Егэ задания по географии – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по географии (11 класс) по теме: Задания части С ЕГЭ по географии с ответами | скачать бесплатно

Содержание

Разбор задания №34 ЕГЭ по географии |


Миграционный прирост


Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

  • вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;
  • из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.


Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

Показатель201420152016
Численность постоянного населения на 1 января, чел1 544 0681 547 9361 550 137
Среднегодовая численность населения, чел1 546 0221 549 037-
Естественный прирост населения за год, чел-3763-3717-

Ответ выглядит так:

  1. 1 550 137 – 1 547 936 = 2201
  2. 2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.


Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

Показатель201420152016
Численность постоянного населения на 1 января, чел973,860978,495982,284
Среднегодовая численность населения, чел976,178980,390-
Естественный прирост населения за год, чел59115795-

Записываем ответ:

  1. 982 284 – 978 495 = 3789
  2. 3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.


Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

Показатель201220132014
Численность постоянного населения на 1 января, чел661,764658,925656,389
Среднегодовая численность населения, чел660,345657,648-
Естественный прирост населения за год, чел-2107-2218-

Напишем ответ:

  1. 656 389 – 658 925 = -2536
  2. -2536 – (-2218) = -318

Ответ:-318.

spadilo.ru

Разбор задания №33 ЕГЭ по географии |


Численность населения и его движение


В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.

На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.

Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.


Разбор типовых вариантов задания №32 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Воронежской области

Показатель201220132014
Численность постоянного населения на 1 января, чел2,331,5062 331 0912 328 959
Среднегодовая численность населения, чел2 331 2982 329 6682 330 053
Естественный прирост населения за год, чел-11,081-8447-11,200

Ответ должен выглядеть так:

  1. Решение: -11 081 : 2 331 298 • 1000= -4,7531.
  2. При округлении получаем -4,7

Ответ: -4,7‰


Второй вариант задания

Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.

Численность и естественный прирост населения во Владимирской области

Показатель201220132014
Численность постоянного населения на 1 января, чел1 431 9321 422 1341 413 321
Среднегодовая численность населения, чел1 427 0331 417 5311 409 467
Естественный прирост населения за год, чел-7332-41317531

Пишем ответ:

  1. Решение: -4131:1 417 531 • 1000= -2,9142
  2. Округляем до -2,9

Ответ: -2,9‰.


Третий вариант задания

Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия

Показатель
2013
20142015
Численность постоянного населения на 1 января, чел636,932634,402632,533
Среднегодовая численность населения, чел635,667633,468-
Естественный прирост населения за год, чел-1732-1429-

Ответ выглядит таким образом:

  1. Решение: -1429/633 468 • 1000= -2,2558
  2. При округлении будет -2,3

Ответ: -2,3‰.

spadilo.ru

Сайт учителя географии - ЕГЭ

Диагностическая работа 1  с ответами 2013 г.
Тренировочная работа 2 с ответами 2013
Тренировочная работа 4 с ответами 2013
Диагностическая работа 2  с ответами 2013 г.
 
 
Диагностическая работа 1 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Диагностическая работа 2 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Диагностическая работа 3 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Тренировочная работа 1 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Тренировочная работа 2 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Тренировочная работа 3 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
Тренировочная работа 4 (вариант 1-2) с ответами 2012 г.
   
Диагностическая работа 1 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
Диагностическая работа 2 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
Тренировочная работа 3 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
Тренировочная работа 4 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
Тренировочная работа 5 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
Тренировочная работа 6 (вариант 1-2) с ответами 2011 г.
   
Тренировочная работа 1 (вариант 1-2) с ответами 2009 г.
Тренировочная работа 2 (вариант 1-2) с ответами 2009 г.
Тренировочная работа 3 (вариант 1-2) с ответами 2009 г.
Тренировочная работа 4 (вариант 1-2) с ответами 2009 г.
Тренировочная работа 5 (вариант 1-2) с ответами 2010 г.
Тренировочная работа 6 (вариант 1-2) с ответами 2010 г.
   

geograph86.ucoz.ru

Разбор задания №29 ЕГЭ по географии |


Работа со статистическими данными


В двадцать девятом задании ЕГЭ по географии нужно работать с определенными статистическими данными (чаще всего они представлены в таблице) – делать выводы на их основании и отвечать на вопрос из условия. Однако для того чтобы дать грамотный и правильный ответ, только лишь читать таблицу недостаточно: нужно знать географические термины и уметь рассчитывать географические показатели.


Описание задания и рекомендации


Чаще всего в таблицах отображены такие показатели, как численность и прирост населения, рождаемость и смертность, сальдо миграций: нужно знать формулы каждого из них. Однако иногда условие дается не в таблице, а просто текстом. Такие задания обычно основаны либо на особенностях климата, либо на особенностях ЭГП какой-либо страны или субъекта РФ. Иногда необходимо сравнивать два пункта, отмеченных на карте – тогда обычно спрашивают о различии в суммарной солнечной радиации в определенный месяц года. Получается, что чтобы не потерять возможные баллы, нужно хорошо разбираться практически во всех аспектах предмета. В примерах мы рассмотрим различные типы вопросов.

Система оценок

В условии всегда требуется указать два компонента – две причины либо две особенности. Если в ответе имеются два верных компонента, смысл которых совпадает с имеющимися у эксперта ответами – ставится 2 балла, если правилен только один компонент – 1 балл, в иных случаях баллы за это задание не ставятся.


Разбор типовых вариантов задания №29 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, объясните, почему за период с 1990 по 2010 доля лиц, возраст которых превышает 65 лет, в возрастной структуре Польши значительно возрос. Укажите две причины этого. В случае, если в ответе указано более 2 причин, оцениваются только те две, которые написаны первыми.

Показатель19902010
Численность населения, млн чел38.138.4
Доля лиц старше 65 лет, %1014
Рождаемость, ‰1410
Смертность, ‰1011
Сальдо миграций, ‰00
Средняя продолжительности жизни, лет7176
Доля городского населения, %6261

Как мы видим по таблице, доля лиц в возрасте старше 65 лет за двадцать лет увеличилась на 4%. Сальдо миграций у нас нулевое, поэтому данный показатель мы не будем учитывать – он не влиял на изменение числа пенсионеров. Доля городского населения также не имеет значения в данной ситуации. Обратим внимание на второй снизу столбик: средняя продолжительность жизни. Она увеличилась сразу на 5 лет! Получается, люди стали жить дольше и доля населения старше 65 лет увеличилась. Также по таблице видно, что показатели рождаемости снизились на 4 промилле, а численность населения возрастала: следовательно, произошло снижение рождаемости, вследствие чего изменилось процентное соотношение возрастов: лиц в возрасте 65 лет и старше стало больше.

Напишем ответ:

  1. Возросла средняя продолжительность жизни.
  2. Произошло снижение рождаемости, из-за чего поменялось процентное соотношение возрастов: стало больше пенсионеров и меньше детей.

Второй вариант задания

Целлюлозно-бумажная промышленность входит в число отраслей международной специализации Финляндии. Какие особенности природно-ресурсной базы страны поспособствовали развитию в ней данной отрасли промышленности? В ответе укажите две особенности. При наличии более двух особенностей оцениваться будут только те две, которые написаны первыми.

Данное задание не очень сложное. Как мы знаем из курса географии, для развития целлюлозно-бумажного производства необходимо сырье в виде древесины, а также чистая вода, которая активно применяется в ходе производственного процесса. В северной стране Финляндии, которую еще называют страной тысячи озер, недостатка в пресной воде нет. Также на ее территории много лесов. Возможный вариант ответа выглядит так:

  1. В Финляндии очень много пресной чистой воды, которая является важным компонентом для изготовления бумаги.
  2. На территории Финляндии много хвойных лесов, а это – важное сырье для целлюлозно-бумажного производства.

Третий вариант задания

Объясните, почему в том пункте, который отмечен на карте под буквой А, суммарная солнечная радиация в июне будет меньше, чем в пункте под буквой Б. В ответе приведите 2 причины. Если вы приведете более двух причин, оцениваться будут только первые две из них.

Суммарная солнечная радиация = прямая солнечная радиация + рассеянная солнечная радиация. Прямая солнечная радиация – та, что поступает на планету непосредственно от Солнца, а рассеянная – та, что передается через рассеянные облака и атмосферу. Прямая радиация зависит от угла падения лучей Солнца и продолжительности дня: чем дольше день и выше угол – тем она больше. Рассеянная зависит от сухости воздуха, высота над уровнем моря, высоты Солнца: чем выше Солнце – тем больше рассеянная радиация; если есть облака, не закрывающие Солнце, рассеянная радиация будет выше, чем при ясной погоде, чем суше воздух – тем меньше рассеянная радиация.

На карте видно, что обе точки – и А, и Б – находятся на линиях тропиков. Там рассеянная радиация небольшая, потому что воздух – сухой. В июне Солнце находится в зените к северу от экватора, следовательно, угол падения там будет выше. Также в июне в Северном полушарии долгота дня больше, а в южном - меньше. Напишем ответ:

  1. В Северном полушарии Солнце в зените в июне; следовательно, угол падения солнечных лучей выше в точке Б.
  2. В июне в Северном полушарии продолжительность дня больше, а точка Б в отличии от точки А находится в Северном полушарии.

spadilo.ru

Сайт учителя географии - Полезные ссылки

Задание А1. Географические модели. Карта и план местности. (презентация)
Задание А2. Литосфера, атмосфера, гидросфера. (презентация)
Задание А3. Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование. (презентация)
Задание А4. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. (презентация)
Задание А5. Особенности природы материков и океанов. Распространение крупных форм рельефа. (презентация)
Задание А6. Климат. Климатические пояса Земли.
Задание А7. Земля как планета. Форма, размеры и движение Земли.
Задание А8. Половозрастной состав населения Земли.
Задание А9. Городское и сельское население. Миграции.
Задание А10. Географические особенности размещение населения Земли.
Задание А11. Продолжительность и качество жизни населения.
Задание А12. Занятость населения. Отраслевая структура хозяйства.
Задание А13. Страны-экспортеры сельскохозяйственной продукции.
Задание А14. Современная политическая карта мира.
Задание А15. Географическая характеристика крупнейших стран мира.
Задание А16. Территория и акватория, морские и сухопутные границы России. (презентация)
Задание А17. Размещение население России. Основная полоса расселения.
Задание А18. Городское и сельское население России. Города.
Задание А19. География сельского хозяйства и транспорта.
Задание А20. Природно-хозяйственные зоны России.
Задание А21. Россия в современном мире.
Задание А22. Признаки географических объектов и явлений.
Задание А23. Религии мира. Народы и религии России.
Задание А24. Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России.
Задания № 32, Географические характеристики крупных стран мира.

geograph86.ucoz.ru

Разбор задания №30 ЕГЭ по географии |


Климатическая задача


Тридцатое задание ЕГЭ по географии во многом схоже с предыдущим – также нужно приводить два компонента ответа, основываясь на данный материал. Но в нем условия чаще даются не в таблице, а в графиках температуры и осадков, профиле рельефа, схематической карте или климатограмме.

Также разница заключается в том, что в предыдущем задании прямо указывается положение, к которому нужно приводить два компонента ответа, а в этом нужно самому делать вывод по данному иллюстративному материалу и писать подтверждения. Различаются и проверяемые аспекты географии: в 30 задании упор делается на темы о климате – климатических зонах, эрозии, годовом ходе осадков и температуры, стихийных бедствиях, солнечной радиации, муссонах и пассатах, загрязнении атмосферы.

Получается, что всего в ответе должно быть три элемента: одно предложение, содержащее ваш собственный вывод (например, в каком пункте солнечная радиация больше), и два обоснования-аргумента. Если все три элемента написаны верно и их смысл аналогичен тому, что указано в критериях у эксперта – ставится 2 балла. При наличии двух любых верных элементов ответа ставится 1 балл. Во всех остальных ситуациях баллы за задание не ставятся.


Разбор типовых вариантов задания №30 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Определите, на каком из участков, обозначенных цифрами 1, 2 и 3 наиболее вероятно развитие водной эрозии почвы. Для обоснования ответа укажите два довода; в случае, если приведено более двух доводов, оцениваются только первый и второй.

Как известно, возникновение эрозии наиболее вероятно на крутых склонах. Те почвы, которые покрыты многолетней травой и кустарниками, подвержены эрозии меньше всего. На карте видно, что участок под номером 1 покрыт кустарниками – значит, водная эрозия на нем маловероятна. Участок 3 располагается на равнинной местности, поэтому водная эрозия на нем также не очень вероятна. А вот участок под номером 2 находится на крутом склоне и растительности на нем нет – поэтому там наиболее вероятно возникновение эрозии.

Запишем ответ:

Опасность развития водной эрозии наиболее вероятна на участке под номером 2 – он расположен на крутом склоне, где нет растительности. Участок 1 покрыт кустарниками, что снижает риск возникновения эрозии. Участок 3 находится на пологой поверхности – отсутствие крутых склонов также уменьшает вероятность начала эрозии.


Второй вариант задания

Определите, в каком из промышленных центров, которые обозначены на карте буквами А и В, наблюдается большее загрязнение атмосферы. Приведите два аргумента, обосновывающих ваш ответ.

  

В пункте А находятся предприятия со специализациями «металлургия полного цикла» и «машиностроение», а в пункте В – «пищевая промышленность», «электрометаллургия» и «машиностроение». Известно, что больший урон окружающей среде наносит металлургия полного цикла – ведь она включает в себя все стадии производства. Также мы видим, что около пункта А находится ТЭС и ведется добыча железной руды – все это сильно загрязняет атмосферу. Еще один фактор – расположение пункта А в межгорной котловине; зимой там застаивается холодный воздух из-за инверсии температур (их повышения в зависимости от высоты).

Наш ответ – пункт А. Пишем ответ:

Большее загрязнение окружающей среды характерно для пункта А, потому что:

  1. Металлургия полного цикла по сравнению с электрометаллургией сильнее загрязняет атмосферу, потому что она включает в себя все производственные стадии – даже такие «грязные», как обогащение руды, выплавка чугуна.
  2. Около пункта А добывают железную руду, тогда как пункт В находится на некотором отдалении от места добычи. В дополнение, около пункта А располагается ТЭС, которая является мощным загрязнителем атмосферы.

Третий вариант задания

Планы построения ГЭС на реке Шилка, которая находится в Забайкальском крае, часто становятся объектом для споров. Противники этого проекта считают, что в результате возведения ГЭС и создания водохранилища могут произойти значительные изменения в климате расположенных рядом территорий. Укажите два изменения, которые могут быть вызваны созданием водохранилища.

С поверхности водохранилища активно испаряется вода, из-за чего возрастает влажность воздуха и, как следствие, увеличивается количество атмосферных осадков. Также водохранилища приводят к тому, что зимние температуры становятся выше, а летние – ниже, из-за чего могут возникать бризы. Это и нужно записать в ответе.

spadilo.ru

Разбор задания №32 ЕГЭ по географии |


Земля как планета


Раздел географии, проверяющийся в задании под номером 32, звучит как «Земля как планета и ее современный облик, формы, размеры, движение». Чаще всего в нем приводится карта, где в разных частях планеты отмечено несколько (обычно 3) точки. Бывает, что пункты отмечаются не на карте, а даются в виде географических координат в таблице.

Нужно определить, в какой из них положение Солнца в конкретную дату соответствует условию - например, находится выше над горизонтом либо раньше поднимается. Даты могут быть самыми разными – 10 сентября, 5 марта, 1 июля. Иногда в условии приводится еще и конкретное время (по Гринвичскому меридиану), которое тоже различается – 7 часов, 13 часов, 16 часов. Иногда дата играет роль – например, если это 22 июня или 20 декабря (дни солнцестояния), иногда – нет. Если некоторые пункты расположены на одном меридиане – нужно обращать внимание на движение планеты вокруг Солнце, если на одной параллели – на движение вокруг своей оси.

В поле для ответа нужно не только указать выбранный пункт, но и привести обоснования в виде отображения хода логических рассуждений – получается, что ответ должен состоять из двух частей. Если обе они присутствуют и обе верные – ответ оценивается двумя баллами, если присутствует лишь один правильный компонент – одним баллом, в иных случаях – нулем.

Это задание считается одним из самых трудных – не так много выпускников справляются с ним. Поэтому важно уделить должное внимание подготовке и начать ее задолго до сдачи экзамена.


Разбор типовых вариантов задания №32 ЕГЭ по географии


Первый вариант задания

Определите, в какой из точек 5 марта Солнце будет располагаться выше всего над горизонтом в 16 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. В ответе приведите обоснование.

Пункты А и Б находятся на одном меридиане, а пункты Б и В – на одной параллели. 5 марта солнце находится в зените в южном полушарии – получается, что при приближении к экватору Солнце находится выше над горизонтом. Определим, на каком меридиане полдень (ведь в это время Солнце поднимается выше всего): найдем разницу между ним и нулевым меридианом – 16-12=4. За час Земля поворачивается на 15 градусов; умножим получившуюся разницу на это число: 15*4=60. Получается, что полдень у нас на том меридиане, где находятся точки А и Б, и в это время Солнце на них в зените. Помня, что Солнце становится выше при приближении к экватору, определяем, что подходящая точка – Б.

Записывать все эти рассуждения в ответ необязательно – можно записать кратко, вот так:

  1. Найдем тот меридиан, на котором полдень: 16-12=4; 4*15=60. Полдень в указанное время – на 60 меридиане, где расположены точки А и Б.
  2. Поскольку 5 марта Солнце в зените в южном полушарии, оно становится выше при приближении к экватору.
  3. Таким образом, 5 марта в 16 часов по Гринвичу Солнце находится выше всего в точке Б.

Второй вариант задания

Определите, в какой точке (А, Б или В) Солнце будет находиться выше всего над горизонтом 7 мая в 4 часа по солнечному времени Гринвичского меридиана. В ответе также приведите обоснование.

Определим, на каком меридиане полдень, найдя разницу между ним и гринвичским: 12-4=8; 8*15=120. Получается, что полдень на меридиане в 120°– на нем расположены точки Б и В (точка А точно не подходит).

7 мая Солнце в зените в северном полушарии – чем ближе к экватору, тем оно выше. Ближе к экватору находится точка В.

Следовательно, верный ответ – Солнце находится выше всего над горизонтом в точке В.


Третий вариант задания

Определите, в какой из точек, координаты которых приведены в таблице, 1 февраля Солнце будет располагаться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование вашего ответа.

ТочкаГеографические координаты
ШиротаДолгота
А50° с. ш.100° з. д.
Б40° с. ш.100 ° з. д.
В40° с. ш.70° з. д.

Найдем меридиан, на котором в указанное время полдень: 18-12=6;6*15=90. Ни одна из точек не расположена на меридиане 90°, однако ближе к нему находятся точки А и Б (точка В сразу не подходит).

Солнце в северном полушарии 1 февраля становится выше при движении в сторону экватора. Ближе к нему находится точка Б – значит, именно там Солнце будет находиться выше 1 февраля в 18 часов по Гринвичу.

Ответ: Б

spadilo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *