Контрольная работа по теме «Паронимы» 11 класс
Составитель: Богомолова Е. В., учитель русского языка и литературы МГБОУ лицея № 2.
Контрольная работа
Тема: Паронимы и паронимия
Тип работы: тестирование
Вид контроля: итоговый
Цель: определить уровень сформированности у учащихся понятия о лексической норме (употребление в речи паронимов)
Задачи: проверить такие речевые умения учащихся, как грамматическое конструирование, комбинирование языковых единиц на основе семантических связей, контекстное разграничение узуального и неузуального употребления паронимов в речи, классификация средств выразительности.
Год обучения: 10
Описание заданий: работа состоит из 4-х заданий. Задание 1 – подбор паронимической пары к исходному слову проверяет сформированность понятия паронимии как языкового феномена и является подготовительным для выполнения заданий высокой степени сложности. Задание 2 – определение лексической сочетаемости единиц. Задание позволяет проверить умение грамматического конструирования более сложных языковых единиц и комбинирования слов на основе их лексической сочетаемости, что является облигаторным признаком разграничения паронимов в речи. Задание 3 – разграничение паронимов в контексте. Предложенная форма работы соответствует экзаменационному заданию (А2) и проверяет умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. Задание 4 – анализ средств выразительности является заданием высокой степени сложности и проверяет умение оценивать письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Содержание работы:
1. Подберите паронимическую пару к словам:
невежа — …; абонемент — …; орудие — …; жар — …; гарант — …; горячий — …; дефектный — …; жестокий — …; скрытый ( о вещи) — …; эффектный — …; динамичный — …; лакированный — …; максималистский — …; обидный — …; оборонительный — …; ограничительный — …; опасливый — …; отборный — …; памятливый — …;почтенный — …; поэтический — …; правдивый — …; практический — …; рассудительный — …; рассыпной — …; реалистический — …; редакторский — …; рекомендательный — …; рискованный — …; рыбий — …; сборный — …; жёстко — …; сыто — …; безответно — …; надеть — …; нарушить — …; обосновать — …; обсудить — …; освоить — …; предоставить — …; сигнализировать — … .
2.Составьте словосочетание, подобрав к паронимам подходящие по смыслу слова-распространители:
Враждебный или вражеский?
Полк, армия, тактика, стратегия, политика, оборона, наступление, атака, расположение, позиция, пехота, авиация, артиллерия, дивизия, техника, оружие, танк, бомба, миномёт, автомат, пуля, выстрел, засада, огонь, лагерь, окоп, траншея, землянка, архив, документы, снайпер, разведчик, наблюдатель связной, пулемётчик, парламентёр
Встряхнуть или стряхнуть?
Людей, брата, ковёр, артиста, дорожку, больного, скатерть, простыню, туристов, плед, солдат, одежду, альпинистов, плащ
Выбор или выборность?
Невесты, жениха, депутатов, судей, подруги, развлечений, ректора, ветвей власти, костюма, одежды, должностей, подарка
Высокий или высотный?
Гость, дом, доверие, сооружение, честь, гостиница, награда, телебашня, пост, строительство, положение, роль, стиль, язык, помыслы, вдохновение, литература , чувство, идеалы, тема, порыв
Информативность или информатизация?
Сообщение, общество, доклада, страна, лекция, политика, выступление, народное хозяйство, высказывание, текст, статья, экономика, почерк, интенсивная, низкая, недостаточная, нужная, необходимая, осуществить, определить, финансировать, выявить, обеспечить, оценить, ускорить, усилить, распространить, увеличить, направить, уменьшить
3. Разграничьте паронимы
В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?
1)Заяц – осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством.
2) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.
3) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство – кнут.
4)ПУГЛИВЫЙ змеёй и верёвки боится.
В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЁТНЫЙ?
1)Стрельников услышал ОТЧЁТЛИВЫЙ гул канонады.
2)ОТЧЁТЛИВЫЙ звук гудка уплывающего теплохода больно отозвался в сердце ЗИМИНА.
3)Тяжёлые, ОТЧЁТЛИВЫЕ шаги послышались на лестнице.
4)ОТЧЁТЛИВОЕ собрание председателей домовых комитетов решили провести в мае.
В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.
Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно сменялась подавленностью.
Он был ИСКУСНЫМ оратором, и его всегда слушали с большим вниманием.
ИСКУСНЫЙ пловец успешно преодолевает эту дистанцию.
В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?
1)Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.
2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.
3)Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.
4)ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.
В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
1)Нобелевская премия – ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алфёрова.
2)Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слёз.
3) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
4)Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.
В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?
1)Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение – служить в армии.
2) Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.
3)ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России.
4)ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим – благородное дело.
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1)Долгое время ребятам не удавалось ОСВОИТЬ понятие паронимов.
2)Во время практики на производстве мы можем ОСВОИТЬ новейшие технологии.
3)Оказалось, что этот человек в совершенстве ОСВОИЛ приёмы ведения тайных дел.
4)Первопроходцам трудно ОСВОИТЬ новые земли.
В каком предложении вместо слова ДОВОЛЬНО нужно употребить ДОСТАТОЧНО?
1)Работа постового милиционера ДОВОЛЬНО опасная.
2)Первые рассказы писателя ДОВОЛЬНО примитивны и по форме, и по содержанию.
3)Мой дядя ДОВОЛЬНО долго работал репортёром в газете.
4)Занятых денег будет ДОВОЛЬНО для покупки нового автомобиля.
4.Как называется стилистическая фигура, использованная в предложениях:
1)И без того жёсткий порядок стал жестоким. (А. С. Пушкин)
2) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? (А. С. Пушкин)
3)Нечего их ни жалеть, ни жаловать. (А. С. Пушкин)
4)Начнут гладью, а кончат гадью. (Н. В. Гоголь)
Ответы:
1.Подберите паронимическую пару к словам:
невежа –невежда; абонемент -абонент; орудие — оружие; жар -жара; гарант — гарантия; горячий — горячительный; дефектный — дефективный; жестокий — жёсткий; скрытый ( о вещи) — скрытный; эффектный — эффективный; динамичный — динамический; лакированный — лаковый; максималистский — максимальный; обидный — обидчивый; оборонительный — оборонный; ограничительный — ограниченный; опасливый — опасный; отборный — отборочный; памятливый — памятный; почтенный — почётный; поэтический — поэтичный; правдивый — правильный; практический — практичный; рассудительный — рассудочный; рассыпной — рассыпчатый; реалистический — реалистичный; редакторский — редакционный; рекомендательный — рекомендованный; рискованный — рисковый; рыбий — рыбный; сборный — сборочный; жёстко — жестоко; сыто — сытно; безответно — безответственно; надеть — одеть; нарушить — разрушить; обосновать — основать; обсудить — рассудить; освоить — присвоить; предоставить — представить; сигнализировать — сигналить .
2.Составьте словосочетание, подобрав к паронимам подходящие по смыслу слова-распространители:
Враждебный | вражеский |
политика, позиция | Полк, армия, тактика, стратегия, оборона, наступление, атака, расположение, пехота, авиация, артиллерия, дивизия, техника, оружие, танк, бомба, миномёт, автомат, пуля, выстрел, засада, огонь, лагерь, окоп, траншея, землянка, архив, документы, снайпер, разведчик, наблюдатель, связной, пулемётчик, парламентёр . |
Встряхнуть | Стряхнуть |
Людей, брата, артиста больного, туристов, солдат, альпинистов | ковёр, дорожку скатерть, простыню, плед, одежду, плащ |
Выбор | Выборность |
Невесты, жениха, подруги, развлечений, костюма, одежды, подарка | депутатов, судей, ректора, ветвей власти, должностей |
Высокий | Высотный |
Гость, доверие, честь, награда, пост, положение, роль, стиль, язык, помыслы, вдохновение, литература , чувство, идеалы, тема, порыв | дом, сооружение, гостиница, телебашня, строительство |
Информативность | Информатизация |
Сообщения, доклада, лекции, выступления, высказывания, текста, статьи, почерка, недостаточная, определить, выявить, усилить, оценить, увеличить, уменьшить | общества, страны, политики, народного хозяйства, экономики, интенсивная, низкая, нужная, необходимая, осуществить, финансировать, обеспечить, ускорить, распространить, направить |
3. Разграничьте паронимы
В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?
4)
В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЁТНЫЙ?
4)
В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?
2)
В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?
4)
В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
3)
В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?
3)
В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1)
В каком предложении вместо слова ДОВОЛЬНО нужно употребить ДОСТАТОЧНО?
4)
4.Как называется стилистическая фигура, использованная в предложениях:
1)И без того жёсткий порядок стал жестоким. (А. С. Пушкин)
2) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? (А. С. Пушкин)
3)Нечего их ни жалеть, ни жаловать. (А. С. Пушкин)
4)Начнут гладью, а кончат гадью.(Н. В. Гоголь)
парономазия
Литература:
Баронова М. М. Русский язык: Задания с выбором ответа: Часть А: темы «Орфоэпия», «Словообразование», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Текст», «Языковые нормы». – М. : АСТ:Астрель, 2011. — 158с.
Бельчиков Ю. А. словарь паронимов русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО 2Издательство Астрель», 2004. — 458 с.
Егораева Г. Т.Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 — 420 с.
multiurok.ru
1. адресат – получатель.2. апробировать – дать официальное одобрение на основе проверки.Новые модели переданы на производство после апробации. 3. безответный человек – кроткий, забитый. 4. безыскусный – искренний, незатейливый, простой.«Альбом домашний и простой, Милей…безыскусной простотой». А.С.Пушкин. 5. блудить — плутать. Долго блудил в лесу.(распутничать – второе значение). 6. веский – значительный, убедительный.Веские доказательства. 7. военный – относящийся к войне, к армии.военное училище. 8. встать — подняться, возникнуть, появиться. Встал вопрос. 9. вычесть — удержать сумму из выплаты. 10.гигиенический – основанный на гигиене.гигиенические нормы (научный стиль) 11. главный герой – персонаж, связанный с основным конфликтом произведения, идеей. Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. 12. гривастый – с большой длинной гривой. 13. демократичный – простой в обращении. 14. дефектный – испорченный. дефектный экземпляр книги. 15. дипломат – 1. дипломатический работник 2. хитрец; тонко ведущий себя с людьми 16. дипломатичный – тонко рассчитанный, ловкий. Дипломатичный ответ. 17. длинный день — о времени. 18. добрый человек – расположенный. 19. доверительный – выражающий доверие. доверительный разговор. 20. договор – условие о взаимных обязательствах договор о поставках леса.
21. домовой – дух дома.«…мой добрыйдомовой, храни селенье, лес…» А.С.Пушкин. 22. драматический – театральный; напряженный: драматический момент. 23. дружеский – основанный на дружбе.дружеский тон. 24. духовный – о внутреннем, нравственном мире человека: духовные запросы. 25. желанный – ожидаемый. желанный покой, гость.
26. жизненный – жизненный опыт. 27. засеять участок – о пространстве. 28. затрудненный – совершаемый с трудом.затрудненное дыхание. 29. значение – смысл, содержание. значение слова, взгляда. 30. интеллигентный – образованный, культурный 31. истина – правда. Стремление к истине.
32. конструкторский – инженерный. ◊ бюро. 33. короткий вечер — устойчивый признак. 34. лирический – проникнутый чувствами:лирические порывы. Лирический герой (жанр). 35. логический – закономерный. логическийконец этой деятельности. 36. мифический – выдуманный. 37. надеть – самому или на кого-то одежду.надеть шляпу на голову.
38. наследие – явление культуры. 39. новшество – что-то новое. 40. обоснование – убедительное доказательство обоснование своих взглядов. 41. обыкновенный –ничем не примечательныйобыкновенный блокнот. 42. огорченный – опечаленный, расстроенный. 43. опечатки – ошибка при наборе текста. 44. особенный – непохожий на других. особенный талант. 45. осудить – признать виновным.
46. отражать – воспроизвести. 47.поверка – 1)проверка времени, инструментов 2) перекличка людей. поверка часов, вечерняя поверка. 48. подготовить дом. задание — предварительно. 49. подпись – надпись под чем-либо. 50. стилистическая помета (в словаре). 51. помириться — прекратить ссору. 52. посмотреть на кого-то…
53. постройка – действие; здание. 54. поступок – действие. Самоотверженный п. 55. практический – связанный с практикой.практическое применение знаний. 56. представить отчет — доставить, предъявить. 57. провести репетицию 58. романтичный – мечтательный, идеальный.Герои мужественные, нежные, романтичные. 59. рыбная – из рыбы: рыбная уха. 60. справить праздник. Справить новоселье. 61. статус – правовое положение. статус независимых государств. 62. типичные особенности. 63. узнать – получить сведения. 64. укрывать – закрыть; спрятать, защитить. Она бережно укрыла девочку. 65. урожай – конкретного продукта. 66. усвоить — теоретически понять, запомнить. 67. цельный – обладающий внутренним единством. Цельный характер. 68. экономический – относящийся к хозяйственной деятельности: экономическаяполитика. 69. элитный сорт, порода скота.
70. эффектный – производящий впечатление.эффектная поза, костюм. | 1. адресант – отправитель.2.опробовать – подвергнуть испытанию до применения. Опробовать новые модели.
3. безответственный человек – необязательный. 4. безыскусственный – лишенный искусственности. «Надо испытать жизнь во всей ее безыскусственнойкрасоте». Л.Н.Толстой. 5. блуждать — ходить без цели, менять направление. Блуждать глазами; — по городу. 6. весомый – ощутимый, значимый.Весомые слова. 7. воинский – относящийся к военной службе. воинский устав, честь, звание. 8. стать — перестать двигаться. Стать на якорь.
9. высчитать — то же, но разговорный оттенок. 10. гигиеничный – соответствующий гигиене. гигиеничная обстановка. 11. заглавный герой–персонаж, имя которого входит в заглавие произведения. Евгений Онегин – заглавный герой романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 12. гривистый – имеющий вид гривы. 13. демократический — политический строй. 14. дефективный – ненормальный – с физич. или психич. недостатками. –ребенок. 15. дипломант – тот, кто получил диплом за участие в конкурсе.
16. дипломатический – относящийся к международной политике.-представительство. 17. длительный полет — о действии. 18. добротный костюм – хорошо сделанный. 19. доверчивый – легко доверяющий, открытый доверчивый взгляд. 20. договоренность – соглашение путем переговоров. договоренность о работе дома. 21. домовый— относящийся к дому: домовая мышь, домовая книга. 22. драматичный –проблемный. Драматичный случай. 23. дружественный – взаимно благожелательный — о государствах, народах. 24. душевный – о психическом состоянии. душевный подъем. 25. желательный – необходимый. желательное присутствие.
26.житейский–обыденный. Деложитейское. 27. посеять пшеницу – о предмете. 28. затруднительный – причиняющий трудности: затруднительный случай. 29. значимость – наличие важного смысла. значимость сказанного. 30. интеллигентский – ложно-культурный. 31. истинность – соответствие истине. Истинность заявленных идей. 32. конструктивный – практичный. ◊решение. 33. краткий разговор — недлинный. 34. лиричный – взволнованный, задушевный. музыка мужественна илирична. 35.логичный – разумный, последовательный. логичный вывод. 36.мифологический – относящийся к мифам. 37. одеть – кого-то одеть в одежду . одеть ребенка на прогулку. 38. наследство – имущество. 39. новинка – недавно появившееся. 40. основание – начало, создание чего-либо. основание города. 41. обычный – часто встречающийся, привычный: в обычное время. 42. огорчительный – неприятный, досадный. 43. отпечатки – след от надавливания. 44. особый — большой, значительный.представляет особую трудность.
45. обсудить – обдумать, делясь мыслями.
46. отображать – изобразить в худ. образах. 47. проверка – установление правильности. проверка документов, отчетности.
48. приготовить домашнее задание.-сделать. 49. роспись – собственноручная подпись. 50. заметка в тетради – запись. 51. примириться — свыкнуться.
52. осмотреть (цель ознакомления). 53. строение – здание.
54. проступок – провинность. мелкий п. 55. практичный – выгодный, удобный.практичная одежда. 56. предоставить самим себе.- отдать в распоряжение; дать право что-то сделать. 57. произвести ремонт. 58. романтический – возвышенный пафос. Романтический восторг борьбы. 59. рыбья – принадлежащая рыбе.Рыбья кость. 60. отметить годовщину смерти. 61. статут – устав, положение о чем-либо.статут ООН.
62. типические обстоятельства. 63. признать – принять как своего. 64. скрывать – утаивать что-то. Приходится скрывать свои чувства. 65. урожайность — способность дать урожай. 66. освоить — уметь применять на практике. 67. целостный – воспринимаемый как единое целое (внешне). Целостноевпечатление. 68. экономичный–выгодный в хозяйственном отношении: экономичнаямашина. 69. элитарное общество, дом – престижное. 70. эффективный – приводящий к результатам. эффективные средства. |
multiurok.ru
Тесты по теме «Паронимы»,11 класс, русский язык
тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, изучению данной темы по учебнику Гольцовой
Просмотр содержимого документа
«Тесты по теме «Паронимы»,11 класс, русский язык»
11Р паронимы
Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Сергеев был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.
Эти люди с деловым видом рассуждали о выборах совета директоров.
Деловой стиль одежды характеризуется строгостью.
Сотрудники обратились за помощью к депутату, человеку дипломатическому.
Дипломатический корпус приветствовал решение министерства.
Командированный в соседнюю страну сотрудник встретился с министром.
Профессор получил командированное удостоверение.
Княжну выдавала великая поступь.
Зафиксированы единичные случаи бешенства собак на территории города.
Обращаюсь к собравшимся с единичной просьбой- подождать еще неделю.
По единым репликам из зала стало понятно, что не так все однозначно.
Сформулированы единые требования к выпускникам средней школы.
«Невежда!» — вскричал он, когда мимо него, даже не поздоровавшись, прошел Тимофей.
Хотя он и невежда, но при этом человек вежливый и более или менее воспитанный.
Водная гладь реки так и манила, притягивала к себе.
Огурцы были какие-то невкусные, водные.
Драматическая ситуация затопления деревни описана В. Распутиным.
Драматическое действие должно делиться на три основные части.
Технические факультеты готовят прекрасных специалистов.
На ринг вышел один из самых технических боксеров мира.
Студент блестяще защитил технический проект спортивного комплекса.
Скрытым голодом принято называть хронический дефицит витаминов.
Дед не доверял скрытым людям, потому что не знал, что у них на уме.
Праздничные гуляния завершились пиротехническим шоу.
Возникновению многих болезней способствует и праздничный образ жизни.
Жизненный опыт наших предков бесценен.
В любви к осиротевшим детям она нашла спасение от жизненных невзгод.
На съезде писателей первое слово представили А.А. Фадееву.
Гость представил свою спутницу.
Каркас луковичных крыш имеет сложную форму.
Как цветут луковичные растения зимой?
В деревнях на пасху яйца красили луковичной шелухой.
Очень благородный и человечий поступок – пожертвование денег.
Взмолилась рыбка человечьим голосом.
Неприметная тропинка привела нас к дому старика.
Парк был настолько ухожен, что этого не мог не заметить самый неприметный человек.
Нельзя не обсудить Печорина за его эгоизм.
Разработчики сайта обсудили его новый дизайн.
Учитель принял эффектные меры.
Эти взгляды ему чужие.
В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами великие и прекрасные перспективы Петербурга.
Железо, хром, марганец, медь и никель являются красочными веществами.
Дипломатические отношения между Россией и США были установлены в 1807 г.
Самыми гуманитарными профессиями на земле являются те, от которых зависит здоровье человека.
Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.
Из приведенных ниже в скобках слов выберите нужные.
1. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
2. (Абонемент, абонент) не отвечает.
3. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
4. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
5. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
6. В библиотеке есть список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
7. (Жилой, жилищный) фонд города не растет.
8. В нашей школе больше нет (непоправимых, неисправимых) двоечников.
9. На первое – (черепаший, черепаховый) суп.
Из приведенных паронимов выберите нужное слово.
1. В полку царило воинствующее – воинственное настроение.
2. Все реже встречаются грибные – грибковые заболевания высеянных семян и молодых растений.
3. На этом предприятии не создано никакого запаса овощей для переработки. Консервация – консервирование их ведется из подвозимого сырья, что называется, с колес.
4. Многие наши фильмы получили признание – признательность и наших зрителей, и за рубежом.
5. Город встряхнул – стряхнул оцепенение будней.
Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок.
2. Мы вышли к лесистому озеру.
3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный.
6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.
7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались..
В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?
1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.
В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?
1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.
2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.
3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений в сельскохозяйственное производство стала видна очень скоро.
В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?
1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.
2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.
3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.
4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить слово СЫТНЫЙ?
1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.
2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.
3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.
4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.
В каком предложении вместо слова ОТБОРНЫЙ нужно употребить слово ОТБОРОЧНЫЙ?
1) Первое ружьё у него было фитильное, за которое он заплатил тридцать ОТБОРНЫХ соболей.
2) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на ОТБОРНОМ региональном этапе.
3) Петра сопровождала сотня ОТБОРНЫХ солдат.
4) Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
kopilkaurokov.ru
Слайд №2 | |
Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов. К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский — дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки — останки) | |
Слайд №3 | |
Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ Примеры: лесная- лесистая; невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный | |
Слайд №4 | |
Паронимы бывают приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами | |
Слайд №5 | |
Приставочные паронимы. Различай значения! Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить -заплатить за что-нибудь Одеть кого-либо Надеть на себя Представить — предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо Предоставить — отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.
| |
Слайд №6 | |
Приставочные паронимы. Различай значения! Встряхнуть — приподняв, потрясти с силой. Стряхнуть — тряхнув, скинуть, сбросить. Поверка — сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). Проверка — установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. Обсудить -разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. Осудить -выразить неодобрение кому- чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. Нетерпимый — такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Нестерпимый — превышающий терпение, с трудом переносимый. Описка — ошибка в написании чего-нибудь по рассеянности. Отписка — формальный ответ, не затрагивающий сущности дела. | |
Слайд №7 | |
Различай значения! Составь словосочетания! Встать – подняться. Стать — сделаться кем-либо. Поступок – действие, совершенное кем-либо. Проступок – провинность, неблаговидный поступок. | |
Слайд №8 | |
Суффиксальные паронимы Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия. Помни! | |
Слайд №9 | |
Различающиеся конечными буквами База — основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт. Базис — совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение). Абонемент — право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право. | |
Слайд №10 | |
Различающиеся конечными буквами Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Адресант — тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение) Дипломат — должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. Дипломант — лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу. | |
Слайд №11 | |
Составь словосочетания! Военный — воинский тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин. Надеть- одеть пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель. | |
Слайд №12 | |
Лингвистическая задача В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»? а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип. б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго. в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру. г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными. | |
Слайд №13 | |
Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках! 1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои… (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает… (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и… (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы… (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая… (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не… (узнал – признал) своего знакомого. 10. Группа старшеклассников… (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая… (силы – усилия). | |
Слайд №14 | |
Исправь ошибки! 1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами. 3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием. 5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям. 6. Мы спрятали останки пищи в буфет. 7. Черты лица у него были невыразимыми. 8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим. | |
Слайд №15 | |
Исправь ошибки! 1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. | |
Слайд №16 | |
Подбери пару! Составь словосочетания! Драматический – … Дружеский – … Единственный – … Искусно – … Наследие – … Безответный – … | |
Слайд №17 | |
Информационные источники Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995 На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996. Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007 http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_ Шаблон для презентации – Белозеровой Т. |
volna.org
Презентация «Подготовка к ЕГЭ: паронимы»
Презентация на тему: Подготовка к ЕГЭ: паронимыСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:А 2. Паронимы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Готовимся к ЕГЭ
№ слайда 2 Описание слайда:Паронимы (от греч. para — рядом, возле и onoma — имя) — это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный — прогрессирующий, злой — злостный, водный — водяной и т. д.
№ слайда 3 Описание слайда:В устной и письменной речи нужно особенно внимательно следить за правильным употреблением слов-паронимов, поскольку их близкое строение (один корень, одна часть речи, похожий состав слова) и часто достаточно близкое значение создают предпосылки для ошибок: один пароним, неправильный, используется вместо другого, правильного. Например, в высказывании: Я работаю каждый будничный день ошибочно использовано слово будничный со значением «обыденный, заурядный, каждодневный» вместо его паронима будний со значением «рабочий день недели».
№ слайда 4 Описание слайда:Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов, необходимо запоминать их значения, не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие. Выполняя задание, нужно помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.
№ слайда 5 Описание слайда:Словарь паронимов: абонентское телеграфирование водные запасы военная форма воинственное племя вражеская пуля дипломатичный человек забота о животных абонентная плата водяной жук воинское звание воинствующий безбожник враждебная сила дипломатическая миссия заботливость и терпеливость
№ слайда 6 Описание слайда:Словарь паронимов: новая здравница злобный взгляд одеть ребёнка освоить химию отборный рис памятная дата песочные часы практичная обувь предоставить слово соседский мальчик сытый студент экономичная упаковка эффектная женщина произнести здравицу злостный прогульщик надеть шляпу на голову усвоить хорошие манеры отборочный тур памятливый ученик песчаный пляж практическая работа представить картину случившегося соседний дом сытный обед экономический кризис эффективный метод
№ слайда 7 Описание слайда:Продолжите составление словаря: Анекдотический — анекдотичный, артистичный — артистический, архаический — архаичный, безответный — безответственный, благодарный — благодарственный, болотный — болотистый, будний — будничный, вековой — вечный, великий -величественный, виноватый — виновный, враждебный — вражеский, водный — водяной, военный — воинский, воспитательный — воспитательский, встряхнуть — стряхнуть, всякий — всяческий, выборный — выборочный, гармонический — гармоничный, главный — заглавный, годовой — годовалый, гордость — гордыня, гуманный — гуманитарный, двойной — раздвоенный, действительный — действенный — действующий, демонстративный — демонстрационный, дипломатичный — дипломатический, дипломат — дипломант,
№ слайда 8 Описание слайда:Продолжите составление словаря: доверчивый — доверительный, жизненный — житейский, злой — злостный, знамя — знамение, инженерный — инженерский, информационный — информативный, информация — информатизация, искусный — искусственный, каменный — каменистый, косный — костяной, конный — конский, консервация — консервирование, красочный — красящий, ледяной — ледовый, нетерпимый — нестерпимый, опасный —опасливый, освоить — усвоить, осуждение — обсуждение, пугливый — пуганый — пуганный, представить — предоставить, почтительный — почтенный, раздражение — раздражительность, скрытый — скрытный, тактичный — тактический, технический — техничный, удачливый — удачный, фактический — фактичный, хозяйский — хозяйственный.
№ слайда 9 Описание слайда:Выполните задания:
№ слайда 10 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ВОЕННЫЙ нужно употребить ВОИНСКИЙ? 1) Федоров был ВОЕННЫМ человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка. 2) За храбрость он получил очередное ВОЕННОЕ звание. 3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить ВОЕННУЮ выправку. 4) ВОЕННАЯ промышленность этой страны очень развита.
№ слайда 11 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ? 1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. 2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь. 3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере. 4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.
№ слайда 12 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ЗНАМЯ нужно употребить ЗНАМЕНИЕ? 1) Имя этого человека стало ЗНАМЕНЕМ современной молодёжи. 2) Популярность этого актёра настолько велика, что он стал ЗНАМЕНЕМ своего времени. 3) Появление кометы у многих народов считается ЗНАМЕНЕМ беды. 4) Из рук Пушкина и Лермонтова принял Некрасов ЗНАМЯ русской поэзии.
№ слайда 13 Описание слайда:В каком слове вместо слова ГОДОВОЙ нужно употребить ГОДОВАЛЫЙ? 1) ГОДОВОЙ отчёт был сдан в срок. 2) Специальной группой сотрудников был определён ГОДОВОЙ доход предприятия. 3) В районах бедствия выпало около пятидесяти процентов ГОДОВЫХ осадков. 4) В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.
№ слайда 14 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ? 1) Наконец-то мы услышали ЖЕЛАННЫЕ слова благодарности от людей. 2) Располагая материал драмы в ЖЕЛАННОМ порядке, Шекспир чередовал поэзию и прозу. 3) Каждый раз в ожидании ЖЕЛАННЫХ гостей все дружно готовились к встрече. 4) Он был для неё ЖЕЛАННЫМ другом, с которым она хотела бы поговорить в эту трудную минуту жизни.
№ слайда 15 Описание слайда:В каком слове вместо слова РЫБНЫЙ нужно употребить РЫБАЦКИЙ? 1) Несколько десятков лет назад здесь ещё был берег моря, были РЫБНЫЕ промыслы. 2) Это озеро было глубокое и РЫБНОЕ. 3) Кошка, обнюхивающая на окне РЫБНОЕ заливное, неожиданно прыгнула на пол. 4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив РЫБНЫЕ снасти.
№ слайда 16 Описание слайда:В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ? 1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент. 2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под водолазов бот. 3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной. 4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
№ слайда 17 Описание слайда:В каком слове вместо слова ДЕЙСТВУЮЩИЙ нужно употребить ДЕЙСТВЕННЫЙ? 1) Основным претендентом на пост главы области был ДЕЙСТВУЮЩИЙ губернатор. 2) Разработанное учёными лекарство может оказать ДЕЙСТВУЮЩУЮ помощь людям, страдающим этим заболеванием. 3) Группа экономистов советует вложить в обсуждаемый проект акции ДЕЙСТВУЮЩИХ предприятий. 4) В этом году все ДЕЙСТВУЮЩИЕ санатории края заранее подготовились к курортному сезону.
№ слайда 18 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ? 1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми. 2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. 3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад. 4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
№ слайда 19 Описание слайда:В каком слове вместо слова АРТИСТИЧЕСКИЙ нужно употребить АРТИСТИЧНЫЙ? 1) Выступление нашего гимнаста было на редкость АРТИСТИЧЕСКИМ. 2) Ему казалось, что у него тонкая, АРТИСТИЧЕСКАЯ организация, и его всегда тянуло к искусству. 3) АРТИСТИЧЕСКАЯ уборная В. Высоцкого превращена в музей. 4) Актёр обладал редким АРТИСТИЧЕСКМ темпераментом, который легко подчинял себе зрителей.
№ слайда 20 Описание слайда:В каком слове вместо слова ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ нужно употребить ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ? 1) Наша страна может гордиться цирковым ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМ искусством. 2) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ культуры. 3) Одна из ветвей государственной власти – ИСПОЛНИТЕЛСКАЯ. 4) ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство актёра достойно восхищения.
№ слайда 21 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ? 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры. 3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения. 4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
№ слайда 22 Описание слайда:В каком предложении вместо слова РАЗДРАЖЕНИЕ нужно употребить РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ? 1) Получив деньги, он испытывал приятное РАЗДРАЖЕНИЕ во всём существе и желание немедленно их потратить. 2) В РАЗДРАЖЕНИИ он становился неприятным и как будто чужим человеком. 3) Хозяйка дома отличалась злобным нравом и РАЗДРАЖЕНИЕМ. 4) У меня очень чувствительная кожа, которая болезненно отзывается на любое внешнее РАЗДРАЖЕНИЕ.
№ слайда 23 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ? 1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь. 2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества. 3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом. 4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.
№ слайда 24 Описание слайда:В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности. 2. Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность. 3. Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом. 4. Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
№ слайда 25 Описание слайда:В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях. 2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору. 3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений. 4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.
№ слайда 26 Описание слайда:В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными. 2. Стоунхендж, загадочное сооружение древности, находящееся в Южной Англии, считается астрономами самой СТАРШЕЙ обсерваторией Европы. 3. После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость. 4. Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.
№ слайда 27 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ? 1. Ира тщательно ОДЕЛА малыша, и они отправились на прогулку. 2. Настя помогла мне ОДЕТЬ сестренку перед концертом. 3. На карнавал Вася ОДЕЛ костюм пирата. 4. Девочки ОДЕЛИ кукол в новые нарядные платья.
№ слайда 28 Описание слайда:В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего. 2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами. 3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла. 4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.
№ слайда 29 Описание слайда:В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. В 1917 году Цветаева остаётся в Москве одна с двумя маленькими детьми в совершенно БЕДСТВЕННОМ положении. 2. Наиболее ПРИЗНАННЫМ из ранних рассказов И. А. Бунина стал его этюд «Антоновские яблоки». 3. Оказавшись в глухой псковской деревне, Пушкин постоянно ездит в СОСЕДСКОЕ Тригорское. 4. В 1918 году издательство «Всемирная литература» поставило перед собой задачу ОЗНАКОМИТЬ читателя с лучшими произведениями мировой классики.
№ слайда 30 Описание слайда:В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ? 1. На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон. 2. Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства. 3. К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец. 4. Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.
№ слайда 31 Описание слайда:Выберите из пары паронимов слово, которое уместно использовать в приведенных предложениях
№ слайда 32 Описание слайда:1. Молодой рабочий быстро (освоил, усвоил) профессию токаря. 2. Все вокруг привлекало взгляд: и (близкие, ближние) озера, и дальние холмы. 3. На вопрос мальчик отвечал с каким-то (виновным, виноватым) видом. 4. Осенью хозяйки занимаются (консервированием, консервацией) овощей. 5. Вся обстановка настраивала нас на (откровение, откровенность). 6. Письмо наконец нашло своего (адресата, адресанта). 7. Над нами возвышалась (великая, величественная) вершина горы. 8. Он сердцем милый был (невежа, невежда). 9. Судьба (крепостников, крепостных) всецело зависела от помещика.
№ слайда 33 Описание слайда:Исправьте ошибки (если это необходимо), запишите предложения, аргументируйте замену слов-паронимов:
№ слайда 34 Описание слайда:Хотя он и невежда, но при этом человек вежливый и более или менее воспитанный. Огурцы были какие-то невкусные, водные. Драматическая ситуация затопления деревни описана В. Распутиным. Драматическое действие должно делиться на три основные части. технические факультеты готовят прекрасных специалистов. На ринг вышел один из самых технических боксеров мира. Скрытым голодом принято называть хронический дефицит витаминов. Дед не доверял скрытым людям, потому что не знал, что у них на уме. В любви к осиротевшим детям она нашла спасение от жизненных невзгод. На съезде писателей первое слово представили А.А. Фадееву.
№ слайда 35 Описание слайда:Каркас луковичных крыш имеет сложную форму. Очень благородный и человечий поступок – пожертвование денег. Взмолилась рыбка человечьим голосом. Неприметная тропинка привела нас к дому старика. Парк был настолько ухожен, что этого не мог не заметить самый неприметный человек. Разработчики сайта обсудили его новый дизайн. Учитель принял эффектные меры. Эти взгляды ему чужие. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами великие и прекрасные перспективы Петербурга. Самыми гуманитарными профессиями на земле являются те, от которых зависит здоровье человека. Гость представил свою спутницу.
№ слайда 36 Описание слайда:Деловой стиль одежды характеризуется строгостью. Сотрудники обратились за помощью к депутату, человеку дипломатическому. Дипломатический корпус приветствовал решение министерства. Командированный сотрудник в соседнюю страну встретился с министром. Профессор получил командированное удостоверение. Адресат, то есть в данном случае отправитель ценной бандероли, так и не указал свой почтовый индекс. Княжну выдавала великая поступь. Обращаюсь к собравшимся с единичной просьбой подождать еще неделю. Сформулированы единые требования к выпускникам средней школы. «Невежда!» — вскричал он, когда мимо него, даже не поздоровавшись, прошел Тимофей.
№ слайда 37 Описание слайда:Информационные ресурсы: ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько., М.: Издательство «Национальное образование», 2012. CЛОВАРЬ ПАРОНИМОВ http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.26 Стилистика русского языка, Голуб И.Б. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/part-007.htm Ошибочный выбор паронима http://www.uznaem-kak.ru/oshibochnyj-vybor-paronima/
ppt4web.ru
Презентация «Паронимы ( задание 5 ЕГЭ)»
Паронимы ( выполнение задания 5 ЕГЭ).
Формулировка задания .
В одном из приведённых предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1
Каждому больному требуются ПОДОБАЮЩИЙ уход и внимание со стороны обслуживающего персонала больницы.
Её ЦАРСТВЕННЫЙ вид внушал доверие и располагал к серьёзному разговору о будущем России.
Многие районные библиотеки после ряда реформ оказались в ПЛАКУЧЕМ состоянии.
Координационному совету необходимо было ИЗБРАТЬ председателя и утвердить новый состав.
ПЛАЧЕВНОМ
2
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
ОБСУЖДАТЬ новый проект пришлось в сложнейших условиях.
В поэзии А.С. Пушкина нашли отражение общечеловеческие НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ духовные ценности.
ВЕЛИКОЕ счастье – иметь друга.
НЕПРЕХОДЯЩИЕ
3
Простая, БУДНИЧНАЯ одежда Ксении среди нарядов ресторанных дам выглядела даже изысканно.
Перед нами открылась ВЕЛИКАЯ панорама древнего города.
Цвет приманки РЫБОЛОВ подбирает в зависимости от погоды: в солнечную погоду используются более тёплые цвета и наоборот.
На поле виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее – две бедноватые хаты.
ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ
4
Великий математик не может быть абсолютным НЕВЕЖЕЙ в литературе.
Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.
Между отцом и сыном на протяжении ряда лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.
Может ли СЫТЫЙ человек по- настоящему понять голодного?
НЕВЕЖДОЙ
5
В предстоящей игре команда ПОПОЛНИТСЯ новыми, никому не известными спортсменами.
Это было существо ДОВЕРЧИВОЕ, робкое и слабое.
Зрители испытывали ДВОЙСТВЕННЫЕ чувства от циркового представления.
ВИНОВАТЫМ в этом преступлении суд признал Иванова.
ВИНОВНЫМ
6
Русская классическая литература является ПРИЗНАННЫМ достоянием мировой культуры.
Все считали его самым УДАЧЛИВЫМ спортсменом, которому удавалось выигрывать в самых тяжёлых соревнованиях.
Ребёнок оказался слишком ДОВЕРЧИВЫМ в отношениях со сверстниками.
Поначалу он очень боялся при ребятах ОДЕВАТЬ очки, потому что ожидал от них только издёвок.
НАДЕВАТЬ
7
Я чувствовал себя ВИНОВАТЫМ, хоть ко мне и относились по- прежнему хорошо.
С наступлением вечера город погружался в НЕПРОГЛЯДНУЮ тьму.
Караваджо по праву считают ЗАЧИНЩИКОМ реалистического направления в европейской живописи.
А прежде здесь ВЕКОВЫЕ леса росли, водились фазаны, дикие кабаны и олени.
ЗАЧИНАТЕЛЕМ
8
На многие километры вдоль берега океана простиралась узкая полоса ПЕСЧАНОГО пляжа.
Иван понял, что голос его ПРЕТЕРПЕЛ изменения: исчез безвозвратно густой, певучий, баритональный бас.
Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.
Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа , его истории.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ
9
Многие минералы представляют собой сильные КРАСЯЩИЕ вещества, поэтому они входят в состав большинства красок.
Между Россией и Китаем давно установлены ДИПЛОМАТИЧНЫЕ отношения.
Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.
Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ
10
На новые постановки нашего молодёжного театра мы получили в основном положительные ОТКЛИКИ.
Реформирование строительной отрасли по возможности должно ОХВАТИТЬ все регионы страны.
День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.
АБОНЕМЕНТЫ для посещения концертов все желающие могут приобрести в кассах города.
ДОЖДЛИВЫМ
11
Павлу ПРОЧИЛИ спортивную карьеру, учитывая, что к десятому классу у него были первые разряды по лыжам, боксу, шахматам.
Во всех статьях автор обращается к одним и тем же проблемам, в результате чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.
Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.
ОТЛИЧАТЬ
12
ЦЕНТРИСТСКАЯ модель, основываясь на представлении о том, что мир положительных ценностей со всех сторон окружён агрессивным миром зла, тяготеет к изоляционизму, к замкнутости в себе.
Профессия учителя считается одной из самых ГУМАННЫХ профессий в мире.
Перед нами открылась ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ панорама Северной столицы России.
Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил.
ЕДИНСТВЕННЫМ
13
Врачи обнаружили ЭФФЕКТНЫЕ методы лечения заболеваний опорно- двигательного аппарата.
Журналистка с НЕВИННЫМ видом продолжала задавать режиссёру вопросы.
Этот случай оказался далеко не ЕДИНИЧНЫМ, и почти ежегодно он повторяется.
Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.
ЭФФЕКТИВНЫЕ
14
Для успешной сдачи экзамена вам необходимо ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знаниях по предметам.
Должностное лицо, наложившее ДИСЦИПЛИНАРНОЕ взыскание, может в любое время снять или смягчить его.
Вместе с аттестатами выпускники получили БЛАГОДАРНЫЕ письма.
В саду распустилось МАСЛИЧНОЕ дерево и разлило свой чудный и сильный аромат.
БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ
15
Обучение ВЕРХОВОЙ езде во многих спортивных центрах рассчитано на людей любого возраста и уровня подготовки.
Для регулярного посещения краеведческого музея можно приобрести АБОНЕМЕНТ.
Он постоянно нарушал ДИПЛОМА-ТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами без учёта требований речевого этикета.
Нужно обращать внимание на явление в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ его проявления.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ
16
Трагедия Великой Отечественной войны до сих пор НЕСТЕРПИМОЙ болью отзывается в сердцах людей.
Всё большую популярность среди спортсменов приобретают футбольные поля с ИСКУСНЫМ покрытием.
Блюдо готовится только из ЦЕЛЬНОГО куска мяса, без добавления какого- либо жира.
В своей повести писательница с большим юмором рассказала о ПРОДЕЛКАХ упрямого и строптивого мальчишки.
ИСКУССТВЕННЫМ
multiurok.ru
Лексика. Понятие о паронимах. Подготовка к ЕГЭ
Разделы: Русский язык
Цели урока:
Образовательные: углубить знания
учащихся о синонимах и паронимах; подготовить к
выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с
темой урока.
Развивающие: совершенствовать навыки
работы на образовательных сайтах в Интернете.
Воспитывающие: способствовать развитию
культуры речи, культуры умственного труда.
Оборудование: Презентация к уроку, материалы для работы на компьютере, компьютеры с выходом в Интернет, проектор.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ІІ. ПОВТОРЕНИЕ.
Вступительное слово учителя о целях урока, актуализация прежних знаний учащихся по теме “Лексика».
Вопросы:
- Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
- Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение?
- Какие вы знаете выразительные средства, основанные на переносном значении слов?
Задание: объедините слова в группы по каким – либо признакам: адресант, омонимы, длинный, синонимы, антонимы, длительный, адресат.
Объяснение:
Омонимы, синонимы, антонимы –
Адресант – адресат –
Длинный – длительный –
Что связывает данные слова и чем они отличаются?
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Парная мозговая атака.
Учитель: Определитесь, что вы знаете по теме урока.
Учащиеся по парам составляют список того, что знают по теме “Паронимы”.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. Заполнение таблицы.
ТАБЛИЦА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ УРОКА
ЗНАЮ | ХОЧУ ЗНАТЬ | УЗНАЛ (А) | ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ |
Учитель: Заполните таблицу с колонками: ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ (А). В колонку “Знаю” вносятся сведения, известные по этой теме.
В колонку “Хочу узнать” вносятся спорные идеи и вопросы.
Работа с текстом по теме “Понятие о паронимах”.
Раздаётся каждому распечатанный текст:
Понятие о паронимах.
Паронимы – слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.
Паронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)
Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:
- Представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;
- Оплатить проезд – заплатить за проезд;
- Одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;
- Эффективный метод – эффектный вид.
В некоторых значениях слова – паронимы могут иногда выступать в качестве синонимов. Мы можем проводить опыты и производить опыты. Выделенные слова близки по звучанию. Они сближаются в одном значении “делать, совершать, осуществлять”. В сочетании же с другими словами они чётко разграничиваются: проводить репетицию (репетировать) – производить раскопки (раскапывать).
Заполняют колонку “Узнал (а)” – находят ответы на поставленные вопросы.
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ. Дальнейшее целеполагание.
- Изучение статьи “Паронимия. Паронимы в русском языке”. Работа на сайте: http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.23:
- Изучение статьи, знакомство со словарями паронимов http://www.gramota.ru/slovari/types/17_19
- Проверка знаний методом тестирования http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Тестирование.
- Тест – паронимы в заданиях на ЕГЭ. Упражнения записаны на слайдах и проецируются на доску. Приложение №1.
- Тест по теме “Паронимы” с сайта http://rus.1september.ru Приложение №2.
Фронтальные ответы, индивидуальное решение тестов с самопроверкой.
Используют дополнительный материал “Слова – паронимы” (Приложение №3) либо Словарь паронимов русского языка О.В. Вишнякова на страничке в Интернете http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Выставление оценок. В форме фронтальной беседы:
— Каковы наши достижения в решении учебной
задачи урока?
— Были ли трудности в процессе работы? – и другие.
— Составление синквейна по теме “Паронимы”,
используя материал сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ выбирают по желанию.
- Учебник Власенкова и Рыбченковой стр.33-34 Упражнение №58,59,60.
- Тесты ЕГЭ 2008-2009.
- Дополнительные задания в распечатанном виде (Приложение №4).
Пример синквейна, составленного учащимися 10 класса на уроке:
Паронимы.
Разные по смыслу, но сходные по звучанию.
Обогащают русский язык, выступают в качестве
синонимов, могут быть однокоренными.
Не ошибайтесь при употреблении паронимов в речи!
Para – возле, onyma – имя.
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- http://www.gramota.ru/, http://rus.1september.ru, http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://speakrus.ru/dict/paronym.pdf.
- Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, Взгляд, 2005, — 283 с.
- Каримова Н. З. Упражнения с паронимами. — “Русский язык в школе”, № 5, 1979
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.,1982
- С.В. Столбунова “Как построить нетрадиционный урок русского языка” Москва, Педагогический университет “Первое сентября” 2006.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai