Вариант 15 егэ русский язык 2018 – Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2018 Цыбулько 15 вариант — Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2018 Цыбулько. 36 вариантов

Вариант 15. Цыбулько 2018. Аргументы. » Рустьюторс

Вариант 15. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.


Текст
 

 
 
 
 
 
 
1)В осеннем лесу все было жёлтое и багряное, козалось, все горело и светило вместе с солнцем.  2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно.  3)Было прохладно и легко, а потому и весело. 4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
5) Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил ее рядом на землю и смотрел на листья. 6) И слушал тишину леса. 7) Ну конечно же он улыбался! 8) Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
9) И вот хозяин встал, расчехлил ружье, вложил патроны. 10) Бим задрожал от волнения. 11) Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим еще больше разволновался.
-(12)Ну, мальчик, ищи!
13)Бим пошёл! 14) Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15) Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, лубуясь работой друга. 16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу. 17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18) А вскоре Бим уже пошел ровно, со знанием дела. 19) Великое искусство — работа саттера! 20) Вот он идет лёгким галопом, подняв голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
21) Лес молчал. 22) Лишь чуть-чуть играли золотые листья березы, купаясь в блёстках солнца. 23) Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. 24) Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. 25) А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. 26) Ни единый сумкул не дрогнет! 27) Вот что такое классическая стойка в желтом лесу!
-(28)Вперед, мальчик!

(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.
30) Выстрел!
31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. 32) Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. 33) Дубы охнули, как богатыри. 34) Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
35) Вальдшнеп упал комом. 36) Бим подал его по всем правилам. 37) Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на нее и сказал задумчиво:
-Эх, не надо бы…
38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
-Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. 39) А так — не стоит.
40) Вчера был счастливый день. 41) Все как надо: осень, солнце, желтый лес, изящная работа Бима. 42) А все-таки какой-то осадок на душе. 43) Отчего Бы? 44) Мне жаль стало убивать дичь. 45) Так хорошо вокруг, и вдруг мертвая птица. 46) Я не вегатарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. 47) Если ни одного — еще бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьет кто-то другой. 48) Нет уж, увольте от такого…
49) Откуда же все-таки осадок от вчерашнего? 50) И только ли от вчерашнего? 51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. 52) Итак, вчерашний день: стремление к счастью, желтый лес — и убитая птица. 53) Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
54) Стоп! 55) Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность. 56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идет и все более растет во мне жалость к птицам и животным.
57) Ах, желтый лес, желтый лес! 58) Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. 59) В осеннем солнечном лесу человек становится<…>.

По Г. Н. Троепольскому.

Примерный круг проблем:

1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

 Авторская позиция: Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его в раздумья.

2. Проблема отношения к птицам и животным? (Допустимо ли убивать птиц и животных?) 

Авторская позиция: Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идет против своей совести.

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чем строятся взаимоотношения человека и собаки?) 

Авторская позиция: Собака — одно из лучших творений природы – преданно относится к своему хозяину и человек, ценящий эту преданность, отвечает «четвероногому другу» любовью и заботой.

rustutors.ru

И ПЦыбулько ЕГЭ-2018 Русский язык Вариант 15

Вариант 15

Начало формы

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулканаили неглубоко под водой, образуется риф — возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3) _____ вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

1

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, образуется возвышение в форме кольца.

2. Коралловый риф состоит из скелетов кораллов — микроскопических морских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине.

3. Состоящий из скелетов кораллов риф, имеющий форму кольца, образуется вокруг кратера пидводного вулкана и поднимается по мере разрушения вулканического острова.

4. Когда коралловый риф опускается под воду, вулканический остров разрушается.

5. Коралловый риф, который имеет форму кольца, состоит из скелетов кораллов и образуется вокруг кратера вулкана; по мере разрушения вулканического острова риф поднимается выше.

2

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

2. Поэтому

3. По мере того как

4. Вопреки этому

5. Во-первых,

3

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОРМА, -ы, ж.

1. Способ существования содержания (во 2-м знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. стиха.

4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Форма слова. Формы словоизменения.

5. перен.Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.

6. Установленный образец чего-н. Дать сведения о форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).

4

4

В одном из приведённом ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённом ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Эксперт

зАнял

оптОвый

кУхонный

5

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Задача гимнастики — ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

2. Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

3. Русский морской офицер Н.Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX — начала XX века, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

4. Кошек принято считать необычайно ЖИВУЧИМИ, но на самом деле за этими домашними животными требуется серьёзный уход, и прежде всего они нуждаются в наблюдении ветеринара, определяющего правильный рацион питания.

5. На берегу Чёрного моря расположена знаменитая ЗДРАВНИЦА.

6

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

рота СОЛДАТОВ

несколько АБРИКОСОВ

ЛУЧШИЙ ответ

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

нет ПОЛОТЕНЕЦ

7

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связано с вулканами.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Благодаря хорошего образования наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное впечатление.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стительность

р..гламент

щ..бетать

заб..раясь

водор..сли

9

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

в..думав не..гибаемый

пр..следуя, пр..града

нед..варил, пр..бабушка

пред..стория, контр..гра

(камень) пр..ткновения, пр..смотревшись

10

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

узорч..тый

повес..вший

вытерп..в

разборч..вый

улыбч..вый

11

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

помож..шь

заслуж..нный

провод ..шь

узнава..мый

шепч..шь

12

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Причины миграции этих редких птиц ещё (НЕ)ИЗУЧЕНЫ.

2. Вдоль улиц громоздятся горы ещё (НЕ)РАСТАЯВШЕГО снега.

3. Лизу поселили в (НЕ)БОЛЫНОЙ, но очень светлой комнате с красивым окном. Петю манили вовсе (НЕ)ИЗВЕДАННЫЕ уголки Земли.

4. Прохожий шёл по улице (НЕ)СПЕША.

13

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей.

2. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд Земли.

3. Призвание поэта — творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ТАК)КАК лишь немногим дано оценить его творения.

4. ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

5. КОЕ(ГДЕ) (В)НИЗУ можно было увидеть небольшие островки воды.

14

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора.

15

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

2. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.

3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

4. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

5. На улице было и тепло и сухо.

16

16

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.

17

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

18

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

19

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стая диких уток с пронзительным криком промчалась над нашими головами (1) и (2) когда мы услышали (3) с каким шумом они опустились на реку (4) нам стало немного не по себе.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги — от асфальта и булыжника…

(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной белыми, слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты и бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.

(5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…

(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора.

(9)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…

(11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12)Он бросился к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.

(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.

— (14)Ваш абонент не отвечает,— сказала она.

— (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились…

(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».

— (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!

(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:

— А я вас уже видела… (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.

(22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.

— (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге… далеко.

— (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она.

(25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи

и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.

— (27)Есть! — торжествующе воскликнула она.

(28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».

(30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась… (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её.

(34)Но она уже была далеко.

— (35)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — возвещала она в микрофон.

(38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить?

(39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения…

(По А. Г. Алексину*)

* Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) — советский писатель, драматург.

20

20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Работа геолога предполагает частые командировки.

2. Геолог — персонаж текста — с благодарностью вспоминает поступок телефонистки.

3. Сегодня письменное общение между людьми осуществляется в основном с помощью электронной почты.

4. Девушка-телефонистка догадалась о том, что геологу должно было адресовано сообщение, в котором объяснялось, почему абонент не вышел на связь.

5. Геолог не получил на почте долгожданного письма.

21

21

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложении 2 содержится рассуждение.

2. Предложение 6 объясняет содержание предложения 5.

3. В предложениях 25-26 представлено повествование.

4. В предложениях 31-32 содержится повествование.

5. В предложениях 39-40 представлено описание.

22

22

Из предложения 26 выпишите фразеологизм.

23

23

Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24

24

«Размышляя о поступке девушки-телефонистки, автор использует синтаксическое средство — (А) ______ (предложения 25, 40). Представление о характере девушки — персонажа текста — создаёт такая форма речи, как (Б) _____ (предложения 14—16, 18-21, 23-24), а важность её работы подчёркивают тропы — (В) ______ (“телеграф и переговорный пункт… бодрствовали” в предложении 3)», (Г) _____ (“серьёзным, деловитым голосом” в предложении 11)».

