Егэ по обществознанию 2018 эссе шаблоны – Как писать эссе по обществознанию ЕГЭ 2018: правила с примерами и шаблонами, клише

Содержание

Шаблон мини-сочинения по обществознанию ЕГЭ 2018 года

Шаблон мини-сочинения по обществознанию

(Для выполнения задания 29 экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию)

  1. Выбрать высказывание, в котором обозначена идея, наиболее близкая и понятная, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.

  2. На черновике выписать ряд обществоведческих понятий, которые вы будете вводить в мини — сочинение.

Текст мини — сочинения

  1. В данном высказывании автор (например, Аристотель) затрагивает тему…(указать какую)

В высказывании содержится идея (идеи) …

Автор убежден в том, что …

Автор обращает наше внимание на …………….

Раскрыть затронутую автором тему, идеи.

Описать различные точки зрения на затронутую автором тему или различные подходы к ее решению (аспекты).

  1. Теоретически обосновать свою позицию, применив обществоведческие знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия.

  2. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Примеры (не менее 2-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты и примеры из общественной жизни, личный социальный опыт.

В качестве аргумента можно привести следующий факт из общественной жизни…

Данная ситуация подтверждается жизненной практикой…

Эти идеи прослеживаются в произведении …

Каждый пример должен быть явно связан с темой, затронутой автором.

4. Заключение:

Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), факты и примеры из общественной жизни и моего личного социального опыта подтверждают, что …(пересказать мысль автора своими словами).

infourok.ru

Эссе обществознание 2018

Каждый год ФИПИ реформирует демоверсию ЕГЭ по обществознанию. На этот раз несколько изменились требования и система оценки эссе (задания 29). Предлагаю уяснить нововведения!

Изменения в обществоведческом эссе 2018

Что нового в демоверсии ЕГЭ 2018?

Итак, опубликована новая демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2018. Мы уже разобрали ее задания, изменений оказалось немного. Но, одним из основных стало новшество в оценке задания 29 (обществоведческое сочинение).

Обратимся к тексту демоверсии.

Вот как задание выглядело в 2017 году.

Требования к эссе 2017 года

Что изменилось в тексте задания?

Требования к эссе в демоверсии ЕГЭ 2018

Давайте разберемся.

  1. Форма — мини-сочинение, без изменений.
  2. Слово проблема (которую поднимает автор цитаты) заменено на идея. Это принципиально? Думается нет, в любом случае это те мысли, которые возникают при осмысливании авторской цитаты!
  3. Более однозначно сформулировано требование писать несколько идей (в 2017 — при необходимости…).
  4. Также просят опираться на факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта, примеры из других учебных предметов.
  5. Также оценивается два примера из различных источников.
  6. Жестче сформулировано требование развернутого примера и его явной связи с идеей. 

То есть, по сути, меняется требование к объему (примеры нужно разворачивать, идей нужно видеть несколько!) и скажем так, сочинение действительно уходит от жанра легкого и прозрачного эссе, когда не обязательно дотошно выписывать пример, достаточно озвучить идею. К громоздкому сочинению, где все мысли тяжеловесны, предельно понятны и озвучены. Наверное, в следующем году к регламенту количества слов придем, как в других предметах, к сожалению

Как теперь проверяется эссе?

Прежде всего, изменилось количество критериев. Их стало 4 вместо прежних трех.

Критерии проверки задания 29 эссе на ЕГЭ 2017

Напомним, что в общем за мини-сочинение можно было получить 5 баллов (1-2-2). Теперь это 6 первичных баллов, ценность эссе продолжает увеличиваться, учиться писать его, чтобы получить важнейшие баллы ЕГЭ нужно обязательно!

Посмотрим на новые изменившиеся критерии!

Сущностно он не изменился, это все тоже раскрытие смысла цитаты автора. И, также, за нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.

Критерий 1 задание 29 ЕГЭ 2018

Итак, требуется найти в цитате идею (?проблему?), связанную с курсом и выделить тезис (вашу законченную мысль по данному высказыванию), который вы в дальнейшем и будете обосновывать сведениями из курса и примерам из социальной практики.

Ничего нового, если честно, не вижу. Вместо смысла цитаты автора пишешь …

«Основной идеей, сформулированной автором цитаты … я вижу…». Эта проблема мне кажется актуальной (? я полностью согласен с данной идеей, так как…).

Тот же по сути, критерий 2. Теоретическое обоснование идеи (проблемы) с позиций научного обществознания. термины, понятия, теории, выводы науки по данной идее

Критерий 2 задание 29 ЕГЭ 2018

Как и раньше, оценивается в 2 балла максимально. Это, если видна связанная цепочка теоретических рассуждений и построений. А если не видна? Отдельные, не связанные в единую картину положения, но относящиеся к теме, оцениваются лишь одним баллом. Согласитесь, очень скользкий и субъективный критерий…

Вот на самом деле он новый. Добавляется балл просто за то, что нет ошибок в теоретических построениях, терминах. Нечто аналогичное проверке исторического сочинения по критерию 6.

Критерий 3 задание 29 ЕГЭ 2018

К примеру, вы пишете, что пирамида потребностей Маслова (а она Маслоу), что репродуктивная функция семьи заключается в воспитании детей, что стратификация есть перемещение индивида в социальной структуре…

И новый четвертый критерий (хотя он, как раз-таки и не новый).

Критерий 4 задание 29 ЕГЭ 2018

Это видоизмененный вариант прежнего критерия 3. Только явно ужесточенный. Посмотрите, насколько жестко требуют приводить примеры для аргументации:

1) ЯВНО связанные с выбранными положениями и тезисами (а как оценить это ЯВНО (???)

2) РАЗВЕРНУТЫЕ ПРИМЕРЫ (то есть, выписанные досконально и предельно понятные эксперту при проверке). А если непонятны? (не читал, не видел, не знает…).

Очевидный субъективизм, на наш скромный взгляд, к тому же подогнанный под юридическое обоснование. А на фоне читанного/виданного в 2017 году это просто страшно на самом деле. То есть фактически ангажированный (не сведущий, не грамотный) эксперт очень хорошо защищен этими критериями проверки (особенно 29.2 и 29.4).

Косвенно это подтверждает и дальнейшая инструкция ФИПИ по проверке. Очень любопытно, посмотрите…

Перепроверка части 2

То есть даже ФИПИ допускает возможность подобного произвольного рассмотрения работы…

1. Да это не теоретические положения, о чем Вы? 0 баллов.

2. Аргументы не в явном виде. 0 баллов.

3. Ну, эти аргументы совсем не расписаны. 0 баллов.

Без комментариев, как говорится…

Разбор сочинения онлайн

Теперь предлагаю попробовать применить данные критерии к разбору сочинения, написанного участниками нашей группы при подготовке к написанию обществоведческого эссе на ЕГЭ  специальном топике группы.

Эссе написанное в группе https://vk.com/egewin

Итак, разберем его по новым критериям…

«Защита права есть защита величайшей общественной ценности».

(П.А. Сорокин) 

Критерий 1. На его раскрытие здесь играет:

Автор затрагивает проблему защиты права, особенно актуальную в современном обществе. 
По его мнению защита права очень важна для общества. 
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека. 

Итак, показана ИДЕЯ Сорокина и сформулирован тезис. Считаю, что К1 выполнен, пойдем далее!

Питирим Сорокин, великий русский социолог

Критерий 2. На его раскрытие здесь играет:

Право — совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства. Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод. Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод. Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью. Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей. Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства.

В сочинении мы видим здесь понятия право, гражданин, государство и гражданство. И попытку увязать их в общую канву рассуждений. Но, мы не видим, как все это в явном виде связано с требованием К2 делать это в контексте выделенных идеи и тезиса (!). А они, напомню, были:

… защита права очень важна для общества. 
… право играет важную роль в жизни любого государства, общества и каждого человека. 

В данном случае, только это предложение из эссе:

Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод. 

может влиять на оценку, но вот слово намного здесь явно лишнее. К примеру, согласно Конституции РФ, статья 62, пункт 3:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Да, политических прав у них нет, но вот насчет «правовое положение намного выше» это перебор. То есть, в данном случае выставляем за 2 критерий 1 балл с формулировкой:

В контексте каждой выделенной идеи/ тезиса приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и/или положения.

Критерий 3. Не будем придираться строго к приведенной выше неточности. Фактически, грубой ошибкой она не является, это 1 балл.

Теперь обратим внимание на аргументацию, критерий 4.

Как пример могу привести право любого человека на свободу и независимость, являющиеся важнейшими моральными и общественными ценностями. 
В качестве исторического примера можно привести восстание в Новочеркасске 1961 года, когда рабочие после повышения нормы выработки и понижения зарплаты устроили забастовку, целью которой было защитить свои права, права работников, и добиться установления благоприятных условий труда. Этот пример ярко иллюстрирует то, как группа людей боролись за защиту своих прав и отстаивали их, несмотря на угрозы со стороны власти. 
Таким образом, на конкретных примерах мы можем убедиться в том, что защищая свои права, каждый из нас способствует успешному существованию правовой системы в государстве. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

Кончено, простая констатация права из конституции без раскрытия того, как оно реализовывается в социальной действительности, и раньше не засчитывалось, это распространенная ошибка. А при повышенных требованиях сейчас тем более.

При оценивании засчитываются только сформулированные
развёрнуто корректные факты /примеры.

Исторический пример также не корректен, к сожалению. Новочеркасские события произошли в 1962 году, а не в 1961. Не было понижения зарплаты, было повышение цен на мясо и мясные продукты, масло.

Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые
ошибки, приведшие к существенному искажению сути
высказывания и свидетельствующие о непонимании
используемого исторического, литературного, географического
и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

Таким образом, данное мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию 2018, согласно новым требованиям и критериям, получило бы:

Критерий 1. 1 балл

Критерий 2. 1 балл

Критерий 3. 1 балл

Критерий 4. 0 баллов

Всего 3 балла из 6, что, в целом, является достаточно достойным результатом в данном сложном задании.

Таким образом, мы разобрали сегодня с Вами изменения в демоверсии ЕГЭ 2018, связанные с требованиями и оцениванием задания 29 (мини-сочинение, эссе) и привели пример такого оценивания.

Удачи Вам при подготовке к написанию эссе на ЕГЭ. Напомним, что все темы кодификатора ЕГЭ 2018 разобраны нами в расширенном курсе для вас, присоединяйтесь к тысячам ребят, готовящихся к ЕГЭ с его помощью.

А также получайте от нас экспертную проверку в нашей группе  

egewin.ru

Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ?

Каждый выпускник, которого интересует подготовка к ЕГЭ по обществознанию, столкнется с задачей написания эссе. Из нескольких предложенных цитат ученик должен выбрать один тезис и написать сочинение. В 2018 году этого финального задания коснутся некоторые изменения. Теперь можно получить максимум 6 первичных баллов за правильно выполненное эссе (до 2018 г. максимально можно было набрать 5 первичных баллов). Слово “проблема” (которая поднимается автором) заменена на слово “идея”. Но это совсем непринципиально. Главное – ценность сочинения повысилась, значит, нужно удвоить старания, чтобы получить максимальный балл.

Критерии оценки

Итак, ценность мини-сочинения повысилась, поэтому нужно серьезно подойти к наиболее весомому заданию экзамена. Для начала следует изучить критерии оценивания эссе по обществознанию в 2018 г.

  1. Главный критерий: раскрытие смысла высказывания. Нужно верно определить идею, заложенную автором, и (или) выдвинуть тезис по теме, который будет обоснован с помощью аргументов. Если по этому пункту 0 баллов, вся работа не засчитывается.
  2. Отсутствие теоретического обоснования своей точки зрения. Необходимо объяснить значение приведенных в цитате понятий, используя теорию (определения и положения из учебников), рассуждение (причинно-следственное обоснование того, что вы думаете по этому поводу) и выводы (ваше мнение, подкрепленное аргументами). Если теоретического содержания нет, получится 0.
  3. Новый критерий! Фактическая ошибка: если (с точки зрения науки «обществознание») вы привели ошибочное положение, сделали неверный вывод, нелогичное рассуждение, перепутали термин и т.д., то вам грозит 0.
  4. Тематическая не сочетаемость примера или факта с темой, выводом и рассуждением. Зачтутся только те аргументы, которые соответствуют заявленной теме. Некорректно отображенные и неполные утверждения также засчитываться не будут. За этот пункт можно получить целых 2 балла, если оба примера подойдут. Факты нужно формулировать развернуто и точно, ведь ошибка может стоить потери баллов. Примеры можно приводить из личного опыта, других предметов (художественной литературы, истории, географии), СМИ (из журналов, газет, теле и радиопередач).

План сочинения

Для того чтобы написать эссе на максимальный балл по вышеприведенным критериям, в первую очередь, нужно строго соблюсти формат или структуру эссе. Итак, план сочинения на ЕГЭ по обществознанию таков:

  • Обозначение проблемы и ее интерпретация.
  • Согласие или несогласие с позицией автора (объяснить, почему)
  • Аргументация собственной позиции.
  • Вывод

Подробно каждый из этих пунктов мы разберем в следующем параграфе.

Структура и алгоритм написания

Обозначение проблемы

При обозначении проблемы выпускнику следует, в первую очередь, осмыслить предлагаемый автором тезис и выделить в нем какую-то проблему (идею). Чаще всего цитаты включают в себя множество проблем и их интерпретаций. Ученику лучше остановиться на какой-то одной и рассмотреть ее подробно, следуя далее пунктам структуры эссе. Можно выделить несколько проблем (идей), содержащихся в тезисе, и раскрывать их, но, на мой взгляд, временные рамки экзамена не позволят основательно раскрыть несколько идей сразу и привести к ним аргументы. Обозначить проблему можно с помощью фраз-клише, например, таких:

  • В своем высказывании автор хотел обратить внимание на проблему, связанную с…;
  • Основной идеей, сформулированной автором цитаты … , я вижу…;

Важно, чтобы в эссе прозвучали слова “проблема” и (или) “идея”, иначе за их отсутствие могут поставить 0 баллов. В процессе объяснения проблемы, поднимаемой автором, нужно использовать обществоведческие термины и давать им определения; включить материал, который входил в школьную программу курса.

Свое мнение

Во втором пункте следует писать о согласии или несогласии с автором по поводу проблемы. Одной фразы “согласен” или “не согласен” недостаточно. Здесь важно написать причину, на которую вы опираетесь. Эта причина может обобщать приводимые далее аргументы. Фразы-клише очевидны:

  • «Я полностью согласен/не согласен с мнением автора…»
  • «Трудно не согласиться с мнением автора…».

В этот пункт также можно включить теорию из курса обществознания. С ее помощью вы грамотно и аргументированно объясните, почему придерживаетесь озвученного мнения. Обратите внимание, что соглашаться легче, чем доказывать обратное, поэтому если вы в себе не уверены, не нарывайтесь на идеологическую полемику с невидимыми экзаменаторами, а делайте свое дело беспристрастно и отстраненно. Совсем не обязательно высказывать свои реальные воззрения на те или иные вопросы.

Аргументы

Следующий пункт — самая сложная и объёмная часть сочинения. Привести подходящие аргументы зачастую бывает непросто. Нужно привести как минимум 2 аргумента, ЯВНО иллюстрирующих данную проблему. Главное в этом пункте — конкретика. Примеры, содержащие «много воды», будут оцениваться 0 баллов. Вашими аргументами могут быть примеры из художественной и научной литературы (истории, химии, биологии и других дисциплин), биографии великих людей, ситуации из фильмов, сериалов, из жизни и личного опыта. Важно учитывать то, что эти высказывания должны быть из разных источников, например, из личного опыта и художественной литературы. За примеры, взятые из одной сферы, максимальный балл получить нельзя. Допустим, даже если оба аргумента, взятые из книг, будут идеально иллюстрировать проблему, Вы не сможете получить максимальный балл. Для каждого из аргументов следует выделять отдельный абзац. Фразы-клише:

  • «Для подтверждения моей точки зрения я приведу следующий аргумент…»
  • «Аргументом, способным подтвердить мою точку зрения является…»

Вывод

Последний пункт-это вывод. В выводе осуществляется обобщение размышлений, приведённых выше. Эта часть ничем не отличается от той, что приходится писать в сочинениях по русскому языку, литературе. Фразы-клише:

  • «Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что…»,
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

В выводе будет достаточно написать 2-3 предложения.

Пример сочинения

Специально для вас мы написали образец сочинения на ЕГЭ 2018 по обществознанию. Если Вас интересует конкретная тема, на которую вы затрудняетесь написать сочинение, пишите нам в социальных сетях. Наши авторы смогут вам помочь, написав готовую работу на предложенную тему.

Также вы можете задавать вопросы, касающиеся проведения экзамена, в комментариях, мы ответим. Если же вы сомневаетесь в качестве своей работы, то присылайте ее нам на проверку.

Вот, собственно, и все советы для того, чтобы справиться с этим заданием. Готовьтесь, верьте в себя, и все получится. Удачи на экзамене!

Автор: Екатерина Дедкова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Темы и план написания эссе по обществознанию ЕГЭ 2018 года

Обществознание – один из самых популярных предметов ЕГЭ, ведь сертификат с хорошими баллами по данному предмету открывает широкие возможности для вступления в высоко котируемые ВУЗы на самые разные факультеты.

Если вы с уверенностью остановили свой выбор на обществознании или решили пройти испытания по данной дисциплине, считая ее проще ряда других предметов школьной программы, предлагаем узнать:

  1. В чем заключается основная сложность ЕГЭ по обществознанию?
  2. Какие темы эссе заявлены на 2018 год?
  3. Как правильно составить план к эссе по обществознанию?
  4. Как оценивается мини сочинение?

Основная сложность ЕГЭ по обществознанию

Хотя, для большинства школьников, обществознание кажется достаточно простым предметом, статистика результатов единого государственного экзамена свидетельствует, что далеко не все испытуемые с легкостью получают высокие баллы. Почему?

Если отбросить тот факт, что обществознание в качестве третьего предмета довольно часто выбирают 11-тиклассники, до последнего не определившиеся с желаемым направлением дальнейшего обучения, то причин не очень успешной сдачи экзамена три:

  1. Охват в билетах достаточно большого количества тем, входящих в курс таких предметов, как: экономика, политика, право, социология и философия.
  2. Отсутствие у многих школьников умения быстро работать с информацией, представленной в виде таблиц и графиков.
  3. Проблемы с грамотным написанием эссе.

Именно короткое сочинение-рассуждение, в котором выпускникам необходимо не только раскрыть смысл высказывания, но и аргументировать свои рассуждения, умело оперируя понятиями из разных тем с опорой на личный опыт, вызывает у большинства выпускников затруднения. Но, на самом деле, все достаточно просто, если уделить некоторое время подготовке к ЕГЭ.

С чего начать?

  • Узнать, какие темы эссе будут предложены на ЕГЭ по обществознанию в 2018 году.
  • Проработать каждую из возможных тематик.
  • Составить опорный план, который поможет быстро и грамотно написать эссе по обществознанию и успешно поступить в желаемый ВУЗ в 2018 году.

Темы эссе на ЕГЭ 2018 года по обществознанию

Точно сказать, какую именно тему предложат выпускникам в 2018 году, никто не может, так как ее оглашают после вскрытия конверта в день проведения ЕГЭ. Но, хорошо подготовится к эссе можно, ведь все возможные темы есть в сборнике, из которого будут взяты задания для ЕГЭ по обществознанию и в 2018 году.

Вы можете ознакомиться с темами и проблематиками разных модулей, входящих в обществознание на странице нашего портала или сохранить файл в формате pdf себе на компьютер. Открывать файлы данного формата можно специальными программами или просто через любой браузер, установленный на вашем ПК.

Составление плана к эссе по обществознанию

Независимо от направления и темы эссе должно иметь такую структуру:

  1. Главная цитата.
  2. Проблема и ее актуальность.
  3. Раскрытие сути высказывания.
  4. Взгляд пишущего эссе на раскрываемую проблему.
  5. Теоретическая аргументация.
  6. Примеры из личного опыта или социальной практики, истории или литературы.
  7. Короткий вывод.

Постарайтесь подобрать цитаты к каждой теме. Но учтите, что выбор цитаты должен быть обоснованным и подтверждаться дальнейшими рассуждениями и примерами.

Для раскрытия актуальности проблемы используйте фразы-клише:

Для правильного раскрытия содержания выбранной темы необходимо:

  1. периодически возвращаться к теме в разных пунктах эссе;
  2. добавить краткие сведения об авторе высказывания;
  3. стараться не выходить за рамки тематики;
  4. не разбавлять текст фактами и рассуждениями, не имеющими отношения к выбранной тематике;
  5. описать разные взгляды на проблему и существующие пути решения.

Не отклоняться во время сдачи ЕГЭ 2018 по обществознанию от намеченного пути поможет план эссе, по которому шаг за шагом вы без труда напишите сочинение-рассуждение.

Формулируя основную мысль, не повторяйте полностью высказывание, а используйте соответствующие клише:

  • «Смысл высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор абсолютно убежден, что…»
  • «Высказыванием автор пытается обратить внимание на то, что…»

Выражая свое мнение, не спешите принимать сторону автора. Вы можете согласиться с ним лишь частично или даже поспорить, предоставив весомые доводы в пользу своей позиции. В зависимости от выбранного направления, в блоке можно использовать фразы:

Аргументировать свое мнение необходимо на теоретическом и эмпирическом уровнях. Поэтому, составляя свой план к эссе для ЕГЭ 2018 года, обязательно заготовьте примеры из жизни, теоретический материал из разных тем по обществознанию, а также исторические факты.

Вывод – это 1-2 предложения, в которых подводится итог рассуждений.

Совет педагога! Прорабатывая каждую тему, составляйте себе опорные таблицы для каждого высказывания, в которых записывайте по 1-2 предложения к каждому пункту составленного плана.

Оценивание эссе по обществознанию

За грамотно написанное рассуждение выпускник может получить максимум 5 баллов.

Всего при выставлении баллов за эссе оцениваются:

Важно! Если неправильно раскрыт смысл высказывания, то эссе дальше не проверяется и за выполнение данного задания выставляется 0 баллов.

До старта ЕГЭ 2018 еще достаточно много времени, а это значит, что научиться правильно составлять план написания эссе и выучить теорию по обществознанию более чем реально. Главное – поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению через ежедневные занятия и неустанные тренировки в написании качественных эссе.

Также смотрите на видео по изменению ЭССЕ по обществознанию:

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net

Шаблон для написания эссе по обществознанию.

Организация работы по написанию

обществоведческого эссе

Образец черновика

Следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний

2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

Автор поднимает проблему…,которая является актуальной…

3. Смысл высказывания

Смысл данного высказывания в том. что…

«Автор обращает наше внимание на то, что…» 

«Автор убеждён в том, что…»

4. Собственная точка зрения

«Я согласен с автором в том, что… »

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

5. Аргументация на теоретическом уровне

Понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей

«Существует несколько подходов к данной проблеме…

«Следует отметить…»

«Необходимо заметить…»

6. Примеры

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту

«Проиллюстрируем это положение следующим примером …»

7. Вывод

«Таким образом, можно сделать вывод…»

«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

Организация работы по написанию

обществоведческого эссе

Образец черновика

1. Цитата

Следует выбрать одно из пяти предложенных высказываний

2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность

Автор поднимает проблему…,которая является актуальной…

3. Смысл высказывания

Смысл данного высказывания в том. что…

«Автор обращает наше внимание на то, что…» 

«Автор убеждён в том, что…»

4. Собственная точка зрения

«Я согласен с автором в том, что… »

«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»

5. Аргументация на теоретическом уровне

Понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей

«Существует несколько подходов к данной проблеме…

«Следует отметить…»

«Необходимо заметить…»

6. Примеры

а) использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

б) обращение к личному опыту

«Проиллюстрируем это положение следующим примером …»

7. Вывод

«Таким образом, можно сделать вывод…»

«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

infourok.ru

Эссе по обществознанию 2018

Темы эссе по обществознанию 2018

29.1 Философия

  • «Необходимо пытаться видеть в перспективе, каковы должны быть формы взаимодействия между техникой и обществом» (П. Энгельмейер).
  • «Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта…» (И. Кант).
  • «Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И. В. Гёте).
  • «Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек» (А. Гельб).
  • «Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать, и чем он, возможно, ещё и станет» (Э. Фромм).
  • «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).
  • «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы» (Э. Ренан).
  • «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Годвин).
  • «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
  • «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н. Чернышевский).
  • «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
  • «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели» (Ф. Лассаль).
  • «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах).
  • «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна» (Д. Дидро).
  • «Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями, — второстепенно» (А. Камю).
  • «Торжество над самим собой есть венец философии» (Диоген).
  • «Мысли философа — как звёзды, они не дают света, потому что слишком возвышенны» (Ф. Бэкон).
  • «Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но живите здравым умом, ибо ритор и философ не могут быть истинными христианами» (Аввакум).
  • «Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией» (Ф. Ларошфуко).
  • «Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии» (А. Камю).
  • «Прогресс наук и машин — это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека» (Э. Флайано).
  • «Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал» (А. Чехов).
  • «У каждого века своё средневековье» (С. Лец).
  • «Чем полнее и глубже будет объяснение теории, тем надёжнее и точнее будет предсказание» (Г. Рузавин).
  • «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий» (Т. Ойзерман).
  • «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта» (Н. Чернышевский).
  • «В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда — необходимость рационального познания» (С. Хмелевская).
  • «Человек противостоит природе, но вместе с тем является частью биосферы» (С. Хмелевская).
  • «Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, небиологическим» (Э. Ильенков).
  • «История — это правда, которая становится ложью. Миф — это ложь, которая становится правдой» (Ж. Кокто).
  • «Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К. Краус).
  • «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).
  • «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.П. Сартр).
  • «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н. Пирогов).
  • «Наши взгляды как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» (А. Поп).
  • «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить» (У. Шекспир).
  • «Мир — иероглиф истины» (С. Булгаков).
  • «Общество не обязательно соответствует политическим границам» (С. Тёрнер).
  • «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать» (Б. Рассел).
  • «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим её наделить» (И. Бергман).
  • «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер).
  • «Общество основывается на слабости индивидов, компенсируемой его силой» (Ж. Батай).
  • «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т. Карлейль).
  • «Революция — варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
  • «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л. Толстой).
  • «Человек не статистический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).
  • «Уча других, мы учимся сами» (Сократ).
  • «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. Бердяев).
  • «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание» (И. Кант).
  • «Видеть и всё же не верить — первая добродетель познающего; видимость — величайший его искуситель» (Ф. Ницше).

29.2 Экономика

  • «Все мы можем достичь определённого благосостояния. Просто нужно найти компромисс между нашим достоянием и нашими потребностями» (Р. Бурасса).
  • «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером» (А. Рогов).
  • «Устойчивость бизнеса зависит не только от прибылей, но и от предвидения, от умения предчувствовать этические последствия» (В. Хендерсон).
  • «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — бедность богачей» (Публий Сир).
  • «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин).
  • «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора» (Ф. Хайек).
  • «Экономика — очаровывающая наука… Её фундаментальные принципы столь просты, что… каждый может их понять, и тем не менее понимают их немногие» (М. Фридмен).
  • «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).
  • «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).
  • «Инфляция — единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридмен).
  • «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И. Посошков).
  • «Сбережения составляют самый богатый доход» (И. Стобей).
  • «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров» (Ф. Бэкон).
  • «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С. Витте).
  • «Свободная торговля — не принцип, а средство для достижения цели» (Б. Дизраэли).
  • «Экономика — наука зловещая…» (Т. Карлейль).
  • «Остерегайтесь и мелких напрасных расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль» (Б. Франклин).
  • «Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря, — не теряй ни времени, ни денег и используй и то и другое наилучшим образом» (Б. Франклин).
  • «Деньги, как навоз: если их не разбрасывать, то от них будет мало толку» (Ф. Бэкон).
  • «Всякий расточитель — враг общества, всякий бережливый человек — благодетель» (А. Смит).
  • «Зарытый клад ржавеет и гниёт, лишь в обороте золото растёт» (В. Шекспир).
  • «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» (Э. Севрус).
  • «Свободная рыночная экономика — превосходная вещь, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции» (Н. Аксерон).
  • «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
  • «Бизнес — это сочетание войны и спорта» (А. Моруа).
  • «Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира» (А. Смит).
  • «Повышение технического уровня промышленности повышает её возможности, её конкурентоспособность» (М. Конотопов).
  • «Если бедных слишком много, то расходы государства сильно возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоёв населения» (А. Кравченко).
  • «Опыт показывает, что успешное развитие промышленности обеспечивается относительным благополучием сельского хозяйства» (М. Конотопов).
  • «Частная инициатива — как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же наподобие руля направляет экономику в нужную сторону» (В. Леонтьев).
  • «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).
  • «Везде, где есть торговля, там и нравы кротки» (Ш. Монтескьё).
  • «Конкурентоспособность рождается не на мировом рынке, а внутри страны» (М. Портер).
  • «Без развития нет предпринимательской прибыли, без последней нет развития» (И. Шумпетер).
  • «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга» (Э. Кэннан).
  • «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство» (Б. Ауэрбах).
  • «Социализм — это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).
  • «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).
  • «Богатство — не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон I).
  • «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).
  • «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости» (Публий Сир).
  • «Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой» (Ч. Диккенс).
  • «Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей» (Ф. Хайек).
  • «Наилучшая экономическая система — это та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чём они больше нуждаются» (Дж. Гэлбрейт).
  • «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Б. Шоу).
  • «Если бы все цены и доходы росли в равной мере, то никто бы не пострадал. Но этот рост не одинаков. Многие теряют, и лишь немногие выигрывают» (И. Фишер).
  • «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований» (М. Станс).
  • «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Д. Колеман).
  • «Рынки так же, как парашюты, срабатывают, только если они открыты» (Г. Шмидт).
  • «Цены монополии во всех случаях являются самыми высокими из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласны заплатить» (А. Смит).

29.3 Социология, социальная психология

  • «Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации» (Г. Лебон).
  • «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть он знает, каков он в действительности» (Б. Паскаль).
  • «Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделённый необычайной властью» (Э. Фромм).
  • «Нации — это богатство человечества, это обобщённые личности его; самая малая из них несёт свои особые краски…» (А. Солженицын).
  • «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
  • «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
  • «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А. Асмолов).
  • «Молодёжь часто ведёт себя так, словно хочет уничтожить основу, фундамент собственной жизни» (Дж. Олдридж).
  • «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
  • «…Человеческое общество — это попытка, это долгое искание; ищет же оно того, кто повелевает!» (Ф. Ницше).
  • «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность — национализм» (И. Шевелёв).
  • «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер).
  • «Молодость — это время для усвоения мудрости…» (Ж. Ж. Руссо).
  • «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться — иногда в очень значительных пределах» (Ю. Лотман).
  • «Без равенства нет брака. Жена, исключённая из всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, — наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова» (А. Герцен).
  • «Человек хуже животного, когда он становится животным» (Р. Тагор).
  • «Относительно всякого брака пусть соблюдается одно предписание: каждый человек должен заключать брак, полезный для государства, а не только наиболее приятный для самого себя» (Платон).
  • «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем» (Т. Рузвельт).
  • «Раб предпочитает раба, господин — господина» (Аристотель).
  • «Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло» (Сократ).
  • «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком» (Л. Фейербах).
  • «Народ — это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменён не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений» (Г. Лебон).
  • «Индивидуумы могут составлять сообщества, но только институты могут создать нацию» (Б. Дизраэли).
  • «Обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию» (А. Кравченко).
  • «Личностью не рождаются, личностью становятся» (А. Леонтьев).
  • «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М. Форбс).
  • «Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком в будущее» (Д. Лихачёв).
  • «Человек — единственное создание, подлежащее воспитанию. Человек может стать человеком только путём воспитания» (И. Кант).
  • «Национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений» (Г. Гусейнов).
  • «Почёт влечёт за собой обязанности» (античный афоризм).
  • «Одна и та же социальная роль поразному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И. Кон).
  • «Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э. Гидденс).
  • «Свобода есть право на неравенство» (Н. Бердяев).
  • «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
  • «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» (С. Паркинсон).
  • «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
  • «Масса — это множество людей без особых достоинств» (Х. Ортега-и-Гассет).
  • «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаётся непреходящим явлением» (Р. Дарендорф).
  • «Национализм или национальный эгоизм, т. е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счёт других народностей, к господству над ними, — есть полное извращение национальной идеи…» (В. Соловьёв).
  • «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться» (Б. Паскаль).
  • «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектировал быть» (Ж. П. Сартр).
  • «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
  • «Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества» (Марк Аврелий).
  • «Семья — основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьёв и пчёл» (Г. К. Честертон).
  • «Вершина нас самих, венец нашей оригинальности — не наша индивидуальность, а наша личность» (П. Тейяр де Шарден).
  • «Нация — это сообщество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Бауэр).
  • «Национализм — детская болезнь — корь человечества» (А. Эйнштейн).
  • «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль ритм истории» (Р. Дарендорф).
  • «Поведение человека должно быть подобно его одежде: не слишком стеснять его и не быть слишком изысканным, но обеспечивать свободу движения и действий» (Ф. Бэкон).
  • «Человек — единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: её он должен решить и от неё нельзя никуда уйти» (Э. Фромм).

29.4 Политология

  • «Когда народ много знает, им трудно управлять» (Лао-Цзы).
  • «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П. Новгородцев).
  • «Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и которое предоставит свободное поле инициативе каждого» (Э. Абу).
  • «Политический организм так же, как и организм человека, начинает умирать с самого своего рождения и несёт в себе самом причины своего разрушения» (Ж.Ж. Руссо).
  • «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).
  • «Лучшее лекарство от болезней демократии — больше демократии» (А. Смит).
  • «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели» (Б. Шоу).
  • «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании» (К. Поппер).
  • «Политика — это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
  • «Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк).
  • «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш. Монтескьё).
  • «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер).
  • «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью» (Н. Макиавелли).
  • «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан» (И. Этвеш).
  • «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя» (К. Маркс).
  • «Основой власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых — служат хорошие законы и хорошее войско» (Н. Макиавелли).
  • «Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надёжная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру» (И. Кант).
  • «Государственный корабль — единственный, который даёт течь на самом верху» (Дж. Рестон).
  • «Плохо, если власть испытывает свою силу на оскорблениях; плохо, если почтение приобретается ужасом; любовью гораздо скорее, чем страхом, добьёшься того, чего хочешь» (Плиний Младший).
  • «Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале» (Н. Макиавелли).
  • «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил» (Г. Плеханов).
  • «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественнее благо народа и государства» (Аристотель).
  • «Политика походит на мифического сфинкса: подобно ему она пожирает тех, которые не разгадывают её загадок» (А. Ривароль).
  • «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
  • «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).
  • «Каждый имеет право на ошибку, а чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы» (Э. Маккензи).
  • «Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).
  • «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть» (Плутарх).
  • «Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).
  • «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования» (Лао-Цзы).
  • «Демократия — это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик).
  • «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели демократия не даёт» (И. Ильин).
  • «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» (Б. Чичерин).
  • «Задача государства состоит только в устранении зла, и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт).
  • «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский).
  • «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» (П. Буаст).
  • «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать» (маркиза де Помпадур).
  • «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека).
  • «Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краёв» (Б. Франклин).
  • «Есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).
  • «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» (Г. Б. де Мабли).
  • «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надёжным хранителем власти и народа» (Т. Джефферсон).
  • «Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нём определённость воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество» (И. Ильин).
  • «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных» (У. Черчилль).
  • «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).
  • «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б. Чичерин).
  • «Демократия — система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства» (А. Круглов).
  • «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение» (У. Черчилль).
  • «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
  • «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти» (Платон).

29.5 Правоведение

  • «Немыслимо право, которое всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение» (Н. Коркунов).
  • «Привилегия — величайший враг права» (Н. Эшенбах).
  • «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам» (Ж. Д’ Аламбер).
  • «Защита дурного деяния хуже самого деяния» (Б. Грасиан).
  • «Никто ещё из уважения к праву не отказывался от власти и применения силы, если представлялся случай» (Фукидид).
  • «Чтобы избавиться от гнёта силы, люди принуждены были подчиняться закону» (Л. Вовенарг).
  • «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан» (С. Смайлс).
  • «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры» (Д. Фонвизин).
  • «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескьё).
  • «Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеций).
  • «Что есть право и в чём состоит правонарушение, это должен определить закон» (латинское изречение).
  • «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьейто властью» (Платон).
  • «О государстве лучше всего судить по тому, как в нём судят» (С. Лец).
  • «Законы подобны паутине: мелкие насекомые в ней запутываются, большие — никогда» (Ф. Бэкон).
  • «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны» (Вольтер).
  • «Задуманное, хотя и не осуществлённое преступление есть всё же преступление» (Сенека).
  • «Когда множатся законы и приказы, растёт число воров и разбойников» (ЛаоЦзы).
  • «Один несправедливый приговор влечёт больше бедствия, чем многие преступления, совершённые частными людьми; последние портят только ручьи, только одинокие струи воды, тогда как несправедливый судья портит самый источник» (Ф. Бэкон).
  • «Осуждение невинного есть осуждение самих судей» (Сенека).
  • «Наказанный преступник — это пример для всех негодяев; невинно осуждённый — это вопрос совести всех честных людей» (Ж. Лабрюйер).
  • «Законы, в сущности, бесполезны как для дурных людей, так и для хороших. Первые от них не становятся лучше, вторые же — не нуждаются в них» (Демокрит).
  • «Право — это всё то, что истинно и справедливо» (В. Гюго).
  • «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи» (Ч. Хьюджес).
  • «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер).
  • «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона» (Цицерон).
  • «Когда я собираюсь ехать в какую-либо страну, я не смотрю, какие там законы; я смотрю на то, как они там реализуются» (Ш. Монтескьё).
  • «Когда гремит оружие, законы молчат» (латинская поговорка).
  • «Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил» (Плавт).
  • «Шум оружия заглушает голос законов» (М. Монтень).
  • «Самым надёжным гарантом прав человека выступает разветвлённая система правосудия» (А. Кравченко).
  • «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд).
  • «Правозаконность — одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом её реализации» (Ф. Хайек).
  • «Чем развитее, зрелее и глубже правосознание, тем совершеннее право» (И. Ильин).
  • «Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).
  • «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти» (И. Кант).
  • «Когда в зал суда входит политика, правосудие в ужасе убегает» (В. Гюго).
  • «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. Вышеславцев).
  • «Общество вынуждено постоянно прилагать усилия к тому, чтобы сориентировать на соблюдение прав человека всю свою правовую и политическую систему» (Ж. Маритен).
  • «Оденьте преступление в золото — и крепкое копьё правосудия переломится, не поранив; оденьте в рубище — его пронзит и соломинка пигмея» (У. Шекспир).
  • «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).
  • «Сильная власть грядущей России должна быть не внеправовая и не сверхправовая, а оформленная правом и служащая по праву, при помощи права — всенародному правопорядку» (И. Ильин).
  • «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
  • «В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признаётся законом» (Б. Чичерин).
  • «Мы с удовольствием слушаем тех, кто напоминает нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях» (Э. Бёрк).
  • «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознаёт, что, кроме него, на свете есть другие люди» (И. Ильин).
  • «Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом; когда тигр хочет убить его самого, человек называет это кровожадностью. Разница между преступлением и правосудием ничуть не больше» (Б. Шоу).
  • «Не быть подчинённым никакому закону — значит быть лишённым самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне).
  • «Закон и справедливость — две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил» (К. Колтон).
  • «Закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит).

Критерии оценивания эссе по обществознанию

  • Следующая публикация Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2018
  • Предыдущая публикация ЕГЭ по обществознанию 2018 вариант 50
Читайте также:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

socialstudies.ru

Шаблон мини-сочинения по обществознанию 11 класс ЕГЭ 2019 год (задание 29)

Шаблон мини-сочинения по обществознанию ЕГЭ 2019 год

(Для выполнения задания 29 экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию)

  1. Выбрать высказывание, в котором обозначена идея, наиболее близкая и понятная, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. При возможности записать на черновике другие идеи, которые затрагивает автор темы.

  2. На черновике выписать ряд обществоведческих понятий, которые вы будете вводить в мини — сочинение.

Текст мини — сочинения

  1. В данном высказывании автор (например, Аристотель) затрагивает идею о…(указать какую)

В высказывании содержится идея (идеи) о…

Автор убежден в том, что …

Автор обращает наше внимание на …………….

Раскрыть затронутую автором идею (идеи).

Описать различные точки зрения на затронутую автором идею (идеи) или различные подходы к ее решению (аспекты).

  1. Теоретически обосновать свою позицию, применив обществоведческие знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Рассуждения должны быть последовательными и непротиворечивыми, достоверными с точки зрения общественных наук.

  2. Привести конкретные примеры для иллюстрации приведенной идеи (идей). Примеры (не менее 2-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты и примеры из общественной жизни ( в том числе из сообщений СМИ), личный социальный опыт (в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы). Примеры из разных учебных предметов считаются примерами из различных источников.

В качестве примера можно привести следующий факт из общественной жизни…

Данная ситуация подтверждается жизненной практикой…

Эти идеи прослеживаются в произведении …

Каждый пример должен быть сформулирован развернуто, подтверждать указанную идею, быть явно связан с идеей, затронутой автором.

infourok.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о