На тему счастье егэ аргументы из литературы егэ – Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам — Преподавание русского языка и литературы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. СЧАСТЬЕ |

ОГЭ. Русский язык. Материал к заданию 15.3. СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ
I.Вступление

Счастье — это состояние удовлетворения жизнью. Если человек добился цели, если его окружают дорогие ему люди, если свободна его страна, человек счастлив. Конечно, в данное слово каждый вкладывает свой смысл, ведь и цели, и желания у людей разные. Но есть одно, что обязательно при состоянии счастья ,-  это осознание того, что человек  доволен своей жизнью, ему нравится быть именно таким.

II. Аргументы

Аргумент № 1

По-настоящему счастливы герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова в конце произведения. Они вместе, любят друг друга. Но путь к этому счастью был сложен, многое пришлось преодолеть и пережить героям: смерть родителей Маши, страшный бунт Пугачёва, недоверие окружающих. Но взаимоподдержка, сильные чувства по отношению друг к другу, нравственная чистота героев позволили им всё преодолеть и быть вместе, стать счастливыми.

Аргумент № 2

Настоящее счастье испытывают наши спортсмены, завоёвывая медали олимпиад. Сколько долгих лет тренировок, работы над собой позади, были и минуты отчаяния, порой и неверия в себя. Но всё преодолевали эти сильные духом люди и завоёвывали медали для страны. Слёзы радости текли по щекам олимпийской чемпионки Ирины Родниной, когда в 1980 она в третий   раз стала победительницей олимпиады. Счастлива была она, это же чувство испытывал весь народ, ведь её победа олицетворяла силу, мощь нашего огромного государства.

Аргумент № 3Счастье может ощущать не один человек, а весь народ страны. Так было в далёком  1945 году, когда 9 мая наконец-то была одержана победа над фашистами. Люди поздравляли друг друга, плакали и смеялись, дарили совсем незнакомым людям цветы, пели, плясали. Помню рассказы моего прадеда об этом дне. Ему посчастливилось дойти до Берлина. Именно там он узнал об окончании войны. Прадед всегда называл тот день самым счастливым в его жизни. Что может быть прекраснее этого всенародного состояния счастья, заслуженного годами сражений с ненавистным врагом, счастья народа, объединённого одной целью — выжить и победить!

III.Заключение

Люди стремятся быть счастливыми. Это, в сущности, и есть цель жизни — прожить  достойно, получая удовольствие от каждого  дня. Но человек не может быть счастлив один. Необходимо, чтобы радость от его успехов разделяли близкие, дорогие ему люди, друзья, коллеги. Поэтому нужно  стремиться думать  не только  о себе, но и об окружающих. Вот тогда счастье будет полным. А ещё хочется сказать, что у счастья есть одна прекрасная особенность — оно не бывает раз и навсегда данным. Сегодня мы счастливы, что хорошо сдали экзамен, завтра — что у нас появился новый друг, а послезавтра —  просто потому, что прекрасная погода, светит, солнце, поют птицы! И так можно каждый день видеть прекрасное в жизни, ощущать себя счастливым человеком.

 

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

esse-ege.ru

Аргументы к текстам, предлагаемым на ЕГЭ 2018 по русскому языку

Проблемы и аргументы с кратким описанием ключевых эпизодов

В сочинении-рассуждении ЕГЭ по русскому языку (задание 25) экзаменуемый должен выразить свое мнение по проблеме, поднятой автором в исходном тексте, согласившись или не согласившись с авторской позицией, (К4). Приведем несколько тематик и аргументов ЕГЭ по ним.

В чем заключается смысл жизни человека?

Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

Проблема воспитания. Проблема обучения. Роль учителя в жизни человека

«Война и мир» Л.Н. Толстой
Болконские привыкли жить по заведённому порядку, на первое место князь ставит воспитание и образование, не желая, чтобы княжна Марья была глупа, как великосветские барышни.
Л.Е. Улицкая «Перловый суп»
Обратимся к прозе Л.Улицкой. Она во многом автобиографична. Сама писательница признавалась в своей глубокой любви к матери, рано ушедшей из жизни, признавалась в том, что она дала своей дочери много великих уроков, некоторые из которых вошли в ее произведения. Ярким подтверждением тому является рассказ «Перловый суп». Действительно, образ главной героини Марины Борисовны мы воспринимаем глазами ее дочери, уже взрослой женщины. Её воспоминания проникнуты светом добра, любви к той, которая когда-то научила уважать старость, отличать ложь от правды, откликаться на боль, горе других. Одним словом, воспитала в дочери умение ценить жизнь.

«Обломов» И.А. Гончаров
В главе «Сон Обломова» раскрываются проблемы воспитания, мы видим, как атмосфера лени, нежелания трудиться уродуют душу ребёнка.
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин (наказ отца Петру Гринёву)
«Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев (формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда)
Б. Васильев «Летят мои кони…»
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества
«Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту Истории. Тогда я впервые прикоснулся к прошлому, впервые ощутил это прошлое, проникся его величием и стал безмерно богатым. А сейчас с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не встретился со своей первой учительницей, которая видела долг свой не в том, чтобы, нафаршировав детей знаниями, изготовить из них будущих роботов-специалистов, а в том, чтобы воспитать Граждан Отечества своего…»

М.В. Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

Значимость труда в жизни человека.

А.И. Солженицын «Матрёнин двор».
Матрёна, главная героиня рассказа, не воспринимает принудительный труд как наказание, кару. Работа для неё – это вся её жизнь.
А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Главный герой произведения – машинист Александр Васильевич Мальцев. Он гений в своем деле, потому что умел «чувствовать» и машину, и дорогу одновременно.
Лишь этому машинисту поручали самые сложные и ответственные выезды, лишь он мог выручить и нагнать упущенное другим машинистом время, лишь он мог проехать по самому опасному участку пути. Для него работа – это вся жизнь
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов и Андрей Штольц дружили с детства и сохранили тёплые отношения на всю жизнь. Но их воспитание сильно отличалось. Если барского сына Илюшу с детства оберегали от любого дела, даже одеваться не давали самостоятельно, то в семье Штольца отец прививал сыну с ранних лет привычку работать. В результате Штольц стал сильным, самостоятельным человеком, сумевшим всего добиться в жизни своим трудом. А Илья Ильич оказался неспособным ни к какому делу.

Проблема влияния личности на ход истории. Проблема ответственности человека перед обществом

.Н. Толстой «Война и мир».
Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нём человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Л.Н. Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые – преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.

Ярким примером такой личности является Петр Великий — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно».

Проблема любви – нежности

М.Шолохов «Судьба человека»
Андрей Соколов, теряя жену и детей, находит в себе силы жить дальше и свою нерастраченную заботу ,любовь и нежность дарит приемному сынишке- сироте Ванюшке. Эти теплые чувства согревали душу маленького мальчика, оставшегося без родных в тяжелые годы войны, и давали надежду на то, что в дальнейшем жизнь наладится.

Действительно, проявленное чувство нежности возвышает человека, который, вложив свою душу, вселил в окружающих веру в то, что они не одиноки и всегда могут рассчитывать на поддержку со стороны.
Именно такое чувство испытывает Пьер Безухов к Наташе Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Для него она красива, мила, любима в любом облике, в любом настроении. Только познакомившись, он сразу выделяет Наташу из семьи Ростовых, проявляя к ней трепетные чувства. Потом это внимание перерастет в большую взаимную любовь с обеих сторон. А начиналось все с глубокой нежности
«Кроткий лик любви» мы видим и в чувствах Татьяны Лариной, героини романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», каждая строка ее письма наполнена нежностью. Татьяна готова отдать своему возлюбленному всю себя, без остатка, не требуя взамен ничего. Для неё видеть Евгения – это уже огромное счастье.
Вспомним роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Марья Болконская, героиня произведения, терпеливо выносит «вспышки беспричинной ненависти», грубость отца. Она с лаской относится к старому князю, несмотря на его грубость. Княжна даже не задумывается над тем, что отец может быть несправедлив к ней.

Проблема выбора профессии и преданности своему делу

Б. Васильев «Летят мои кони…»
Доктор Янсен выбрал раз и навсегда профессию доктора и служил людям до последнего вздоха.
«Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь в насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого: у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали!
А вот о необходимости труда, о его красоте, чудодейственной силе и магических свойствах не говорилось никогда. О работе болтают бездельники: нормальные люди ее делают. Старательно, четко, аккуратно и скромно. Ведь работать, не крича о собственном трудовом рвении, столь же естественно, как есть не чавкая»

У Юрия Гагарина лежала душа к профессии лётчика, он был неутомимым тружеником, предельно собранным и серьёзным человеком. Это позволило ему достичь высот в выбранной им профессии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

«Он убил мою собаку» Ю. Яковлев
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Мальчик потрясён жестокостью отца, который подозвал к себе доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он возненавидел отца, потерял веру в добро и справедливость.
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Ощущение боли, тоски возникает при первом прочтении стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Кажется, слышишь шум улицы с её грохотом, злым смехом. Улица эта бездушна, «льдом обута». Ощущение боли усиливается с падением лошади. Как часто несчастье привлекает какое-то болезненное внимание посторонних. Зеваки с Кузнецкого моста не испытывают сочувствия к упавшей лошади, смеются. И только поэт обращается к животному с добрыми словами, жалеет её
Это стихотворение не только об одиночестве в толпе, о невозможности сочувствия, призыв к доброте ко всему живому.
«Кусака» Л. Андреев
Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими .
В. Дёгтев. Рассказ «Разумные существа»
В произведении повествуется о несчастной судьбе дельфиненка Бабочки и жизни олигархов, которые решают перевезти бедное животное вместе с матерью в свой особняк. В результате мать Бабочки погибает… Безжалостные пьяные богатеи издеваются над малышом, тушат о его нежное тельце сигары, а потом решают «пустить» дельфиненка на шашлык… Как хорошо, что помимо таких извергов в мире существуют хорошие люди! Семья работающей поваром у олигархов женщины спасает Бабочку, доказывая нам, читателям: милосердное, разумное отношение к животным необходимо!
И. Курамшина « Эквивалент счастья»
Автор с восхищением описывает поступок семьи давно мечтавшего о собаке Димки, людей, которые решили приютить больного бездомного щенка. Так бережно к животным должен относиться каждый из нас!

11ege.ru

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Воспитание (таблица)

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

Роль детства в становлении личности

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов». Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает  жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

Правильное и неправильное воспитание

  1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
  2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

  1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
  2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

ЕГЭ. Аргументы для сочинения по литературе.

Автор, название произведения. Основные темы
Д.И.Фонвизин « Недоросль» Воспитание человека и гражданина,формирование его личностироль знаний, образования

 

нравственные качества человека.

А.С.Грибоедов « Горе от ума» Цель и смысл жизнироль денег

 

чинопочитание

 

низкопоклонство

 

нравственные качества личности

 

смысл жизни

 

преклонение перед иностранным

 

тема ума

А.С.Пушкин « Евгений Онегин» Смысл жизнитема лишнего человека

 

тема любви,способности человека к настоящему чувству

 

тема счастья и долга

 

тема воспитания и образования

 

тема труда

А.С. Пушкин « Станционный смотритель» Тема маленького человека,бесправное его положение в обществеотношение детей к родителям

 

власть « сильных мира сего»

 

смысл жизни

 

нравственный выбор

Н.В.Гоголь « Мёртвые души» Нравственные ценности 

«омертвление души», духовная смерть человека

 

роль денег

 

чинопочитание и низкопоклонство

 

смысл жизни

 

иллюзорная и истинная мечта человека

 

тема настоящего и будущего России

 

тема родины

Н.В.Гоголь « Шинель» Тема маленького человека 

роль положения человека при оценке его как личности

 

нравственность и безнравственность

И.С. Тургенев « Отцы и дети» Взаимоотношения поколений 

тема любви

 

семейные ценности

 

человек и природа

 

роль искусства в жизни человека

 

тема дружбы

 

смысл жизни

Л.Н. Толстой « Война и мир» Патриотизм и героизм в годы войны,истинный и ложный героизм

 

человек и природа

 

тема любви

 

семейные ценности

 

проблема поиска смысла жизни

 

истинная красота человека

Гончаров « Обломов» Тема любвитема труда

 

тема поиска смысла жизни

 

творчество

 

истинное  искусство

 

дружба

 

роль книги в жизни человека

 

семейные ценности

 

нравственные ценности

А.П. Чехов « Вишнёвый сад» Тема будущего Россиитема долга,ответственности за судьбу России

 

нравственные ценности

 

смысл жизни

 

истинная любовь

 

тема счастья

И.Бунин « Господин из Сан-Франциско» Смысл жизни 

роль денег,богатства

 

взаимоотношения в семье

 

тема любви

Шолохов» Тихий Дон» Смысл жизнитема любви

 

выбор жизненного пути

 

семейные ценности

 

нравственные ценности

Шолохов « Судьба человека» Героизм и патриотизм в годы войныпредательство на войне

 

тема выбора

 

нравственные ценности

 

тема детства

 

тема любви, семейных ценностей

Булгаков «Мастер и Маргарита» Тема любвиистинные нравственные ценности

 

смысл жизни

 

власть денег

 

тема творчества

Булгаков « Собачье сердце» Тема труда,ответственности учёного за свои изобретения и открытиясмысл жизни

 

выбор пути

В.Распутин « Прощание с Матёрой» Нравственные ценностиотношение к прошлому

 

тема памяти

 

человек и природа

Ч.Айтматов «Плаха» Человек и природанравственные ценности

 

роль религии

В.Астафьев « Царь-рыба» Человек и природасмысл жизни

 

нравственные ценности

Б.Васильев «А зори здесь тихие» Героизм и патриотизм в годы войныженщина на войне

 

тема любви

В. Быков «Сотников» Героизм и патриотизм в годы войнынравственный выбор

 

героизм и предательство

 

нравственные ценности

К.Симонов « Живые и мёртвые» Массовый героизм в годы войныинтернационализм,тема единения людей разных национальностей перед лицом врага

 

нравственные ценности

literatura-ege.ru

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Духовность (таблица)

Что такое духовность? Как она проявляется? Именно эти вопросы мы решили рассмотреть в рамках написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку и подобрать такие проблемы и соответствующие им литературные аргументы, которые наиболее точно смогли бы раскрыть это понятие. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в финале статьи.

Духовность как степень развития человека

  1. Фёдор Достоевский — «Преступление и наказание». На протяжении всего романа автор показывает духовную трансформацию главного героя — Родиона Раскольникова. От порочных мыслей об убийстве бабушки, которое в итоге реализуется, до раскаяния перед всем народом. Многие события, которые происходят в жизни персонажа и преобразуют его внутренний мир, тесно взаимосвязаны с судьбами некоторых героев. Так, например, значительное влияние на духовное развитие Раскольникова оказала Соня Мармеладова, ставшая дня него огнем надежды и направившая его на путь нравственного совершенствования. В произведении можно выделить три знаковые встречи с Сонечкой, которые «готовят и удобряют» почву души для будущих изменений. От встречи до встречи герой погружается в мысли, удивительным образом производящие духовное преображение. В эпилоге мы видим совершенно нового Раскольникова, непохожего на того, каким он был представлен нам в начале романа.
  2. Дэниел Киз — «Цветы для Элджернона». С первых страниц читатель не понимает, почему автор ведет повествование довольно странным образом: слова пишутся неправильно, отсутствуют запятые, а главному герою, страдающему слабоумием, вначале романа свойственны совсем примитивные категории мышления. Но все это неотъемлемая часть образа персонажа, которая на протяжении романа претерпевает глобальные изменения. Всего одна операция в корне меняет жизнь героя, полностью переворачивая его мировосприятие и сознание. Умственно и духовно развиваясь, Чарли сумел открыть новые истины, пусть и не всегда приятные. Он понял, что многие окружающие считали его глупым и потешались над ним, что в мире много несправедливости и непонимания. Жизнь после операции явила герою жестокие реалии мира, с которыми ему тяжело было свыкнуться. Роман заканчивается тем, что из-за ошибки в расчетах умственная деятельность подопытного регрессирует, возвращая его к слабоумию. Так, словно яркая вспышка кометы, промчалась перед глазами читателя невероятная жизнь Чарли Гордона.

Духовность на войне

  1. Вячеслав Кондратьев -«Сашка». Наверняка каждый хоть раз слышал фразу «главное — не падать духом». И если рассматривать ее в контексте повести, можно смело заявить, что фраза была девизом главного героя. Так, сцена с пленением немца показывает, как сильно духовно развит Сашка. Ведя немца в штаб, герой заявляет, что бояться нечего, потому что всем пленным гарантирована жизнь и возвращение на родину по окончании войны, но никак не ожидал солдат, что отдадут ему приказ иностранца «в расход пускать». Принятие этого факта представлялось для него чем-то невозможным, противоречащим его принципам. Герой настойчиво пытается отговорить своего командира от принятого решения, но тот остается непоколебим. И вот стоят лицом к лицу два воина и в то же время два врага, смотрят друг на друга: один смерти ждет, а другой верит, что приказ будет отменен. К счастью, неожиданно приходит комбат и снимает приказ, говоря, что немца надо в штаб вести. Вот что значит быть до конца верным своим обещаниям и принципам, быть сильной духовной личностью, которую нельзя сломить даже угрозами. Повесть еще раз подтверждает, что благодаря тысячам солдат, которые смогли сохранить человечность перед лицом жестокости, мы живем с мирным небом над головой.
  2. Виталий Закруткин – «Матерь человеческая». Нет ничего ужаснее и страшнее войны. Эта безумная машина человеческой порочности крушила и ломала все, что было на ее пути: от материальных воплощений человеческих рук до миллионов судеб людей, чья жизнь уже никогда не могла быть прежней. В повести писатель рассказывает о некогда счастливой семье, в дом которой пришла война. Отняв у Марии, главной героини повести, сына и мужа, она все больше проверяла ее на стойкость, сострадание и милосердие. Все дальнейшие события описывают мужество героини, великолепие и чистоту души, не очерствевшей в жутких условиях войны. Мария помогла измученной девочке Сане, которая стала ей как родная. Она же спасла раненного молодого немца, несмотря на свою ненависть к фашистам, лишившим жизни ее родных. Также героиня восстанавливала разоренное хозяйство, осознавая, что это нужно делать не только во благо себе, но и тем, кто хранит в себе надежду на возвращение домой. Мария становится матерью для всех заблудших и потерянных, для тех, кто отчаялся найти луч светлой души на темной тропе войны.

Проблема бездуховности

  1. Иван Бунин — «Господин из Сан-Франциско». Господин из Сан-Франциско — главный герой рассказа. Безымянность подсказывает читателю, что он — собирательный образ всего эгоистичного, пустого и глупого проявления в человеческой натуре. Господин видел счастье в материальных благах, его счастье измерялось в красоте костюма, внимании людей к его персоне, нет, даже не к персоне, а к деньгам, которые у него были. Ничто не могло помешать приличному ходу светской жизни. Ничто, кроме… смерти. В один из однообразных, но таких роскошных вечеров герой умирает. Никто и подумать не мог, что прекрасный вечер может омрачить такое событие, о котором многие очень быстро забывают, продолжая танцы и развлечения. А тем временем тело господина выносят из гостиницы и погружают на теплоход с символичным названием «Атлантида». Совсем не похожим на Господина является герой Лоренцо — старик-лодочник. Пусть о персонаже сказано совсем немного, но мы понимаем, что он видел счастье в простых мелочах повседневной жизни и природы с ее изумительными скалами, голубой синевой и ярким солнцем. Герой был духовно развит и понимал, в чем заключается настоящее счастье жизни, которое для него никак не могло основываться на материальных ценностях.
  2. Максим Горький — «Старуха Изергиль». В произведении автор показывает читателю множество различных коротких историй. Среди них я бы хотела выделить историю Данко, который во имя великой любви к людям вырвал свое сердце и освятил им путь, чтобы вывести обреченных на смерть людей. Данко сделал это, потому что осознавал, что без него, без его поступка люди умрут. В тот момент герой поставил чужие интересы выше своих и даже «его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их». Так, народ был спасен, а Данко безжизненно упал и навсегда умер в памяти тех, кому он подарил жизнь. В противовес этой истории автор повествует о Ларре, возгордившемся сыне орла. Герой считал себя неповторимым и даже со старейшинами беседовал свысока. Люди не могли терпеть такого отношения к себе и решили наказать его муками одиночества. Ларра долго скитался один и желал обрести вечный покой, но не мог умереть. Так, герой был наказан за бездуховность, выражающуюся в эгоизме и высокомерии.

Духовность как ответственность

  1. Александр Пушкин — «Капитанская дочка». Петруша Гринев — центральный герой повести Пушкина, раскрывающийся на панораме происходящих событий, как сильная личность с невероятным чувством ответственности за тех, кто ему дорог. Автор постоянно ставит героя в различные жизненные ситуации, из которых он достойно выходит. Сцены встреч Гринева с Пугачевым, отношение к Маше Мироновой, ссора с Швабриным и поединок, который между ними происходит, рисуют читателю образ героя, который способен оценить честь выше жизни, смело принимать трудные решения и оставаться верным себе даже в тех моментах, когда от его упрямства может зависеть жизнь. При этом Петруша Гринев ощущает ответственность за свои действия и старается сделать так, чтобы никому не навредить. В конце повести герой получает в награду помилование от царицы, свободу и любимую девушку, ради которой, в большинстве своем, он совершал некоторые описанные поступки. Стоит отметить, что он был таким не всегда. Именно решение отца отправить Петрушу в армию «пороху понюхать» сыграло важнейшую роль в становлении Гринева как сильной и ответственной личности с наряженной духовной жизнью.
  2. Андрей Платонов — «Юшка». Ефим, по прозвищу Юшка, работает помощником кузнеца. Герою всего 40 лет, но из-за многолетней болезни он выглядит гораздо старше своих лет. Жизнь его ограничивалась походом на работу и обратно домой, заработанные деньги Юшка никогда не тратил, а «питался» он пустой водой. Многие жители города не принимали этого человека, а дети постоянно издавались над ним, бросая в него песок или камни. Юшка никогда не отвечал на эти действия и считал, что так они проявляют свою любовь. Каждое лето герой всегда куда-то уезжал, но однажды он остался дома из-за чахотки, отнимающей все его силы. В один из дней, возвращаясь из кузницы, Ефим сталкивается с прохожим, который толкает его в грудь, от чего он падает и умирает. Платонов заключает всю суть рассказа в конце, когда после смерти главного героя в город приезжает незнакомка и ищет Ефима Дмитриевича. Она оказывается сиротой, которую Юшка опекал, кормил и содержал. Каждое лето он приезжал к ней и отдавал все заработанные деньги. Сирота выучилась на врача и желала помочь Ефиму, но она опоздала. В рассказе Платонов показал великодушие и духовную силу Юшки, которая была сокрыта от непонимающих человеческих глаз. А жертвенная жизнь героя доказала, что всякий труд дает плоды.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Дарья Борзенко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *