«Задание 24» ЕГЭ по русскому языку, теория
Задание 24. Средства связи предложений в тексте.
Задание 24 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория
Для успешного выполнения задания 24 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте.
Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Изменения в 2017- 2018 году
Теперь ответов теперь может быть от 1 до 3-х.
Формулировка задания:
Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью …. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.
3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения.
4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Местоимения
Разряд |
Пример |
Дополнительная информация |
Личные |
я, ты, он, она, мы, вы, они, ее, нас, меня, мне, тебе, мной |
Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните: Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение. Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
|
Притяжательные |
мой, твой, его, ее, их, моего, твоей и т.д. |
|
Возвратное |
себя |
|
Указательные |
тот, те, этот, таков, столько, сей, оный |
|
Определительные |
весь, всякий, любой, другой, иной, каждый, самый, сам |
|
Относительные |
кто, что, сколько, чей, какой, каков, кому, кого |
Эти разряды состоят из одинаковых слов. Если эти местоимения служат для выражения вопроса, то они относятся к вопросительным местоимениям (Сколько тебе лет?). Если они служат для связи частей сложного предложения, то они относятся к относительным местоимениям (Он спросил меня, сколько мне лет). |
Вопросительные |
кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого |
|
Неопределенные |
некто, нечто, кое-кто, что-нибудь и т.д. |
Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок не- или кое-, а также при помощи суффиксов -то-, -либо-, нибудь-
|
Отрицательные |
никто, ничто, ничего и др. |
|
Наречие
Разряд |
Пример |
Образа действия (как, каким образом?) |
Так, по-летнему, товарищески |
Меры и степени (Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере?) |
Очень, вдоволь, чуть-чуть, немного |
Места (Где? Куда? Откуда?) |
Вдалеке, здесь, куда-то |
Времени (Когда? Как долго?) |
Сейчас, послезавтра, всегда, тогда |
Причины (Почему? По какой причине? |
Потому, сослепу, сгоряча |
Цели (Зачем? С какой целью?) |
Назло, нарочно, специально |
Частицы
Трудность заключается в том, что выпускники часто путают частицы с другими частями речи или просто не видят их в тексте.
Для вашего удобства мы напишем разряды, но запоминать их названия не нужно. Важно лишь понять примеры их не путать их с другими частями речи.
1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!
2) Отрицательные: не и ни
3) Вопросительные: разве, неужели, ли
4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо
Самая коварная группа, среди частиц есть много омонимов с другими частями речи. Модальные частицы вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки, выражают субъективное отношение к сообщению.
Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)
Союзы
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения |
Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения |
Соединительные:
и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и |
Изъяснительные: что, как, будто |
Временные: когда, лишь, едва |
|
Целевые: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы |
|
Противительные:
а, но, да (в значении но), зато, однако, однако же, все же |
Условные: если, если бы, раз |
Уступительные: хотя, хоть, пускай |
|
Сравнительные: как, как будто, словно, будто |
|
Разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
|
Причинные: потому что, ибо так как |
Следственные: так что |
Предлоги
1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.
2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.
Вводные слова
- Обособляются запятыми
- Не являются членами предложения
- К ним нельзя задать вопрос
Примеры: может быть, иначе говоря, во-первых, к счастью, по слухам и др.
Более подробную информацию смотри в задании №17
Контекстные синонимы и антонимы
Синонимы — слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)
Антонимы — слова, противоположные по значению.
Контекстные синонимы и антонимы — синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.
Парцелляция
Членение одного высказывания на несколько предложений.
Синтаксический параллелизм
Схожее строение соседних предложений.
libaid.ru
Теория к заданию 24 по русскому языку ЕГЭ 2019 / Блог :: Бингоскул
- Блог
- →
- Теория к заданию 24 по русскому языку ЕГЭ 2019
Лексическое значение слова
Прямое — переносное значение слова
Значение слова может быть прямым и переносным. Сравним:
- Малыш бросился к матери. (Прямое значение)
- Мне сразу бросилось в глаза, что он болен. (Переносное значение)
Различают два основных типа переноса наименования: метафора и метонимия:
- Метафора – перенос наименования по сходству. Сходство – это связь объектов в сознании людей. Примеры метафор: дождь стучит, часы спешат, туча дел, золотая осень.
- Метонимия – перенос наименования по смежности. Смежность – это реальная связь объектов. Примеры метонимий: класс писал диктант, читать Пушкина, выпить целый кувшин. Частный случай метонимии – синекдоха, при которой наблюдается смежность части и целого. Примеры: номер в отеле, лучшая ракетка мира, он у нас голова.
Синонимы
- Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по своему лексическому значению. Синонимы могут отличаться друг от друга оттенками значения или стилистической принадлежностью.
- Синонимические ряды состоят из слов одной части речи: младенец — новорожденный — малыш.
- Роль синонимов в языке весьма велика. Синонимы делают нашу речь богатой и красивой: они избавляют нас от повторений в речи, позволяют наиболее точно и четко передать мысль, дают возможность выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества. Например: Мы увидели странный дом. Крыша жилища напоминала купол.
- Контекстуальные синонимы — слова, которые можно назвать синонимами только в рамках конкретного текста. Например: Тяжелое, злое чувство охватило меня.
- Абсолютные синонимы – это слова, которые полностью совпадают по значению. Например: лингвистика — языкознание — языковедение
Антонимы
- Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные значения. Антонимы позволяют представить, описать предметы, явления, признаки или выразить мысль с помощью контраста. Например: Они сошлись. Вода и камень. Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин.)
- Контекстуальные антонимы — слова, которые можно назвать антонимами только в рамках конткретного текста. Наример: Пой лучше щеглом, чем соловьём.
Омонимы
- Омонимы – это слова, различающиеся по значению, но совпадающие по написанию. Например: Косить косой — косой взгляд, стрелять из лука — слезы от лука, банка огурцов — отделение сберегательного банка
- Полные омонимы — такие, в которых омонимичными являются все формы слов. Например: коса (орудие) — коса (прическа)
- Частичные или неполные омонимы — такие, в которых омонимичными являются только некоторые грамматические формы. Например: завод (предприятие) — завод (действие)
Фразеологизм
Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.
Самые частые в употреблении фразеологизмы:
- в глаза не видеть — ни разу не видеть, не встречать
- вавилонское столпотворение — скопление народа, суматоха
- бросаться в глаза — обращать на себя внимание, выделяться
- золотой телец — деньги, богатство
- сплошь и рядом — очень часто, повсеместно
- глас вопиющего в пустыне — призыв, остающийся без ответа
- ставить что-либо на карту — подвергать что-либо риску, опасности в надежде на выигрыш
- во весь дух — очень быстро, изо всех сил
- принять что-то за чистую монету — поверить во что-то, считать что-то истинным
- изо дня в день — каждый день, постоянно
- за тридевять земель — очень далеко
- наступить на (те же) грабли — повторить глупую ошибку
- положа руку на сердце — откровенно, искренне
- строить воздушные замки — фантазировать, мечтать
- замок из песка (или на песке) — иллюзия, что-то ненадежное, непрочное
- камень на душе (или на сердце) — тяжелое чувство, тревога или чувство вины
- убивать время — тратить время без пользы, занять время чем-то случайным
- сбиться с ног — устать от хлопот
- под (самым) носом — совсем близко
- зарыть талант в землю — не развивать, не использовать талант
- ни с того ни с сего — без всякой видимой причины
bingoschool.ru
Разбор задания №24 ЕГЭ по русскому языку |
(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.
(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.
(6)Козовалов говорил уныло:
— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.
— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.
(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:
— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?
(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».
(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.
(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.
(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.
(44)Лиза остановила Сеппа:
— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.
(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:
— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.
(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:
— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.
(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:
— Милая, милая!
(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.
(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:
— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!
(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:
— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:
— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.
(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:
— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.
(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:
— Вот мой жених, мамочка.
(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:
— Лиза, что ты говоришь!
(77)Лиза проговорила с гордостью:
— Он защитник Отечества.
(По Ф. Сологубу*)
* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.
Среди предложений 64–72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
spadilo.ru
Задание 24. Речь. Языковые средства выразительности.
Справочная информация
Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.
Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.
Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.
Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.
Список терминов:
Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)
Антитеза – сопоставление противоположного:
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)
Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
— Откуда?
– От верблюда.
(К.И. Чуковский)
Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!
Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:
В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).
Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:
На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)
Индивидуально-авторское слово — авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста. Пример (из базы заданий ФИПИ):
И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность».
Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Лексический повтор – повтор слова:
Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)
Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)
Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.
Назывные предложения — предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.
Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит…(2).
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма
Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.
Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.
Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.
Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Пример (из банка заданий ФИПИ):
Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг.
Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.
Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?
Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)
Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).
Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)
Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.
Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):
Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие».
Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.
Эпитет – определение:
А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)
Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. «Любовь покоряет обманно»)
Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Задание 24 егэ русский язык 2018
Для успешного выполнения задания 24 ЕГЭ необходимо знать средства связи предложений в тексте.
Средствами связи в предложении служат союзы, частицы, местоимения, наречия, лексические повторы, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы (в том числе контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.
Изменения в 2017-2018 году
Теперь ответов теперь может быть от 1 до 3-х.
Формулировка задания:
Среди предложении? 20–39 наи?дите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью …. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ии?).
Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано : найдите предложение связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.
3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находит в любой части предложения.
4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Местоимения
Разряд | Пример | Дополнительная информация |
Личные | я, ты, он, она, мы, вы, они, ее, нас, меня, мне, тебе, мной | Притяжательные местоимения, ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте. Сравните: Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение. Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.
|
Притяжательные | мой, твой, его, ее, их, моего, твоей и т.д. | |
Возвратное | себя |
|
Указательные | тот, те, этот, таков, столько, сей, оный |
|
Определительные | весь, всякий, любой, другой, иной, каждый, самый, сам |
|
Относительные | кто, что, сколько, чей, какой, каков, кому, кого | Эти разряды состоят из одинаковых слов. Если эти местоимения служат для выражения вопроса, то они относятся к вопросительным местоимениям (Сколько тебе лет?). Если они служат для связи частей сложного предложения, то они относятся к относительным местоимениям (Он спросил меня, сколько мне лет). |
Вопросительные | кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого | |
Неопределенные | некто, нечто, кое-кто, что-нибудь и т.д. | Неопределенные местоимения образованы от вопросительно-относительных при помощи приставок не- или кое-, а также при помощи суффиксов -то-, -либо-, нибудь-
|
Отрицательные | никто, ничто, ничего и др. |
|
Наречие
Разряд | Пример |
Образа действия (как, каким образом?) | Так, по-летнему, товарищески |
Меры и степени (Сколько? Во сколько? На сколько? В какой мере?) | Очень, вдоволь, чуть-чуть, немного |
Места (Где? Куда? Откуда?) | Вдалеке, здесь, куда-то |
Времени (Когда? Как долго?) | Сейчас, послезавтра, всегда, тогда |
Причины (Почему? По какой причине? | Потому, сослепу, сгоряча |
Цели (Зачем? С какой целью?) | Назло, нарочно, специально |
Частицы
Трудность заключается в том, что выпускники часто путают частицы с другими частями речи или просто не видят их в тексте.
Для вашего удобства мы напишем разряды, но запоминать их названия не нужно. Важно лишь понять примеры их не путать их с другими частями речи.
1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. Не путайте частицу «да» с союзом «да».
Союз: старик да старуха (можно заменить на «и»)
Частица: Да здравствует солнце!
2) Отрицательные: не и ни
3) Вопросительные: разве, неужели, ли
4) Модальные: как, что за, вряд ли, едва ли, только лишь, всего, вот, вон, ведь, все-таки, даже, же, и, именно, как раз, прямо
Самая коварная группа, среди частиц есть много омонимов с другими частями речи. Модальные частицы вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки, выражают субъективное отношение к сообщению.
Сравните:
Что-то вроде фильма (предлог) — Понравилось? Вроде хорошо (частица)
Пусть смешно, зато честно (союз) – Пусть говорит (частица)
Задачу решить просто (наречие) – Ты просто неуч (частица)
Союзы
Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения | Подчинительные союзы соединяют части сложноподчиненного предложения |
Соединительные:
и, да (в значении и), не только…но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как…так и | Изъяснительные: что, как, будто |
Временные: когда, лишь, едва | |
Целевые: чтобы, дабы, с тем чтобы, для того чтобы | |
Противительные:
а, но, да (в значении но), зато, однако, однако же, все же | Условные: если, если бы, раз |
Уступительные: хотя, хоть, пускай | |
Сравнительные: как, как будто, словно, будто | |
Разделительные:
или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то
| Причинные: потому что, ибо так как |
Следственные: так что |
Предлоги
1) Производные (произошли от других частей речи): благодаря, по причине, вопреки, в течение, в следствие и др.
2) Непроизводные: о, об, без, по, над, в и др.
Вводные слова
- Обособляются запятыми
- Не являются членами предложения
- К ним нельзя задать вопрос
Примеры: может быть, иначе говоря, во-первых, к счастью, по слухам и др.
Более подробную информацию смотри в задании №17
Контекстные синонимы и антонимы
Синонимы — слова, схожие по значению. (прекрасный-замечательный)
Антонимы — слова, противоположные по значению.
Контекстные синонимы и антонимы — синонимы и антонимы, которые являются таковыми только в определенном контексте, в данном случае только в указанном фрагменте текста.
Парцелляция
Членение одного высказывания на несколько предложений.
Синтаксический параллелизм
Схожее строение соседних предложений.
Следующее задание
rustutors.ru
Задание 24 — материалы для подготовки к ЕГЭ по Русскому языку
Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо понять «правила игры», о которых мы вам расскажем. Наши подсказки значительно упростят вашу работу.
Итак, последнее задание. В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу.
Формулировка задания:
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
«Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной
жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________
(предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных
мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения
17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное
отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое
средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»
в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы»
в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».
Список терминов:
1) книжная лексика
2) эпитет
3) противопоставление
4) разговорная лексика
5) анафора
6) олицетворение
7) вводное слово
8) синонимы
9) сравнительный оборот
Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска. В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».
В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.
В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.
Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)
Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.
Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.
Тропы –
это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.
3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Творительный сравнения: пыль как столб.)
Её любовь к сыну была подобна безумию. ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие.)
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Сравнение вводится с помощью слов как, будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза.)
4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
В саду горит костер рябины красной. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.
Научитесь отличать метафору от сравнения.
Пример сравнения: Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше. (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
Пример метафоры: Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
Различайте метафору и фразеологизм. Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
В сто сорок солнц закат пылал.
6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
Ликует буйный Рим (город = жители города).
И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
Лексические средства выразительности.
О них мы уже говорили в других заданиях. Здесь только перечислим их.
1. Антонимы. Контекстные антонимы.
2. Синонимы. Контекстные синонимы.
3. Фразеологизмы.
4. Разговорные слова.
5. Просторечные слова.
6. Неологизмы.
7. Термины.
8. Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг. (По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты.)
9. Устаревшие слова.
10. Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности: стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди.
Синтаксические средства
- Однородные члены предложения. Ряды однородных членов.
- Лексический повтор.
Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
- Многосоюзие.
Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.
- Вопросно-ответная форма изложения.
Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
- Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
6. Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
7. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
Давай не ссориться. Не забывайте меня.
9. Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
- 10. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)
- Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
10. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры)
- Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
- Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
- Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
- Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
- Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая.
- Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова: Осёл был самых честных правил…
- ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
Выполним задание:
А: (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
Использован прием противопоставления – антитеза.
Б: (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
Использован прием единоначатия предложений – анафора.
В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился.
Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот.
Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
Использован троп – эпитет.
Это одно из самых запутанных и заданий на ЕГЭ по русскому языку. По нему мы проводим интенсивы.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Средство | Определение | Пример |
Выразительные средства фонетики | ||
Аллитерация | Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте | Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Высоки крутые склоны, Крутосклоны зелены. С. Городецкий |
Ассонанс | Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков | Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою. Н. Некрасов |
Выразительные средства словообразования | ||
Индивидуальные новообразования (окказионализмы) | Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке | …Кленёночек маленький Матки зеленое вымя сосёт. С. Есенин |
Выразительные средства лексики и фразеологии | ||
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. | Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. В. Маяковский Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.М. Булгаков |
Олицетворение | Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа | Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? А. Ахматова В смертельном обмороке бледная рекаЧуть шевелит засохшими устами. Н. Заболоцкий |
Оксюморон | Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. | Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! М. Цветаева |
Сравнение | Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим | Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берёз изглоданные кости. С. Есенин Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.А. Куприн |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению | Он не то на серебре, на золоте едал. А. Грибоедов Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.Н. Гоголь |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо | И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! А. Ахматова И желтый шелк ковров, и грубые следы,И понятая ложь последнего свиданья, И парков черные, бездонные пруды, Давно готовые для спелого страданья… И. Анненский |
Гипербола | Намеренное преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал. В. Маяковский |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, Не более напёрстка. А. Грибоедов В больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах…а сам с ноготок! Н. Некрасов |
Перифраза | Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл | Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А. Пушкин |
Синоним | Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки | Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. А. Куприн |
Контекстные синонимы | Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи. | Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помню этого счастливца. Ю. Яковлев |
Антоним | Слова, противоположные по своему лексическому значению | В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы молод. Н. Гоголь |
Омоним | Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению | Радуйся, Радуйся, Ты доканала! Теперь такая тоска, Что только б добежать до канала И голову сунуть воде в оскал. В. Маяковский |
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика | Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка | С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях… М. Волошин |
Стилистически ограниченная лексика | Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную | Подобно земноводной деве, Не скрестит две руки крестом – Дщерь, выношенная во чреве Не материнском, а морском! М. Цветаева |
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки | Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения. | Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Н. Гоголь |
Выразительные средства синтаксиса | ||
Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений | Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. М. Цветаева |
Эпифора | Повторение слов или выражений в конце соседних или смежных предложений | Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего. М. Цветаева |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия | Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. Пушкин |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла | Знаете ли вы, бездарные, многие, Думающие, нажраться лучше как, — Может быть, сейчас бомбой ноги Выдрало у Петрова поручика?.. В. Маяковский |
Эллипсис | Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста | Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой колее. Пусть у Европы есть история, — Но у России – житие. С. Парнок |
Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом | Я вижу, я чувствую, – чую вас всюду! — Что ленты от ваших венков! – Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. М. Цветаева |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) | Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. К. Бальмонт |
Парцелляция | Намеренное членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. | В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! А. Грибоедов |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. | Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? В. Жуковский |
Риторическое обращение | Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи | О небо, небо, ты мне будешь сниться! О. Мандельштам |
Риторическое восклицание | Эмоционально окрашенное предложение | Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! А. Чехов |
Многосоюзие | Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами | И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. А. Пушкин |
Бессоюзие | Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова | Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. М. Кузьмин |
www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai