Разбор задания №5 ЕГЭ по химии
- НОВОСТИ
- КУРС ХИМИИ
- Дополнительные уроки
- Курс химии
- Разбор заданий ЕГЭ
- ТЕСТЫ
- Вариаты ЕГЭ
- Тесты по заданиям
- Тесты по темам
- СТАТЬИ
- ОПЫТЫ
- ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
Поиск
CHEM-MIND.com- НОВОСТИ
- Новости
Алгоритм обучения для подготовки к ЕГЭ по химии
НовостиОтветы в тестах вновь правильно отображаются!
НовостиТехнические проблемы
НовостиНовый раздел на сайте
НовостиС 8 марта
- Новости
- КУРС ХИМИИ
www.chem-mind.com
Задача С5 на ЕГЭ по химии. Разбор примеров
В предыдущей статье мы обсудили общий алгоритм решения задачи №35 (С5). Пришло время разобрать конкретные примеры и предложить вам подборку задач для самостоятельного решения.
Пример 2. На полное гидрирование 5,4 г некоторого алкина расходуется 4,48 л водорода (н. у.) Определите молекулярную формулу данного алкина.
Решение. Будем действовать в соответствии с общим планом. Пусть молекула неизвестного алкина содержит n атомов углерода. Общая формула гомологического ряда CnH2n-2. Гидрирование алкинов протекает в соответствии с уравнением:
CnH2n-2 + 2Н2 = CnH2n+2.
Количество вступившего в реакцию водорода можно найти по формуле n = V/Vm. В данном случае n = 4,48/22,4 = 0,2 моль.
Уравнение показывает, что 1 моль алкина присоединяет 2 моль водорода (напомним, что в условии задачи идет речь о
По массе и количеству алкина находим его молярную массу: М(CnH2n-2) = m(масса)/n(количество) = 5,4/0,1 = 54 (г/моль).
Относительная молекулярная масса алкина складывается из n атомных масс углерода и 2n-2 атомных масс водорода. Получаем уравнение:
12n + 2n — 2 = 54.
Решаем линейное уравнение, получаем: n = 4. Формула алкина: C4H6.
Ответ: C4H6.
Хотелось бы обратить внимание на один существенный момент: молекулярной формуле C4H6 соответствует несколько изомеров, в т. ч., два алкина (бутин-1 и бутин-2). Опираясь на данные задачи, мы не сможем однозначно установить структурную формулу исследуемого вещества. Впрочем, в данном случае этого и не требуется!
Пример 3
. При сгорании 112 л (н. у.) неизвестного циклоалкана в избытке кислорода образуется 336 л СО2. Установите структурную формулу циклоалкана.Решение. Общая формула гомологического ряда циклоалканов: СnH2n. При полном сгорании циклоалканов, как и при горении любых углеводородов, образуются углекислый газ и вода:
CnH2n + 1,5n O2 = n CO2 + n H2O.
Обратите внимание: коэффициенты в уравнении реакции в данном случае зависят от n!
В ходе реакции образовалось 336/22,4 = 15 моль углекислого газа. В реакцию вступило 112/22,4 = 5 моль углеводорода.
Дальнейшие рассуждения очевидны: если на 5 моль циклоалкана образуется 15 моль CO2, то на 5 молекул углеводорода образуется 15 молекул углекислого газа, т. е., одна молекула циклоалкана дает 3 молекулы CO2. Поскольку каждая молекула оксида углерода (IV) содержит по одному атому углерода, можно сделать вывод: в одной молекуле циклоалкана содержится 3 атома углерода.
Вывод: n = 3, формула циклоалкана — С3Н6.
Как видите, решение этой задачи не «вписывается» в общий алгоритм. Мы не искали здесь молярную массу соединения, не составляли никакого уравнения. По формальным критериям этот пример не похож на стандартную задачу С5. Но выше я уже подчеркивал, что важно не вызубрить алгоритм, а понимать СМЫСЛ производимых действий. Если вы понимаете смысл, вы сами сможете на ЕГЭ внести изменения в общую схему, выбрать наиболее рациональный путь решения.
В этом примере присутствует еще одна «странность»: необходимо найти не только молекулярную, но и структурную формулу соединения. В предыдущей задаче нам этого сделать не удалось, а в данном примере — пожалуйста! Дело в том, что формуле С3Н6 соответствует всего один изомер — циклопропан.
Ответ: циклопропан.
Пример 4. 116 г некоторого предельного альдегида нагревали длительное время с аммиачным раствором оксида серебра. В ходе реакции образовалось 432 г металлического серебра. Установите молекулярную формулу альдегида.
Решение. Общая формула гомологического ряда предельных альдегидов: CnH2n+1COH. Альдегиды легко окисляются до карбоновых кислот, в частности, под действием аммиачного раствора оксида серебра:
CnH2n+1COH + Ag2O = CnH2n+1COOH + 2Ag.
Примечание. В действительности, реакция описывается более сложным уравнением. При добавлении Ag2O к водному раствору аммиака образуется комплексное соединение [Ag(NH3)2]OH — гидроксид диамминсеребра. Именно это соединение и выступает в роли окислителя. В ходе реакции образуется аммонийная соль карбоновой кислоты:
CnH2n+1COH + 2[Ag(NH3)2]OH = CnH2n+1COONH
Еще один важный момент! Окисление формальдегида (HCOH) не описывается приведенным уравнением. При взаимодействии НСОН с аммиачным раствором оксида серебра выделяется 4 моль Ag на 1 моль альдегида:
НCOH + 2Ag2O = CO2 + H2O + 4Ag.
Будьте осторожны, решая задачи, связанные с окислением карбонильных соединений!
Вернемся к нашему примеру. По массе выделившегося серебра можно найти количество данного металла: n(Ag) = m/M = 432/108 = 4 (моль). В соответствии с уравнением, на 1 моль альдегида образуется 2 моль серебра, следовательно, n(альдегида) = 0,5n(Ag) = 0,5*4 = 2 моль.
Молярная масса альдегида = 116/2 = 58 г/моль. Дальнейшие действия попробуйте проделать самостоятельно: необходимо составить уравнение решить его и сделать выводы.
Ответ: C2H5COH.
Пример 5. При взаимодействии 3,1 г некоторого первичного амина с достаточным количеством HBr образуется 11,2 г соли. Установите формулу амина.
Решение. Первичные амины (СnH2n+1NH2) при взаимодействии с кислотами образуют соли алкиламмония:
СnH2n+1NH2 + HBr = [СnH2n+1NH3]+Br—.
К сожалению, по массе амина и образовавшейся соли мы не сможем найти их количества (поскольку неизвестны молярные массы). Пойдем по другому пути. Вспомним закон сохранения массы: m(амина) + m(HBr) = m(соли), следовательно, m(HBr) = m(соли) — m(амина) = 11,2 — 3,1 = 8,1.
Обратите внимание на этот прием, весьма часто используемый при решении C 5. Если даже масса реагента не дана в явной форме в условии задачи, можно попытаться найти ее по массам других соединений.
Итак, мы вернулись в русло стандартного алгоритма. По массе бромоводорода находим количество, n(HBr) = n(амина), M(амина) = 31 г/моль.
Ответ
Пример 6. Некоторое количество алкена Х при взаимодействии с избытком хлора образует 11,3 г дихлорида, а при реакции с избытком брома — 20,2 г дибромида. Определите молекулярную формулу Х.
Решение. Алкены присоединяют хлор и бром с образованием дигалогенпроизводных:
СnH2n + Cl2 = СnH2nCl2,
СnH2n + Br2 = СnH2nBr2.
Бессмысленно в данной задаче пытаться найти количество дихлорида или дибромида (неизвестны их молярные массы) или количества хлора или брома (неизвестны их массы).
Используем один нестандартный прием. Молярная масса СnH2nCl2 равна 12n + 2n + 71 = 14n + 71. М(СnH2nBr2) = 14n + 160.
Массы дигалогенидов также известны. Можно найти количества полученных веществ: n(СnH 2nCl2) = m/M = 11,3/(14n + 71). n(СnH2nBr2) = 20,2/(14n + 160).
По условию, количество дихлорида равно количеству дибромида. Этот факт дает нам возможность составить уравнение: 11,3/(14n + 71) = 20,2/(14n + 160).
Данное уравнение имеет единственное решение: n = 3.
Ответ: C3H6
В финальной части предлагаю вам подборку задач вида С5 разной сложности. Попробуйте решить их самостоятельно — это будет отличной тренировкой перед сдачей ЕГЭ по химии!
www.repetitor2000.ru
Курс подготовки к ЕГЭ по химии
Кодификатор ЕГЭ по химии-2019
Код блока содержания и содержательной линии | Код контроли-руемого элемента | |
1 | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ | |
1.1 | Современные представления о строении атома | |
1.1.1 | Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атомов и ионов. Основное и возбужденное состояния атомов | |
1.2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | |
1.2.1 | Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам | |
1.2.2 | Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов | |
1.2.3 | Характеристика переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов | |
1.2.4 | Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов | |
1.3 | Химическая связь и строение вещества | |
1.3.1 | Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь | |
1.3.2 | Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов | |
1.3.3 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения | |
1.4 | Химическая реакция | |
1.4.1 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | |
1.4.2 | Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения | |
1.4.3 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов | |
1.4.4 | Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов | |
1.4.5 | Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты | |
1.4.6 | Реакции ионного обмена | |
1.4.7 | Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная | |
1.4.8 | Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее | |
1.4.9 | Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) | |
1.4.10 | Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии | |
2 | НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |
2.1 | Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) | |
2.2 | Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа) | |
2.3 | Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния | |
2.4 | Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | |
2.5 | Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов | |
2.6 | Характерные химические свойства кислот | |
2.7 | Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) | |
2.8 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ | |
3 | ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | |
3.1 | Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах | |
3.2 | Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа | |
3.3 | Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) | |
3.4 | Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола) | |
3.5 | Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. | |
3.6 | Характерные химические свойства альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров | |
3.7 | Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот | |
3.8 | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды) | |
3.9 | Взаимосвязь органических соединений | |
4 | МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ | |
4.1 | Экспериментальные основы химии | |
4.1.1 | Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии | |
4.1.2 | Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ | |
4.1.3 | Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы | |
4.1.4 | Качественные реакции на неорганические вещества и ионы | |
4.1.5 | Качественные реакции органических соединений | |
4.1.6 | Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений | |
4.1.7 | Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) | |
4.1.8 | Основные способы получения органических кислородсодержащие соединений (в лаборатории) |
Курс подготовки к ЕГЭ или ОГЭ (ГИА) по химии:
Общая химия
Часть 1. Строение вещества
1. Строение атома. Электронные формулы атомов
2. Периодический закон
3. Строение молекул. Типы химических связей. Основные характеристики ковалентной связи. Межмолекулярные связи
4. Строение вещества (кристаллические решетки). Основные физические свойства различных кристаллов
5. Степень окисления и валентность химических элементов.
Часть 2. Основы неорганической химии
1. Классификация неорганических веществ
2. Номенклатура неорганических веществ
3. Способы получения оксидов
4. Химические свойства основных оксидов
5. Химические свойства кислотных оксидов
6. Химические свойства амфотерных оксидов
7. Химические свойства и способы получения кислот
8. Химические свойства и способы получения солей
9. Химические свойства и способы получения оснований
10. Взаимосвязь основных классов неорганических веществ
11. Бинарные соединения — гидриды.
Часть 3. Физико-химия растворов:
1. Понятие о растворах, растворимость
2. Теория электролитической диссоциации
3. Реакции ионного обмена
4. Гидролиз.
Часть 4. Окислительно-восстановительные реакции
1. Окислительно-восстановительные реакции.
2. Электролиз солей. Электролиз солей карбоновых кислот. Коррозия.
Часть 5. Особенности работы в лаборатории
Часть 6. Химические реакции. Закономерности их протекания
1. Классификация химических реакций.
2. Кинетика (скорость) химических реакций и ее зависимость от разных факторов.
3. Термодинамика химических реакций: химическое равновесие и его смещение.
Органическая химия
Часть 1. Теория строения органических веществ. Классификация неорганических веществ. Гомологи и изомеры. Виды изомерии.
Часть 2. Углеводороды: алканы, алкены, алкины, алкадиены, арены. Химические и физические свойства, строение, получение, изомерия.
Часть 3. Кислородсодержащие органические соединения. Химические и физические свойства, строение, получение, изомерия, взаимосвязь разных классов органических веществ.
Часть 4. Азотсодержащие органические вещества. Химические и физические свойства, строение, получение, изомерия, взаимосвязь разных классов органических веществ.
Характерные реакции в органической химии:
Реакция Дюма Электролиз солей карбоновых кислот Пиролиз метана Реакция Вагнера
Химия элементов
Часть 1. Химия щелочных металлов и их соединений. Пероксиды щелочных металлов. Гидроксиды щелочных металлов.
Часть 2. Химия щелочноземельных металлов. Оксиды щелочноземельных металлов. Гидроксиды щелочноземельных металлов.
Часть 3. Химия алюминия и его соединений. Оксид алюминия. Гидроксид алюминия. Соли алюминия.
Часть 4. Химия углерода. Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты).
Часть 5. Химия кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силан. Силикаты.
Часть 6. Химия азота и его соединений. Оксиды азота. Аммиак. Нитриды. Азотная кислота и азотистая кислота. Нитраты.
Часть 7. Химия фосфора и его соединений. Фосфин. Фосфиды металлов. Оксиды фосфора III и V. Фосфорные кислоты и их соли (фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты, пирофосфаты и метафосфаты). Фосфористая кислота.
Часть 8. Химия кислорода и его соединений.
Часть 9. Химия серы и ее соединений. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы – сернистый газ и серный ангидрид. Серная кислота и ее свойства. Сернистая кислота. Особенности химии сульфатов и сульфитов.
Часть 10. Химия галогенов и их соединений.
Часть 11. Химия d-элементов: железа, марганца, хрома, кобальта, никеля, меди.
Задачи: базовый блок
1. Атомно -молекулярное учение
2. Способы выражения концентрации в растворах: массовая доля, растворимость, молярная концентрация.
3. Расчеты по уравнению реакции
4. Задачи на избыток-недостаток
5. Задачи на примеси
6. Задачи на выход
Задачи повышенной сложности
1. Задачи на электролиз
2. Кристаллогидраты
3. Задачи на пластинки
4. Задачи на порции
5. Неполное разложение
6. Задачи на кислые и средние соли
7. Задачи на амфотерность
Диагностические и тренировочные работы
Все реальные варианты КИМ ЕГЭ по химии
Тренировочная работа по химии в формате ЕГЭ 26 октября 2017 года
Тренировочная работа по химии для 11 классов 30 ноября 2017 года
Досрочный ЕГЭ по химии 25.03.2019
Видеоопыты
Видеоопыты по общей и неорганической химии
Видеоопыты по органической химии
Поделиться ссылкой:
chemege.ru
Алгоритм решения задачи 35 (С5). Подготовка к ЕГЭ по химии. Задача №35
В настоящее время на Едином госэкзамене по химии во второй (более сложной) предлагается шесть заданий. Первые четыре не связаны с количественными расчетами, последние два — это достаточно стандартные задачи.
Этот урок целиком посвящен разбору задачи №35 (С5). Кстати, ее полное решение оценивается в три балла (из 60).
Начнем с несложного примера.
Пример 1. 10,5 г некоторого алкена способны присоединить 40 г брома. Определите неизвестный алкен.
Решение. Пусть молекула неизвестного алкена содержит n атомов углерода. Общая формула гомологического ряда CnH2n. Алкены реагируют с бромом в соответствии с уравнением:
CnH2n + Br2 = CnH2nBr2.
Рассчитаем количество брома, вступившего в реакцию: M(Br2) = 160 г/моль. n(Br2) = m/M = 40/160 = 0,25 моль.
Уравнение показывает, что 1 моль алкена присоединяет 1 моль брома, следовательно, n(CnH2n) = n(Br2) = 0,25 моль.
Зная массу вступившего в реакцию алкена и его количество, найдем его молярную массу: М(CnH2n) = m(масса)/n(количество) = 10,5/0,25 = 42 (г/моль).
Теперь уже совсем легко идентифицировать алкен: относительная молекулярная масса (42) складывается из массы n атомов углерода и 2n атомов водорода. Получаем простейшее алгебраическое уравнение:
12n + 2n = 42.
Решением этого уравнения является n = 3. Формула алкена: C3H6.
Ответ: C3H6.
Приведенная задача — типичный пример задания №35. 90% реальных примеров на ЕГЭ строятся по аналогичной схеме: есть некоторое органическое соединение X, известен класс, к которому оно относится; определенная масса X способна прореагировать с известной массой реагента Y. Другой вариант: известна масса Y и масса продукта реакции Z. Конечная цель: идентифицировать Х.
Алгоритм решения подобных заданий также достаточно очевиден.
- 1) Определяем общую формулу гомологического ряда, к которому относится соединение Х.
- 2) Записываем реакцию исследуемого вещества Х с реагентом Y.
- 3) По массе Y (или конечного вещества Z) находим его количество.
- 4) По количеству Y или Z делаем вывод о количестве Х.
- 5) Зная массу Х и его кол-во, рассчитываем молярную массу исследуемого вещества.
- 6) По молярной массе X и общей формуле гомологического ряда можно определить молекулярную формулу Х.
- 7) Осталось записать ответ.
Рассмотрим этот алгоритм подробнее, по пунктам.
1. Общая формула гомологического ряда
Наиболее часто используемые формулы сведены в таблицу:
Гомологический ряд | Общая формула |
Алканы | CnH2n+2 |
Алкены | CnH2n |
Алкины | CnH2n-2 |
Диены | CnH2n-2 |
Арены | CnH2n-6 |
Предельные одноатомные спирты | CnH2n+1ОН |
Предельные альдегиды | CnH2n+1СОН |
Предельные монокарбоновые кислоты | CnH2n+1СОOН |
Кстати, нет необходимости механически запоминать формулы всевозможных гомологических рядов. Это не только невозможно, но и не имеет ни малейшего смысла! Гораздо проще научиться самостоятельно выводить эти формулы. Как это сделать, я, возможно, расскажу в одной из следующих публикаций.
2. Уравнение реакции
Нет надежды, что мне удастся перечислить ВСЕ реакции, которые могут встретиться в задаче 35. Напомню лишь наиболее важные:
1) ВСЕ органические вещества горят в кислороде с образованием углекислого газа, воды, азота (если в соединении присутствует N) и HCl (если есть хлор):
CnHmOqNxCly + O2 = CO2 + H2O + N2 + HCl (без коэффициентов!)
2) Алкены, алкины, диены склонны к реакциям присоединения (р-ции с галогенами, водородом, галогенводородами, водой):
CnH2n + Cl2 = CnH2nCl2
CnH2n + H2 = CnH2n+2
CnH2n + HBr = CnH2n+1Br
CnH2n + H2O = CnH2n+1OH
Алкины и диены, в отличие от алкенов, присоединяют до 2 моль водорода, хлора или галогенводорода на 1 моль углеводорода:
CnH2n-2 + 2Cl2 = CnH2n-2Cl4
CnH2n-2 + 2H2 = CnH2n+2
При присоединении воды к алкинам образуются карбонильные соединения, а не спирты!
3) Для спиртов характерны реакции дегидратации (внутримолекулярной и межмолекулярной), окисления (до карбонильных соединений и, возможно, далее до карбоновых кислот). Спирты (в т.ч., многоатомные) реагируют с щелочными металлами с выделением водорода:
CnH2n+1OH = CnH2n + H2O
2CnH2n+1OH = CnH2n+1OCnH2n+1 + H2O
2CnH2n+1OH + 2Na = 2CnH2n+1ONa + H2
4) Химические свойства альдегидов весьма разнообразны, однако здесь мы вспомним лишь об окислительно — восстановительных реакциях:
CnH2n+1COH + H2 = CnH2n+1CH2OH (восстановление карбонильных соединений в прис. Ni),
CnH2n+1COH + [O] = CnH2n+1COOH
Для последней реакции записана лишь схема, поскольку в качестве окислителей могут выступать разные соединения.
Обращаю внимание на весьма важный момент: окисление формальдегида (НСОН) не останавливается на стадии муравьиной кислоты, НСООН окисляется далее до СО2 и Н2О.
5) Карбоновые кислоты проявляют все свойства «обычных» неорганических кислот: взаимодействуют с основаниями и основными оксидами, реагируют с активными металлами и солями слабых кислот (напр., с карбонатами и гидрокарбонатами). Весьма важной является реакция этерификации — образование сложных эфиров при взаимодействии со спиртами.
CnH2n+1COOH + KOH = CnH2n+1COOK + H2O
2CnH2n+1COOH + CaO = (CnH2n+1COO)2Ca + H2O
2CnH2n+1COOH + Mg = (CnH2n+1COO)2Mg + H2
CnH2n+1COOH + NaHCO3 = CnH2n+1COONa + H2O + CO2
CnH2n+1COOH + C2H5OH = CnH2n+1COOC2H5 + H2O
Ну, кажется, пора остановиться — я же не собирался писать учебник по органической химии. В заключение этого раздела хотелось бы еще раз напомнить о коэффициентах в уравнениях реакций. Если вы забудете их расставить (а такое, к сожалению, встречается слишком часто!) все дальнейшие количественные расчеты, естественно, становятся бессмысленными!
3. Нахождение количества вещества по его массе (объему)
Здесь все очень просто! Любому школьнику знакома формула, связывающая массу вещества (m), его количество (n) и молярную массу (M):
m = n*M или n = m/M.
Например, 710 г хлора (Cl2) соответствует 710/71 = 10 моль этого вещества, поскольку молярная масса хлора = 71 г/моль.
Для газообразных веществ удобнее работать с объемами, а не с массами. Напомню, что количество вещества и его объем связаны следующей формулой: V = Vm*n, где Vm — молярный объем газа (22,4 л/моль при нормальных условиях).
4. Расчеты по уравнениям реакций
Это, наверное, главный тип расчетов в химии. Если вы не чувствуете уверенности при решении подобных задач, необходимо тренироваться.
Основная идея заключается в следующем: количества реагирующих веществ и образующихся продуктов относятся так же, как соответствующие коэффициенты в уравнении реакции (вот почему так важно правильно их расставить!)
Рассмотрим, например, следующую реакцию: А + 3B = 2C + 5D. Уравнение показывает, что 1 моль А и 3 моль B при взаимодействии образуют 2 моль C и 5 моль D. Количество В в три раза превосходит количество вещества А, количество D — в 2,5 раза больше количества С и т. д. Если в реакцию вступит не 1 моль А, а, скажем, 10, то и количества всех остальных участников реакции увеличатся ровно в 10 раз: 30 моль В, 20 моль С, 50 моль D. Если нам известно, что образовалось 15 моль D (в три раза больше, чем указано в уравнении), то и количества всех остальных соединений будут в 3 раза больше.
5. Вычисление молярной массы исследуемого вещества
Масса Х обычно дается в условии задачи, количество Х мы нашли в п. 4. Осталось еще раз использовать формулу М = m/n.
6. Определение молекулярной формулы Х.
Финальный этап. Зная молярную массу Х и общую формулу соответствующего гомологического ряда, можно найти молекулярную формулу неизвестного вещества.
Пусть, например, относительная молекулярная масса предельного одноатомного спирта равна 46. Общая формула гомологического ряда: CnH2n+1ОН. Относительная молекулярная масса складывается из массы n атомов углерода, 2n+2 атомов водорода и одного атома кислорода. Получаем уравнение: 12n + 2n + 2 + 16 = 46. Решая уравнение, получаем, что n = 2. Молекулярная формула спирта: C2H5ОН.
Задача решена. Не забудьте записать ответ!
Конечно, не все задачи С 5 полностью соответствуют приведенной схеме. Никто не может дать гарантии, что на реальном ЕГЭ по химии вам попадется что-либо, дословно повторяющее приведенные примеры. Возможны незначительные вариации и даже сильные изменения. Все это, однако, не слишком важно! Не следует механически запоминать приведенный алгоритм, важно понять СМЫСЛ всех пунктов. Если будет понимание смысла, никакие изменения вам не страшны!
В следующей части мы рассмотрим несколько типичных примеров.
Решение задачи С5 (35) на экзамене по химии. Часть II. →
www.repetitor2000.ru
ЕГЭ по химии — отработка задания №5
- НОВОСТИ
- КУРС ХИМИИ
- Дополнительные уроки
- Курс химии
- Разбор заданий ЕГЭ
- ТЕСТЫ
- Вариаты ЕГЭ
- Тесты по заданиям
- Тесты по темам
- СТАТЬИ
- ОПЫТЫ
- ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
Поиск
CHEM-MIND.com- НОВОСТИ
- Новости
Алгоритм обучения для подготовки к ЕГЭ по химии
НовостиОтветы в тестах вновь правильно отображаются!
НовостиТехнические проблемы
НовостиНовый раздел на сайте
НовостиС 8 марта
- Новости
- КУРС ХИМИИ
www.chem-mind.com
MIND.com | Данный сайт сделан чтобы облегчить прохождение ЕГЭ/ОГЭ по химии и помочь школьникам в усвоении курса химии в школе.
- НОВОСТИ
- КУРС ХИМИИ
- Дополнительные уроки
- Курс химии
- Разбор заданий ЕГЭ
- ТЕСТЫ
- Вариаты ЕГЭ
- Тесты по заданиям
- Тесты по темам
- СТАТЬИ
- ОПЫТЫ
- ТАБЛИЦА МЕНДЕЛЕЕВА
Поиск
- НОВОСТИ
- Новости
Алгоритм обучения для подготовки к ЕГЭ по химии
НовостиОтветы в тестах вновь правильно отображаются!
НовостиТехнические проблемы
НовостиНовый раздел на сайте
НовостиС 8 марта
- Новости
- КУРС ХИМИИ
www.chem-mind.com
Подготовка к ЕГЭ по химии самостоятельно на 100 баллов
Автор статьи Ирина Борисовна Юдина, преподаватель Образовательной компании «ЕГЭ-Студия».
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по химии самостоятельно?
Если вы блестяще знаете школьную программу, не на “5”, а на “10”,
Если вы понимаете всё-всё досконально,
Если, кроме школьных учебников, вы занимаетесь по специальным книгам для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по химии —
вы вполне справитесь без репетиторов!
Однако учеников, которые могут самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по химии, — единицы.
Если вы занимаетесь с репетитором — вам намного проще готовиться. В этом случае успех более вероятен.
Почему же большинству тех, кто сдает ЕГЭ по химии, нужен репетитор?
— во-первых, репетитор по химии знает, что именно нужно для ЕГЭ. В школьном учебнике материала много, и хотя ЕГЭ по химии – это экзамен по школьной программе, акценты в нем расставлены совсем иначе.
— во-вторых, репетитор по химии — это человек, которому хватает знаний и квалификации реально оценить ваш уровень. Если вы готовитесь к ЕГЭ по химии самостоятельно — вам будет трудно это сделать! Часто ученику кажется, что он разобрался в теме. Но обычно это означает, что он каким-то образом получил верный ответ в двух-трех задачах теста по химии.
Внимание. В задачах ЕГЭ по химии возможна ситуация, когда ошибочные рассуждения случайно приводят к верному ответу. Если вы самостоятельно готовитесь к ЕГЭ по химии — будьте внимательны! Ищите способы реально оценить свой уровень.
— в-третьих, репетитор по химии может найти и предоставить все необходимые материалы в сжатом виде и добиться их полного понимания учеником. Он подбирает нужные задачи. Ученик сам не может этого сделать — потому что еще не разобрался в химии на должном уровне.
Для тех, кто все-таки решил готовиться к ЕГЭ по химии самостоятельно, я рекомендую свою книгу “Химия. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. Рекомендую также книгу Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремина, В. А. Попкова «Начала химии». Там даже больше материала, чем необходимо для сдачи ЕГЭ, но это необходимо для глубокого понимания. В химии есть разделы, которые в ЕГЭ не входят, но если ты с ними знаком, то намного лучше понимаешь происходящее. Например, это квантовые числа и строение атома, это механизмы реакций в органической химии.
Я могу рекомендовать также учебники Н. С. Ахметова, Б. В. Некрасова, Н. Л. Глинки по общей и неорганической химии. Это, конечно, для углублённой подготовки, и там материала больше, чем необходимо для сдачи ЕГЭ.
Готовиться к ЕГЭ по химии самостоятельно совсем не просто. Химия — это многообразие фактов, которые мы пытаемся описать, заметив некоторые закономерности. “Выпадающие точки” мы называем исключениями. И возможно, что лет через 200 ученые скажут: «Бедные древние ученые XXI века, как много они не знали, как они глубоко заблуждались!» Так мы сейчас говорим про ученых XVIII — XIX века.
Какие исключения могут встретиться в ЕГЭ? Я как репетитор это знаю, а ученик не знает. Я могу сказать своему ученику, что исключений нужно знать всего пять, и это с запасом. И так в любой теме!
Но и это не всё. Оказывается, разные, одинаково авторитетные учебники, могут друг другу противоречить! Особенно в теме «Химические реакции».
В органической химии не бывает стопроцентного выхода реакции. В реальности то, что мы называем реакцией в органической химии, — это несколько параллельных процессов, с получением разных продуктов. И какие-то из них считаются основными процессами, а другие побочными, и разные авторы расходятся во мнении.
Репетиторы много лет анализируют варианты ЕГЭ, изучают критерии и знают, что именно требуется в ЕГЭ. Но ученик может этого не знать!
Даже тестовая часть ЕГЭ по химии очень непроста. Например, в задании пять вариантов ответов. Нужно из них выбрать три и еще расположить их в определенном порядке! Сможете ли вы сделать это, готовясь к ЕГЭ по химии самостоятельно? Выбор за вами!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru