Деталь.Значимая подробность, с помощью которой создаётся образ героя.
Символ.Самостоятельный художественный образ, знак, имеющий эмоционально-иносказательный смысл.
Подтекст.Скрытый смысл произведения, на который автор лишь намекает. Требует осмысления читателем.
Говорящая фамилия.Способ характеристики героя, подчёркивания ведущей его черты .Детали бывают:
  • предметными,
  • цветовыми,
  • деталями интерьера,
  • деталями пейзажа,
  • деталями портрета.
  • деталями речи,
  • состояния героя.
Речь героев.Один из способов характеристики героев, той или иной особенности его личности (уровня культуры профессиональной деятельности, особенностей социального положения и др.)

 

Монолог – развёрнутое высказывание героя по определённой теме.  Может быть обращён к окружающим или быть внутренним монологом.

Внутренняя речь — не произнесённая вслух.

Диалог — разговор двух и более героев, обмен мнениями.

literatura-ege.ru

ЕГЭ по литературе: изучаем теорию. Часть 1.

Если вы решили поступать в вуз, где в качестве вступительного испытания нужны результаты экзамена по литературе, стоит основательно подготовиться. Единый государственный экзамен по этому предмету по праву считается одним из самых сложных.

Структура экзамена

В соответствии с демонстрационным вариантом ЕГЭ 2015 года он представлен двумя структурными частями, в рамках которых – 17 заданий. Первая часть предполагает анализ эпического, вторая – исследование лирического произведения. При выполнении предполагается наличие как кратких, так и развернутых ответов.

Теория – вот главная основа

Понятно, что без знания литературных произведений и биографий их авторов сдать экзамен невозможно. Однако, перечитывая пройденное в школе, многие не уделяют внимания теоретическим основам. А между тем, эти знания необыкновенно важны. Без них невозможно ответить на вопросы, которые предполагают умение определить литературное направление, род произведения, его жанр, средства формирования художественных образов и раскрытия характера героев.

При анализе лирического стихотворения потребуются знания о литературных направлениях, видах рифм, стихотворных размерах, художественных средствах и приемах, типичных для поэтической речи.

Литературные направления

В истории литературы можно выделить несколько направлений. Каждое имеет определенные временные рамки, типичных представителей и характерные черты.

1. Классицизм развивается в XVIII — начале XIX столетия. В числе авторов могут быть названы: П. Корнель, Ж.Б. Мольер, Ж. Лафонтен, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков. Основные черты:

  • провозглашение культа разума;
  • простота и логичность изложения;
  • соблюдение правила «трех единств»;
  • каждый герой  — четко положителен или отрицателен;
  • жанры литературы строго делятся на высокие, средние и низкие.

2. Сентиментализм как литературное направление развивается в XVIII — начале XX века.  Его знаменитыми представителями считаются Ж.-Ж. Руссо, Н.М. Карамзин. Главные особенности:

  • преобладание темы смерти;
  • появление психологизма – внимания к внутреннему миру и состоянию человека;
  • природа выступает в качестве фона для переживаний героев;
  • основные жанры: элегия, роман в письмах, психологическая повесть или роман.

3. Романтизм свойственен литературе конца XVIII – начала XIX века. Представители направления: Э.Т.А. Гофман, Д.Г. Байрон, В. Гюго, К.Ф, Рылеев, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов. Характерные проявления:

  • трагичность бытия, потеря смысла жизни;
  • поиски идеального мира, который противостоит миру реальному;
  • одиночество;
  • противоречие чувств и ожиданий героя реальности;
  • провозглашение ценности человеческой личности;
  • наличие особого, исключительного, героя.

4. Реализм – литературное направление XIX – XX века. Представители: В. Теккерей, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Стендаль, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.

Основные признаки:

  • основой художественного изображения становится принцип историзма;
  • авторы стремятся к максимально правдивому изображению действительности, с описанием реальных событий и исторических личностей;
  • формирование характера героев дано в развитии;
  • используется живой разговорный язык.

5. Направлением, которое развивается в последней трети XIX  века, становится натурализм. Его представляли Э. Золя, некоторые черты находим в отдельных произведениях Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыков-Щедрина, Г.И. Успенского. Признаками натурализма являются:

  • максимально точное описание действительности;
  • объективное и беспристрастное изображение реальных условий – быт, физиология психики;
  • утверждение, что нет в литературе недостойных тем и сюжетов.

Отдельно следует упомянуть направления, свойственные, в основном, для поэзии. Это модернизм, в рамках которого выделяют акмеизм, символизм и имажинизм, а также авангардизм, представленный футуризмом. Их черты обобщим в таблице.

 

НаправлениеПредставителиПризнаки
АкмеизмН. Гумилев, О. Мандельштам, А. АхматоваЦель искусства – облагородить человека. Объявление ценности каждого человека и явления. Стремление к ясности и точности художественного слова. Образы – точны, реальны, отчетливы. Стремление изобразить реальную красоту
СимволизмА. Рембо, Ш. Бодлер, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережовский, А. Блок, В. БрюсовГлавное средство передачи идеи – символ. Ориентация на мистицизм. Обращение к античности. Мифотворчество.
ИмажинизмА. Мариенгоф, В. Шершеневич, первоначально – С. ЕсенинЦель творчества – создание образа, его преобладание над идеей и содержанием.
ФутуризмВ. Хлебников, И. Северянин, В. МаяковскийПровозглашение идеи о новом типе искусства, которое должно спасти мир. В основу положен эпатаж, скандал. Меняется язык, средства создания образов, осуществляется поиск новых образов и рифм.

 

Итак, мы перечислили основные признаки литературных направлений, которые дают о них общее представление и позволяют частично сориентироваться в типичных особенностях. Детальное изучение позволит расширить знания и достойно применить их при написании экзаменационной работы.


на Ваш сайт.

samarus-school.ru

ЕГЭ. Литература. Теория. Литературоведческие термины.

ЕГЭ. Литература. Теория.

Основные литературоведческие термины к заданию ЕГЭ с кратким ответом

Художественная речь (язык художественной литературы)

Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности:

Аллегория — иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса

Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей за день не перечесть..

Литота — художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок»

Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре

Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги — иностранные корабли)

Оксюморон — сочетание слов с противоположным значением: Живой труп.

Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?»

Символ – образ, воплощающий какую — нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира.

Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»).

Сравнение — предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды.

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста)

. Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления)

Архаизмы устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы — иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д. Диалектизмы — элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики — туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор.

Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги)

Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!»

Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями)

Литературные роды и жанры

Роды литературы — способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма.

Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др.

Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса:

Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа.

Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени.

Повесть — один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека

Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки.

Очерк — один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения.

Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории

Триллер – разновидность детективно — приключенческого жанра .

.Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Драма — один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся:

Трагедия — разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою.

Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства.

Фарс — легкий комедийный жанр.

Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния)

Водевиль — легкая комедийная пьеса с куплетами

Лирика — один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи.

Белый стих — нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина.

Верлибр — свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..»

Дума — стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова)

Ода — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее.

Сонет — стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту»)

Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь

Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание)

Эпиграмма — краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным

Лиро-эпические жанры

Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина.

Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей.

Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью

Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева.

Фантастика — разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением.

Структура литературного произведения

Композиция — построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов.

Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу.

Мотив — часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.)

Элементы сюжета : Пролог — своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое.

Экспозиция — введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.

Завязка — начальный момент в развитии событий, часто — начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее.

Конфликт — острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия.

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта .

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении.

Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста.

Контекст — законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения.

Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности.

Содержание литературного произведения

Тема — круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения.

Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя.

Идея — основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям.

Афоризм — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад»)

Лейтмотив — основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором.

Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания.

Проблема — сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Проблематика — перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.

Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».

Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух

Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.

Приемы создания художественного образа человека

Портрет – изображение внешности героя в произведении.

Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж

Пейзаж — картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа.

Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку.

Психологизм — углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений.

«Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого.

Коллизия— столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц.

Диалог – разговор двух персонажей

Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» — замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя».

Монолог — речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух

Ремарка — краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения.

Комическое и сатирическое

Юмор — изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный.

Алогизм — стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя)

Ирония — насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов)

Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии.

Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры

Сатира — способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными.

Памфлет — остросатирическое произведение на злободневную тему.

Гротеск — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город»)

Образ. Тип. Персонаж

Вечные образы — образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение.

Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова)

Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей.

Стихосложение

Ритм — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе)

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог — ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы).

Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге.

Силлабо — тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов

Тоническое стихосложение — система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов — произвольное. Широко распространено в народном стихосложении.

Стопа — устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль— с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий— с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест— с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…»

Строфа — группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж»

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры:

Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова.

Антитеза — противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег»

Бессоюзие (асиндетон) — намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы»

Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия — необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность

Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…»

Перифраз — описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга

Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях — припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов:

Анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…»

Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…

Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…»

Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых.

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.

Поэтическая фонетика

Аллитерация повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит»

Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..»

Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…»

Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели.

Литературные направления и течения.

Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов.

Классицизм — литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места)(«Горе от ума»)

Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина)

Романтизм — литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин)

Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь)

Критический реализм — литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой)

Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский)

Модернизм — направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д.

Серебряный век — термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения.

Акмеизм — литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова)

Символизм — литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок)

Имажинизм — литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин)

Футуризм — литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский )

Импрессионизм — модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость.

Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький)

multiurok.ru

Теория ЕГЭ по литературе

Код элементаСведения по истории и теории литературы
1.1

Художественная литература как искусство слова

1.2

Фольклор. Жанры фольклора

1.3

Художественный образ. Художественное время и пространство

1.4

Содержание и форма. Поэтика

1.5

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика

1.6
1.7Литературные роды: эпос, лирика, драма.

Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ

1.9

Деталь. Символ. Подтекст

1.10

Психологизм. Народность. Историзм

1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13

Стиль

1.14
1.15

neznaika.info

Литература. ЕГЭ. Кодификатор. ТЕОРИЯ

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

Версия 2017 года

 

 

1 Сведения по теории и истории литературы

  • Художественная литература как искусство слова

 

 

Жанры фольклора

 

  • Художественный образ.

Художественное время и пространство

 

  • Содержание и форма.

Поэтика

 

  • Авторский замысел и его воплощение.

Художественный вымысел.

Фантастика

 

1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения:

  • Классицизм
  • Сентиментализм
  • Романтизм
  • Реализм
  • модернизм(символизм, акмеизм, футуризм)
  • постмодернизм

 

  • Литературные роды:
  • Эпос
  • Лирика
  • Лироэпос
  • драма.

 

Жанры литературы:

  • роман
  • роман-эпопея
  • Повесть
  • Рассказ
  • Очерк
  • Притча
  • Поэма
  • Баллада
  • лирическое стихотворение
  • песня
  • Элегия
  • Послание
  • Эпиграмма
  • Ода
  • Сонет
  • Комедия
  • Трагедия
  • Драма

 

 

1.8 Авторская позиция.

Тема.

Идея.

Проблематика.

Сюжет.

Композиция.

Эпиграф.

Антитеза

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Лирическое отступление.

Конфликт.

Автор-повествователь. Образ автора.

Персонаж.

Интерьер.

 Характер.

Тип. Лирический герой.

Система образов.

Портрет.

Пейзаж.

Говорящая фамилия.

 Ремарка

«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.

Пафос.

Фабула.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.

Сказ

 

1.9 Деталь. Символ. Подтекст

 

1.10 Психологизм. Народность. Историзм

 

1.11 Трагическое и комическое.

  • Сатира
  • Юмор
  • Ирония
  • Сарказм
  • Гротеск

 

1.12 Язык художественного произведения.

  • Риторический вопрос
  • Риторическое восклицание.
  • Афоризм
  • Инверсия
  • Повтор
  • Анафора
  • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия.
  • Гипербола
  • Аллегория
  • Оксюморон
  • Звукопись: аллитерация, ассонанс

 

1.13 Стиль

 

1.14 Проза и поэзия.

Системы стихосложения.

Стихотворные размеры:

  • Хорей
  • Ямб
  • Дактиль
  • Амфибрахий
  • Анапест

 

Ритм.

Рифма

Строфа.

Дольник.

Акцентный стих.

Белый стих.

Верлибр

 

1.15 Литературная критика

 

literatura-ege.ru

ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.

Как написать вступление, примеры вступлений по конкретным темам.

Рекомендации на примере тем по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Что делает Наташу Ростову любимой героиней автора? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир».
  2. «Война и мир» как роман-эпопея.
  3. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
  4. Кутузов и Наполеон (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»).

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Шаг 1.

Определяем «ключевые слова» в теме, даём им определения.

Примеры.

№ темы.Примеры.
1.Любимые герои автора – это герои, которые нравятся ему, к которым он относится с явной симпатией, и это чувствуется по ходу произведения в способах изображения персонажей, в их описании, в отзывах о них других героев. Иногда авторы открыто говорят о своём восхищении. Такой является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – Наташа Ростова.
2.Роман- эпопея – это эпическое произведение, в котором показан большой исторический период времени, прослеживаются судьбы многих героев и страны, несколько сюжетных линий. В романе -эпопее, кроме вымышленных героев, есть реальные исторические личности, изображённые с точки зрения автора, его оценки их деятельности. Роман Л.Н. Толстого – это роман- эпопея.
3.Тема народа – одна из ведущих в русской классической литературе. О судьбе народа, его проблемах, о его роли   в том или ином историческом событии пишут авторы в   своих произведениях. «Мысль народная» – основная в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», так как именно народ – главный герой его произведения. Изображая пути исканий героев, автор неизменно показывает их отношение к простым людям.
4.Сравнение или сопоставление двух героев – один из основных приёмов, которым пользуются авторы для более точного их изображения. Особенно интересно повествование о ярких исторических личностях, сыгравших значительную роль в истории России и мира. Именно таковыми являлись М.И. Кутузов и Наполеон, которых показал в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой.

 

Шаг 2.

Задаём вопросы по теме сочинения.

№ темы.Примеры.
1.Что привлекает Л.Н. Толстого в Наташе? Какие черты, поступки вызывают в ней его уважение?
2.Что позволяет отнести произведение автора к данному жанру? Какие  особенности «Войны и мира» свидетельствуют об этом?
3.Каким показан народ в романе? Как автор описал его проблемы, особенности национального характера? Наконец, как именно через взаимоотношение с народом раскрываются и развиваются характеры главных героев произведения?
4.Что общего и в чём различие этих героев? Как автор относится к ним, описывая их деятельность и особенности характеров?

Шаг 3.

Пишем предложение, связывающее вступление с основной частью.

 

№ темы.Примеры.
1.2.3.4.Постараюсь ответить на эти вопросы, приводя примеры из произведения.

Таковы мои рекомендации. Конечно, это один из возможных вариантов вступления, на мой взгляд, наиболее удобный и доступный для учеников.

Критерии оценивания.

Уровень написания вступления будет учитываться при выставлении следующих баллов.

Баллы.Критерии.
  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.
3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
2Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена.
1Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена.
0Тема не раскрыта.

 

Насколько верно ученики  раскроют тему сочинения, будет зависеть и от того, как они правильно поставят цели перед собой. А ведь именно в вопросах и содержится эта цель. Определение «ключевых слов» – это начало раскрытия темы. Так что вступление в критерии № 1 играет большую роль.

  1. Опора на теоретико-литературные понятия.
2Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
1Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.

В зависимости от темы сочинения, уже во вступлении могут быть использованы теоретико-литературные понятия. В наших примерах это такие понятия: герой литературного произведения, тема и основная мысль произведения, роман-эпопея.

  1. Композиционная цельность и логичность.
3Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
2Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки
1В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения,И/ИЛИ  допущено три-четыре логические ошибки.
0В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла,И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок.

 

Чётко продуманное вступление, отражение в нём темы, логическая связь со второй частью сочинения – всё это будет учитываться при выставлении баллов по критерию № 4.

  1. Соблюдение речевых норм.
3Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка.
2Допущено две-три речевые ошибки.
1Допущено четыре речевые ошибки.
1Допущено пять или более речевых ошибок.
14Максимальный балл.

Пишите сочинение внимательно, не допускайте в нём речевых ошибок, начиная со вступления, и тогда высший балл по критерию № 5 вам будет обеспечен!

А что такое речевые ошибки – об этом будет разговор в отдельной статье.

Продолжение следует. В следующей статье я расскажу вам, как писать основную часть сочинения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

 

literatura-ege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *