Теория русский язык 2018 егэ – Теория задание №6 (ранее 20 по ЕГЭ 2018) по русскому языку: лексические нормы

теория и практика / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Задания ЕГЭ по русскому языку: теория и практика

Тренировочные задания помогут в подготовке ЕГЭ по русскому языку.

 

Для каждого задания есть:

  1. теория;
  2. алгоритм решения;
  3. видеоразбор;
  4. тестовые задания

 

Задание 1 Определение главной информации текста

 

Задание 2 Средства связи предложений в тексте

 

Задание 3 Определение лексического значения слова

 

Задание 4 Постановка ударения

 

Задание 5 Употребление паронимов

 

Задание 6 Лексические нормы

 

Задание 7 Морфологические нормы (образование форм слова)

 

Задание 8 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

 

Задание 9 Правописание корней

 

Задание 10 Правописание приставок

 

Задание 11 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

 

Задание 12 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

 

Задание 13 Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

 

Задание 14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов

 

Задание 15 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи 

 

Задание 16 Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

 

Задание 17 Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах

 

Задание 18 Знаки препинания в предложениях с вводными словами

 

Задание 19 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

 

Задание 20 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 

 

Задание 21 Постановка знаков препинания в различных случаях

 

Задание 22 Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

 

Задание 23 Функционально-смысловые типы речи

 

Задание 24 Лексическое значение слова 

 

Задание 25 Средства связи пред­ло­же­ний в тексте

 

Задание 26 Языковые средства выразительности 

 

Задание 27 Сочинение


 

 

bingoschool.ru

Теория по русскому языку ЕГЭ-2018

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 — 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

Прочитайте текст и выполните задание 1 — 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом?

Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные  после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2, так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом

; противопоставление – наоборот, но, зато, однако; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

А

Тем самым

Несмотря на это,

Если

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое.)

4. Сравните свой сжатый текст  с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.

  2. Наряду с правильной использована неверная информация.

  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России.)

  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию,  в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3.

Формулировка задания:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ, -ащусь, -атишься; сов.

1) вокруг чего. Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси.

2) к кому-чему. Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну.

3) к чему. Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникамО. к занятиям.

4) к кому. Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н

.

5) в кого-что. То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить  смысла предложения и его грамматический строй.  Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку

В этом задании проверяется ваше умение правильно ставить ударение в словах. Отработка этого умения займет у вас некоторое время. Выделите те слова, в которых вы ошибаетесь, повторяйте именно их. Количество этих слов постепенно будет уменьшаться.

Задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

отключЁнный

Отрочество

шофЁр

Оптовый

новостЕй

Сразу скажем: задача усложняется тем, что каждый день мы слышим вокруг себя неправильно произнесенные слова, ухо привыкает к ошибке до такой степени, что, заглядывая в орфоэпический словарь, мы с недоумением говорим: «Неужели ТАК правильно?» Да, ударение в русском языке разноместное, подвижное, не подчиняется строгим правилам, оно традиционно. А чтить традиции – признак хорошего воспитания!

Не волнуйтесь заранее, слов действительно трудных не так много, ошибаются, как правило, в одних и тех же словах, поэтому вам не надо заучивать весь орфоэпический словарь по алфавиту. Мы предлагаем запоминать слова группами, внутри которых есть закономерности постановки ударения.

Помните, что выполнять это задание надо только вслух, слушая себя и запоминая. Найдите для этого пять минут в день.

1. НачАть – нАчал, нАчало, нАчали – началА, / нАчатый, нАчато, нАчаты — начатА / начАвший – начАв / началсЯ

Видите, ударение у глагола прошедшего времени и страдательного причастия  переходит на окончание только в женском роде. У действительного причастия —  Авший, у деепричастия —  Ав. Перетягивает на себя ударение суффикс сЯ.

Попробуйте построить сами цепочку  по этой модели: понять, принять, занять, залить, прожить, отдать (Отданный), предать, продать.

Внимание! Исключение-скороговорка:  клАла, укрАла, постлАла, послАла

Приставка ВЫ перетягивает на себя ударение: вЫзвала, вЫлила

2. Группа глаголов на ИТЬ, в которых ударение падает на окончание во всех личных формах. Учим еще одну цепочку:

ЗвонИть – звонИм, звонИшь, звонИте, звонИт, звонЯт

Теперь сами: благоволить, включить взрыхлить, вручить, вместить, заглушить, исключить, крениться, кровоточить, наделить, насорить, ободрить, облегчить, одолжить, окружить, повторить, подбодрить, позвонить, плодоносить, разлучить, сверлить, сорить, углубить, укрепить, щемить.

Если глагол меняет приставку, цепочка все равно работает.

Внимание! В этих глаголах ударение не падает

 на окончание: опОшлить – опОшлим… — опОшлят. Даже в причастии и деепричастии ударение остается на месте: опОшливший, опОшлив.

Запоминаем: опОшлить, озлОбить, принУдить, дозИровать, копИровать, откУпорить, плЕсневеть, исчЕрпать, заИндеветь, освЕдомить. Ударение всегда падает на корень!

3. От многих глаголов ни ИТЬ (см. пункт 2) можно образовать причастия с ЁНН. Запоминаем, что ударение переходит на окончание в женском и среднем роде. Вот цепочка:

Включённый – включён, включенА, включенО

Составляем сами: вручённый, наделённый, ободрённый, укреплённый и др.

4. В некоторых существительных при склонении ударение остается неподвижным, проверяем его по начальной форме:

аэропОрт – аэропОрты,  бАнт – бАнты, с бАнтами, бухгАлтер – бухгАлтеры, — бухгАлтеров, тОрт – тОрты, тОртов.

Просклоняйте следующие слова, не меняя место ударения: договОр, кран, кремЕнь, лектор, местность, стебель, шарф, волокна, грабли, окна, почести, ружья, стёкла, туфличелюсти, ясли. (Некоторые из этих слов встретятся вам в задании 6, где будет указано их правильное склонение).

В других существительных ударение будет передвигаться:

бИнт – бинтЫ, гЕрб – гербЫ, мОст – мостЫ, вЕтви – ветвЯм, вОлны – волнАм.

Просклоняйте существительные, помня, что ударение передвинется: серп, столЯр, шкаф, деньги, лебеди, новости, очереди, области, прОстыни, скатерти, скорости.

5. Прилагательные часто сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные, от которых они образованы:

кУхонный (кУхня), экспЕрт (экспЕртный), Августовский (Август).

Поставьте ударение, проверив его по существительному: вересковый, гербовый отроческий, сливовый, украинский.

Внимание!  мозаИчный, мизЕрный, оптОвый.

А в этих прилагательных ударение меняет значение слова: семейство лАвровых – лаврОвый лист, языковОй барьер – языкОвая колбаса.

6. ГазопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд ( от слова провОдят ), а электропрОвод (от слова прОвод – проволока).

7. СосредотОчение (от сосредотОчить), обеспЕчение (от обеспЕчить).

Теперь сами: упрочение, исповедание

8. Ударение в данных глаголах падает на последний слог: избаловАть, пломбировАть, премировАть.

Образуя причастия с НН,  делаем ударным суффикс Ова: избалОванный, (балУясь), пломбирОванный, премирОванный.

Внимание!  копИровать

8. Вот несколько наречий:

дОверху, дОнизу, дОсуха, дОчиста. Но: донЕльзя, добелА, дочернА, докраснА.

ЗадОлго, надОлго, завИдно, мЕльком, мастерскИ

9. Еще несколько групп слов, которые надо запомнить.

1.  ГлашАтай, соглядАтай, ходАтай, ходАтайство.

2.  ДремОта, зевОта, ломОта

3.  ГастронОмия, ветеринАрия, кинематогрАфия, флюорогрАфия

4. КормЯщий, кровоточАщий, молЯщий

5. ГраждАнство, давнИшний, диспансЕр, досУг, еретИк, жалюзИ, Искра, каталОг, некролОг, корЫсть свЁкла, сирОты, созЫв, танцОвщица, трАпеза, тунИка,  щавЕль, огнИво,  прозорлИвый,  экспЕрт

Наконец, «хит» ошибок: красИвый – красИвее – красИвейший!

Задание 5 учит вас различать слова, похожие и по значению, и по написанию. Это паронимы. Значения паронимов становятся понятны в контексте – словосочетаниях и предложениях. Запоминайте их именно так. А мы дадим вам несколько подсказок.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите выделенное слово.

Радость охватила душу путешественника.

Её постигло нестерпимое горе.

Его считали человеком замкнутым и скрытым.

Это происшествие оказалось единичным.

Как видите, надо не просто найти ошибку, а подобрать нужное слово-пароним.

Паронимы – это однокоренные слова, которые различаются приставками  или суффиксами. Но при внешнем сходстве они имеют разные лексические значения и сочетаются с разными словами.

Выполним задание, обратившись к словарю паронимов:

  1. Обхватить – обнять, заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами: обхватить ствол; обхватить пальцами запястье.

 Охватить – 1) воспринять целиком что-нибудь большое: охватить взглядом; 2) включить, ввести в круг чего-либо: охватить заботой; 3) заключить в свои пределы: пламя охватило дом.

  1. Нестерпимый – с трудом переносимый, очень сильный по степени проявления: нестерпимая жара.

Нетерпеливый – испытывающий или выражающий нетерпение: нетерпеливый ребенок.

Нетерпимый – 1) такой, с которым нельзя мириться, недопустимый: нетерпимая выходка; 2) тот, кто отличается нетерпимостью: человек ограниченный и нетерпимый.

  1. Скрытный – скрывающий свои чувства, мысли, намерения, не обнаруживающий себя или скрываемый: скрытный человек, скрытная жизнь.

Скрытый – скрываемый, тайный, внешне незаметный или еще не проявившийся: скрытая угроза, скрытая камера.

  1. Единичный – отдельный, обособленный, индивидуальный: единичный случай.

Единственный – только один: единственная радость.

Словарь паронимов для подготовки к ЕГЭ вы вполне можете осилить, тем более что значение большинства слов вам известно. Останавливайтесь на том, что показалось трудным. Главное: запоминайте весь «куст» паронимов, а значение каждого паронима запоминайте через пример (пароним «живет» именно в контексте).

На что следует обратить внимание? Суффикс Н в прилагательном подсказывает, что прилагательное называет качество, от него можно образовать краткую форму. Другой суффикс делает прилагательное относительным, называющим признак по отношению к чему-либо.

Например: артистичный человек – артистическое кафе, благотворное влияние – благотворительное мероприятие, этичное поведение – этические нормы поведения.

Суффикс ИСТ придает прилагательному значение «с большим содержанием чего-либо»: глинистая почва, каменистая дорога, костистая рыба. Сравните эти прилагательные с их паронимами со значением «сделанный из»: глиняный, каменный, костяной.

Есть паронимы с очень узкой сочетаемостью: преходящая слава (минутная, временная, быстро проходящая), высотные дома(многоэтажные).

Порой каждый из паронимов обладает не одним, а несколькими значениями: представить  сотрудника; 2) представить отчёт; 3) представить себе картину – 1) предоставить отпуск; 2) предоставить кредит; 3) предоставить возможность оправдаться.

Есть паронимы, указывающие на разное отношение к явлению, которое они называют: зачинатель – основоположник чего-то хорошего, положительного, а зачинщик – отрицательного.

Паронимы — это результат сложившейся языковой практики, они трудно поддаются классификации. Мы говорим: ледовая арена, ледовый завал, но ледяная вершина, ледяная глыба. Здесь поможет только практическое знакомство и опыт.

Напомним знаменитую пару: надеть на себя – одеть кого-то другого.

Словарь паронимов ЕГЭ-2017 можно найти на сайте fipi

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку

Наверное, это самое «неприятное» задание: здесь надо многое учить наизусть. Поступайте, как с заданием 4: отрабатывайте  те моменты, в которых  сомневаетесь, постепенно сужайте круг ошибок. Утешайте себя тем, что на экзамене вам дадут не десятки, а всего 5 слов.

Задание 6

 Формулировка задания

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

ВКУСНЕЕ торта

 Разнообразие  грамматических ошибок, связанных с образованием формы слова, велико.  Конкретных правил образования форм слов различных частей речи не существует, это вопрос сложившейся в языке практики. В работе над заданием 6 вам поможет память, речевой слух, терпение.

Мы предлагаем вам списки слов, сгруппированных по частям речи. Таблицы составлены так, чтобы все-таки облЕгчить вам запоминание. Читайте вслух правильные варианты и запоминайте. Следите за своей речью. Здесь, как и с заданием 4 по орфоэпии, важно неоднократное обращение к грамматическим нормам, привыкание к ним, и через некоторое время правильное образование слов не будет вызывать у вас затруднений.

 Существительные  в именительном падеже

Именительный падеж множественного числа с окончанием -Ы -И

Именительный падеж множественного числа с окончанием -А -Я

Бухгалтеры

Адреса

Возрасты

Векселя

Выговоры

Вороха

Диспетчеры

Директора

Договоры

Доктора

Инженеры

Катера

Инструкторы

Кителя

Компрессоры

Кузова

Конструкторы

Купола

Контейнеры

Недра

Лекари

Окорока

Месяцы

Округа

Плееры

Повара

Полисы

Погреба

Порты

Профессора

Почерки

Пояса

Пудели

Сорта

ректоры

Стога

Слесари

Сторожа

Слоги

Тополя

Снайперы

Хутора

Столяры

Штемпеля

Табели

Якоря

Токари

 

Торты

 

Тренеры

 

Флигели

 

Фронты

 

Шофёры

 

 Запоминаем пары:

 Корпусы (туловища) – корпуса (здания)

Лагери (политические) – лагеря (туристические)

Мужи (государственные) – мужья (в семьях)

Зубы (у человека) – зубья (у пилы)

Пропуски (пробелы) – пропуска (документы)

Образы (литературные) – образа (иконы)

Ордены (рыцарские) – ордена (награды)

Тоны (звуки) – тона (оттенки цвета)

Курица – куры

Полено – поленья

Судно – суда

 Существительные в родительном падеже (Подставляем слово МНОГО)

 Фрукты  и  овощи:

Абрикосов

 

Яблок

Ананасов

Апельсинов

Баклажанов

Бананов

Гранатов

Лимонов

Мандаринов

Патиссонов

Помидоров

Томатов

  Одежда и обувь:

Бахил

Гольфов

Ботинок

Джинсов

Бутс

Лампасов

infourok.ru

Теория к заданию 25 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Теория к заданию 25 по русскому языку ЕГЭ 2019

Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

 

Лексические средства связи

  1. Лексический повтор. Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
  2. Однокоренные слова. Например: Благодарность — это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить — быть человеком умным и понимающим.
  3. Синонимы.Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветыразрослись до самого горизонта.
  4. Антонимы. Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
  5. Описательные обороты. Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.

 

Грамматические средства связи

  1. Личные местоимения. Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот). Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.). Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные). Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
  5. Частицы. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
  6. Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.). Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
  7. Единство видовременных форм глаголов. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение десткой выставки.
  9. Синтаксический параллелизм. Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

 

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.

 

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

 

 

Дополнительный материал: Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

bingoschool.ru

«Задание 13» ЕГЭ по русскому языку, теория

Сущ.с соединительными гласными «о» и «е»: пароход.

 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник.

 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-,авто-,био-,вело-,гелио-,гидро-,зоо-,

интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д.

Но! Контр-адмирал

 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на-и: скопидом, сорвиголова.

Но! Перекати-поле

 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор.

 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец.

 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный.

 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска).

 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный.

 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство).

 

Прил., образованные сочетанием «наречие + прилагательное (причастие): высококвалифицированный, вечнозеленый.

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия),

если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также

если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный.

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный.

 

Слова с полу-: полумесяц.

 

Слова с пол- согласной, кроме л: полвека, полдня.

Cущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр.

 

 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-,лейб-,обер-,унтер-,штаб-,экс-:вице-президент, экс-муж.

 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток.

 

Названия растений с союзомиили глаголом:мать-и-мачеха.

 

Прил.,образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный.

 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский).

 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый.

 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком:кисло-сладкий.

 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

 

libaid.ru

теория и практика / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Задание 4 по русскому языку ЕГЭ 2019: теория и практика

Постановка ударения

 

Орфоэпический словарь от ФИПИ.

 

Ударение в именах существительных

  • В формах именительного падежа множественного числа ударение падает на окончание -а окончание -ы является безударным. Например: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.
  • В формах родительного падежа множественного числа окончание -ов чаще всего является безударным, а окончание -ей – ударным. Например: бухгАлтеров, кОнусов, лЕкторов, тОртов, должностЕй, новостЕй. НО: мЕстностей, сУдей
  • В существительных иностранного происхождения ударение, как правило, падает на последний слог. Например: агЕнт, алфавИт, дефИс, диспансЕр, докумЕнт, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, апострОф, процЕнт, цемЕнт, экспЕрт, фетИш. НО: фОрзац, факсИмиле
  • Часто в производных словах сохраняется ударение от производящих слов. Например: вероисповЕдание – исповЕдаться, договорЕнность, договОр – договорИться намЕрение – мЕра, обеспЕчение – обеспЕчить, аристокрАтия – аристокрАт, знАмение – знАмя

 

Ударение в именах прилагательных

 

  • Ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы; немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы. 
  • У некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и множественного числа и на окончание в форме женского рода: прАвый – прав – прАво – прАвы – правА; сЕрый – сер – сЕро – сЕры – серА; стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА. 
  • Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее-: сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени. 

 

 

Ударение в глаголах

 

  • Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в неопределённой форме: сидЕть – сидЕла, стонАть – стонАла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла. 
  • Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода прошедшего времени переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.: жить – жил – жИло – жИли, но жилА; ждать – ждал – ждАло – ждАли, но ждалА; лить – лил – лИло – лИли, но лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.). 

Примечание: 

  1. Исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой вы–, которая перетягивает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала; 
  2. У глаголов класть, красть, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, поcлАла, отослАла. 
  3. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода): начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь. 
  4. Ударение в глаголе звонить и образованных от него приставочным способом глаголах позвонить, перезвонить при спряжении падает на окончание: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт; позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт; перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт. 

 

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

 

  • Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный – проведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезЁнный – завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ. 
  • Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый. 
  • Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, пожИть — пожИв, положИть – положИв, понЯть – понЯв, предАть – предАв, предпринЯть – предпринЯв, прибЫть – прибЫв, принЯть – принЯв, продАть – продАв, пропИть – пропИв, создАть – создАв. 

Запомни ударения общеупотребительных слов

  • абзАц, агЕнт, Алиби, анАлог, арбУз, арЕст, атлЕт, 
  • бАнты, блЮда, бензопровОд, блАговест, боЯзнь, 
  • дефИс, договОр, докумЕнт, доцЕнт, досУг, дремОта, духовнИк, 
  • евАнгелие, 
  • жалюзИ, жерлО, 
  • закУпорить, злОба, знАмение, 
  • Иконопись, изобретЕние, изЫск, инструмЕнт, Искра, исповЕдание, 
  • каучУк, квартАл, корЫсть, 
  • лозА, ломОта, 
  • медикамЕнты, молодЁжь, мытАрство, 
  • намЕрение, недУг, немотА, 
  • обеспЕчение, Отрочество, 
  • платО, портфЕль, простынЯ, процЕнт, пулОвер, пУрпур, 
  • револьвЕр, ремЕнь, 
  • свЁкла, сИлос, созЫв, срЕдства, 
  • тамОжня, танцОвщик, 
  • упрОчение, 
  • цепОчка, цыгАн, 
  • фарфОр, 
  • экспЕрт. 

bingoschool.ru

Задание 22 егэ русский язык 2018

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование
Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм.
Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки.

Пример:
Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета.
Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.

Описания могут быть фактографическими или творческими.
Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.

Пример:
Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень снаконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).
Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.

Пример:
«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока

Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей.
Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис.
Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.

Рассуждение может быть развернутым и кратким.

rustutors.ru

Подготовка к ЕГЭ -2018 по русскому языку. Задание 4 (теория)

Выполняем задание 4 ЕГЭ

Теория

Примеры

ГЛАГОЛЫ, причастия, деепричастия

В глаголах, оканчивающихся на –ить, ударение падает на окончание

Включить-включИшь, включИт, включИте.

ВручИть, вручАт, вручИте, вручИм, дозвонИться,дозвонЯтся, кровоточИть,кровоточАт, исключИть, исключАт,

наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчить, ободрИть, ободриться, одолжИть, окружИть,перезвонИть,сверлИть, укрепИть, щемИть, сердце щемИт.

Выучить наизусть

опОшлить, озлОбить, закУпорить,откУпорить.

Глаголы прошедшего времени женского рода

Ударение падает на ОКОНЧАНИЕ.

БралА, бралАсь,взялА, взялАсь,влилАсь, ворвалАсь,лгалА, звалА,началА,рвалА, снялА, срвалА,убралА.

Выучить наизусть!

Глаголы женского рода прошедшего времени

КрАла, крАлась,слАла, послАла, отослАла

Краткие страдательные причастия женского рода

Ударение падает на окончание

ЗанятА, запертА,нажитА, налитА, снятА, созданА, ободренА.

Действительные причастия прошедшего времени с суффиксом-ВШ-

Ударение падает на гласную, которая стоит перед этим суффиксом.

НажИвший, начАвший, понЯвший,прожИвший.

Страдательные причастия от глаголов изогнуть, согнуть, загнуть

Ударение падает на приставку

ИзОгнутый, сОгнутый, зАгнутый.

Причастия прошедшего времени с суффиксом- ЁНН-

В краткой форме причастий ударение переходит на окончание в женском и среднем роде, а в мужском роде ударение сохраняется на суффиксе –ЁНН-_.

ВключЁННый, включЁН, включенА, включенО.

ДовезЁННЫй, довезЁН,довезенА, довезенО.

ЗаселЁННый, заселЁН, заселенА, заселенО.

Деепричастия с суффиксами –В-, -ВШИ-

У этих деепричастий ударение бывает на том же слоге, что и у глаголов неопределённой формы, от которых образованы эти деепричастия

ЗадАть-задАвши,

занЯть-занЯвши, поднЯвши,положИть-положИвши,продАть-продАв.

Запомнить!

ИсчЕрпать-исчЕрпав.

Запомнить!

БаловАть,баловАться, я балУюсь, мы балУемся,вы балУетесь,они балУются.

Запомнить!

ИзбалОванный, избалОвана, избалОваны.

Имена существительные

В существительных иноязычного происхождения ударение чаще всего падает на последний слог.

АвенЮ,дефИс, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, диалОг, некролОг, монолОг, квартАл, каталОг,кремЕнь, столЯр, шофЁр.

В некоторых существительных ударение падает на корень и является неподвижным.

аэропОрт-аэропОрты,

тОрт-тОрты,тОртов,тОртами,

Икс-Иксы,с Иксами,

бАнт-бАнты, бАнтов, бАнтами.

КрАн-крАны, крАнов.

Лектор-лЕкторов.

БухгАлтер-бухгАлтеров.

МЕстность-мЕстностей.

Отглагольные существительные

Ударение в отглагольных существительных совпадает с ударением в глаголах, от которых они образованы

ВероисповЕдание

( исповЕдать).

ОбеспЕчение (обеспЕчить).

МусоропровОд, газопровОд. нефтепровОд (провОдит)

Запомнить!

КУхня-кУхонный, слИва-слИвовый.

Выучить!

СрЕдства, свёкла.

Имя прилагательное

Степени сравнения прилагательного КРАСИВЫЙ

КрасИвый- красИвее, красИвейший.

Наречие

В наречиях с приставкой ДО— ударение падает на приставку

ДОверху, дОнизу, дОсуха.

Исключения!

ДонЕльзя, добелА, докраснА.

Наречия с ударной приставкой ЗА-

Засветло, зАгодя(заранее),

зАтемно.

Выучить!

ЗавИдно!

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *