Банк карт по истории егэ – Все исторические карты для ЕГЭ по истории

Содержание

Как работать с исторической картой: подготовка к ЕГЭ

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня продолжим готовится к ЕГЭ по истории и сегодня мы отойдем от каких-то теоретических материалов и задач и начнем говорить на тему обязательных для самоподготовки к ЕГЭ материалов, сторонних знаний, а также я научу Вас решать задания по истории с картой) Сразу скажу, что материал данной статьи и собственно следующих будет основан на самых часто задаваемых вопросах, поэтому возможно в некоторых моментах Вы сможете узнать себя.

Нужно ли знать все даты из карманных справочников и учебников?

Часто, мне пишут люди с вопросом: «Иван Сергеевич, начал (-а) учить XX век и в учебниках вижу подобную картину, что мне учить чтобы тест написать, потому что кроме прошлого столетия есть еще периоды, которые требуют внимания и бросать все силы на работу чисто с советской историей я не могу?!».

Так вот, отвечаю для всех) Фактически несколько лет назад ФИПИ публиковал обязательный перечень дат и событий к ним, необходимых для написания экзаменационной работы. Сейчас данные материалы по каким-то причинам из пакетов с демоверсией не прикладывают из-за чего и возникает подобная шумиха, но пытливые и любопытные дети =) при условии что залезут в материалы прошлых лет для экспертных комиссий, этот перечень найдут. В этом году на КПК этот документ как дидактический материал нам посоветовали и соответственно я делюсь им с Вами, вот он:

Там есть практически все, что необходимо знать по хронологии событий…касаемо дат, исключение, как мне кажется, составляют лишь революции 1905—1907 / 1917 гг., в остальном же эта таблица полная и отражает все события, которые необходимо учитывать для успешного выполнения тестов ЕГЭ по истории.

Как работать с исторической картой?

Также «больная тема», хоть материал в виде карт у меня и выложен в открытом доступе, дети недоумевают: «Как с этим вообще работать?». Объясняю 🙂

Первым делом топаете к этой статье и скачиваете себе пакет карт на компьютер. Затем, если лень копаться в справочниках ЕГЭ прошлых лет и тонне информации с этим связанной, качаете вот эту подборку:

Банк заданий по исторической карте: 1200 заданий:

Как с этим работать? Предупреждаю, приступать к данной «процедуре» рекомендуется только тем, кто уже что-то шарит в истории, а ребятам кто идет по нашим урокам, дальше этот пункт читать не стоит, а тем, кто уже как бы в теме, загружаете себе документ, в нем содержатся все задания с картой вариантов ЕГЭ прошлых лет. Заданий около 1200, с телефона не качайте, все повиснет 😀

Для начала рекомендую проанализировать свои знания географии и определить уровень топографического кретинизма :/, для этого рекомендую обратить внимание на этот документ:

 


 

Практикум по разбору карт

Здесь Вам представлена контурная карта, которую необходимо распечатать и соответственно заполнить, если это для Вас не составляет труда, переходите к карте №2. При успешном выполнении всех карт и заполнении на них примерно 70% информации, можно начинать работу с самим банком, при условии, повторюсь, что знания курса в голове так же имеются. 

Что делать если все плохо?))) Информации с уроков географии с тех карт, что представлены выше ХВАТИТ для успешного написания любого теста по истории! Вывод очевиден — учить, дорогие друзья! Садитесь. печатаете себе десяяяток этих карт, находите в Интернееете САААМИ местоположение каждого объекта, зарисооовываете его, в итоге зубрите, потом берете вторую карту и на память пытаетесь заполнить, есть ошибки, не беда, проверяете, исправляете, берете карту №3 и так далее… Заодно и географию подтянете и кретинизм излечите, а далее приступаете к банку

Clear strategy and solutions for business leadership symbol with a straight path to success as a journey choosing the right strategic path for business with blank yellow traffic signs cutting through a maze of tangled roads and highways.

Задача первая

Что делать с ним? Берете себе 4 первые карты — 20 заданий, берете бумажку и решаете исходя из своих знаний (я предупреждал)

Как решать такие задания?? Инструкция «для самых маленьких» на примере реального задания КИМ 🙂

Итак, перед нами какой-то «бардак» по версии, я уверен, 80% читателей нашего сайта) Смотрим, что здесь и как…для начала дам четкий алгоритм действий при работе с заданиями такого типа:

1. Посмотреть на легенду карты и определить с ее помощью ключевые точки
2. Найти (если есть) на карте даты
3.1. В случае явного положения на карте какой-то войны/похода/перемещений выделить «опорные точки» для идентификации события
3.2. В случае явного определения каких-либо границ обратить внимание: на пограничные территории/название нашего государства на карте (это может помочь с определением периода)/прочие неестественные объекты (любые стрелки и точки)

Идем по алгоритму:
1. Смотрим сюда, вот эта табличка называется «легендой карты», что можно из нее извлечь?

 

  • Здесь показана Русь в период раздробленности, т.к. ключевое слово — КНЯЖЕСТВА
  • Границы нам пока ничего не дают…
  • А вот на осаду городов обратим внимание, осадили города:

Толковым мальчишкам и девчонкам Козельск уж явно что-то скажет, но у нас есть еще несколько пунктов))

Пункт 2. Попробуем найти на карте даты…облом, такого нет 🙁 Печально, идем дальше((

Пункт 3. Попробуем выделить опорные точки на основе стрелок на карте. С какой стороны идут войска? А ответ Вы узнаете только после рекламы…шучу 😀 С Востока конечно!

Давайте группировать: осада Козельска, Коломны, Суздаля, заход явно не на чай в Москву, войска идут с Востока — конечно это поход Батыя на Русь!

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».

  • Здесь Вам поможет только лишь знание тех самых контурных карт… Суздаль входил во Владимиро-Суздальское кн-во, которого так на карте и нет. Логично, что под «1» скрывается Владимир.

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­че­на сто­ли­ца земли, где в пе­ри­од дан­но­го по­хо­да су­ще­ство­ва­ла рес­пуб­ли­кан­ская форма прав­ле­ния.

  • Тут чисто знание карты и самого курса прошлых уроков с нашего сайта, толковые дети сразу назовут Новгород и по знанию контурной карты определят точку «2»

Еще совет — обращать внимание сразу на задание 32, так как там Вы сможете почерпнуть «варианты ответа» для работы с этим заданием.

Профильное задание с картой

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.
1) за­во­е­ва­те­ли вторг­лись в пре­де­лы Руси в зим­ний пе­ри­од — это тоже может натолкнуть на мысль 🙂
2) ни один из го­ро­дов, за­хва­чен­ных за­во­е­ва­те­ля­ми, не вы­дер­жал осады более одной не­де­ли
3) поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми, длил­ся около трёх лет — как бы тоже никак :/
4) одним из по­след­ствий со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, было на­ча­ло раз­дроб­лен­но­сти Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства — ну тут нам ничего не поможет :/
5) в ре­зуль­та­те со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, рус­ские земли по­па­ли в за­ви­си­мость — это может навести на мысль 🙂
6) пол­ко­во­дец, поход ко­то­ро­го обо­зна­чен на схеме, яв­ля­ет­ся ос­но­ва­те­лем го­су­дар­ства — основатель государства либо Рюрик, либо Олег, это бред, так как период раздробленности, соответственно кроме ордынского хана Батыя вариантов работы нет

Рекомендую к прочтению

Как Вы видите стыкуются под одно время здесь только 3 события, остальные как-то хаотично разбросаны по истории, что быть не должно, так что вариант «спасательного круга» №32 так же имейте ввиду

Рекомендую:

Думаю на сегодня все, работой Вас завалил, миссия выполнена

Подписывайтесь на обновления блога, ждите новых статей, вот наш инстаграм, ВК, твиттер, комментируйте, предлагайте идеи для новых статей, скоро опубликую вторую часть, если на пост соберет более 20+ лайков, поэтому если Вам эта тема интересна, раскрою тайну, внизу есть кнопочки «Поделиться»

А я с Вами прощаюсь, всем пока.

С уважением, Иван Некрасов

Хотите разобраться со всеми темами курса истории? Записывайтесь на обучение в школе Ивана Некрасова с юридической гарантией сдачи экзамена на 80+ баллов!

Записаться на подготовку к ЕГЭ в школе Ивана Некрасова

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Сборник карт по истории. Подготовка к ЕГЭ.




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сборник карт для ЕГЭ по истории Сборник карт. Подготовка к итоговой аттестации.

2 слайд

Описание слайда:

Битва на реке Калке 31 мая 1223 года

3 слайд

Описание слайда:

Невская битва 15 июля 1240 года

4 слайд

Описание слайда:

Битва на Чудском озере 5 апреля 1242 года

5 слайд

Описание слайда:

Монголо-татарское нашествие на Русь

6 слайд

Описание слайда:

Монголо-татарское нашествие на Русь

7 слайд

Описание слайда:

Отражение немецкой и шведской агрессии Александром Невским (1239-1245)

8 слайд

Описание слайда:

Россия в XIV-XV веке. Куликовская битва и стояние на Угре

9 слайд

Описание слайда:

Куликовская битва

10 слайд

Описание слайда:

Междоусобная война на Руси во второй четверти XV века

11 слайд

Описание слайда:

Русско-ливонская и русско-литовские войны в начале XVI века

12 слайд

Описание слайда:

Ливонская война 1558-1583 годов

13 слайд

Описание слайда:

Присоединение Сибирского ханства к России. Поход Ермака Тимофеевича (1582-1585 гг.)

14 слайд

Описание слайда:

Российское государство в начале XVII века. Смутное время

15 слайд

Описание слайда:

Освободительная война украинского народа в 1648-1654 гг..

16 слайд

Описание слайда:

Русско-Польская война 1654-1667 гг.

17 слайд

Описание слайда:

Восстание С. Разина

18 слайд

Описание слайда:

Северная война 1700-1721 годов

19 слайд

Описание слайда:

Осада и взятие Азова в 1696 году

20 слайд

Описание слайда:

Сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года

21 слайд

Описание слайда:

Штурм Нотебурга 11 октября 1702 года

22 слайд

Описание слайда:

Сражение при Лесной 28 сентября 1708 года

23 слайд

Описание слайда:

Полтавское сражение 27 июня 1709 года

24 слайд

Описание слайда:

Гангутское морское сражение 26 — 27 июля 1714 года

25 слайд

Описание слайда:

Сражение при Грос-Егерсдорфе 19 августа 1757 года

26 слайд

Описание слайда:

Русско-Турецкая война 1735-1739 гг.

27 слайд

Описание слайда:

Русско-Турецкая война 1768-1774 гг.

28 слайд

Описание слайда:

Восстание под предводительством Е. Пугачёва

29 слайд

Описание слайда:

Вторжение Наполеоновской армии в Россию. 1812 год

30 слайд

Описание слайда:

Контрнаступление русской армии. 1812 год

31 слайд

Описание слайда:

Русско-турецкая война 1828-1829 гг.

32 слайд

Описание слайда:

Крымская война 1853-1856 гг.

33 слайд

Описание слайда:

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

34 слайд

Описание слайда:

Русско–японская война 1905 года

35 слайд

Описание слайда:

Первая мировая война. Европа в 1914-1915 гг.

36 слайд

Описание слайда:

Первая мировая война

37 слайд

Описание слайда:

Советско-польская война

38 слайд

Описание слайда:

Вторая мировая война. СССР в 1941 г. (22.06 – 05.12.1941 гг.)

39 слайд

Описание слайда:

Вторая мировая война. СССР в 1942 г. (05.12.1941 — 31.12.1942 гг.)

40 слайд

Описание слайда:

Вторая мировая война. СССР в 1943 г.

41 слайд

Описание слайда:

Вторая мировая война. СССР в 1944 г.

42 слайд

Описание слайда:

Вторая мировая война. СССР в 1945 г.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации


Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-179308


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Карта ЕГЭ история — Егэ по истории

Для подготовки к ЕГЭ по истории крайне важно уметь ориентироваться в пространстве географической и исторической карты. Посмотрим, как эти задания выглядят в демоверсии ЕГЭ.

Задания ЕГЭ по истории карта.

О методике работы с исторической картой мы уже говорили в этой рубрике не раз. Если кратко — ее нужно самостоятельно рисовать, разбирая все ключевые события истории. Для этого вполне пригодятся, к примеру, школьные контурные карты.

Для примера предлагаю взять задания из демоверсии ЕГЭ 2017 года. Также, как и в ЕГЭ 2018,  в части 1 идет блок вопросов (их 4) к исторической карте. Его также не поменяли по сравнению с предыдущими демоверсиями. Разбалловка здесь такая: 13-1, 14-1, 15-1, 16 — максимально 2.

Вопрос 13 демоверсии ЕГЭ 2017 по истории

Для начала пытаемся опознать представленную историческую карту! Мы видим русские города (Москва, Коломна, Ростов, Суздаль), но не видим единого государства! Вместо него города разделяют границы княжений. Следовательно, перед нами период феодальной раздробленности русских земель.

Историческая контурная карта Руси периода разробленности

А теперь вспомним об основной военной угрозе русским землям в данный период. Главным следствием раздробления Руси стало нашествие татар и последующее поражение при отсутствии единства.

Да, это Батый (приемлем еще и ответ Бату-хан), на карте его поход на северо-восточную Русь 1237-1238 гг.

Ответ: БАТЫЙ.

Вопрос с 14 на ориентацию по карте Руси периода раздробленности. Итак, какой город находился рядом с Суздалем?

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Да, это Владимир-на-Клязьме (или просто Владимир), новая столица княжества, построенная Андреем Боголюбским. А Суздаль — старая столица, поэтому княжество и называлось Владимиро-Суздальским.

Ответ: ВЛАДИМИР.

15. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

С.С. Рубцов. Новгородское вече.

Вопрос напрямую не связан с картой, скорее это знание периода. Да, это конечно, Господин Великий Новгород, именно здесь существовала боярская республика.

Ответ: НОВГОРОД (НОВГОРОДВЕЛИКИЙ).

И последний вопрос к карте на множественный выбор ответов.

Задание 16 ЕГЭ по истории

Здесь тоже нужно достаточно глубокое понимание темы и ее нюансов. Например, 1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период? Оказывается, да! Боялись идти по густым лесам северо-востока Руси, шли по руслам замерзших рек. Обычно, конечно, кочевники атакуют летом, когда кони сытые и отъелись на весенних пастбищах.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели. Маленький городок Козельск (его Батый назвал «злым»), он даже не обозначен на этой карте выдержал 7 недель осады, а Торжок — 2 недели. Из пяти месяцев зимней кампании 1237/38 годов против Руси два месяца Батый потратил на Козельск.

3) Ям и Копорье были захвачены завоевателями в ходе событий, обозначенных на схеме стрелками. На внимательность. Смотрим на карту, и видим, что войска Бату-хана просто до них НЕ ДОШЛИ (также, как и до Новгорода Великого, что гораздо важнее, на самом деле).

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства. Путается причина и следствие. Наоборот, раздробленность — первопричина внешнеполитической неудачи.

5) Завоеватели, поход которых обозначен на схеме стрелками, вторглись в пределы Руси с юго-востока. Просто на знание сторон света и умение ориентироваться на географической карте!

6) Русь попала в иго  — зависимость от государства Золотая Орда, созданного Батыем в 1243 году.

Ответ: 156.

Таким образом, верно определив, что за карта Вам дана на экзамене, вы можете получить сразу 6 первичных баллов, что составит десятую часть Ваших баллов ЕГЭ!

Напомним, что Вы можете выполнять задания с картой и обсуждать их с экспертом ЕГЭ, получать пояснения и решать тесты онлайн на страницах нашей группы 

egistor.ru

Исторические карты для подготовки к ЕГЭ

Добрый день, дорогие абитуриенты и читатели сайта!

Настало время детально поговорить о новшествах сдачи егэ по истории  — а именно о заданиях с историческими картами. Чтобы не пропустить крайне полезные посты на эту тему, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи!

Захожу, значит я как обычно на яндекс и по  запросу «карты по истории для егэ» — 16 человек в месяц! Можете  себе представить?! Совсем скоро государственный экзамен по истории, а люди вообще не смотрят исторические карты в Интернете! Просто ужас! В общем решил просветить народные массы на этот счет.

Введение заданий 13 по 16 имеет весьма конкретную цель — посмотреть, насколько абитуриенты вообще владеют картами и умеют ли с ними работать? Навык ориентирования в исторической карте должен иметь любой гражданин, так как может пойти, например в армию… И что ему там делать, если он в картах ни бум-бум? Или станет ещё кем-нибудь… важным… В общем цель этих новых заданий выявить следующие навыки  у абитуриентов:

«1) узнавать и называть изображенное на карте географическое пространство;

2) определять последовательность и время, отображенных на карте событий;

3) правильно читать отраженную на карте действительность;

4) сопоставлять обозначенные на карте явления;

5) сравнивать размеры территорий;

6) находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;

7) выделять изменения в территории;

8) применять карту при анализе исторической информации».

Источник

Согласитесь, глобальные навыки. Что же делать, если вы выучили весь материал по истории, а в исторической карте не ориентируетесь? Не паникуйте! Сайт EGE59.RU поможет!

Итак, первое, с чего начать знакомство с работой по исторической карте, это с легенды карты. Вообще карта — это во много раз уменьшенная копия изображения на территорию с высоты птичьего полета, а иногда и из космоса.  Легенда в исторической карте играет крайне важную роль: она расшифровывает всё, что на ней изображено! Посмотрите, где находится легенда карты:

 [singlepic id=184 w=520 h=440 mode=watermark float=center]

То есть сначала вы не завороженно смотрите на карты и ничего в ней не понимаете: СНАЧАЛА вы смотрите на легенду карты, внимательно читаете, какие символы что обозначают, а уже потом с этим знанием смотрите на карту. Например ищем походы Святослава: смотрим какими именно стрелочками обозначены походы Святослава, а уже затем смотрим на карту. И понимаем, что на карте отображены не просто походы Святослава, а годы его походов! Круто!

Дак вот, в карте в тесте егэ по истории НЕ БУДЕТ ЛЕГЕНДЫ! Выходит, Вы должны уметь ориентироваться как в периодах истории, так и во всех картах! Это на самом деле не сложно, если вы готовились к егэ по истории правильно. Ну а если нет, то выходов ровно два. Первый  срочно нарабатывать карты с учителем или репетитором.

О втором пути скажу в конце этой статьи ;).

Что ещё есть в исторических картах? В них ещё есть разная там дополнительная информация. Собственно дополнительная информация итак понятна, но есть ещё всякие там рисунки из культуры и прочие полезности. Вообще говоря только по карте можно нормально так подготовить ту или иную тему.

К сожалению в современной школе детей крайне редко учат работать с исторической картой. Возможно, конечно вы умеете работать с картой с уроков географии… Однако историческая карта отражает основные исторические события и явления, а не всякие там полезные ископаемые. А в событиях надо уметь ориентироваться, как и в ископаемых ;). Есть даже такая спецдисциплина историческая география…

Как же готовится к заданиям по исторической карте? Очень просто: покупаете себе контурные карты, можно обычные географические, но лучше исторические контурки взять себе. Берете какую-то тему. Изучаете ее. Берете карту, смотрите по ней всё события и процессы. Запоминаете.

И даете себе задание: например , отразить на контурной карте все страны окружающие Древнюю Русь и походы Святослава. Далее сравниваете что получилось с оригиналом. Если соответствует — вы молодец! А если нет… ну что ж тогда повторяете всё заново! Итак пока не получится. Жестко конечно, но по-другому никак. Если знаете как, пишите в комментариях!

Ну и напоследок, делаю такой мега-сюрприз — даю основную часть исторических карт по истории России абсолютно бесплатно.

Скачиваете их — и работаете с ними.

Все исторические карты находятся в курсе по истории. Но Вы также можете закачать атласы по истории

Ну и, как  и обещал, второй вариант подготовки к егэ по истории, если Вы неправильно готовились. У меня есть авторский видеокурс.  В нем я подробно объясняю свою авторскую методику работы с курсом истории, которая позволяет  сдавать егэ по истории на высокие баллы.

 

Там же в курсе приведена методика крайне быстрой систематизации изученного материала по истории. Даже если вы изучили весь материал, мой курс вам просто необходим для крайне последовательной, быстрой и эффективной систематизации материала.

Само собой в курсе раскрываются все темы курса «История»: темы как по истории России, так и по всемирной истории. Стоит курс копеечную сумму в сравнении с тем, какую сумму вам придется потратить на репетитора по истории… Чтобы не пропустить другие полезности оформите подписку на новые посты!

ege59.ru

Методика подготовки к заданиям с картами — Задания с картами — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

 

Что нам дано?

В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой.

Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) 5 первичных баллов из 55.

Очевидно, что для успешного решения заданий 13-16 необходимо ориентироваться в школьном курсе истории и уметь анализировать исторические карты.  Как этому научиться?

 

Шаг 1. Формула  «Учебник + Атлас».

Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам.

Этим вы достигните двойного положительного эффекта:

1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его.

2) Вы будете учиться пользоваться картой — постепенно и последовательно. Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и невыполнимыми.

 

Если вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является обязательным. Очень важно представлять себе географию событий, схемы движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно визуализировать.   

Однако имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По кодификатору нет никаких ограничений. 

 

Но не стоит этого бояться — составители вариантов ЕГЭ берут карты для заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб, например).

Если вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не останется для вас непонятной.

 

Для работы с картами вы можете использовать, например: 

А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала.

 

Б) Атласы «Дрофа»

  • 6 класс – до конца XVI века
  • 7 класс – конец XVI – XVIII вв.
  • 8 класс – XIX век
  • 9 класс – XX – начало XXI вв.

На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией.

 

Учебники Данилова — скачать

Атласы «Дрофа» для 6-11 классов (5 шт.) — скачать

    

 

Шаг 2. Тренировка, тренировка, и еще раз тренировка.

Если в шаге 1 речь шла о том, чтобы сформировать фундаментальный, общий навык работы с историческими картами, то здесь будем говорить непосредственно о решении заданий в формате ЕГЭ, т.е. о практике.

Можно выделить два ключевых сборника заданий ЕГЭ с картами: 

 

1) Картографический тренинг С.А. Маркина. 

В этом сборнике содержится самая большая коллекция заданий с картами, однако качество изображений в электронной версии оставляет желать лучшего – половину карт вообще не разобрать. Так что лучше приобрести бумажный вариант или воспользоваться аналогичным пособием автора для 9 класса (ОГЭ).

 

2) Сборник типовых экзаменационных заданий с картами и иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. 

Если вам срочно нужно хотя бы немного попрактиковаться в решении заданий на карты и иллюстрации, этот сборник – идеальный вариант.

Еще два плюса в пользу этого издания: в конце сборника есть описание (наименование) всех изображений, использующихся в заданиях, а также небольшая подборка исторических карт.

  

3) Подборка заданий с картами из открытого банка ФИПИ.

Если времени на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то как минимум стоит ознакомиться с тем, что размещено в официальном открытом банке. Чтобы не искать задания на работу с картой на сайте ФИПИ, вы можете воспользоваться готовой pdf-подборкой. Эти три файла включают в себя все карты, которые мне удалось вытащить из открытого банка ФИПИ. 

 

Картографический тренинг Маркина — скачать

Сборник заданий Полторака — скачать

 

Также для тренировки можно пользоваться сайтами:

РЕШУ ЕГЭ  https://ege.sdamgia.ru/  

Незнайка  https://neznaika.pro/    

На этих сайтах можно создать подборку заданий определенного типа – например, только задания 13-16.

 

historystepa.ru

Как успешно выполнять задания с картами при подготовке к ЕГЭ по истории?

 

Методика подготовки к заданиям с картами

 

Что нам дано?

В демоверсии ЕГЭ по истории 2018 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой.

Задания
13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла.
 

Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) 5
первичных баллов из 55.

Очевидно,
что для успешного решения заданий 13-16 необходимо ориентироваться в
школьном курсе истории и уметь анализировать исторические карты.  Как
этому научиться?

Шаг 1. 

Формула  «Учебник + Атлас».

Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. 

Этим вы достигните двойного положительного эффекта: 

1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его. 

2)
Вы будете учиться пользоваться картой — постепенно и последовательно.

Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим
материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и
невыполнимыми.

Если
вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является
обязательным!!!
Очень важно представлять себе географию событий, схемы
движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно
визуализировать.   

Однако
имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные
карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По
кодификатору нет никаких ограничений. 

Но
не стоит этого бояться — составители вариантов ЕГЭ берут карты для
заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб,
например). 

Если
вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете
на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не
останется для вас непонятной. 

Для работы с картами вы можете использовать, например: 

А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала.

Б) Атласы «Дрофа»

  • 6 класс – до конца XVI века
  • 7 класс – конец XVI – XVIII вв.
  • 8 класс – XIX век
  • 9 класс – XX – начало XXI вв.

На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией.

Атласы «Дрофа» для 6-11 классов (5 шт.) — скачать

    

Шаг 2. 

Тренировка, тренировка, и еще раз тренировка.

Если
в шаге 1 речь шла о том, чтобы сформировать фундаментальный, общий
навык работы с историческими картами, то здесь будем говорить
непосредственно о решении заданий в формате ЕГЭ, т.е. о практике. 

Можно выделить два ключевых сборника заданий ЕГЭ с картами: 

1) Картографический тренинг С.А. Маркина. 

В
этом сборнике содержится самая большая коллекция заданий с картами,
однако качество изображений в электронной версии оставляет желать
лучшего – половину карт вообще не разобрать. Так что лучше приобрести
бумажный вариант или воспользоваться аналогичным пособием автора для 9
класса (ОГЭ).

2) Сборник типовых экзаменационных заданий с картами и иллюстрациями под ред. Д.И. Полторака. 

Если
вам срочно нужно хотя бы немного попрактиковаться в решении заданий на
карты и иллюстрации, этот сборник – идеальный вариант. 

Еще
два плюса в пользу этого издания: в конце сборника есть описание
(наименование) всех изображений, использующихся в заданиях, а также
небольшая подборка исторических карт.

  

3) Подборка заданий с картами из открытого банка ФИПИ.

Если времени
на решение тестов из многочисленных сборников у вас нет, то как минимум
стоит ознакомиться с тем, что размещено в официальном открытом банке.

Чтобы не искать задания на работу с картой на сайте ФИПИ, вы можете
воспользоваться готовой pdf-подборкой. Эти три файла включают в себя все карты, которые мне удалось вытащить из открытого банка ФИПИ. 

Картографический тренинг Маркина — скачать

Также для тренировки можно пользоваться сайтами: 

На этих сайтах можно создать подборку заданий определенного типа – например, только задания 13-16.

rus-historical.blogspot.com

Задание №14 ЕГЭ по истории


Анализ исторических карт, схем. Вторая часть.


Картографических заданий в вашем варианте ЕГЭ будет всего 4 — это задания 13-16.

Первые три из них могут принести в вашу копилку по одному баллу, а вот последние имеет стоимость 2 балла. Но стоит заметить, что оно и гораздо сложнее. Прежде чем приступить к ответу на первое задание по карте, стоит изучить утверждения, представленные в последнем задании. Они скорее всего натолкнут вас на мысль о том, какое событие представлено. Изучив утверждения, перейдите к знакомству с самой картой и ее легендой. Обратите внимание на топонимы и различные обозначения, например, годы, стрелки, обозначающие движение армий и так далее.

Когда карта изучена, постарайтесь определить, о каком событии идет речь и приступайте к изучению самого вопроса. Возможно, что с первого раза вы не найдете ответа, а само задание покажется вам чересчур сложным. Пропустите задание в случае затруднения и вернитесь к нему тогда, когда выполните остальные задания по карте.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем утверждения из задания 16
  2. Рассматриваем предоставленную схему/ карту
  3. Ищем слова-маркеры (топонимы, условные обозначения)
  4. Определяем к какому событию относится карта
  5. Внимательно читаем текст задания
  6. Находим ответ на задание
  7. Делаем окончательный выбор
  8. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №14 из ЕГЭ по истории


Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой “2”, в период событий, показанных на схеме стрелками.

Внимательно изучим карту. Из легенды мы видим, что речь идет о древнерусском периоде, потому как фигурируют союзы славянских племен, а также походы князей.

Вспоминаем, кто из русских князей ходил на Булгарию и при этом на Византию. Делаем вывод, что это походы князя Святослава, а следовательно, речь идет о десятом веке.

Мы сделали вывод, что перед нами походы русских князей 10 века. Цифрой “2” на карте обозначена часть Византии, а именно, город, являющийся ее столицей.

В 10 веке этот город носил название Константинополь. Затем вы можете встретить названия Царьград, Стамбул, Византий и даже Новый Рим.

Ответ: константинополь


Второй вариант задания (сборник Артасова)

Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите название полуострова, обозначенного на схеме цифрой “1”.

Эта карта не относится к тяжелым. Даже взглянув на нее впервые, мы понимаем, что речь идет о русско-японской войне 1904-1905 годов. Но на самом деле, в данном конкретном задании нам мало требуется событие. Нам необходимо лишь понять, с точки зрения географии, какой полуостров отмечен. Мы понимаем, что на настоящее время там располагается Корея, а соответственно и полуостров — Корейский.

Ответ: корейский


Третий вариант задания (сборник Артасова)

Назовите российского императора, правившего в период войны, события которой обозначены на схеме.

Мы уже определяли, что на данной карте нам предоставлены события русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На карте есть множество подсказок, помогающих это понять( например, имя турецкого руководителя — Осман-паша, взятие Плевны и оборона Шипки, город Сан-Стефано, где был подписан Сан-Стефанский мирный договор.

Нам остается лишь определиться , кто из российских императоров правил в это время. Со стороны России договор подписывали русский посол в Константинополе граф Николай Игнатьев и начальник дипломатической канцелярии на Балканах А. И. Нелидов. Оба они были современниками Александра II.

Ответ: александрвторой


Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

Рассмотрите схему и выполните задание. Назовите имя военачальника, шатёр которого обозначен на схеме цифрой «3».

Это одна из самых известных карт, которая есть практически во всех источниках для подготовки. Мы без труда определяем, что это Куликовская битва 1380 года. Это одна из тех битв, которую необходимо досконально изучить для экзамена.

Куликовская битва

Главной уловкой этого задания является то, что обозначенный шатер принадлежал не русскому полководцу Дмитрию Донскому, а наоборот противнику. Увидев необходимость назвать военачальника , мы естественно написали бы Дмитрий Донской, потому как он стал самым известным участником этого события. Невнимательность может привести нас к неправильному ответу. Как уже было сказано, это лагерь противника. А главным противником в этой битве для нас был Мамай.

Ответ: мамай

spadilo.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о