Тексты егэ 2018 – Реальные тексты ЕГЭ по русскому языку 2018. тексты по русскому

Реальный текст ЕГЭ 2018. Каралис. О семье. » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2018. Каралис. О семье.

Я позвонил в дверь своей квартиры, и когда вошел, во всем доме погас свет. 
Двор-колодец погрузился во мрак, встал лифт, перестали дребезжать и петь звонки, кухня лишилась привычного зудения холодильника, умолк телефон его по новой моде тоже питало электричество. У подъезда встала машина охраны — милиционеры при свете плафона играли в салоне в карты и вполглаза приглядывали за входной дверью — отключившаяся сигнализация дала сигнал тревоги. 

На лестницах заколыхались тени, а в глубине окон, как в пещерах, засветились лучики свечей. Соседи по площадке сказали, что аварийка работает на Петроградской стороне, будет у нас на Васильевском не раньше, чем через час. 
Ужинали при свечах. 
В доме было непривычно тихо, и когда мы пили чай, вскипяченный в ковшичке на газе, я загляделся на свечу и порадовался. Молчал телевизор, молчал телефон, не урчала посудомоечная машина, не громыхала дверь лифта. 

В тихом полумраке обнаружилась своя таинственная прелесть, и когда я внес свечу в кабинет, по корешкам книг пробежала загадочная улыбка-тень. Я взял одну наугад, и, пристроив подсвечник на круглый столик, принялся листать. И думал о том, что вспыхни сейчас люстра над головой, залейся коридор ярким светом и закричи голосом рекламного зазывалы телевизор на кухне, — я огорчусь: мне хотелось длить уютный полумрак и наслаждаться вынужденным молчанием телефона. Потрескивала свеча, навевая настроение вполне философское. 
Вошла жена с дочкой, сели на диван, и я отложил книгу. Они напомнили мне ребятню у ночного костра, когда отблеск огня ложится на лица и водит за спинами густые черные тени. 
И вдруг из теплого свечного уюта генетическая память бросила меня в другую крайность. Я помолчал и спросил, могут ли мои женщины представить себе блокаду Ленинграда. Нет света, газа, еды. Замерз водопровод. В доме холоднее, чем на улице. На лестнице, возле застывших батарей, лежат припорошенные снегом трупы. Из черной тарелки репродуктора тикает метроном. Слабость, туман в голове. И дом сотрясается от близких разрывов бомб или снарядов… 


Полумрак создавал ощущение, что все это рядом, близко, и жена с дочерью дружно передернули плечами. 
Мы стали говорить о другом, о чем давно не говорили, и просидели с полчаса при оранжевом огоньке свечки. Вернулся из института сын и, пройдя темным коридором, присоединился к нашей компании, потирая с мороза руки и блестя глазами. И я думал о том, что мы часто ругаем судьбу за ее немилость к нам, но редко благодарим за наши удачи. И спим в теплых кроватях, пьем по утрам кофе с булочкой, равнодушно смотрим, как рекой льется кровь в телевизоре, гремят выстрелы, но отними у нас, городских, хотя бы свет или тепло, и жизнь покажется до ужаса несправедливой. 
Мы вновь вернулись к теме блокады, и жена сказала, что тогда у людей была злость на врага и стремление к общей победе, — они не давали пасть духом и придавали силы. 

А сейчас… — жена пожала плечами. — Какая сейчас может быть общая победа?.. Всяк сам по себе… Скажи спасибо, если еще свет починят. 
Вспыхнул свет, и я мысленно сказал спасибо. Мы разбрелись по квартире смотреть телевизор, звонить по телефону, щелкать клавишами компьютера… И мне долго вспоминалась горящая в темноте свеча и отблеск огонька на лицах домочадцев.

rustutors.ru

Реальный текст ЕГЭ 2018. Симонов. О войне. » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2018. Симонов. О войне.

 

— Вот, — сказал Леонидов, постучав пальцем по газете. — Вот! Я в

армейской еще позавчера заметил, хотел вам почитать, да у меня кто-то

замахорил… Вот… — И стал медленно читать вслух громким, сердитым

голосом: — «Немецко-фашистские мерзавцы зверски расправляются с

попадающими к ним в плен ранеными красноармейцами. В деревне Никулино

фашисты изрубили на куски восемь раненых красноармейцев-артиллеристов; у

троих из них отрублены головы…» — Он задержал палец на том месте, до

которого дочитал, и, продолжая держать его там, поднял злые глаза и

спросил: — Ну, что? — Спросил так, словно кто-то спорил с ним. Потом снова

посмотрел на то место, где держал палец, и повторил: — «У троих из них

отрублены головы…» А я вчера немца убил, так мне Караулов по уху дал.

Да?

 

 
 

— Так тебе и надо! — отозвался Комаров. — А что же, люди старались,

«языка» брали, а ты его бьешь! Посмотри, какой стрелок!

— Так я ж его и брал, — возразил Леонидов.

— Не ты один брал.

— Ну ладно, по уху, — сказал Леонидов. — Не будь он комвзвода, он бы у

меня покатился! Ладно, пусть, — повторил он. — Но он же еще пригрозил: в

другой раз повторить — расстреляю! Это как понимать?

— А так и понимать: не бей «языка», — снова наставительно сказал

Комаров.

— А как понимать, что меня еще старший политрук тягал? Он мне про

«языка» не говорил. Он говорит: «Раз пленный, то вообще не имеешь права…

Какое твое право!» — он мне говорит. А это, — Леонидов упер палец в газету

так, что прорвал ее, — а это я имею право читать? Или не имею? Я в газете

своими глазами все это вижу, как людям головы рубят! А мне по уху? Да?

Он замолчал, ожидая, что ему кто-нибудь ответит. Но ему никто не

ответил, и он стал читать дальше, повысив голос против прежнего:

— «В деревне Макеево командир роты связи тов. Мочалов и политрук роты

тов.Губарев обнаружили зверски истерзанные трупы красноармейцев

Ф.И.Лапенко, С.Д.Сопова, Ф.С.Фильченко. Фашисты надругались над ранеными,

выкололи у них глаза, отрезали носы и перерезали горло…» — Он снова

оторвался от газеты. — Для чего нам про это пишут? А, младший сержант?

— Чтоб злей были.

— Я и так чересчур злой!

— А «языка» все равно не трогай, — отозвался Комаров, любивший бить в

одну точку. — Раз взял, значит, взял.

— Чересчур вы добрые, погляжу я на вас! — зло сказал Леонидов.

Синцов отложил бритву. Последние слова Леонидова рассердили его.

— А ты нам свою злость в глаза не суй! Подожди… — хлопнул он по

колену, видя, что Леонидов собирается прервать его. — Ты злой! А сколько

фашистов у тебя на счету? Кроме того пленного, два? А Комаров добрый, у

него четверо!

Когда он в первый раз выходил из землянки умываться, это не бросилось

ему в глаза, а сейчас он внезапно заметил всю красоту природы в этот

солнечный зимний день: и на редкость синее небо, и белизну нападавшего за

ночь снега, и черные тени стволов, и даже треугольник самолетов, летевших

так высоко, что их далекое, тонкое пение не казалось опасным.

Только что в блиндаже они спорили между собой о войне и смерти, о том,

как убивать людей, и о том, можно ли при этом быть добрым и злым…

А сейчас он шел к развалинам барского дома по залитой солнцем и

разлинованной тенями стволов сосновой аллее и думал, как, в сущности,

плохо приспособлен человек к той жизни, которая называется войной. Он и

сам пытается приучить себя к этой жизни, и другие заставляют его

приучиться к ней, и все равно из этого ровным счетом ничего не выходит,

если иметь в виду не поведение человека, на котором постепенно начинает

сказываться время, проведенное на войне, а его чувства и мысли в минуту

отдыха и тишины, когда он, закрыв глаза, может, словно из небытия,

мысленно возвратиться в нормальную человеческую обстановку…

Нет, можно научиться воевать, но привыкнуть к войне невозможно. Можно

только сделать вид, что ты привык, и некоторые очень хорошо делают этот

вид, а другие не умеют его делать и, наверное, никогда не сумеют. Кажется,

он, Синцов, умеет делать этот вид, а что проку в том? Вот пригрело

солнышко, небо синее, и самолеты летят куда-то не сюда, и пушки стреляют

не сюда, и он идет, и ему так хочется жить, так хочется жить, что прямо

хоть упади на землю и заплачь и жадно попроси еще день, два, неделю вот

такой безопасной тишины, чтобы знать, что, пока она длится, ты не

умрешь…

rustutors.ru

Список сочинений ЕГЭ — Русский язык

А

Абрамов Ф.А. «Старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие…» Вопрос о сохранении духовных ценностей

Акулинин К. «Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице…» Проблема проявления совестливости

Алексин А.Г. «Ты, наверно, очень удивлен тем, что после нашего возвращения…» Проблема отношения к матери

Алексин А.Г. «Порою, чем дальше уходит дорога жизни…» Проблема памяти о дорогом человеке

Амлинский В.И. «Вот люди, которые приходят ко мне…» Проблема отношений между людьми

Амлинский В.И.  «Возвращаясь к своему детству…» Вопрос о роли взрослого в формировании личности ребенка

Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил, как из паровоза…» Проблема влияния войны на человека

Андреев Л.Н. «Я сидел в ванне с горячей водой…» Проблема отношения человека к негативным изменениям в своей жизни

Астафьев В.П. «Шел май сорок третьего года…» Проблема проявления человечности

Астафьев В.П. «Мне не раз доводилось…» Проблема отношения к судьбе деревни

Астафьев В.П. «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» Проблема отношения к великим личностям

Б

Бакланов Г.Я. «Был месяц май, уже шестой день, как кончилась война…» Проблема восприятия войны человеком

Бакланов Г.Я. «На хуторе сон и тишина…» Проблема мироощущения человека во время войны

Бакланов Г.Я. «Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками…» Как война изменяет жизнь людей?

Богомолов В.О. «Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики…» Проблема проявления повседневной героической стойкости…

Бондарев Ю.В. «Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время» Проблема влияния войны на человека

Бондарев Ю.В. «Я проснулся глубокой ночью от неистового бега…» Проблема ответственности за окружающий мир

Быков В.В. «В неприметной лесной деревушке возле большой…» Проблема проявления доброты

Быков Д.Л. «Главная претензия к пьесе «Горе от ума», высказываемая в разное время…» Что такое философский ум?

 В

Васильев Б.Л. «Встреча произошла неожиданно…» Проблема проявления человечности на войне

Васильев Б.Л. «Человек создан на столетия, если…» Проблема значения труда в жизни человека

Васильев Б.Л. «От нашего класса у меня остались воспоминания…»  Проблема жизненных ценностей

Г

Гайдар А.П. «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота…» Проблема взросления подрастающего поколения

Гайдар А.П. «Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит…». Проблема отношения детей к происходящим в стране событиям

Геласимов А.В.«Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал…». Проблема отношения к близким людям

Глушко М. «Проснулась уже утром…»  Проблема проявления заботы о человеке

Горький А.М. «Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший…» Вопрос о роли чтения в жизни человека

Горький А.М. «Книги продолжали открывать предо мною новое…» Проблема влияния книги на человека

Гранин Д.А. «Я думаю, что я так и не понял себя…» Проблема осознания реализации человеком своих возможностей

Гранин Д.А. «Нас осталось четверо…» Проблема преодоления трудностей

ГрековА И. «Я стояла в ординаторской, смотрела на фикус…» Проблема проявления отзывчивости

Грин А. «Когда Скоков пришел к полному, тысячу раз проверенному убеждению…»  Проблема отношения к жизненным ценностям

Е

Екимов Б.П. «По утрам теперь звонил телефон – мобильник…» Проблема отношения к родителям

Екимов Б.П. «В Москве уже осень, а в Коктебеле бархатный сезон…» Проблема отношения к пожилым людям

Ерашов В.П. «Это был первый настоящий бой Кати…» Проблема парадоксальности войны

К

Каралис Д.Н. «Я позвонил в дверь своей квартиры…» Каким может быть мироощущение семьи?

Качалков С.С. «Сергей Николаевич Плетенкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого…» Проблема выбора человеком жизненных ценностей

Колесов В.В. «Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке…» Вопрос о роли имени в жизни человека

Крапивин В.П. «Журка потянулся к полкам и взял самую…» Вопрос о роли старших родственников в жизни человека

Крупин В.Н. «В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала…» Вопрос о роли родителей в жизни ребенка

Л

Лесков Н.С. «Мой отец и исправник были поражены тем, что мы перенесли в дороге…» Всегда ли мы правильно оцениваем окружающих нас людей?

Лидин В.Г. «Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную…» Проблема отношения человека к культурным ценностям

Лихачев Д.С.  «Письмо двадцать третье «О личных библиотеках…» Проблема создания личных библиотек

Лихачев Д.С. «Письмо сорок шестое. Путями доброты» Проблема доброго отношения к людям

М

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг…» Значение дружбы в жизни человека

Мамин-Сибиряк Д.Н. «На меня самое сильное впечатление…» Проблема отношения человека к детству

Н

Некрасов В.П. «Василий Конаков, или просто Вася…» Проблема проявления лучших солдатских качеств

Никитайская Н.Н. «Семьдесят лет прожито, а ругать себя не перестаю». Проблема оказания помощи

Носов Е.И. «Вот пишут: малая родина…». Вопрос о роли малой родины в жизни человека

П

Паустовский К.Г. «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» Роль родной природы в жизни человека

Паустовский К.Г. «Когда при Берге произносили слово «родина»… Проблема отношения человека к родине

Паустовский К.Г. «Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам». Что такое Родина?

Паустовский К.Г. «На перекрестках лесных дорог, около шалашей…» Проблема  проявления сочувствия, заботы и оказания помощи

Песков В.М. «Брестская крепость 22 июня…» Проблема сохранения памяти о Великой Отечественной войне

Песков В.М. «Остаток дня до позднего вечера брожу по острову…»  Проблема осознания человеком Родины

Песков В.М. «Здесь полюс, поздравляю вас, ребята! – именно эти слова сказал начальник полярной экспедиции…» Кто такие героические люди?

Платонов А.П. «Шел я однажды из госпиталя в свою часть…» Проблема влияния войны на человека

Пришвин М.М. «Удивление покидает мир» Проблема сохранения в человеке детского мироощущения

Пришвин М.М. «Когда человек любит, он проникает в суть мира…» Вопрос о роли любви в окружающем мире

Р

Руденко И. «Обычным днем мокрой московской зимы зашла я в Исторический музей…» Проблема исторической памяти

С

Санин В.М. «Гаврилов — вот кто не давал Синицыну покоя…» Проблема ответственности за свои поступки

Симонов К.М. «Все трое немцев были из белградского…» Проблема сохранения историко-культурного наследия

Симонов К.М. «Это было утром…» Проблема поведения человека на войне

Симонов К.М. «Вот, — сказал Леонидов, постучав пальцем по газете…» Проблема сохранения человечности

Сологуб Ф. «Вечером опять сошлись у Старкиных…» Проблема отношения человека к Родине

Солоухин В.А.  «С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине…» Проблема любви к Родине

Строганов М.С. «Раз в столетие, в самые трудные и отчаянные дни…». Проблема исторической памяти

Т

Тендряков В.Ф. «То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде…» Проблема человечности

Толстой А.Н. «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица…» Роль Родины в жизни человека

Тэффи Н.А. «Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви…» Проблема истинной любви

Х

Холендро Д.М. «Вчера я писал маме: «Пришли мне, пожалуйста, халвы…» Проблема материнской любви

Худяков М.Г. «Он нес меня на себе восемь километров…» Проблема истинной дружбы

Ч

Чехов А.П. «Небо заволокло злыми тучами…» Проблема проявления истинной и ложной заботы

Чехов А.П. «Кто-то входит в переднюю, долго раздевается и кашляет…» Проблема отношения человека к своей деятельности

Чехов А. «Кто-то входит в переднюю, долго…» Проблема отношения человека к учению

Чуковский К. «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия…» Проблема отношения к русскому языку

Ш

Шолохов М.А. «Товарищи! Получен приказ: занять оборону на высоте…» Проблема поведения человека на войне

Э

Эфрон А.С. «Так мы и зимовали в этой комнате…» Вопрос о роли семьи в жизни человека

Эфрон А.С. «Так мы и зимовали в этой комнате…» Проблема понимания истинных семейных ценностей

Обращение к посетителям

Напишите в комментарии заметку о желании видеть сочинение на любой текст. Сочинение будет написано и опубликовано. Также можно заявить о других текстах, на которые нужны сочинения

Если нет желания регистрироваться или подписываться на новости, просьбы о написании сочинения можно присылать обычным письмом на адрес [email protected] /электронный адрес и форма ВКОНТАКТЕ указаны во вкладке «Контакты»/

russkijege.ru

Текст с досрочного ЕГЭ 2018. Эфрон. Разбор. » Рустьюторс

 
 
 

Так мы и зимовали в этой комнате с зелёными рамами и низким небелёным потолком (это было в 1923 году под Прагой) у глухой старушки с собакой Румыгой. Зимовали хорошо, тесно, дружно, пусть и трудно. Главное же, мужественная бедность Марины и Серёжи, достоинство, выдержка и зачастую юмор, с которым они боролись со всеми повседневными тяготами, поддерживая и ободряя друг друга, вызывали у меня такое жаркое чувство любви к ним и соратничество с ними, что уже это само по себе было счастьем. Счастьем были вечера, которые иногда проводили мы вместе у стола, освобождённого от посуды, весело протёртого мокрой тряпкой, уютно и торжественно возглавляемого керосиновой лампой с блестящим стеклом. Серёжа читал нам вслух; Марина и я, слушая, чинили, латали. Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Серёжа рассказывали мне перед сном. Это была длинная звериная повесть; начало её, конечно, терялось в юности моих родителей. Серёжа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина — Кошку и Рысь. Лев был благороден, Рысь — непоследовательна и коварна. Издавна и нежно повелось: Марина звала Серёжу Львом, Лёве, он её — Рысью, Рысихой. Маринины тетради испещрены Серёжиными рисунками: уходя, а чаще всего убегая, «утаптывая», как говорил Лев из сказки, Серёжа набрасывал силуэт Льва, благодарного, пообедавшего, с толстым пузом или привычно тощего; Льва, плачущего крупными слезами или смеющегося во всю пасть, чтобы Марина, раскрыв тетрадь, улыбнулась ему вслед. Марина же подписывала свои письма букой «Р» и рисовала в виде росчерка длиннохвостую дикую кошку или только ухо её с кисточкой, чуткое ухо Рыси. Об этих своих счастьях позволяю себе упоминать только потому, что они были островками радости и для моих родителей, передышками на пути теснивших трудностей и нараставших тревог. Но детские радости лежат на поверхности событий; радуясь чужим святкам, просторам, чужому гостеприимству, дети эмигрантов до поры до времени, конечно, не осознают своей национальной непричастности всему этому, своего национального сиротства и неравноправия. Они верят в сами собой приходящие, не заработанные и не выстраданные чудеса. Я всего-навсего мечтала о том, как найду «кошелёк с двумя миллионами», один из которых отдам родителям, а второй поделю между бедными русскими студентами, маминой сестрой Асей и Максом Волошиным. Однажды, начав подметать, я нашла бы возле своей кровати клетку с кроликами, с двумя красноглазыми кроликами. Мечты миллионера.
Ариадна Сергеевна Эфрон.

rustutors.ru

Текст с досрочного ЕГЭ 2018. Пришвин. Разбор. » Рустьюторс

Удивление покидает мир. Даже воздухоплавание, даже радио и телевидение больше не удивительны. И можно вперед сказать, что перелет на другие планеты не даст того счастья, той радости, о которой сейчас грезится.
Удивление связано с детством человека. Современный взрослый человек рано расстается со своим ребенком: он с двадцати лет взрослый и больше ничему не удивляется. Сказка питается детством, и детство здоровьем, и здоровье дается землею и солнцем. Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление, и с удивлением вернется и сказка.
Невозможно? Нет ничего невозможного. Во всяком случае, возникает вопрос: почему современный человек не отказывается от возможности перелета на другую планету и поднимают даже вопрос о физическом бессмертии в будущем, но почему же тогда невозможно вернуть человечеству удивление и сказку?

…Я с себя беру своего маленького героя… Мне удобен маьчик-герой, потому что я же сам, лично будучи от природы сам художником и поэтом в душе, скромным среди великих событий нашего времени, чувствую себя всегда мальчиком и, признаюсь, не сразу дохожу до их смысла, — если же сразу берусь, то неизбежно ошибаюсь. От этого мне легче среди великих событий изображать мальчика, из-за того именно легче, что я сам такой и, когда чего не хватит, буду брать из себя.
…Мне часто говорят, что я знаю хорошо детей и люблю их. Но я знаю, люблю и охраняю только одно, заключенное в себе бессмертное дитя. В этом ребенке и реализован мой талант.
Я думаю, что значение моих книг и у нас и дальше — в моем устремлении к детству. Природа у меня как материя детства.
…В 1905 году я напечатал первый свой рассказик «Дедок» в журнале «Родник». После этой удачи я задумал по совету Е. И. Ончукова поехать на север на Выгозеро. У редактора Альмедингена в «Роднике» я попросил денег на поездку.
— Я напишу вам, — сказал я, — о мальчике, попавшем на север, и так опишу север в приключениях мальчика.
— Нет, — ответил Альмединген, — напишите просто очерки севера.
Я послушался, и с тех пор вот сорок пять лет никогда не расставался с этим мальчиком, и все не мог написать.
Вся детская моя литература возникла на этой почве, а, может быть, даже и охотничья. По-видимому, этот мальчик живет у меня в душе, и скорей всего это я сам и ношу его в себе, как беременная женщина.
В этом вынашивании мальчика и есть все, чем я богат.
Понимать все на свете можно по-разному, но несомненно нужно одинаково верно понимать человека, чтобы сделать ему радостный подарок. Надо понять человека, чтобы суметь ему подарить. Пониманием любовь начинается и подарком разрешается: он дарит ей, она это дарит всем.
Скорей всего люди инстинктом животных чувствуют, что ребенок — это подарок для всех.

Новый человек — это ребенок, а если о нем надо рассказывать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребенка.

rustutors.ru

Реальный текст ЕГЭ 2018. Курочкин. О войне. » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2018. Курочкин. О войне.
 
 
 

— Танки пошли, лейтенант!— крикнул Щербак.
Малешкин даже не успел сообразить, что ему делать, как в наушниках
раздался отрывистый и совершенно незнакомый голос комбата:
«Вперед!»
— Вперед!— закричал Саня и прилип к панораме.
Саня, в сущности, плохо понимал, что происходит. Комбат приказал не
вырываться вперед, и двигаться за танками не ближе, чем в ста метрах. Щербак
же повис на хвосте впереди идущей машины. Тридцатьчетверка шла зигзагами,
стреляя на ходу. За ней так же зигзагами вел самоходку Щербак. Саня не видел
поля боя: мешала тридцатьчетверка. Саня приказал Щербаку отстать или
свернуть в сторону. Щербак, не ответив, продолжал плестись за танком.епился, повис и тоже вертелся
вместе с машиной и дико кричал: «А-а-а-а-а!..»

 Из башни вырвался
острый язык огня, окаймленный черной бахромой, и танк заволокло густым
смолистым дымом. Ветер подхватил дым и темным лохматым облаком потащил по
снегу в село.

[
«Что же я стою? Сейчас и нас так же…— мелькнуло в голове
Малешкина.— Надо двигаться…»
— Вперед, Щербак!
Щербак повернулся к Малешкину. Саня не узнал своего водителя. У него в
эту минуту лицо было без кровинки, словно высеченное из белого камня.
— Вперед, Гриша! Вперед, милый! Нельзя стоять! — с отчаянностью
упрашивал Саня.
Щербак не пошевелился. Малешкин вытащил из кобуры пистолет.
— Вперед, гад, сволочь, трус! — кричали на водителя наводчик с
заряжающим.
Щербак смотрел в дуло пистолета, и страха на его лице не было. Он
просто не понимал, чего от него хотят. Саня выскочил из машины, подбежал к
переднему люку и спокойно приказал:
— Заводи, Щербак.
Щербак послушно завел. Саня, пятясь, поманил его на себя. Самоходка
двинулась.
— За мной!— закричал младший лейтенант Малешкин и, подняв пистолет,
побежал по снегу к селу. В эту минату Саня даже не подумал, что его легко и
так просто могут убить. Одна мысль сверлила его мозг: «Пока горит
танк, пока дым — вперед, вперед, иначе смерть».
В небо взлетела зеленая ракета— танки повернули назад. Малешкин не
видел этой ракеты. Он бежал не оглядываясь. Он видел только село. Там
фашисты… Их надо выбить! Таков был приказ. И он выполнял его.сь.
— А почему вы, Малешкин, в село впереди машины бежали?— ехидно
спросил полковник.


Саня не знал, что отвечать. Сказать правду— значит, с головой выдать
Щербака.
Дей в ожидании ответа с любопытством разглядывал Малешкина.
Саня поднял на полковника глаза и виновато улыбнулся:
— Очень замерз, товарищ полковник, вот и побежал, чтоб согреться.
Поверил ли словам Малешкина Дей, трудно сказать. Только вряд ли. Он
повернулся к Беззубцеву и скрипучим, железным голосом приказал:
— Комбат, доложите в свой штаб, чтобы Малешкина представили к Герою, а
экипаж— к орденам.— И, уловив в глазах комбата удивление, еще жестче
проскрипел:— Да, именно к Герою. Если б не Малешкин, бог знает, чем бы все
это кончилось.

rustutors.ru

Реальный текст ЕГЭ 2018. Лесков. О Селиване. » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2018. Лесков. О Селиване.

Мой отец и исправник были поражены тем, что мы перенесли в дороге и особенно в разбойничьем доме Селивана, который хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами… 
 
 

Кстати, о деньгах. При упоминании о них, тетушка сейчас же воскликнула:
— Ах, Боже мой! да где же моя шкатулка?
В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?
Представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке — словом, нигде… Шкатулка, очевидно, осталась там и теперь — в руках Селивана… Или… может быть, даже он ее еще ночью выкрал. Ему ведь это было возможно; он, как хозяин, мог знать все щелки своего дрянного дома, и этих щелок у него, наверно, не мало… Могла у него быть и подъемная половица и приставная дощечка в перегородке.


И едва только опытным в выслеживании разбойничьих дел исправником было высказано последнее предположение о приставной дощечке, которую Селиван мог ночью тихонько отставить и через нее утащить шкатулку, как тетушка закрыла руками лицо и упала в кресло.
Боясь за свою шкатулку, она именно спрятала ее з уголок под лавкою, которая приходилась к перегородке, отделяющей наше ночное помещение от той части избы, где оставался сам Селиван с его женою…
— Ну, вот оно и есть! — воскликнул, радуясь верности своих опытных соображений, исправник. — Вы сами ему подставили вашу шкатулку!., но я все-таки удивляюсь, что ни вы, ни люди, никто ее не хватился, когда вам пришло время ехать.
— Да Боже мой! мы были все в таком страхе! — стонала тетушка.
— И это правда, правда; я вам верю, — говорил исправник, — вам было чего напугаться, но все-таки… такая большая сумма… такие хорошие деньги. Я сейчас скачу, скачу туда… Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… А впрочем — теперь у него в руках есть деньги… он может делиться… Надо спешить… Народ ведь шельма… Прощайте, я еду. А вы успокойтесь, примите капли… Я их воровскую натуру знаю и уверяю вас, что он будет пойман.
И исправник опоясался своею саблею, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и… через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.
Все вскочили с мест и остановились как вкопанные…
— Укладочку забыли, возьмите, — глухо произнес Селиван.
Более он ничего не мог говорить, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения.
Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.


Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:
— Все, все как было!
— Сохранно… — тихо молвил Селиван. — Я все бёг за вами… хотел догнать… не сдужал… Простите, что сижу перед вами… задохнулся.
Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.
Селиван не трогался.
Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
— Возьми что тебе дают, — сказал исправник.
— За что? — не надо!
— За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.
— А то как же? Разве надо не честно?
— Ну, ты… хороший человек… ты не подумал утаить чужое.
— Утаить чужое!.. — Селиван покачал головою и добавил: — Мне не надо чужого.
— Но ведь ты беден — возьми это себе на поправку! — ласкала его тетушка.
— Возьми, возьми, — убеждал его мой отец. — Ты имеешь на это право.
— Какое право?
Ему сказали про закон, по которому всякий, кто найдет и возвратит потерянное, имеет право на третью часть находки.
— Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо! — прощайте!
И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запречь сани и отвезти его домой.
Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.


Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:
— На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать… пошел доход… щи варили… Нас не боятся, как прежде боялись.
Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал:
«Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. И так долго все выходило похоже на то, что он только тем и занят, что замышляет и устраивает злодеяния. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

Я был очень счастлив в своем детстве в том отношении, что первые уроки религии мне были даны превосходным христианином. Это был орловский священник Остромыслений — хороший друг моего отца и друг всех нас, детей, которых он умел научить любить правду и милосердие. Я не рассказывал товарищам ничего о том, что произошло с нами в рождественскую ночь у Селивана, потому что во всем этом не было никакой похвалы моей храбрости, а, напротив, над моим страхом можно было посмеяться, но я открыл все мои приключения и сомнения отцу Ефиму.


Он меня поласкал рукою и сказал:
— Ты очень счастлив; твоя душа в день рождества была — как ясли для святого младенца, который пришел на землю, чтоб пострадать за несчастных. Христос озарил для тебя тьму, которою окутывало твое воображение — пусторечие темных людей. Пугало было не Селиван, а вы сами, — ваша к нему подозрительность, которая никому не позволяла видеть его добрую совесть. Лицо его казалось вам темным, потому что око ваше было темно. Наблюди это для того, чтобы в другой раз не быть таким же слепым.
Это был совет умный и прекрасный. В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почетным.

rustutors.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *