Биология егэ шпаргалки – Шпаргалка по биологии — Шпаргалки по биологии — Биология — Каталог файлов

Большая шпаргалка по биологии | iStudy.su



[toggle title=»Содержание»]

ЭВОЛЮЦИЯ

Эволюция — это процесс исторического развития живого мира.
Карл Линней — принцип соподчиненности систематических категорий, двойные латинские названия видов.
Жан Батист Ламарк — классификация животных от низших к высшим. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции — градация.
Чарльз Дарвин — наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор — движущие силы эволюции органического мира.

ВИД И ПОПУЛЯЦИЯ

Вид — совокупность особей, обладающих морфологическим и физиологическим сходством, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, занимающих определенный ареал и обитающих в сходных экологических условиях.

Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, генетический, географический, экологический.
Популяция — группа морфологически сходных особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и занимающих определенное место обитания в ареале вида.
Наследственность — свойство сохранять и передавать признаки строения, функции от родителей к потомству. Наследуются признаки, записанные в генотипе.
Изменчивость — свойство изменять и приобретать новые признаки в пределах вида.
Естественный отбор — главный фактор, определяющий направленность эволюции. Роль отбирающего фактора играют условия окружающей среды.
В результате движущего естественного отбора преимущественно сохраняются особи с изменениями, а стабилизирующего — со стабильными признаками, соответствующими среде обитания.

ЦИТОЛОГИЯ

Цитология — наука о строении и функционировании клетки.

Основные положения клеточной теории были сформулированы М. Шлейденом и Т. Шванном: все организмы (растительные и животные) состоят из клеток.
Современная клеточная теория:
1. Клетка — единица строения и развития всех организмов.
2. Клетки организмов разных царств живой природы сходны по строению, химическому составу, обмену веществ, основным проявлениям жизнедеятельности.
3. Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.
4. В многоклеточном организме клетки образуют ткани.
5. Из тканей состоят органы.

Организмы:
прокариотические (бактерии, сине-зеленые) — клетки не имеют оформленного ядра и многих органоидов;
эукариотические (грибы, растения, животные, человек). Существует неклеточная форма жизни — вирусы, которые способны жить и размножаться только в клетках других организмов.

Для изучения клетки используют методы микроскопирования, центрифугирования, культуры клеток и тканей и др.

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

3 основные части: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро.
Плазматическая мембрана отделяет клетку и ее содержимое от окружающей среды. Состоит из липидов и белковых молекул (внешние, погруженные, пронизывающие). Обеспечивает поступление питательных веществ в клетку и выведение из нее продуктов обмена: диффузия, через поры, фагоцитоз (поступают белки и полисахариды), пиноцитоз (жидкость). Обладает избирательной проницаемостью.
В клетках растений, грибов, большинства бактерий над плазматической мембраной имеется клеточная оболочка, выполняющая защитную функцию, играющая роль скелета. У растений она состоит из целлюлозы, покрыта полисахаридами, обеспечивающими контакты между клетками одной ткани. У грибов — из хитиноподобного вещества.
В состав цитоплазмы входят вода, аминокислоты, белки, углеводы, АТФ (аденозинтрифосфорная кислота), неорганические в-ва. В цитоплазме располагаются ядро и органоиды клетки. Цитоплазма пронизана белковыми микротрубочками, образующими цитоскелет клетки, благодаря которому клетка сохраняет постоянную форму.

Лизосомы — «пищеварительные станции» клетки, расщепляют сложные органические вещества на более простые молекулы.
Митохондрии — «силовые станции» клетки, синтез АТФ, источник энергии.
В пластидах (клетки растений) осуществляется синтез органических веществ. Лейкопласты — бесцветные пластиды, накапливают крахмал. Хромопласты — синтез каротиноидов (желтая, оранжевая, красная окраска плодов, цветков). Хлоропласты — зеленые пластиды, содержат хлорофилл. Хромо- и хлоропласты участвуют в фотосинтезе.
Вакуоли накапливают питательные вещества и продукты распада в вакуольном соке. Постоянные вакуоли — в растительной клетке, до 90% объема. Временные вакуоли — в животной клетке, не более 5% объема клетки.
ЭПС (эндоплазматическая сеть) — синтез липидов и углеводов. ЭПС — гладкая и шероховатая (есть рибосомы, они участвуют в синтезе белков).
Клеточный центр (2 центриоли) участвует в делении клеток, образует веретено деления. Комплекс Гольджи — транспортно-накопительная функция, формирование лизосом, клеточной оболочки.

Ядро клетки (большинство клеток организмов имеет одно ядро, но есть и без-, дву-, многоядерные клетки,):
□ Ядерная оболочка обеспечивает поступление белков, жиров, РНК, углеводов, воды, ионов.
□ Ядерный сок — концентрация всех веществ.
□ Ядрышки формируют рибосомы из рибосомных РНК и синтезированных в цитоплазме белков.
□ Хромосомы отвечают за хранение и передачу наследственной информации. Каждый вид имеет свой набор хромосом: определенное число, форму, размеры.
Все клетки, кроме половых, — соматические. Они имеют двойной набор хромосом — диплоидный. Половые клетки содержат одинарный (или гаплоидный) набор хромосом.
Парные хромосомы — гомологичные. Хромосомы состоят из ДНК и белков. Молекулы ДНК обеспечивают хранение и передачу наследственной информации от клетки к клетке, от организма к организму.

МЕТАБОЛИЗМ, ИЛИ КЛЕТОЧНЫЙ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

Это совокупность ферментативных реакции, протекающих в клетке.
2 стадии: пластический обмен — синтез веществ; энергетический обмен — расщепление веществ.

Энергетический обмен
3 стадии:
1) Подготовительная (в лизосомах): молекулы веществ распадаются с выделением энергии (тепло).
2) Бескислородная (в цитоплазме): органические вещества расщепляются до еще более простых, часть выделяющейся энергии идет на синтез АТФ.
3) Кислородная (в митохондриях): молекулы ПВК окисляются до СО2 и Н2О, освобождающаяся энергия запасается в 36 молекулах АТФ.
В клетках анаэробов — микроорганизмов, обитающих в бескислородной среде, — протекают только 2 стадии энергетического обмена: подготовительная и бескислородная.

Гликолиз — процесс расщепления глюкозы без участия кислорода (анаэробный). Молекула, содержащая 6 атомов углерода, расщепляется на 2 трехуглеродные молекулы пировиноградной кислоты — ПВК, 2 молекулы АТФ, воду, 2 молекулы НАД-Н.

Дыхание — аэробный процесс, процесс полного окисления глюкозы. Происходит последовательное окисление молекул ПВК до СО2 с образованием еще одной молекулы АТФ и четырех акцепторов электронов.
Электронотранспортная цепь — атомы водорода передаются НАД+ с образованием НАД-Н. Молекула НАД-Н доставляет атомы водорода в дыхательную цепь, превращаясь вновь в НАД+. Электроны атомов водорода транспортируются по цепи, вступают в окислительновосстановительные реакции, при этом отдают энергию на синтез АТФ. В конце цепи образуется молекула воды.
55% энергии запасается в виде высокоэнергетических связей молекул АТФ. 45% — рассеивается в виде тепла.

Пластический обмен
Для пластического обмена характерны реакции синтеза органических веществ, которые идут с затратами энергии. В биосинтезе белков участвует и ядро, и цитоплазма. В хромосомах ядра хранится информация о последовательности аминокислот в молекуле белков. Эта информация зашифрована при помощи генетического кода.

Генетический код — последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, определяющая последовательность расположения аминокислот в молекуле белка.
Генетический код триплетен (каждой аминокислоте соответствует последовательность трех нуклеотидов), неперекрываем (один и тот же нуклеотид не может входить в состав двух соседних кодовых триплетов), универсален (у всех организмов одни и те же аминокислоты кодируются одними и теми же триплетами).
Биосинтез белка — сложный процесс, в результате которого происходит реализация генетической информации.
Транскрипция — информация о структуре белка переписывается с ДНК на иРНК.
Трансляция — аминокислоты соединяются в определенную последовательность пегттидиыми связями в полипептидную цепь.

ФОТОСИНТЕЗ

Фотосинтез — синтез органических соединений, идущий за счет световой энергии, сопровождающийся фотолизом воды.
1. Световая фаза
Энергия солнечного света используется для синтеза АТФ. В хлоропластах происходит фотолиз воды, в результате которого в окружающую среду выделяется кислород, а водород соединяется с НАДФ+ с образованием НАДФ-Н.
2. Темновая фаза. Хемосинтез.
В тем новую фазу происходит ряд ферментативных реакций, в результате которых происходит восстановление углекислого газа водородом воды до глюкозы. При этом используется энергия, заключенная в молекулах АТФ.
Хемосинтез — процесс образования органических веществ из СО2 за счет энергии, получаемой при окислении неорганических соединений. Хемосинтез характерен для некоторых автотрофных бактерий.

ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

На организменном уровне:
бесполое размножение (новые организмы возникают из одной или группы клеток материнского организма — деление клетки, вегетативное, спорами, почкование, деление тела на части, регенерация)

половое размножение (конъюгация, партеногенез, путем смешения гамет). Половое размножение у животных — яйцеклетки (жен.) и сперматозоиды (муж.). Клетки — соматические (n) и половые (2n).

На клеточном уровне: деление митохондрий, хлоропластов.

На молекулярном уровне: удвоение ДНК.

СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ

Амитоз — прямое деление без образования хромосом.
Митоз. Ему предшествует интерфаза (редупликация ДНК, образование двух хроматид из каждой хромосомы).

Фазы митоза:
Профаза — спирализация хромосом, растворение ядерной оболочки, начинает формироваться веретено деления от одной центриоли к другой.
Метафаза — хромосомы в плоскости экватора клетки.
Анафаза — хроматиды хромосом расходятся к полюсам клетки, становясь новыми хромосомами.
Телофаза — деспирализация хромосом, формирование ядерной оболочки, клеточной перегородки, образование 2-х дочерних клеток.

В процессе митоза хроматиды равномерно распределяются между дочерними клетками, благодаря чему каждая из них получает такой же набор хромосом, что и в материнской клетке.

Мейоз — деление клеток с образованием из каждой исходной диплоидной клетки четырех гаплоидных половых клеток. Биологическое значение: уменьшение числа хромосом в 2 раза; переход на гаплоидный уровень; обогащение наследственной информации; поддержание видового числа хромосом.

Схема интерфазы и мейоза: интерфаза — удвоение хромосом.
1-ое деление:
Профаза 1 — удвоенные гомологичные хромосомы переплетаются друг с другом (конъюгация), затем начинают расходиться. Часто при этом происходит разрыв и обмен отдельными участками (кроссинговер).
Метафаза 1 — хромосомы располагаются в области экватора клетки. К ним прикрепляются нити веретена деления.
Анафаза 1 — гомологичные хромосомы (каждая из двух хроматид) расходятся к полюсам клетки.
Телофаза 1 — формирование ядерной оболочки и клеточной перегородки. Образуются 2 клетки с гаплоидным набором хромосом.
2-ое деление: протекает также, как митоз, в 4 фазы, но без интерфазы.
Таким образом, в ходе мейоза происходит 2 деления: в ходе первого расходятся хромосомы, в ходе второго — хроматиды.

ГЕНЕТИКА

Грегор Мендель — основоположник генетики.
Генетика — наука о наследственности и изменчивости. Методы исследования, применяющиеся в генетике: генетический, цитогенетический, биохимический, генеалогический, близнецовый.
Генотип — совокупность всех генов организма.
Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков.
Разные генотипы могут определять одинаковый фенотип.
Гибрид — особь, полученная от родителей, различающихся по определенным признакам.
Разные формы одного и того же гена, определяющие различное проявление одного и того же признака, называют аллелями. Обозначаются буквами, например: А — ген темных волос, а — светлых.
Признак, который проявляется в потомстве и подавляет проявление другого признака, называют доминантным.
Признак, который внешне у потомства не проявляется, называют рецессивным.
Гибридные организмы — организмы, полученные в результате скрещивания разнородных в генетическом отношении родительских форм.
Изменчивость — ненаследственная (модификационная) и наследственная (генотипическая).
Пределы модификационной изменчивости признака называют нормой реакции. Фенотип организма определяется взаимодействием генотипа с факторами внешней среды.
Наследственная изменчивость — комбинативная и мутационная.
Мутации — внезапно возникающие изменения генов или хромосом. При этом меняется количество или структура ДНК данного организма.
Различают генные (точечные) и хромосомные мутации. Гэнные мутации связаны с изменениями отдельных генов, хромосомные обусловлены изменением числа или структуры хромосом.
Генетика — научная основа селекции. Селекция — наука, которая занимается улучшением уже существующих и созданием новых сортов растений и пород животных.
Основные методы селекции — гибридизация и отбор. Новые методы: получение гетерозиса, полиплоидов, экспериментальный мутагенез. Различают стихийный и методический, массовый и индивидуальный искусственный отбор, близкородственное и неродственное скрещивание, внутривидовую и отдаленную гибридизацию.
Биотехнология — целенаправленное изменение и использование биологических объектов в пищевой промышленности, медицине, охране природы и т.д. Направления: микробиологическое производство, клеточная инженерия, генная инженерия.

Моногибридное скрещивание (различие особей по одному признаку)
При моногибридном скрещивании действуют:
□ правило доминирования — при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре признаков, которые определяют аллели одного гена, первое поколение гибридов оказывается единообразным и похожим только на одного из родителей (доминантного).
□ закон расщепления — гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются, и во втором поколении снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков.

Промежуточное наследование (неполное доминирование)
Признаки у гибридов первого поколения имеют промежуточный характер, фенотип гетерозигот отличается от фенотипа как рецессивных, так и доминантных гомозигот.

Дигибридное скрещивание (различие особей по двум парам альтернативных признаков)
Закон независимого наследования (закон независимого распределения генов) — каждая пара аллельных генов наследуется независимо от другой и дает расщепление в соотношении 3:1.

Сцепленное наследование генов
Закон Томаса Моргана: гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно — сцепленно, т.е. наследуются преимущественно вместе.
Сцепление генов может быть полным и неполным. При неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются отдельными участками. Это обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов и признаков.

[/toggle]

istudy.su

Шпаргалка к ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологиииспытание по выбору.

Это один из самых популярных  выпускных экзаменов. В 2010 году ЕГЭ по биологии сдавали 171 257 тысяч школьников. Такая активность абитуриентов легко объяснима.

Биология – обязательный (профильный) предмет при поступлении на 49 наименований специальностей. Среди них: антропология, биология, биохимия, ботаника, ветеринария, генетика, зоология, микробиология, рыболовство, садоводство, физиология, экология, биофизика, педагогика, психология, физическая культура и многое другое.

Ещё в ряде специальностей биология – одна из трёх непрофильных дисциплин. Так, чтобы поступить на педиатрию, лечебное дело, фармацию, стоматологию, геоэкологию, географию, медицинскую кибернетику, лесное дело, медицинскую биофизику, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по биологии. Традиционно самые высокие требования прописывают для поступающих на медицинские специальности и на психологию. В 2010 году средний проходной балл по этим направлениям составил 74,29 и 65,55 соответственно. Проще тем, кто планирует поступать на аграрные (51,33 баллов), кадастровые (57,33 баллов), лесные (50,84 баллов) и педагогические – естественно-научные (56,06 баллов) специальности.


Новшества 2011 года

Задание С6 включает новый тип генетических задач на закономерности наследования групп крови у человека.

Струк­ту­ра эк­за­мена­ци­он­ной ра­боты

Эк­за­мена­ци­он­ная ра­бота по биологии сос­то­ит из 3-х час­тей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Пример: Главный признак, по которому растения объединяют в семейства, – особенности строения …

  1. семени
  2. цветка и плода
  3. листьев и стебля
  4. корневой системы

Часть 2 (В) включает 8 заданий. Три вида задания — с выбором нескольких верных ответов из шести, три — на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, два – на определение последовательности явлений и процессов.

Пример: Расположите кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них скорости движения крови.

  1. верхняя полая вена
  2. аорта
  3. плечевая артерия
  4. капилляры

Часть 3 (С) состоит из 6 заданий с развёрнутым ответом.

Пример: Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Уровень сложности

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности

заданий

Число заданий
Часть 1 Часть 2

Часть 3

Базовый 26
Повышенный 10 8 1
Высокий 5

Содержание экзаменационных заданий

В 2011 году контрольные измерительные материалы по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

  • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.

  • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.

  • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.

  • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.

  • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.

  • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.

  • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

Время выполнения работы

На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:

  • на решение каждого задания Части 1 (А) – 1-2 минуты;
  • для каждого задания Части 2 (В) – порядка 5 минут;
  • на выполнение одного задания Части 3 (С) – 10-20 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом?

За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Часть 1 — Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня Части 1 (А) оценивается 1 баллом.

Часть 2 — Задания Части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.

Часть 3 — Задание С1 Части 3 оценивается от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 – от 0 до 3-х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа.

Кто проверяет ЕГЭ?

Ответы на задания Части 1 (А) и Части 2 (В) обрабатываются автоматически после сканирования бланков ответов №1. Решение сложных задач проверят представители экспертной комиссии, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Эксперты будут сверять работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2011?

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ, специально для абитуриентов 2011 года.

Вот некоторые из них:

  1. Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2010.
  2.  ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2010.
  3.  Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители:  В.С. Рохлов, А.В. Теремов,Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.

Раздаточные материалы

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2011, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий (http://www.fipi.ru/view) и виртуальные тесты (http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php).

Минимальный балл

Минимальный допустимый порог, позволяющий выпускникам не провалить экзамен, за последние годы вырос, но незначительно.

2010 год — 36 баллов

2009 год — 35 баллов

2008 год — 35 баллов


03.02.2011

Абсалямова Айгуль

www.moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Шпаргалки по биологии » Шпоры для студентов

Просмотров: 20367

Просмотров: 6949

Просмотров: 14455

Просмотров: 20969


Сфера изучения биологии как науки являются все живые существа, от одноклеточных до человека, их структуры, функции и взаимоотношения с окружающей средой. Трудно провести очевидную грань между биологией и другими науками, так как они тесно связаны. Для изучения клетки необходимы знания молекулярных процессов, которые протекают внутри клетки, поэтому молекулярная биология стоит на границе химии и биологии. Биофизика, изучающая аспекты физического функционирования организмов более близка к физике. Сегодня как самостоятельную науку выделяют экологию, классификацию биологии изучающую взаимодействия живых организмов с живой и неживой природой. Запомнит все термины, теории и процессы, связанные с живыми организмами крайне тяжело. В этом случае помогут шпаргалки по биологии.

Как было сказано биология это совокупность наук изучающих все живое. Классифицировать биологические науки можно по-разному. По типам изучаемых организмов можно выделить ботанику, изучающую растительный мир и зоология, которая изучает животный мир. Есть также более мелкие подразделения: орнитология – наука о птицах, ихтиология – наука о рыбах, микология и т.д. Анатомия, физиология и эмбриология исследуют соответственно структуру организма, его функционирование и развитие.

Тела живых организмов состоят из базового элемента — клеток. Состав, строение и функции клеток изучает цитология. Другой тип биологических наук – гистология, исследует свойства и структуру тканей, групп однотипных клеток со сходной функцией в организме. Механизмы передачи признаков свойственных особям одного поколения к следующим изучает генетика. Таксономия занимается классификацией животных, растений и установкой их родственных связей.

У истоков зарождения биологических дисциплин стоят античные мыслители Аристотель и Гален. Их труды развили арабские ученые медики ибн-Сина, аль-Джахиз, ибн-Зухр и ибн-аль-Нафиз. Эпоха Великих географических открытий дала возможность открытию новых видов растений и животных. А изобретения микроскопа заложила основу развития клеточной теории.

shporiforall.ru

Шпаргалка по ЕГЭ 2013. Биология

ЕГЭ по биологии — один из самых популярных экзаменов. Однако он не является обязательным для сдачи после окончания школы. Высокие баллы за ЕГЭ по биологии понадобятся тем, кто планирует продолжить свое образование по медицинским специальностям, будущим биологам, психологам, педагогам и некоторым другим специалистам. В 2012 году этот экзамен сдавали 168683 человека. Из них 100 баллов набрали 48 выпускника. А 8,5% участников не смогли набрать минимального количества баллов.

Новшества 2013 года (в начало)

Изменения в структуре КИМ ЕГЭ по биологии в 2013 году отсутствуют. Нововведения ЕГЭ-2012 по биологии можно посмотреть здесь.

Структура экзаменационной работы (в начало)

Эк­за­мена­ци­он­ная ра­бота по биологии сос­то­ит из 3-х час­тей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Пример: Какой признак у грибов и растений является сходным?

  1. наличие хитина в клеточной стенке
  2. автотрофное питание
  3. неограниченный рост
  4. наличие плодового тела

Часть 2 (В) включает 8 заданий. 3 вида задания — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 – на определение последовательности явлений и процессов.

Пример: Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

  1. наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
  2. образование корней у папоротникообразных
  3. снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
  4. усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
  5. защита семян в плодах у покрытосеменных растений
  6. сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным  развёрнутым ответом.

Пример: В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Уровень сложности (в начало)

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности заданий Число заданий
Часть 1 Часть 2 Часть 3
Базовый 26
Повышенный 10 8 1
Высокий 5

Содержание экзаменационных заданий (в начало)

В 2013 году контрольные измерительные материалы ЕГЭ по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

  • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.
  • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.
  • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.
  • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.
  • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.
  • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.
  • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

Время выполнения заданий (в начало)

На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:

  • на решение каждого задания Части 1 (А) – 1-2 минуты;
  • для каждого задания Части 2 (В) – порядка 5 минут;
  • на выполнение одного задания Части 3 (С) – 10-20 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? (в начало)

За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Часть 1 — Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом.
Часть 2 — Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.
Часть 3 — Задание С1 части 3 оценивается от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 – от 0 до 3-х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа.

Кто проверяет ЕГЭ? (в начало)

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) обрабатываются автоматически после сканирования бланков ответов №1. Решение сложных задач проверят представители экспертной комиссии, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Эксперты будут сверять работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2013? (в начало)

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2013 года.
Вот некоторые из них:

  1. ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе»
  2. ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе»
  3. ЕГЭ-2013. Биология: актив-тренинг: решение заданий А, В, С / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – «ЕГЭ-2013. ФИПИ – школе»

Другие пособия >>

Раздаточный материалы (в начало)

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2013, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий (http://www.fipi.ru/view) и он-лайн тесты по биологии.

Минимальный балл (в начало)

Минимальный проходной порог ЕГЭ по биологии в 2013 установлен на уровне 36 баллов.

moeobrazovanie.ru

Шпаргалка по ЕГЭ 2014. Биология

ЕГЭ по биологии — один из самых популярных экзаменов. Однако он не является обязательным для сдачи после окончания школы. Высокие баллы за ЕГЭ по биологии понадобятся тем, кто планирует продолжить свое образование по медицинским специальностям, будущим биологам, психологам, педагогам и некоторым другим специалистам. В 2013 году этот экзамен сдавали 162248 человека. Из них 100 баллов набрали 466 человек. А 7,1% участников не смогли набрать минимального количества баллов.

Структура экзаменационной работы 

Эк­за­мена­ци­он­ная ра­бота по биологии сос­то­ит из 3-х час­тей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Пример: Из нуклеиновой кислоты и белковой капсулы состоит

1) вирус

2) цианобактерия

3) одноклеточный гриб

4) паразитическое простейшее

Часть 2 (В) включает 8 заданий. 3 вида задания — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 – на определение последовательности явлений и процессов.

Пример: Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1)  участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным  развёрнутым ответом.

Пример: Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев. В их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

Уровень сложности

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности заданий Число заданий
Часть 1 Часть 2 Часть 3
Базовый 26
Повышенный 10 8 1
Высокий 5

Содержание экзаменационных заданий

В 2014 году контрольные измерительные материалы ЕГЭ по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

  • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.
  • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.
  • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.
  • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.
  • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.
  • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.
  • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

Время выполнения заданий 

На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:

  • на решение каждого задания Части 1 (А) – 1-2 минуты;
  • для каждого задания Части 2 (В) – порядка 5 минут;
  • на выполнение одного задания Части 3 (С) – 10-20 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? 

За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Часть 1 — Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом.
Часть 2 — Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.
Часть 3 — Задание С1 части 3 оценивается от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 – от 0 до 3-х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа.

Кто проверяет ЕГЭ?

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) обрабатываются автоматически после сканирования бланков ответов №1. Решение сложных задач проверят представители экспертной комиссии, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Эксперты будут сверять работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2014? 

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2014 года.
Вот некоторые из них:

  1. ЕГЭ-2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)
  2. ЕГЭ-2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ЕГЭ-2014. ФИПИ – школе)
  3. ЕГЭ. Биология: актив-тренинг: А, В, С / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)
  4. ЕГЭ. Биология: тематический сборник заданий / Под ред. Г.С. Калиновой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе)

Другие пособия >>

Раздаточный материалы 

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2014, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий и онлайн тесты.

Минимальный балл 

Минимальный проходной порог ЕГЭ по биологии в 2014 установлен на уровне 36 баллов.


По данным опроса пользователей сайта moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Шпаргалка по ЕГЭ 2012. Биология

ЕГЭ по биологии — один из самых популярных экзаменов. Однако он не является обязательным для сдачи после окончания школы. Высокие баллы за ЕГЭ по биологии понадобятся тем, кто планирует продолжить свое образование по медицинским специальностям, будущим биологам, психологам, педагогам и некоторым другим специалистам. В 2011 году этот экзамен сдавали 144045 человек. Из них 100 баллов набрали лишь 53 выпускника. А преодолеть минимальный порог в 36 баллов не смогли 7,8 % участников.

Наибольшие затруднения у участников ЕГЭ по биологии-2011 вызывали задания А5 (на знание морфологии и способов ухода и выращивания культурных растений), А8 (определение сходства человека с животными и отличия от них), а также С1 и С4, с которыми справляются далеко не все выпускники.

Новшества 2012 года (в начало)

  • Изменен формат задания А36. Теперь это задание повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения.
  • Задание А25 также переведено на повышенный уровень сложности.
  • В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов.
  • В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений.

Структура экзаменационной работы (в начало)

Экзаменационная работа по биологии состоит из 3-х частей.

Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх.

Пример: Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) в верхних слоях атмосферы
2) в глубинах океанов
3) в верхних слоях литосферы
4) на границах трёх сред обитания

Часть 2 (В) включает 8 заданий. 3 вида задания — с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 — на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 – на определение последовательности явлений и процессов.

Пример: У насекомых с неполным превращением

1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

Часть 3 (С) состоит из 6 заданий с развёрнутым ответом.

Пример: Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Уровень сложности (в начало)

Задания имеют разный уровень сложности (базовый, повышенный или высокий).

Уровень сложности заданий Число заданий
Часть 1 Часть 2 Часть 3
Базовый 26
Повышенный 10 8 1
Высокий 5

Содержание экзаменационных заданий (в начало)

В 2012 году контрольные измерительные материалы по биологии будут включать вопросы из 7 тематических блоков.

  • Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли учёных в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем и т.д.
  • Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, её химической организации, генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении и т.д.
  • Третий блок «Организм как биологическая система» затрагивает вопросы о вирусах, о вредном влиянии мутагенов, наркотиков на генетический аппарат клетки, о наследственных болезнях человека, о селекции организмов и биотехнологии.
  • Из четвёртого блока «Система и многообразие органического мира» отметим вопросы о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы.
  • Пятый блок «Организм человека и его здоровье» посвящён вопросам строения и жизнедеятельности организма человека.
  • В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза и т.д.
  • Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере и т.д.

Время выполнения заданий (в начало)

На выполнение (решение и оформление) экзаменационных заданий отводится 3 часа (180 минут). Специалисты рекомендуют следующий порядок распределения времени:

  • на решение каждого задания Части 1 (А) – 1-2 минуты;
  • для каждого задания Части 2 (В) – порядка 5 минут;
  • на выполнение одного задания Части 3 (С) – 10-20 минут.

Как оцениваются задания и экзаменационная работа в целом? (в начало)

За ЕГЭ по биологии выпускник максимально может получить 69 первичных баллов. При условии, что все задания будут правильно выполнены и корректно оформлены.

Часть 1 — Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом.
Часть 2 — Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2-х баллов.
Часть 3 — Задание С1 части 3 оценивается от 0 до 2-х баллов, а С2-С6 – от 0 до 3-х баллов. Оценка зависит не только от правильности, но и от полноты ответа.

Кто проверяет ЕГЭ? (в начало)

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) обрабатываются автоматически после сканирования бланков ответов №1. Решение сложных задач проверят представители экспертной комиссии, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Эксперты будут сверять работы экзаменуемого с эталоном ответа.

Какие учебники и справочники использовать при подготовке к ЕГЭ-2012? (в начало)

Существует перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ специально для абитуриентов 2012 года.
Вот некоторые из них:

  1. ЕГЭ-2012. Биология/ ФИПИ. Авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2011
  2. ЕГЭ-2012. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ. Авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2011
  3. ЕГЭ-2012. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ. Авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2011

Раздаточный материалы (в начало)

В процессе подготовки к ЕГЭ выпускники могут воспользоваться официальными «помощниками». Это демонстрационные материалы ЕГЭ-2012, тесты из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий (http://www.fipi.ru/view) и виртуальные тесты (http://www.fipi.ru/view и http://www.edu.ru/index.php).

Минимальный балл (в начало)

Минимальный допустимый порог в 2011 году составил 36 баллов.

moeobrazovanie.ru

Шпаргалки по биологии | Биология

Шпаргалки по по предмету Биология в форматах .jpg и в .htm. Можно скачать на планшет и смотреть шпаргалки как веб страницы или распечатать на принтере и пользоваться в своё удовольствие.

В состав шпаргалок вошли такие темы и разделы:
Ботаника 
Растительная клетка, ее строение. 
Корень. 
Побег. Лист. Стебель.
Цветок — видоизмененный побег 
Размножение растений. 
Опыление. Оплодотворение. 
Строение семян. Прорастание и распространение. 
Развитие растительного мира. 
Водоросли. 
Бактерии. 
Лишайники. 
Мхи. 
Папоротники. 
Хвощи и плауны. 
Отдел Голосеменные. 
Отдел Покрытосеменные или цветковые растения. 
Цветковые растения. Класс однодольные. 
Цветковые растения. Класс двудольные. 
Царство Грибы 

Зоология 
Общие сведения о животных. Одноклеточные, многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. 
Тип Плоские черви. 
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. 
Тип Моллюски. 
Тип Членистоногие. 
Класс Насекомые. 
Тип Хордовые. 
Надкласс Рыбы. 
Класс Земноводные (Амфибии). 
Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады). 
Класс Птицы (Пернатые). 
Класс Млекопитающие (Звери). 
Эволюция животного мира. 

Анатомия и физиология человека. 
Общий обзор организма человека. 
Опорно-двигательная система человека. 
Ткани, их строение и функции. 
Мышцы. Их строение и функции. 
Внутренняя среда организма. 
Иммунитет. 
Кровообращение. Лимфообращение. 
Строение сердца. 
Дыхание. 
Газообмен в легких и тканях. 
Пищеварение. 
Размножение человека.
Выделение. 
Кожа. 
Железы внутренней секреции .
Нервная система человека.
Органы чувств (Анализаторы). 
Высшая нервная деятельность. 
Общие биологические закономерности. 
Основные положения клеточной теории, ее значение. 
Химический состав клеток. 
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. 
Фотосинтез. 
Синтез белка.
Вирусы, их строение и функционирование. 
Деление клеток — основа размножения и роста организмов. 
Мейоз. 
Половое и бесполое размножение организмов. 
Эмбриональное развитие животных. 

Общая биология 
Основы генетики. Законы наследственности. 
Половые хромосомы и аутосомы. Генотип.
Изменчивость, ее формы и значение.
Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. 
Генетика и теория эволюции. 
Додарвиновский период в развитии биологии. 
Эволюционное учение Дарвина. 
Антропогенез. 
Основы селекции. 
Основы экологии. Биогеоценоз. 
Агроценоз.
Учение о биосфере.

shpargalka.my1.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *