Егэ задание 21 русский язык – Консультация по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 21 ЕГЭ 2015 по русскому языку | скачать бесплатно

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 21. Знаки препинания. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.
Между однородным членами предложения.С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.
Обособление причастного оборота.

Обособление определений.

Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос.

Талия её, очень тонкая, казалась ещё тоньше.

Обособление деепричастного оборота.

Обособление обстоятельств.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало ещё плотнее.

Обособление уточняющих членов предложения.У неё никто не бывал, кроме нас.
Выделение сравнительного оборота.Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.
Выделение
обращения.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Выделение вводного слова.По-моему, у любви вообще нет размеров.
Запятая при междометиях.Ах, да разве можно так говорить?
Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.
Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.
Запятая между частями бессоюзного сложного предложения – БСП.Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
ДВОЕТОЧИЕ.
1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.Его интересовало многое: астрономия, медицина, литература, живопись.
2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.Учитель объявил: «Завтра поедем на экскурсию».
ТИРЕ.
Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.Леса, луга, реки, поля – всё дорого моему сердцу.

 

Тире в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, ряд которых не заканчивает предложение.
Он испытывал многие чувства: радость, восторг, умиление – всё то, что испытывал человек, через много лет вернувшийся в родные места.
Тире между подлежащим и сказуемым.Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.
Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.Здесь не житьё им — рай.

И съела бедного певца — до крошки.

Солнце взошло — начинается день.

Тире могут обособлять приложение.Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Тире ставится на месте пропуска слова или слов.Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы.
МНОГОТОЧИЕ.
Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?
Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.Простите, государь!.. Стоять я не могу… Мои колени слабеют…
В цитатах при пропуске слов.«Природа… будит в нас потребность любви». И.С. Тургенев
ТОЧКА.
Точка ставится в конце повествовательного предложения.Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
В конце восклицательного по интонации предложения.Для занятого делом день не бывает слишком долгим!
В конце междометия, стоящего в начале и в середине предложения, если такое междометие является восклицательным.А ныне, ах! за весь его любовный жар ему готовился ему несносный столь удар.
В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным. Старик!  Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.
В конце вопросительного по цели высказывания предложения.В чем смысл жизни?
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.
В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.Ну как это можно не запомнить?!»
СКОБКИ.
В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки
заключаются ремарки в пьесе
, то есть указания автора по ходу действия.
(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.
Кавыкам выделяются цитаты.«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).
 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.Одни голосовали «за», другие – «против», но первых было явное большинство.

В литературе высоко чтят «табель о рангах».

«Тёмное царство», изображённое в «Грозе» .

В кавычки заключаются различные названия.Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», фабрика «Заря».
ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.
Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».
Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».
Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

testy-klass.ru

ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

ЗАПЯТАЯ.

Между однородным членами предложения.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов.

Обособление причастного оборота.

 

Обособление деепричастного оборота.

Надо развивать ум, читая много, а не многих авторов.

Обособление уточняющих членов предложения.

 

Выделение сравнительного оборота.

Удача, как богатое наследство, всегда случается с кем-то другим.

Выделение обращения.

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Выделение вводного слова.

По-моему, у любви вообще нет размеров.

Запятая при междометиях.

Ах, да разве можно так говорить?

Запятая между частями сложносочинённого предложения – ССП.

Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений.

Запятая между частями сложноподчинённого предложения – СПП.

Любая подпись хочет, чтобы её считали автографом.

Запятая между частями бессоюзного сложного предложения

– БСП.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.

ДВОЕТОЧИЕ.

1.Двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

2. БСП если второе простое разъясняет смысл первого, содержит причину; если в первом есть глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., словно предупреждающие о том, что во втором последует изложение или описание чего-либо.

Любовь без уважения далеко не идет и высоко не поднимается: это ангел с одним крылом.

 

Помни: только эта жизнь имеет цену!

3. Перед прямой речью после слов автора.

 

ТИРЕ.

Тире в предложениях с однородными членами и обобщающими словам при них.

 

Тире между подлежащим и сказуемым.

Любовь – высокое слово, гармония создания требует ее, без нее нет жизни и не может быть.

Тире в бессоюзном сложном предложении – БСП, если во втором простом содержится противопоставление, резкая смена событий, если второе содержит вывод или результат.

 

Тире могут обособлять приложение.

 

Тире ставится на месте пропуска слова или слов.

Любовь для души любящего означает то же, что душа – для тела, которое она одухотворяет.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении – БСП.

Тока с запятой ставится в БС, если предложения, входящие в его состав, не зависят друг от друга и имеют знаки препинания.

 

МНОГОТОЧИЕ.

Ставится в конце предложения при незаконченном высказывании .

Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни… Бывает ли у жизни вечер?

Ставится в середине предложения для указания на заминку речи, возможно вызванную взволнованностью говорящего.

 

В цитатах при пропуске слов.

 

ТОЧКА.

Точка ставится в конце повествовательного предложения.

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце восклицательного по интонации предложения.

Для занятого делом день не бывает слишком долгим!

В конце междометия, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

В конце обращения, стоящего в начале предложения, если такое междометие является восклицательным.

 

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК.

В конце вопросительного по цели высказывания предложения.

В чем смысл жизни?

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ ОДНОВРЕМЕННО.

В конце предложения вопросительного по цели высказывания и восклицательного по интонации.

Ну как это можно не запомнить?!»

СКОБКИ.

В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний.

Вот дождь прошел, и снова стало ведро (солнечно).

 

Совершенно не думая (как говорится, автоматически) девочка подошла к окну.

В скобки заключаются ремарки в пьесе, то есть указания автора по ходу действия.

(Входит).

(Говорит тихо).

КАВЫЧКИ.

Кавыкам выделяются цитаты.

«Будь собой. Прочие роли уже заняты» (слова Оскара Уайльда).

 Кавычками выделяются слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. П.

 

ЗНАКИ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ.

Слова автора перед прямой речью.

А: «П».

А: «П?»

А: «П?»

 

К.Г. Паустовский писал: «Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения».

Слова автора после прямой речи.

«П»,- а.

«П?» — а.

«П!»– а.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»,- писал

Альберт Эйнштейн.

Слова автора разрывают прямую речь – одно предложение.

«П, — а,- п».

«Жизнь не в том, чтобы жить,- писал В.О. Ключевский,- а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Слова автора разрывают прямую речь на стыке предложений.

«П,-а.-П».

«Нет, видимо, смерть ничего не разъясняет,- писал В.Быков.- Только жизнь дает людям определенные возможности, которые осуществляются ими или пропадают напрасно; только жизнь может противостоять злу и несправедливости».

poznaemvmeste.ru

Задание 21. Теория и практика. » Рустьюторс

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Пунктуационный анализ. 

Задание 21 — это новое задание ЕГЭ. Оно проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ. 

Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2019: 

«Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации». 
Что необходимо знать: 
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания: 
запятая , 
двоеточие : 
тире — 

Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:   

  • Знаки препинания между подлежащим и сказуемым 

  • Знаки препинания при сравнительных оборотах 

  • Знаки препинания при уточняющих членах предложения 

  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения 

  • Знаки препинания при прямой речи, цитировании 

  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 

  • Тире в простом и сложном предложениях 


ТЕОРИЯ

ТИРЕ 


!!!!не путать с дефисом!!!! 


Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный


Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество). 

ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ 
Между подлежащим и сказуемым, если : 


Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой) 

  • – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть». 


Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии. 


Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола ИЛИ Один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже. 


Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания. 

Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.  
Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом. 
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу. 
  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при: 
    — противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…) 
    — логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.) 
    В остальных случаях тире НЕ ставится. 

  • Инф. – предикативное наречие на –О 
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.) 

ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ставится 


Неполное предложение — это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. 


!!!Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен. 


Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений. 


Примеры:

А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как! 
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки. 

Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование. 

  • Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до) 
    Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург) 
    Временные (Крестовые походы XI-XIII веков) 
    Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет) 
    Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.) 


Знаки препинания в БСП (бессоюзном сложном предложении)    
Запятая ставится если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И) 

Точка с запятой ставится

  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. 

  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.) 
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари 

Двоеточие ставится, если отношения между частями БСП 

  • причинные (потому что)

  • пояснительные(а именно) 

  • дополнительные (что) 


ТИРЕ ставится, если между частями БСП противительные(а, но), временные(когда), условные (если), сравнительные отношения(как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием(выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят. 


Знаки препинания при прямой речи 


Слова автора предшествуют прямой речи 
А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». 


Прямая речь предшествует словам автора: 
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а. 

Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 


“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”. 
“П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”. 
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 

А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. 
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. 
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 


Знаки препинания при цитировании 


Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….». 


Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 


Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). 
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 


Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 


Береги честь смолоду. 
Пословица. 

Знаки препинания при обобщающем слове: 


Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. 


На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки. 

Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая. 


Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики. 


!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!! 


Тире ставится,если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов. 


Яблоки, груши, сливы все фрукты лежали на столе. 


ПРАКТИКА

Задание 21 практика
РЕШАТЬ ВАРИАНТ ЕГЭ
21 задание ЕГЭ по русскому языку 2019. (в текстовом формате) 

rustutors.ru

Задание 21 в ЕГЭ по русскому языку

Не так давно во время занятия с учеником столкнулась с его замешательством по поводу задания 21, которое посвящено типам речи. Ученика смутили слова «содержится» и «представлено» в пунктах задания. Поэтому в данном посте разберём подробнее этот вопрос.

Во-первых, все знают о трёх типа речи в русском языке: повествовании, описании и рассуждении. Вспомним (кратко) об особенностях каждого. Повествование — это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. 
В повествовании, как правило, можно выделить этапы развития событий: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.  Повествование включает: простые и сложные предложения, содержащие глаголы, наречия, деепричастия; видо-временные формы, подчёркивающие характер и смену событий. Описание — это характеристика человека, предмета, события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание включает: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.; прилагательные, причастия и причастные обороты; назывные и безличные предложения; имена, фамилии героев и т.д. Рассуждение — это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего.  Компоненты рассуждения: тезис, аргументация, вывод.  Рассуждения содержат: вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и др; вопросно-ответные формы изложения; придаточные причины, цели, условия, следствия и т.д. Любое обдумывание ситуации, её анализ, размышление обо всех «за» и «против», личное мнение автора о чем-либо — это рассуждение. 

Теперь разберёмся со словами «содержится» и «представлено» в задании 21. Что же имели в виду составители тестов? Объясню на примере.

Если в пункте ответа указано «В предложениях …-… содержится рассуждение», значит, помимо рассуждения, в данных предложениях может обнаружиться и повествование или описание (но не всегда! Есть примеры, где будет преобладать только один тип речи). 

Если же читаем «В предложениях …-… представлено рассуждение», значит эти предложения полностью нужно отнести к рассуждению и явных признаков других типов речи в них нет.

Пример.

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…                                                                                              (С. Соловейчик)    

Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-5 представлено рассуждение. 2) В предложении 8-10 содержится описание. 3) В предложениях 11-13 содержится повествование. 4) В предложении 14-16 содержится рассуждение.

5) В предложениях 17-22 содержится рассуждение.

Итак, начинаем с пункта 1. Читаем предложения 1-5. 

(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность.

Ищем признаки рассуждения: вводное предложение «я заметил», вопросы, которые задаёт автор, наличие тезиса «жить духовной жизнью — значит…» (предл.1), размышлений (предл.2-4) и мини-вывода «духовность не то, что…» (предл.5). Больше никаких признаков (описания или повествования) здесь нет. Вывод: в предл.1-5, очевидно, представлено рассуждение (т.е. только рассуждение). Пункт 1 — верный.

Далее пункт 2, предложения 8-10. Если верить заданию, здесь содержится описание (т.е. помимо него есть признаки ещё какого-то типа речи). 

(8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям.

Что мы видим? Вопросно-ответная форма, авторские размышления о духовной жизни человека. Это рассуждение. А где описание, характерные для него прилагательные, причастия, выразительные средства? Их нет, значит, нет и описания. Пункт 2 не подходит.

Пункт 3 — содержится повествование. Ищем.

(11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

Видим глагольные действия, смену событий, завязку, кульминацию и развязку? Ни одного признака. Значит, здесь нет повествования. В пункте 3 полностью рассуждение. Минус.

Далее 4 пункт: (14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

В задании указано «содержится рассуждение», т.е. есть/могут быть и другие типы речи.Что читаем в этих предложениях? «Добрые, способные любить и надеяться люди», «добрый и работящий человек» — это признаки описания. Ага, описание есть. А рассуждение? Тезис «бывает и обратное: есть …люди» и размышления автора на эту тему в предл.15-16. Рассуждение тоже есть. Значит, здесь содержится рассуждение, пункт 4 верен.

Пункт 5. Проверяем. 

(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

Видим признаки рассуждения: вопрос-тезис, размышление (автор в подтверждение своих мыслей приводит цитату А.С.Пушкина), вывод в предл.22. Рассуждение есть. Но в пункте указано «содержится». Как же быть? Данный пример показывает, что здесь рассуждение — преобладающий тип речи, а значит, пункт 5 верен, хотя явных признаков других типов речи здесь нет.

Итог: верные варианты ответа — 145.

tutorus62.blogspot.com

Задание 21 егэ русский язык 2018

 
 
 
 
 
 


Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

 

Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так: 

 «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

 

Алгоритм выполнения:

 

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст. 

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения. 

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки. 

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, «незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.

 

 

 

rustutors.ru

Тест. ТИПЫ РЕЧИ. Подготовка к заданию 21 ЕГЭ (русский язык)

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2)Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3)Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4)Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, — идеал образованного человека. (5)Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы становимся в определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7)Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8)Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11)Если человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12)Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13)Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14)Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений’ ради образования.

(15)Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16)Грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18)Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19)Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год.

videouroki.net

Задание 21 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку представлено двумя видами формулировок. Одна группа вопросов связана с определением типа речи (объяснение и практическая работа представлены ниже), другая группа – с установлением смысловой, логической связи между предложениями.  Подобную работу вы делали, выполняя задание 2.

 

 

Формулировка задания:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложениях 8–10 представлено повествование.

2) В предложениях 13, 14 содержатся элементы описания.

3) Предложение 23 содержит указание на причину того, о чём говорится

в предложении 22.

4) Предложение 28 объясняет содержание предложения 27.

5) В предложениях 45–47 содержится повествование.

 

Задание 21 содержит два вида формулировок. Чтобы проанализировать утверждение 1, 2, 5, нужно уметь определять  типы речи.

 

Повествование – это связный рассказ о событии, которое протекает во времени, о действии, которое  развивается последовательно. Повествование можно перевести в ряд зрительных образов (увидеть кадры кинофильма), к предложениям можно подставить слова: сначала – затем – потом – после этого.

 

Описание – изображение предмета, лица, явления путем перечисления его характерных признаков. Описание – это один зрительный образ (фотография, картина). Мы встречаемся с описанием человека (портрет), жилища (интерьер), природы (пейзаж). Даже если на картине изображены действия, «кадры» не меняются перед глазами, а значит, вы имеете дело с описанием. (Например, картины Айвазовского наполнены движением, но, описывая то, что вы видите, вы используете такой тип речи, как описание.)

 

Рассуждение традиционно вызывает затруднение. Дело в том, что в школе мы привыкли иметь дело с классическим видом рассуждения: тезис – доказательства – вывод. Да, рассуждение строится именно так, и вы таким же образом построите свое экзаменационное сочинение. Но в этом задании вам предлагается проанализировать маленький фрагмент текста. Это может быть лишь небольшая часть рассуждения, вы не найдете здесь тезиса, не увидите вывода. Перед вами – мысль автора, его размышление, раздумье. Вы не сможете создать зрительный образ фрагмента, зато сможете сформулировать тему: над чем размышляет автор, о чем он думает, что говорит.

 

Выполним эту часть задания:

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

Перед нами раздумье автора о своеобразии живописи Берга. Вы не сможете изобразить то, о чем говорится во фрагменте, в виде картинки. Это рассуждение.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой.

Извлеченные таким образом из контекста, предложения оказываются не связанными по смыслу. Читая предложение 14, вы зрительно представляете глубокое озеро с чёрной водой, предложение 13 тоже позволяет воображению рисовать картину жаркого, безветренного  августа. Не представляя собой единого описания, фрагмент содержит его элементы.

 

(45)Вернувшись в город, Берг обнаружил извещение о выставке. (46)Его просили сообщить, сколько своих вещей он выставит. (47)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, – мой первый пейзаж».

Перед нами цепочка действий, которые разворачиваются во времени. Фрагмент можно представить в качестве кинофильма: Берг вернулся в город – обнаружил извещение – сел к столу – написал. Это повествование.

 

Вторая группа формулировок задания проверяет ваше умение видеть смысловые связи между частями высказывания. Вспомните: выполняя задание 1, вы уже устанавливали эти смысловую, логическую связь.

Напомним, какие вопросы могут прояснять эту связь:

— условие (при каком условии?)

— цель (для чего? с какой целью?)

— причина (почему? по какой причине?)

— следствие, вывод (итак, следовательно)

— пояснительные отношения (то есть, а именно)

— объяснение (чем это объясняется?)

— противопоставление (наоборот, но, а)

— аргументация (во-первых, во-вторых)

— уступительные отношения (хотя, несмотря на то что)

 

Выполним эту часть задания:

(22)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг.                                Задаем вопрос: Почему? По какой причине?  

Потому что (23)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями.

Как видите, предложения потеряли логическую связь, в предложении 23 не содержится указание на причину.

 

(27)Берг рассердился.

Задаем вопрос: Чем это можно объяснить?

(28)Как можно было уезжать в разгар этой необыкновенной осени?

Ответ верный: предложение 28 объясняет, почему рассердился Берг.

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *