Структура эссе по русскому языку егэ – Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку :: SYL.ru

Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку :: SYL.ru

Школа – прекрасное время, а ее окончание – еще более радостный момент для многих учеников. Огорчает только одно – сдача экзаменов, будь то 9 или 11 класс. Но если сдать ГИА в 9 классе не так сложно, то ЕГЭ в 11 значительно сложнее. Каждый ученик выбирает себе дополнительные предметы, необходимые для дальнейшего поступления. Но не стоит забывать и об обязательных экзаменах – русскому языку и математике.

Отдельное внимание следует уделить именно русскому языку, поскольку сдать этот предмет не так легко. Необходимо не только обладать хорошими знаниями предмета, но и не забывать о тонкостях заданий. Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ обязательно включает в себя это задание.

Темы сочинения

Известно, что экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, из которых 24 являются тестовыми, а 25-е представляет собой сочинение.

Темы сочинений по русскому языку (ЕГЭ предполагает его написание по тексту, предложенному в тесте) неизвестны в целом, однако исследования заданий прошлых лет показали, что существует несколько основных направлений для 25-го задания.

Тема нравственности, любви и культуры

В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.

И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя. Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение – все это составляющие любви. Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.

Культура и искусство – следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.

Непонимание поколений, трагедия войны

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» - так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

Структура сочинения

Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), – структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.

Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:

  1. Вступление.
  2. Выявление проблемы.
  3. Раскрытие проблемы.
  4. Взгляд автора.
  5. Ваше личное мнение.
  6. 2 аргумента.
  7. Вывод.

Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.

Вступление

Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.

Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ - формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа».

Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».

Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.

После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.

Проблематика

Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Выявить направление и тему сочинения.
  3. Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.

Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».

Данную часть можно считать главной, поскольку именно вокруг нее собраны остальные пункты сочинения, потом правильное определение проблемы играет большую роль в оценивании работы.

Взгляд автора

Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.

В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.

«Автор искренне переживает за своего героя – все беды, происходящие с ним, автор словно переживает сам. Это ярко выражено в данном отрывке: «….»».

Личное мнение и аргументация

До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.

В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное – вы должны его правильно аргументировать.

Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы. Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.

Какие произведения можно использовать для аргументации?

  1. Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения. Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.
  2. Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.
  3. И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.

Примеры

Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».

Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает. Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка. Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».

Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе. Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает. Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».

Вывод

Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».

Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ - это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.

www.syl.ru

Как написать сочинение по русскому языку на отлично? Готовимся к ЕГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по русскому языку на выпускных экзаменах – вполне посильная задача. Накоплен огромный опыт проведения единого экзамена, и можно без раздумий ответить на вопрос о том, как написать сочинение по русскому языку, чтобы оно соответствовало наиболее высокому баллу.

На экзамене вам будет предложено прочитать публицистический или художественный текст, в котором затрагивается некая проблема философского характера. Перед вами может быть отрывок из произведения, содержащий рассуждение о материальных или нематериальных ценностях (доброта, красота, боевые награды), природная зарисовка или описание конкретной жизненной ситуации.

Сочинение оценивается по четким критериям, поэтому можно говорить о некоем алгоритме, который поможет вам сформулировать идеи и изложить их на бумаге.

Как написать сочинение: схема повествования.

По сути, вам нужно произвести критический анализ отрывка: определить основную проблему, проанализировать позицию автора, высказать и аргументировать свое мнение, сделать вывод.

Ваше сочинение должно иметь четкую структуру: вступление, основное повествование, заключение. Все три этих композиционных элемента обязательно должны прослеживаться. Размер сочинения должен укладываться в рамках 150-250 слов, длинные опусы лучше не писать.

Как написать сочинение по русскому языку ЕГЭ: структура С1

План такой:

1.Сформулируйте одну конкретную проблему. Напишите ключевой тезис или поставьте проблемный вопрос. («Можно ли изменить окружающий мир, сокрушаясь из-за его несовершенства и не меняя ничего в своей жизни?»)

2. Напишите развернутый комментарий к проблеме. («Вопрос этот читается между строк рассказа такого-то автора…»)

3. Объясните позицию автора. («Тургенев считает, что начинать нужно с изменения собственного мироощущения…»)

4. Выскажите свое мнение.

5. Приведите парочку аргументов в пользу своей позиции. Можно привести пример из жизни, а еще лучше – из литературы.

6. Сделайте вывод, поддерживающий вашу или авторскую позицию.

Как написать сочинение: учимся формулировать мысли

Вам нужно набрать необходимый словарный запас, достаточный для написания сочинения по тексту проблемного характера. Вы должны запомнить определенные смысловые конструкции и фразы, которые помогут выразить ускользающую мысль и связать все идеи воедино.

Прочитайте несколько примеров качественных аналитических работ. Познакомьтесь с примерами сочинений в книжках для подготовки к экзамену. Сходите в библиотеку и возьмите советские издания, в которых проводится детальных анализ произведений классиков. Впрочем, их можно скачать из интернета. Если хватит терпения, пролистайте работы известных критиков (Добролюбова, Белинского). Вы научитесь выделять проблему, научитесь смотреть на конфликт с разных точек зрения, а главное - запомните несколько шаблонных фраз, которые можно внедрить в любой текст.

Как написать сочинение ЕГЭ: критерии оценки

При проверке работы будет оцениваться умение формулировать ключевую проблему, связность и логичность рассуждений, выразительность речи, соответствие текста лексическим, орфографическим, пунктуационным, речевым и другим нормам языка.

Больше читайте, и вопрос о том, как написать сочинение, встанет перед вами не так остро.

fb.ru

Структура написания сочинения-рассуждения (ЕГЭ по русскому языку).

Структура написания сочинения-рассуждения

1 предложение – тема.

2 предложение – проблема.

Не рекомендуется начинать работу со слов: «В этом тексте говорится о…» и т.д.

Как начать:

  • Вопросительное предложение (например: Что такое одиночество?).

  • Ключевые слова (словосочетания), которые вводят в тему (например: Одиночество… ).

  • Повествовательное предложение по теме (например: Очень часто многие пожилые люди, имея взрослых детей, одиноки. Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…).

Не путать тему и проблему!!!

Например, тема войны. Проблема – дружба на войне.

Тема природы. Проблема – охрана природы.

2 абзац

Например: Автор на конкретных примерах показывает… (2 примера из текста с комментариями). Цитаты обязательны!!!

3 абзац

Позиция автора (что он думает об этой проблеме).

Позиция автора может быть открытой. Тогда пишем: «Автор считает, что «…цитата из текста…» (может быть, может не быть).

Позиция автора может быть скрытой. Тогда пишем: «Автор не выражает прямо своей позиции, но он считает, что «…цитата из текста…».

4 абзац

(Можно разделить на два абзаца).

Своё отношение к проблеме:

Я полностью согласен с мнением автора…

Да, несомненно, автор прав…

Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора…

Я не согласен с мнением автора…

Я согласна с мнением автора... Я тоже считаю, чтоА подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…

+ 2 аргумента (почему согласен или почему не согласен) – из жизненного опыта, из СМИ, факты истории, из произведений художественной литературы и т.д.

5 абзац

Итог (вывод).

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. + Свободная форма изложения мыслей.

Владимир Степанович Топилин

Повесть «Семь забытых перевалов»

Родился 12 февраля 1967 года в п. Чибижек Курагинского района Красноярского края

Последние сто метров Малыш бежал на последнем издыхании. Он прыгал в снегу под гору, прилагая на передвижение последние силы. Последователи легко катились на лыжах сзади. На границе тайги и пожарища ветровал нагромоздил несколько толстых деревьев и, выскочив из пихтача, Малыш ткнулся грудью в хаос нагромождения, и силы покинули его. Тяжелый стон поражения вырвался рвущимся дыханием. Вытянув голову перед собой, уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами Малыш ждал своей участи.

Первым из пихтача выкатился Косой. Лихо завернув лыжами, подъехал Толян. Быстро оценив обстановку, Толян безжалостно усмехнулся, пошел к зверю:

-Допрыгался! Теперь моя очередь тебе кровь пускать.

-Подожди, не торопись. Давай лучше шмальнем, одного патрона не жалко… да и чтобы не мучился, - предложил Косой, но Толян не остановился.

- …Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…

- Смотри, Толян, чтобы рогами не саданул.

- Я со спины залезу, куда денется.

И Толян присел на круп зверя, увязшего в глубоком снегу, похлопал ладонью по хребту, потом дотронулся до рогов:

-Да я на нем сейчас, как на мотоцикле…

Малыш не мог тронуться с места. Толик наглел, крутя голову зверя из сторону в сторону, заламывал рога на себя или давил вперед. Сколько так могло продолжаться, неизвестно. Только вдруг положение мгновенно изменилось. Косой не сразу понял, что случилось. А когда вскочил, хотел помочь, было поздно.

Пока Толян артачился, Малыш утаптывал под собой в страхе смерти снег. Почувствовав опору для прыжка, Малыш сделал попытку, прыгнул вперед. Толян, не ожидавший такого действия, спонтанно подавшись вперед, не успев защититься, со всего маху ткнулся лицом на рога шестилетка. Толян вытянул руки вперед, судорожно дернулся и безвольно завалился набок. Косой за две секунды пробежал десять метров, заглянул в лицо напарника. По лицу Толяна на рога и шею Малыша текла обильная кровь. Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека. Сердце Толяна еще билось, но по сути он был уже мертв.

…Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости. Все это произошло по вине человека. Возможно, все еще оставаясь в плену снега, он прощался с жизнью, ждал, что сейчас кто-то из людей выпустит в него роковую пулю. А когда понял, что остался жив, провожая тяжелым взглядом уходящим, горестно подумал: «На что же вы еще способны, люди?»

Образец написания сочинения

Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема безжалостного отношения человека к природе. На что способны безнравственные люди? Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает В.С. Топилин в повести «Семь забытых перевалов». Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни.

Автор на конкретных примерах показывает, что человек должен отвечать за свои поступки. Жажда наживы, тщеславие всегда были наказуемы. По принципу бумеранга человеку вернётся то, что он отдаёт. Величественное и израненное животное, «уронив великолепную корону на спину, остекленевшими от ужаса глазами» ждёт своей участи. Человек, считающий себя царём природы, не решает ускорить смерть Малыша: «…Я ему своим ножичком «красный галстук» пропишу…». Последняя попытка Малыша вырваться из капкана смерти стала ответом Толяну на беспринципность и жесткость: «Четвертый отросток правого рога марала был утоплен в левом глазу человека». Защищая себя, Малыш стал невольным убийцей, а потом свидетелем жестокости.

Автор считает, что «всё это произошло по вине человека». Природа даёт человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость. А человек, забыв об этом, становится лишь потребителем.

Я согласна с мнением В.С. Топилина. Я тоже считаю, что безжалостное отношение человека к природе ведёт к нравственной деградации людей. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями.

В произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба» наказание неминуемо настигает человека даже за давние злодеяния — таков смысл кульминационного рассказа из первой части цикла, давшего название всей книге. Сюжет о том, как наиболее осмотрительный и вроде бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой, приобретает мистико-символический смысл: оказавшись в пучине, превратившись в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает давнее своё преступление. Природа не прощает обиды, и за причинённое ей зло придется заплатить сполна, потому что, убежденно и открыто заявляет писатель, «бесследно никакое злодейство не проходит».

В повести Хемингуэя «Старик и море» рассказывается о противостоянии человека и природы. Старый рыбак Сатьяго «борется» с огромной морской рыбой — марлином. И рыба — не просто реальная рыба, в ней скрыта сила, пронизывающая весь мир. Борьба с рыбой стала уроком для человека, который всю свою жизнь провёл на море. Нравственные уроки природы заставили Сантьяго забыть о своём тщеславии, научили по-другому оценивать мир природы.

Я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом. Мы должны помнить, что физические, а особенно нравственные страдания, — вот справедливое возмездие за дерзкие попытки покорить, подчинить или даже уничтожить хотя бы частичку природы.

infourok.ru

Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку на «отлично»?

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку неизменно вызывает у школьников печаль и тоску хотя бы потому, что от сдачи обязательного экзамена никуда не уйти. Не так пугает тестовая часть, как сочинение. Однако практика показывает, что любой, даже не самый креативный ученик, способен написать достойную работу, потому что творческого полета мысли здесь никто не ждет, нужно просто следовать структуре и соблюдать канон. План следует запомнить и постоянно иметь перед глазами для подготовки к сочинению. Также поможет создание собственного банка аргументов по проблемам, предлагаемым в экзаменационных КИМах. В этот банк записываются подходящие литературные произведения с кратким содержанием по данному вопросу или случаи из общественной жизни. В написании аргументов важна точность: указывается автор (режиссер), название произведения, имена героев. И помните: чем больше вы напишите разных сочинений, тем легче вам будет на экзамене.

Алгоритм написания

  1. Первое и самое главное при написании сочинения – внимательно прочитать текст и найти его тему.
  2. Далее необходимо отыскать проблемы, которые поднял автор. Именно по одной из них предстоит писать сочинения. Однако в тексте обычно не одна, а несколько проблем, из которых нужно выбрать наиболее подходящую для себя. Стоит внимательно читать исходник, ведь автор сам аргументирует поставленную им тему, его пример идет до или после искомого конфликтного вопроса. Подходящей можно считать наиболее понятную проблему, к которой есть наиболее убедительные аргументы.
  3. Чтобы получить за них высший балл, нужно привести либо два литературных примера, либо один литературный и один жизненный. Не рекомендуется приводить два аргумента из жизни, оценка снижается, какими бы гениальными они не были.
  4. Писать сочинение, даже если опыт в этом деле приобретен уже солидный, стоит сначала на черновике. После того, как поставлена последняя точка, рекомендуется ненадолго отвлечься, потом перечитать (если возможно, то вслух) и исправить написанное, при таком способе ошибки гораздо легче заметить.
  5. После правки работа переписывается набело и вновь перечитывается. При чистовом переписывании на экзамене следует постараться, ведь проверяют сочинения пока все же люди, которым будет приятнее читать аккуратно написанный текст без помарок.

План сочинения

Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку проста и состоит из шести элементов. Каждый из них оснащается фразами-клише и вашими мыслями, вот и готовое эссе. Чтобы упростить себе нелегкую и нервную процедуру экзамена, выучите назубок план написания. Когда придет час-икс, будет гораздо легче сосредоточиться, если руководство к действию будет в голове, а не на шпаргалке.

  • Вступление – проще всего сразу поставить в нем проблему, но можно написать пару фраз об авторе, произведении или теме (но не нужно затягивать, длинное вступление или заключение – минус к сочинению, объем должен набираться за счет аргументов).
  • Комментарий к проблеме – необходимо объяснить, как найденная проблема выражена в тексте. Существует два вида комментариев: текстуальный и контекстуальный. Текстуальный комментарий опирается на текст, нужно проследить аргументацию проблемы самим автором, увидеть факты, явления, цитаты, подтверждающие его точку зрения. Контекстуальный комментарий предполагает интерпретацию проблемы: какого она типа, насколько актуальна, почему автор обратился именно к ней.
  • Авторская позиция – мнение писателя о поставленной им в тексте проблеме.
  • Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. Ориентируясь на свою позицию, нужно подбирать аргументы. С автором можно не соглашаться, однако это требует еще более убедительных примеров, потому что в экзаменационных текстах используют общеизвестные и общепризнанные мнения.
  • Аргументы – хотя бы один из них должен черпаться из литературных произведений. Второй может быть из жизни (фильмы, сериалы, песни, фольклорные произведения, события в СМИ и общественной жизни, личный опыт). Если литературные произведения никак не вспоминаются, придется использовать два примера из жизни, потому что вспомнить (или сочинить) несколько фактов из своего опыта можно всегда.
  • Заключение – в нем подводится итог сказанному, здесь можно сказать, что текст заставляет задуматься о важной и актуальной проблеме и путях ее решения. Заключение – это вступление другими словами.

Шаблоны и клише

Пункт плана Клише
Вступление Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»). На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…

В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …

Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

Комментарий к проблеме Контекстуальный:
Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…
Проблема… относится к типу…, актуальных для многих

Автор обратился к подобной проблеме, потому что…
Текстуальный:

Размышляя над вышеназванным вопросом, автор приводит примеры…./обращается к….
Для раскрытия этой проблемы автор рассказывает о…/цитирует…./описывает…

Позиция автора Автор так относится к поднятому вопросу:…
Позиция автора однозначна….

Привлекая внимание к такой проблеме, автор…
Автор утверждает, что…
Повествователь пропускает проблему через себя, поэтому его оценка не может быть отстраненной, он…

Позиция автора выражена однозначно в словах…

Собственное мнение Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…

Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…

С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

Аргумент 1 В качестве первого аргумента можно привести…
Первым аргументом может послужить…
В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
Наиболее полно проблема раскрывается в…
Аргумент 2 В качестве второго аргумента можно использовать…
Вторым аргументом может послужить…
Приведу еще один литературный аргумент…
В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
Следующий аргумент взят мной из личного опыта
Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
Заключение В заключении хочу сказать…

Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

Проблемы

  1. Взаимоотношения отцов и детей.
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
  5. Человеческое благородство.
  6. Честь и человеческое достоинство.
  7. Отношения человека с другими людьми.
  8. Восприятие человеком окружающего мира.
  9. Одиночество человека.
  10. Человек и искусство.
  11. Отношение человека к миру природы.
  12. Бережное отношение человека к языку.
  13. Человек и власть, которой он наделён.
  14. Сострадание окружающим.
  15. Отношение человека к войне.

Пример сочинения

Образец сочинения на ЕГЭ 2018 по русскому языку написан по тексту из демонстрационной версии КИМа по русскому языку.

Серенады, томные вздохи, роскошные подарки и страстные слова – это ли настоящая любовь? Или она проявляется в чем-то менее очевидном и более глубинном? Именно к проблеме истинной любви обращается Ф.Сологуб.

Этот вопрос с давних пор актуален для каждого, ведь так часто мы находимся в заблуждении, принимая собственные иллюзии за настоящие чувства. В экстремальных ситуациях все эмоции ярче и честнее, человек показывает самое сокровенное, поэтому в условиях войны сразу понятны приоритеты в отношениях людей. Так, Пауль Сепп готов оставить привычную жизнь, идти на фронт ради защиты Родины, дома, любимой. Лиза, возлюбленная героя, наконец, оценила поклонника, полюбила и тоже готова защищать его, сопровождая на фронт.

Позиция автора выражена однозначно, истинная любовь для него выражена в желании защитить любимого человека, быть с ним даже на войне под пулями, лишь бы с ним все было хорошо.

Я полностью согласна с мнением автора, по-моему, желание спасти, уберечь – главный показатель истинной любви.

В литературе эта проблема широко представлена, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воспевается всепобеждающая любовь главных героев. Маргарита ради любимого готова продать душу дьяволу, провести бал Сатаны, отправиться в ад, лишь бы быть вместе, лишь бы Мастер обрел долгожданный покой. Такие чувства приносят счастье и гармонию, преодолевая все препятствия.

Примером ложных иллюзий в любви могут послужить отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Если она его совсем не любила, а руководствовалась выгодой, то герой принимал за любовь чувственное влечение к блестящей и доступной женщине. Вот почему Пьер был несчастлив в своем первом супружестве, ложные чувства быстро заменяются раздражением и скукой.

Таким образом, проблема истинной любви действительно важна и актуальна до сих пор. Каждый, у кого она есть, должен всеми силами удержать это чувство, ведь настоящая любовь может больше не повториться.


Если у вас на примете есть тема, которая вызывает затруднения, то напишите нам. Мы напишем пример сочинения на ЕГЭ по русскому языку специально для вас.

Критерии оценки

  1. Проблема – если верно сформулирована, то 1 балл. Если нет, то 0 не только за К1, но и за К2, К3 и К4.
  2. Комментарий – если прокомментирована проблема без фактических ошибок с опорой на текст с 2 примерами из него, то 3 балла. Если 1 пример из текста без фактических ошибок, то 2 балла. Если нет примеров из текста или 1 фактическая ошибка – 1 балл. Если пересказ текста без примеров, если больше 1 фактической ошибки – 0 баллов.
  3. Авторская позиция – сформулирована верно – 1 балл. Неверно или не сформулирована – 0 баллов.
  4. Аргументы – 2 аргумента, один из них обязательно из литературы – 3 балла. 2 аргумента из жизненного опыта или только 1 из литературы – 2 балла. 1 аргумент из жизненного опыта – 1балл. Нет аргументов – 0 баллов
  5. Цельность, связность, логичность – не нарушено абзацное членение и общая логика – 2 балла. 1 логическая ошибка или 1 нарушение абзацного членения – 1 балл. Более 1 логической ошибки и более 1 нарушения абзацного членения – 0 баллов.
  6. Точность и выразительность – если работа точная и с разнообразной грамматикой – 2 балла (при условии, что не допущено речевых ошибок). Если нарушение точности мысли или однообразие в грамматике – 1 балл. Если однообразные грамматические конструкции и бедный словарь – 0 баллов.
  7. Орфография – нет ошибок или 1 негрубая – 3 балла. 2 ошибки – 2 балла. 3-4 ошибки – 1 балл. Более 4 – 0 баллов.
  8. Пунктуация – нет ошибок или 1 негрубая – 3 балла. 1-3 ошибки – 2 балла. 4-5 ошибок – 1 балл. Более 5 – 0 баллов.
  9. Грамматика – нет ошибок – 2 балла. 1-2 ошибки – 1 балл. Более 2 – 0 баллов.
  10. Речь – не более 1 ошибки – 2 балла. 2-3 ошибки – 1 балл. Более 3 – 0 баллов.
  11. Этика – нет ошибок – 1 балл. Есть хотя бы 1 ошибка – 0 баллов.
  12. Факты – нет ошибок – 1 балл. Есть хотя бы 1 ошибка – 0 баллов.

Данные критерии разработаны для объема 150-300 слов. Если сочинение 70-150 слов, то высший балл по критериям 7-12 не ставится, а число допустимых ошибок уменьшается (за 2 балла по орфографии нельзя допускать ошибки, за 1 балл не более 2). За 2 балла по пунктуации нельзя допускать ошибки, за 1 балл не более 3. 1 балл за грамматику и речь можно получить только без ошибок.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

план, примеры, шаблон, критерии, аргументы.

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания и план сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2019 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.
K8. Соблюдение пунктуационных норм.
K9. Соблюдение языковых норм.
K10. Соблюдение речевых норм.
K11. Соблюдение этических норм.
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто – в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой ..., {указываем автора} обращается ... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}. Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее – хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что... 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:... 5) Автор считает, что... 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... 7) Автор убеждает нас в том, что... 8) В тексте доказывается мысль о том, что... 9) Основная мысль текста заключается в том, что... 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы... Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста – ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь – полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы – это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру – экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

examer.ru

план сочинения. Как написать сочинение

Обучение в школе – это очень интересно и увлекательно. Конечно, на пути школьников встречается очень много препятствий, таких как написание творческих работ, экзамены, диктанты и так далее. Больше всего школьники боятся написания сочинения ЕГЭ. План сочинения мы обязательно предоставим по каждому предмету (литература, русский язык, обществознание).

У каждого предмета свои требования к творческим работам и свои системы и критерии выставления баллов. Мы вас научим писать идеальные работы по ЕГЭ. План сочинения – это самое важное при написании. На этом пункте мы остановимся как можно конкретней. Также научим правильно писать сочинения по прочитанному произведению, которые встречаются практически на всем пути школьного образования.

Сочинение

Для начала хочется сказать несколько слов о главной теме нашей статьи. Зачем нас учат писать сочинения? Казалось бы, где эти знания нам могут пригодиться? Везде, школьное образование и нужно для получения основных базовых знаний для формирования личности, выпускник должен точно знать свои цели, чем он хочет заниматься дальше. Но ни одна уважающая себя организация не возьмет безграмотного человека в свой штат. Перед трудоустройством нам нужно обязательно написать резюме и пройти собеседование. Для этого нужно уметь кратко и лаконично излагать свои мысли, чему и учит нас написание сочинения.

Если литературу и обществознание можно не сдавать в виде государственного экзамена (эти предметы идут по выбору обучающихся), то обязателен при сдаче ЕГЭ русский язык. Сочинение, примеры и возможные аргументы мы приведем позже. Сначала разберем алгоритм написания сочинения по произведению. Предлагаем приступить прямо сейчас.

План сочинения по произведению

После прочтения произведения преподаватель предлагает написать творческую работу, в которой вы выражаете свое отношение к тому или иному случаю, герою, автору. Мы предоставим вам план, который поможет вам и значительно облегчит работу.

Конечно, любое сочинение начинается со вступления, далее идет основная часть и заключение. С первым и последним пунктом относительно понятно, но что писать в основной части?

Если написание сочинения – это не ваше любимое занятие, то не стоит ограничиваться планом в голове, набросайте его на черновике, делайте необходимые заметки. Этот план примерно будет выглядеть так:

  1. Вступление.
  2. Собственное мнение, впечатления от прочитанного текста.
  3. Выделить основную мысль, тему, что нам хотел донести автор.
  4. Как автор добился поставленной цели.
  5. В последнюю очередь говорят о своем видении, анализе.
  6. Заключение.

Пользуясь этим планом, можно без особого труда написать качественное сочинение, которое получит довольно высокий балл. Все должно быть связно и последовательно. Обязательно проверяйте орфографию, пунктуацию и стилистику.

ЕГЭ

В таких предметах, как обществознание, литература и русский язык, обойти творческую работу никак нельзя, если вы рассчитываете на высокий балл. Именно поэтому нужно разработать на ЕГЭ план сочинения. При этом план должен быть универсальным, то есть подходить абсолютно под любую тематику.

Важно запомнить, что на ЕГЭ план сочинения должен включать три основные части: вступление, основная часть и заключение. Сочинение не должно походить на отдельные несвязанные куски, даже если это будут отрывки с довольно глубоким смыслом. Нужно научиться связывать все части между собой. Если вступление и заключение рекомендуют делать короткими (то есть один абзац), то основную часть лучше разделить на несколько подпунктов.

Как мы уже говорили, у всех предметов разные системы оценивания работы, поэтому нужно рассматривать их отдельно. Многие ученики даже разрабатывают небольшой шаблон, заучивают его и пользуются во время экзамена. Так остается вставить в нужных местах цитаты из текста, аргументы на предложенную тему и пару своих мыслей, которые касаются предложенной проблемы. Давайте рассмотрим сочинения по разным предметам отдельно, начнем с литературы.

Литература

Рассмотрим план сочинения ЕГЭ по литературе, что должно быть в каждой из этих частей:

  • Вступление. Начать сочинение можно с интересной цитаты, которая фигурирует в произведении, с риторического вопроса, только они напрямую должны быть связаны с главной проблемой. В этой же части мы ее и обозначаем. Для того чтобы сделать свое сочинение более интересным, можно вставить во вступление интересные факты о создании произведения или биографию автора.
  • Основная часть является наиболее содержательной и трудоемкой. Мы раскрываем основную тему, подкрепляя цитатами из текста, выражаем свое мнение, подтверждаем аргументами из литературы.
  • Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод. Чем-то первая и третья части сильно схожи, только во вступлении вы задаете вопрос, а в заключении делаете утверждение, подводите итог.

Русский язык

Теперь переходим к вопросам, касаемых ЕГЭ (русский язык). Сочинение, примеры частей которого мы приведем в этой главе, можно смело использовать на экзамене.

План:

  1. Вступление и определение основной проблемы.
  2. Отношение автора к проблеме.
  3. Свое мнение и аргументация.
  4. Заключение (не более 3-4 предложений).

Теперь приведем выдержки из сочинений по каждому пункту:

  1. Каждый человек имеет заветную мечту и на протяжении всей своей жизни стремится ее осуществить любой ценой. Автор в предложенном тексте акцентировал внимание на проблеме трудолюбия.
  2. В самом начале (с 1-го по 3-е предложение) автор ссылается на известнейших писателей, указывающих на важность данной проблемы (здесь можно вставлять цитаты). Русский язык является «великим и несокрушимым» - такова позиция автора.
  3. Я полностью согласен с позицией писателя, ведь только на бескорыстии держится наш мир. Проблема бессердечия встречается нам во многих произведениях. Хорошим примером является роман «Преступление и наказание», написанный величайшим автором Ф. М. Достоевским. Мы видим образ православной девушки Сони, которая принесла себя в жертву и пошла торговать собой ради родных людей…
  4. В заключение хочется еще раз обратиться ко всему миру: научитесь видеть в природе красоту. Если мы осознаем, что такое истинная красота, то мир станет немного ярче, добрее и гуманнее.

Обратите внимание на то, что все отрывки взяты из разных сочинений, на разные темы.

Обществознание

Теперь осветим план сочинения по обществознанию (ЕГЭ предполагает и такое испытание):

  1. Выбираем цитату и представляем ее.
  2. Какую проблему затронул автор высказывания.
  3. Своя точка зрения и аргументация к данной проблеме.
  4. Вывод.

Если при написании сочинения по русскому языку рекомендуется брать примеры исключительно из литературы, то в эссе по обществознанию можно смело брать примеры из истории или житейского опыта.

fb.ru

правила с примерами и шаблонами

Эссе по русскому языку, пожалуй, самая сложная часть в предметной работе ЕГЭ. Написание осуществляется в соответствии с исходным текстом, а правильно выполненные части А и в без эссе гарантируют максимальный тестовый итог в пределах 60 баллов.

Особенности написания эссе по русскому языку — ЕГЭ 2018

Эссе на русском языке является уникальным литературным жанром, относящимся к категории кратких произведений-сочинений на определённую тему, написанным в частном порядке. При этом ключевая особенность эссе представлена авторским оформлением. Именно это отличает эссе от публицистического и научного стиля, обладающего строгой спецификацией стилистики. Тем не менее такое сочинение поставлено на ранг ниже, чем любые художественные произведения.

Особенности написания представлены:

  • небольшим объёмом и кратким изложением мыслей;
  • конкретикой с субъективным ответом на определённые вопросы;
  • вольной композицией с ассоциативным повествованием.

Несмотря на свободное повествование, сочинение должно обладать смысловой целостностью, согласованностью тезисов и авторских утверждений.

Эссе по русскому языку представляет собой жанр относящийся к категории кратких произведений на заданную тему

Структура и содержание эссе

Экзаменационная работа по русскому языку представлена тестом, заданиями с собственным ответом и развёрнутым сочинением в виде эссе. Сочинение пишется в соответствии с текстом, которое может быть небольшим отрывком из художественной литературы и даже газетной вырезкой, поэтому при написании следует определиться с проблемами текста, авторской и личной позицией, литературными и жизненными примерами личной позиции и заключением:

  1. Текст может иметь одну или сразу несколько проблем, выражаемых главной мыслью. При неправильном определении проблемы получается ошибочная авторская позиция и личное мнение с отсутствием грамотного доказательства правоты, поэтому проблема прописывается чётко, в одном предложении.

    Желательно обойтись без формулировки «ГЛАВНАЯ проблема текста...», заменим её простым вариантов - «ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ (ОСНОВНЫХ) проблем текста...».

  2. При выборе авторской позиции следует определиться с отношением автора к описываемой проблеме. Длина такой части эссе должна быть чёткой, но может заметно варьировать, поэтому может быть дополнена несколькими подтверждающими цитатами.

    Не следует заниматься в этой части плагиатом с чрезмерным употреблением цитат из текста, так как в подобном случае автору эссе может быть засчитана лексическая ошибка.

  3. Выражение в сочинении личной позиции предполагает отношение автора к проблеме в виде «согласия», «несогласия» или «частичного согласия». Полное несогласие с автором текста всегда предполагает указание на ошибочность и правоту.

    Подтверждение логичного мнения по поводу правоты или ошибочности высказывания автора является приведение пары примеров из жизненного опыта или литературных произведений.

  4. Литературные примеры могут быть взяты из любых текстов этого типа с указанием названия произведения, послужившего первоисточником и его автора. Желательно употребить в тексте цитату, относящуюся используемому для примера произведению.

    Крайне нежелательно в качестве примера использовать сказки и другие виды народного творчества, так как такое цитирование может стать причиной понижения общего итогового балла, полученного за эссе.

  5. В качестве жизненного примера допускается использовать личный опыт, газетные заметки, телевизионные новости, любые исторические факты, а также общеизвестные пословицы или поговорки.

    Высоко оцениваются проверяющими экзаменаторами любые дословно приводимые в качестве жизненных примеров цитаты мыслителей с обязательным указанием авторства.

В заключение эссе рекомендуется написать, какие выводы могут быть сделаны из всех сказанных в тексте тезисов. Здесь отсутствуют особые критерии, поэтому в качестве отдельной части сочинения заключение не оценивается.

Как оформить

При оформлении следует разделить весь текст на несколько обязательных смысловых абзацев:

  • вступление в виде двух-четырёх предложений, задающих основную мысль сочинения. Может быть представлено вопросом, личным рассуждением или грамотной авторской цитатой;
  • описание проблемы с определением главной мысли текста, выявлением направления и темой сочинения. Строгих рамок по объёму для описания проблематики не существует, но чаще всего эта часть состоит всего из четырёх или пяти лаконично сформулированных предложений;
  • авторский взгляд на всю проблематику с личным отношением к затрагиваемым в тексте проблемам;
  • в части аргументации и личного мнения нужно отразить взгляд на проблему, согласиться или не согласиться с автором, правильно аргументировав своё отношение к проблематике;
  • итоговая часть сочинения бывает очень разной, но строго индивидуальной. Основной задачей заключения является написание выводов по проделанной в эссе работе.

Самым распространённым и популярным, максимально «наполненным» различными событиями и темами вариантом является использование в аргументации романа «Война и мир». В этом произведении есть вся необходимая тематика, включая любовь, дружбу, нравственность и войну. Безусловно, допускается менять все пункты сочинения местами, но в обязательном порядке нужно придерживаться правильной структуры.

Сочинение делится на несколько смысловых абзацев

Фразы-клише

Существует несколько весьма удачных фраз-клише или шаблонных высказываний, которые могут использоваться при написании сочинения и значительно облегчают самостоятельную работу над эссе по любой теме.

Содержание первого абзаца или вступление (К1):

  • Что делаем? – определяется одна из проблем используемого теста;
  • Что пишем? – текст автора (ФИО) мне понравился, потому что в нём поднимается или затрагивается актуальная проблема.

Содержание второго абзаца с комментированием проблемы (К2):

  • Что делаем? – приводится пара примеров (желательно в виде цитат) из текста, которые позволяют доказать наличие заявленной проблемы;
  • Что пишем? – повествователь (автор) рассказывает (описывает) удивительную (трогательную, поучительную) историю (случай из жизни). Затем лаконично описывается ситуация и приводится цитирование из текста. В комментариях нельзя упоминать слова «писатель» или «автор», если повествование ведётся первым лицом (рассказчиком).

Содержание третьего абзаца с позицией автора (К3):

  • Что делаем? – определяется позиция автора;
  • Что пишем? – автор текста утверждает (считает), что… В этом, по моему мнению, заключается его позиция.

Содержание четвёртого, пятого и шестого абзацев в виде своего мнения и пары аргументов (К4):

  • Что делаем? – соглашаемся или не соглашаемся с точкой зрения, данной автором, после чего высказывается личное мнение и приводится пара аргументов;
  • Что пишем? – я разделяю точку зрения автора, потому что… Доказательством моей позиции являются следующие аргументы…

В заключительном абзаце делаются выводы на написанный текст и рассмотренную в эссе проблематику.

Критерии оценки

Основа всей структуры эссе по русскому языку на ЕГЭ представлены четырьмя базовыми критериями его оценки:

  • первое — определение проблем этого теста;
  • второе — комментарии к данному тексту;
  • третье — определение мнения автора;
  • четвёртое — наличие собственного мнения по проблематике и наличие аргументации.

При оценке работы учитывает 4 базовых критерия

В соответствии с данными ФИПИ, критерии оценки эссе, актуальные на 2018 год, приведены в таблице.

Таблица: критерии оценки экзаменационного сочинения по русскому

Максимально за письменную работу (К1-К12) можно получить 24 балла. Перечисленные выше табличные данные действительны при оценке текстов, объём которых составляет 150–300 слов.

Главным условием успешного написание является полное соблюдение формата и количества знаков в тексте. Сочинения, состоящие из менее, чем семи десятков слов, экзаменаторами не проверяются. Кроме прочего, сочинение должно быть разбито на несколько смысловых абзацев, облегчающих восприятие текста.

Оцените статью:

(1 голос, среднее: 1 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *