Егэ литература 16 задание – Задание 16 (на сопоставление). ЕГЭ литература

Задание 16 ЕГЭ по литературе: разбор примеров

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе


Помните: указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый можно достаточно полно ответить в меньшем объёме).


Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.


Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов исопоставьте произведения с предложенным текстом в заданномнаправлении анализа.


Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Задание 16


В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Россия»?


Ответ на данный вопрос целесообразно начать с небольшого вступления, обобщив имеющие представления о раскрытии данной теме в русской лирике.


Старайтесь оперировать литературоведческими терминами.

Требования к выполнению задания 16
  1. Названо первое произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  2. Названо второе произведение, и указан его автор, произведение сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена (2 балла).
  3. Для аргументации тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют (4 балла).
  4. Отсутствуют логические, речевые ошибки (2 балла).


Максимальная оценка – 10 баллов.

Примерный образец сочинения


Вступление:


«Тема Родины раскрывается в творчестве многих поэтов: Тютчева, Лермонтова, Пушкина, Есенина. В своих стихотворениях русские лирики выразили самое главное– любовь к России. Этим чувством проникнуто описание морозного зимнего утра у Пушкина. Отчаянную тоску по родине слышим мы в прощальных строчках стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия!» Влюбляемся в страну березового ситца, читая стихотворения Есенина о родном крае».


Далее переходим к сопоставлению стихотворений. На примере одного стихотворения можно выявить сходства, на примере другого стихотворения – различия.


Необходимо выбрать направление анализа и проследить проявление сходных и отличительных признаков на разных уровнях: от идейного звучания до языкового оформления.


В стихотворении Тютчева «Умом Россию не понять» также, как и в стихотворении Блока, утверждается вера в Россию, страну загадочную и непонятную. По мнению Тютчева, этому есть объяснение:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать


Совсем иначе тема родной страны раскрывается в творчестве Лермонтова. «Люблю Россию я, но странною любовью», – так он начинает стихотворение «Родина».


В этом произведении поэт пытается понять природу своих патриотических чувств. Он подходит к этому рационалистически, заявляя: «Не победит её рассудок мой». По мнению Лермонтова, «умом любить Россию нельзя». Однако нельзя сказать, как он сам к этому относится.


Интересно, что Тютчев пишем о том же самом, но именно это вызывает его восхищение Россией (умом Россию не понять). А эмоциональное состояние Лермонтова спокойное, даже нейтральное. В стихотворении встречается только одно восклицательное предложение (первое). (Для сравнения: Стихотворение Блока более эмоционально: три строфы заканчиваются восклицательными знаками, в конце оставшихся трёх строф – многоточие, что свидетельствует либо о задумчивости, либо о душевном волнении) Лермонтов занимает позицию стороннего наблюдателя и в результате делает следующее признание: «Но я люблю, за что не знаю сам».


Главное отличие стихотворение «Родина» от стихотворения Блока «Россия» в следующем: Лермонтов пытается спокойно разобраться в своих собственных чувствах к родной стране, а патриотические чувства Блока утверждают в читателе светлое чувство веры в Россию.


Таким образом, тема Родины звучит в русской поэзии по-разному в зависимости от того, что каждый поэт вкладывает в слово «Россия».


ЕГЭ-2019. Литература. Сборник заданий: 400 заданий с ответами


Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по литературе. Издание содержит: • задания разных типов по всем темам ЕГЭ; • тренировочные варианты ЕГЭ; • методические рекомендации; • ответы ко всем заданиям. Пособие будет полезно учителям литературы, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ

Купить


rosuchebnik.ru

Материал к ЕГЭ по литературе (9,16 задание)

Тема

Автор

Произведение

Дружба

А.Пушкин

 «19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»

Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»

В.Высоцкий

«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

Свобода

А.Пушкин

Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»

«К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»

«Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»

«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

 Любовь

А.Пушкин

«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***).
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»
«Признание»

Ф.Тютчев

Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» Предопределение»)

А.Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка!» — взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь.
«Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка, все что было,
Уйдешь, я умру!»
Улыбнулся, спокойно и жутко,
И сказал мне: «Не стой на ветру»
«Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорной? Ты сошел с ума!»)
В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви:
«Я научилась просто, мудро жить,
 Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
«Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную.
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания:
«Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так, чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин

«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный—

Все вторит весело громам

«Весенняя гроза»

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)

А.Фет

Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья.

«И как в росинке чуть заметной

Весь солнца лик ты узнаешь,

Так слитно в глубине заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром:  

«Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом» 

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней»

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей — «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь»

Также поднимается тема поэта и толпы :

«Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

Голос не вмешивал в вой ему»

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

Ф.Тютчев

«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

А.Фет

Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет»

«Я пришел к тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)

Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.»

Связь поэта и времени в ст. «Ночь»:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену»

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Мой голос впервые – тих.

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!»

«Никто ничего не отнял»

Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки и обманы»

А.Пушкин

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа»

«Зачем меня на части рвете?»

А.Фет

Истинная поэзия — это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак, и венец!»

«Одним толчком согнать ладью живую»

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних донца»

«Невероятное приключение…»

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» — ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»

А.Твардовский

«Вся суть в одном — единственном завете»

Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу»

Родина

М.Лермонтов

«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»

А.Блок

В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа — землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»

В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» — цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно,беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне»

Ст. «Коршун»

С.Есенин

В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать не могу»

В философском ключе осмысливается тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!»

Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:

«Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»

Ф.Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

А.Фет

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя…»

«Далекий друг»

А.Фет

Искусство — вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой»

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я  руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!»

М.Лермонтов

«Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».

Б.Пастернак

«Снег идет» — быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной,

Не осквернился скорбный дух»

«Мне голос был»

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара/span>

Не отклонили от себя»

«Не с теми я, кто бросил землю»

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

А.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Сатира

В.Маяковский

Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников — бюрократов.

Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль»

Гоголь «Мертвые души»

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один…

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор»

Маяковский  «Прозаседавшиеся»

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка»

Народ

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему» — элегия

«Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления у парадного подъезда» — обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Ст. «Железная дорога»

infourok.ru

ЕГЭ. Литература. Задание №16. Аргументы. Тема: «Любовь»

Тема неразделённой любви.

1.Э.Асадов . «Если любовь уходит…»

 Как повести себя человеку, если любовь уходит, если любимый говорит о том, что нет больше этого чувства в сердце? Спорить, плакать, убеждать , даже грозить расплатой? Ничто уже не поможет. Поэт пишет о том, что нужно просто отпустить того, кто тебя уже разлюбил, как бы тяжело это ни было. Словами и просьбами любви не вернуть. Но даже при расставании не нужно терять чувства достоинства.

Если любовь уходит — хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!

ТЕКСТ

2.Е.Евтушенко. « Я разлюбил тебя… Банальная развязка»

О разлуке, прощании пишет поэт. Любовь ушла. Никакие слова не спасут её. Лирический герой испытывает неловкость от случившегося, обвиняет сам себя, что когда-то давал обещания. Зачем сейчас говорить о любви, если чувства прошли. Нужно просто быть честными друг с другом, как бы ни тяжело было услышать из уст, которые когда-то говорили о любви, что чувства остыли. Он просит прощения у бывшей любимой  за то, что любил её. Грустное стихотворение. Любовь не принесла  счастья двоим.

За то, что разлюбил, я не прошу прощенья.

Прости меня за то, что я любил тебя.

ТЕКСТ

3.Н.М.Рубцов . «Улетели листья с тополей»

Прошедшая любовь, словно листья с тополей, покинула  сердце. Кто виноват ,что улетели листья? Никто. Никто не виноват, что любовь прошла. Пошло так случилось, и надо это принять  сердцем и душой, хотя это сделать очень сложно. Что ж, бывает и так, что и любовь проходит. И всё же любящий обращается к любимой, которая разлюбила его, со словами:

Не жалей ты листья, не жалей,

А жалей любовь мою и нежность!

Даже прошедшая любовь останется в сердце , пусть просто как воспоминание о чём-то прекрасном.

 

ТЕКСТ

Общее

Ушедшая любовь. Все стихи поэтов о ней близки настроением грусти, сожаления, что прошли счастливые минуты жизни. Не важно, кто виноват в разлуке, пережитое вместе невозможно зачеркнуть. Поэтому так и болит душа, так грустно и тоскливо на сердце. Любовь покоряет сердца любящих, она же может просто тихо покинуть их, и уже ничего невозможно изменить. Такова жизнь. Но кто знает, может, впереди ждёт ещё более сильное чувство. Поэтому в данных стихах нет трагедии, ощущения невозможности дальше жить без любимого. Просто тихая грусть об ушедшей любви.

Тема взаимной любви.

1.В.Высоцкий «Баллада о любви»

Какие бы изменения ни произошли на земле, пишет автор, Любовь будет жить всегда. Всегда будут люди, для которых нет ничего важнее этого прекрасного чувства. Но страна Любви , эта великая страна, строго спрашивает с тех, кто живёт в ней. Будут и испытания, и тревоги, и расставания. Влюблённые буду лишены покоя и сна. Но они способны пережить всё ради любви.

Я поля влюбленным постелю —
Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!


Автор  пишет о тех, кто погиб ради любви, защищая её. Души этих людей «будут бродить в цветах».Жить стоит хотя бы ради того, чтобы любить.

Потому что если не любил —
Значит, и не жил, и не дышал!

 

ТЕКСТ

2.Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…»

Любовь — это нежность, чудо. Автор пишет , что любимая  войдёт в его дом, в его жизнь, и всё изменится. Зимняя ночь, снег, иней на окнах — и никого вокруг, кроме его и её, любящих друг друга людей. Появление любимой развеет все сомнения. Радость от ощущения счастья, ожидание любви, предвкушение наслаждения — все эти чувства передал автор в данном стихотворении.

Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.

ТЕКСТ

3.Н.А.Заболоцкий «Признание»

Признание в любви любимой. Сколько в нём нежности, любви, очарования! Оба испытывают сильные чувства. Может, поэтому от счастья слёзы на щеках женщины? Мужчина склоняется над коленями любимой. Он не может обычными выразить словами силу своих чувств — только поцелуи способны передать его любовь, а также стихотворения, посвящённые ей.

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!

 

ТЕКСТ

Общее

Сколько нежных, прекрасных  стихотворений посвятили поэты любви! Все их произведения объединяет сильное чувство, которое авторы  испытывают к женщине. Очарование ею,  прославление — всё есть в этих стихах. Любовь – это жизнь, она делает человека счастливым, наполняя смыслом существование  в этом мире.

literatura-ege.ru

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Тема : «Ангел».

 

Тема Ангела
1.М.Ю.Лермонтов «Ангел»

Ангел в данном стихотворении воплощает всё лучшее, что есть в душе человека. Показано, как Ангел благословляет душу младенца на жизнь на земле. В его песне прославление Бога, райской жизни. Жизнь на земле, которая ожидает маленького человека, полна печали и слёз. Песню Ангела человек будет хранить в душе всю жизнь.

И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

 

ТЕКСТ

2.А.Блок «Сусальный ангел»

Ангел — воплощение мечты, всего прекрасного, о чём думает человек. Но мечта иллюзорна. Как сусальный ангел тает, так и, сталкиваясь с действительностью, исчезает мечта. И лишь душа хранит эти прекрасные мгновения, когда человек мечтал, и хранит их, тихонько плача о несбывшемся.

Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты…

 

 

ТЕКСТ

3.А.Ахматова «Божий Ангел, зимним утром…»

Ангел помогает любящим встретиться, обручает их. Благодарность за это хранит человек в своей душе. Может, поэтому, так хочется смотреть на небо, видеть его простор и красоту?

Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер…

 

ТЕКСТ

Общее

Библейские темы часто встречаются в поэзии . Так и в этих стихотворениях дан образ Ангела, помогающего людям, оберегающего их жизнь, любовь. Ангел — это всегда олицетворение чистого, светлого в жизни, связанного с мечтой о лучшем. А если вдруг нет его  рядом, тает «сусальный ангел», то что-то не складывается в жизни. Ангел рядом — и человек спокоен, его оберегают. Эта вера помогает жить.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

literatura-ege.ru

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Аргументы. Вольнолюбивая лирика

Вольнолюбивая лирика
1.А.С.Пушкин « К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» — это одно из лучших стихотворений вольнолюбивой лирики поэта. Автор верил  в будущее страны и народа, что «Россия вспрянет ото сна», что не напрасны жертвы тех, кто отдал жизнь или лучшие годы борьбе за свободу. Об этих людях будет помнить Россия ,«… И на обломках самовластья Напишут наши имена!». Поэт призывал  своих соотечественников, обращаясь к ним, как к друзьям, все силы отдать борьбе за свободу народа, за справедливость. «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!»

ТЕКСТ

2.М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия…» 

С осуждением пишет о российской действительности, о  николаевской России в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов. называя страну «немытой» , страной «рабов» и «господ». Примитивная, без лоска и изящества, страна с её «мундирами голубыми»- полицией, пресекающей любое свободомыслие, — такую Россию поэту не жаль оставить , он прощается с нею, скрывается «за стенами Кавказа». Боль у поэта вызывает и «преданный народ», не стремящийся к лучшей жизни, к свободе. Не такой хотел видеть поэт Россию, а  свободной. Сквозь картину такой неприглядной родины виден образ глубоко любящего её человека, страдающего , что так несправедлив порядок в стране.

 

ТЕКСТ

3.А.А.Ахматова «Жить — так на воле…» 

Жить — так на воле,

Умирать — так дома.

Волково поле,

Желтая солома.

Очень короткое стихотворение, но полное такого желания жить на воле, не подчиняться никому, кто решит лишить воли человека  или целую страну. Написано стихотворение в первый день объявления войны в 1939 году. Впереди — миллионы жертв, несчастья, ужасы войны. Но не сломить народы, не лишить их свободы никогда. Это -основной мотив свободолюбивой лирики А.Ахматовой.

 

ТЕКСТ

Общее

Стихотворения поэтов объединяет общая мысль: человеку свойственно желание быть свободным, стремление к воле. Любые попытки лишить свободы отдельного человека, народ, страну  вызывают резкий протест. Будь то несвобода в своей стране, либо это борьба с захватчиками, напавшими на родную землю. Мечты о лучшем будущем России, когда не будет оков, звучат в данных произведениях. Авторы верят, что лишить свободы людей уже невозможно.

literatura-ege.ru

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Тема Родины, поэта и поэзии, природы. Аргументы.

Тема родины

1.М.Ю.Лермонтов «Родина»«Странной» называет свою любовь к России поэт. Он разделяет понятия родина и государство. Поэт любит красоту природы своей страны, её безграничные просторы. Именно это, а не «слава, купленная кровью», составляет его гордость. Но поэт понимает, как бесправен в России  народ, поэтому деревни – «печальные», дома, «покрытые соломой». Поэту дорога народная Русь, с её традициями, праздниками, культурой, с её трудолюбивым народом, а не страна, в которой столько несправедливости.

 

Текст

2.А.А.Блок «Россия»Поэт любил Россию, верил, что это великая держава. Он не покинул её после революции, постарался принять новый режим.

Поэт не приукрашивал действительность, описывая Россию. Он видел и покосившиеся избы  крестьян, и нищету простого народа.

Однако поэт верил, что Россия не пропадёт, не сгинет, что станет могущественнее и краше. Он верил в будущее Родины,  надеялся, что «невозможнее возможно». Это глубоко патриотическое стихотворение, полное огромной любви к России.

 

Текст

  1. К.М.Симонов «Родина»

Гордость за огромную, великую страну, касающуюся трёх океанов, передаёт поэт в стихотворении. Её ширь, величие, непобедимость составляют гордость каждого россиянина. Однако автор отмечает, что огромна любовь и к малой родне. В час, когда человек будет защищать страну, он вспомнит  тот уголок земли, где он родился. Большая и малая Родина — вот что даёт силы человеку в годы испытаний.

 

Текст

Общее.Для поэтов характерна огромная любовь к России, гордость за её народ, вера в будущее страны. Несмотря на все испытания, Россия выстоит — этот мотив звучит в стихах поэтов о России.

Тема поэта и поэзии

1.А.С.Пушкин «Поэту»Автор пишет о трудной судьбе поэта, которого может ждать и слава, и осуждение. Поэт должен быть выше похвалы и суда глупцов, идти вперёд дорогой свободы и любимых дум, оставаться твёрдым и спокойным. Поэт не должен ждать наград, он сам себе судья, если поэт идёт верной дорогой , то и награды в нём самом, он сам должен уметь оценивать свои творения.

 

Текст

2.М.Ю.Лермонтов «Пророк»Поэт , по мнению, автора, -пророк, провозглашающий любовь и правду. Он осознаёт своё предназначение, однако общество не понимает его, не прислушивается к нему. Мало того, многие презирают за  правду. Поэт испытывает боль, горечь от этого. Он одинок. И хотя живёт в этой «пустыне»  одиночества, но продолжает говорить правду.

 

Текст

  1. А.А.Ахматова « Мне ни к чему одические рати…»

Автор пишет об особенностях поэтического творчества, о том, что в стихах она пишет о ,казалось бы, простых вещах- «одуванчике у забора», «запахе дёгтя», о лопухе и лебеде,  но всё это- окружающая  природа, а значит, жизнь во всей её простоте и прелести. Это те ценности, которые должен воспевать поэт. Не «одические рати» её стихи, а описание привычной жизни во всей её полноте.

 

Текст

Общее.Поэт должен всегда быть пророком, идти впереди, а не писать в угоду толпе. Жизнь во всех её проявлениях — вот предмет поэзии. Не  всегда поэта  понимают и принимают, труден его путь . Но он должен в любой ситуации вести людей к лучшему будущему, по пути добра, веры, справедливости через все трудности и непонимание.

Тема природы, восхищение её красотой, единение с природой.

1.А.А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом»Сила чувств лирического героя созвучна с пробуждающейся природой. Радость, счастье, любовь испытывает человек, видя вокруг красоту природы, его сердце просто переполнено радостью жизни. Душа его счастлива.

 

Текст

2.Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»Природа в стихах поэта — живая, она очеловечена, имеет свою душу, язык. Человек должен научиться понимать её, жить с ней  в гармонии, это сделает его счастливым. Поэту горько, что многие люди не видят, не слышат природы, они немы. Их ничто, даже голос матери, не встревожит. Неумение видеть красоту природы, прислушиваться в ней приводит к душевной чёрствости, бессердечности.

 

Текст

3.С.А.Есенин «Клён ты мой опавший…»Поэт олицетворяет природу, говорит с клёном, видит много похожего в судьбах. Только он ещё не опавший, как клён,  « а вовсю зелёный», молодой, полный  сил и желания жить. Поэт словно ищет утешения и дружеского участия   у природы. Чувствуется грусть, которую испытывает лирический герой, непонимание окружающих, если он , как к другу, обращается к клёну, беседует с ним.

 

Текст

Общее.Поэты восхищаются красотой природы, одухотворяют её. Природа созвучна внутреннему настроению  человека. Любое состояние можно ярче почувствовать на лоне природы. Она  и успокоит, и вдохновит, и даст силы человеку. Единение с природой делает человека счастливым.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека с природой

1.М.Ю.Лермонтов «Тучи»Многого похожего  в своей судьбе  с  тучами видел поэт .Прежде всего, это одиночество и нахождение вдали от Родины. Но разница в том, что тучи сами выбрали этот путь, нет у них Родины, а поэт тоскует по родине, сердце его переполнено болью. Непонимание окружающих, тоску  и одиночество — вот что испытывал поэт. Наблюдение за одиноко и свободно плывущими по небу тучами, равнодушными, холодными, ещё более усиливают эти чувства.

 

Текст

  1. Ф.И.Тютчев «Тени сизые сместились»

Человек – часть  природы. Он ощущает это постоянно. Прекарасная картина начинающейся ночи поражает нежностью, восхищением, Уснуло всё вокруг. «Всё во мне, и я во всём»,- писал поэт. Соединение человека с природой делает его счастливым .Поэт словно просит у природы успокоения души, тишины, воссоединения с природой. «Все залей и утиши».

 

Текст

3.А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»Весна для А.Ахматовой — время переживаний, переосмысления прошлого, надежды на будущее. Дни предчувствия весны — это дни ожидания изменений в судьбе, ощущение лёгкости, когда всё вокруг кажется иным, воспринимается иначе.  «И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь». Весна — ожидание изменений в жизни, обновления, такого же, как и в природе.

 

Текст

Общее.Природа помогает человеку острее чувствовать, воспринимать жизнь и всё происходящее — от тоски и одиночества до радости и счастья. Природа созвучна любому состоянию человека. Ощущение одиночества и тоски, восхищения и ожидания – всё  усиливается картинами природы.

literatura-ege.ru

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Задание 16 (С4). Сравнительный анализ стихотворений

Итак, совсем скоро начнётся пора сдачи экзаменов. Одними из первых в бой пойдут будущие журналисты и лингвисты, педагоги и артисты – те, кто выбрал для сдачи литературу. Напоминаем: на досрочном этапе экзамен по литературе будет 20 марта, а в основной период – 27 мая. Времени всё меньше и меньше, нервная дрожь всё сильнее и сильнее, знания и уверенность куда-то улетучиваются… Словом, процесс идёт. Как обычно. Попробуем ещё раз сфокусироваться на решении важных задач.

Василий Михайлович расскажет о наиболее трудном, как показывает практика, задании – сопоставить по аналогии или контрасту несколько тематически объединённых стихотворений русских поэтов.

Начнём с объединения

Ещё в самом начале подготовки к ЕГЭ по литературе мы говорили о необходимости рутинной ежедневной работы. Как там у Тютчева? «Мысль изреченная есть ложь»? Говорили, проходили… С чем пришли-то? Знаете десяток-другой строчек из стихотворений, указанных в пресловутом «Кодификаторе»? Тематически объединяете хоть что-то? Замечательно!

Хотелось бы, конечно, большего. В идеале надо знать наизусть всё, что учили по программе. Нет привычки запоминать надолго? Жаль. Надеюсь, хоть до экзамена дотянете? Не разбазарите накопленный запас понятого, прочитанного и выученного?

Если вы всё ещё не завели привычку заучивать, записывать и группировать стихи по темам, начните сейчас. Откройте настольную книгу сдающего ЕГЭ – «Кодификатор» — и найдите все рекомендованные для подготовки стихи (Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, Есенина, Маяковского, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой и Твардовского). Пусть они будут у вас всегда под рукой. Либо на компьютере в электронном виде. Либо на бумаге.

Повторяйте выученное. Учите ещё. Цитирование в задании 16 ЕГЭ обязательно. Это не проза, которую можно пересказать. События в лирических произведениях есть не всегда. Выученные фрагменты будут вам отличным подспорьем во время написания мини-сочинения.

Если вы используете предложенную ранее методику карточек или стикеров для запоминания или заполняете тематическую таблицу, вам будет легче. Вы просто продолжаете делать то, что привыкли делать. Если же вас неожиданно осенило желание начать готовиться к экзамену по литературе, трезво оцените свои силы. Что прочитано? Что выучено? Понятны ли основные литературоведческие термины? Ничего не прочитано, не выучено, не понято? Тут только остаётся дать слово Муравью из басни И.А.Крылова: «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!». Хотя, как говорится, учиться никогда не поздно. Забудьте про важность внеклассных мероприятий, досуга. Они от вас никуда не денутся, а вот растраченное впустую время не вернуть. Уступив стихийному потоку хоть на пядь, вы будете всё больше и больше отдаляться от намеченного. Лень, безалаберность и неверная расстановка приоритетов в конце концов лишат вас свободы выбора. Навсегда. Не упустите свой шанс!

Вернёмся к объединению. Что и как объединять? Ещё раз обобщим.

Вот основные темы лирики: любовь и дружба, свобода и ответственность, природа и мировосприятие, назначение искусства и поэзии. Различают гражданскую и вольнолюбивую, интимную и философскую, пейзажную и патриотическую лирику. У одних поэтов «судьба и Родина едины». У других мир природы и внутренних переживаний нераздельны. Вспоминайте особенности лирики того или иного поэта и используйте их как при предварительной группировке, так и во время анализа.

В чём вопрос!

Внимательно читайте вопросы и задания! Надо ли привлекать для сопоставления стихи поэтов определённой эпохи? Или, может, сопоставительный анализ сужается до нахождения сходных тем, мотивов, образов? Всё важно. В том числе ещё раз перечитать то стихотворение, которое вы уже проанализировали в задании №15. Часто вопросы пятнадцатого и шестнадцатого заданий предлагают посмотреть на произведение с разных сторон. Будьте внимательны!

Вот, например, задания EDC99F ФИПИ:

Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения «Поёт зима – аукает…»?

И

В каких произведениях русских поэтов созданы картины зимы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…»?

В задании №15 надо анализировать чувства лирического героя, а в шестнадцатом надо сделать упор на картинах зимы. И, хотя особенности мироощущения разных лирических героев по-прежнему будут в центре нашего внимания, понадобится сузить тематику до зимних пейзажей.

К счастью, о зиме много прекрасных, запоминающихся стихотворений. Хотя бы «Зимний вечер» или «Зимнее утро» А.С.Пушкина. Или целый пласт зимней лирики у Б.Л.Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь», «Снег идёт», «Иней» и др.

Что-то из перечисленного знакомо: «Мороз и солнце; день чудесный!» («Зимнее утро» А.Пушкина), «Свеча горела на столе, свеча горела» («Зимняя ночь» Б.Пастернака)? Если да, то нечего и думать: надо брать! Ещё что-нибудь надо? Например, вот это: «Однажды, в студёную зимнюю пору…» Да, это не совсем лирика. Это отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». 

Несколько советов

Вернёмся к заданию.

Внимательно прочитали вопрос.

Перечитали стихотворение.

Вспомнили строчки из стихотворений по теме, указанной в вопросе.

Вспомнили их названия и авторов.

Подумали, как связать их с вопросом и проанализированным стихотворением.

Вспомнили основные особенности лирики анализируемых поэтов.

Составили план своего развёрнутого ответа. Не забываем, что это мини-сочинение представляет собой рассуждение со всеми вытекающими: тезисами, доказательствами и выводом.

Написали, проверили текст.

Всё. При переписывании можно что-то вспомнить, дописать. Естественно, не забываем указать номер вопроса. Да и сам вопрос во избежание путаницы не ленитесь записать.

Цитировать стихотворные строчки можно по обычным правилам постановки знаков препинания при прямой речи. Например, так:

В стихотворении «Пророк» А.С.Пушкин пишет: «Как труп в пустыне я лежал…»

Однако несколько строк лучше цитировать без кавычек:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы, –

Так поэт описывает удивительный процесс перерождения человека в пророка.

Грамотность на этом экзамене не проверяется, однако эксперты, безусловно, учтут её наличие или отсутствие. К тому же правильное цитирование устранит двусмысленность и продемонстрирует ваше знание предмета.

Каким должен быть объём развёрнутого ответа? Оптимальным! Кому-то достаточно пяти предложений. Кому-то недостаточно десяти. Вы должны ответить на вопрос, не забывая про критерии оценивания задания. На кону 10 баллов, так что надо постараться.

Будьте внимательны при цитировании и написании инициалов и фамилии поэта!

Не искажайте авторскую позицию!

Пробуйте, тренируйтесь, пишите больше! Чем больше вы напишете до экзамена, тем легче и лучше его сдадите!

Естественно, ваши работы должен проверить специалист. Обращайтесь за помощью к учителям и репетиторам.

Всё у вас получится! Удачи!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о