Подготовка к егэ 11 класс по русскому языку – Рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме: Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку» | скачать бесплатно

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

красивее камбала
коклюш обеспечение
вероиспов
е
дание
ворожея
торты жалюзи
плесневеть начался
ходатайство звонишь
премировать зубчатый
генезис брала
исчерпать балованный
доверху издревле
каталог
мастерски
банты шарфы
углубленный облегчить

 III. Актуализация знаний морфологических норм. А3

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот (пятисот) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Ответ: 1.

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли (тюля)

Ответ: 4

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Ответ: 3

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
  3. Не несколько пар джинс, а несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Ответ: 3

Разбор задания:

Основное действие выражено глаголом предаёт

Добавочное действие при основном выражено деепричвстием изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

Ответ: 3

3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

Ответ: 2

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11

Перелистывая страницы,

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

Ответ: 3

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Ответ: 3

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

Слайд 13

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. Мы не только получили учебник, но и сборник задач.
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А

. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б.

Нужно оплатить за проезд.

В.

Поезд прибыл согласно расписания.

Г.

Комиссия установила о причинах аварии.

Д.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж

. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л.

Он любил и увлекался чтением.

М.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Слайд 15

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений. Е, Л, Н
2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения. И
3) Нарушение порядка слов при двойных союзах. П
4) Замена одной части двойного союза на инородное слово. З, О
5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм). А, Б, В, Г, Д, К, М, С
6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи. Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ. Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.
Нужно оплатить за проезд. Нужно оплатить проезд.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Комиссия установила о причинах аварии. Комиссия установила причины аварии.
Такое поведение не свойственно для образованного человека. Такое поведение не свойственно образованному человеку.
В посёлке интересовались и верили всему необычному. В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.
Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению. Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.
Формула используется не только для решения задач, а также для проверки. Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.
Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить. Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить.
Благодаря пожарных огонь был быстро локализован. Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.
Он любил и увлекался чтением. Он любил читать и увлекался чтением.
Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.
Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.
Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России. Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.
Мы уже давно выписываем журнал “Природу”. Мы узе давно выписываем журнал “Природа”
Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

VI. Актуализация знаний синтаксических норм (замены придаточного определительного обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Разбор задания А6. Слайд 18

1. В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.

2. В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которых данный язык является родным.

7. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2. Заполняем таблицу

А6 Замена придаточного определительного причастным оборотом. Слайд 19

Придаточные с союзным словом который заменить можно, если… Придаточные с союзным словом который заменить нельзя, если…
1. слово который стоит в форме именительного или винительного падежа без предлога. 1. слово который стоит в форме косвенного падежа (кроме винительного падежа без предлога).
2. сказуемое придаточного предложения стоит в форме настоящего или прошедшего времени изъявительного наклонения 2. сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или сослагательного (условного) наклонения.
3. в главном предложении нет указательного местоимения (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т. Д.), которое обязательно требует в качестве продолжения придаточного предложения с союзным словом который. 3. в главном предложении есть указательное местоимение (ТОТ, ТОГО, ТОМУ, ТЕ, ТЕХ, ТЕМ И Т.Д.), которое обязательно требует в качестве придаточного предложения с союзным словом который.

!

придаточные предложения, в которых вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова
ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным оборотом НЕЛЬЗЯ

В работе над данным заданием можно применять алгоритм. Слайд №20

1. В придаточном вместо союзного слова который употреблены слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА ?

2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме винительного без предлога)?

3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или в условном наклонении?

4. В главном предложении есть указательные местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и т.д.?

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете “ДА”, то придаточное заменить причастным оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса даёте ответ “НЕТ”, то придаточное заменить можно.

3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд 21, 22

Задание: Укажите предложения, в которых придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то формировались под водой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими -то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

VII. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку

Слайд 23 Задание 1 Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

Фрагменты сочинений:

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. (В. Сухомлинский)

Слайд 25 Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости. (В. Сухомлинский)

VIII. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)….
  • Я смог (не смог)….
  • У меня получилось (не получилось)…
  • Я доволен(не доволен) собой …
  • Мне было трудно…
  • Мне было легко…
  • Мне необходимо поработать над…

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Депутатская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей гуманитарного цикла

_______________________

Крутикова Е.Г.

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

_______________________

Данилова Н.И.

«Согласовано»

Директор школы

_______________________

Местников П.П.

Программа подготовки к ЕГЭ

по русскому языку (10 — 11 класс)

(68 часов)

Составил:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Крутикова Евгения Григорьевна

п. Депутатский

2017 – 2018 г.г.

Пояснительная записка

СТАТУС ДОКУМЕНТА.

Настоящая программа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку для 10 — 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Требований к результатам основного общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Баранова М., Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. и др., кодификатора элементов содержания для проведения ЕГЭ в 11 классе.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий в свою структуру 3 раздела: пояснительную записку, планируемые результаты обучения, КТП.

МЕСТО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 10 — 11 КЛАСС» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает консультацию по русскому языку в 10, 11 классах в количестве 68 часов, т.е. 1 часа в неделю. Данная рабочая программа предусматривает проведение консультации по русскому языку в 10 — 11 классах с расчётом на 68 часов, т.е. 1 час в неделю.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Пахнова Т.М. Работа с текстом при подготовку к экзамену по русскому языку. Москва, «Экзамен», 2010 г.

  2. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. Москва, «Русское слово», 2011 г.

  3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык. Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.

  4. Официальный сайт ФИПИ

  5. Сайт для подготовки к ГИА «Решу ЕГЭ»

Планируемые результаты обучения

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

  1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

  2. Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, гордость за него

  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

  1. Владение всеми видами речевой деятельности

  2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых Явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.)

  3. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания и т.д. Овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования

  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка (использование выразительных средств, фразеологических оборотов)

  4. расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях, осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики

  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста

  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

  7. овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, фонетическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Кол — во

часов

Дата

Примечание

План

Факт

10 КЛАСС

1

Знакомство со структурой ЕГЭ – 2018: кодификатор и спецификация ЕГЭ по русскому языку, литературе. Критерии оценивания заданий

Практикум

1

07.09

2

Стили и типы речи. Информационная обработка текстов разных стилей и жанров

Практикум

1

14.09

3

Основные средства связи предложений в тексте. Работа со словарной статьёй (лексическое значение слова). On – lane выполнение заданий 1 – 3 ЕГЭ

Практикум

1

21.09

4.

Орфоэпические нормы языка. Подвижность ударения в русском языке. On – lane выполнение задания 4 ЕГЭ. Определение проблемы текста.

Практикум

2

28.09

05.10

5.

Паронимы: употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. On – lane выполнение задания 5 ЕГЭ. Определение проблемы текста.

Практикум

1

09.10

6.

Морфологические нормы языка (образование форм слова). On – lane выполнение задания 6 ЕГЭ. Определение проблемы текста.

Практикум

1

16.10

7.

Тест на основе заданий 1 – 6 ЕГЭ. Определение проблемы текста.

Урок контроля

1

23.10

1 четверть

8.

Синтаксические нормы языка: нормы согласования и управления. On – lane выполнение задания 7 ЕГЭ. Определение проблемы текста и составление комментария к ней.

Практикум

3

09.11

16.11

23.11

9.

Практикум. Нормы русского языка ( задания 4 – 7). Отражение позиции автора к проблеме текста

Урок контроля

1

30.11

10.

Орфография. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова. Условия выбора чередующихся гласных в корне слова. On – lane выполнение задания 8 ЕГЭ. Отражение позиции автора к проблеме текста

Практикум

2

07.12

14.12

11.

Орфография. Правописание приставок (традиционное написание приставок, приставки на З – С, написание приставок ПРЕ – ПРИ). Написание разделительных Ъ и Ь. On – lane выполнение задания 9 ЕГЭ. Определение проблемы текста и составление комментария к ней. Отражение позиции автора к проблеме текста

Практикум

2

21.12

28.12

2 четверть

12.

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н и НН). On – lane выполнение задания 10 ЕГЭ. Определение проблемы текста и составление комментария к ней. Отражение позиции автора к проблеме текста

Практикум

2

15.01,

22.01

13.

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. On – lane выполнение задания 11 ЕГЭ. Аргументация собственного мнения

Практикум

2

29.01

05.02

14.

Орфографический практикум. Тест на основе заданий 8 – 11. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Урок контроля

1

12.02

15.

Правописание НЕ и НИ со словами разных частей речи. On – lane выполнение задания 12 ЕГЭ. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Практикум

2

19.02

26.02

16.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов (правописание наречий, производных предлогов, союзов, написание слов с ПОЛ-, ПОЛУ-). On – lane выполнение задания 13 ЕГЭ. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Урок контроля

2

05.03

12.03

17.

Орфографический практикум. Тест на основе заданий 8 – 13. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

1

19.03

3 четверть

18.

Правописание Н и НН в словах разных частей речи. On – lane выполнение задания 14 ЕГЭ. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Практикум

3

02.04

09.04

16.04

19.

Практикум. Орфографические нормы современного русского языка. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Практикум

6

23.04 – 28.05

4 четверть

11 КЛАСС

1.

Знакомство со структурой ЕГЭ – 2019: кодификатор и спецификация ЕГЭ по русскому языку, литературе. Критерии оценивания заданий

Практикум

1

2.

Выполнение 1 – 14 тестовых заданий ЕГЭ. Составление собственного текста: определение проблемы текста и составление комментария к ней, отражение позиции автора к проблеме текста и аргументация собственного мнения

Практикум

2

3.

Написание сочинения – рассуждения по заданному тексту (задание 26 ЕГЭ)

Практикум

1

4.

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами предложения). Пунктуация в ССП и ПП с однородными ЧП. Лексические нормы языка. On – lane выполнение задания 15, 20 ЕГЭ.

Практикум

2

5.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения). Лексические нормы языка. On – lane выполнение задания 16, 20 ЕГЭ

Практикум

2

1 четверть

6.

ЗП в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с ЧП. Лексические нормы языка. On – lane выполнение задания 17, 20 ЕГЭ

Практикум

2

7.

Знаки препинания в СПП. Лексические нормы языка. On – lane выполнение задания 18, 20 ЕГЭ

Практикум

2

8.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Лексические нормы языка. On – lane выполнение задания 19, 20 ЕГЭ

Практикум

2

9.

Практикум. Пунктуационные, синтаксические и лексические нормы языка.

Практикум

2

2 четверть

10.

Практикум. Выполнение заданий по орфографии и пунктуации в формате теста ЕГЭ. Создание собственного текста по заданному тексту (задания 1 – 20, 26)

Практикум

2

11.

Текст как речевое произведение. On – lane выполнение задания 21 ЕГЭ

Практикум

1

12.

Функционально – смысловые типы речи. On – lane выполнение задания 22 ЕГЭ

Практикум

1

13.

Написание сочинения – рассуждения (задание 26)

Практикум

1

13.

Работа с текстом. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. On – lane выполнение задания 23 ЕГЭ

Практикум

1

14.

Средства связи предложений в тексте. On – lane выполнение задания 24 ЕГЭ

Практикум

1

15.

Речь. Языковые средства выразительности. On – lane выполнение задания 25 ЕГЭ

Практикум

2

Написание сочинения – рассуждения (задание 26)

Практикум

1

3 четверть

16.

Выполнение заданий ЕГЭ

Практикум

8

infourok.ru

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».11 класс.

Рабочая программа элективного

курса по русскому языку

«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»

11 класс

Разработана:

Маркиной Татьяны Григорьевны,

учителем русского языка и

литературы первой категории

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам 11 класса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации обучающихся.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников и приложения (календарно-тематическое планирование)

Общая характеристика учебного предмета

Язык — по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в X — XI классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.

Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.

Изучаемый в 11 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 11 классе , комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.

Место предмета

Рабочая программа по элективному курсу разработана на основе учебного плана, в соответствии с которым на изучение курса русского языка в 11 классе выделено 35 часов за счет компонента образовательного учреждения; 1 час в неделю.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Содержание учебного курса.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

Раздел «Развитие речи» предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Подготовка учащихся к выполнению задания части В (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

— умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

— определять стиль речи;

— умение характеризовать композицию публицистического произведения;

— умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности обучающихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. Обучающиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы, темы программы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

теория

практика

1

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

1

работа с тестом, составление теста

2

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание.

1

1

практикум

3

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

1

1

опорный конспект

4

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

1

практикум

5

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

2

практикум

6

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

1

практикум

7

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

1

переработка информации в схемы

8

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

1

составление алгоритмов

9

Двоеточие в бессоюзном предложении.

1

составление таблицы

10

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

1

практикум

11

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

1

практикум

12

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

1

1

переработка информации в схемы

13

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1

деловая игра

14

Цитирование.

1

работа с текстом

15

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

работа со словарем

16

Текст. Средства выразительности.

2

Речеведческий анализ

17

Контроль знаний. Языковой анализ текста (часть В).

2

тестирование

18

Текст. Строение текста: абзацы.

2

Творческая работа, написание эссе

19

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

комплексный анализ

20

Контроль знаний. Работа с текстом. Написание рецензии.

2

Творческая работа

21

Работа с текстом. Анализ сочинения.

1

комплексный анализ + редактирование

22

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

3

тестирование, сочинение

23

Результаты тестирования в формате ЕГЭ. Редактирование

1

анализ работы

итого

5

29

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

  1. Синтаксис.

Словосочетание. Виды и способы связи в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание).

  1. Простое односоставное предложение.

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное. Трудные случаи: нахождение в сложных предложениях односоставных и неполных предложений. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Принципы и функции пунктуации.

Смысловая роль знаков препинания. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания.

Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания при однородных членах предложения. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Тире в простом и бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Двоеточие и точка с запятой в бессоюзном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Знаки препинания

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Границы между главным и придаточным предложениями. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Трудные случаи пунктуации.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи: правильно определять грамматические основы предложений и границы между частями в сложном предложении, помнить, что сочинительные союзы могут связывать как члены предложения, так и части сложносочиненного предложения и придаточные в сложноподчиненном предложении. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Замена придаточной части сложноподчиненного предложения.

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Цитирование.

Виды цитирования. Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Авторское употребление знаков препинания. Стилистические синонимы. Предложения с косвенной речью. Задания в формате ЕГЭ.

  1. Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка (умение находить в тексте метафору, сравнение, эпитет, синонимы, антонимы, гиперболу, литоту, олицетворение и др.). Задания в формате ЕГЭ.

  1. Работа с текстом.

Выявление средств выразительности. Задания в формате ЕГЭ (часть В).

  1. Контроль знаний.

Тест (часть В). Анализ текста.

  1. Работа с текстом.

Абзацы. Структурирование текста (жанр эссе).

  1. Работа с текстом.

Анализ и редактирование сочинения. Приемы редактирования.

  1. Контроль знаний.

Работа с текстом. Написание рецензии.

  1. Работа с текстом.

Анализ сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

  1. Итоговый контроль знаний.

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

  1. Результаты тестирования в формате ЕГЭ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П.Цыбулько «Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык». — М.: Дрофа, 2004.

  2. И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс» — М.: ВАКО, 2003.

  3. Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарева «Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс».- М.: ВАКО, 2004.

  4. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» — М.: Просвещение, 2000.

  5. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11классы». — М.: Дрофа, 2002.

  6. В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И.Львова «Единый государственный экзамен. Русский язык». — М.: Просвещение, 2003.

  7. Г.Т.Егораева «Русский язык. Выполнение части 2». — М.: Экзамен, 2005.

  8. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М.: Айрис пресс, 2009.

  9. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2008. Русский язык». — М.: АСТ.Астрель, 2007.

  10. Л.И.Пучкова «ЕГЭ. Типовые тестовые задания». — М.: Экзамен, 2008.

  11. А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2009. Русский язык». — М.: АСТ.Астрель, 2008.

  12. И.П.Цыбулько, А.Ю.Бисеров, И.П.Васильевых, Н.В.Соколова «ЕГЭ – 2010 г. Русский язык». — M.: АСТ.Астрель, 2009.

  13. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку». — Санкт-Петербург.: Норинт, 2004.

  14. Н.В.Козловская, Ю.Н.Сивакова «Русский язык. Анализ текста». — Санкт-Петербург: САГА, 2004.

  15. Ю.Н.Сивакова «ЕГЭ. Русский язык». — Санкт-Петербург: САГА, 2004.

Список литературы для учащихся:

  1. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория» — М: Просвещение, 2002.

  2. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык. 10,11 классы» — М: Просвещение, 2000.

  3. В.В.Бабайцева «Русский язык. Сборник заданий. 10,11 классы» — М: Дрофа, 2002.

  4. Т.А.Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.

  5. С.М.Снарская «Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку» — Санкт-Петербург: Норинт, 2004.

  6. Сборники тестов контрольно измерительных материалов по ЕГЭ. (Выпуск последних лет).

Общедоступные ресурсы международной сети «Интернет»:

http://www.fipi.ru

http://www.ege.edu.ru

http://www.noc.spb.edu.ru

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку».

11Б класс.

Содержание урока

дата

коррек

Ресурсное обесп

1 четверть 9 уроков

1

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

2

Синтаксис. Словосочетание. Виды связи: управление, согласование, примыкание

3

Простое односоставное предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное.

презентации

4

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И.

5

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: причастным и деепричастным оборотами.

Презентации

6

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: причастным и деепричастным оборотами.

7

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями.

8

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями

9

Знаки препинания в предложении при однородных членах с союзами.

Таблицы интерактив

2 четверть 7 часов

10

Тире в простом и бессоюзном предложениях.

Таблицы интерактив

11

Двоеточие в бессоюзном предложении

12

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

14

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, неоднородное).

Таблицы интерактив

15

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

16

Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом

3 четверть 10 часов

17

Цитирование.

18

Изобразительно-выразительные средства языка.

19

Текст. Средства выразительности

презентация

20

Языковой анализ текста (часть В).

21

Текст. Строение текста: абзацы

Презентация

22

Работа с текстом. Анализ сочинения.

23

Работа с текстом. Написание сочинения

24

Работа с текстом. Написание сочинения

25

Работа с текстом. Написание сочинения

26

Работа с текстом. Анализ сочинений.

4 четверть 8 часов

27

Итоговый контроль знаний. Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

28

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

29

Тестирование в формате ЕГЭ (часть А, В).

30

Редактирование сочинений, анализ выполнения тестирования

31

Средства выразительности в ученических сочинениях. Критерии проверки сочинений.

32

Орфоэпические нормы. Культура речи

33

Квалификация речевых и грамматических ошибок

34

Результаты тестирования в формате ЕГЭ. Редактирование

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *