ЕГЭ. Русский язык. Задание 15. Как легко выполнить?
Задание 15. Как легко выполнить?
Задание № 15 имеет целью проверить знания и умения учащихся по следующим темам
-
однородные члены предложения и знаки препинания при них
-
неоднородные определения
-
сложносочинённые предложения и знаки препинания в них.
Предлагаю наиболее простой способ выполнения данного задания
-
Определите, какое это предложение: простое или сложное. В простом — одна грамматическая основа, речь идёт о чём- то об одном. В сложном — две и более основ.
-
Если среди предложений есть сложносочинённое, в котором две основы и предложения соединены союзом
-
Однако и со сложносочинёнными бывают трудности: необходимо обязательно посмотреть в самое начало предложения, убедиться, что там нет общего второстепенного члена. Если же он есть, то запятая даже в сложном не ставится.
Например: Осенью дни стали короче и заметно похолодало.
-
Если предложение простое, то есть в нём всего одна основа, необходимо посмотреть, какие союзы ставятся между ними.
Если союзы НО, ОДНАКО, ЗАТО — смело ставьте запятые.
Если же союзы И, ИЛИ, ЛИБО, то они обязательно должны повторяться, только тогда ставьте запятые. Если одиночные союзы, то нет запятых.
Всегда ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как….,так и ;
не только…., но и;
не столько…., сколько.
Конечно, всегда ставятся запятые, если нет союзов между однородными членами.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
-
Не путайте однородные определения ( они обозначают однородное качество, между ними можно поставить союз И) и неоднородные (разное качество, чаще всего одно- качественное прилагательное, второе- относительное, то есть признак нельзя сравнить).Между такими неоднородными определениями запятая не ставится.
Сравните:
Настроение радостное, весёлое – однородные определения
Большой каменный дом – каменный — относительное.
-
Никогда не ставьте запятые только по наличию нескольких союзов И, ведь они могут соединять совершенно разные однородные члены.
Например:
Учитель объяснял и одновременно демонстрировал на примерах материал об особенностях главных и второстепенных членов предложения.( Как видим , здесь два союза И, но первый соединяет два сказуемых- объяснял и демонстрировал, а второй соединяет два определения– о главных и второстепенных. В предложении нет запятых.
-
Наконец, бывает так, что в предложении есть группы однородных членов. Запятая ставится между этими группами.
Например:
Взрослые и дети, местные жители и гости – все были рады встрече с известными артистами.
Пример задания № 15 с комментариями
-
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ
запятую.Примечание: имейте в виду, что в задании 15 два ответа!
1) Он шёл впереди гостей и отворял все двери.( Это простое предложение. Два однородных сказуемых шёл , отворял, союз И один, поэтому нет запятой).
2)Он хотел работать у меня, и я взял его к себе своим заместителем.( Это сложное предложение, в нём две основы: он хотел работать, я взял. В самом начале нет общего второстепенного члена .Ставим запятую.)
3)И холод, и голод, и страх — всё пришлось пережить путешественникам.(Здесь несколько однородных членов, нет союзов. Ставим две запятые)
4)Он не стал оправдываться и лишь тихо и горько заплакал.( Разные ряды однородных членов: не стал оправдываться и заплакал – это сказуемые, тихо и горько – это обстоятельство. Нет запятых.
5) Женщина купила билет, села у окна
Таким образом, ответ: 25
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
Задание 15 ЕГЭ 2015 года
Задание 15
(Разработано Ольгой Владимировной Новошинцевой.)
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1.
1) То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
2) Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3) Уже увяли и почернели травы и цветы.
4) Стоял он в сторонке ни жив ни мертв.
5) Как декоративное растение пион культивируют в Китае уже полторы тысячи лет и там же он является любимым национальным растением, как хризантема у японцев, роза у европейцев.
2.
1) Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.
2) Мимо меня шли измученные походом солдаты и изо всех сил поддержать их весёлой шуткой старался какой-то молодой офицер.
3) Эти стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
4) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.
5) Мне понравился не столько сюжет спектакля сколько игра актёров и их энергия.
3.
1) Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2) И лежат в земле груды золота и во всех концах света белого про тебя идёт слава громкая.
3) От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
4) Мы увидели и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.
5) Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
4.
1) В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги.
2) В Средневековье в руках ученых появились термометр и барометр телескоп и микроскоп первая печатная книга и газета.
3) У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских и азиатских стран.
4) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нем.
5) Речка оказалась неглубокой и её без труда удалось перейти вброд.
5.
1) Уже три раза приезжал я в Москву по различным делам и каждый раз приходилось заново привыкать к этому большому шумному городу.
2) Эта машина приводила в движение как воздуходувки и прокатные станки так и все машины прокатного цеха.
3) Дымы дальних пожаров медленно всходили к небу или отдельными кучными облаками летали по горизонту.
4) Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли ее в любви и вечной преданности.
5) Дядя Ерошка и в горы ходил и у русских воровал и в остроге два раза сидел.
6.
1) Волк каждый год линяет да своего обличия не меняет.
2) В слове тысячелетиями накапливаются и живут мысли и опыт народа.
3) Яркое летнее солнце коснулось линии горизонта и всё вокруг внезапно окрасилось в розовые и красные тона.
4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.
5) Молнии разрезали небо и слева и справа и впереди.
7.
1) Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
2) Ему нравилось гулять по паркам и лесам и наблюдать за людьми птицами природой.
3) Над поляной блистали стрекозы и неумолчно трещали кузнечики.
4) Он подложил в костер сухой травы и хворосту и раздул пламя.
5) Ветер на кургане особенно силен и видно отсюда степь до самого горизонта.
8.
1) В городском саду играл духовой оркестр и пел хор ветеранов.
2) Тогдашнею критикою и тогдашнею публикой были равно не поняты как недостатки так и достоинства «Полтавы».
3) Мама приготовила суп и салат и поджарила картошку.
4) То ли какая-то неуловимая песня звенела в памяти то ли весенние запахи не давали покоя.
5) Челкаш завидовал или сожалел об этой молодой жизни или подсмеивался над ней.
КЛЮЧИ к заданию № 15
№ заданияответ
1. 1, 5
2. 2, 5
3. 2, 3
4. 4, 5
5. 1, 2
6. 1, 3
7. 1, 5
8. 2, 4
Добавить комментарий
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Задание №15 ЕГЭ по математике профильного уровня |
Неравенства
В задании №15 профильного уровня ЕГЭ по математике необходимо решить неравенство. Чаще всего неравенство связано с логарифмами или степенными выражениями. Для успешного выполнения необходимо хорошо оперировать данными выражениями.
Разбор типовых вариантов заданий №15 ЕГЭ по математике профильного уровня
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
Решите неравенство:
Алгоритм решения:
- Вводим подстановку.
- Записываем выражение неравенства в ином виде.
- Решаем неравенство.
- Возвращаемся к подстановке.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Вводим замену t = 3x . Тогда исходное неравенство примет вид:
2. Преобразуем его:
3. Отсюда получаем решение t ≤ 3; 5 < t < 9.
4. Возвратимся к переменной х.
При t ≤ 3 получим: 3x ≤ 3 , следовательно x ≤ 1
При 5 < t < 9 получим: 5 < 3x < 9, следовательно log35 < x < 2.
5. Решение исходного неравенства: x ≤ 1 и log35 < x < 2.
Ответ: (-∞;1] (log35;2)
Второй вариант задания (из Ященко, №1)
Решите неравенство .
Алгоритм решения задания:
- Вводим замену.
- Записываем неравенство в новом виде.
- Решаем неравенство.
- Возвращаемся к переменной х.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Вводим замену t = 3x.
2. Тогда неравенство примет вид:
3. Решаем его:
Отсюда t < 0; t = 2; t> 3.
4. Возвращаемся к переменной х.
При t < 0 получаем:
,
откуда 0 < x < 1.
При t = 2 получаем:
,
откуда x = 9.
При t > 3 получаем:
,
откуда x > 27.
5. Решения исходного неравенства:
.
Ответ: .
Третий вариант (Ященко, № 5)
Решите неравенство
Алгоритм решения:
- Находим ОДЗ выражения в неравенстве.
- Преобразуем неравенство к иному виду.
- Вводим замену и решаем новое неравенство.
- Возвращаемся к переменной х.
- Записываем ответ.
Решение:
1. Запишем ОДЗ: .
log2х-5≠0, log2х≠5, х≠32
2. Преобразуем неравенство:
или
Получаем новое неравенство:
.
Вводим замену , тогда неравенство принимает новый вид. И его легко решить:
Размещаем полученные решения на числовую ось:
Возвращаемся к переменной х. Рассмотрим два случая:
Ответ:
spadilo.ru
Задание 15 ЕГЭ 2015
Задание 151.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
Ответ:____________
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3)Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.
Ответ:____________
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2)Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3)Ночью ветер злится да стучит в окно.
4)Дай мне карандаш или ручку.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами
Ответ:____________
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.
2)Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3)Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4)Серебро и злато брильянты и жемчуг изумруды и яхонты дарил боярин своей ладушке.
5) Много желал да ничего не поймал.
Ответ:____________
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я сижу один над обрывом и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
2)Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3)Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4)В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.
Ответ:____________
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся либо мечтают учиться.
2) Туча на севере росла и захватывала запад и восток.
3)Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.
4)Всюду вверху и внизу пели жаворонки.
5) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
Ответ:____________
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
2)Незаметно и быстро зажглась и начала разгораться в небе оранжевая полоска зари.
3)Топот матросских ног да лёгкий шум верёвок нарушал тишину работ.
4)Тракторы проваливались в наледь или увязали в торосах.
5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
Ответ:____________
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2)Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3)Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.
5) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.
Ответ:____________
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
2)Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.
3)Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.
4)Супруги вместе читали или играли в четыре руки на фортепьяно.
5) Приют наш мал зато спокоен.
Ответ:____________
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.
2)Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3)В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.
4) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
5) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
Ответ:____________
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) В кладовке пахло морем смолой слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.
2)Мой попутчик свободно говорил на французском и немецком и английском и испанском.
3)Молодежь не знает границ ни в обожании ни в презрении.
4)Гости стекались со всех концов в дрожках верхом и в колясках и располагались удобно в многочисленных комнатах замка и его флигелей.
5) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
Ответ:____________
12. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и вновь поднялся на палубу.
2)Он или забавлял нас рассказами или играл с нами или пел.
3)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
4)Осенью листья падали и день и ночь.
5)Лицо радиста то хмурилось то улыбалось.
Ответ:____________
13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Е.Брошкевич в книге «Образ любви» показывает нам величие Шопена и его человеческое обаяние и широту его интересов.
2)Покойный дядя был страстный любитель псовой охоты и ездил с борзыми то травить зайцев то лисиц и волков.
3)Мы решили съездить на экскурсию в Псков или в Новгород в Павловск или в Петергоф.
4).Гром уже грохотал и впереди и справа и слева
5) От него не было ни слуху ни духу.
Ответ:____________
14. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) В песне русский человек исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.
2)На новой выставке планируют показать работы Левитана или Поленова.
3)Резко выделялись на фоне тёмной зелени деревьев и кустарников красноватые башенки и беседки.
4)Несколько ответов на вопросы показали как его эрудицию так глубокий ум.
5) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.
Ответ:____________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Брызги водных струй приветливо освежали лицо то взлетали вверх разноцветным снопом то нежной радугой повисали в воздухе.
2)Зима ударила морозцем по полям и лесам и закружила позёмкой по дорогам.
3)На выставке была представлена не только живопись но и графика.
4)Гости не видели ни разорванной тетради ни дрожи рук и ни слёз маленького Шопена.
5) Хлопуша и Белобородов не сказали ни слова и мрачно смотрели друг на друга.
Ответ:____________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Для школьника мучительна не столько самая минута возмездия сколько ожидание его.
2)Небо то все закрывалось облаками то вдруг расчищалось на мгновение.
3)На спокойной поверхности воды отражались мигающие на небе звезды.
4)Повсюду в клубе на улицах в домах происходили шумные разговоры.
5) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
Ответ:____________
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Куприн не только не обольщался славой но даже тяготился ею.
2)Степь придвинулась вплотную к порту и к морю и занесла белой пылью Рыбацкую слободку.
3)Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно.
4)Он останавливался и подолгу рассматривал шапки снега на пнях и на заборах и на еловых ветвях.
5) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
Ответ:____________
18. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее.
2)В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и серьёзного.
3)Наташа выпила молока и тотчас уснула на широкой и длинной лавке.
4)Обрывки нитей терпеливо сортировали и связывали их кусочек с кусочком и наматывали разноцветную нить на длинные шпули.
5) Утром Николай собирался получить на почте деньги купить кое-какие книги да зайти к приятелю.
Ответ:____________
19. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Телега увязла в густой грязи и не двигалась ни взад ни вперёд.
2)На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.
3)Ехать надо было на собаках или на оленях.
4)Луг пахнет сеном и травой и убаюкивает трескотнёй кузнечиков.
5) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим но и стремиться превзойти его.
Ответ:____________
20. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Столь сильное увлечение Шопена музыкой не вязалось ни с его возрастом ни со свойственной детям любовью к весёлым играм ни с его окружением.
2)Гущин набирается смелости и задаёт вопрос тихим и робким голосом.
3)Работы по посадке садовых культур проводят как весной так и осенью.
4)Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега и вязли в густой грязи.
5) Музыка была для Шопена как формой сердечного излияния так и оружием в его борьбе
Ответ:____________
21. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на черных тучах.
2)От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.
3)Слоны и носороги и обезьяны участвовали в этом веселом представлении.
4)Все было непривлекательно и небо и озеро и пасмурные дали и низкий остров.
5) Раздался странный стук не то в паркетном полу не то за стенной обшивкой.
Ответ:____________
22. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Вдруг за ним стрелы жужжанье и крик и ржанье.
2)И днём и ночью всё шли и шли поезда на запад.
3)Он пришёл к нам из очарованной дали и увёл нас в соловьиные сады своей гениальной и грустной поэзии.
4)После «Поединка» слава Куприна приобрела не только всероссийский но и мировой характер.
5)Ни тени зависти, ни умысла худого еще не знает это существо.
Ответ:____________
23. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)В деревне все сельские ребятишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.
2)Головин был у себя в хозяйстве и пастух и поставщик и сыровар.
3)В игре Шопена уже в детстве чувствовалась как ловкость пальцев так и понимание смысла и содержания даже самой пустой ариетты.
4)Между тем кучер с лакеем и горничной принесли корзинки и приготовили обед.
5) Тужит Пахом да не знает о ком.
Ответ:____________
24. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Все дни хозяева виллы сидели дома или проводили время на частном пляже.
2)Снежную лавину не могли остановить ни специальные взрывные работы ни дополнительные укрепления.
3)Колёса повозки то жалобно скрипели то словно стонали то судорожно вздрагивали и подпрыгивали.
4)Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.
5) Разнообразных как по содержанию так и по художественной форме 156 сказок опубликовал Андерсен за тридцать семь лет.
Ответ:____________
25. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Одевался так Григорий летом и зимой в жару и в морозы.
2)Квартиры Ф.Шопена как на шоссе дיּАнтен так и на улице Тронше напоминали его французским друзьям изящные бонбоньерки.
3)Мы увидели заросли земляники и лесной малины и решили наполнить наши корзинки.
4)Людская молва то казнит то милует то коронует.
5) Ни наука ни новейшие машины ни наилучшая погода никогда не помогут вырастить хороший урожай работающему без души человеку
Ответ:____________
26. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Неуютно было и в саду и в лесу и в доме.
2)Художник должен быть и историк и поэт и философ и наблюдатель.
3)Надо быть одинаково честным как в большом так и в малом.
4)Все вокруг хаты подсолнухи акации и сухая трава было покрыто этой шершавой пылью
5) Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятною.
Ответ:____________
27. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
2)Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была беспощадной схваткой с глупостью и подлостью.
3)Он был от страха ни жив ни мёртв.
4)Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и потопленный лес и людей.
5) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
Ответ:____________
28. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Первым русским учёным был не дворянин а крестьянин села Денисовка Михаил Васильевич Ломоносов.
2)Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел и сверкал и уходил куда-то в бесконечность.
3)Родовитая польская знать передавала своим единственным сыновьям как права и привилегии так и доходы от всех имений.
4)Во время исполнения матерью музыкальных произведений маленький Шопен либо тихонько смеялся либо важно морщил лоб либо впадал в грусть и вежливо просил сыграть ещё более красивую мелодию
5) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
Ответ:____________
29. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)В VIII веке большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.
2)Отпечаток изысканности носили на себе картины и вазы и мелочи.
3)На защиту Родины встали и стар и млад.
4)Вся мебель в комнате состояла из кровати да стола.
5) Умён да пригож да на дело негож.
Ответ:____________
30. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
2)Ты камень подкати или влезь на дерево или встань на скамью.
3) В цикл естественных наук входят и биология и химия и физика.
4)Район со своими увалами и ухабами с лесами и полянами обладал десятками микроклиматов.
5) Учился читать да писать а выучился петь да плясать.
Ответ:____________
Ответы
45
25
25
25
35
13
15
13
35
23
35
35
23
45
34
12
15
25
25
35
15
45
35
25
12
35
15
13
15
45
infourok.ru
Задание №15 ЕГЭ по математике базового уровня |
Планиметрия
В задании № 15 базового уровня ЕГЭ по математике нас ждет решение задач по планиметрии. Задачи в этом разделе не сложные, достаточно знать определения основных понятий и базовые формулы, после чего задача сводится к элементарным вычислениям.
Разбор типовых вариантов заданий №15 ЕГЭ по математике базового уровня
Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018)
В треугольнике ABC угол ACB равен 90°, cos A = 0,8, AC = 4. Отрезок CH – высота треугольника ABC(смотрите рисунок). Найдите длину отрезка AH.
Алгоритм выполнения:
- Вспомнить определение косинуса угла.
- Записать выражение для нахождения косинуса угла.
- Выразить неизвестную величину.
- Вычислить.
Решение:
Вспомним определение косинуса угла.
Косинус – это тригонометрическая функция, которая в прямоугольном треугольнике обозначает отношение катета, прилежащего к острому углу, к гипотенузе.
Запишем выражение для нахождения косинуса угла. Для этого рассмотрим треугольник ACH.
Гипотенуза – это сторона прямоугольного треугольника, лежащая против угла 90°. В данном случае против угла H лежит сторона AC, то есть AC – гипотенуза.
Прилежащий к углу А катет – АН.
Получим cos A = АН/АС.
Выразим неизвестную величину.
АН = АС · cos A
Вычислим.
АН = АС · cos A = 4 · 0,8 = 3,2
Ответ: 3,2.
Второй вариант задания
Найдите вписанный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна 5/18 длины окружности. Ответ дайте в градусах.
Алгоритм выполнения:
- Вспомнить соотношение величины вписанного угла и градусной меры угла, на который он опирается.
- Вычислить градусную меру угла, на который опирается дуга.
- Вычислить вписанный угол.
Решение:
Вспомним соотношение величины вписанного угла и градусной меры угла, на который он опирается.
Величина вписанного угла равна половине градусной меры дуги, на которую он опирается.
Вычислим градусную меру угла, на который опирается дуга.
Весь круг составляет 360°, а 5/18 от его длины это
Вычислим вписанный угол.
Так как вписанный угол равен половине градусной меры дуги, на которую он опирается, вписанный угол равен
100°:2 = 50°.
Ответ: 50.
Третий вариант задания
Найдите вписанный угол, опирающийся на дугу, длина которой равна 11/36 длины окружности. Ответ дайте в градусах.
Алгоритм выполнения:
- Вспомнить соотношение величины вписанного угла и градусной меры угла, на который он опирается.
- Вычислить градусную меру угла, на который опирается дуга.
- Вычислить вписанный угол.
Решение:
Вспомним соотношение величины вписанного угла и градусной меры угла, на который он опирается.
Величина вписанного угла равна половине градусной меры дуги, на которую он опирается.
Вычислим градусную меру угла, на который опирается дуга.
Весь круг составляет 360°, а 11/36 от его длины это
Вычислим вписанный угол.
Так как вписанный угол равен половине градусной меры дуги, на которую он опирается, вписанный угол равен
110°:2 = 55°.
Ответ: 55.
spadilo.ru
ЕГЭ русский язык задание 16
20 Авг
2014
- Пунктуация при союзе «И»
- Для ознакомления с материалом этого задания можете просмотреть видеоурок.
- Частично вопрос повторяет теорию из этой статьи. Необходимо добавить больше материала по отдельным сочинительным союзам.
- По сложносочинённому предложению всё ясно: если есть сочинительная связь, запятая ставится. Неважно, какой там союз.
- По однородным членам гораздо сложнее. Не ставится запятая, если между однородными членами идёт союз И, ДА (в значении «И») ИЛИ, ЛИБО. При остальных – ставится.
- Сочинительные двойные союзы: состоят из двух разных частей, при этом запятая ставится только одна перед второй его составной частью. Запомним их: как…, так и…; не только…, но и…; столько…, сколько…; не так…, как и…
- Сочинительные повторяющиеся союзы: состоят из двух и более одинаковых частей, вплоть до бесконечности. При них первую запятую ставим перед союзом второго однородного члена, вторую – перед союзом третьего и так далее. Допустим, наш повторяющийся союз: «И-И…»: И в корчму Геральт заглядывал, и в храм, и в кузницу – нигде Лютика не нашёл. Запятую ставим перед союзом второго однородного члена. Видите? Иногда так бывает, что первый союз опускается. Но правило всё равно остаётся прежним: запятая перед союзом второго однородного члена. В корчму Геральт заглядывал, и в храм, и в кузницу – нигде Лютика не нашёл.
- Бывают случаи, когда повторяющиеся союзы для экономии собственных средств соединяют однородные члены попарно. Тогда запятой мы разделяем именно пары. Геральт заглядывал в корчму и в храм, в кузницу и на мельницу.
- Наконец, случай, на котором часто попадаются: в предложении может быть не одна пара однородных членов с одинаковым союзом. Объясню на примере. В корчму Геральт наведывался и в храм и Лютика нигде не нашёл. Вроде бы две «И», и кажется, будто перед нами повторяющийся союз. Но не спешите с выводами. Это не повторяющийся союз «И-И», это два разных союза «И». Первый союз «И» соединяет два однородных обстоятельства «в корчму», «в храм», второй союз «И» соединяет два однородных сказуемых «заглядывал», «не нашёл». А ставим ли мы запятую с одиночным союзом «И» при однородных членах? Конечно, нет. Никогда. Потому запятых в этом предложении нет вообще.
- Теперь пробежимся по образцу задания из КИМа.
- Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
- От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
- В предложении 1 пара однородных членов (прибирал, поджидал) связаны союзом «ДА» в значении «И». По правилу с таким союзом запятая не нужна.
- В предложении 2 две пары однородных членов (литературоведы, историки + вновь, вновь), и каждая связана одиночным союзом «И». По правилу с таким союзом запятая не нужна.
- В предложении 3 три однородных члена (деревьев, кустарников, цветов) связаны повторяющимся союзом «ИЛИ-ИЛИ…». По правилу с таким союзом запятая ставится перед союзом второго однородного члена и дальше. Таким образом, здесь две запятые: перед «или кустарников» и перед «или цветов».
- В предложении 4 пара однородных членов (сходства, различия) связаны двойным союзом «как…, так и…». По правилу запятая ставится перед второй его частью.
- Итак, что получилось относительно вопроса? В первых двух вариантах нет запятых, в третьем их две, в четвёртом – одна. Вот наш ответ.
- Теперь, пользуясь такой же логикой, пройдите мой тест.
ЕГЭ: Задание 15
Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.If loading fails, click here to try again
Предложения взяты из романа Анджея Сапковского «Меч предназначения», глава 4 «Немного жертвенности» (в переводе Е.Вайсброта)
Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%
Ваши ответы выделены серым.
Количество оставшихся вопросов: 10.
- Главная → ЕГЭ русский язык → ЕГЭ: задание А16
alfring.ru
Разбор 15 задания егэ информатика
На уроке рассматривается решение 15 задания ЕГЭ по информатике
Объяснение заданий 15 ЕГЭ по информатике
15 тема характеризуется, как задания повышенного уровня сложности, время выполнения – примерно 3 минуты
Графы. Поиск количества путей
- Если в город
R
из городаA
можно добраться только из городовX
,Y
иZ
, то количество различных путей из городаA
в городR
равно сумме числа различных путей проезда изA
вX
, изA
вY
и изA
вZ
, то есть: - где NR — это количество путей из вершины
A
в вершинуR
- Число путей не бесконечно, исключением является только граф, в котором есть циклы – замкнутые пути.
- Часто задачи с графами целесообразней решать с конца.
NR = NX + NY + NZ
Решение заданий 15 ЕГЭ по информатике
ЕГЭ по информатике 2017 задание 15 ФИПИ вариант 15 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей, ведущих из города А в город М и проходящих через город Г?
✍ Решение:
- Удалим ребра, которые проходят «мимо» вершины Г или до которых от пункта А можно дойти, минуя вершину Г:
- Вершина В удалена, т.к. возможны только следующие траектории движения через этот пункт (которые НЕ проходят через пункт Г):
- 1. А — Б — В — И — М
- 2. А — Б — В — Е — И — М
- 3. А — Б — В — Е — М
- 4. А — Б — В — Е — К — М
- Теперь посчитаем результаты по оставшимся вершинам:
М = И + Е + К ----- И = Е Е = Г + Ж Г = Б + А + Д = 1 + 1 + 1 = 3 Ж = Г = 3 К = Е + Ж Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑ Е = Г + Ж = 3 + 3 = 6 Ж = Г = 3 И = Е = 6 (получили из последующих шагов) К = Е + Ж = 6 + 3 = 9 М = И + Е + К = 6 + 6 + 9 = 21
Результат: 21
Видео ЕГЭ по информатике 2017, подробное решение данного 15 задания:
ЕГЭ по информатике 2017 задание 15 ФИПИ вариант 14 (Крылов С.С., Чуркина Т.Е.):На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей, ведущих из города А в город М и не проходящих через город Г?
✍ Решение:
- Удалим ребра, которые проходят через вершину Г:
- Теперь посчитаем результаты по оставшимся вершинам:
М = И + Е + К ----- И = В + Е В = 1 Е = В + Ж Ж = 1 Теперь возвращаемся, подставляя найденные значения: ↑ Е = В + Ж = 1 + 1 = 2 И = В + Е = 1 + 2 = 3 К = Е = 2 М = И + Е + К = 3 + 2 + 2 = 7
Результат: 7
Подробное решение данного 15 задания в видеоуроке:
15 задание. Демоверсия ЕГЭ 2018 информатика:На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М.
По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город Ж?
✍ Решение:
Результат: 20
Подробное решение 15 задания демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
labs.org.ru