Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому язык (из опыта работы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
— средняя школа №4 х. Малоорловский
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
( из опыта работы)
учителя русского языка и литературы
Колбасиной Е.В.
2015 – 2016 уч.год
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Главная задача учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция – учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, с родителями.
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена – обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ.
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен проработать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.
Поэтому учитель обязан учиться:
посещать курсы повышения квалификации, вебинары, семинаы;
перенимать опыт у других учителей;
необходимо знать, что такое кодификатор, спецификация;
знать критерии оценивания.
Поэтому считаю необходимым знакомить учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой
Первый шаг. Знакомство с формулировкой задания.
Объясняю, что задания КИМов имеют стандартизированную форму.
Второй шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Считаю, что целесообразно ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя, поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме).
Третий шаг. Создаем алгоритм решения задания.
Выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
Четвертый шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Пятый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму несколько раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой.
В 10 – 11 классах провожу несколько диагностических работ. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Определяю затруднения обучающихся. Это в свою очередь, помогает мне грамотно спланировать уроки и дополнительные занятия.
Так, по каждому типу заданий в соответствии с алгоритмом действий накоплен дидактический материал, используемый мною на уроках, а у учащихся по каждому типу заданий накапливается опорный теоретический материал, используя который ученики могут заниматься самообразованием и готовиться к сдаче ЕГЭ в режиме он-лайн, используя интернет-ресурсы.
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Приложение
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.
Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
Вспомним, слова-паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия:
Примеры
доверительный — доверчивый
вдох — вздох
годичный — годовалый — годовой
Примеры неправильного употребления паронимов
Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали.
Вдох облегчения.
(Правильно: Вздох облегчения.)
У нас уже годовалый опыт работы.
(Правильно: У нас уже годовой опыт работы.)
Некоторые авторы советуют попытаться подбирать к словам-паронимам синонимы или определения. Но в том-то и дело, что, не зная точно значений слов, вы такой рекомендацией не сможете воспользоваться.
Тесты для тренировки
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Тест №1
Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.
На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.
Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.
ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.
Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.
Тест №2
Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб от АБОНЕМЕНТОВ.
Со смотровой площадки перед нами открылись НЕОГЛЯДНЫЕ просторы.
Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание.
ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.
Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.
Тест №3
ЖИВИТЕЛЬНЫЙ горный воздух возвратил ей цвет лица и силы.
Многие родители стремятся ОГОРОДИТЬ своих детей от материальных проблем.
Котёнок был ИГРИВЫЙ и хорошенький: мордочка умненькая, сам пушистый.
Упорная работа плохо сочетается с КОМФОРТНЫМ жизненным стилем, это стоит осознать.
Лицо его расправилось, разгладилось, стало похоже на МАСЛЕНЫЙ блин.
Тест №4
Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
Летом в дачном доме оставляли ОДИНАРНЫЕ рамы.
ОДИНОКИЕ люди нередко прячутся в мире собственных фантазий.
Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
Тест №5
РЫБОЛОВНЫЙ сезон открыт.
Ребята вернулись из поездки ЦЕЛОСТНЫМИ и невредимыми.
Наша компания предлагает ЭФФЕКТИВНЫЕ цифровые методы обработки информации.
При образовании ЯЗЫЧНЫХ согласных активным органом артикуляции является язык.
ЦЕНТРИСТСКИЕ издания не всегда открыты для публикации крайних точек зрения.
Ответы
поступок
абонентов<или>абонент
оградить
наличие
целыми<или>целый
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данные об автореАвтор(ы):
Кытманова Елена ВладимировнаМесто работы, должность:
Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 1 им.А.Блока г.Солнечногорска МО
Регион:
Московская область Характеристики ресурсаУровни образования:
основное общее образованиеУровни образования:
среднее (полное) общее образованиеКласс(ы):
10 классКласс(ы):
11 классПредмет(ы):
Русский языкЦелевая аудитория:
РодительЦелевая аудитория:
Учащийся (студент)Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)Тип ресурса:
методическая разработкаКраткое описание ресурса:
Сситема подготовки учащихся 10-11 классов к успешной сдаче экзамена по русскому языку в формате ЕГЭСистема подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
(Из опыта работы учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории Кытмановой Елены Владимировны)
С 2005-2006учебного года введена новая форма обязательной аттестации – ЕГЭ.
Идея единого государственного экзамена возникла в условиях разнообразия средств и методов обучения в школе, использования вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий.
В образовании появилась настоятельная необходимость повышения качества знаний, обеспечения единого содержания обучения всех выпускников, повышения объективности и стандартизации выпускных и вступительных экзаменов.
Преимущества ЕГЭ заключается в следующем:
А) все экзаменуемые находятся в равных условиях – это позволяет объективно оценить достижения в усвоении знаний;
Б) сведена к минимуму субъективность при оценке задания;
В) результаты подаются в статистической обработке;
Г) экономится время на проверку;
Следовательно, результаты носят объективный характер.
Все задания ЕГЭ соотнесены с содержанием образовательного стандарта по предмету. Опыт проведения ЕГЭ позволяет проверить все виды компетенций. Таким образом, необходима система подготовки к данному виду итоговой аттестации.
Прошло 11 лет. ЕГЭ уже не является чем-то неизведанным и пугающим. Можно говорить об определённых успехах, достижениях и перспективах в разработке новых приёмов и методов.
Имея опыт подготовки выпускников к сдаче итоговой аттестации по русскому языку, могу сказать, что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.
Главная задача учителя – учить детей учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому моя позиция – учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
ЕГЭ стал частью профессиональной жизни учителя. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь.
Один из существенных моментов успеха ЕГЭ – качественное преподавание в течение всех лет обучения в школе, а также серьёзная подготовка к сдаче экзамена.
Существуют проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий. Одна из них — неправильное распределение времени на выполнение заданий. Так на сочинение в ЕГЭ по русскому языку обычно остается недостаточно времени. Сегодня мы с Вами попытаемся решить эту проблему, создав черновик текста — рассуждения (задание № 25), за 20 минут во время нашего мастер-класса. Этот вид работы присутствует в работе каждого учителя-предметника. Ведь создание логически выстроенного связного текста учеником на уроке (да и в жизни тоже) – необходимая составляющая работы Учителя на уроке.
- Момент первый — касается самого учителя. Нельзя добиться успеха, если плохо представлять cтруктуру задания. Имея опыт создания текста-рассуждения, мы можем быть по-настоящему полезными своим ученикам, разъясняя, приводя многочисленные примеры. Поэтому нам необходимо постоянно учиться.
- Момент второй. Сильное волнение, различного рода переживания, а иногда даже стресс наблюдается у учителей, учеников и их родителей в этот ответственный период учебной деятельности. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в ВУЗ, а хорошее высшее образование, как известно, — это путёвка в жизнь. Поэтому мы все должны быть уверены в успешности выполнения задания.
Чтобы избежать эмоционального перенапряжения, следуем следующей СХЕМЕ РАБОТЫ:
Первый этап. «Знаем теоретический материал»: нужно создать собственный новый оригинальный текст (объемом не менее 150 слов) на основе прочитанного фрагмента статьи или эпизода публицистики в ходе экзамена.
Опыт работы показывает, что многие не умеют анализировать текст, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства. Как же это избежать? Нужно научиться отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного учебного материала начинается именно с этого.
План работы над текстом.
- Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (о чём текст?)
Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным, связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что НЕЛЬЗЯ начинать сочинение словами: «Этот текст…». Хорошо начать с риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема.
Вступление можно построить по-разному:
- в виде назывных предложений («Родной язык»),
- в виде вопросительный предложений («Для чего необходимо знать язык?»),
- в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу…» — так сердечно выразил И.С. Тургенев своё отношение к русскому языку и русскому народу.)
- Обозначить проблему (или проблемы, их может быть несколько) данного текста. Ученики чётко должны знать определение проблемы. Проблема – вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.
Важный и первоначальный этап работы над сочинением – это выявление проблемы. Проблем может быть несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже надо учить в процессе комплексного анализа текста. Обнаружение проблемы может проходить в несколько этапов:
а) пересказ текста:
б) выделение микротем по абзацам;
в) поиск ключевых слов;
г) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них;
д) формирование проблемы-вопроса, который автор ставит перед читателем.
- Дать комментарии (пояснения) к этой проблеме.
Определённые трудности вызывает составление комментария к тексту. Нужно видеть разницу между комментарием и простым пересказом. Необходимо анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки:
«В начале текста….»
- «В заключение….»
Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определённый эмоциональный настрой. НЕЛЬЗЯ цитировать большой фрагмент исходного текста.
- Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой проблеме)
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет».
Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил?
Что автор думает о поднятой им проблеме?
Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо.
- Выразить своё отношение к авторской проблеме.
- Привести не менее 2-х аргументов (доказательств), подтверждающих вашу позицию.
Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»
- Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.
— Здесь можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.
Второй этап. «Создаём алгоритм текста-рассуждения».
Задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения по определённой модели, например, такой текст:
1. Автор рассказывает о том, что….
2. По его мнению….
3. Я согласен с автором, потому что ….
4. Подтверждаю доказательствами из литературы и жизненного опыта.
5. Итак…..
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения.
Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену. Используя в своем арсенале готовые фразы, ученик большее внимание уделяет сути вопроса.
С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.
Третий этап. «Слушаем друг друга». Задача этого этапа заключается в том, чтобы научиться самостоятельно объективно оценивать свою работу, сравнивая с работами других.
Четвёртый этап. «Пишем самостоятельно». Не надо ждать мгновенного успеха. Каждое задание надо делать многократно, только тогда появится уверенность и чёткость. Все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух!
- Момент третий. Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в Интернете, они привлекли моё внимание и я начала применять их в своей практике. (Приложение 1)
- Момент четвёртый. Учись писать сочинение-рассуждение систематически!
Таким образом, постоянная и разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
www.openclass.ru
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Выступление на педсовете.(11 класс)
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Выступление на педсовете.
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к сочинению и т.д.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.Весь материал, используемый для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Работа с частью С (написание сочинения)
Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии. Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее трудному материалу выдаются домашние задания.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.
Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно использование во время работы справочных лингвистических материалов. База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.
Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
— вступление,
— формулирование проблемы,
— комментарий к проблеме,
— позиция автора текста,
— позиция автора сочинения,
— первое доказательство своей позиции (из литературы),
— второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),
— вывод.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.
Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме. Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ, образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.
Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен; если повезет,единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.
Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
infourok.ru
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
С самим календарным планом можно ознакомиться здесь.Календарный план подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает полный объём теоретических знаний и отработку всех видов работ для сдачи экзамена и позволяет отслеживать по времени, успеваем ли мы пройти нужный объём. Таким образом, вероятность того, что мы успеем пройти не всё, что нужно к экзамену, практически исключается.
2. Отработка тестовой части ЕГЭ по русскому языку.
Этому помогает наличие составленного мной справочника — теории ЕГЭ по русскому языку, в котором к каждому заданию тестовой части ЕГЭ по русскому языку подобран теоретический материал, необходимый для выполнения задания, а также в некоторых случаях и алгоритм его выполнения. Подробнее про объём знаний для успешной сдачи ЕГЭ см. здесь.
Весь справочник постепенно заучивается учеником наизусть, на занятии я спрашиваю теорию и затем по ней отрабатываем каждое задание. Ученик выполняет задание устно вслух, я слежу за тем, чтобы он делал его по алгоритму, позволяющему выполнить задание максимально безошибочно и на ходу поправляю, если нужно.
Некоторым ученикам сложно запоминать определённый объём текста и работать по алгоритму, в этом случае они предпочитают выполнять задания что называется «методом исключения» или вообще наугад. Второе легче, но и процент ошибок больше, а моя методика отработки позволяет добиться 100% выполнения тестовой части. Так что выбор остаётся за учеником – либо как легче без гарантий высокого результата, либо как тяжелее, но при этом качественно.
Хронометраж занятия по тестовой части в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку из расчёта 90 минут.
- а) проверка письменного домашнего задания и теории (устно или письменно) – 20 мин.
- б) работа над ош. дом. раб. и отработка пробелов – 10 -30 минут
- в) отработка нового материала – 40-60 минут (10-20 вариантов из ЕГЭ на каждое задание)
3. Занятия по изучению художественной литературы по составленному мной списку, необходимого для успешного написания сочинения в декабре и сочинению ЕГЭ по русскому языку. Этот список читается учениками осенью в бумажных вариантах с подчёркиванием главных мыслей, каждое произведение из него мы разбираем для лучшего усвоения содержания и отработки навыка понимания текста.
4. Обучение сочинению по литературе, которое проходит в декабре и является допуском к ЕГЭ по русскому языку.
В начале сентября выходят 5 направлений тем, которые будут предложены ученикам в декабре, а также ориентировочные темы. После прохождения списка по литературе я разбираю сами темы, учу формулировать основной тезис, также отрабатываю композицию сочинения и развиваю письменную речь.
5. Обучение сочинению ЕГЭ по русскому языку.
Для этого я составила специальные блоки тренировочных текстов 25 задания по русскому языку, включающие 10 текстов на разные темы. На дом я задаю прочитать тексты и подчеркнуть в них главные мысли и найти позицию автора ( критерий К3). На занятии я проверяю, правильно ли ученик понял текст, и вместе мы формулируем проблемы, поставленные в данном тексте ( критерий К1). Отдельно тренируемся подбирать 2 примера из текста для комментария проблемы ( критерий К2), формулировать логический аргумент самого учащегося и подбирать 2 литературных аргумента ( критерий К4). Тренировка проходит сначала на занятии, а потом то же самое ученик выполняет дома и приносит для проверки. Сочинения мы учимся составлять устно или письменно на занятии, а затем ученик пишет его дома и приносит на проверку. На первых порах я проверяю сочинение вслух при ученике, чтобы он сразу мог понять свои ошибки и учесть в следующем сочинении, а весной я задаю сочинения на дом, ученик высылает их мне по почте и я проверяю без него.
rusrepet.ru
Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭ
Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭ
Однажды буддийский монах пришел к Великому Мастеру и спросил:
— Где искать ключ к познанию тайн мира?
На что тот ответил:
— Ясным солнечным днём загляни в воды чистого горного озера, и ты увидишь, где его нужно искать.
Ответ понятен: человек должен заглянуть в себя, поставить перед собой определённую цель и идти к ней, накапливая знания и жизненный опыт.
Каждый год нам приходится сдавать Единый государственный экзамен вместе со своими учениками. Ошибочно считать, что грамотное преподавание русского языка и добросовестное отношение ученика к предмету гарантирует успех на экзамене. Статистика показывает, что к ЕГЭ
нужна специальная подготовка. Однако не стоит впадать в крайность и тратить всё время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» — угадано или нет.
Подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.
При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: «Фонетику», «Орфоэпию», «Лексику», «Фразеологию», «Морфемику», «Морфологию», «Пунктуацию», «Орфографию», «Культуру речи», «Развитие речи» (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.
Цель доклада: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ЕГЭ.
Задачи: определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.
1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ
Подготовку к Единому государственному экзамены лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:
— Памятка для выпускника — в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.
— Памятка для родителей — в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.
— Контрольно-измерительные материалы — сборники тестовых заданий.
— Образцы заполнения бланков ответов.
— Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.
2. Модель учебной деятельности
При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:
— осваивают модели учебной деятельности;
— приобретают конкретные лингвистические навыки;
— получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;
— развивают коммуникативные и межкультурные навыки.
Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.
Шаг 1. Повторение теоретического материала.
Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, Диаграмма Венна, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени прилагательного , имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы — фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу «Инсерт» можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице «ЗХУ» имеется три раздела: в первой графе «Знаю» учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе «Хочу знать» — производится запись того, что ещё интересует ученика по теме — это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе — после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей «Инсерт» старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.
Шаг 2. «Продвинутая» лекция.
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи «продвинутой» лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное — взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал учебника по подготовке к тестовому контролю.
В этой части моего выступления хочется остановиться на обзоре учебника, по котрому мы работаем в старших классах. Это учебник под редакцией Г.А. Богдановой и Е.М. Виноградовой издательства «Русское слово». Он соответствует Федеральному государственномк образовательному стандарту и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации как учебник для общеобразовательных учреждений для работы в 10-11 классах по профильному уровню. Книга включает вопросы и задания, формирующие осознание практической целесообразности полученых знаний и готовность к их применению в собственной учебной деятельности. Учебник снабжен тестами, которые позволяют осуществить входной и итоговый мониторинги, а также после каждой темы есть мини-тесты. Кроме этого достоинством учебника считаю и то, что кроме традиционного построения учебной темы(теория и упражнения), здесь имеется рубрика , обозначенная аббревитурой КР, что обозначает «теоретический и практический материал по культуре речи», то есть этот материал обладает конкретной направленностью на формирование устойчивого знания для решения задания части А , а также на соблюдение норм речи при написании сочинения части С. Позволю привести один пример. Так, в теме «Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях» даны такие сведения под рубрикой КР: «Замена придаточного определительного причастным оборотом возможна только в том случае, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом наст. или прош. вр. изъяв. накл. (примеры), а союзное слово который играет роль подлежащего или прямого дополнения (примеры). Невозможна также замена на причастный оборот, если в главной части есть указательное слово(примеры). Это задание А 6! А дальше: «Придаточное определительное и причастный оборот нельзя использовать в однородном синтаксическом ряду: нужно употребить или однородные определения или однородные придаточные» (примеры). Это задание А5. А это замечание в этой же теме – предупреждение грамматической ошибки в сочинении части С: «Придаточные определительные располагаются после опорного существительного или рядом с ним, чтобы не возникало двусмысленности Например: Дом, в которм я провел свое детство, стоял на берегу озера. (Ошибочно: «Дом стоял на берегу озера, в котором я провёл свое детство»). Рядом с информацией о местоименно-определительных предложениях опять мы видим помощь в успешном выполнения задания ЕГЭ (Все, кто пожелал (не пожелали)…, записались (не записался). Об учебнике можно говорить много. Рекомендую.
Формы подготовки к сдаче ЕГЭ
• Традиционная
• Выполнение заданий СтатГрада
• Система Тренажеров
• Проектная деятельность
Выполнение заданий СтатГрада
В этом учебном году задания СтатГрада мне интересны прежде всего тем, что они, кроме традиционных Тренировочных работ в формате ЕГЭ, дают еще и Тематические диагностические работы по подготовке к ЕГЭ (по Фонетике и словообразованию, по Морфологии и орфографии, по Синтаксису и пунктуации), рассчитанные на урок,45 минут. Чем они хороши? Во-певых, они заставляют ученика быть предельно внимательным, читая задание.
Пример: В каком варианте ответа выделенные слова являются грамматической основой предложения или одной из частей сложного предложения?
• МНЕ не раз ПРИХОДИЛОСЬ БЫВАТЬ на Карском море.
• Горные ХРЕБТЫ, которые ТЯНУТСЯ по водоразделу, достигают трехкилометровой высоты.
• Правила дорожного движения НЕОБХОДИМО знать и исполнять.
• Те мальки, ЧТО ПОСТАРШЕ, к самому берегу не подходят
Во-вторых, в них даются задания, которые заставляют ученика думать, применять знания в нестандартной ситуации (не в формате ЕГЭ) Например:
В каком ряду в обоих случаях пропущенные буквы определяются спряжением глагола ?
1) Пиш…шь, выздоров…вший
2) Угнета..мый, он подогре…т
3) Возненавид…шь, возлож..нный
4) Движ…мый, пристыж…нный
Система тренажеров
• Тестирование обучающихся с использованием электронных пособий по русскому языку при изучении и закреплении и при подготовке к ЕГЭ (готовые на сайте ФИПИ).
Мною разработаны электронные 10 занятий по подготовке к ЕГЭ. Структура занятия:
• Упр.1-4 содержат тренировочный материал ко всем основным разделам языкознания;
• упр.5 посвящено работе с текстом, позволяет оценить глубину и точность восприятия.
• упр.6 позволяет создать сочинение – рассуждение с обучающим комментированием, с описанием приёмов, которые можно использовать при моделировании своих текстов.
• упр.7 для самостоятельной работы: написать сочинение-рассуждение, используя модель.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, языковой интуиции, на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил. Углубленная (комплексная) работа с текстом направлена на формирование восприятия содержания и проблем текста, помогает сформулировать мнение автора, писательский взгляд на историю и культуру, увидеть средства выразительности, используемые автором для создания реальной картины.
Приемы развития критического мышления при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе
Проблема:
Какие из методов и форм работы будут соответствовать современным требованиям и в то же время обеспечат эффективную подготовку к государственной итоговой аттестации
Современное образование должно «гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства».
Основная задача «знаниевого» работника – поиск, осмысление, анализ информации, перевод её в знание, применение этих знаний на практике, обмен ими и распространение в профессиональном сообществе».
Мое внимание как учителя практика привлёк один из приёмов РКМЧП : так называемый прием фишбоун. Развитие критического мышления предполагает, что у школьника должна быть способность решать проблемы, т.е. сформировано умение видеть их, проанализировать с разных точек зрения, вычленить их составляющие, рассмотреть проблемы в целом, оценить различные вырианты решения, а так же выбрать оптимальный
Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписыват фокты, подтверждающие наличие сформулированных ими причи. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. В готовом виде схема выглядит так: Рис.1
Эту схему можно видоизменить с учётом критериев проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом (С1) Вариант такой схемы выглядит так Рис. 2
Под головой подразумевается формулировка проблемы (К1), под верхними косточками – аспекты, намеченные автором, ход автроской мысли, как указано в «Методических рекомендациях по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом» ФИПИ (К2), под «хребтом – позиция автора (К3). Под нижними косточками – аргументы атора сочинения (К4), под хвостиком – вывод, заключение.
Покажем, как этот прием действует на практике. Рассмотрим текст Д.Гранина из повести «Дом на Фонтанке», фрагмент из которого приводился в тренировочной работе №3 по русскому языку 6апреля 2012г МИОО. Рис. 3
Использование приёма «Фишбоун» позволяет заинтересовать учеников, сделать процесс анализа и создания текста нескучным, а результаты наглядными. Схема улучшает восприятие и анализируемого, и создаваемого текста за счет синтеза разных видов информации (текстовой и изобразительной). Приём «Фишбоун» помогает ребятам структуировать информацию, заложенную как в авторском, так и в собстенном тексте и лучше понять логические связи между их смысловыми частями. Работа со схемой заставляет выпускников скрупулёзно вникать в содержание предложенного текста, активно работать с лексикой, выписывать ключевые слова, что, в свою очередь, приводит к четкой, а не «размытой» формулировке проблемы. Важным представляется и то, что использование приёма «Фишбоун» предупреждает различные ошибки, связанные с нарушением смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения в сочинении части С1.
Таким образом, использование приёма «Фишбоун» способствет более успешной подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации и соответствует требованиям современного образовательного процесса в рамках перехода к федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения
ВЫВОД.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний
Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»
Удачи нам всем и нашим ученикам! Спасибо за внимание!
pedtehno.ru
Программа элективного курса по русскому языку «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку»
Разделы: Русский язык
1. Введение.
В продолжение последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов в 11классе. Одна из форм – Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме.
Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 39 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С - написании сочинения-рецензии .В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.
С начала эксперимента по введению Единого государственного экзамена педагогов, выпускников школ и их родителей интересуют вопросы подготовки к сдаче ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по подготовке.
Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.
Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Изложение программного материала определено аудиторными занятиями.
Предполагаются следующие формы обучения:
- установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;
- практические занятия;
- самостоятельная работа с КИМами;
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
- практические занятия;
- решение заданий КИМов;
- написание сочинения-рецензии с использованием моделей ;
- зачет по курсу;
2. Учебный план.
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Категория слушателей: учащиеся 10-11классов.
Срок обучения: 68 академических часов.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
н\п | Разделы программы | Кол-во часов | Теория (лекции) |
Практика | Формы контроля |
1. | Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. | 6 | 2 | 4 | к\р |
2. | Морфемика и словообразование. | 5 | 2 | 3 | к\тест |
3. | Лексика и фразеология. | 5 | 2 | 3 | к\тест |
4. | Морфология | 11 | 4 | 7 | к\тест |
5. | Орфография. | 11 | 4 | 7 | Теоретико-практич.задания по карточкам |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 7 | 2 | 5 | к\тест |
7. | Текст | 5 | 2 | 3 | к\тест |
8. | Культура речи. | 4 | 1 | 3 | к\р,анализ |
9. | Анализ текста и создание сочинения - рассуждения | 12 | 4 | 8 | сочинение-рассуждение |
10. | Итоговый контрольный тест | 2 | 2 | ||
Итого | 68 | 23 | 45 |
3. Учебно-тематический план
Цели обучения:
- обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;
Задачи обучения:
- создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
- познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
- отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
- использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
№ п\п | Раздел программы | К-во часов | Лекции | практика | Формы контроля | |
1 | Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. | 6 | ||||
1 | 1.1 | Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | |||
2 | 1.2 | Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. | 1 | |||
3 4 5 6 |
1.3 1.4 1.5 1.6 |
Практикум по разделу “Фонетика”: проверочный опросник, работа с текстами, задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку. | 4 | КИМы | ||
7 | 1.7 | Контрольная работа по разделу. | 1 | к\р | ||
2 | Раздел 2. Морфемика и словообразование. | 5 | ||||
8 | 2.1 | Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. | 1 | |||
9 | 2.2 | Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ. | 1 | |||
10 11 |
2.3 2.4 |
Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”. | 2 | |||
12 | 2.5 | Контрольный тест по разделу. | 1 | к\тест | ||
3 | Раздел 3. Лексика и фразеология. | 5 | ||||
13 14 |
3.1 3.2 |
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка | 1 | 1 | КИМы | |
15 | 3.3 | Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально-окрашенные слова. | 1 | |||
16 | 3.4 | Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. | 1 | |||
17 | 3.5 | Контрольный тест по теме “Лексика” | 1 | к\тест | ||
4 | Раздел 4. Морфология. | 11 | 4 | 7 | ||
18 | 4.1 | 20. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. | 1 | |||
19 | 4.2 | 21 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. | 0,5 | 0,5 | ||
20 | 4.3 | 22. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. | 0,5 | 0,5 | ||
21 | 4.4 | 23. Разряды местоимений, склонение местоимений. | 1 | |||
22 | 4.5 | Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. | 1 | КИМы | ||
23 | 4.6 | Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий | 0,5 | 0,5 | ||
24 25 |
4.7 4.8 |
Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. | 1 | 1 | ||
26 27 |
4.9 4.1 |
Тренировочные задания по разделу “Морфология” | 2 | |||
28 | 4.1 | Контрольный тест по разделу | 1 | к\тест | ||
5 | Раздел 5. Орфография. | 11 | 4 | 7 | ||
29 | 5.1 | Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. | 1 | |||
30 | 5.2 | О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. | 0,5 | 0,5 | ||
31 | 5.3 | Правописание приставок. | 0,5 | 0,5 | ||
32 | 5.4 | Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. | 0,5 | 0,5 | ||
33 | 5.5 | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 0,5 | 0,5 | ||
34 35 |
5.6 5.7 |
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. | 1 | 1 | ||
36 | 5.8 | Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний | 0,5 | 0,5 | ||
37 | 5.9 | Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. | 0,5 | 0,5 | КИМы | |
38 | 5.10 | Правописание служебных частей речи. | 0,5 | 0,5 | ||
39 | 5.1 | Контрольная работа по разделу | 1 | к\работа | ||
6 | Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 7 | 2 | 5 | ||
40 41 |
6.1 6.2 |
Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. | 1 | 1 | ||
42 | 6.3 | Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. | 0.5 | 1 | ||
43 44 |
6.4 6.5 |
Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. | 0.5 | 1 | КИМы | |
45 46 |
6.6 6.7 |
Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). | 2 | К\тест | ||
7 | Раздел 7. Текст. | 5 | 2 | 3 | ||
47 | 7.1 | Стили речи и типы речи. | 1 | 0.5 | ||
48 49 |
7.2 7.3 |
Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. | 1 | 0.5 | ||
50 51 |
7.4 7.5 |
Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест. | 2 | |||
8 | Раздел 8. Культура речи. | 4 | 1 | 3 | ||
52 | 8.1 | Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. | 0.5 | 0.5 | КИМы | |
53 | 8.2 | Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. | 0.5 | 0.5 | ||
54 55 |
8.3 8.4 |
Контрольная работа по разделу и ее анализ. | 2 | К\работа | ||
9 | Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. | 12 | 4 | 8 | ||
56 | 9.1 | Тема и главная мысль текста. | 1 | |||
57 | 9.2 | Учебно-тренировочные задания. | 1 | |||
58 | 9.3 | Лексические и морфологические средства художественной выразительности. | 1 | 1 | ||
59 60 |
9.4 9.5 |
Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. | 1 | 1 | ||
61 | 9.6 | Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. | 1 | |||
62 | 9.7 | Учебно-тренировочные задания. Самостоятельная работа. | 1 | |||
63 64 |
9.8 9.9 |
Создание сочинения-рассуждения. | 2 | Соч-рас. | ||
65 66 |
9.1 | Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. | 2 | |||
67,68 | Итоговый контрольный тест | 2 | к\тест | |||
Итого | 68 | 23 | 45 |
4. Содержание программы
Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.
1.1. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ.
1.2. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко- буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Стяжение.
1.3. Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов, вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
1.4. Практикум по разделу “Фонетика”:
1.5. Проверочный опросник, работа с текстами;
1.6. Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку;
1.7. Контрольная работа по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 2. Морфемика и словообразование.
2.1. Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.
2.2. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.
2.3. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.
2.4. Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”.
2.5. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
3.1. Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова.
3.2. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. 3.3 Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально- окрашенные слова.
3.4. Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки..
3.5. Контрольный тест по теме “Лексика”. Задания из КИМов.
Раздел 4. Морфология.
4.1. Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.
4.2. Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.
4.3. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
4.4. Разряды местоимений, склонение местоимений.
4.5. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.
4.6. Причастие, его признаки. Правописание причастий.
4.7. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.
4.8. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
4.9.-4.10. Тренировочные задания по разделу “Морфология”
4.11. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 5. Орфография.
5.1. Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
5.2. О-E после шипящих и — Ц- в различных частях слова.
5.3. Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.
5.4. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
5.5.-5.6 Буквы – Н — и –НН- в словах различных частей речи.
5.7.-5.8 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
5.9. Написание – НЕ — с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
5.10. Правописание служебных частей речи.
5.11. Контрольная работа по разделу “Орфография”: теоретико -практические задания по карточкам. Задания из КИМов.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
6.1. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.
6.2. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
6.3. Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений.
6.4. Обособление обстоятельств.
6.5. Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное с разными видами связи.
6.6. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
6.7. Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). Задания из КИМов.
Раздел 7. Текст.
7.1.Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство.
В тексте зафиксирован способ оформления мысли, её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность. Строение текста. Способы и средства связи между частями текста
Основные признаки текста
7.2. Типы речи. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности
Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад.
7.3. Функциональные стили речи.
Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.
Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Что общего у официально-делового стиля и научного стиля. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки.
7.4.-7 .5 Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест .КИМы
Раздел 8. Культура речи.
8.1. Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
8.2. Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.
8.3.-8.4 Контрольная работа по разделу и ее анализ.
Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рецензии.
9.1. Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.
9.2. Учебно-тренировочные задания.
9.3. Содержание и структура сочинения-рецензии. Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.
9.4.-9.5. Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы):эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.
9.6.-9.7. Учебно-тренировочные задания. Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рецензии
9.8.-9.9. Создание сочинения-рецензии. Редактирование и совершенствование сочинения-рецензии.
9.11.-9.12. Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рецензии. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.
Грамотность. Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Система подготовки учащихся
к ЕГЭ по русскому языку
2
Цель доклада: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ЕГЭ .
Задачи:
Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену.
Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.
Данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе. Введение ЕГЭ по русскому языку в форме тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленная работа начинается в 8 – 9 классах. При подготовке к ЕГЭ предусматриваются разные виды деятельности: факультативные занятия, индивидуальные консультации, кружковые занятия, использование Интернет-ресурса.
Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности. Подготовку к ЕГЭ лучше всего начать с повторения теоретического материала по основным и наиболее сложным разделам. Для успешного усвоения он должен быть представлен в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах (см. приложение). Подобная подача материала способствует максимальной наглядности, систематизации знаний по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память.
Например, трудность вызывает у учащихся выполнение задания 7. Вот какая таблица им предлагается
Построение предложений с однородными членами
предложения
3
неправильно правильно
а) Во время войны народ надеялся Во время войны народ
и верил в победу. надеялся (на кого? на что?)
на победу и верил (в кого?
во что?) в нее.
б) пропуск предлога при однородных членах предложения
На земле, воде и воздухе – всюду На земле, воде и в воздухе-
мы защищены. всюду мы защищены.
Смешение родовых понятий
В лодке лежали караси, сазаны, В лодке лежала рыба:
лещи, рыба. караси, сазаны, лещи.
Логически несовместимые понятия
Иван Петрович пришел с женой и Иван Петрович, когда
плохим настроением. пришел с женой, был в
плохом настроении.
Нарушение однородности понятий
Мы любим футбол и стрелять. Мы любим футбол и стрельбу.
Нарушение падежных форм обобщающего слова и однородных членов.
Посетители музея любовались картинами Посетители музея любова-
великих художников: Суриков, Репин, лись картинами великих
Айвазовский. худож-ков: Сурикова,Репина…
4
Неправильное построение предложений с двойными союзами
как…, так и
не только…, но и
если не…, то
хотя и …, но и др.
Книга не только имеет познаватель- Книга имеет не только …
ную ценность, но и большое воспи-
тательное значение.
Предложения с причастным оборотом (ПО)
а) согласование причастия со словом, к которому относится
Мы гордимся футболистами, Мы гордимся футболистами,
победивших английскую команду. победившими английскую команду.
б) замена страдательного причастия действительным
Задание,выполняющееся нами, Задание, выполняемое нами,
не вызывает затруднений. не вызывает затруднений.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Благодаря антибиотиков многие Благодаря антибиотикам…
заболевания перестали быть смертельно
опасными для человека.
(предлоги благодаря
Согласно
Вопреки с Д.п
Навстречу
Наперекор )
5
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Те, кто изучал математику, конечно, Те, кто изучал математику,
знает о Евклиде. конечно, знают о Евклиде.
Нарушение в построении предложения несогласованным с приложением.
В сентябрьском номере журнала В сентябрьском номере журнала
«Уюта» можно прочитать ряд статей «Уют» можно …
о том, как дом сделать теплее…
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Вся дорога должна быть в поле Находясь за рулем автомобиля,
зрения водителя, находясь за рулем водитель должен держать дорогу
автомобиля. в поле зрения.
Смешение прямой и косвенной речи (неправильное построение предложения с косвенной речью)
М.Горький как – то заметил, что М.Горький как-то заметил, что
« человек дорог мне своим человек дорог ему своим…
чудовищным упрямством быть
чем-то больше самого себя».
Следующий этап – практическая отработка умений выполнения заданий части 1. Учебно — тренировочные тесты могут иметь различную степень сложности и располагаться от более простых к более сложным. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий.
При выполнении тестовых заданий предусматривается использование Интернет-ресурса, которое способствует эффективной
6
подготовке к ЕГЭ. Ученик выполняет тестовые задания, выявляет пробелы по предмету. Способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Контрольные задания по разделу или теме позволяют определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика показывает ученику его продвижение вперед относительно самого себя. Что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов.
Экзаменационные тесты по русскому языку и написание сочинения предполагают прочные знания в области орфографии. Процесс усвоения правила не может приравниваться только к заучиванию его формулировки. Для освоения правила нужна грамматико-орфографическая работа, для которой требуется определенный временный период.
При усвоении трудных для школьников тем удается получить желаемые результаты, если основной единицей обучения выступает не частная орфограмма, а группа орфограмм, например «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи», «Ь в конце слов после шипящих» и т.д.
На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки. Приведем примеры основных видов упражнений.
Диктанты:
а) распределительный, например, по теме «Глагол».
Ученики распределят глаголы по орфограммам. Например, «Ь во 2-м л.ед.ч.», «Не с глаголами», «Безударные личные окончания глаголов», «Ться – тся у глаголов» и др.
б) словарный,
в) объяснительный,
7
г) с комментированием.
2. Словарно-орфографическая работа:
а) вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
3. Задания на исключение:
а) «Четвертое лишнее».
Подобные задания служат как успешному усвоению знаний, так и помогают отработать навыки грамотного письма.
Не существует однозначных правил, регулирующих произношение слов в русском языке. Сформировать практические навыки расстановки ударения в словах призваны орфоэпические диктанты. В конце года — итоговый тест.
Следующий этап – отработка пунктуационных навыков. Лучше отрабатывать их по отдельным темам раздела «Пунктуация». Например, «Водные слова и вводные предложения», «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Обособленные члены предложения» и др. Особое внимание при отработке практических навыков уделяется правилам, которые даются в Примечании или дополнении к основным пунктуационным правилам постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях.
Трудность вызывает выполнение 24 задания. При подготовке к выполнению этого задания используются возможности уроков литературы. Прежде всего, при изучении художественных произведений особое внимание обращается на средства художественной выразительности. Обязательным условием анализа стихотворения является также анализ средств выразительности, начиная с 5-го класса.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к ЕГЭ, можно скорректировать уровень знаний, умений, навыков по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
8
Анализ формулировки задания позволяет вычленить действия, которые следует совершить:
1) определить тему текста, его основную мысль, вычленить и сформулировать одну из проблем;
2) прокомментировать проблему;
3) понять позицию автора и четко ее сформулировать;
4) выразить согласие или несогласие с автором;
5) сформулировать собственную позицию;
6) аргументировать собственное мнение, привести доводы, опираясь на личный жизненный и читательский опыт;
Сочинение надо композиционно оформить, придать ему связность, разбить текст на абзацы. Объем сочинения – 150 – 300 слов.
Для формулировки проблемы текста можно использовать следующие выражения:
а) Проблема, которую хотел показать нам (автор), такова: (проблема)
б) Автор текста поднимает важную проблему: (проблема)
в) Внимание (автор) привлекает проблема…
г) Рассуждения автора посвящены проблеме…
Чтобы сформулировать позицию автора, воспользуемся такими фразами:
а) Автор считает, что…
б) Позиция автора такова, что…
в) С автором трудно спорить относительно…
Следующая задача – выразить согласие или несогласие с позицией автора. Эта часть может быть оформлена по – разному:
9
а) Разделяя позицию автора , выскажу свое мнение о…
б) Думаю, что следует согласиться с автором в том, что…
в) Мне понятна позиция автора, но выскажу свое мнение о…
Сформулировав свою позицию, надо доказать ее справедливость.
Как же строить свою аргументацию?
Во-первых, следует сформулировать два или три утверждения (довода, аргумента), которые доказывают справедливость тезиса.
Во-вторых, надо подобрать к ним конкретные примеры. Экзаменуемый, который приводит аргументы, опираясь только на жизненный опыт, максимальный балл не получит. Литературные примеры для тех, кто желает получить высокий балл, обязательны.
Переход к доводам может осуществляться с помощью таких выражений:
а) Попробую доказать собственное мнение.
б) Попытаюсь доказать это.
в) Справедливость собственной позиции могу доказать с помощью следующих доводов.
Конечно, надо обращать внимание на ошибки, которые встречаются в работах и влияют на снижение оценки.
Очень важно придумать начало и продумать концовку.
Вступительная часть может быть оформлена так:
а) Автор текста (ФИО), чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставляют меня задуматься о…
б) Автора текста, как и многих из нас, привлекает тема…
в) Д.С.Лихачев, автор прочитанного мною текста, рассуждает на тему…
10
Заключительная часть работы может иметь несколько вариантов реализации. Например, в конце сочинения можно:
а) дать ответ на вопрос, поставленный во вступительной части работы. При этом вопрос можно повторить.
б) сделать вывод, к которому пришел в результате осмысления темы, проблемы исходного текста.
Отсутствие концовки, ее несоответствие вступлению и основной части – ошибки , которые снижают оценку.
Таким образом, используя систему работы по подготовке к ЕГЭ, можно скорректировать уровень знаний, умений, навыков по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЧАСТИЕ
НН — Н
1.есть приставка (кроме НЕ)Пересаженный цветок
Нахмуренные брови
2.есть ОВА, ЕВА
Асфальтированное шоссе
Иллюстрированный журнал
3.есть зависимые слова (ПО)
infourok.ru