Список терминов:

1. эпитеты

2. сравнение

3. диалектизмы

4. ряды однородных членов

5. диалог

6. противопоставление

7. метонимия

8. контекстные антонимы

9. разговорная лексика

Конец формы

multiurok.ru

Г Т Егораева ЕГЭ-2018 Типовые тестовые задания Русский язык Вариант 15

Егораева Г. Т. ЕГЭ 2018. 20 вариантов. Типовые тестовые задания

ВАРИАНТ 15

Часть 1

Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последова­тельность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной кле- точке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Не только политика, но и бытовые, семейные, человеческие связи пронизывали декабрист­ские политические организации. (2)Если для последующих этапов общественного движения будут типичны разрывы дружбы, любви, многолетних привязанностей по соображениям идео­логии и политики, то для декабристов характерно, что сама политическая организация облека­ется в формы непосредственно человеческой близости, дружбы, привязанности к человеку, а не только к его убеждениям. (3) все участники политической жизни были включены и в ка­кие-либо прочные внеполитические связи: они были родственниками, однополчанами, товари- щами по учебным заведениям, участниками военных сражений.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содер­жащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Декабристы были родственниками, однополчанами, которых связывали только по­литика и идеология.

2) Политические организации эпохи декабристов отличало наличие тесных и неруши­мых внеполитических связей.

3) Политическое движение может быть прочным только в том случае, если его пред­ставителей объединяют человеческие, семейные, товарищеские связи.

4) Разрывы любовных и дружеских связей по соображениям политики и идеологии были несвойственны и последующим общественным движениям.

5) Декабристские политические организации строились не только на идеологии, но и на прочной личной привязанности к человеку.

Ответ:_______________________________.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому / Именно поэтому / Хотя / Только / Даже

Ответ:_______________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении тек­ста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЯЗЬ, -и; ж.

1. Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь. С. теории и практики. Причинная с.

2. Тесное общение между кем-чем-нибудь. Дружеская с. Укреплять международ­ные с.

3. Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам такого сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба с. Работники с.

4. Близкое знакомство с кем-нибудь, обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь с. во влиятельных кругах. Большие с.

Ответ:_______________________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

взялАсь / включИшь / бантОв / тУфля / накренИлась

Ответ:_______________________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

За последние два года этот актёр стал очень ПОПУЛЯРНЫМ.

Одна из причин ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО травматизма — несоблюдение правил техники безопасности.

Черты ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма в нашей стране воплотились в политике Екате­рины И.

ПАМЯТЛИВЫЕ старейшины рода знали много сказаний о старинных временах.

Самба — это подвижный и РИТМИЧНЫЙ танец, который пришёл к нам из Бразилии.

Ответ:_______________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Ис­правьте ошибку и запишите слово правильно.

детских ШОРТ / о ЧЕТЫРЁХСТАХ гвардейцах / песни ЦЫГАНОВ / договориться с НИМ

множество УВЕЧИЙ

Ответ:_______________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматически­ми ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сократ говорил, что чем больше узнаёт людей, тем больше ценит мою собаку.

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них мине­ральных солей.

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Гул орудий и грохот взрывов рас­плескался по осенней земле.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

4) Вслед за романом «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевский пишет роман «Идиот».

Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

5) Согласно римской легенды, Рим основали братья-близнецы Ромул и Рем, потомки троянского царя Энея.

6) Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь рас­пускающийся цвет всей его духов­ной жизни.

7) Чехов утверждал, что он не зна­ет языка лучше, чем у Лермон­това.

8) Прочитанная лекция для школь­ников о новых достижениях в ро­бототехнике вызвала большой ин­терес.

9) Два солдата с котомками равно­душно глядели на окна поезда.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:_______________________________.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Вы­пишите это слово, вставив пропущенную букву.

усл..жнённая / м..ридиан / оздор..вление / прил..жение / р..скошная

Ответ:_______________________________.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

меж..гровой, под..скать / на..стройка, о..дать / н..летел, п..ймал / пр..танцовывать, пр..мять

пр..родители, пр..верить

Ответ:_______________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

щеголеватый одол..вал назойл..вая охлад..вать гуж., вой

Ответ:_______________________________.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

повал..нный / возненавид..в / намет..вший / бор..шься / наказу..мый

Ответ:_______________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В вашем рассказе, сударь, события обрисованы отнюдь (НЕ)ВЕРНО.

Его сразу охватило сложное, ни с чем (НЕ)СРАВНИМОЕ чувство великого восторга, азарта, волнения.

Солнце пекло (НЕ)ПО-ВЕСЕННЕМУ жарко.

По весенней, ещё (НЕ)ПРОСОХШЕЙ дороге мы ехали на беговых дрожках.

Поэт настоящий вздувает заранее из искры (НЕ)ЯСНОЙ — ясное знание.

Ответ:_______________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Рас­кройте скобки и выпишите эти два слова.

Мне кажется, повторись всё (С)НАЧАЛА, я поступил бы ТАК(ЖЕ).

(ПО)ТОМУ мосту ехать было нельзя, и мы (ТОТ)ЧАС отправились в объезд.

(НЕ)СМОТРЯ на сильные морозы река не замерзала (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

Молодой адвокат не имел практики (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ (ПОЛУ)ГОДА.

(В)РОДЕ (НА)СЧЁТ земли и охоты, знаешь ли, особые разговоры будут.

Ответ:_______________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В такие дни, как этот, мне соверше(1)о осозна(2)о начинает казаться, что у природы издавна есть своя уединё(3)ая жизнь, таинстве(4)ая и особе(5)ая.

Ответ:_______________________________.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.

2) Тихо и синева повисла между ещё зелёными деревьями.

3) Сверкнуло и ударило над самым холмом.

4) Пустые и холодные залы угнетали и наводили уныние.

5) С Гиляровским дружили не только писатели но и многие актеры и художники.

Ответ:_______________________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Обаяние (1) овладевшее слушателями (2) и уносившее их далеко за эти скромные стены (3) разрушалось, пока (4) собравшись с силами (5) музыкант не ударял вновь по клавишам.

Ответ:_______________________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Милостивая государыня (1) для вас (2) вероятно (3) это (4)вряд ли (5) большая но­вость.

Ответ:_______________________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ощущение героизма русских воинов и смертельной тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» усиливается изображением широко­го поля (1) среди густой травы (2) которого (3) видны поникшие полевые колокольчики и смятые васильки.

Ответ:_______________________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оба моих проводника объяснили мне (1) что (2) если во время штиля туман вдруг перестаёт моросить и начинает подниматься кверху (3) и если при этом раскатистое эхо исчезает (4) надо ждать весьма сильного дождя.

Ответ:_______________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее сло­во. Выпишите это слово.

Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими буш­менами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.

Ответ:_______________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 21—26.

(1)До сих пор среди жителей Бреста и ближних деревень ходят удивительные рассказы о том, что даже несколько месяцев спустя, после того как гитлеровцы полностью овладели крепостью, отдельные советские бойцы и командиры скрывались в крепостных подземельях и по ночам на развалинах ещё иногда раздавались выстрелы. (2)Кое-кто из местного населе­ния вспоминает, что зимой 1942 года, когда немцы сгоняли людей в крепость разбирать раз­валины, они порой видели перебегающие от подземелья к подземелью фигуры в изодранной красноармейской одежде. (3)И, если чья-то рука хоть изредка писала на полуразрушенных крепостных стенах грозные слова: «Смерть немецким оккупантам!», местное население ве­рило, что нашу армию нельзя победить.

(4)Ещё более удивительную историю мы услышали от участника обороны крепости Александра Дурасова.

(5)Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в плен и находился несколь­ко месяцев в гитлеровском лагере под Брестом. (6)Когда рана его зажила, он был послан в город и зачислен в рабочую команду, которая обслуживала немецкий госпиталь.

(7)Вместе с военнопленными в этой команде работала и группа евреев из созданного фашистами гетто. (8)В составе группы из гетто был один музыкант-скрипач. (9)Однажды — это было, как вспоминает Дурасов, в апреле 1942 года — опоздал часа на два на работу и, когда пришёл, с волнением рассказал товарищам о том, что с ним случилось. (10)Когда он шёл по дороге, направляясь к госпиталю, его обогнала немецкая военная машина, в которой сидел какой-то офицер. (11)Машина резко затормозила впереди него, и гитлеровец подозвал скрипача.

(12)— Садись! — приказал он скрипачу, открывая дверцу.

(13)Едва музыкант сел, автомобиль помчался в крепость. (14)Там, среди развалин, в земле была пробита широкая дыра, которая уходила глубоко вниз. (15)Вокруг неё с автома­тами наготове стояла группа немецких солдат.

(16)— Спускайся туда! — приказал скрипачу офицер. (17)— Там, в подземелье, до сих пор скрывается один русский. (18)Поскольку он не хочет сдаваться и стоит насмерть, ты должен уговорить его выйти наверх и сложить оружие. (19)Если ты не уговоришь его, мо­жешь не возвращаться, потому что я застрелю тебя.

(20)Музыкант двинулся по проходу, боясь, чтобы неизвестный не застрелил его, всё время громко повторял, кто он и зачем идёт.

(21)Внезапно гулко ударил выстрел, и, когда перепуганный скрипач упал ничком на сырой пол подземелья, он услышал слабый голос.

(22)— Не бойся, иди сюда, — говорил неизвестный. (23)— Я и сам решил выйти. (24) Это был мой последний патрон, и у меня уже давно кончился запас пищи. (25)Иди и помоги мне.

(26)Скрипач двинулся вперёд и вскоре наткнулся на человека, который сидел у стены. (27)Когда они кое-как выкарабкались наверх, последние силы оставили незнакомца, и он изнеможённо опустился на развалины.

(28)Гитлеровцы молча, с любопытством смотрели на него. (29)Перед ними сидел неве­роятно исхудавший человек, возраст которого сейчас было невозможно определить. (30)Нельзя было также догадаться, кто он — боец это или командир, ибо вся одежда на нём висела лохмотьями.

(31)Видимо, не желая показать врагам свою слабость, неизвестный сделал усилие, что­бы встать, но тут же упал на камни. (32)Солдаты поставили перед ним открытую банку с консервами и печенье, но он не притронулся ни к чему. (33)Тогда офицер спросил его, есть ли ещё русские там, в подземелье.

(34)— Нет, — ответил неизвестный. (35)— Я был один, и я вышел только для того, чтобы своими глазами увидеть ваш смертный час здесь, в России.

(36)После того как музыкант перевёл офицеру эти слова пленного, немец, обращаясь к своим солдатам, сказал:

(37)— Этот человек — настоящий герой. (38)Учитесь у него, как нужно любить и за­щищать свою землю.

(39)Офицер приказал одному из солдат вывести музыканта за пределы крепости, и дальнейшая судьба пленного так и осталась неизвестной.

(40)Но тайна эта полна той же величавой трагической героики, что и вся похожая на легенду оборона Брестской крепости, открывающей перед нами свои волнующие загадки. (По С. Смирнову*)

*Сергей Сергеевич Смирнов — русский советский писатель, историк, радио- и телеве­дущий, общественный деятель.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) К зиме 1942 года гитлеровцы так и не смогли овладеть Брестской крепостью.

2) Надпись «Смерть немецким оккупантам!» на полуразрушенных стенах крепости все­ляла в местное население веру в непобедимость нашей армии.

3) Старшина Дурасов, раненный в боях за крепость, попал в гетто, созданное фаши­стами.

4) В подземелье, откуда вышел неизвестный солдат, ещё оставались защитники Брест­ской крепости.

5) Гитлеровский офицер отдал должное патриотизму, силе воли и мужеству неизвест­ного солдата.

Ответ:_______________________________.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 32 иллюстрирует содержание предложения 31.

2) Предложения 28 и 29 противопоставлены по содержанию.

3) В предложениях 11-14 представлено повествование.

4) В предложении 24 содержится указание на причину того, о чём говорится в предло­жении 23.

5) В предложениях 37-38 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________.

23. Из предложений 5-7 выпишите слово со значением «особые городские кварталы, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расо­вых или религиозных групп».

Ответ:_______________________________.

24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 5 связано с предыду­щим.

Ответ:_______________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, ис­пользованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соот­ветствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответст­вующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, на­чиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

25. «Троп(А)___(«удивительная история», предложение 4) передаёт автор­ ское отношение к непокорённой Брестской крепости, которая жила и не сдавалась. Та­кое синтаксическое средство, как (Б)___(предложение 9)и приём (В)___(предложение 3) помогают понять, как долго оборонялись пограничники. Героизм одного из них подчёркнут в речи фашистского офицера лекси­ческим средством (Г)___(предложение 18)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) вводная конструкция

3) сравнительный оборот

4) термины

5) эпитет

6) анафора

7) олицетворение

8) фразеологизм

9) цитирование

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией

по выполнению работы.

Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М 2.

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два приме­ра-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для по­нимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргу­ментируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписан­ный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

8

multiurok.ru

Цыбулько Вариант 31 ЕГЭ-2018-русский.

Вариант 31. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1)Появлением термоса мы обязаны не только фундаментальной науке физике, притом что учёные сделали для этого очень много: А. Ф. Вейнхольд придумал в 1881 году стеклянный ящик с двойными стенками, между которыми откачал воздух, а Дж. Дьюар в 1892 году превратил этот стеклянный контейнер в колбу с узким горлышком. (2)Это было блестящее с научной точки зрения изобретение, но непрактичное, что понимал берлинский производитель стеклянных изделий Р. Бургер, который в 1903 году усовершенствовал сосуд Дьюара, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку стаканчик. (3)Получив патент, предприимчивый промышленник Бургер основал одноимённую фирму по выпуску термосов, и с марта 1904 года торговая марка «Термос» стала использоваться в коммерческих целях.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Появлением термоса мы обязаны прежде всего немецкому физику А. Ф. Вейнхольду, создавшему в конце XIX столетия теплоизолирующие стеклянный контейнер с откачанным между стенками воздухом.

2) Механизм работы термоса был изобретён А. Ф. Вейнхольдом, придумавших стеклянный ящик с двойными стенками, Дж. Дьюар превратил этот контейнер в колбу с узким горлышком, а Р. Бургер усовершенствовал сосуд, добавив к нему металлический корпус, пробку и крышку-стаканчик, и стал продавать его пол торговой маркой «Термос».

3) Появлением термоса мы обязаны не только физикам, но и промышленникам: первые сосуды Дьюара для коммерческого использования были произведены основателем компании «Термос» Р. Бургером, усовершенствовавшим изобретение А. Ф. Вейнхольда и Дж. Дьюара.

4) Термос стал популярен благодаря Р. Бургеру, который превратил теплоизолирующих стеклянный ящик в колбу с узким горлышком, тем самым усовершенствовав непрактичное, хоть и блестящее с научной точки зрения изобретение.

5) Сосуд Дьюара, называемый в быту термосом, предназначен для теплоизоляции, длительного хранения, транспортировки и дальнейшего использование содержащегося в нём вещества.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя и не столько как раз как если не

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОРПУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. КОРПУС, -а, м.

1) Туловище человека или животного. Крупный, тяжёлый к.

2) Остов, оболочка чего-н. К. корабля. К. часов.

3) Отдельное здание в ряду нескольких или обособленная большая часть здания. Заводские корпуса. Боковой к.

4) Крупное войсковое соединение из нескольких дивизий. Моторизованный, танковый, авиационный, воздушно-десантный к.

5) Совокупность лиц, объединённых общностью какого-н. официального положения. Дипломатический к. Корреспондентский к. (в какой-н. стране: корреспонденты из разных стран).

6) В дореволюционной России: среднее военно-учебное заведение. Кадетский к. Морской к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

воспринялА загодЯ партЕр повторЕнный созЫв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЕДИНСТВЕННЫМ человеком, которому доверял Цезарь, был его лекарь.

ИСКУСНЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, а также для внутренней отделки помещений.

Депутат не дождался ОТКЛИКА на свои инициативы и выступил с новым предложением.

Его всегда выручала какая-то неведомая сила: он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

Сердце девушки ПЕРЕПОЛНЯЛА радость.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЛИНЬШЕ других

без ЗАМОРОЗКОВ

ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ростками

ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

на ОБОИХ берегах

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) ошибка в построении сложного предложения

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В. А. Обручевым.

2) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

3) Преподаватель напомнил о том, что рефераты необходимо сдать не позднее марта.

4) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Отвечая на вопрос менеджера, я предположил то, что гарантийный срок телевизора ещё не истёк.

6) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на уровне прошлого года.

7) Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.

8) У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

9) На средства казны возводились и содержались крупные предприятия, которые на льготных условиях передавались затем в руки частных владельцев.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..сли неув..дающая (красота) в..теран разд..рать гор..зонтальный

9.  Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..влёк, пр..мудрый

пр..берёг, пр..градил

з..ночевать, из..гнул

бе..дарный, ра..бег

по..сказал, о..жал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

удоста..вать

заносч..вый

преодол..вать

отпрыг..вать

податл..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

колебл..мый

невид..мый

преследу..мый

переинач..нный

танцу..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

Режиссёром движет (НЕ)ЖЕЛАНИЕ прославиться, а настоящая кинематографическая страсть.

К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

Монголия — самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

Скептик (НЕ)ВЕРИТ в то, в чём не удостоверился лично.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

(В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением шло другое — (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ОТ)ТОГО, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2) Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3) Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4) Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5) В. М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать-земля родная наша (1)

В дни беды и в дни побед

Нет (2) тебя (3) светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше (4) кажется (5) в тебе.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения

 Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26

(1)Шла осада Нотебурга. (2)Так у шведов называлась крепость Орешек. (3)Пётр I лично принимал участие в сражениях. (4)День за днём русские из сорока орудий обстреливали крепость. (5)Безуспешно.

(6)Из-за бездорожья обозы отстают от войск, так же как и осадные пушки. (7)Северная война началась в распутицу, в октябре 1700 года, под Нарвой с того, что сразу обнаружилась нехватка ядер. (8)Порох был скверный. (9)Артиллеристам приходится закладывать полуторный заряд. (10)От этого рвутся пушки, гибнут бомбардиры. (11)Видя подобные беды, капитан артиллерийской роты Гуммерт переходит на сторону шведов. (12)Военные советники, нанятые Петром, плохи, не оправдывают надежд.

(13)При бомбардировке Нотебурга пушки то и дело выходят из строя. (14)Когда солдаты пошли на штурм крепости, они не могли залезть в пролом стены: лестницы оказались слишком коротки.

(15)Ещё когда русские окружили крепость, Шереметев, командующий армией, отправил к коменданту трубача с посланием. (16)Фельдмаршал предлагал шведам сдаться. (17)Положение их безнадёжно. (18)Помощи ниоткуда не будет. (19)В ответ шведский комендант Шлипенбах учтиво и язвительно благодарил за объяснение причин, по которым гарнизон должен сдаться, и просил несколько дней сроку, чтобы получить разрешение от своего начальства.

(20)Такой ответ не устраивал Шереметева. (21)Обстрел возобновился. (22)В разных местах крепости начались пожары, чёрные столбы дыма поднимались в хмурое октябрьское небо.

(23)В огне пожаров уже сгорели все деревянные постройки крепости. (24)Половина русских пушек перекалилась, вышла из строя. (25)Русские решились на штурм, устремились в пробитые артиллерией бреши. (26)Шведы лили на них смолу, стреляли по ним в упор. (27)Сражались отчаянно. (28)Крепость считалась неприступной, и недаром: стены высокие, полоска суши между стенами и водой узкая, так что осаждающим не развернуться.

(29)Штурм продолжался час за часом, тринадцать часов, то и дело обнаруживалась неопытность русских, недостача осадных средств, Пётр всё видел со своей батареи. (30)Гибли его лучшие гвардейцы. (31)Вновь надвинулось позорище «Нарвской конфузии». (32)Горящая смола защитников крепости лилась сверху, вспыхивали деревянные лестницы. (ЗЗ)Преображенцы, семёновцы — его любимцы, его надежда — падали у каменных стен, застревали убитые в слишком узких проломах. (34)«Бомбардирский капитан» не мог ничем им помочь, судороги бегали по лицу. (35)Губы дрожали, когда он отдал приказ отступать, (36)И тут произошло небывалое — подполковник Семёновского полка Михаил Голицын ослушался:

— Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий.

(37)И Пётр не осердился на ослушника, Пётр возликовал: появился боевой дух, о коем он мечтал, когда офицер делает то, что нужно делать не для царя, а для победы!

(38)Его гвардейцы и преображенцы повторили приступ. (39)Назад пути им не было, они сами столкнули суда, на которых приплыли, в воду и пустили их по течению реки. (40)Теперь им оставалось только взять крепость. (41)В это время, несмотря на обстрел, на остров высадился свежий отряд подпоручика Меншикова, (42)Русские снова и снова бросались врукопашную. (43)Никто и ничто уже не могло остановить штурмующих. (44)Под утро шведы сдались. (45)Пётр принял от Шлипенбаха золотой ключ от крепостных ворот.

(46)Из этих ворот вышли остатки шведского гарнизона. (47)Картина была красочная. (48)Пётр в тёмно-зелёном мундире стоял с огромным золочёным ключом. (49)Шведские солдаты — кто перевязанный, кто хромой, опалённые, грязные, заросшие — тащили чугунные пушки. (50)Ружья повисли дулами вниз. (51)Барабанщик шёл под знаменем. (52)Барабан его молчал. (53)Последними шагали, опустив головы, шведские офицеры.

(54)Строй русских солдат во главе с Шереметевым и Петром отдавал честь стойким, мужественным защитникам крепости. (55)В знак высшего уважения шведам разрешалось взять с собою личное оружие, офицерам — шпаги.

(56)Тут же Пётр велел переименовать крепость в Шлиссельбург (Ключ-город), дать ей новый флаг, герб и наградить всех медалями.

(57)История приписывает победу двум полководцам — Шереметеву и Репнину — ну и, разумеется, Петру.

(58)Победа многому научила и офицеров, и солдат, и самого царя: ему навсегда запомнился миг его слабости.

(59)Уже спустя неделю были выбиты медали в честь взятия Нотебурга: изображён был Пётр и осада крепости.

(По Д. А. Гранину)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пётр I навсегда запомнил миг своей слабости во время осады Нотебурга.

2) «Бомбардирский капитан», видя, как гибнут его гвардейцы во время штурма неприступной крепости, приказал отступать.

3) Подполковник Семёновского полка, ослушавшись приказа Петра отступать, перешёл на сторону шведов.

4) Русские солдаты и офицеры во главе с Петром отдали честь солдатам и офицерам шведского гарнизона, стойко защищавшим крепость.

5) Осада крепости, называемой Орешек и расположенной на берегу реки, вошла в историю как «Нарвская конфузил».

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1.

2) Предложение 20 называет следствие того, о чём говорится в предложении 21.

3) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 34, 35 содержатся элементы описания состояния человека.

5) В предложениях 41-45 содержится повествование.

23. Из предложений 23-25 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 46-53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В тексте Д. А. Гранина Пётр I предстаёт как полководец, заботящийся о своих войсках: это подчёркивает лексическое средство — (А)____ («его любимцы, его надежда» в предложении 33). Читаешь текст и будто слышишь речь царя — благодаря использованию такого лексического средства, как (Б)____ («не осердился на ослушника» в предложении 37). Чувство справедливости, присущее Петру и его офицерам, передают неоднократно использованный прием — (В)____ («не его, а Божий» в предложении 36, «не для царя, а для победы» в предложении 37) и синтаксическое средство — (Г)____ (в предложениях 54, 56)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) восклицательное предложение

3) противопоставление

4) парцелляция

5) эмоционально-оценочные слова

6) устаревшие слова

7) эпифора

8) фразеологизмы

9) литота

26. Напишите сочинение.

Вариант 31

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

23 или 32

13

сначалавскоре 

2

хотяи

14

25 или 52

3

2

15

15 или 51

4

загодя

16

1234 или любая комбинация этих цифр

5

искусственный

17

145 или любая комбинация этих цифр

6

длиннее

18

15 или 51

7

14586

19

1234 или любая комбинация этих цифр

8

неувядающая

20

симпатизирует

9

бездарныйразбег 

21

35 или 53

10

преодолевать

22

145

11

невидимый

23

вышлаизстроя 

12

необходимо

24

52

 

25

5631

Проблема

1. Проблема причин победы на войне. (Что помогает победить на войне?)

2. Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне. (Зачем надо извлекать уроки из поражений и побед на войне?)

Авторская позиция

1. Победить на войне помогают храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Так, русская армия взяла неприступную крепость Нотебург, потому что в войсках появился боевой дух, каждый делал всё, что нужно делать не для царя, а для победы, и никто уже не мог остановить штурмующих.

2. Из побед и поражений на войне надо извлекать уроки, надо помнить и мгновения своей слабости: это позволяет исправлять ошибки и идти дальше.

5

multiurok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о