ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 25. Языковые средства выразительности.
Типы слов по смыслу
Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).
Контекстные синонимы — это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.
Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.
Синонимы данных слов вне текста:
Добрый — сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.
Мягкий — пухлый, пластичный, эластический, пушистый.
Антонимы — это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый).
Контекстные антонимы — это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.
Например: один день – вся жизнь, волки — овцы, поэт – стихотворец.
Омонимы — это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).
Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).
Типы слов по сфере употребления
Общеупотребительные слова — это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)
Диалектизмы — данные слова употребляются жителями определённой местности ( «саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).
Профессионализмы
(или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).Термины – названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)
Жаргонизмы— это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;
Типы слов по происхождению
Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).
Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).
Неологизмы — новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.
Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )
Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).
Варваризмы
– это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).Типы слов по сферам употребления
Стилистически нейтральная лексика — это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый — благовонный, доказательства- аргументы)
Книжная лексика — употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом , публицистическом стиле( например: декларативный, исчислять, конъюктура)
Разговорная лексика — слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении
( хвастунишка, читалка, задира.)
Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :
-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.
Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).
Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .
С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
— разговорные: бежать сломя голову — быстро, работать спустя рукава – лениться
— книжные : яблоко раздора, звёздный час
— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.
poznaemvmeste.ru
примеры. Тропы в русском языке
Ежедневно мы сталкиваемся с массой средств художественной выразительности, нередко употребляем их в речи сами, даже не подразумевая об этом. Мы напоминаем маме о том, что у нее золотые руки; вспоминаем лапти, тогда как они уже давно вышли из всеобщего использования; боимся приобрести кота в мешке и гиперболизируем предметы и явления. Все это – тропы, примеры которых можно встретить не только в художественной литературе, но и в устной речи каждого человека.
Термин «тропы» происходит от греческого слова tropos, что в переводе на русский язык означает «оборот речи». Они используются для придания образности речи, при их помощи поэтические и прозаические произведения становятся невероятно выразительными. Тропы в литературе, примеры которых можно найти практически в любом стихотворении или рассказе, составляют отдельный слой в современной филологической науке. В зависимости от ситуации использования их подразделяют на лексические средства, риторические и синтаксические фигуры. Тропы широко распространены не только в художественной литературе, но и в ораторском искусстве, и даже повседневной речи.
Лексические средства русского языка
Ежедневно мы употребляем слова, которые тем или иным образом украшают речь, делают ее выразительнее. Яркие тропы, примеры которых бесчисленны в художественных произведениях, не менее важны, чем лексические средства.
- Антонимы – слова, противоположные по смыслу.
- Синонимы – близкие по смыслу лексические единицы.
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания, состоящие из двух и более лексических единиц, которые по семантике можно приравнять к одному слову.
- Диалектизмы – слова, распространенные лишь на определенной территории.
- Архаизмы – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления, современные аналоги которых присутствуют в культуре и быту человека.
- Историзмы – термины, обозначающие уже исчезнувшие предметы или явления.
Тропы в русском языке (примеры)
В настоящее время средства художественной выразительности великолепно демонстрируются в произведениях классиков. Чаще всего это стихотворения, баллады, поэмы, иногда рассказы и повести. Они украшают речь и придают ей образность.
- Метонимия – замена одного слова другим по смежности. Например: В новогоднюю полночь вся улица вышла пускать фейерверки.
- Эпитет – образное определение, дающее предмету дополнительную характеристику. Например: У Машеньки были великолепные шелковые кудри.
- Синекдоха – название части вместо целого. Например: На факультете международных отношений учится и русский, и финн, и англичанин, и татарин.
- Олицетворение – присваивание одушевленных качеств неодушевленному предмету или явлению. Например: Погода волновалась, сердилась, бушевала, а через минуту полил дождь.
- Сравнение – выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Например: Твое личико душисто и бледно, словно весенний цветок.
- Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой. Например: У нашей мамы золотые руки.
Тропы в литературе (примеры)
Представленные средства художественной выразительности реже употребляются в речи современного человека, но от этого не уменьшается их значимость в литературном наследии великих писателей и поэтов. Так, литота и гипербола нередко находят использование в сатирических рассказах, а аллегория – в баснях. Перифраз используется во избежание повторений в художественном тексте или речи.
- Литота – художественное преуменьшение. Например: У нас на фабрике работает мужичок с ноготок.
- Перифраз – замена прямого названия описательным выражением. Например: Особенно желто сегодня ночное светило (о Луне).
- Аллегория – изображение отвлеченных предметов образами. Например: Человеческие качества — хитрость, трусость, неуклюжесть — раскрываются в образе лисы, зайца, медведя.
- Гипербола – умышленное преувеличение. Например: У моего приятеля невероятно огромные уши, размером с голову.
Риторические фигуры
Задумка каждого писателя – заинтриговать своего читателя и не требовать ответа на поставленную проблематику. Подобный эффект достигается за счет использования в художественном произведении риторических вопросов, восклицаний, обращений, умолчаний. Все это — тропы и фигуры речи, примеры которых наверняка знакомы каждому человеку. Их использование в повседневной речи одобрительно, главное – знать ситуацию, когда это уместно.
Риторический вопрос ставится в конце предложения и не требует ответа от читателя. Он заставляет задуматься о насущных проблемах.
Риторическим восклицанием завершается побудительное предложение. Используя эту фигуру, писатель призывает к действию. Восклицание также следует относить к разделу «тропы».
Примеры риторического обращения можно найти у Пушкина («К Чаадаеву», «К морю»), у Лермонтова («Смерть поэта»), а также у многих других классиков. Оно применимо не к конкретной персоне, а ко всему поколению или эпохе в целом. Используя его в художественном произведении, писатель может обвинять или, напротив, одобрять поступки.
Риторическое умолчание активно используется в лирических отступлениях. Писатель не высказывает свою мысль до конца и дает повод для последующего рассуждения.
Синтаксические фигуры
Подобные приемы достигаются за счет построения предложения и включают в себя порядок слов, расстановку знаков препинания; они способствуют интригующему и интересному оформлению предложения, поэтому каждый писатель стремится использовать эти тропы. Примеры особенно заметны при чтении произведения.
- Многосоюзие – намеренное увеличение количества союзов в предложении.
- Бессоюзие – отсутствие союзов при перечислении предметов, действий или явлений.
- Синтаксический параллелизм – сопоставление двух явлений путем их параллельного изображения.
- Эллипсис – умышленный пропуск ряда слов в предложении.
- Инверсия – нарушение порядка слов в конструкции.
- Парцелляция – намеренное членение предложения.
Фигуры речи
Тропы в русском языке, примеры которых приведены выше, можно продолжать бесконечно, но не стоит забывать о том, что существует еще один условно выделяемый раздел средств выразительности. Художественные фигуры играют немаловажную роль в письменной и устной речи.
- Анафора – повторение начальных отрезков речи.
- Эпифора – повторение конечных отрезков речи.
- Градация – постепенное и беспрестанно увеличивающееся вознесение от одних мыслей к другим.
- Каламбур – использование в одном предложении одинаково звучащих слов с разным значением.
- Антитеза – резкое противопоставление.
- Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.
Таблица всех тропов с примерами
Школьникам старших классов, выпускникам гуманитарных факультетов и филологам важно знать разнообразие средств художественной выразительности и случаи их использования в произведениях классиков и современников. Если вы подробнее хотите узнать, какие бывают тропы, таблица с примерами заменит вам десятки литературно-критических статей.
Лексические средства и примеры | |
Синонимы | Пусть мы униженные и оскорбленные, но достойны лучшей жизни. |
Антонимы | Моя жизнь – не что иное, как черные и белые полосы. |
Фразеологизмы | Прежде чем покупать джинсы, узнай об их качестве, а то тебе подсунут кота в мешке. |
Архаизмы | Брадобреи (парикмахеры) выполняют свое дело быстро и качественно. |
Историзмы | Лапти – вещь оригинальная и нужная, но не у всех сегодня они есть. |
Диалектизмы | В этой местности водились козюли (змеи). |
Стилистические тропы (примеры) | |
Метафора | У тебя железные нервы, друг мой. |
Олицетворение | Листва качается и пляшет под дуновение ветра. |
Эпитет | Красное солнышко садится за линию горизонта. |
Метонимия | Я съел уже три тарелки. |
Синекдоха | Потребитель выбирает всегда качественные продукты. |
Перифраз | Пойдем смотреть в зоопарк на царя зверей (о льве). |
Аллегория | Ты настоящий осел (о глупости). |
Гипербола | Я уже три часа тебя жду! |
Литота | Да разве это мужчина? Мужичок с ноготок, да и только! |
Синтаксические фигуры (примеры) | |
Анафора | Как много тех, с кем я могу грустить, |
Эпифора | Мы пойдем по малину! |
Градация | Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь. |
Каламбур | Я по твоей вине стала топить грусть в вине. |
Риторические фигуры (обращение, восклицание, вопрос, умолчание) | Когда же вы, подрастающее поколение, станете вежливыми? Ах, какой сегодня чудный день! И ты говоришь, что великолепно знаешь материал? Приедешь скоро домой – смотри ж… |
Многосоюзие | Я великолепно знаю и алгебру, и геометрию, и физику, и химию, и географию, и биологию. |
Бессоюзие | В магазине продают печенье песочное, рассыпчатое, арахисовое, овсяное, медовое, шоколадное, диетическое, банановое. |
Эллипсис | Не тут-то (было)! |
Инверсия | Рассказать тебе я хотел бы одну историю. |
Антитеза | Ты для меня все и ничего. |
Оксюморон | Живой труп. |
Роль средств художественной выразительности
Использование тропов в повседневной речи возвышает каждого человека, делает его грамотней и образованней. С многообразием средств художественной выразительности можно встретиться в любом литературном произведении, поэтическом или прозаическом. Тропы и фигуры, примеры которых должен знать и использовать каждый уважающий себя человек, не имеют однозначной классификации, поскольку из года в год ученые-филологи продолжают исследовать эту область русского языка. Если во второй половине двадцатого века они выделяли лишь метафору, метонимию и синекдоху, сейчас перечень возрос в десятки раз.
fb.ru
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ | |||
Языковое средство | Вид | Определение приёма | Примеры |
Аллегория | лекс. | Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ | Прекрасен царскосельский сад, |
Аллитерация | звук. | Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков | Свищет ветер, серебряный ветер |
Анафора | синт. | Одинаковое начало нескольких соседних предложений | Берегите друг друга, |
Антитеза | синт. | Сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления | Преступление и наказание (Ф.М.Достоевский) |
Ассонанс | звук. | Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков | Мело, мело по всей земле |
Гипербола | лекс. | Художественное преувеличение | Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Градация | синт. | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости | Завыл, запел, взлетел под небо камень, |
Именительный темы | синт. | Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях | Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?! |
Инверсия | синт. | Нарушение прямого порядка слов | Роняет лес багряный свой убор, |
Ирония | лекс. | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому | Граф Хвостов, |
Композиционный стык | синт. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | На заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков) |
Лексический повтор | лекс. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков) |
Литота | лекс. | Художественное преуменьшение | «мальчик с пальчик» |
Метафора | лекс. | Переносное значение слова, основанное на сходстве | Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) |
Метонимия | лекс. | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий | Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) |
Многосоюзие | синт. | Намеренное использование повторяющегося союза | Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер) |
Окказионализмы | лекс. | Индивидуальные авторские словообразования | …В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов) |
Оксюморон | синт. | Сочетание противоположных по значению слов | Туристы в родном городе. (Тэффи) |
Олицетворение | лекс. | Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы | Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Парцелляция | синт. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки | Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных. |
Перифраз | лекс. | Замена слова (словосочетания) описательным оборотом | «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | синт. | Выражение утверждения в вопросительной форме; | О Волга! Колыбель моя! |
Ряды, парное соединение однородных членов | синт. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста | …Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак) |
Сарказм | лекс. | Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры | Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина. |
Синекдоха | лекс. | Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного | Швед, русский колет, рубит, режет… (А.Пушкин) |
Синтаксический параллелизм | синт. | Сходное, параллельное построение фраз, строк | Уметь говорить — искусство. Уметь слушать — культура. (Д.Лихачёв) |
Сравнение | лекс. | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак | Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Умолчание | синт. | Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять | Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов) |
Эпитет | лекс. | Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление | Но люблю я, весна золотая, |
Эпифора | синт. | Одинаковая концовка нескольких предложений | Весну заклинати, зиму провожати. |
kopilkaurokov.ru
ский | конца предложений | жизнь любил тебя. |
повтор) |
|
|
Компози Повторение в начале | Все сделала для меня Родина. | |
ционный нового предложения слова Родина меня выучила, | ||
стык | или слов из предыдущего вырастила, дала путевку в | |
(лексиче предложения, обычно | жизнь. Жизнь, которой я | |
ский | заканчивающих его | горжусь. |
повтор) |
|
|
Антитеза Противопоставление | Волос длинный– ум короткий; | |
|
| Я вчера задыхался от счастья, а |
|
| сегодня кричу от боли. |
Градация Расположение синонимов На лице светились, горели, | ||
| по степени нарастания или сияли огромные синие глаза. | |
| ослабления признака | Но ты должен понять это |
|
| одиночество, принять его, |
|
| сдружиться с ним и духовно |
|
| преодолеть… |
Оксюмор Соединение слов, | Смотри, ей весело грустить | |
он | противоречащих друг другу, такой нарядно обнаженной. | |
| логически исключающих | Мёртвые души, живой труп, |
| друг друга | горячий снег |
Инверси Изменение обычного | Он пришёл – пришёл он; | |
я | порядка слов. | Досадно было, боя ждали; |
| Обычно: определение + | Швейцара мимо он стрелой |
| подлежащее + | взлетел по каменным ступеням. |
| обстоятельство + глагол- | – (ср. «он стрелой взлетел мимо |
| сказуемое + дополнение | швейцара») |
| (напр. Осенний дождь |
|
| громко стучал по крыше) |
|
Паралле Сравнение в форме | Параллелизм бывает прямой: | |
лизм | сопоставления | Травой зарастают могилы — |
|
| давностью зарастает боль |
|
| и отрицательный,в котором |
|
| подчёркнуто совпадение |
|
| основных признаков |
|
| сопоставляемых явлений: |
|
| То не ветер ветку клонит,Не |
|
| дубравушка шумит — То моё |
|
| сердечко стонет, Как осенний |
|
| лист дрожит. |
Эллипсис Пропуск какого-нибудь | Мужики – за топоры! | |
| члена предложения, | (пропущено слово «взялись») |
| который легко |
|
| восстанавливается из |
|
| контекста |
|
Парцелл Членение единого по | И снова Гулливер. Стоит. | |
яция | смыслу высказывания на Сутулясь. | |
| самостоятельные |
|
| предложения |
|
Многосо Однородные члены или | Какое странное, и манящее,и | |
юзие | предложения, | несущее, и чудесное в слове |
(полисин соединенные | дорога! И как чудна она сама, | |
детон) повторяющимися союзами эта дорога. | ||
Бессоюз Однородные члены | Швед, русский колет, рубит, | |
ие | предложения соединяются режет… | |
| без помощи союзов |
|
Риториче Восклицание, усиливающее Кто не бранивал станционных | ||
ское | в тексте выражение чувств смотрителей! | |
восклица |
|
|
ние |
|
|
Риториче Вопрос, который задаётся Какой русский не любит быстрой | ||
ский | не с целью дать или | езды? = «все русские любят» |
вопрос получить на него ответ, а с |
| |
| целью эмоционального |
|
| воздействия на читателя |
|
Риториче Обращение, направленное Прощай, немытая Россия! | ||
ское | не к реальному |
|
обращен собеседнику, а к предмету |
| |
ие | художественного |
|
| изображения |
|
Умолчан Намеренное прерывание Но слушай: если я должна | ||
ие | речи в расчете на догадку тебе…кинжалом я владею,/Я | |
| читателя, который должен близ Кавказа рождена. | |
| мысленно докончить фразу |
|
Парадок Суждение, резко | Трус умирает много раз, храбрец |
studfiles.net