Егэ по русскому языку теория задание 19 – Задание 19. ЕГЭ по русскому языку. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях — Теория заданий ЕГЭ — Русский язык — Публикации

"Задание 19" ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 19. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Задание 19 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория 

 

Сложность 19 задания ЕГЭ заключается в том, что при выполнении нужно правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями.

 

Алгоритм выполнения:

1)Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.

2)Далее находи главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.

3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.

4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.

5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу, данному ниже:

На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!

и когда/ и, когда

и что/ и, что

и где/ и, где

что если/ что, если и др.

Проверяем следующим образом: берем придаточную на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

 

Запятая нужна

Запятая не нужна

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки.

 

 

Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонты.

Мы гуляли по набережной, поэтому, когда начался дождь, зашли в кафе.

На стыке подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложение следует вторая часть двойного союза.

 

 

 

Он уехал, и где он теперь, я не знаю.

Начался дождь. Он знал, что если он выйдет на улицу, то промокнет до нитки.

 

libaid.ru

Теория к заданию 19 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул

  • Блог
  • Теория к заданию 19 по русскому языку ЕГЭ 2019

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

 

Знаки препинания ставятся

В сложноподчинённых предложениях главная и придаточные части отделяются друг от друга знаками препинания:

  1. Запятая  ставится перед подчинительными союзами (когда, пока, едва, так как, потому что, оттого что,  вследствие того что,  затем чтобы, так что, хотя, несмотря на то что, как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как,  что, как, чтобы и тд). Например: Лист­вен­ни­ца может пе­ре­но­сить су­ро­вые зимы, так как она сбра­сы­ва­ет на зиму хвою.
  2. Точка с запятой ставится, если части предложения значительно распространены и уже имеют внутри себя запятые или в случае, если в предложении несколько частей, например: Если бы я захотела поставить перед собой цель и добиваться её всеми правдами и неправдами;  если бы я не стремилась не обижать людей; если бы не выбирала средств, идя к цели; то я была бы не я.
  3. Тире
     может ставиться в разных случаях, например если придаточная часть стоит перед главной: Когда есть любовь – праздник в душе.
  4. Запятая и тире ставятся при отделении нескольких однородных придаточных от главного, стоящего после них, например: Когда на улице непогода, когда свирепствует сильный ветер, когда идёт злой, хлёсткий дождь, - остаться дома – уже большое счастье.

 

Знаки препинания не ставятся

  1. между однородными придаточными предложениями, если они соединены неповторяющимися союзами и, да (в значении и), или, либо, например: Она не могла понять, что написано в инструкции и как ею пользоваться.
  2. перед придаточным предложением, если оно начинается с отрицательной частицы не, например: Он позвонил нам  не когда все страсти улеглись, а когда скандал только-только начал разгораться.
  3. перед подчинительными союзами в придаточных предложениях, если перед ними стоят повторяющиеся сочинительные союзы и, или, либо, ни…ни, не то…не то, то ли… то ли и др., например: Он позвонит нам либо когда объявят посадку в самолёт, либо когда они уже доберутся до места.
  4. перед придаточным, если оно неполное и состоит только из одного слова: союза или союзного слова, например: Он обиделся на нас, но не сказал почему. 

 

Примечание: 

  • Запятая не ставится перед устойчивыми сочетаниями типа во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи, есть над чем подумать, есть чем заняться и др. под., т.к. они не являются придаточными предложениями. 

 

 

Дополнительный материал

Знаки препинания:

bingoschool.ru

Задание №19

Задание №19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

 

Задание № 19 на ЕГЭ по русскому языку формулируется следующим образом:

Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Далее предлагается сложноподчинённое предложение. Имейте в виду, что данное задание является последним по  пунктуации, поэтому в нём могут быть пропущены знаки препинания буквально по любой теме. Но в основном это три типа правил, которые необходимо вспомнить , чтобы верно выполнить тестовое задание № 19

Вспомните правила для выполнения задания №19

  • Запятая перед союзом И

Прежде, чем определить, ставится ли перед  союзом И запятая, внимательно посмотрите, что конкретно союз соединяет: если два однородных члена предложения, то запятой не будет, если же два простых в составе сложноподчинённого (о чём свидетельствует наличие двух грамматических основ), то запятая перед И будет ставиться.

  • Запятая на стыке союзов

В предложении будут находиться рядом два союза. Чтобы определить, ставится или нет между ними запятая, найдите придаточное предложение. Если после него есть слово ТО, то запятая на стыке союзов НЕ ставится, если же нет слова ТО, то ставится. Перед словом ТО запятая, конечно, тоже ставится, так как здесь – конец придаточного предложения.

  • Запятая в сложноподчинённом предложении

Наконец, в конце предложения может быть дано ещё одно придаточное, перед которым тоже ставится запятая. Хотя, как я писала выше, могут быть пропущены знаки на любые правила, так как данное задание словно подытоживает тему, связанную с пунктуацией вообще.

Разберём конкретный пример

В доме родителей всё осталось по-прежнему (1) и (2 ) если ему казалось пространство дома словно сузившимся( 3) то это произошло только потому( 4) что он повзрослел.

Комментарий

  • Запятая 1 ставится, так как союз соединяет два простых предложения (основы: всё осталось  по-прежнему и это произошло).
  • Запятая 2 не ставится, так как после придаточного (если ему казалось пространство дома словно сузившимся) стоит слово ТО.
  • Запятая 3 ставится, так как заканчивается придаточное предложение.
  • Запятая 4 тоже ставится, начинается другое придаточное предложение.

Ответ: 134.

Подводя итог, хочется отметить, что данное задание выполнить несложно. Нужно быть просто очень внимательным, видеть границы простых предложений, не путать однородные члены с грамматическими основами, знать правила. Больше тренируйтесь, постоянно повторяйте правила. Тогда у вас всё получится.

Желаю удачи. 

 Мельникова Вера Александровна

 

 

poznaemvmeste.ru

Задание 19 ЕГЭ 2017 по русскому языку: теория

Описание презентации Задание 19 ЕГЭ 2017 по русскому языку: теория по слайдам

Задание 19 ЕГЭ 2017 по русскому языку: теория и практика. Автор работы: учитель русского языка и литературы МАОУ «Володарская СОШ» Садчикова Ю. Н.

Формулировка задания Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые. Данное задание является последним по пунктуации, поэтому в нём могут быть пропущены знаки препинания буквально по любой теме. Но в основном это три типа правил, которые необходимо вспомнить , чтобы верно выполнить тестовое задание

Правила Запятая перед союзом И Прежде, чем определить, ставится ли перед союзом И запятая, внимательно посмотрите, что конкретно союз соединяет: если два однородных члена предложения, то запятой не будет, если же два простых в составе сложноподчинённого , то запятая перед И будет ставиться.

Правила Запятая в сложноподчинённом предложении Наконец, в конце предложения может быть дано ещё одно придаточное , перед которым тоже ставится запятая. Хотя могут быть пропущены знаки на любые другие правила, так как данное задание словно подытоживает тему, связанную с пунктуацией вообще.

Правила Запятая на стыке союзов В предложении будут находиться рядом два союза. Чтобы определить, ставится или нет между ними запятая, найдите придаточное предложение. Если после него есть слова ТО , КАК , НО то запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ ; если же нет слов ТО , КАК , НО , то СТАВИТСЯ. Перед словами ТО, КАК, НО запятая, конечно, тоже ставится , так как здесь – конец придаточного предложения.

Правила

Конкретный пример В доме родителей всё осталось по-прежнему (1) и (2 ) если ему казалось пространство дома словно сузившимся ( 3) то это произошло только потому ( 4) что он повзрослел.

Комментарий к примеру Запятая 1 ставится, так как союз соединяет два простых предложения (основы: всё осталось по-прежнему и это произошло). Запятая 2 не ставится, так как после придаточного (если ему казалось пространство дома словно сузившимся) стоит слово ТО. Запятая 3 ставится, так как заканчивается придаточное предложение. Запятая 4 тоже ставится, начинается другое придаточное предложение.

Ответ к примеру В доме родителей всё осталось по-прежнему, и если ему казалось пространство дома словно сузившимся, то это произошло только потому, что он повзрослел.

Примеры задания 19 1. Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым. 2. Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Примеры задания 19 3. Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок. 4. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.

Примеры задания 19 5. Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. 6. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.

Примеры задания 19 7. Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я. 8. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.

Примеры задания 19 9. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать. 10. В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.

Примеры задания 19 11. С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна. 12. После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.

Примеры задания 19 13. Душа А. П. Чехова всегда страдала от скуки и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла преданная любовь к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия. 14. Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания (2) и (3) что (4) если бы не было их батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.

Примеры задания 19 15. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.

Ключи к заданию 19 1. 1, 2, 3, 4 2. 1, 2, 3, 4 3. 2, 3, 4 4. 1, 3, 4 5. 1, 2, 3, 4 6. 1 7. 1, 2, 3, 5 8. 1, 4, 5 9. 1, 2, 3, 4 10. 1, 2, 5 11. 1, 2, 3, 4 12. 1, 3, 4 13. 1, 2, 3, 4, 5 14. 1, 4, 5 15. 1, 2, 3, 4,

Источники: http: //allday 1. com/imagedb/ad/3/abba 27065 dfe 437 a 944 aaf 6 abff 28. jpg http: //nachalo 4 ka. ru/wp-content/uploads/2014/04/knigi-chtenie-shablon-1. png http: //poznaemvmeste. ru/index. php/ege-teoriya/zadanie-19 http: //капканы-егэ. рф/index. php/ege-po-russkomu-yazyku/1131 -zadanie-7 -ege-po-russkom http: //капканы-егэ. рф/images/2012/05/309 -30. jpg

present5.com

В помощь выпускникам.Теория к заданиям 16

ЗАДНИЕ № 16

Обособленные определения могут быть выражены:

  1. одиночными определениями

  2. однородными определениями

  3. прилагательными с зависимыми словами

  4. причастными оборотами

Определения обособляются, то есть выделяются на письме запятыми, если они стоят ПОСЛЕ определяемого слова.

Девочка, читающая книгу, была очень увлечена (определение выражено причастным оборотом « читающая книгу» и стоит ПОСЛЕ определяемого слова « девочка»).

Определения не обособляются, если стоят ПЕРЕД определяемым словом.

Например: Читающая книгу девочка была очень увлечена.

Обособленные обстоятельства бывают выражены:

  1. Одиночными деепричастиями

  2. Деепричастными оборотами

  3. Существительными с предлогами:

несмотря на невзирая на благодаря вопреки в силу при условии

по причине вследствие за неимением и др.

Обстоятельства, выраженные деепричастиями, деепричастными оборами, сочетаниями вышеперечисленных предлогов с существительными – всегда обособляются.

Например: Он говорил, улыбаясь.

Он решил поступать в выбранный вуз, невзирая на несогласие родителей.

Путники, собрав остаток сил, продолжили путь.

ЗАДАНИЕ №17

Группы вводных слов по значению

Значение

Вводные слова

1.уверенность

конечно, бесспорно,  разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно,  само собой, правда, подлинно, само собой  разумеется, естественно, спору нет.

2. неуверенность, предположение

наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом,  допустим, предположим, так или иначе, если хотите.

3.различные чувства: радость, одобрение

К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.

4.различные чувства: сожаление, неодобрение

к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде , на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго  и др.

5.различные чувства: удивление, недоумение

удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело  и др.

6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания

по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.

7.источник сообщения

по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд , с моей точки зрения , вижу, известно , по наблюдению , с точки зрения и др.

8.порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например,  к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати,  к слову сказать и др.

9.способ оформления речи

одним словом,  словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно  говоря, вернее,  короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать,  проще сказать, если можно так выразиться,  как бы сказать, что называется, значит   и др.

10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов

по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.

11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания

знаешь  (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь  ли), понимаешь

(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно , позвольте, помилуйте, поймите , помните, заметьте   

( себе) и др.

12.выражения вежливости

простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

 Слово ОДНАКО в начале предложения является союзом ( = А), поэтому запятой он не выделяется. Если же данное слово стоит в середине или в конце предложения, то это вводное слово, поэтому ставим запятые. Например: Однако он не пришёл. Он, однако, не пришёл.

Если перед вводным словом стоит союз А, то запятая перед вводным словом НЕ ставится

Например: Тема на уроке новая, а значит, она должна вызвать интерес.

Исключение: если перед союзом стоит слово с частицей НЕ, то после союза А запятая ставится .Например: Жизнь его не праздник, а , наоборот, постоянная борьба за выживание.

будто

вряд ли

обычно

как будто

как раз

поэтому

ведь

якобы

причём

как бы

просто

обязательно

даже

только

словно

вот

всё-таки

вдобавок

всё же

потому

вдруг

внезапно

притом

при этом

поистине

буквально

почти

именно

едва

авось

обязательно

между тем

небось

Задание 18 ЕГЭ 2015

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Так звучит это задание в демоверсии ЕГЭ 2015:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея

Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Сложноподчиненное предложение – предложение, которое включает главное и одно или несколько придаточных. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

С темной башни колокол уныло возвещает,

что закат угас.

о чем?

главное

придаточное

& Правило

Как правило, грамматические основы отделяются друг от друга запятыми.

[ Мелиховы выехали на покос], (когда уже на лугу была чуть не половина хутора).

(Как дерево роняет листья),[так я роняю грустные слова] (С. Есенин).

GЛовушка №1!

В простых предложениях, входящих в состав сложного, могут быть либо только подлежащие, либо только сказуемые. Не ошибись, когда определяешь основы!

[Скоро пять лет], (как я работаю в институте).

GЛовушка №2!

Придаточное предложение может находиться внутри главного предложения.

Его необходимо выделять запятыми с двух сторон!

Всех, мы зовем за собою

кто честен душою,

главное

придаточное

óПомни!

В сложном предложении есть вводные конструкции, определения, приложения и обстоятельства, которые требуют выделения запятыми!

  1. Не ставится запятая в сложном предложении ПОСЛЕ главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного и того же слова или основы и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие):

Меня упрекают, но не знаю в чем

[ ], но [ ] (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не:

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь.

[ ] (не чтобы), а (чтобы )

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также. Запятая будет стоять перед этими словами:

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

[ ], а именно (если ).

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся):

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор.

[ ] (ни как ), (ни кто )

  1. При составных союзах:

благодаря тому что

ввиду того что

вследствие того что

в силу того что

оттого что

потому что

несмотря на то что

вместо того чтобы

для того чтобы

с тем чтобы

в то время как

после того как

перед тем как

с тех пор как

так же как

В начале предложения - запятой НЕ разделяется

В середине предложения – запятая – ОДИН РАЗ!

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга].

собирался стать геологом], (потому что геологом был Сергей).

НЕ + составной союз:

пришел на спектакль НЕ потому], (что он был интересный).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал ТОЛЬКО потому], (что представление было бесплатное).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, ВОЗМОЖНО, в силу того], (что были просчеты в тактике игры).

В КИМах ЕГЭ последних лет чаще всего задание касается расстановки знаков препинания в СПП с придаточным ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ, поэтому более подробно рассмотрим этот тип предложений.

Придаточные определительные относятся к члену главного предложения, выраженному существительным или другим словом, употреблённым в значении существительного, и отвечают на вопросы определений (какой? какая?...).

Придаточные определительные предложения прикрепляются к главному чаще всего с помощью союзных слов: какой, который, что, когда, где и др.

Придаточное определительное ВСЕГДА стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

На пригорке стоит дом, в котором мы живём.

Дом, в котором мы живём, стоит на пригорке.

В зданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых придаточная часть присоединяется ТОЛЬКО с помощью союзного слова «который», стоящего дистантно (не сразу после определяемого слова, а на некотором удалении от него):

Река, на заросшем берегу которой мы остановились, была неглубокой.

óОбратите внимание!

  1. Никогда не ставится запятая после союзного слова который:

События, свидетелями которых мы стали, потрясли город.

2. Если союзное слово который является зависимым словом при деепричастии, запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который – нет:

Вот книга, прочитав которую ты многое для себя откроешь.

3. Если придаточные определительные однородные и соединяются неповторяющимся союзом И, между ними запятая не ставится:

Книги, которые я прочитал и которые бы посоветовал вам, написаны нашими современниками.

óВнимание!!!

Союзное слово «который» может стоять как в начале придаточной части, так и в середине.

Слово «который» ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, т. е ОТНОСИТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ в роли союзного слова.

Например:

Мышление человека обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию, для разрешения которой нет готового рецепта.

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союз или союзное слово.

3. Определить границы главного и придаточного предложений.

4. Выяснить, есть ли условия, при которых запятая перед придаточным не ставится.

5. Проставить знаки препинания

6. Выписать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

ÑРазбор задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась и не вспоминать – это НЕ разные основы, а одно сказуемое.

Основы связаны союзным словом которых.

Определяем границы главного и придаточного предложений:

[Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней] (2) (в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать).

На границе основ поставим запятую:

[Вера старалась и не вспоминать тех страшных дней], (в течение которых ей так много пришлось страдать).

Таким образом, правильный вариант 2

Пунктуация в сложном союзном предложении. ЗАДАНИЕ 19

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Запятая не ставится, если дальше идёт вторая часть двойного союза ЕСЛИ ... ТО, КАК... ТАК И, ХОТЯ... НО (ОДНАКО).

Сравни:

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

infourok.ru

Задание №19 – Теория – ЕГЭ 2019 по русскому языку

Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

 

Теория для Задания №19 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Знаки препинания в СПП»

 

Алгоритм выполнения:
1. Прочитайте внимательно задание и предложение.
2. Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
3. Если СПП с одним придаточным, необходимо поставить запятую на границе предложений.
4. Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения( однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые.

 

Если СПП с одним придаточным:

1. Придаточное предложение стоит после главного.
[ ], ( )
Мы вернулись домой, когда начался дождь.

2. Придаточное стоит перед главным
( ), [ ]
Когда начался дождь, мы вернулись домой.

3. Придаточное находится внутри главного предложения.
[ ,( ), ].
Мы, когда начался дождь, вернулись домой.

4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов ( благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз
[ ], (по мере того как ….)
…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн)

5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом
1) есть отрицание с частицей не;
2) есть усилительные или ограничительные частицы,
3) есть вводное слово
1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин).
2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов)
3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь)
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются

6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей

СПП с несколькими придаточными

СПП с несколькими придаточными имеют следующие типы подчинения:

1) Последовательное (каждая последующая часть зависит от предыдущей)
Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли.

2) Однородное (придаточные части зависят от одной главной части, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову)

Я считаю,что вы устали и что вам необходимо подкрепиться.
Перед союзом И не ставим запятую, так как придаточные части однородны и соединены союзом И
Я считаю, что вы устали, что вам необходимо подкрепиться.
Здесь между придаточными нужна запятая, поскольку нет союза И.

3) Неоднородное (параллельное) (придаточные части зависят от разных слов в главной части или отвечают на разные вопросы)
Где бы ты ни был, помни, что дома тебя любят и ждут.

Обратите внимание!!!
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как союзом, так и союзным словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, так как союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Обычно путаница происходит со словом КОТОРЫЙ.
Например: Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я сильно сомневался.

Теги: Теория

ege-helper.ru

Задание 19 ЕГЭ по русскому языку

 

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые.


1.    Солнце уже взошло (1) когда путники осматривались на вершину холма(2) и (3) хотя не было ни единого облачка (4) небо было странного белесоватого цвета (5) и ближе к горизонту становилось свинцово-серым.
2.    Сначала никто не мог понять(1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.
3.    Беликов носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок.
4.    Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты придешь (3) то я охотно расскажу о том (4) что меня волнует.
5.    Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь.
6.    Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в XIX веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, и других стран.
7.    Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.
8.    В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) и переживает его судьбу (4) то он обычно доходит до полного ощущения (5) что он и есть тот самый герой.
9.    Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим,  даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать.
10.    В такую погоду (1) когда природа казалась кроткой и задумчивой (2) Иван Иванович и Буркин (3) были проникнуты любовью к этому полю (4)и оба думали о том (5) как велика (6) и как прекрасна эта страна.
11.    С Матвеем случилось небольшое происшествие (1) о котором он помнил всю свою жизнь (2) и (3) хотя он не мог считать себя виноватым (4) его совесть была неспокойна.
12.    После выступления юной солистки зрители почувствовали (1) что (2) если даже исполнительнице и не удалось в полной мере воплотить на сцене замысел режиссёра (3) то всё равно они присутствовали при рождении большого таланта (4) и весь многотысячный зал буквально взорвался аплодисментами.
13.    Душа А.П. Чехова всегда страдала от скуки  и праздности жизни (1) и (2) когда к писателю пришла огромная слава (3) когда пришла  преданная  любовь  к нему всего (4) что было в русском обществе умного и честного (5) он не замкнулся в недостижимости холодного величия.
14.    Королёв объяснил им (1) что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания  (2) и (3) что (4) если бы не было их  батальона (5) самолёты не могли бы летать и сражаться.
15.    Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен (3) но (4) огда она упала (5) многое изменилось.

КЛЮЧИ к заданию 19

№ задания

ответы

1

1, 2, 3, 4

2

1, 2, 3, 4

3

2, 3, 4

4

1, 3, 4

5

1, 2, 3, 4

6

1

7

1, 2, 3, 5

8

1, 4, 5

9

1, 2, 3, 4

10

1, 2, 5

11

1, 2, 3, 4

12

1, 3, 4

13

1, 2, 3, 4, 5

14

1, 4, 5

15

1, 2, 3, 4, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *