Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 г.
- Категория: Литература
- Опубликовано: 03 Сентябрь 2018
В конце августа 2018 года на официальном сайте ФИПИ были представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2019 года (в том числе демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе).
Существуют документы, которые регламентируют структуру и содержание КИМ, – кодификатор и спецификация.
ЕГЭ по литературе 2019 год — демоверсия с ответами и критериями от ФИПИ
Приглашаются экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении экзаменационных материалов 2019 года.
Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес ФИПИ до 01 октября 2018 г.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 года по литературе в сравнении с 2018 годом
Уточнены критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (учтена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, учтён подсчёт фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Смотрите также:
vpr-ege.ru
ЕГЭ-2018.Литература. Демоверсия. Ответы и баллы.НОВОЕ на ЕГЭ- 2018. Система оценивания заданий с развёрнутым ответом
Новое в демоверсии — 2018
1) Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления).
2) Введена четвертая тема сочинения (17.4).
3) Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
4) Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.
Система оценивания экзаменационной работы по литературе
За правильный ответ на каждое из заданий 1–7 и 10–14 ставится 1 балл
Ответы к заданиям 1–7; 10–14
№ | Ответы | Баллы |
1 | роман | 1 |
2 | нигилизм ИЛИ нигилистическое | 1 |
3 | Белинский | 1 |
4 | 341 | 1 |
5 | деталь | 1 |
6 | антитеза ИЛИ контраст | 1 |
7 | Штольц Обломов ИЛИ Обломов Штольц | 1 |
10 | символизм | 1 |
11 | шестая | 1 |
12 | разбойная ИЛИ разбойную | 1 |
13 | 245 | 1 |
14 | ямб | 1 |
Итого: | 12 |
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий
с развёрнутым ответом
Оценка выполнения заданий 8 и 15,требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по Критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется
Если по Критерию 2 («Аргументированность, привлечение текста произведения») ставится 0 баллов, то по Критерию 3 («Фактологическая, логическая и речевая точность ответа») работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 по Критерию 3 выставляется 0 баллов.
Оценка по Критерию 1 задания 8 выставляется в колонку №1 протокола, по Критерию 2 – в колонку №2, по Критерию 3 – в колонку №3.Оценка по Критерию 1 задания 15 выставляется в колонку №7 протокола, по Критерию 2 – в колонку №8, по Критерию 3 – в колонку №9.
Баллы | Критерии |
| |
1 | Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей |
0 | Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей |
| |
2 | Суждения аргументируются анализом элементов текста произведения |
1 | Суждения аргументируются только общими рассуждениями о содержании произведения (без анализа элементов текста, важных для выполнения задания) или только его пересказом |
0 | Суждения не аргументируются, текст произведения не привлекается или грубо искажено содержание произведения |
| |
2 | Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида: фактическая, и/или логическая, и/или речевая (суммарно не более 3 ошибок) |
0 | Допущено две или более ошибок одного вида |
5 | Максимальный балл |
НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом
( задания № 8, 15)
- Увеличилось количество критериев- с двух до трёх.
- В прошлые годы критерий 1и 2 были объединены, за них можно было получить 2 балла. В 2018 году отдельно выделены критерии: соответствие ответа заданию ( 1 балл) и аргументированность, привлечение текста произведения( 2 балла).Таким образом., количество балов за задание увеличилось до 5-ти.
- В критерий по оцениванию речевой точности ответа добавлен критерий по фактологической и логической точности ответа.
Выводы:
- Критерии оценивания ответов на вопросы 8, 15 более конкретизированы
- Особое внимание уделено аргументации
- Подчёркнута необходимо выпускникам обращать на недопустимость фактических ошибок( например. в написании фамилий героев, названий произведений, авторов и т.д.), а также на продумывание логики изложения, то есть каждая мысль должна продолжать следующую, текст ответа должен быть связным. Это, по сути, мини-сочинение.
- Увеличилось количество баллов за ответы- до
Оценка выполнения заданий 9 и 16,требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Критерий 1 («Подбор произведений для выполнения задания») и Критерий 2 («Сопоставление произведений») являются основными. Если хотя бы по одному из этих критериев ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется
По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).
Оценка по Критерию 1 задания 9 выставляется в колонку №4 протокола, по Критерию 2 – в колонку №5, по Критерию 3 – в колонку №6. Оценка по Критерию 1 задания 16 выставляется в колонку №10 протокола, по Критерию 2 – в колонку №11, по Критерию 3 – в колонку №12.
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые, В.Л. и А.С. Пушкины).
Баллы | Критерии | |
| ||
4 | Указаны названия двух произведений и их авторов, выборкаждого произведения соответствует заданию | |
3 | Указаны названия двух произведений и автор только одного из них, выбор каждого произведения соответствует заданию,или указаны названия двух произведений без указания авторов, выбор каждого произведения соответствует заданию | |
2 | Указаны названия двух произведений и их авторов, но выбор одного из произведений не соответствует заданию,или указано название одного произведения и его автор, выбор произведения соответствует заданию | |
1 | Указано название одного произведения без указания автора, выбор произведения соответствует заданию,или указан(-ы) автор(-ы) без указания произведения, выборавтора(-ов) соответствует заданию | |
0 | Не указаны произведения и их авторы,или указанное(-ые) для сопоставления произведение(-я) несоответствует(-ют) заданию | |
| ||
4 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом двух привлекаемых для сопоставления произведений | |
3 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом одного из привлекаемых для сопоставления произведений | |
2 | Сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы обоснованы текстом привлекаемого для сопоставления произведения | |
1 | Сопоставлены два выбранных произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы текстом ни одного из привлекаемых произведений, или сопоставлено одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа, тезисы не обоснованы текстом привлекаемого для сопоставления произведения | |
0 | Не проведено сопоставление произведения(-ий) с предложенным текстом в заданном направлении анализа | |
| ||
2 | Отсутствуют фактические, логические, речевые ошибки | |
1 | Допущено не более одной ошибки каждого вида: фактическая,и/или логическая, и/или речевая (суммарно не более 3 ошибок) | |
0 | Допущено две или более ошибок одного вида | |
10 | Максимальный балл |
НОВОЕ в системе оценивания заданий с развёрнутым ответом
(задания № 9,16)
- Увеличилось количество балов до 10 за каждый ответ( было 4 балла)
- Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления).
- В 2017 г. был один критерий — включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов. Высший балл был — 4
- В 2018 г. планируется, как видите, ТРИ критерия, увеличено количество баллов.
- Критерии 1 и 2- основные. Если хотя бы одному из них 0 баллов, то весь ответ не засчитывается.
ВЫВОДЫ
- Отвечая на вопросы заданий 9 и 15 помните, что главное — верно подобрать ДВА произведения для анализа, правильно их сопоставить с тем, о котором идёт речь в вопросе.
- Допускается в качестве одного из двух аргументов привести произведения того же автора, чьё произведение дано в вопросе для анализа.
- В выигрыше останутся те выпускники, которые умеют связно, логично излагать мысли, не допускают фактических и речевых ошибок. Грамотность ценится всегда!
Общая таблица баллов
№ задания | Баллы |
1. | 1 |
2. | 1 |
3. | 1 |
4. | 1 |
5. | 1 |
6. | 1 |
7. | 1 |
8. | 5 |
9. | 10 |
10. | 1 |
11. | 1 |
12. | 1 |
13. | 1 |
14. | 1 |
15. | 5 |
16. | 10 |
17. | 15 |
ИТОГО: | 57 |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
literatura-ege.ru
Демоверсия по литературе 2018
16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
15.01.2017 — ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
ЕГЭ по литературе 2017, 2018
Вариант 1
8. Как в приведённом отрывке из романа «Евгений Онегин» автор подводит итоги своего творческого труда?
Формулируя позицию писателя, отметьте, что автор-повествователь в романе Пушкина тепло прощается со своими героями, ставшими ему друзьями, и даёт им высокую оценку, называя Татьяну идеалом. Характеризуя свой труд как «живой и постоянный», «хоть малый» (традиционная формула самоуничижения творца), писатель приравнивает его процесс к священнодействию; И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. Высказывая читательскую точку зрения, укажите, что важнейшим определением романа «Евгений Онегин» становится эпитет «свободный», который говорит не об авторском своеволии, а об открытости художественного мира произведения. Она включает в себя свободу композиции, альтернативность путей развития характеров и судеб и, наконец, стилистические эксперименты. Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, подчеркните, что в «Евгении Онегине» встречаются разные типы читателей. Над недалёкой публикой автор иронизирует, с людьми высокой культуры ведёт задушевный разговор. Расставаясь со своим читателем, рассказчик надеется на его благосклонность. Подводя итоги, отметьте, что каждый найдёт в романе что-то своё; у одних сюжет пробудит воспоминания, другие насладятся живым слогом, третьи захотят покритиковать творение и творца, но никто не останется равнодушным к истории Татьяны и Онегина.
9. В каких произведениях русской классики есть прямые обращения к читателю и в чём их сходство и различие с пушкинскими?
В качестве литературного контекста можно привлечь следующие произведения: Н. В. Гоголь «Мёртвые души», Н. Г. Чернышевский «Что делать?», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обосновывая свой выбор и сопоставляя отрывок из пушкинского романа с предложенным текстом, укажите, что в поэме Н. В. Гоголя встречаются разные формы авторского присутствия. Сам тон повествования — ироничный, философичный — важный признак того, что автор сопровождает читателя на всём пути повествования. В многочисленных отступлениях мы находим оценки событий, героев (о «толстых» и «тонких», о господах средней руки, о меткости русского слова), размышления о дальнейших путях развития страны («Русь-тройка»), Прямой призыв к читателю содержится в главе, посвящённой истории Плюшкина, он звучит как предупреждение: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» Отметьте, как в «Мёртвых душах», в отличие от пушкинского романа в стихах, личность автора становится контрастом по отношению к другим персонажам. Это единственный положительный герой произведения. Подводя итоги, подчеркните, что сходные с пушкинскими доверительные отношения связывают автора «Мастера и Маргариты» с его читателями; «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» Лирическая стихия повествования привлекает нас с особенной силой.
15. В чём заключается исповедальность стихотворения С. А. Есенина «Письмо матери»? Размышляя над поставленным вопросом, укажите, что есенинские «письма» — особый жйнр стихотворений поэта. Их задушевный, доверительный тон определяет исповедальность содержания. Прямые обращения к близким людям, откровенный рассказ о себе становятся важными чертами таких посланий. Подчеркните, что герою внятны и материнские страхи, и надежды, и тайные желания. Он просит лишь не возвращаться к прошлому, так как «ранняя утрата и усталость» отныне стали спутниками поэта. Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, напишите, что сын обещает вернуться домой весной, как это было восемь лет
назад. Для него мать навсегда останется самым родным и дорогим человеком: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Подводя итоги, отметьте, что кольцевая композиция возвращает нас к просьбе поэта не грустить о нём и не ходить на дорогу в «старомодном ветхом шушуне».
16. Кто из русских поэтов XX в. обращался к подобному жанру и в чём их произведения можно сопоставить с есенинским стихотворением?
В качестве литературного контекста привлеките два из указанных произведений: «Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» А. С. Пушкина, «Письмо женщине» С. А. Есенина, «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» В. В. Маяковского и др. Обосновывая выбор и сопоставляя тексты в заданном направлении анализа, укажите, что жанр лирического послания широко распространён в русской поэзии, начиная с допушкинской эпохи. В связи с этим можно вспомнить стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока, А. А. Ахматовой. Все они в большей или меньшей степени расширили жанровый диапазон интимной лирики. Обобщая сказанное, отметьте, что «Письма» Есенина и Маяковского объединяет автобиографический характер, наполненность личностным отношением к миру, открытость читателю, своеобразное поэтическое откровение. Однако присутствуют между ними и существенные различия. Камерность чувства есенинского лирического героя чужда «громогласию» Маяковского. Обращаясь к товарищу Кострову, редактору «Комсомольской правды», поэт утверждает, что любовь — чувство, которое носит общественный характер, преобразует человека и мир вокруг. Монолог, адресованный в другом послании — Татьяне Яковлевой, рисует нам всплеск страсти, отвергая задушевность есенинской беседы. Любовное чувство в стихотворении приобретает мировой масштаб, включая в себя обширное пространство и внушительный временной промежуток.
17.1. Каковы особенности композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
Создавая сочинение на предложенную тему, укажите, что «показать всю Русь хотя с одного боку», раскрыть имеющиеся пороки и недостатки общественного развития — такова задача Гоголя в поэме «Мёртвые души». Автор ориентировался на трёхчастную «Божественную комедию» Данте (три тома должны были символизировать ад, чистилище и рай). Погрязшие в пороках жители России получали шанс на спасение души. Отметьте многообразие композиционных приёмов, использованных Гоголем в его произведении (повтор, противопоставление, параллелизм). Формулируя читательскую точку зрения, подчеркните, что структура произведения тесно связана с авторской идеей и является одним из средств выражения позиции писателя. В основной части покажите, как на развитие действия, воплощение идеи влияют все составные части произведения, элементы и их расположение: авторские отступления, вставные новеллы, нанизывание эпизодов друг на друга. Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, подчеркните, что в основе сюжета лежит идея пути (центральный герой Чичиков приезжает в некую губернию, чтобы заключить с помещиками и чиновниками мошенническую сделку по приобретению умерших, но значащихся в списках живыми крестьян). Очевидная выгода усыпляет бдительность покупщика, и дело чуть было не срывается. Путешествие героя позволяет автору показать во всех подробностях помещичьи усадьбы и их обитателей. Используйте в своём ответе такие теоретико-литературные понятия, как система образов, архитектоника, сюжет, реминисценции, библейские мотивы, композиция. В заключении раскройте смысл антитезы «живой» и «мёртвой» души, лежащей в основе сюжета.
17.2. В чём заключается своеобразие чеховских интеллигентов (по рассказам «Студент», «Ионыч» или пьесе «Вишнёвый сад»)? Во вступлении оцените значение интеллектуального сословия в политической, социальной и культурной жизни страны, представьте типы чеховских интеллигентов. В основной части проанализируйте образы Старцева, Великопольского или Трофимова в произведениях А. П. Чехова. Представляя в развёрнутом ответе авторскую позицию, укажите, что писатель в своём творчестве часто ставил проблему роли интеллигенции как высшего сословия в деле совершенствования жизни, показывал сложные взаимоотношения её с народом. Выражая читательскую точку зрения, отметьте, что в произведениях А. П. Чехова показаны рефлексирующие интеллигенты. Одни из них выбирают стремление к бытовому благополучию и отказ от высоких идей, омещаниваются. Другие, напротив, продолжают жить романтически.ми мечтами.Аргументируя свой ответ с опорой на литературное произведение, рассмотрите, как в зрелом рассказе «Студент» показана история, меняющая мироощущение героя. Тоскующий и разочарованный молодой интеллигент Иван Великопольский, путеществующий холодной весенней ночью (действие происходит в Страстную пятницу), чувствует враждебность окружающего мира. Страх, одиночество, понимание неизменности бытия (так было «и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре») — таково состояние двадцатидвухлетнего студента. Укажите, что толчком к перемене становится встреча с двумя огородницами — Василисой и Лукерьей. Рассказ о евангельском событии — отречении апостола Петра от Иисуса — неожиданно вызывает ощущение сопричастности великой истории человечества. Простые женщины откликаются на эту притчу и живо сочувствуют библейским героям. Жизнь теперь представляется Великопольскому «восхитительной, чудесной, полной высокого смысла». Студент осознаёт, что мы способны меняться к лучше.му, к нему возвращается вера в человека. Используйте в сочинении следующие теоретико-литературные понятия; тематика, проблематика, литературный характер, идейный пафос. В заключении подчеркните, что подвижнический труд — единственно возможная форма деятельности интеллектуальной элиты России. Миссия же спасения народа представляется очередной утопией.
17.3. Раскройте смысл богоборческого бунта в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах».
Во вступлении раскройте особенности лироэпоса В. В. Маяковского, своеобразие содержания и формы его поэм, сочетание в них футуристического эпатажа и вечных сюжетов и образов. В основной части покажите, как в произведении «Облако в щтанах» представлена заявленная в сочинении тема. Характеризуя авторскую позицию, отметьте, что герой Маяковского провозглашает себя тринадцатым апостолом, чтобы бросить вызов старому Богу, который вместе со всеми своими ангелами не может сделать любовь свободной от мук и страданий. Формулируя читательскую точку зрения, подчеркните, что нигилистический пафос соединяется в поэме «Облако в штанах» с поисками мировой гармонии на земле и на небесах. Для аргументации ответа вспомните, что само название поэмы объединяет поэтизм и откровенный прозаизм, рождая определённые читательские ожидания. Прокомментируйте то, что драма любви героя развивается на фоне дождливого вечера. Мы видим, как в «рябом лице» дождя отражаютсяотчаяние и боль лирического «я». Особую драматичность событиям придаёт неоднократно повторяющийся мотив смерти, он находит своё воплощение в ряде метафор и сравнений: полночь, мечущаяся с ножом, двенадцатый час, падающий, «как с плахи голова казнённого», спокойствие лирического героя, подобное «пульсу покойника». Воюшие «химеры собора Парижской Богоматери» довершают тягостную картину. Страдания героя поэмы связаны с конкретной житейской ситуацией — возлюбленная не пришла «в четыре» — и одновременно с раздумьями о своём чувстве: какая будет любовь — «большая или крошечная». Понятны его опасения: в мире, где властвуют «жирные», привыкли к «маленькому, смирному любёночку». Поэт провозглашает: «Долой миллион миллионов маленьких грязных любят» и да здравствуют «миллионы огромных чистых Любовей!». Отметьте, что дишюг поэта с Богом проецируется на модель разговора с возлюбленной. Господь не отвечает на речи лирического героя, и тому остаётся «устроить карусель на дереве изучения добра и зла». «Облачному киселю» герой поэмы готов противопоставить мятеж если не на земле, то в небесах. «Кудластый» и «крыластые» не знают мук любви, им непонятен гнев поэта, его недовольство несовершенством мира. Объявляя войну всевышнему, «тринадцатый апостол» поднимает бунт против того, кто «выдумал пару рук, сделал, что у каждого есть голова», но «не выдумал, чтобы было без мук целовать, целовать, целовать». Укажите, что встреча с Господом развивается по той же сюжетной формуле, что и свидание с любимой: Мария не пустила лирического героя, — для него оказались запертыми и небесные врата. Напрасны обращения поэта: «Эй вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду». Ответ Вселенной на муки мятежной души трагичен: «Глухо». Так завершается история богоборческого бунта героя тетраптиха «Облако в штанах». Используйте в своём рассуждении такие теоретико-литературные понятия: футуризм, лироэпос, жанр, библейские мотивы, лирический герой, сюжет, антагонист, гипербола, развёрнутая метафора, неологизм, лесенка. В заключении сделайте выводы об особенностях мироощущения героя Маяковского, о его отношении к религии.
nsportal.ru