Егэ 5 задание – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Задание 5 ЕГЭ 2016 | скачать бесплатно

Содержание

Разбор задания №5 ЕГЭ по русскому языку |


Паронимы и их лексическая сочетаемость


Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.


Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку


Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.

Составим предложения:

  1. Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
  2. Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.

Как видно, значения этих слов абсолютно разные.  При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.

Алгоритм выполнения задания
  • Внимательно читаем каждое предложение.
  • Подбираем к выделенному слову синонимы, антонимы и делаем вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
  • Записываем слово, употребленное неверно.
словарь паронимов для ЕГЭ по Русскому языку

Разбор типовых вариантов задания №5 ЕГЭ по русскому языку


Пятое задание демонстрационного варианта 2018

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
  2. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
  4. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
  5. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Варианты употребления паронимов в предложениях 1, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения. Претерпеть изменения – подвергнуться изменениям; информационный портал – портал, предоставляющий информацию; вечный огонь – негаснущий огонь; гарантийный талон – талон, предоставляющий гарантию. Пароним во втором предложении использован неверно: слово нетерпимый образовано от слова терпимость – толерантность. В предложении же идет речь о боли, которую невозможно терпеть. Следовательно, нужно использовать слово, образованное от слова терпение – нестерпимая боль.

Ответ: нестерпимая.


Первый вариант задания

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
  2. Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
  3. ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.
  4. Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.
  5. Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Удачный – подходящий, лучший – слово употреблено верно; представили к наградам – слово употреблено верно – можно подобрать и другие словосочетания с этим словом: представили к ордену, представили к званию и др.; высотные здания – можно подобрать синонимичные сочетания – высотные дома, высотные работы; артистичный человек – артистичный ребенок, артистичный характер. Ошибочным является пароним в предложении под номером 5. Здесь употреблено сочетание «наличность конфликтов», однако наличность – количество чего-то, имеющегося в наличии (часто так говорят о деньгах). Фразу можно переделать как «присутствие конфликтов»; синоним к слову присутствие – наличие.

Ответ: наличие


Второй вариант задания

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.
  2. Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.
  3. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.
  4. На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.
  5. Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с делами»: деловое письмо, деловая встреча, деловой стиль одежды.

Ответ: двойственное или двоякое


Третий вариант задания

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1.  У нас очень ДРУЖНЫЙ класс.
  2. Мальчишка был ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ.
  3. Легкий и ИРОНИЧНЫЙ, он был всеобщим любимцем.
  4. Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
  5. Выделите в словах КОРЕННЫЕ морфемы.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Многим может быть трудно найти здесь ошибку с первого раза. Предложения 1, 2 и 4 не должны вызывать сомнения – они составлены правильно. Верный пароним употреблен и в предложении 3: человек может быть только ироничным, а не ироническим. Ироническим бывает отношение, взгляд, усмешка, замечание. В словарях дается очень близкое определение этих слов, поэтому лучше просто запомнить их сочетания. Ошибочным же является предложение под номером 5. Слово «коренной» имеет значение «изначальный, важный, глубокий»: коренной вопрос, коренное население, коренной поворот. А вот «корневой» — «относящийся к корню» — корневая система, корневая морфема.

Ответ: корневые

 

spadilo.ru

«Задание 5» ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 5. Лексические нормы

(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

 

Здесь вы сможете подобрать пароним к слову для того, чтобы решить задание ЕГЭ без труда. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку посвящено умению правильно использовать паронимы.

Паронимы — это слова, частично схожие в написании и произношении, но разные или частично схожие по значению.

Формулировка задания 5 в демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2018 звучит так:

«В одном из приведенных ниже предложении НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.»

— На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

— Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольной поле подошел врач.

— ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

— Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

— В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

 

Ответ: НЕСТЕРПИМОЙ


Алгоритм выполнения
1) Внимательно прочитайте задание. Всегда необходимо найти ошибку в использовании паронима.
2) К каждому парониму нужно вспомнить его пару (или несколько паронимов).
3) Помните! Свое значение пароним проявляет в полной мере только в контексте. Различия можно посмотреть в словаре. Запоминать лучше в контексте. Например: абонемент в театр — абонент недоступен. На основе таких примеров, вы сможете понять, правильно ли использован пароним в предложенном фрагменте.

4) За различие в значениях в паронимах отвечают суффиксы и приставки. Вспомните, какие типы паронимов существуют: корневые, суффиксальные, приставочные. Это часто помогает, когда не можете вспомнить точный пароним. Можно попробовать изменить приставку или суффикс в слове, тогда вы получите искомый пароним.
5) Суффиксальные паронимы легко запомнить, если знать, какие конкретно суффиксы чередуются, это вы можете посмотреть в приведенной ниже информации.
6) Запишите ответ, необходимо не просто найти ошибку, но и ИСПРАВИТЬ — это значит написать правильный ответ самостоятельно.
Далее вы можете ознакомиться с теорией к заданию 5 ЕГЭ, а также скачать словари паронимов.

Скачать словарь паронимов Вешняковой

Скачать паронимы для ЕГЭ 2018

 

Все паронимы можно условно разделить на:

1) Корневые

2) Приставочные

3) Суффиксальные

4) Смешанные

Корневые

Абонемент — абонент

Диктант — диктат

Дипломант — дипломат

Невежа —  невежда

Бывший — былой

Зачинатель — зачинщик

Жестокий — жесткий

Отборный — отборочный

Добротный — добрый

Словарный — словесный

Жилищный — жилой

Приставочные

(в, вз, вы, из, от, за, на, по, с, раз, о, у, об, пере, пре, предо, пред)

Вдох — вздох

Выбирая — избирая

Выдача — отдача — передача — раздача

Выплата — оплата — плата — уплата

Выплатить — заплатить — оплатить — отплатить — уплатить

Вырастить — нарастить — отрастить

Выращивание — наращивание — отращивание

Загородить — огородить — оградить — отгородить — перегородить

Занизить — понизить — снизить

Заплатить — оплатить

Заполнить — наполнить — переполнить

Заполнен — наполнен — переполнен

Надеть — одеть

Напоминание — упоминание

Обрывок — отрывок

Обхватить — охватить

Ограничить — отграничить — разграничить

Оклик — отклик

Отклонение — уклонение

Отклоняться — уклоняться

Отличать(-ся) — различать(-ся)

Отличие — различие

Перетерпеть — претерпеть

Предоставить — представить

Суффиксальные

(смотрим на буквенные сочетания)

Н-ВЕНН 
Бедный — бедственный  
Безответны безответственный 
Благодарный — благодарственный 
Великий — величественный 
Единичный — единственный 
Искусный — искусственный 
  
ЧЕСК-ЧН 
Артистический — артистичный 
Гармонический — гармоничный 
Демократический- Демократичный 
Дипломатичный — дипломатический 
Драматический -драматичный 
Иронический — ироничный 
Микроскопический — микроскопичный 
Органический — органичный 
Практический — практичный 
Публицистический — публицистичный 
Романтический — романтичный 
Сценический — сценичный 
Технический — техничный 
Фактический — фактичный 
Хищнический — хищный 
Экономический — экономичный — экономный 

Эстетический — эстетичный 
Этический — этичный 
  
НН — СК 
Враждебный — вражеский 
Звериный — зверский 
Жизненный — житейский 
Зрительный — зрительский 
Изобретательный — изобретательский 
Популярный — популистский 
Просвещенный — просветительский Ритмичный — ритмический 
Соседний — соседский 
Конный — конский 
  
ИСТ-Н 
Болотистый — болотный 
Глинистый — глиняный 
Каменистый — каменный 
Лесистый — лесной 
  
Прил. на ТЕЛЬ 
Благотворительный — благотворный 
Сравнительный — сравнимый 
Унизительный — униженный 
Желательный — желанный 
Длительный — длинный 
Обвинительный — обвиненный 
Представительный — представительский 
Признательный — признанный 
  
ТН 
Высокий — высотный 
Скрытый — скрытный 
  
ОВОЙ — ЧН 
Вековой — вечный 
Звуковой — звучный 
  
ОВАНН 
Гарантированный — гарантийный 
Лакированный — лаковый 
  
ОСТН — Н  
Личностный — личный 
Целостный — цельный (целый) 
  
Материал на — ЯН  
Костный — костяной 
Ледовый — ледяной 
  
Существительные на — ОСТЬ  
Выгода — выгодность 
Наличие — наличность 
Гордыня — гордость 
Гуманизм — гуманность 
Раздражение — раздражительность 
Эффективность — эффектность 
Сопротивление — сопротивляемость 
  
ЧИВ, ЛИВ, ТИВ (прилагательные)  
Дождливый — дождевой 
Доверчивый — доверительный 
Неудачливый — неудачный 
Памятливый — памятный 
Удачливый — удачный 
Продуктивный — продуктовый 
Эффективный — эффектный 
Пугливый — пуганый 

Смешанные паронимы (чередование разных суффиксов), 3 и более паронимов


Восполнить — дополнить — заполнить — наполнить — переполнить — пополнить  
Годичный — годовалый — годовой 
Гуманистический — гуманитарный — гуманный 
Деловитый — деловой — дельный — деляческий 
Действительный — действенный — действующий 
Двоичный — двойной — двойственный — двоякий — сдвоенный — удвоенный 
Дружный — дружественный — дружеский 
Информативный — информационный — информация — информированность 
Исходный — исходящий 
Красочный — крашеный — красящий 
Коренастый — коренной — корневой 
Комфортабельный — комфортный 

Нетерпеливый – нестерпимый — нетерпимый 
Мороженый — морозильный — морозный 
Покупательный — покупательский — покупной 
Производительный — производственный — производительность 
Почтенный — почтительный — почетный 
Царский — царственный — царствующий

libaid.ru

Егэ по Русскому Языку Задание 5

Сочетаемость слов

Для выполнения данного задания вам понадобится знание значений паронимов(слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением).

Вы можете ознакомится с кратким словариком паронимов или найти один из указанных словарей самостоятельно.

Если вы уже знакомы с паронимами, то пора попробовать ваши силы и выполнить несколько вариантов задания 5 из ЕГЭ по русскому языку.

Тестовые варианты для задания 5 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы

Пример 1:

В одном из при­ведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Этот ЗРИТЕЛЬНЫЙ вид спорта вызывает особый интерес.
ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.
На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.
Блог писателя — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.

Пример 2:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.
Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

Пример 3:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.
Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.
По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.
Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

Пример 4:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Будущий писатель рос в БЕДНОТЕ.
После конференции состоялся конструктивный и ДРУЖЕСТВЕННЫЙ диалог с руководителями страны.
К полудню ветер уже разогнал ДЫМОВУЮ завесу.
На уроках мы совершали ЭКСКУРСЫ в историю русского языка.

Пример 5:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

АРТИСТИЧЕСКИЕ наклонности можно выявить с помощью специальных тестов.
Российские учёные дали ОБОСНОВАНИЕ нового способа обработки стали.
Египетские фараоны XVII династии вели ЗАВОЕВАТЕЛЬНУЮ политику.
От природы Лена была очень ВПЕЧАТЛЯЮЩИМ человеком: она глубоко страдала от размолвок с близкими и друзьями.

Пример 6:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Все зрители были заворожены ПЕВУЧИМ голосом талантливой актрисы, исполняющей в спектакле главную роль.
Пальто из кожи мой друг НАДЕВАЕТ в промозглые осенние дни.
Этот выдающийся физик оказался полным НЕВЕЖЕЙ в искусстве.
Город попал в настоящую ДЫМОВУЮ завесу, стало трудно дышать.

Пример 7:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Приятным сюрпризом для всех стал огромный торт, ИСКУСНО выполненный из белого шоколада.
Договаривающиеся стороны считают возможным и ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ завершение переговоров.
Ведущим должен стать человек опытный, ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
В новом сезоне тренер ВОСПОЛНИЛ команду молодыми спортсменами.

Пример 8:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В результате социологического опроса был выявлен рейтинг ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса.
Впервые мысль о получении ИСКУССТВЕННЫХ тканей была высказана французским учёным Р. Реомюром еще в 1734 году.
Палаты Романовых в Зарядье отреставрируют к 400-летнему юбилею ЦАРСТВЕННОЙ династии.
КОНСТРУКТИВНОЙ может считаться лишь такая критика, которая не приводит к конфликтам.

Пример 9:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В Красноярске впервые состоялся международный конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна — 2012».
Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.
Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации — коммуникативный менеджмент.
Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

Ответы:

  1. зрелищный
  2. абонентов
  3. неудачным
  4. бедности
  5. впечатлительным
  6. невеждой
  7. пополнил
  8. царской
  9. освоить

xn—-etbfofe5bias1i.xn--p1ai

Задание 5 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку

Задание 5 учит вас различать слова, похожие и по значению, и по написанию. Это паронимы. Значения паронимов становятся понятны в контексте – словосочетаниях и предложениях. Запоминайте их именно так. А мы дадим вам несколько подсказок.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите выделенное слово.

Радость охватила душу путешественника.

Её постигло нестерпимое горе.

Его считали человеком замкнутым и скрытым.

Это происшествие оказалось единичным.

Как видите, надо не просто найти ошибку, а подобрать нужное слово-пароним.

Паронимы – это однокоренные слова, которые различаются приставками  или суффиксами. Но при внешнем сходстве они имеют разные лексические значения и сочетаются с разными словами.

Выполним задание, обратившись к словарю паронимов:

  1. Обхватить – обнять, заключить между распростертыми руками, пальцами, лапами: обхватить ствол; обхватить пальцами запястье.
  2.  Охватить – 1) воспринять целиком что-нибудь большое: охватить взглядом; 2) включить, ввести в круг чего-либо: охватить заботой; 3) заключить в свои пределы: пламя охватило дом.

  3. Нестерпимый – с трудом переносимый, очень сильный по степени проявления: нестерпимая жара.
  4. Нетерпеливый – испытывающий или выражающий нетерпение: нетерпеливый ребенок.

    Нетерпимый – 1) такой, с которым нельзя мириться, недопустимый: нетерпимая выходка; 2) тот, кто отличается нетерпимостью: человек ограниченный и нетерпимый.

  5. Скрытный – скрывающий свои чувства, мысли, намерения, не обнаруживающий себя или скрываемый: скрытный человек, скрытная жизнь.
  6. Скрытый – скрываемый, тайный, внешне незаметный или еще не проявившийся: скрытая угроза, скрытая камера.

  7. Единичный – отдельный, обособленный, индивидуальный: единичный случай.
  8. Единственный – только один: единственная радость.

Словарь паронимов для подготовки к ЕГЭ вы вполне можете осилить, тем более что значение большинства слов вам известно. Останавливайтесь на том, что показалось трудным. Главное: запоминайте весь «куст» паронимов, а значение каждого паронима запоминайте через пример (пароним «живет» именно в контексте).

На что следует обратить внимание? Суффикс Н в прилагательном подсказывает, что прилагательное называет качество, от него можно образовать краткую форму. Другой суффикс делает прилагательное относительным, называющим признак по отношению к чему-либо.

Например: артистичный человек – артистическое кафе, благотворное влияние – благотворительное мероприятие, этичное поведение – этические нормы поведения.

Суффикс ИСТ придает прилагательному значение «с большим содержанием чего-либо»: глинистая почва, каменистая дорога, костистая рыба. Сравните эти прилагательные с их паронимами со значением «сделанный из»: глиняный, каменный, костяной.

Есть паронимы с очень узкой сочетаемостью: преходящая слава (минутная, временная, быстро проходящая), высотные дома (многоэтажные).

Порой каждый из паронимов обладает не одним, а несколькими значениями: представить  сотрудника; 2) представить отчёт; 3) представить себе картину – 1) предоставить отпуск; 2) предоставить кредит; 3) предоставить возможность оправдаться.

Есть паронимы, указывающие на разное отношение к явлению, которое они называют: зачинатель – основоположник чего-то хорошего, положительного, а зачинщик – отрицательного.

Паронимы — это результат сложившейся языковой практики, они трудно поддаются классификации. Мы говорим: ледовая арена, ледовый завал, но ледяная вершина, ледяная глыба. Здесь поможет только практическое знакомство и опыт.

Напомним знаменитую пару: надеть на себя – одеть кого-то другого.

Словарь паронимов ЕГЭ-2017 можно найти на сайте fipi

Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!

Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России)                        +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

ege-study.ru

Задание №5

Учимся правильно понимать значения слов

На ЕГЭ в 2015 году несколько заданий будет посвящено лексике, определению значения слов.

 

Задание №5 на ЕГЭ по русскому языку — это проверка умений выпускников правильно определять значения предложенных слов. Нужно будет найти одно из четырёх предложений, в которых то или иное слово употреблено неверно.

 

Хочется отметить, что в основном это будут предложены слова, которые являются паронимами. Правда, в задании не всегда будет представлена пара паронимов, может быть только одно слово из двух. Задача ученика — не перепутать его значение с другим словом — паронимом.

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но имеющие разное значение, сферу употребления, отличающиеся лексической сочетаемостью, например: абонент — абонемент, болотный — болотистый, эффектный — эффективный, деловой – деловитый и многие другие.

Паронимов в русском языке так много, что существует даже специальный словарь паронимов, в котором можно прочитать словарные статьи и примеры о том или ином слове.

При использовании паронимов в речи, к сожалению, встречаются ОШИБКИ. Например:

одеть шапку (вместо надеть шапку)

эффектный метод (вместо эффективный метод)

экономичный человек (вместо экономный человек) и другие.

Рекомендации:

При выполнении задания №5 необходимо вдуматься в предложение, его смысл, вспомнить, что обозначает выделенное слово. Бывает так, что ученик не знает значение какого-то слова, но зато другие ему хорошо известны. Здесь поможет метод исключения неподходящих вариантов.

Прочитывайте про себя предложения, вслушивайтесь в их звучание. Иногда просто подходит такой способ: ответить себе — звучит или не звучит данное предложение. Ведь все слова вы уже не раз слышали.

На данном сайте предложены пары паронимов. Они сгруппированы по 10 пар на каждой карточке. Читайте, запоминайте слова, их значения, вдумывайтесь в примеры, выполняйте варианты тестов – и тогда, я уверена, вы справитесь с данным заданием.

Карточки с паронимами и их значениями можно найти в разделе ЕГЭ ТЕОРИЯ или перейти здесь: Задание№5 Лексическое значение слов — Паронимы

Паронимы сгруппированы по карточкам — по 10 пар, чтобы было легче запоминать. Если регулярно повторять  значения паронимов, то  можно  хорошо подготовиться к выполнению задания № 5.

УДАЧИ!

Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ русский язык задание 5

Столь памятный миг – плачевно закончилась битва,

Памятливый старик с плакучей ивы выдал миру песнь.

Плаксивым пареньком был Эйс, но стал подобен королям великим

И место подобающее занял в их ряду, хвала и честь.

Но возраст переходный не помешал ту совершить проделку:

Переходящий по наследству жезл украсть из тайника.

Вместо него Эйс поместил туда эффектную подделку,

Её создали гномы с Чёрных гор — гномья поделка с рудника.

Не уместить в ларец и не уйти – царь стражу разместил повсюду,

Всё преходяще в мире, всё проходит – не представить самому,

Но жизнь отдать сейчас Эйс не хотел и не хотел он, чтоб унизили прилюдно,

Вот случай предоставился, и способ эффективный, ведь всё на кону.

 

Сопротивление бесполезно, когда сопротивляемость мала.

Принизят все твои заслуги, забудутся твои дела.

Вещал почтенный старец песнь победы, почтительно склонили мы главу.

Признанный гений он, сказитель мудрый, мы все признательны за песнь ему.

 

Был праздничный день, театр прибыл давать представленье,

Вкруг замка – повозки и праздно скучающий люд.

Эйс бросил в окно жезл, предоставив судьбе дать решенье

Вопроса проблемного, и сам побежал наутёк.

Но проблематично пройти мимо царской той стражи.

Эйс парень практичный, он с царственной осанкой пошёл.

Практический опыт помог ему выглядеть важно,

И царствующий в душе страх Эйс легко поборол.

Как жезл найти? Сравнимо с иголкой и сеном:

Удачливым надо быть парнем, чтоб в толпе отыскать.

Но так всё удачно сложилось: Эйс видит нелепую сцену,

Где старый рыбак вдруг стекольных дел мастера начал ругать:

 

Твои глаза стеклянные не видят, какой старинный артефакт поймал.

Ты рыболов простой, а я рыбак искусный, и знаю цену я таким вещам.

Сравнительный анализ сделать просто: поймал ты целый жезл королей,

Из цельного он сделан золотого слитка, и целостный он символ власти дней.

 

Словесная битва закончилась слишком печально

И не потому, что иссяк их словарный запас.

На площадь центральную выпрыгнул Эйс моментально,

Рванул к себе жезл – как голодный бы сытых не спас.

Помчался к причалу сквозь лавки всех сытных товаров

И вяленой рыбы, языкОвой ещё колбасы.

Но централизованный отдан приказ был из замка.

Без языковОго чутья распознали все звук пущенной стрелы.

 

Многоязычный старец нам пророчил, и понял каждый смысл его слов.

Прочили Эйсу в его детстве почести и славу, что превыше снов.

Помещичью усадьбу, власть без меры. Но производственный процесс судьбы

Производительные бросил силы, и вот лежит наш паренёк на дне реки.

 

Вокруг причала собралось поместное дворянство,

И царь пришёл смотреть, как уходил на дно

Сжимающий жезл королей в прекраснейшем убранстве

С торчащей из плеча стрелой тот, кому уж всё равно.

alfring.ru

Задание №5 ЕГЭ по математике базовый уровень


Значение выражений


В задании №5 ЕГЭ по математике базового уровня нам необходимо вычислить значение выражения, пользуясь различными правилами: формулами сокращенного умножения, знаниями тригонометрии, свойствами логарифмов и другими.


Теория к заданию №5


В данном задании, кроме операций со степенями, о которых мы говорили в прошлых заданиях, необходимо помнить формулы сокращенного умножения:

Кроме этого, очень часто встречаются задания на знания свойств логарифма:

Полезными будут представления о тригонометрической окружности, по которой можно определять знаки тригонометрических функций:


Разбор типовых вариантов заданий №5 ЕГЭ по математике базового уровня


Первый вариант задания

Найдите значение выражения 

Алгоритм выполнения:
  1. Представим угол 390° с учетом периодичности функции tg меньшим углом.
  2. Найдем таблице значений тригонометрических функций (в справочных материалах) значение tg полученного угла.
  3. Выполним умножение.
Решение:

Функция tg является периодической с периодом 180°, то есть каждый раз при увеличении или уменьшении угла на 180° значение tg повторяется.

То есть tg α = tg (α + 180°) = tg (α — 180°)

tg 390° = tg (390° — 180°) = tg 210° = tg (210° — 180°) = tg 30°

Найдем таблице значений тригонометрических функций (в справочных материалах) значение tg полученного угла.

tg 30° = √3/3

Подставим найденное значение в данное выражение.

20 · √3 · (√3/3) = (20 · √3 · √3)/3 = (20 · 3)/3 = 20

Решение в общем виде:

Вычислим выражение, учитывая, что функция тангенс периодическая с периодом π радиан или 180°. Следовательно, угол 390° эквивалентен углу

и получаем выражение:

Ответ: 20.


Второй вариант задания

Найдите значение выражения 

Алгоритм выполнения:
  1. Представим угол 420° с учетом периодичности функции tg меньшим углом.
  2. Найдем таблице значений тригонометрических функций (в справочных материалах) значение tg полученного угла.
  3. Выполним умножение.
Решение №1:

Функция tg является периодической с периодом 180°, то есть каждый раз при увеличении или уменьшении угла на 180° значение tg повторяется.

То есть

tg α = tg (α + 180°) = tg (α — 180°)

tg 390° = tg (420° — 180°) = tg 240° tg (240° — 180°) = tg 60°

Найдем таблице значений тригонометрических функций (в справочных материалах) значение tg полученного угла.

tg 60° = √3

Подставим найденное значение в данное выражение.

-50 · √3 · √3 = -50 · 3 = -150

Решение №2:

Заметим, что функция тангенс периодическая с периодом π радиан или 180°. Поэтому, тангенс угла 420° эквивалентен тангенсу угла в

,

получаем:

Ответ: -150.


Третий вариант задания

Найдите значение выражения 

Алгоритм выполнения:
  1. Объединим подкоренные выражения под один корень.
  2. Внесем под корень дробь.
  3. Сократим дробь под корнем.
  4. Представим произведение под корнем в виде произведения вторых степеней.
  5. Вынесем из под корня множители.
  6. Выполним умножение.
Решение:

Объединим подкоренные выражения под один корень. Имеем право так сделать использовав, свойство квадратного корня.

5/3 · √27 · √3 = 5/3 · √(27 · 3)

Внесем под корень дробь.

Корень квадратный, следовательно, чтобы внести дробь под знак корня нужно возвести ее в квадрат. То есть умножить сам на себя числитель и знаменатель.

(5/3)2 = (5 · 5)/(3 · 3)

Сократим дробь под корнем на три дважды.

Представим произведение под корнем в виде произведения вторых степеней.

Вынесем из под корня множители и выполним умножение.

Решение в общем виде:

Ответ: 15.


Четвертый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)

Найдите cos α, если sin α = 0,8 и 90° ‹ α ‹ 180°.

Алгоритм выполнения:
  1. Запишем основное тригонометрическое тождество.
  2. Подставим в основное тригонометрическое тождество все известные данные.
  3. Решим полученное уравнение относительно cos α.
  4. Выбрать корни, подходящие к условию задания.
Решение:

Запишем основное тригонометрическое тождество.

sin2 α + cos2 α = 1

Подставим в основное тригонометрическое тождество все известные данные.

0,82 + cos2 α = 1

Решим полученное уравнение относительно cos α.

cos2 α – неизвестное слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

cos2 α = 1 — 0,82

Чтобы найти вторую степень числа нужно число умножить само на себя.

0,82 = 0,8 · 0,8 = 0,64

cos2 α = 1 — 0,82 1 — 0,64 = 0,36

cos α = √0,36

cos α = 0,6 или -0,6

Условие 90° ‹ α ‹ 180° означает, что -1 ‹ соs α ‹ 0.

Следовательно данному условию удовлетворяет только один корень -0,6.

Ответ: -0,6.


Вариант пятого задания 2017 года (1)

Найдите значение выражения (2√13 −1)(2√13 +1).

В данном задании необходимо сразу заметить формулу сокращенного умножения — разность квадратов (последняя формула сокращенного умножения в теории выше). После этого, решение задания сводится к следующему:

(2√13 −1)(2√13 +1) = (2√13)2 — 1 = 4 • 13 — 1 = 51

Ответ: 51.


Вариант пятого задания 2017 года (2)

Найдите значение выражения 5log56+1 .

Сначала вспомним свойства степеней и разложим выражение следующим образом:

5log56 • 51

Затем вспомним определение и свойство логарифма — это вторая строчка из нашей теории:

 Получим:

6•5 = 30

Ответ: 30

spadilo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *