Теория 6 задание егэ по русскому языку – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 6 | скачать бесплатно

Задание 6 ЕГЭ. Теория и практика » Рустьюторс

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Ответ: главную 

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

2) Замена.   
«Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.
Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Для успешного выполнения задания необходимо:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Алгоритм выполнения:     1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
3) Если это ошибка, исправь ее.

ТЕОРИЯ

Типы ошибок  


ОШИБКИПРИМЕРЫ
1Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 
2Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(проверяется в задании 5)
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3Неразличение синонимичных словВ конечном предложении автор применяет градацию.
4Употребление слов иной стилевой окраскиАвтор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5Неуместное употребление эмоционально — окрашенных слов и фразеологизмовАстафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6Неоправданное употребление просторечных словТаким людям всегда удается объегорить других.
7Нарушение лексической сочетаемостиАвтор увеличивает впечатление.
8Употребление лишних слов, в том числе плеоназмМолодой юноша, очень прекрасный 
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10Неоправданное повторение словаГерой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 
 
1) Нарушение лексической сочетаемости слов.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.
Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости
(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.) 
*** Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов.
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.

3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие). 

4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).
В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).

3) Неразличение синонимичных слов. 

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.
Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).
Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.  

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На  олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

4) Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. 

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Диалектизмы — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова
– слова, имеющие несколько значений.  
Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).
Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии) 

ПРАКТИКА

Задание 6 ЕГЭ практика
РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ

rustutors.ru

ЕГЭ часть 1 Задание 6. Морфологические нормы.

Названия
национальностей:
бедуинов,
казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов,
якутов
армян, башкир,
болгар, бурят, грузин
Названия
отдельных лиц:

(пять)
гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия
воинских соединений:
(эскадрон)

гусар,
(отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный
мир:
абрикосов,
ананасов, апельсинов,

баклажанов,
бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

Единицы
измерения:
байтов,
гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров
ампер,
аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген
Парные
предметы:
боков,
бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов,
носков, рельсов

ботинок,
валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
Названия предметов
и явлений:
браслетов,
брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов
 погонь, мест, окон, стёкол
Сущ. ср.р. на
-це:
болотцев,
деревцев, кружевцев, оконцев
блюдец,
зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец
Сущ. ж.р. и
общ. р. :
Сущ. ж.р. и
общ. р. :
ведомостЕй,
лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей
вАфель,
пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн,
серЁг, сирОт
Сущ. ж.р. на
-ия, ья:
армий,
аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй
(полынья), статей, судей
Сущ. ср.р. на
-ье:
гуляний,
застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений,
снАдобий, солений, ущелий
Сущ. ср.р. на
-ьё :
ружей,
питЕй, НО копий
Сущ. ж.р. на
–ня:
богинь,
погонь, тихонь, яблонь;

басен,
башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен,
черешен;

барышень,
боярышень, деревень, кухонь

zelena6811.blogspot.com

Задание 6. ЕГЭ по русскому языку. Лексические нормы — Теория заданий ЕГЭ — Русский язык — Публикации

Скачать материал


 

Формулировка задания:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны

Показать ответ

Правильный ответ: главную.

Комментарий: в предложении обнаруживается классическая речевая ошибка — плеоназм (употребление рядом лишних слов, близких по значению). Так, лексическое значение слова «суть» — самое главное, существенное в чем-либо (согласно толковому словарю С.И. Ожегова), поэтому слово «главную», употребленное по отношению к слову «суть» является лексически избыточным, лишним.

 


Что нужно знать:

Задание 20 ЕГЭ по русскому языку проверяет знание учащимися лексических норм, умение видеть лексические ошибки и редактировать тексты.

Для этого нужно вспомнить основные виды лексических ошибок.

Лексические ошибки

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. 
Благодаря пожару, лес сгорел.

2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. 
Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. БеловОн относится к художественному стилю; 
У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов

По задумке автора, герой побеждает; 
Молчалин работает секретарем Фамусова;
В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; 
Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 
Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал
Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Проверяется в задании 5.

В таких случаях я взглядываю в словарь.

6

Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; 
Имя этого поэта знакомо во многих странах; 
В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; 
грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор использует художественные особенности.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный, своя автобиография.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Писатель написал много удивительных произведений.

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин.

При написании этого раздела использовались материалы сайта «Грамма» авторов Шерстобитовой И.А., доцента кафедры гуманитарного образования СПб АППО, Белокуровой С.П., методиста ИМЦ Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Гвоздинской Л.Г., зав. центром гуманитарного образования СПб АППО. Все права копирования соблюдены.
 

 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о