Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Текст Абрамова Ф.
(1)Я начни жить от сказки, как всякий человек, родившийся в деревне. (2)Сказки были первыми ручьями и ручейками, через которые вливалась в меня большая жизнь, национальная культура.
Дата публикации: 2013-07-18 19:58
Текст Авдеева А.
(1)Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления.
Дата публикации: 2018-06-06 09:46
Текст Аверинцева С.
(1)Воин и женщина – тема общечеловеческая, у истоков европейской гуманистической традиции – несравненный разговор Гектора и Андромахи в VI песне «Илиады».
Дата публикации: 2015-05-23 23:54
Текст Агафонова Н.
(1)«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным!»
Дата публикации: 2016-06-15 22:29
Текст Агеева М.
(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
Дата публикации: 2012-03-28 20:11
Текст Аграновского В.
(1)Каков механизм рождения штампа? (2)Писатель Серафимович сказал, что всё это заезжено, что «избито это и тысячу раз повторялось».
Дата публикации: 2015-05-23 23:48
Текст Адамовича А.
(1)…Так в чём же смысл человеческого существования? (2)Не в вопросе ли заключён ответ?
Дата публикации: 2014-06-12 21:57
Текст Азарова Ю.
(1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагогики.
Дата публикации: 2016-06-02 09:31
Текст Айтматова Ч.
(1)Певцов было десять человек, только десять. (2)Все в одинаковых чёрных концертных костюмах, белых манишках. (3)И ни тебе инструментов, ни микрофонов, ни эстрадных звукоусилителей и никаких, конечно, световых манипуляторов — просто в зале несколько приглушили свет.
Дата публикации: 2015-05-23 23:32
Текст Аксакова С.
(1)Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. (2)Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.
Дата публикации: 2013-07-19 10:34
saharina.ru
Тексты ЕГЭ по русскому языку по всем проблемам и темам. » Рустьюторс
Тексты ЕГЭ по русскому языку для сочинения. Все проблемы. Материалы для подготовки к сочинению. Практикум.
Здесь вы можете выбрать тему и попрактиковаться в написании сочинения. Разделы разработаны на основе более 1000 текстов.
Текст с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2018.
Природа (отношение к природе, умение видеть красоту в простом, влияние человека на природу)
Детство (воспоминание, вера в чудеса, детское восприятие
Война (патриотизм, героизм, подвиг, влияние на детей, воспоминание войны,)
Литература (чтение, книги, поэт, писатель, книги и прогресс)
Учитель
Родина (патриотизм)
Русский язык (состояние русского языка, заимствования, язык – зеркало души)
Память (историческая память, память о войне, тоска)
Искусство и культура (роль искусства и культуры, слава, песня).
Музыка
Наука и образование (познание, мудрость, воспитание)
История (почему важно помнить, отношение к истории)
Животные (собаки)
Телевидение (информационные технологии, прогресс, реклама)
Дружба
Профессия (ожидание-реальность, выбор профессии)
Семья и традиции
Отцы и дети
Положительные черты личности: Духовность, помощь, доброта, человечность, Честь, Совесть, нравственность, честь, интеллигентность, благородство, отзывчивость, Сочувствие и сострадание, Благодарность, Сила духа, справедливость, Оптимизм, радость в мелочах, Борьба с обстоятельствами.
Отрицательные черты личности: Ограниченность, обывательство, ханжество, душевная пустота, человеческие пороки, равнодушие, подлость, эгоизм, Хорошие и плохие манеры, грубость, хамство, Неуверенность в себе
Внутренняя и внешняя красота
Смелость и трусость ( страх, героизм, подвиг)
Смысл жизни (судьба)
Человек и общество (законы общества, антисоциальное поведение, поддержка окружающих)
Проблемы общества (ориентиры подростков, потребительство, кто виноват, мы в ответе за детей, сиротство, отношение к инвалидам) Глобальные проблемы (насилие)
Выбор (жизненного пути, морально-этический выбор, самореализация, призвание, истина, верность себе, нравственный долг)
Опыт и ошибки (цена ошибки)
Разум и чувства
Моральное и материальное
Труд
Деревня vs город (уничтожение деревень, переселение из деревень в город)
Счастье (что такое счастье)
Мама (отношение детей к матери)
Одиночество (одинокая старость)
Любовь (между мужчиной и женщиной, любовь женщины, любовь, нежность, ревность)
Личность (имя и фамилия человека, самооценка, известная личность, авторитет, герой времени, гений)
Врач
Мечта
Время
Другое
rustutors.ru
Автор и начало текста — сочинения |
---|
Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного… Текст и сочинение |
Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке… Текст и сочинение |
Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» … Текст и сочинение Сочинение #2 Сочинение #3 |
Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу… Сочинение #2 |
Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики… Текст и сочинение |
Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле… Текст и сочинение |
Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол… Текст и сочинение |
Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы… Текст и сочинение |
Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется… Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места… Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач… Текст и сочинение |
Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить… Текст и сочинение |
Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации… Текст и сочинение |
Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Дмитрий Быков о В.Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко… Текст и сочинение |
Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова… Текст и сочинение |
Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин… Текст и сочинение |
Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча… Текст и сочинение Cочинение #2 |
Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном… Текст и сочинение |
Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались… Текст и сочинение |
Михаил Осипович Гершензон Текст и сочинение |
Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания… Текст и сочинение |
Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека… Текст и сочинение |
Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно… Текст и сочинение |
Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем… Текст и сочинение |
Борис Петрович Екимов: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка… Текст и сочинение |
Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит… Текст и сочинение |
Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость… Текст и сочинение |
Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Д.Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг… Текст и сочинение |
Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю… Текст и сочинение |
Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить… Текст и сочинение |
Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным… Текст и сочинение |
Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время… Текст и сочинение |
Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны… Текст и сочинение |
Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово… Текст и сочинение |
Галина Георгиевна Туз : «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!»… Текст и сочинение |
Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета… Текст и сочинение |
Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных… Текст и сочинение |
Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку… Текст и сочинение |
Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Любовь Фёдоровна Воронкова: -Ты варенье любишь? -Какое? -Ну вишнёвое, например… Текст и сочинение |
Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина… Текст и сочинение |
А.Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать… Текст и сочинение |
Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению… Текст и сочинение |
Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри… Текст и сочинение Сочинение #2 Сочинение #3 |
Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину»… Текст и сочинение Сочинение #2 |
Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые… Текст и сочинение |
Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства… Текст и сочинение |
Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят , « красиво жить не запретишь»… Текст и сочинение |
Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы… Текст и сочинение |
Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал… (Тарас Шевченко) Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире.. Текст и сочинение |
Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Текст и сочинение |
Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем… Текст и сочинение |
Г.Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней… Текст и сочинение |
Константин Георгиевич Паустовский: …Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере… Текст и сочинение |
Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг… Текст и сочинение |
Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик…Овсянский остров напоминал… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом… Текст и сочинение |
Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М.В. Ломоносова… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание… Текст и сочинение |
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который.. Текст и сочинение |
И.Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота.. Текст и сочинение |
Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный… Текст и сочинение |
Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого… Текст и сочинение |
Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня… Текст и сочинение |
Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно… Текст и сочинение |
А.Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем… Текст и сочинение |
Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше.. Текст и сочинение |
Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек… Текст и сочинение |
vopvet.ru
Текст ЕГЭ. Н. Рерих. Тема: Русский язык. » Рустьюторс
Текст ЕГЭ. Н. Рерих. О русском языке.
(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» — так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.
(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка — санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. {9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.
(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки.
(15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.
(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.
(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем.
(По Н. Рериху)
rustutors.ru
Русский язык. Прогресс. Интернет. » Рустьюторс
Текст ЕГЭ. М. Кронгауз. О русском языке/прогрессе/интернете.
(1)Русский язык в Интернете – это, конечно же, чёрт знает что такое! (2)Но при том это всё равно русский язык.
(3)Начнём с самого простого – с яростной порчи орфографии. (4)Возникла она не в Интернете, но именно в Интернете была поставлена на поток. (5)И наиболее ярко проявилась в так называемом языке падонков и истории со словом превед. (6)Порча орфографии оказалась настолько привлекательной идеей, что сразу овладела умами и стала модной и почти обязательной.
(7)Хорошо известно, что именно орфография помогает легче воспринимать написанное, то есть попросту – быстрее читать. (8)Неправильное написание незначительно задерживает наш взгляд на слове, тормозя процесс чтения в целом. (9)Если таких задержек оказывается много, чтение тормозится не чуть-чуть, а сильно.
(10)На самом деле орфография помогает и быстрее писать, поскольку грамотный человек делает это автоматически. (11)И вот здесь прозвучало ключевое слово: грамотный. (12)Дело в том, что орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям. (13)Именно поэтому при любых реформах орфографии и графики страдают прежде всего они. (14)И именно образованные люди сильнее всего сопротивляются таким реформам. (15)Остальные же без орфографии даже немного выигрывают: не надо думать, как писать, да и чтению это не мешает, поскольку привычки к определённому графическому облику слов у них не сформировано. (16)Главное же, что при отсутствии орфографии незнание орфографических правил им абсолютно не вредит, так что их социальный статус сильно повышается.
(17)Другая причина привлекательности неправильной орфографии заключается в том, что она придаёт слову дополнительную выразительность. (18)Один мой знакомый объявил, что будет писать жи и ши только с буквой ы – в частности, потому, что «жызнь более энергична и жызненна, чем жизнь». (19)И по-своему был прав. (20)Однако, будучи грамотным человеком, периодически забывался и срывался на нормативные держишь и пишите.
(21)Безусловно, всевозможные выражения языка падонков – аицкий сотона, аффтар жжот и пеши исчо – выразительны и потому так популярны. (22)Кое-кто стал даже говорить о новой неправильной орфографии, то есть новой системе антиправил. (23)На самом деле никакой особой системы нет. (24)По существу, есть лишь одно основное правило: там, где можно написать слово иначе, чем оно пишется, и это не повлияет на его произнесение, – пиши иначе.
(25)Но здесь-то и кроется опасность! (26)По-настоящему неправильно могут писать только очень грамотные люди, которые, во-первых, знают, как писать правильно, а во-вторых, понимают, какие ошибки не искажают произношение. (27)Так, очень трудно поверить в то, что неграмотный человек мог бы написать «превед, кросавчег!», потому что сделаны почти все возможные ошибки.
(28)Выразительность же всех этих написаний весьма условна. (29)Они выразительны, пока мы осознаём их необычность и неправильность. (30)По мере привыкания к ним и забывания «правильного прототипа» они станут совершенно обычными, нейтральными написаниями, но правила орфографии мы при этом потеряем безвозвратно.
(31)Меня поразила позиция одного грамотного и вполне образованного человека по этому поводу, сформулированная на одном из форумов: дайте мне самовыражаться в Интернете так, как я хочу, а вот моих детей в школе извольте учить правильному языку и правильной орфографии. (32)Этот человек, увы, не понимает одной простой вещи: то, что для него является игрой, для следующего поколения постепенно превращается в норму. (33)Язык осваивается не только в школе. (34)Возможно, его сын впервые увидит слово аффтар именно в Интернете и именно в таком виде. (35)И это окажется его первым и основным языковым опытом, который не перечеркнёшь школьной зубрёжкой.
(По М. Кронгаузу*)
*Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958) – российский лингвист, профессор, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва».
rustutors.ru
Тексты с реального ЕГЭ 2017
Бакланов Григорий Яковлевич — русский советский писатель и сценарист.
За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей.
Попал он в полк случайно, на марше. Дело было ночью. К фронту двигалась артиллерия, обочиной, в пыли, подымая пыль множеством ног, топала пехота. И, как всегда, несколько пехотинцев попросились на пушки, подъехать немного. Среди них был Долговушин. Остальные потом соскочили, а Долговушин уснул. Когда проснулся, пехоты на дороге уже не было. Куда шла его рота, какой её номер — ничего этого он не знал, потому что всего два дня как попал в неё. Так Долговушин и прижился в артиллерийском полку.
Вначале его определили к Богачёву во взвод управления катушечным телефонистом. За Днестром, под Яссами, Богачёв всего один раз взял его с собой на передовой наблюдательный пункт, где все простреливалось из пулемётов и где не то что днём, но и ночью-то головы не поднять. Тут Долговушин по глупости постирал с себя все и остался в одной шинели, а под ней — в чем мать родила. Так он и сидел у телефона, запахнувшись, а напарник и бегал и ползал с катушкой по линии, пока его не ранило. На следующий день Богачёв выгнал Долговушина: к себе во взвод он подбирал людей, на которых мог положиться в бою, как на себя. И Долговушин попал к огневикам.
Безропотный, молчаливо-старательный, все бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. Когда выпадало опасное задание, о нем говорили: «Этот не справится». А раз не справится, зачем посылать? И посылали другого. Так Долговушин откочевал в повозочные. Он не просил, его перевели. Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:
— В армии так: не знаешь — научат, не хочешь — заставят. — И ещё сказал: — Отсюда тебе путь один: в пехоту. Так и запомни.
— Что ж пехота? И в пехоте люди живут, — уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.
С тем старшина и начал его воспитывать. Долговушину не стало житья. Вот и сейчас он тащился на НП, под самый обстрел, все ради того же воспитания. Два километра — не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом…
Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины. Теперь впереди, горбясь, шагал Долговушин, сзади — старшина. Неширокая полоса кукурузы кончилась, и они шли наизволок, отдыхая на ходу: здесь было безопасно. И чем выше взбирались они, тем видней было им оставшееся позади поле боя оно как бы опускалось и становилось плоским по мере того, как они поднимались вверх.
Пономарёв оглянулся ещё раз. Немецкие танки расползлись в стороны друг от друга и по-прежнему вели огонь. Плоские разрывы вставали по всему полю, а между ними ползли пехотинцы вcякий раз, когда они подымались перебегать, яростней начинали строчить пулемёты. Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. Им оставалось миновать открытое пространство, а дальше на гребне опять начиналась кукуруза. Сквозь её реденькую стенку проглядывал засыпанный снегом рыжий отвал траншеи, там перебегали какие-то люди, изредка над бруствером показывалась голова и раздавался выстрел. Ветер был встречный, и пелена слез, застилавшая глаза, мешала рассмотреть хорошенько, что там делается. Но они настолько уже отошли от передовой, так оба сейчас были уверены в своей безопасности, что продолжали идти не тревожась. «Здесь, значит, вторую линию обороны строят», — решил Пономарёв с удовлетворением. А Долговушин поднял вверх сжатые кулаки и, потрясая ими, закричал тем, кто стрелял из траншеи.
До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.
— Немцы! — обмер Долговушин.
— Я те дам «немцы»! — прикрикнул старшина и погрозил пальцем.
Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, как за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.
— Я те побегу! — кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.
Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. Пули уже вскидывали снег около него. Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. Другие лошади валялись тут же. От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемёт.
«Немцы в тылу!» — понял Пономарёв. Теперь, если надавят с фронта и пехота начнёт отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. На ровном месте это — уничтожение.
— Правей, правей ползи! — закричал он Долговушину.
Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал:
— Правей бери, правей! Там скат!
Каблуки вильнули влево. «Услышал!» — радостно подумал Пономарёв. Ему наконец удалось вытащить наган. Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. Но в раненой руке нe было упора. Потом он опять пополз. Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь — жив». Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.
А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. Здесь пули шли поверху. Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. Наверху уже не стреляли. Там все было кончено.
«Правей ползи», — вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым. — Вот те и вышло правей… Он высвободил плечи от лямок, и термос упал в снег. Долговушин отпихнул его ногой. Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.
Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. Он показал пустой диск автомата. Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. И все сочувственно смотрели на Долговушина.
«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, — подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. — Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. Просто я ещё не умею разбираться в людях…» И поскольку в этот день ранило каптёра, Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.
xn—-etbbfc2ae1a2l.xn--p1ai
Текст ЕГЭ. М.А. Кронгауз. Тема: Русский язык. » Рустьюторс
Текст ЕГЭ. М.А. Кронгауз. О русском языке.(1)Современное общество озабочено тем» что язык начал изменяться.
(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.
(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (6)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее… (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.
(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.
(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.
(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!
(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.
(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!М.А. Кронгауз.
rustutors.ru