25 задание егэ по русскому языку – «Задание 25» ЕГЭ по русскому языку, теория

Задание 25 егэ русский язык 2018

Теория ЕГЭ по заданиям 2019

 
 
 
 
 
 


Алгоритм выполнения задания.

 

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

 

 

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

 

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме,  номера предложений в задании пишут через «-«. Однородные члены — через «,». Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

 

 

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

 

 

Тропы

 

 

Термины

 

 

Определения

Примеры

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись,

Гротеск

Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо — комическом виде, основано на преувеличении 

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)

 

Ирония

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

Едва ли кто польстится на такую красавицу

Литота

Преуменьшение

Небо с овчинку, мозг с орех

rustutors.ru

25 задание ЕГЭ по русскому языку 2019

Формулировка задания: 
Среди предложении? 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью …. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?). 

Алгоритм выполнения:


1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.


2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.


3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения.


4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

ТЕОРИЯ  

Предлог


Это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги ставят следующее слово в необходимый падеж.


Предлог бывают:


1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.


2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др. 

Частица


Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образование некоторых форм слова (условное  и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).


1) 
Формообразующиебы, давай(те), пусть, пускай, да.
Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!

2) Отрицательные: не и ни

3) Вопросительные: разве, неужели, ли


4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо

!!!Не путайте частицы с другими частями речи!!!

Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица) 

Союз

Это часть речи, которая необходима для связи слов в предложении или

rustutors.ru

Задание 25 ЕГЭ по русскому языку 2019: теория и практика

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ–2019 по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания к нему

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

(6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)

Задание 25

Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Общие рекомендации

В задании 25 проверяется знание способов связи предложений в тексте. Обычно эта связь осуществляется с помощью местоимений (личных, указательных, притяжательных), однокоренных слов, лексического повтора.

  1. Ошибки часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Самопроверка заключается в том, что в предыдущем предложении должно быть слово, вместо которого употреблено местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа.
  2. Сам факт наличия в предложении личного местоимения ещё не говорит о том, что это местоимение является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска: например, 18–23. Предложение 18 связано с 17, номер 17 в указанный интервал не входит.
  3. Важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формы отличаются только окончанием, однокоренные слова – словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.
Разбор задания

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

(6)Её, представьте себе, не было!

Личным местоимением связаны предложения 2 и 3 («деньги – «у них»).

Личным местоимением связаны предложения 5и 6 («шкатулка – «её»).

Ответ: 3, 6.

ЕГЭ-2019. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Книга адресована учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пособие будет полезно учителям русского языка, так как даёт возможность эффективно организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.

Купить


rosuchebnik.ru

ЕГЭ по русскому языку: разбор заданий 15-25

Задание 15

Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях

Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.

Задание 16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.

Задание 17

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:

  • Степень уверенности говорящего.
  • Чувства и эмоции говорящего.
  • Источник сообщения.
  • Оформление рассуждения говорящего.

Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп — значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.

Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.

Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 11 класс. Учебник

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха», предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Купить
Задание 18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» — не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».

Задание 20

Лексические нормы

Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь — «яблочную», так как шарлотка — это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».

Русский язык. Базовый и углубленный уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Купить
Задание 21

Смысл текста

Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя — автора — с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.

Читайте также:

Задание 22

Функционально-смысловые типы речи

Вспоминаем характеристики:

  • Текст-повествование: в основе глагол; рождает в воображении серию картинок; отвечает на вопрос: «Что происходит?».
  • Текст-описание: в основе прилагательное; дополняет единую картинку деталями; отвечает на вопрос: «Какой предмет?».
  • Текст-рассуждение: без главной части речи; не рождает конкретных образов; отвечает на вопрос: «Почему? Отчего? Зачем?».

Как научить отличать повествование от рассуждения? Путаница происходит потому, что как в повествовании, так и в рассуждении есть действие, и утверждение о том, что в повествовании одно действие сменяется другим, легко можно отнести и к рассуждению, так как авторская мысль тоже движется, имеет свою динамику. Принципиальное отличие состоит в том, что в повествовании есть герой, а в рассуждении, где автор обращается напрямую к читателю, героя нет.

Задание 23

Лексическое значение слова

При выполнении этого задания у учеников часто возникают вопросы о значении слова «контекстный» («контекстные синонимы» и «контекстные антонимы»), которое используется в формулировке. Надо объяснить, что «контекстный» расшифровывается как «конкретный текст», то есть слова являются синонимами и антонимами только в рамках данного текста, а сами по себе таковыми не являются.

В этом задании у школьников вызывает трудности поиск фразеологизма: есть яркие обороты («делать из мухи слона», «водить за нос»), а есть невзрачные («с минуту на минуту», «во что бы то ни стало»). Выявление последних нередко вызывает трудности, так как они используются чаще и не воспринимаются как отдельные обороты, поэтому нужно расширять представления учеников о фразеологизмах. Необходимо помнить общее у всех видов фразеологизмов — это устойчивые выражения, которые воспроизводятся в речи в готовом виде.

Русский язык. Базовый и углубленный уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Купить
Задание 24

Средства связи предложений в тексте

Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.

Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.

При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова — словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Задание 25

Языковые средства выразительности

В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.

Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «…с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет — это прилагательное, олицетворение — глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.

Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.

Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».

Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.


ЕГЭ-2018. Русский язык. 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ

Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Купить

rosuchebnik.ru

ЕГЭ 2019. Задание 25

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее  >>

 

16.12.2018 —  Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

 

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

 

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

 

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

 

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ  работа по написанию  нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

 

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

 

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

 

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

 

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.

 

15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Образец выполнения задания №25 (сочинения) ЕГЭ по русскому языку 11 класс — Подготовка к ЕГЭ по русскому языку — Каталог статей

Исходный текст

Жила в одном лесу черепаха с тяжелым панцирем на спине. Жизнь черепахи была нелёгкой – каждый шаг давался ей c трудом, ведь панцирь придавливал черепаху к земле. Хоть и нелёгкой была жизнь черепахи, но защищенной, т.к. всякий раз, когда к ней прибегала лиса, черепаха, спрятав голову под панцирь, терпеливо пережидала опасность.

Хитрая лиса пробовала применить к черепахе все приемы агрессора: бегала вокруг «каменной лепёшки», пыталась укусить ее и даже перевернуть. Но черепаха, защищённая панцирем, оставалась неприступной и потому – живой.

В поисках способа «раскусить твердый орешек» лиса однажды принесла кошель, полный монет, и предложила его черепахе в обмен на панцирь. Однако черепаха, не имевшая изощрённых желаний и потребностей (в лесу рекламы не было), глянув на кошелёк, туго набитый «блестяшками», отказалась.

Лес тот был частью мира, а мир изменялся. Вот и в лесу со временем появились технические телекоммуникационные средства – висящие на деревьях телеэкраны. Как-то проснувшись, черепаха услышала звонкий приятный голос снаружи. Она высунула голову из-под панциря, повернула шею: на суку дуба висел яркий экран, а на нем летали черепахи – без панциря! И голос за кадром, захлебываясь от восторга, восклицал: «Какая легкость, скорость, красота и блаженство!!!» У черепахи в зобу дыханье спёрло… (ой, что это я сбиваюсь на басню Крылова, и там описаны методы информационного воздействия).

«Вот она, Жизнь!» — просияла черепаха. Теперь каждый день черепаха смотрела передачи о прекрасной, легкой жизни таких в прошлом горемык, как она. И однажды в ее мозгу случилась вспышка и созрело решение: «Сбросив панцирь, я смогу летать и стану недосягаемой для лисы и волка! Да и в новостях сообщили, будто не осталось в лесу хищников – они все стали вегетарианцами. Хочу парить в большом прекрасном небе! Вот только сброшу панцирь, даст Бог, в полёте и крылья вырастут…»

«Вот только сбросит панцирь…» – облизывалась лиса, продумывая очередную рекламу «летающих черепах».

Одним ясным утром, когда солнышко светило особенно ярко и весело, а небо манило голубизной и глубиной, наша черепаха сделала свой первый отчаянный шаг к свободе, сняв свою систему защиты. Шаг первый и… последний.

Потому что информационная война, методы которой успешно применила лиса к черепахе, есть последовательное и целенаправленное обучение врага тому, как снять защитный панцирь с самого себя.

Елена Лях (По мотиву, изложенному в монографии С.Расторгуева «Информационная война»)

 

Сочинение (задание №25)

«Уж сколько раз твердили миру», что нельзя слепо верить всему, что говорят и пишут. Печально, но факт: в последнее время проблема воздействия информации стоит особенно остро. Как влияют газеты, журналы, телевидение, общественное мнение на умы и сердца людей? Всегда ли информация носит правдивый характер? Как научиться ориентироваться в бесконечном потоке новостей, сведений, мнений, отделяя при этом зерна от плевел? Елена Лях пытается найти ответы на эти непростые вопросы, не теряющие своей актуальности.

Автор текста рассказывает поучительную историю о наивной и доверчивой черепахе, уставшей носить тяжелый панцирь. Желая стать легкой и мобильной, мечтая о свободе и полете, лишенная прозорливости героиня поддается влиянию коварного врага, разработавшего хитроумный план. Внушение оказывается настолько сильным, что она верит в то, что «в полёте и крылья вырастут». В конечном итоге, потеряв надежную защиту, становится несчастной жертвой дальновидной лисы. Глупая черепаха забывает о том, что «рожденный ползать летать не может».

Елена Лях убеждена, что умело спланированная информационная война способна многое изменить и даже разрушить, лишить возможности здраво рассуждать, объективно оценивать реальность. Это своего рода «последовательное и целенаправленное обучение врага тому, как снять защитный панцирь с самого себя». С этим трудно не согласиться. На самом деле умело преподнесенная информация может многое растоптать, разрушить, уничтожить.

Мне вспоминается Софья Фамусова, героиня комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Девушку глубоко ранят нелицеприятные слова Чацкого, сказанные в адрес Молчалина, ее возлюбленного. Месть ослепленной любовью Софьи напоминает информационную войну, поражая своей жестокостью: героиня распространяет слух о сумасшествии обидчика. Разочарованный Чацкий не может и не хочет оправдываться, что-то доказывать, а нелепый слух о его душевной болезни, молниеносно распространяясь, обретает статус общественного мнения. В глупой войне, показанной А.С. Грибоедовым, нет ни победителей, ни побежденных.

Как часто мы оказываемся обманутыми, попадая в заранее подготовленные информационные ловушки. На мой взгляд, в этом особенно преуспела реклама. Десятки раз в течение дня на телевизионном экране мелькают кадры, изображающие молодых людей, которые общаются с друзьями, веселятся, занимаются спортом и утоляют жажду. К сожалению, далеко не каждый покупатель понимает, что, поддавшись влиянию заманчивой рекламы, мечтая о преданных друзьях, активной жизни, наполненной яркими впечатлениями, приобретает всего лишь далеко не полезный газированный напиток, содержание сахара в котором превышает все допустимые нормы.

Таким образом, становясь жертвой обмана, сняв защитный панцирь, человек оказывается беспомощным, уязвимым, ранимым. Как это ни парадоксально, он «сам обманываться рад». Бесспорно, научиться различать правду и ложь, искренность и лицемерие, факты и предположения – непростая задача. Зато ее решение позволит человеку, находясь в безопасности и оставаясь самим собой, не потеряться в потоке информации, сохранить самодостаточность.

 

 

russian2015.ucoz.com

ЕГЭ по русскому языку Задание 25

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по русскому языку Задание 25»

ЕГЭ по русскому языку Задание 25

Как писать сочинение по данному тексту

Иванченкова О. Б., учитель русского языка

и литературы ГБОУ ИТШ имени П. Р. Поповича

г. Москвы

План сочинения

  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • П Р О Б Л Е М А (вступление)
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • К О М М Е Н Т А Р И Й
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • П О З И Ц И Я А В Т О Р А
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • М О Я П О З И Ц И Я
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 1 – Ы Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • 2 – О Й А Р Г У М Е Н Т
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е
  • З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ШАГ 1.

  • Внимательно читаем текст.
  • Определяем стиль текста:

публицистический;

художественный

ШАГ 2. Формулируем проблему

  • Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.
  • Типы проблем:

философские;

социальные;

политические;

нравственные;

экологические;

эстетические

Типовые конструкции

  • Проблема (какая?) сложная, важная, серьезная, актуальная, острая, нерешенная и т.д.
  • Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, смысла жизни, отцов и детей, влияния человека на природу, формирования личности и т.д.

Типовые конструкции

  • Автор размышляет над проблемой…
  • Автор затрагивает проблему…
  • В центре внимания автора проблема…
  • Текст (имя, фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
  • Как (зачем, почему и т.д.)…? Именно эта проблема привлекла внимание автора

Не забудьте!

  • Прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
  • С помощью вступления подвести

к формулировке проблемы.

  • Назвать в начале своей работы имя, отчество

и фамилию автора полностью.

  • В дальнейшем использовать синонимы: писатель – журналист – публицист – автор текста

ШАГ 3. Комментируем проблему

  • Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
  • На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
  • Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
  • На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

Типовые конструкции

  • Автор ( что делает?) подробно рассматривает на примере…, отмечает, описывает, останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, опирается на мнение, рассматривает, сопоставляет, доказывает, одобряет поступки героев, искренне восхищается, огорчается и т.д.

Не забудьте!

  • Подтвердить свои мысли цитатами

(не больше 2-3) из текста.

  • Правильно оформить цитаты

ШАГ 4. Формулируем авторскую позицию

  • Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор текста, отвечая на вопрос (проблема).
  • Обычно позиция содержится в заключительной части текста.
  • Формулировку выделяйте в отдельный абзац.
  • Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами

Типовые конструкции

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Позиция автора такова…
  • Автор призывает нас (к чему)…
  • Отношения автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Позицию автора можно сформулировать следующим образом…

ШАГ 5. Формулируем собственную позицию

1 ) В сочинении необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме:

— Я согласен с позицией автора…

— Я не согласен с позицией автора..

2) Затем привести 2 аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Аргументы – это основания, доводы (примеры), подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль

Виды аргументов

Аргументы

Логические

Иллюстративные

Ссылки на авторитет

  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • Официальные документы
  • Примеры из жизни
  • Примеры из художественной или научной литературы
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты из авторитетных источников
  • Мнение очевидцев
  • Общественное мнение

ШАГ 6. Формулируем заключение

Заключение (вывод) – важный композиционный элемент работы.

НЕ ЗАБУДЬ!

Заключение должно:

  • логично завершать размышления;
  • быть органично связано с основным текстом и проблемой, сформулированной в начале работы

Типовые конструкции

  • Таким образом, …
  • Следовательно, …
  • Итак, …
  • В заключение хочу подчеркнуть…
  • В заключение важно отметить…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Информационные источники

Сенина Н. А. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2011

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *