Материалы для подготовки к егэ по литературе – Теория ЕГЭ по литературе. Сдаем литературу на 100 баллов!

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе


 

 Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// — такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

  1. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? Внутренний монолог

  2. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? Эпитет

  3. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? Рассказчик

  4. Какую фамилию носит герой данного произведения?

  5. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос

  6. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор

  7. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? // Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь?

    Психологизм

  8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку?// Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики героя? Деталь

  9. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? Композиция

  10. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора

  11. Укажите жанр, к которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

  12. В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? Портрет

  13. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы? Пейзаж

  14. К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

  15. Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы? Тип

  16. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. Перифраз /Например, Страна Восходящего Солнца – Япония/

  17. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ

  18. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? 

    Экспозиция

  19. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? Сюжет

  20. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? Эпилог

  21. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом

  22. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время

  23. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория

  24. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. 

    Гротеск

  25. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилищ а? Интерьер

  26. Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём») Просторечные/Диалектные

  27. Как называются новые слова, созданные автором в произведении (например, у Маяковского) Неологизмы.

  28. Фамилия какого русского критика, революционера-демократа созвучна фамилии Добросклонова? (это у Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо Доборолюбов.

  29. Фамилии героев произведения, заключающие в себе скрытый смысл (Кабанова, Дикой, Правдин, Скотинин, Раскольников). // Следуя традиции, автор наделяет героев своего произведения именами и фамилиями, несущими в себе некие характеристики. Как называются такие имена и фамилии?

    Говорящие.


Типичные вопросы по драматическим произведениям

  1. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм

  2. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? Диалог

  3. Определите жанр произведения.

Фонвизин «Недоросль» — комедия
Грибоедов «Горе от ума» — комедия
Гоголь «Ревизор» — комедия
Островский «Гроза» — драма
Чехов «Вишневый сад» — комедия
Горький «На дне» — драма

  1. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?  Говорящие

  2. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? Внесценические

  3. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? Резонёр

  4. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение, противоборство персонажей, лежащее в основе развития действия литературного произведения? Конфликт

  5. Тип конфликта? Общественный, любовный, социальный

  6. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? Завязка, кульминация, развязка

  7. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит пьеса…? Драма

  8. Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? Ремарка

  9. Как называется развернутое высказывание одного героя? Монолог

  10. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. // Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? 

    Реплика

  11. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? Сцена

  12. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? // Актер произносит емкую, лаконичную фразу: «Без имени – нет человека». Как называется такой вид изречений?// Как называются изречения героев, отличающиеся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Афоризм

  13. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.// Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

  14. Что является главным средством характеристики в данном фрагменте пьесы? 

    Речь

  15. Назовите средство художественной изобразительности

Типичные вопросы по лирическим произведениям

  1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Пейзажная, гражданская, любовная, дружеская, медитативная (Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…»),  философская…

  1. Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов?// Какую стилистическую фигуру, состоящую в нарушении общепринятого порядка слов, использует поэт для создания …? Инверсия

  2. Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой? (Средство иносказательной выразительности). 

    Метафора

  3. Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова. Анафора

  4. Как называется характер рифмовки? Кольцевая, перекрёстная, смежная

  5. К какому поэтическому жанру относится данное стихотворение?

Ола, элегия, посвящение , эпиграмма…

  1. Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? Ассонанс

  2. Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков?

Аллитерация

  1. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ямб (2 4 6 8) хорей (1 3 5 7), дактиль (1 4 7 10), амфибрахий (2 5 8 11), анапест (3 6 9 12)

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ГРАМОТНО?


— записываем строки из стихотворения, разбивая их на слоги;

— ставим ударения в словах;

— записываем цифры под ударными слогами;

— смотрим на предыдущие схемы и выбираем размер.

В `э-той де-ре`в-не ог-ни` не по-га`-ше-ны

1 4 7 10

Т`ы мне тос-ку` не про-ро`чь…

1 4 7

1 4 7 10 это дактиль.

1 4 7

Еще один пример!

Нет, т`ы не П`уш-кин. Но по-ку´-да

2 4 8

Не ви´д-но со´лн-ца ни-от-ку´-да 2 4 8

2 4 8 это ямб

2 4 8

  1. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет

  2. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? 

    Олицетворение

  3. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

  1. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа

  2. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма

Бывает:

СМЕЖНАЯ(ААББ),

ПЕРЕКРЁСТНАЯ(АБАБ),

КОЛЬЦЕВАЯ(АББА)

  1. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон

  2. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение

  3. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив

  4. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. 

    Катрен

  5. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория

  6. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ

  7. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время

  8. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз

  9. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос

  10. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. 

    Кольцевая

  11. К какому литературному направлению относится творчество…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

  1. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? Антитеза//контраст

  2. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

Сравнение//Параллелизм

  1. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор

  2. Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство

  3. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства (свобода искусства от политики).

  4. Укажите классический лирический жанр (грустное размышление о бренности бытия, ушедшей любви и т.п.), черты которого присутствуют в стихотворении… Элегия.

  5. Какое название получила строфа, использованная автором в произведении? (речь идет о романе в стихах «Евгений Онегин») Онегинскаястрофа/Онегинская

  6. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения. ДокторЖиваго.

  7. К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а явному осмеянию, обличению? Сарказм/ Инвектива

Общие рекомендации к заданиям 9 и 16:

1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа: сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.

3. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов.

4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса.

5. Избегайте общих рассуждений.

6. Проанализируйте логику ответа, проверьте речевое оформление, устраните речевые недочеты.

Примеры анализа стихотворений.

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он —

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

1835

1.Тема стихотворения — коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

2.Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть — характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун— предмет описания, во 2-м стихе — словосочетание к небу,которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю — он видит маленькую точку, которая есть « царь природы», Коршун «убежден», что царь природы — он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть тихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” — делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа-мать  приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения— человек , наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он , «царь земли» не может подняться в небо.

8. Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека ( вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук ( — крыльев?) говорит : « Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: « Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность « летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11. Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- « царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом — последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Свободный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

«С поляны коршун поднялся»

Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек — существо мыслящее. Благодаря тому что он наделен разумом, он выделен из природы. В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предо­пределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла — / А я здесь в поте и в пыли, / Я, царь земли, прирос к земли!..»

С этим стихотворением Ф. И. Тютчева созвучен переведенный им монолог Фауста из сцены «У ворот», в котором говорится о присущем природе человека стремлении «ввысь и вдаль». И характерно, что пробуждение этого врожденного в нем чувства герой трагедии Гете связывает с образами птиц: звенящего в небе жаворонка, парящего над вершинами деревьев орла или спе­шащего на родину журавля.

Клише для анализа

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики

Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Можно сказать, что лирический герой…

Тема — вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)

… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…

Произведение построено…

Оно имеет четкую структуру..

Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы

… отмечает (что?) …описывает (что?) …касается (чего?) … обращает внимание (на что?) … напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику

Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…

В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)

Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…

В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения — …

Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

8

multiurok.ru

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

Любовь

Родина

Поэта и поэзии

Природа

Философская

Вольнолюбивая, тема народной доли, социальная

Дружба, судьба поколения

А.Пушкин. К***.На холмах Грузии лежит ночная мгла.Я вас любил.

А.Пушкин. Поэт. Пророк. Разговор книгопродавца с поэтом.Я памятник себе воздвиг нерукотворный.Свободысеятель пустынный.

А.Пушкин. Зимняя дорога.Зимнееутро. Бесы.Туча.

Жуковский .Море. А.Пушкин. К морю. Погасло дневное светило.Подражания Корану. Элегия.Вновь я посетил. Туча

А.Пушкин. Деревня. Узник. Во глубинесибирских руд. Анчар.

А.Пушкин. К Чаадаеву. Няне.19 октября.

М.Лермонтов. Нищий. Из-под таинственной, холодной полумаски.Нет, не тебя так пылко я люблю.

М.Лермонтов. Бородино. Когда волнуется желтеющая нива.Родина. Поэма «Мцыри»

М.Лермонтов. Нет, я не Байрон, я другой.Смерть Поэта. Поэт.Пророк.

М.Лермонтов. Три пальмы. Поэма «Мцыри»

М.Лермонтов. Парус. Молитва. И скучно, и грустно.Сон.Как часто, пёстрою толпою окружён (одиночество). Валерик. Выхожу один я на дорогу.

М.Лермонтов. Тучи. Поэма «Мцыри»

М.Лермонтов. Дума.

Ф.Тютчев. О, как убийственно мы любим.К Б.(Я встретил вас…)

Ф.Тютчев. Умом Россию не понять.

Ф.Тютчев. Полдень.Есть в осени первоначальной.Не то, что мните вы, природа.Природа — сфинкс. И тем она верней…

Ф.Тютчев. Певучесть есть в морских волнах.С поляны коршун поднялся.Silentium! Нам не дано предугадать.

А.Фет.Это утро, радость эта. Шёпот, робкое дыханье. «Сияла ночь. Луной был полон сад»

А.Фет. Одним толчком согнать ладью живую.

А.Фет. Заря прощаетсяс землёю.Вечер. Это утро, радость эта. Ещё майская ночь.

А.Фет. Учись у них- удуба, у берёзы.

Н.Некрасов. Тройка. Я не люблю иронии твоей. В дороге.Мы с тобой бестолковые люди.

Н.Некрасов. Вчерашний день, часу в шестом. Поэт и Гражданин. Элегия(Пускай нам говорит изменчивая мода). «О Муза! Я у двери гроба»

Н.Некрасов. Железная дорога (1гл.)

Н.Некрасов. Железная дорога. Тройка. Вчерашний день часу в шестом.

А.Блок. В ресторане. На железной дороге. Вхожу я в тёмные храмы.О доблестях, о подвиге, о славе…

А.Блок. Россия. Река раскинулась…Русь.

А.Блок. Незнакомка.Ночь, улица, фонарь, аптека. О, я хочу безумно жить.

А.Блок. Фабрика.

В.Маяковский. Лиличка! Скрипка и немножко нервно. Письмо Татьяне Яковлевой.

В.Маяковский. Письмо Татьяне Яковлевой.

В.Маяковский. Юбилейное. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Дешёвая распродажа.

В.Маяковский. Послушайте! Хорошее отношение к лошадям.

В.Маяковский. А вы могли бы? Нате (протест)

С.Есенин.Не бродить, не мять в кустах багряных…Шагане ты моя, Шагане.

С.Есенин. Гой, ты, Русь моя родная! Письмо матери. «Спит ковыль.Равнина дорогая…» «Русь советская.»Запели тёсаные дроги», «Русь»»Низкий дом с голубыми ставнями»

С.Есенин. Пушкину. «Я иду долиной…»

С.Есенин. О красном вечере задумалась дорога.

С.Есенин. Мы теперь уходим понемногу. Не жалею, не зову, не плачу.

М.Цветаева. «Тоска по родине! Давно…» «Семь холмов- как семь колоколов!» (из цикла «Стихи о Москве»)

М.Цветаева. Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку», «Книги в красном переплёте».

М.Цветаева.Бабушке. «Кто создан из камня…»

О.Мандельштам. «Бессонница.Гомер.Тугие паруса»

О.Мандельштам. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»

О.Мандельштам. Notre Dame. За гремучую доблесть грядущих веков.

О.Мандельштам. «Бессонница.Гомер.Тугие паруса»

.

А.Ахматова. Песня последней встречи. Сжала руки под тёмной вуалью.

А.Ахматова. Мне голос был… Родная земля. Не с теми я, кто бросил землю…Мужество

А.Ахматова. Мне ни к чему одические рати.

А.Ахматова. Заплаканная осень, как вдова. Перед весной бывают дни такие.

А.Ахматова. Приморский сонет. Стихи о Петербурге.

.

А.Твардовский. Памяти матери (В краю, куда их вывези гуртом)

А.Твардовский. Вся суть в одном-единственном завете.

А.Твардовский. Я знаю, никакой моей вины.

Б.Пастернак. «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле) Никого не будет в доме..Любить иных — тяжёлый крест.

Б.Пастернак. Определение поэзии. Во всём мне хочется дойти до всякой сути.

Б.Пастернак. Снег идёт.Сосны.Иней. Июль.

Б.Пастернак. Гамлет. Снег идёт. Про эти стихи.

multiurok.ru

Детальный (этапный) план подготовки к ЕГЭ по литературе

Вступление

Очевидно, большинство из вас беспокоит то, как подготовиться к ЕГЭ, да и еще сдать при этом на высокие баллы. Да, я уже рассказывал вам на какие этапы можно разделить подготовку, но это лишь в общих чертах, чтоб примерно видеть перед собой основные задачи. Теперь же я предлагаю детально разделить весь этот трудный процесс. Ведь, чтоб пища лучше усваивалась, ее следует брать небольшими кусочками и не торопиться, тщательно её пережевывая. Подобным образом мы поступим с процессом подготовки к ЕГЭ по литературе. За год Вы сможете и успеете подготовиться и сдать на высокие баллы!

Мотивация

Итак, мы поставили перед собой большую цель – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НЕ НИЖЕ 85 БАЛЛОВ (завышайте, занижайте себе планку, но мы будем с вами ориентироваться на среднего выпускника, который желает целенаправленно готовиться).
Процесс подготовки для вашего удобства начнётся с 1 сентября. И до начала экзамена у вас будет 9 месяцев или чуть более 270 дней.

Кто бы чего ни говорил, но наша основная задача в процессе подготовки, конечно, будет – прочитать произведения из предложенного списка. Как это сделать правильно. Начинайте сверху вниз, то есть с древнерусской литературы. Не каждому дано уловить проблематику, сюжет, вообще смысл подобных произведений, поэтому, исходя из личного опыта, советую вам немного отложить знакомство с текстом, а начинать с критической литературы, поискать информацию о героях, сюжете, проблематике и т.д. Это в первую очередь поможет вам детальнее концентрироваться на тексте и выискивать нужную информацию, да и в целом понимание будет глубже, а это как раз и нужно.

Правило первое – самое важное

Возьмите себе за правило КАЖДЫЙ ДЕНЬ прочитывать не менее 50 страниц. Если вы будете следовать этому принципу, то в общей сложности осилите за это время почти 14000 страниц. Согласитесь, в этот объём войдут все ключевые произведения. Это может показаться для кого-то невероятным – читать каждый день, но ваши ежедневные временные затраты на чтение будут составлять не более полутора часов, разве это много? Ты ведь поставил себе цель? Повтори её вслух и запиши в блокнот – СДАТЬ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА … (нужное количество баллов).

Так что тебе мешает к ней идти – всё в твоих руках, мой друг, абсолютно, поэтому: «К чёрту всё! Берись и делай!»

Мы живем в 21 веке, поэтому заведите себе электронный ридер, если вы еще этого не сделали, за то время, пока вы проходите в библиотеку, можно прочитать не одну книгу, так что решать тут вам (главное берите устройство с e-ink дисплеем).

Теория и подходы к ней

Я говорил, что у всех подготовка будет различной, потому что все мы разные и уровень наших знаний на старте тоже отличается. Кто и как поступает. У большинства из нас развита механическая память, то есть запоминается лучше то, что несколько раз записали – в нашем случае для отработки теории вы можете поступить аналогичным образом, теория в схемах и таблицах открыта всегда. Но это в том случае, если ваши знания недостаточно высоки. Если чувствуете уверенность в своих силах, в знании теории, то можете брать быка за рога и решать-решать тесты. К тому же, друзья, изменений по сравнению с прошлым годом в структуре ЕГЭ, в критериях нет, так что можете решать тесты, которые были в этом году (они все есть на сайте).

Подведем небольшой итог из вышесказанного относительно теории литературы:

Если вы чувствуете, что знания есть, но они не так сильны, то можете просто решать тесты (уровень теоретических знаний повысится).

Если же вы сомневаетесь, то открываете всю предложенную на сайте теорию, и переписываете себе в тетрадь, распечатываете или просто читаете, особых секретов тут нет. Очень важно некоторые вещи прорешивать, это касается определение размера стиха, рифмы и т.д.

Отмечу в очередной раз, что теория без практики (без отработки тестов) не так сильно поможет вам.

Периодичность работы с теорией.

В школьном курсе литературы её не так много, поэтому, если мы начали подготовку с сентября, то решать по парочке тестов в неделю вам будет вполне достаточно, главное делать это систематически.

Как разобраться с частью С

Разобравшись с теорией, мы можем приступать к следующему пункту – Часть С. Да, здесь какого-то точного рецепта, который бы работал на всех, нет. Однако существует уже немало советов и рекомендаций по работе с ней. Озвучу основные.

Как я уже сказал, вам необходимо каждодневное чтение. Лучше, если мы будем совмещать его с написанием коротких ответов С1-С2 (про лирику поговорим отдельно) и большого сочинения С5. Что для этого необходимо? Самое малое – ваше желание.

· Первое правило при работе с частью С – не лить воду, особенно это касается коротких ответов С1-С4. Короткий пример, дан вопрос в С1: Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых? Здесь запрещено характеризовать эпоху, время, быт, пускаться в пространные рассуждения. Лучшим решением здесь будет – переформулировать вопрос: Система воспитания в данном эпизоде показана многогранно. Во-первых,.. во-вторых,.. Приводите четкие аргументы, которые можно подкреплять короткими цитатами из отрывка, тогда ваши суждения будут максимально достоверны и эксперт даже не пустится проверять ваши слова.

· Второе правило – подводите итог. Вы привели тезисы, либо провели параллели между несколькими произведениями в заданиях С2-С4, не забывайте о коротком заключении. Помните здесь простое правило – концовка запоминается лучше всего (экспертам в комиссии после нескольких часов все работы будут казаться одинаковыми, поэтому над концовкой не торопитесь, она должна быть четкой и ёмкой). Пары предложений здесь будет достаточно, это условная рекомендация, если потребуется больше, никто не помешает.

· Третье правило – выдерживайте логику ответа. Ещё и ещё раз повторяю – пишите план. Когда в вашем ответе нет цельности, нет логичности, то потерять баллы получится слишком легко, остерегайтесь этого.

· Остальные советы и рекомендации читайте здесь.

Разумеется, все эти правила — ничто, да и никакие правила не помогут вам, если вы не будете читать и писать – просто, не правда ли? Но за всей этой простотой и скрывается ваш труд на пути к успеху – 100 баллов! Вы всё ещё сомневаетесь в себе? Читайте дальше.

Лирика

Честно признаюсь, лирика в школе давалась с трудом, вроде бы и читается легко, и немного, а вот смысл улавливал далеко не с первого раза. А всевозможные метафоры, порой, приводили в ступор.

Рецепт, друзья, тут прост – читайте критику, читайте качественные учебники, только тогда вы будете улавливать все настроения, будете понимать выразительные средства, их цели, предназначение, исторический контекст и т.д.

Что порекомендую почитать? Список критической литературы для вас уже составлен.

Выведу еще одно небольшое правило, оно вполне разумное – учите стихотворения. Да, в задании С4 необходимо приводить цитаты, указывать название произведение и его автора. Как вы себя поведете, если не будете знать стихов? Сложно будет, очевидно.

А теперь маленький совет – носите стихи с собой. По дороге в школу, обратно – просто идете и учите, повторяете про себя. Сегодня положил один стишок, походил, поучил. Отложил, взял второй – операцию повторил, предыдущий стих тоже вспомнил. Управляйте своим временем. Ищите лишние минутки, их можно тратить весьма и весьма продуктивно.

О критериях

Кто не знает, часть С оценивается исключительно по критериям, поэтому, всегда, когда садитесь за написание части С – держите их перед собой, вы должны их вызубрить, разумеется, выучить ту часть критерий, за которые дают максимальные баллы. Критерии С1-С3, С2-С4, С5.

Об учителях и репетиторах

Литература – один из немногих предметов, где к посторонней помощи можно и не прибегать, если, конечно, вы целеустремленный человек и ничего не боитесь. Не спорю, что в идеале нам нужен человек, который бы проверял нам письменную часть работы, в остальном же – он не нужен. Кто для этого подойдет? Вовсе не обязательно, чтоб это был какой-то дорогой репетитор из вуза, вполне подойдет педагог, который имеет стаж подготовки к ЕГЭ, подчеркну здесь именно стаж подготовки к ЕГЭ, а не общий учительский стаж.

Общий план подготовки

Каждодневное чтение по 50 страниц.

Сентябрь – октябрь– работа с теорией, решаете по 2 теста в неделю (за 2 месяца теорию можно всю будет выучить). За это время вы решите 16 тестов.

Ноябрь – декабрь – отрабатываем С1–С2. Тут важный момент – сохраняйте все свои письменные работы, особенно те, которые хорошо получились. Периодичность? По 2 письменные работы, то есть 2 вопроса из С1 и 2 вопроса из С2. Удобно вам будет это делать всё за раз, или распределять на неделю – решать, разумеется, вам.

Январь – февраль – работаем с лирикой. Всё тоже самое, что и с С1 и С2. Повторю, работайте, не отрываясь от критики, «Шурики» вам в помощь.

Март – полностью посвящаем работе с С5. Отбираем для начала те сочинения, в которых сможем раскрыть тему, те произведения, которые мы хорошо знаем, это даёт определенные стимулы к работе. 2 сочинения в неделю – это не сильно надоест с одной стороны, а с другой – здесь главное проводить качественную работу над ошибками.

Апрель – отдых. Вы только читаете по 50 страниц в день и ничего больше.

Май – на протяжении своей подготовки вы наверняка наметили свои слабые стороны, так вот, май месяц – это то время, чтобы закрыть все свои пробелы (или хотя бы основные), тут всё зависит от вас – если много пустых мест, то, соответственно, больше предстоит работать. Да, тут мы работаем от и до: берем тест и решаем целиком вместе с частью С.

В последние 2 недели в июне я вам рекомендую поработать с лирикой. Повторяйте стихи, читайте критику, много писать здесь не нужно. Обязательно освежить в памяти теорию — вновь обратиться к тестам. В последний день перед экзаменом обязательно отдыхаем.

А теперь без лишних размышлений, без лишней лени, эмоций – приступаем к работе! Ты справишься!

UPD: (10.09.2013). После обсуждения данного материала с моим преподавателем на кафедре, отметил, что не сделан акцент на драме. Разумеется, произведения, которые относятся к роду драмы, требуют несколько иных подходов, здесь есть определенные нюансы. Например, чтобы увидеть развитие сюжета в драматическом произведении необходимо по-настоящему вдумчивое и внимательное чтение, даже при большом желании, понять с первого раза — сложно. Поэтому подобные произведения настоятельно рекомендую читать не менее двух раз. Как работать с текстом? При чтении очень важно держать перед собой список героев, потому что их появление и исчезновение происходит порой очень стремительно. Ещё один момент, внимательно читаем ремарки (небольшие авторские пояснения по ходу действия), они, во-первых, передают авторское отношение, во-вторых, помогают раскрыть героев, понять ключевые моменты. Особенно часто в ремарках даётся описание сцен, которые характеризует, в первую очередь, быт героев, те условия, в которых они действуют. И чтение хорошей критической литературы здесь тоже никогда не повредит.

5litra.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о