Егэ 2018 демоверсия обществознание – Демоверсии, спецификации, кодификаторы | Федеральный институт педагогических измерений

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019

Обещанного три года ждут? Нет, это не про работу нашего любимого ФИПИ этим летом! Как и обещали, в середине августа в нашем распоряжении оказались основные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ 2019 года по обществознанию — демоверсия и кодификатор. Полюбопытствуем, что нового?

ЕГЭ по обществознанию стал сложнее!

Подробнее о ЕГЭ 2017 по обществознанию смотри здесь.

 

 

Итак, кодификатор, то есть перечень тем, которые проверяют на ЕГЭ и которые надо готовить к экзамену, совсем не изменился. Это связано с тем, что старшеклассники страны еще не перешли на так называемые «новые стандарты», и идут по старому Базисному учебному плану БУП-2004. То есть, содержание основного общего образования по обществознанию не изменилось. А вот задания…

С кодификатором ЕГЭ 2019 по обществознанию можно ознакомиться здесь.

Как и обещало высокое начальство министерства образования и науки РФ, в лице главы Ливанова, требованию к проверке знаний выпускников с 2017 года резко усложнились. Из ряда предметов, в том числе, и обществознания, уже в КИМах 2016 года была изъята тестовая часть (прежняя угадайка из четырех предложенных вариантов «часть А»). И в демоверсии, а точнее, пока ее проекте, предложенном нам ФИПИ, мы это уже видим. В части 1 (формально тестовой) остались лишь задания на множественный выбор из предложенных вариантов, при этом число возможных ответов не оговаривается! То есть, шансы написать верный ответ не как раньше минимум 25% к примерно половине заданий, а гораздо ниже.

Экзамен усложнен! Поэтому каждую тему кодификатора нужно проработать как можно тщательнее.

А Вы знаете, что мой видеокурс позволяет проработать каждую тему кодификатора и сдать ЕГЭ по обществознанию от 80 баллов? УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!

Что касается нюансов, то уже в 2017 году из демоверсии исчезло

Задание 19 в ЕГЭ 2016

очень неоднозначное и субъективное по сути задание. Остальные задания части 1 остались прежними. Зато есть некоторые важные изменения в части 2.

А теперь давайте посмотрим на демоверсию ЕГЭ по обществознанию 2019!


Скачайте в pdf файле.

Обратим свое внимание для начала на тестовую часть. Еще раз отметим, что здесь НЕТ тестовых заданий на выбор ответа, только на множественный выбор! Точечно изменилось содержание (наполнение) лишь задания 4.

Проработаем вопросы демоверсии части 1.

Вот в такой форме на ЕГЭ проверяют знание близких терминов, а также умение применять аналогии. Итак, перед нами институт духовной сферы жизни общества — религия и ее определение. Значит, пропущенный термин — тоже институт духовной культуры.

Основные социальные институты

Ключевые слова — ценности, нормы, гуманизм, добро, справедливость. Обратимся к нашему словарю терминов ЕГЭ!

Мораль – исторически сложившаяся система норм, обычаев, ценностей, регулирующих общественные отношения и закрепленная силой общественного мнения.

Вывод: термины могут быть сформулированы по разному, но, если Вы сами для себя их сформулировали и понимаете смысл, Вы найдете верный ответ! Ответ: МОРАЛЬ.

Задание 2 ЕГЭ 2019 по обществознанию

И снова обращаемся к словарю!

Прибыль – основной показатель эффективности экономической деятельности. Доход за вычетом всех затрат (издержек) производства.

Заработная плата – вознаграждение в денежной форме, получаемое трудящимся по найму(работником).

Процент (банковский) – вид факторного дохода на капитал, часть дохода банка, полученная от использования денежных средств вкладчика, поступающая в его распоряжение.

Рента – факторный доход владельца земли как фактора производства.

Как Вы видите, все перечисленные термины относятся к понятию ДОХОД (но только, факторный, следовало бы, конечно, уточнить составителям задания из ФИПИ, на мой взгляд).

Доход – совокупность средств (натуральных или денежных), полученных в результате ведения экономической деятельности.

Факторы производства и факторные доходы на них.

ОТВЕТ: ДОХОД (просят словом, заметьте!!!).

Кстати, сравните задание из демоверсии 2016 года!

Тоже проверялось понимание термина. Задание аналогично первому, по сути, но информация представлена в иной знаковой системе — не таблицей, а перечнем ключевых свойств. Итак, нужно выбрать наиболее общее (наименее частное) понятие.

Социальный контроль — особый механизм санкционирования необходимого для устойчивости системы обществу поведения индивида, выражающийся через разнообразные нормы, поощрения и наказания.

Можно дать и иное определение с помощью нашего словаря терминов:

Контроль социальный  – механизм регуляции поведения индивидов и социальных групп в обществе с помощью норм, санкций, самоконтроля и совести.

Итак, позитивные и негативные санкции равны друг=другу здесь, а поощрение и есть санкция (неформальная позитивная) за выполнение нормы. Общим же понятием будет социальный контроль.

Ответ был: 3.

Также поменялось в 2018 году содержание задания 3. Принципиально не поменялось, «оболочка» осталась прежней, изменилась только «начинка».

Задание 3 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Эта тема подробно разобрана нами на сайте в материале «Понятие власти. Государство и его функции».

  1. Суверенитет это базовый признак любого государства, его независимость!
  2. Тоже самое с территорией. Государства в воздухе люди создавать еще не научились.
  3. Приоритет прав и свобод человека это базовый признак демократических государств. О демократии подробнее в эссе здесь.
  4. Сбор налогов это монопольное право любого государства, иначе на какие средства оно будет содержать аппарат, армию?
  5. Публичность власти означает то, что все люди страны знают, кто ими управляет. Признак любого государства!
  6. Разделение властей — базовый признак республиканских государств, монархии, к примеру, это не присуще.

Тема «Типология политических режимов» о разных видах государств подробно разобрана нами, как и все другие темы кодификатора ЕГЭ 2019, в нашем расширенном видео-курсе.

ОТВЕТ: 36.

Возвращаемся далее к демоверсии ЕГЭ 2019 года!

Задание 4 ЕГЭ по обществознанию 2019

Отметим, что первые три задания, верный ответ на них, оценивается в первичный 1 балл.

Начинаются вопросы на множественный выбор ответа, их в части 1 демоверсии большинство. Стандартный вопрос на понимание разницы биологического и социального (общественного) в человеке (существе биосоциальном). Тема кодификатора «Природное и общественное в человеке. Мышление и деятельность» разобрана нами в бесплатном мини-курсе основных тем ЕГЭ.

Итак, первое суждение логично, человек стареет и это в его природе. Второе — верно излагает суть социализации личности. Третье не верно, нормы морали воспитываются. Вспомним:

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Четвертое не верно, генетика (природа человека) не может выражать социальное в человеке. А вот то, что природные способности помогают нам в деятельности, правильно. Пятое верно.

Ответ: 125.

Следующий вопрос на соотнесение признаков и описываемых явлений (процессов). Нужно вспомнить три типа общества в рамках цивилизационного подхода к изучению истории.

Цивилизация – исторический тип общества, отличающийся от других своеобразной системой духовных ценностей, господствующим типом мировоззрения, образом жизни, технологической культурой. 

Эти вопросы нами подробно разобраны в теме «Общественный прогресс».

Традиционное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на натуральном производстве, монархической системе и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Индустриальное общество – исторический тип цивилизации, основывающийся на рыночной экономике (капитализме), внедрении научных достижений в производстве, ликвидации монархической политической системы средневековья.

Постиндустриальное (информационное) общество – современный тип цивилизации, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, средств массовой информации. Результат НТР XX века.

Теперь соотносим, задание не представляется сложным. «Высокие» технологии это компьютерные; механизация это фабрики, заводы, появляющиеся в индустриальном обществе; развитая сфера услуг — постиндустриальное общество; натуральная экономика, община и коллективизм  — признаки аграрного общества.

Ответ: 32311.

Посмотрим, как ФИПИ рекомендует требует записывать в бланке ответов 1 ответы и заодно проверим себя:

Требования к оформлению ответов на задания части 1.

Прежде всего — БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ! Следуем по демоверсии далее!

Проверяется понимание современных тенденций образования, а именно его гуманизации:

Гуманизм – от лат. Homo (человек), философская концепция человечного отношения к человеку, заключающегося в максимальном учете и развитии его личностных качеств и способностей. 

Здесь подходят варианты 3, 4, 5 (нравственность в принципе равна гуманизму, тоже моральная категория). Вариант 1- об экстенсивном пути развития образования, 2 — о гуманитаризации (не путайте с гуманизацией, имеется ввиду особенное внимание к изучению гуманитарных наук), 6 о компьютеризации.

Ответ: 345.

Далее идут традиционно вопросы по блоку тем «Экономика». Еще один стандартный вопрос — на понимание отличительных качеств рынка. Отбрасываем черту централизованной (командной экономики) — вариант 1 не подходит.

Ищем сущностные черты рынка — законы спроса и предложения (вариант 2), конкуренция (вариант 4), свобода предпринимательства (вариант 5). И вспомним, что во всех экономических системах субъекты экономики решают ее основные проблемы — безграничность потребностей при ограниченности ресурсов (вариант 3 не подходит). Подробнее смотрите тему «Экономические системы и экономика». Наш ответ: 245.

Задание 8 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Вспомним для начала разницу между постоянными и переменными затратами (издержками). Здесь главное, меняется ли их объем от изменения объемов производства (фирмы, предприятия).

Постоянные издержки – затраты, не изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это выплата коммунальных платежей, выплата кредитов.

Переменные издержки – затраты, изменяющиеся при изменении объема производства. Например, это оплата электроэнергии, транспортные услуги, амортизационные отчисления.

Часто здесь нужно просто запомнить теорию и классические примеры, приведенные, например, в это задании. Запомним! Постоянные: оклады администрации, аренда помещения, проценты по кредитам. Переменные: сдельная заработная плата, приобретение сырья. Таким образом, ответ: 12121.

Проверяется, как явствует из вопроса, тема кодификатора «Источники финансирования бизнеса». Просто думаем, какие из приведенных способов пополнят бюджет предприятия денежными средствами, а какие, наоборот, заставят их тратить. Итак, в плюс фирме пойдут привлечение кредитов (хотя, их придется потом отдать с процентами), прибыль естественно, выпуск акций, торговля ими на фондовой бирже (размещение). Налоги придется заплатить государству, отдав часть дохода, вариант 2 не верен. А вот повышение производительности труда (больше выработка продукции), совершенствование технологий не являются в микроэкономике источниками финансирования (средства не приходят извне). Варианты 3 и 5 тоже не верны.

Ответ 146.

Вопросы с 4 по 9 оцениваются в 2 балла при полном совпадении с верным ответом, при одной неверной, нехватке или лишней цифре в 1 балл.

Задание 10 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Вот это задание по сравнению с ЕГЭ 2015 года и прошлых лет, очень усложнено. Не оговаривается количество верных ответов (раньше это был просто 1 на выбор из 4-х), а оценивается верный ответ только в 1 балл, хотя выбор тоже множественный. Итак, цена (Р) не изменилась, а количество товара на рынке (Q) увеличилось. Почему? Думаем и подставляем предложенные варианты:

  1. чем больше производителей, тем больше количество товара, правильно? Да!
  2. больше людей могут управлять автомобилем, больше покупок, предложение растет? Да! Казалось бы, но, на самом деле, здесь заложена функция спроса (больше возможных покупателей, больше спрос). А нам, все же, нужно искать предложение. Нет!
  3. цены на комплектующие уменьшились, издержки уменьшились, выгоднее больше производить? Да!
  4. больше приходится тратить на оплату электричества, выгодно производить больше? Нет!
  5. банки стали брать больше процент по кредиту на покупку авто, больше людей купят его? Нет!

Ответ: 13. 

Вопросы на экономику пока заканчиваются, переходим к социальной сфере, проверяется понимание понятия стратификация:

Стратификация – иерархическое выделение групп по социально важному признаку и степени обладания общественным благом. Выделяют четыре типа стратификации: рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый.

Подробнее об этом понятии в разборе темы «Социальная стратификация». Самое главное понять, что стратификация общества в социологии касается только его важных признаков, например, по доходу.

Итак, не любые изменения (1 не верно); 2 верно (оно просто логично, например, учителя и врачи попадут в одну группу так и те, и другие получают зарплату от государства); 3 точно верно, власть точно социально важный признак; личные качества здесь ни при чем (хорошие люди бывают и богатыми и бедными), 4 не верно; в 5 варианте просто дается определение социального престижа, верно.

Ответ: 235.

Задание 12 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Это задание на трактовку графика о результатах социального вопроса не сложно, просто внимательно методом подбора. Считается заданием базового уровня сложности, оценивается в 1 балл.

1. Да, 50% это половина. 2. Да, доли равны. 3. Да, среди девушек так думаю больше респондентов. 4. Даже не логично, обычно к этому больше склонны мужчины, для них карьера больше приоритетна как социальный лифт, да и так не верно. 5. И юноши и девушки одинаково здесь ответили. Нет.

Ответ: 123.

Содержание следующего задания по сравнению с ЕГЭ 2017 изменилось. Достаточно спорный был вопрос в 2017 году, кстати, а, особенно 1 верный (по ответам ФИПИ!!!) вариант.

Задание 13 ЕГЭ 2017 по обществознанию

В 2018 году задание было прописано следующим и сохранилось в ЕГЭ 2019.

Задание 13 демоверсии 2019 года по обществознанию

Снова политическая сфера. Проверятся понимание понятия «политическое лидерство» и его видов. Обратимся к нашему словарю терминов ЕГЭ.

Лидерство (политическое) – политическая деятельность, оказывающая постоянное направленное влияние на общество и его группы, опирающееся на авторитет.

Здесь главное помнить, кроме самого понятия, три основных типа легитимности (по Максу Веберу):

Легально-правовая легитимность – тип легитимности по М. Веберу,заключающийся в подчинении населения демократически избранному руководителю государства.

Традиционная легитимность – тип легитимности по М. Веберу, заключающийся в подчинении населения власти передающего по наследству руководителя государства(монарху).

Харизма – совокупность личностных качеств политика (ораторский, полководческий таланты,способность к политической интриге), которыми наделяет его население и которые позволяют ему прийти к власти и удерживать ее. В теории легитимности М. Вебера один из ее типов.

Поэтому, 1 верно, 2 нет (это о демократическом лидере), 3 да (чистая теория), 4 да (корректное логичное определение), и 5, естественно нет. А вдруг партий в стране нет вообще? Такие исключающие формулировки (обязательно, всегда, никогда, никакой, никак, только) обычно не верны, будьте внимательнее!

Ответ: 134.

Что теперь?

Классика жанра. Вопрос на знание Конституции Российской Федерации и компетенций органов государственной власти. Здесь Вам помогут только твердые знания. Итак, запоминаем, что

Ответ: 24341.

Кстати, согласно анализу ФИПИ, именно это задание стало просто тупиковым для подавляющего большинства выпускников 2018 года.

Задание 15 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Вопрос на понимание понятия федерация.

Федерация – форма государственного устройства, характеризующаяся ограниченным суверенитетом субъектов федерации и трехуровневой системой законодательства и налогообложения.

Пример выполнения задания части 1 на ЕГЭ по обществознанию

Или если точнее, то основ конституционного строя РФ, ведь согласно статье 1 нашей Конституции:

  1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Выбираем — 1 признак демократии; 2- федерации, ключевое представительство регионов; 3 — федерация, «нескольких государственных образований», права субъектов; 4 — федерация, некоторые субъекты обладают конституциями (как в РФ республики), но они подчиняются Закону высшей юридической силы. 5 и 6 тоже признаки демократии, не федерации. Ответ: 234.

И здесь нужно знать содержание главы 2 нашей Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Также часто проверяют понимание разницы между правами и обязанностями. Вариант 1 это не право и не обязанность. 2 обязанность! 3 право. 4 обязанность! 5 право.

Ответ: 24.

Задание 17.

Задание 17 ЕГЭ 2019 по обществознанию

  1. Материальное право – группа отраслей права, регулирующая разные виды общественных отношений (в том числе, материальные). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. То есть есть, например УК РФ, перечисляющий перечень преступлений и наказаний за их совершение, а есть УПК РФ, в нем регламентируется процедура задержания, ареста, содержания под стражей. НЕТ.
  2. ДА. Именно это функция уголовного права.
  3. НЕТ. Это функция гражданского права, а не административного!
  4. ДА. Частное право – совокупность отраслей права, защищающих личные интересы отдельногогражданина и его семьи (например, семейное, гражданское, трудовое).

Система права РФ

Подробнее о системе права в Российской Федерации в разборе темы «Система российского права. Законотворческий процесс» (Доступно в бесплатном МИНИ Курсе).

5. ДА. Сверимся с нашим словарем обществоведческих терминов:

Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один видобщественных отношений.

Ответ: 245.

В 2016 году задание выглядело так:

Снова вспомним термины.

Административное право – отрасль публичного права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления и связанные с поддержанием правопорядка и безопасности.

Гражданское право – отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные правоотношения.

Не забываем, что один из обязательных участников административных правоотношений это государство! Административные правоотношения — варианты Б, Г, Д. Гражданские — А, В (имущественные вопросы). Ответ: 21211.

Задание 18 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Вспомним, что есть с точки зрения ПРАВА права и обязанности, применим к ситуации выплаты налогов:

Права – установленная законом и гарантированная государством возможность человека(гражданина) пользоваться свободами.

Обязанность – необходимость человека (гражданина) исполнять установленные законаминормы.

Итак, права — то, что мы можем делать, обязанности — должны!

Задание 18 ЕГЭ 2017 по обществознанию ответ

ОТВЕТ: 11221

Задание 19 ЕГЭ 2019 по обществознанию

Для приема на работу, согласно статье 65 ТК РФ Роману еще понадобится: 2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; 3) паспорт гражданина РФ; 5) диплом о профильном образовании.

Ответ: 235.

Задание 20 ЕГЭ 2019 по обществознанию

В этом сложном задании проверяется понимание соотношения деятельности и потребностей. Здесь нужно логически думать и вписывать слова, исключая лишние три. Применяем падежи, чутье русского языка. Вот образец выполнения.

Задание 20. Пример решения.

На этом мы закончим разбор части 1 демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года.

 

В нашей группе   мы также провели занятие по разбору демоверсии. Ищите нас  по хэштегам #ЕГЭвин #egewin #егевинзанятие

Готовьтесь к обществознанию ЕГЭ 2019 онлайн с нами!

egewin.ru

Демоверсия ЕГЭ 2019 по обществознанию: демонстрационный вариант для 11 класса

Скачайте демоверсию ЕГЭ 2019 по обществознанию, выложенную на официальном сайте ФИПИ:

Обществознание (892.9 Kb)

Что нового?

  • Задание 25 получило более детальную формулировку и критерии оценки, за его правильное выполнение будут давать не 3, а 4 балла. 
  • Это, в свою очередь, увеличило общую сумму баллов с 64 до 65.
  • Усовершенствования коснулись также формулировок и критериев для заданий 28 и 29.

Другие задания остались без изменений, для подготовки к ним можно использовать разбор варианта 2018 года. О нововведениях 2019 года мы в ближайшее время расскажем на вебинарах и трансляциях корпоративного YouTube-канала для педагогов.

Возможно, вам также пригодится демовариант ЕГЭ 2019 по истории.

Источник: сайт ФИПИ

ЕГЭ-2019. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению. Значительный по объёму банк экзаменационных материалов (270 заданий части 1, 90 – части 2) предоставляет отличную возможность для интенсивной тренировки и овладения необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ знаниями, умениями и навыками. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и рекомендации для написания эссе. Авторы пособия – Пётр Анатольевич Баранов, доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ, заслуженный учитель России, и Сергей Владимирович Шевченко, преподаватель и методист – хорошо известны как создатели школьных учебников и учебных пособий по обществознанию, в том числе для подготовки к единому государственному экзамену.

Купить

Разбор демоверсии ЕГЭ-2019 по обществознанию

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2019 года вызвала у старшеклассников опасения, что задания усложнились. На самом деле требования к выполнению стали не суровее, а детализированнее. Например, в критериях к заданию №25 теперь указан вывод – но без него и раньше было не обойтись. Разве что в задании №28 увеличилось число пунктов, к которым необходимо сделать подпункты. Разберем первую часть демоверсии, чтобы определить, что ждет выпускников 2019 года в тестовых вопросах.

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культур

Форма духовной культуры

Характеристика

Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное

Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости

Ответ: Мораль

Комментарий

Культура делится на материальную и духовную. Духовная имеет разные формы: религия, мораль, образование, искусство, наука, право и так далее. Как «вера в сверхъестественное» соотносится с понятием «религия», также и формулировка «нормы добра и справедливости» должна ассоциироваться с моралью.

Задание 2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

Ответ: Доход

Комментарий

Типичная ошибка – путать прибыль и доход. Чтобы понять разницу следует вспомнить «факторный доход» (который получают от эксплуатации факторов производства или ресурсов).

Задание 3

Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.

  1. суверенитет;
  2. наличие определенной территории;
  3. приоритет прав и свобод человека;
  4. право устанавливать и собирать налоги;
  5. публичный характер власти;
  6. установление и реализация принципа разделения властей.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 3, 6

Комментарий

В задании важна внимательность, выпускники часто не замечают, что нужно указать именно лишние варианты. Для успешного выполнения необходимо вспомнить главные признаки государства: гражданство, монополия на законное насилие, публичная власть, суверенитет, территория, налогообложение, население, армия, гос. козна, гос. символика. Приоритет прав и свобод человека, как и установление и реализация принципа разделения властей – это признаки только правовых государств.

Задание 4

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
  2. Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
  3. Человек наследует моральные нормы.
  4. Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
  5. Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: 1, 2, 5

Комментарий

Для правильного выполнения нужно мылить логически. Например: Как человек получает моральные нормы? Он усваивает их в процессе социализации, а не рождается с ними.

Задание 5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отличительные признаки

Типы общества

А) развитие высоких технологий

Б) механизация промышленного производства

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) информационное (постиндустриальное)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-3 Б-2 В-3 Г-1 Д-1

Комментарий

Нужно вспомнить характеристики обществ. В традиционном все основано на традициях и обычаях. В индустриальном люди стремятся к прогрессу, происходят процессы автоматизации, урбанизации. В постиндустриальном ключевую роль играет информация, поскольку многие процессы обеспечивают машины, а люди переходят в серу услуг.

Задание 6

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. увеличение количества учебных предметов.
  2. сокращение времени изучения естественных наук.
  3. ориентация на интересы и склонности ученика.
  4. применение технологий, сберегающих здоровье.
  5. уделение особого внимания нравственному воспитанию.
  6. компьютеризация образовательного процесса

Ответ: 3, 4, 5

Комментарий

Современному образованию присущи демократизация, непрерывность, рост продолжительности, интернационализация, компьютеризация, гуманизация, гуманитаризация. Последние два явления часто путают. Гуманитаризация – это усиление гуманитарных дисциплин, а гуманизация – усиление внимание к интересам и потребностям учащихся.

Задание 7

Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.
  2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.
  3. Экономические решения принимаются преимущественно на основе хозяйственного опыта предков.
  4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.
  5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ответ: 2, 4, 5

Комментарий

В данном вопросе сомнения может вызвать первый вариант, однако нужно вспомнить, что проблему ограниченности ресурсов в рыночной экономике действительно, как правило, решает государство.

Задание 8

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды издержек

А) оклады администрации

Б) сдельная оплата труда наемных работников

В) арендная плата за помещение

Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

1) постоянные

2) переменные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-1 Б-2 В-1 Г-2 Д-1

Комментарий

Постоянные издержки, в отличие от переменных, не зависят от объема выпущенной продукции.

Задание 9

Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведенного в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. привлечение кредитов
  2. налоговые отчисления
  3. повышение производительности труда
  4. прибыль от реализации продукции предприятия
  5. совершенствование производственных технологий
  6. выпуск и размещение акций предприятия.

Ответ: 1, 4, 6

Комментарий

Источники финансирования бизнеса – это то, что, условно, можно положить в кошелек и в дальнейшем использовать для развития бизнеса.

Задание 10

На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)


Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. увеличение количества производителей автомобилей
  2. снижение возраста получения водительского удостоверения
  3. снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей
  4. рост тарифов на электроэнергию
  5. повышение процентов по автокредитам

Ответ: 1, 3

Комментарий

При выполнении подобных заданий в первую очередь нужно обращать внимание на то, о каком рынке идет речь. В данном случае следует учесть, что снижение возраста получения водительского удостоверения влечет за собой рост спроса, что рост тарифов на электроэнергию уменьшает предложение, а повышение процентов по автокредитам уменьшает спрос.

Задание 11

Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.
  2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.
  3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.
  4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоев в зависимости от личных качеств человека.
  5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.

Ответ: 2, 3, 5

Комментарий

Место в иерархии зависит от социального статуса. Каждому социальному статусу соответствует определенная социальная роль, модель поведения – это вошло в систему социальной стратификации. При построении социальной лестницы учитываются престиж, образование, доступ к власти, доход.

Задание 12

В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.


Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
  2. Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
  3. Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.
  4. Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
  5. Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ: 1, 2, 3

Комментарий

Задание требует усидчивости. Распространенная ошибка: невнимание к школе процентов.

Задание 13

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделенные, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
  2. Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
  3. По способу легитимации власти различают легальный (рациональнолегальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
  4. Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
  5. Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Ответ: 1, 3, 4

Комментарий

Для успешного выполнения нужно мыслить логически. Например: харизма – это и есть выдающееся качество.

Задание 14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Субъекты государственной власти РФ

А) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Б) управление федеральной собственностью

В) назначение на должность Председателя Центрального банка РФ

Г) разработка федерального бюджета

Д) осуществление помилования

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Государственная Дума

4) Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-2 Б-4 В-3 Г-4 Д-1

Комментарий

Чтобы не допустить ошибку в варианте «Д», важно помнить, что амнистию осуществляет Государственная дума, а вот помилование – Президент.

Задание 15

Конституция страны Z провозглашает ее демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведенных признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства страны Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе
  2. двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов
  3. включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определенной собственной компетенцией
  4. действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
  5. наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан
  6. политический плюрализм

Ответ: 2, 3, 4

Комментарий

Государственно-территориальное устройство бывает унитарное, федеративное, конфедеративное, и в данном случае нужно выбрать именно то, что относится к федерации.

Задание 16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. указание своей национальности
  2. сохранение исторического и культурного наследия
  3. участие в выборах органов власти
  4. уплата налогов
  5. свободное распоряжение своими способностями к труду

Ответ: 2, 4

Комментарий

Для успешного выполнения достаточно уметь отличать обязанности от прав.

Задание 17

Выберите верные суждения о системе российского права и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
  2. Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
  3. Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
  4. Гражданское право относят к частному праву.
  5. Правовой институт – совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений.

Ответ: 2, 4, 5

Комментарий

То, что связно с преступлением, всегда относится к уголовному праву.

Задание 18

Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Элементы статуса налогоплательщика

А) требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны

Б) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки

В) уплачивать законно установленные налоги и сборы

Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах

Д) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

1) права

2) обязанности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А-1 Б-1 В-2 Г-2 Д-1

Комментарий

Довольно простое задание.

Задание 19

Автомеханик Роман нашел новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принес документы воинского учета и трудовую книжку. Что еще согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

  1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение.
  2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
  3. паспорт гражданина РФ.
  4. налоговое уведомление.
  5. диплом о профильном образовании.
  6. выписку из финансово-лицевого счета.

Ответ: 2, 3, 5

Комментарий

В список документов, подаваемых при устройстве на работу, входят паспорт, документ об образовании, документы воинского учета (для мужчин), трудовая книжка, страховое свидетельство, а также справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования.

Задание 20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом _________(А) называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная _________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования _________(В), социальной группы, общества в целом. _________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. _________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. _________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. потребность
  2. деятельность
  3. природа
  4. социальный
  5. естественный
  6. подлинный (разумный)
  7. индивидуальность
  8. индивид
  9. идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова

Ответ: А-2 Б-1 В-8 Г-5 Д-4 Е-9

Комментарий

Для успешного выполнения нужно внимательно прочитать текст.


rosuchebnik.ru

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 по обществознанию — структура, часть 1, 2

Настоящая Политика конфиденциальности определяет, каким образом Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф собирает, использует, хранит и раскрывает информацию, полученную от пользователей на веб-сайте godege.ru («Сайт»). Данная политика конфиденциальности относится и к Сайту, всем поддоменам Сайта и всем продуктам и услугам, предлагаемым Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф .

Эта страница содержит сведения о том, какую информацию мы или третьи лица могут получать, когда Вы пользуетесь нашим Сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам информации о себе.

Настоящая Политика конфиденциальности распространяется непосредственно на этот Сайт и на информацию, получаемую с его помощью. Она не распространяется ни на какие другие сайты и не применима к веб-сайтам третьих лиц, которые могут содержать упоминание о нашем Сайте и с которых могут делаться ссылки на Сайт, а так же ссылки с этого Сайта на другие сайты сети Интернет.

Получаемая информация

Когда Вы посещаете Сайт, мы определяем IP адрес, имя домена с которого Вы к нам пришли (например, «yandex.ru») и страну регистрации данного ip , а так же фиксируем все переходы посетителей с одной страницы Сайта на другую.

Сведения, которые мы получаем на Сайте, могут быть использованы для того, чтобы облегчить пользование Сайтом. Сайт собирает только общую информацию, которую Ваш браузер предоставляет добровольно при посещении Сайта.

Сайт применяет стандартную технологию «cookies» («куки») для настройки стилей отображения Сайта под параметры экрана монитора. «Куки» представляет собой данные с веб-сайта, который сохраняет на жестком диске Вашего же компьютера. В «cookies» содержится информация, которая может быть необходимой для настройки Сайта, — для сохранения Ваших установок вариантов просмотра и сбора статистической информации по Сайту, т.е. какие страницы Вы посетили, что было загружено, имя домена интернет-провайдера и страна посетителя, а также адреса сторонних веб-сайтов, с которых совершен переход на Сайт и далее.

Также данную технологию использует установленные на Сайте счетчики компании Yandex/Rambler/Google и т.п.

Технология «Cookies» не содержит никаких личных сведений относительно Вас. Чтобы просматривать материал без «cookies», Вы можете настроить свой браузер таким образом, чтобы она не принимала «cookies», либо уведомляла Вас об их посылке (настройки браузеров различны, поэтому советуем Вам получить справку в разделе «Помощь» и выяснить как изменить установки браузера по «cookies»).

Кроме того, Сайт использует стандартные возможности (журналы) веб-сервера для подсчета количества посетителей и оценки технических возможностей хост-сервера, рейтинги и счетчики посещаемости от сторонних организаций (yandex.ru, top100.rambler.ru, top.mail.ru и др.). Мы используем эту информацию для того, чтобы определить сколько человек посещает Сайт и расположить страницы наиболее удобным для пользователей способом, обеспечить соответствие Сайта с используемыми Вами браузерам, и сделать содержание Сайта максимально полезным для посетителей. Мы записываем сведения по перемещениям на Сайте, но не об отдельных посетителях Сайта, так что никакая конкретная информация относительно Вас лично не будет сохраняться или использоваться Администрацией Сайта без Вашего согласия.

Также мы можем собирать личную идентификационную информацию от пользователей, когда пользователь посещает наш Сайт, регистрируется на Сайте, оформляет заказ, заполняет формы и в связи с другой активностью на Сайте. Пользователя могут попросить при необходимости указывать имя, электронный адрес, номер телефона, данные кредитной карты. Пользователи могут, однако, посещать наш Сайт анонимно. Мы собираем личную идентификационную информацию пользователей, только если они добровольно предоставляют нам такую информацию. Пользователи всегда могут отказаться в предоставлении личной идентификационной информации, за исключением случаев, когда это может помешать пользоваться отдельными функциями Сайта.

Как мы используем собранную информацию

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф может собирать и использовать личную информацию пользователей для следующих целей:
— Для улучшения обслуживания клиентов. Предоставляемая вами информация помогает нам реагировать на запросы клиентов более эффективно;
— Чтобы персонализировать пользовательский опыт. Мы можем использовать информацию для определения кто из посетителей Сайта наиболее заинтересован в услугах и ресурсах предоставляемых на нашем Сайте;
— Для улучшения нашего Сайта. Мы можем использовать обратную связь, которую Вы предоставляете, чтобы улучшить наши продукты и услуги;
— Для обработки платежей. Мы можем использовать информацию о пользователях при оформлении заказа для оформления платежей и только для этого. Мы не делимся этой информацией с третьими лицами, за исключением тех случаев, когда необходимо для предоставления услуг;
— Чтобы отправлять пользователям информацию, которую они согласились получать на темы, которые, как мы думаем, будут представлять для них интерес;
— Чтобы отправить периодические сообщения электронной почты, которые могут включать новости компании, обновления, информацию о продуктах и услугах и т.д. Если пользователь хотел бы отказаться от получения последующих писем, мы включаем подробное описание инструкции по тому, как отписаться в нижней части каждой электронной почты или пользователь может связаться с нами через наш Сайт.

Как мы защищаем вашу информацию

Мы принимаем соответствующие меры безопасности по сбору, хранению и обработке собранных данных для защиты их от несанкционированного доступа, изменения, раскрытия или уничтожения Вашей личной информации (имя пользователя, пароль, информация транзакции и данные, хранящиеся на нашем Сайте).

Общий доступ к личной информации

Мы не продаем, не обмениваем или не даем в аренду личную информацию пользователей. Мы можем предоставлять общие агрегированные демографические данные, не связанные с личной информацией, нашими партнерами и рекламодателями для целей, описанных выше. Мы можем использовать сторонних поставщиков услуг, чтобы помочь нам управлять нашим бизнесом и Сайтом или управлять деятельностью от нашего имени, например, проведение рассылки или статистические и иные исследования. Мы можем делиться этой информацией с этими третьими лицами для ограниченных целей при условии, что Вы дали нам соответствующие разрешения.

Изменения в политике конфиденциальности

Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф имеет право по своему усмотрению обновлять данную политику конфиденциальности в любое время. В этом случае мы опубликуем уведомление на главной странице нашего Сайта и сообщим Вам об этом по электронной почте. Мы рекомендуем пользователям регулярно проверять эту страницу для того, чтобы быть в курсе любых изменений о том, как мы защищаем личную информацию, которую мы собираем. Используя Сайт, Вы соглашаетесь с принятием на себя ответственности за периодическое ознакомление с Политикой конфиденциальности и изменениями в ней.

Ваше согласие с этими условиями

Используя этот Сайт, Вы выражаете свое согласие с этой политикой. Если Вы не согласны с этой политикой, пожалуйста, не используйте наш Сайт. Ваше дальнейшее использование Сайта после внесения изменений в настоящую политику будет рассматриваться как Ваше согласие с этими изменениями.

Отказ от ответственности

Помните, политика конфиденциальности при посещении сторонних Сайтов третьих лиц, не подпадает под действия данного документа. Администрация Сайта не несет ответственности за действия других веб-сайтов.

Как с нами связаться

Если у Вас есть какие-либо вопросы по политике конфиденциальности, использованию Сайта, или иным вопросам, связанным с Сайтом, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: Центр подготовки к ЕГЭ и ОГЭ Годограф

godege.ru переулок Васнецова 9 строение 2, 5 этаж г. Москва
+7 (495) 970-99-66
[email protected]

godege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.