Словарь исторических терминов по истории России | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по истории (9, 10, 11 класс) на тему:
Словарь исторических терминов
Авантюрист – человек, занимающийся рискованным беспринципным делом в расчёте на случайный успех.
Абсолютная монархия – неограниченная монархия, в России такая форма власти называлась самодержавием, власть монарха ничем не ограничена никакими организациями или законами и опирается на разветвлённый бюрократический аппарат.
Атаман – глава казачьего объединения
Баскаки – представители ордынского хана на Руси , которые осуществляли контроль за действиями князей и ведали сбором дани.
Барщина – все виды принудительных работ крестьян в хозяйстве феодала, прежде всего на господской земле в течение нескольких дней в неделю.
«Белые слободы» — городские поселения, освобождённые от государственных повинностей.
Бобыли – представители бедного слоя крестьянского сословия, не имеющие двора и лично-зависимые.
Бортничество – сбор мёда диких пчёл у древних славян. («бортъ» — «дупло», где живут пчелы)
Бояре – в Киевской Руси старшие дружинники князя, помогавшие ему управлять государством. С 15 века бояре – высший чин среди служилых людей.
Боярин — представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв. Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств. В XIV в. делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления).
Боярская Дума – высший совет при князе на Руси (1547 года при царе).
Братчина – древнерусское застолье.
Былина – произведения устного народного творчества в Древней Руси, основанные на реальных событиях. Рассказывают о подвигах русских богатырей.
Бюрократия – система управления, осуществляемая с помощью аппарата власти, обладающего специфическими функциями и привилегиями; слой людей, связанных с этой системой.
Варяги – так в Древней Руси называли норманнов (викингов), выходцев из Скандинавии, участников грабительских походов.
Великий князь – первоначально титул киевского князя, позже глава великого княжества на Руси.
Великое переселение народов – эпоха грандиозных этнических перемещений на протяжении IV-VII веков н.э., составной частью которых явилось расселение славян.
Вервь – община свободных крестьян («веревка» — с её помощью определялись границы между общинами).
Верфь — место для постройки и починки кораблей.
Вече – от старославянского «вет» — совет, орган государственного самоуправления на Руси. В Древней Руси – народное собрание у восточных славян, на котором решения принимались большинством голосов.
Византия — средневековое государство от названия г. Византий, на месте которого император Римской империи Константин I Великий (306-337) основал Константинополь и перенес сюда из Рима столицу. Существовала до середины XV в., когда была уничтожена турками-османами;
Викинги — скандинавские мореплаватели средневековья, предки современных шведов, норвежцев, датчан и исландцев. В VIII-XI вв. их опустошительные набеги приводили к разорению целых областей европейских стран. В Англии викингов называли датчанами, в других странах Западной Европы — норманнами, на Руси — варягами.
Вира – денежный штраф в пользу князя в Древнерусском государстве, налагавшийся за убийство свободного человека.
Воевода – военачальник в Древней Руси. Впоследствии (с конца XV в.) воеводы назначались командующими основными полками в составе московского войска.
Волхвы — языческие жрецы, служители культа в Древней Руси; человек, за которым признавались сверхъестественные способности, кудесник, колдун. Согласно языческим верованиям, волхвы могли предсказывать будущее, узнавая волю богов, и творить чудеса
Вотчина – феодально-земельное владение, передававшееся по наследству.
Гетман – глава литовской армии.
Голова – военачальник, ниже, чем воевода.
Городище – остатки древнего укреплённого поселения или города.
Гости – купцы, занимавшиеся междугородней и международной торговлей.
Грамота – письменный документ.
Греческий огонь – горящая смесь из смолы и других горючих веществ, которую нельзя потушить водой.
Гривна – самая крупная денежная единица древней Руси в московской Руси – 10 копеек или 20 денег.
Гридни – младшие дружинники, сопровождавшие князя.
Дань – натуральный или денежный сбор с покоренных завоеванных земель.
Двоеверие – смешение языческих и христианских обрядов и верований.
Дворяне – феодальное служилое сословие, которое владело землёй на условии обязательного несения воинской службы без права продажи своей земельной собственности, которая являлась вознаграждением за эту службу. (земля давалась на время службы)
Дворянство — привилегированное сословие светских землевладельцев и государственных служащих. В XIII-XIV вв. термин обозначал лиц, обязанных князьям военной службой и исполнением поручений. С XV в. дворяне наделялись землей и сливались с основной массой феодалов. Денежный оброк – форма платежа крестьянина феодалу в виде денег.
Десятина (церковная)– одна десятая часть урожая или иных доходов, отдаваемая населением на содержание церкви.
Десятина – русская мера площади земли, равная 1,0925 га.
Детинец – кремль.
Династический брак – брак между представителями правящих в разных странах династий с целью укрепления союза между государствами.
Династия – ряд правителей одного рода, последовательно сменявших друг друга на престоле.
Долблёнки – небольшие лодки, выдолбленные из целого ствола дерева.
Домен княжеский – комплекс земель, населённых людьми, принадлежащих непосредственно главе государства, главе династии.
Дружина – В Древнеё Руси – вооружённый конный отряд при князе, участвовавший в военных походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя.
Дьяк – с 15 по 18 века должностное лицо (чиновник): управляющий делами приказа, письмоводитель, начальник канцелярии разных ведомств. Дьяки составляли верхушку слоя бюрократии («приказных людей») в Московском государстве, во второй половине XVI в. появляется чин думного дьяка.
Дьякон – низший чин православной церкви, помощник священника.
Дым – изба, двор крестьянский.
Есаул – помощник атамана в казачьих войсках.
Житие – произведение, жизнеописание духовного или светского лица, как правило, причисленного христианской церковью к лику святых.
Жито – хлеб.
Житница – склад для хранения зерна.
Закупы – те крестьяне и общинники, которые становились зависимыми, взяв в долг «купу» (ссуду).
Залежная система земледелия – примитивная система хозяйствования, при которой траву на участке выжигали и удобренную землю использовали до полного истощения, после этого участок оставляли на 2-4 года до восстановления травяного покрова.
Зодчество – так называлось на Руси строительное искусство.
Игумен – глава (настоятель) русского православного мужского монастыря.
Идол – изображение божества, которому поклонялись язычники, выполненное чаще всего из камня или дерева.
Изгои – люди, почему-либо покинувшие свою общественную группу (ушедшие или изгнанные из общины крестьяне, лишившиеся своих владений князья).
Икона – живописное изображение бога или святых в православном христианстве.
Иконопись – церковная живопись.
Индоевропейская группа народов – это обобщающее понятие для племён из индоевропейской языковой семьи и имеющих на ранней стадии своего развития общие корни (англичане, немцы, французы, греки, иранцы, армяне, ирландцы и др.)
Иноки – монахи.
Каган – титул главы государства у древних тюркских (кочевых, племенных) народов, наряду с титулом — князь у восточных славян.
Каганат – государство тюркоязычных племён, во главе которого стоит каган.
Казаки – вольные жители окраин Российского государства, несшие военную службу, а также занимавшиеся земледелием, охотой, а иногда и разбоем.
Киевская Русь – так в историографии принято называть Древнерусское государство середины 9 — начала 12 веков.
Кириллица – древнеславянская азбука, созданная в 9 веке православными миссионерами братьями Кириллом и Мефодием. На её основе возник русский алфавит.
Ключник – помощник огнищанина в вотчине.
Князь – военный вождь у восточных славян, позже глава государства Древней Руси.
Колонии греческие – поселения греков за пределами своей родины.
Кормление – территория и система содержания бояр-наместников за счёт поборов с местного населения.
Кормленщик — представитель местной княжеской администрации XIII-XV вв., которого население обязано было содержать («кормить») в течение всего периода службы. В города и волости князья посылали бояр в качестве наместников, предоставляя им также право сбора пошлин в свою пользу.
Кремль – (детинец) центральная укреплённая часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями.
Крепостное право – такие общественные порядки, при которых владелец земли имел право на принудительный труд, имущество и личность прикреплённых к его земле и принадлежащих ему крестьян.
Крепостные крестьяне – земледельцы, прикреплённые к земле и определенному помещику, считались его личной собственностью, подлежащей купле-продаже и даже лишению жизни.
Крепость – письменный документ на владение крестьянином, холопом, имуществом.
Крестьяне – (от слова «христиане») – в 13-14 веках название сельских и городских жителей, а с 15 века – обобщённое название только сельских жителей в отличие от прежнего деления (люди, смерды).
Кровная месть – обычай, по которому за преступление все родственники обязаны были отомстить преступнику.
Круговая порука – поручительство всех членов общины об исполнении службы, уплаты податей и т.д.
Куны – деньги в Киевской Руси, равные 1/50 гривны.
Купа — в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник («закуп») на какое-то время попадает в зависимость, в кабалу от своего кредитора и работает в его хозяйстве.
Курултай – собрание монгольской знати и военачальников при хане.
Ладья — быстроходная однодеревка, лодка из выскобленных стволов огромных деревьев, с веслами или под парусами, рассчитанная на несколько сот пудов груза или экипаж в 40-50 человек.
Лествица (лестница) – система престолонаследия, по которой престол переходил от старшего брата к младшему, а после прекращения поколения – старшим племянникам последнего.
Летописный свод – собрание летописей.
Летопись – древнерусские исторические произведения, в которых события описываются по годам (летам).
Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
Местничество – порядок назначений на должность по знатности рода и давности службы великому князю.
Митрополит (греч. mitropolitis — человек из главного города) — один из высших чинов христианской церковной иерархии. С конца X в. и до учреждения патриаршества митрополит возглавлял церковную организацию на Руси.
Мозаика – картина или изображения, составленные из разноцветных кусочков стекла или камешков.
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления и государство, во главе которого стоит одно лицо (монарх), власть которого передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, и тогда она сливается с самодержавием, но может быть и конституционной, парламентской.
Монастырь — религиозная община, живущая обособленно по единым правилам (уставу) и ведущая свое хозяйство. Крупнейшие монастыри на Руси назывались лаврами.
Монгольская империя — государство на территории Евразии, сложившееся в XIII в. В результате завоевательных походов его основателя Чингисхана в состав империи вошли Северный Китай, Средняя Азия, большая часть Ирана и Кавказа.
Монотеизм – единобожие.
«Москва – III Рим» — теория, созданная игуменом Псковского Елеазарова монастыря Филофеем в начале 16 века, в которой утверждалось, что центр мирового христианства после падения Византийской империи переместился в Москву, т.к. Россия осталась единственным независимым православным государством, гарантом сохранения истинной христианской веры.
Налоги – установленные государством обязательные платежи, взимаемые с населения.
Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда производились для удовлетворения собственных потребностей, а не для продажи на рынке.
Натуральный оброк – платежи крестьян в пользу феодала в виде натуральных продуктов.
Норманнская теория – возникшее во второй четверти 18 века направление в русской и зарубежной историографии, сторонники которого ставили в заслугу норманнам (варягам) создание государства у восточных славян.
Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу за пользование землёй в виде денег (денежный) или натуральных продуктов (натуральный).
Огнищанин – управляющий вотчиной (огнище – очаг).
Окольничий — второй (после боярина) по значимости думный чин (Боярская Дума) в Русском государстве XV-XVII вв. Наряду с боярами, окольничие с конца XV в. входят в состав Думы и Государева двора, позднее возглавляют приказы и отдельные отрасли государственного управления.
Орда – форма сообщества кочевых народов, объединявшая несколько родов.
«Ордынский выход» — дань Золотой Орде, которую собирали баскаки при помощи вооружённых отрядов.
Отроки – младшие дружинники, сопровождавшие князя.
Отчина – наследственное владение князей.
Паны – богатые литовские землевладельцы.
Пергамен – материал для письма, изготавливавшийся из кожи домашних животных – мелкого и крупного рогатого скота.
Племя – несколько родов, проживающих вместе на одной территории, говорящих на одном языке и связанных общими обычаями, единым вождем, традициями и религиозным культом.
«Погосты» — определённые места, куда в указанный срок должна была свозиться дань (налог). А так же название административных единиц, с которых взимался определённый размер налога.
Подсечная система земледелия – примитивная система хозяйствования, при которой на участке леса деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчёвывали и сжигали. Участок использовался до полного истощения, а потом расчищали новый.
Подушная подать – прямой единый налог, введенный Петром I с начала 1720-х гг. для большей части мужского населения страны.
Пожилое – денежный сбор с крестьян при их переходе от одного владельца к другому, установленный Судебником 1497 года.
Полуустав – тип письма на Руси, при котором буквы – мелкие, нечеткие, с наклоном. Письмо – беглое.
Полюдье– объезд князем и дружиной подвластных ему территорий (племен) для сбора дани (9-10 века).
Поместье – форма феодального землевладения в России в XIV-XVII вв., базировавшаяся на условном праве распоряжения собственностью. Поместья давались их владельцам (дворянам) на условии несения военной службы в пользу сюзерена — сначала великого князя, затем царя. В условное владение на поместном праве получали земли, в основном, дворяне и дети боярские, составлявшие конное ополчение в русской армии того времени.
Помещики – новый вид дворян, возникающий в 13-14 веках — княжеские дворяне, наделяемые землёй (поместьем) на определённых условиях (чаще всего на условии несения военной службы).
Посад — торгово-ремесленная часть русского города, населенная купцами и мастеровыми. Как правило, жители городов находились под управлением княжеского наместника и несли повинности в пользу государственной казны.
Посадник – выборное должностное лицо в древнерусских городах республиках (Новгород, Псков), глава исполнительной власти, городского управления. Назначался князем или избирался на вече.
Постриг – пострижение в монахи (иноки).
Православие — одно из и главных направлений в христианстве, возникшее с разделением в 395 г. Римской Империи на Западную и Восточную. Окончательно сложилось в 1054 году.
Привилегии – особые права или преимущества.
Присваивающее хозяйство – такое хозяйство, при котором человек ничего не производит сам, его кормит природа. Он занимается собирательством и охотой.
Производящее хозяйство – такое хозяйство, при котором человек сам разводит скот, обрабатывает землю, выращивает урожай, т.е. сам кормит себя.
Путь из «варяг в греки» — основной торговый путь, проходивший по территории Киевской Руси, который до 12 века связывал напрямую страны Западной Европы с Востоком.
Рада – совет высшей знати при великом князе литовском, а также народное собрание в Литве и Польше.
Рать – русское войско.
Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.
Ремесло – производство различных товаров ремесленниками – мастерами.
Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям.
Род – группа кровных родственников в первобытном обществе.
Родовая община – объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Объединение родственных семей
«Русская правда» — первый писаный свод законов в Киевской Руси.
Ряд – договор, соглашение в Древней Руси.
Рядовичи – лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.
Скоропись – самый быстрый тип письма, при котором буквы выходят за край строчки, много сокращений слов.
Слобода – населённая людьми (ремесленниками) сходных профессий часть города, чаще всего на окраине, жители которой освобождались от государственных повинностей (белые слободы). Черные слободы не освобождались от тягла.
Смерды – крестьяне-общинники в Древней Руси, зависимые от князя.(Затем свободные и лично зависимые).
Собор – главный храм города, в котором богослужение совершают высшие духовные лица.
Соседская община – объединение людей, основанное на общности хозяйственных интересов.
Сословие – группа людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Сотни – купеческие объединения (корпорации).
Сруб – дом, построенный из бревен.
Стан – лагерь.
Станица – казачий лагерь.
Старейшина – выборный глава общины, который обеспечивал порядок и справедливое распределение в рамках рода или племени.
Таможенный сбор (пошлина) – плата, собираемая государством за провоз через границу иностранных товаров.
Темник – глава монгольского тумена.
Титло – специальный знак, ставившийся над словом в случае его сокращения.
Тиун – слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством. Помощник огнищанина.
Торг – центральная площадь древнерусского города.
Трехполье — система ведения хозяйства в средневековой Руси, когда пашня делилась на три участка, из которых ежегодно засевался только один (по очереди), а два других оставались нетронутыми, дабы восстановить плодородие почвы. Применялась с XIII в., стала господствующей в стране с XV в. и сохраняла свое значение в крестьянском хозяйстве вплоть до конца XVIII в. один засевался весной – яровыми, другой – осенью – озимыми, третий – под паром.
Троичность божества (Троица) – христианский догмат, утверждающий, будто единый бог существует в трёх лицах: Бога-отца, Бога-сына и Бога-духа святого.
Тумен — одно из боевых подразделений в составе монгольской армии XIII в., насчитывавшее, как правило, от 5 до 10 тыс. воинов. В русском переводе изменило свое звучание на «тьма». Использовалось на Руси и в XIV в.: в летописях, например, «темником» (т. е. командиром тумена, «тьмы») называется Мамай.
Тысяцкий – в Новгороде был ближайшим помощником посадника, ведал вопросами торговли и налогов. Также – это выборный руководитель городского ополчения.
Тысяча – городское ополчение.
Тягло – совокупность всех денежных и натуральных повинностей крестьян и посадских людей в пользу государства, отсюда «тяглые крестьяне» — «черносошные» и частновладельческие, платившие государственные налоги и несшие повинности в пользу государства (участие в разных работах).
Удел – земля, часть государства, которую князь выделял своим сыновьям или родственникам.
Удельный период Руси – эпоха раздробленности, когда владения князей стали обособляться от единого Киевского государства.
Уезды – территориальные единицы, на которые делилось русское государство в 16 веке. Они делились на станы и волости.
Улус – в переводе с монгольского – владение. Самоуправляющееся владение Монгольского государства.
Уния (лат. unio — единение, союз) — объединение двух монархических государств общим монархом или объединение церквей.
«Уроки» — ведённые княгиней Ольгой точные размеры налога, (дани).
Усобицы (междоусобицы) – войны между князьями за великокняжеский престол. Княжеские раздоры на Руси.
Устав – древнейший тип письма на Руси. Тщательное неторопливое письмо.
Феодалы – в Средние века земельные собственники, получившие землю в наследственное владение от князя на условиях несения службы у него.
Феодальная раздробленность – период в истории феодализма, закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.
Хан – предводитель племени у некоторых восточных народов в средние века, в частности у монголо-татар.
Холопы – категория зависимого населения на Руси, близкая по своему правовому положению к рабам.
Хоромы – жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами; жилище князей и бояр.
Царь – в России в 1547-1721 годах официальный титул главы государства.
Челядь – домашние: женщины, дети, слуги, рабы.
Черносошные крестьяне – лично-свободные крестьяне, находящиеся в собственности государства.
«Чёрные» люди – общее название городского и сельского населения в 12-17 веках, нёсшего тягло в пользу государства.
Шапка Мономаха – великокняжеский головной убор монарха.
Шляхта – служилые землевладельцы Польши и Великого княжества Литовского.
Экспедиция – поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими).
Языковая семья – объединение родственных языков.
Язычество — религиозные верования, для которых характерно многобожие (политеизм) и обожествление предметов и животных (фетишизм и тотемизм). За природой, космосом признается судьбоносная, творческая сила. Боги олицетворяют силы природы или какие-либо занятия человека.
Ярлык – ханская грамота на княжение, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.
Ярмарка – периодически организуемые (1-2 раза в году) в одном установленном месте торги.
Ясак – натуральный налог с народов Севера и Сибири, состоял главным образом из пушнины, поэтому население (так называемые «инородцы»), облагаемое подобным налогом, получило название «ясачных» людей.
ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по истории
Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) дают советы выпускникам, как готовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по истории.
Что необходимо для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории?
Ответ на этот вопрос прост: прежде всего, нужно знать историю. Ведь предмет «История» выделяется из числа остальных предметов именно особой ролью знания фактов. Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки. Рекомендуем уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры.
Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (1 и 11) содержат материал по всеобщей истории. Список событий истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено на госэкзамене по истории, наряду с перечнем основных тем по истории России и перечнем умений, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, содержится в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте ФИПИ.
Не менее важно уметь работать с исторической картой: определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте.
Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.
Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки, писать историческое сочинение. При аргументации (задание 24) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. В историческом сочинении (задание 25) целесообразно четко следовать предложенной в задании структуре сочинения.
«Рекомендуем обратить особое внимание на объяснение роли личности в названных событиях, раскрытие причинно-следственных связей и влияния названных событий на дальнейшую историю России. Статистика показывает, что именно в этих компонентах сочинения участники ЕГЭ 2016 года чаще всего делали ошибки», — отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории Александр Безбородов.
Успехов на ЕГЭ-2017!
Как выучить все термины по истории?
При подготовке к Единому государственному Экзамену по истории у будущих выпускников школы часто возникает вопрос: как выучить термины по истории? Если такого вопроса у тебя, дорогой друг, не возникает, то напрасно. Так как умение оперировать терминами является плюсом в критериях оценивания части 2. Более того, некоторые тестовые задания проверяют знание терминов. Например, знать термины необходимо при решении задания 4 егэ по истории.
Где же взять примерный список этих терминов? Честно говоря, сайты, специализированные пособия не содержат списка терминов по истории. Акцент в пособиях делается на события и даты, а не на термины…. Предполагается, что выпускник сам «додумается» до верно определения, понимания термина. Я же рекомендую Вам все же составить список терминов по истории и найти заранее им определения!
Если же времени катастрофически не хватает, можете воспользоваться моими платными материалами. В частности, в моем полном видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов» этот список терминов по истории есть, по всем периодам и само собой даны определения!
Однако этот пост я задумал не как рекламу, а как полезный материал. Поэтому я дам список основных терминов по истории, которые Вам надо знать. Вот он:
Древняя (Киевская) Русь:
Натуральное хозяйство, вече, Новгородская республика, автокефальность (церкви), закуп, рядович, холоп, челядь, смерд, люди, вервь, вира, Русская Правда, Великая Яса, ярлык, Золотая Орда, баскак, курултай, раздробленность, летопись, хронограф, скань, зернь, чернь, миряне, ордынский выход, крестово-купольная композиция…
Период образования Московского государства:
Феодальная война, Москва — Третий Рим, нестяжатели, иосифляне, Судебник 1497, пожилое, Юрьев день, сепаратизм, поместье, вотчина, удел, удельный князь, оброк, барщина и пр. ….
Период XVI — XVII веков:
Заповедные лета, урочные лета, Судебник 1550 года, стоглав, Земский собор, местничество, приказы, самозванство, патриарх, крестоцеловальная запись (грамота), полки нового строя, Соборное уложение, меркантилизм, протекционизм, мануфактура, Новоторговый устав, расколь, раскольники, шатровый стиль, нарышкинское барокко и пр….
Период Империи:
абсолютизм, просвещенный абсолютизм, жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам, Ништадский мир, рекруты, местоблюститель патриаршего престола, Сенат, Синод, прокуратура, третье отделение, восточный вопрос, коллегии, фаворитизм, дворцовые перевороты, Георгиевский трактат, принцип майората, Табель о рангах, крестьянская война, прелестные письма, наказ, уложенная комиссия, промышленный переворот, монополия, виды монополий, дуалистическая монархия, отрезки, хутора, выкупные платежи, временнообязанные, кадеты, октябристы и пр…..
Советский период
военный коммунизм, продразверстка, продналог, НЭП, индустриализация, коллективизация, массовые репрессии, массовый героизм, пятилетка, командно-административная система, культ личности, марксизм-ленинизм, идеология, концессия, холодная война, ОВД, НАТО, СЭВ, план Маршалла, Берлинская стена, Карибский кризис, военно-стратегический паритет, ОСНВ-1,2; перестройка, период застоя, оттепель и пр….
Если Вы без труда можете вспомнить, что означает каждый термин и к какому периоду относится, кто правил в это время…, то уверен, вы сдадите ЕГЭ по истории на самые высокие баллы. Разумеется я привел далеко не все термины. Но знание хотя бы этих терминов по истории уже неплохой результат!
Рекомендую также ознакомиться с постом, как выучить последовательность исторических событий, в котором я привел самые важные события, даты которых надо обязательно знать.
Если вы забыли исторические периоды, то крайне рекомендую скачать мой бесплатный видеокурс «Древняя Русь». После первого урока этого видеокурса у многих голова проясняется, сразу история становится понятной! 😉
В общем-то на этом всё да не всё! Предлагаю Вам порешать кроссворд на знание терминов по истории!
Кроссворд по терминамС уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков
Поделиться в соц. сетях
Термины и понятия к разделу «Древняя Русь» (подготовка к ЕГЭ)
Термины и понятия к разделу «Древняя Русь»
Анты – название объединения славянских племен у византийских и готских писателей (VI-начало VII в.)
Варяги- (норманны, викинги) название участников грабительских походов- выходцев из Скандинавии (датчане, норвежцы, шведы)
Дружина – группа постоянных боевых соратников, друзей князя, профессиональные воины и советники князя (вооруженный конный отряд)
Вервь- древнеславянская община
Мир — крестьянская община. Форма социальной организации
Капище – место идолопоклонства, где справляется языческий культ
Идол – изображение божества
Волхвы и кудесники- жрецы, служители языческих культов
Тризна- обрядовые действия и пиршество в память умершего
Вече- народное собрание общинников (мужчин-воинов)
Челядь- прислуга, рабы
События- многолюдные общеплеменные праздники (от -совместно быть)
Полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя
Отрок, чадь – младшая дружина, рядовые воины
Вои – народное ополчение
Рать – войско
Ратник – воин
Заставы – пограничные крепости
Вира — денежный штраф в пользу князя в древнерусском государстве
Вирник- сборщик штрафов
Глаголица, кириллица – славянские азбуки, созданные Кириллом и Мефодием. (первая не
прижилась)
Гриди- княжеские дружинники, телохранители князя, младшая дружина.
Изгои — в Древней Руси XI-XII вв. крестьяне, порвавшие связи с общиной и не
пользовавшиеся ее покровительством, вольноотпущенные или выкупившиеся
холопы и др. лица.
Летописи- исторические произведения, погодные записи важнейших событий.
Посадник — выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике. Глава
исполнительной власти
Посадские люди (посад) — торгово-промышленное население русских городов (горожане)
Смерды – категория полусвободного населения Древней Руси, крестьяне-общинники,
несшие повинности в пользу князя (в т.ч. военную службу) и платившие ему
дань.
Холопы – категория зависимого населения в Древней Руси, близко к положению раба.
Огнищанин, тиун – управитель в хозяйстве князя
Гардарика — так в Скандинавии называли Русь – т.е страна городов.
Погост — место сбора дани, установила княгиня Ольга
Купа — ссуда (зерном, скотом)
Закуп – (крестьянин зависимый от феодала) –работающий на его поле за купу (ссуду)
Люди — крестьяне-общинники (отсюда -простолюдин )
Вотчина – земля, передающаяся по наследству от отца к сыну (феодальное владение)
Тысяцкий — назначаемый князем или выборный глава городского управления и
предводитель ополчения.
Миниатюра — маленький красочный рисунок
Иго — (ярмо)- угнетение, тяжелая неволя, тягости порабощения.
Ярлык- ханская грамота на право владеть княжеством
Улус — удельное владение хана (сыновей и внуков Чингисхана)
Баскаки — сборщики дани
Золотая Орда — государство монголо-татар
Пайцза — знак власти монгольских чиновников (серебряная или золотая платина, на
которых вырезали повеления хана)
Яса — свод законов, созданный Чингисханом
Выход — выплата дани Золотой Орде
Число — перепись населения Руси монголами для сбора дани.
Основные термины и понятия (16-17 век.)
Аршин – мера длины равная 16 вершкам -71,12 см.
Белые слободы — название поселений, население которых временно освобождались от государственных повинностей.
Вершок – мера длины равная 4,4 см.
Верста— русская путевая мера равная 1066,7 м.
Голова – название военных и административных должностей в России XVI- XVII вв.
Голытьба- нищие бедняки. Бежали на юг к казакам и образовывали голутвенное (пришлое) казачество.
Голутвенное казачество— (голутва –вырубка, расчищенное для обработки поле) – не входило в реестровое казачье войско, не получало никаких доходов, занималось сельским хозяйством.
Городовой приказчик— комендант укрепленного города, начальник гарнизона, позже городничий.
Губа — территориальный округ в России в XVI-XVII вв. во главе с губным старостой.
Губная реформа — проведена в 30-50-е гг. XVI в. по изъятию из суда наместников дел о разбойниках и передаче их губным учреждениям- органам местного управления в губе. Ведали сначала сыском и судом по уголовным делам, затем вопросами текущего управления.
Гулящие люди – общее название вольноотпущенных холопов, беглых крестьян и посадских людей. Жили работой по найму и грабежом.
Драгуны — вид кавалерии, предназначенной для действий в конном и пешем строю.
Думные бояре— участники Боярской Думы, ее первый чин. Кроме них в нее входили окольничие, думные дворяне, думные дьяки.
Ересь— течение, отклоняющееся от догматов официальной церкви, выступающее за ее преобразование.
Запорожская Сечь — организация украинских казаков. Располагалась за порогами Днепра в виде вольницы — казачьей республики с сечевой радой во главе с кошевым атаманом.
Засека — оборонительная линия от внешнего врага.
Земщина — основная часть территории России, не включенная в опричнину.
Казачество — вольные люди, служившие в пограничных районах. Создавали самоуправляющие общины- казацкие вольницы с выборным старшиной.
Каперство (голл.- морской разбой)- легальная форма пиратства, нападение вооруженных торговых судов воюющего государства на чужие суда, перевозящие грузы для неприятеля. Использовано Иваном Грозным в Ливонской войне.
Конюший-придворная должность, высший думный чин. Возглавлял Конюшенный приказ.
Копейка— русская разменная монета, введенная в обращение в 1534г., составляла 1/100 рубля.
Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала.
Мануфактура — крупное предприятие с ручным трудом, разделенным на специальности.
Мелкотоварное производство— труд кустарей, изготовляющих изделия на рынок в своих мастерских, в основном без использования наемной силы.
Московка – московская денга, русская серебряная монета (0,34 г.)
Наймиты — общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и др., нанимавшихся на работу и попадавших в личную зависимость от нанимателя.
Немецкая слобода— место поселения иностранцев в русских городах.
Однодворцы — государственные крестьяне из бывших служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.) до 1840г. имели право владеть крепостными.
Опричь — согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего».
Опричнина — происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». 1. Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове. 2. Личный удел Ивана Грозного, где был установлен террористический режим, проводимый опричниками в борьбе с предполагаемой изменой среди феодалов.
Парсуна — (от слова персона)- портретная живопись, использовавшая приемы иконописи в написании портретов.
Писцовые книги — сводные описания хозяйства для податного земельного обложения- сошного письма (взыскание налогов с сохи)
Подсуседники — крестьяне и посадские люди, лишившиеся хозяйства. Жили во дворах тяглых людей, помогали им в работе.
Подъячий — служащий в приказах и местных учреждениях (помощник дьяка).
Половники — феодально-зависимые крестьяне, работавшие на феодала, отдавая ему обычно половину урожая.
Полушка – разменная серебряная монета, чеканившаяся с XV в.. Самая мелкая монета Московского государства, равнялась 1/4 копейки, составляла 0,17 г серебра
Поместный приказ – централизованное государственное учреждение. Наделял дворян поместьями, контролировал изменения земельной собственности, проводил опись земель и перепись населения, сыск беглых крестьян. Центральная судебная инстанция по земельным вопросам.
Приказы- органы центрального управления
Протекционизм — (лат.- защита) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранцев путем усиления экспорта и ограничения импорта, введения высоких таможенных пошлин и ряда др. мер.
Разбойный приказ – центральное гос. учреждение, занимавшееся сыском и судом по крупным уголовным делам, выступлением крестьян и горожан, контролем губных учреждений.
Разряды — назначение на службу с учетом местничества и с записью в разрядных книгах, которые велись Разрядным приказом, ведавшим делами служилых людей, жалованьем дворян, военным управлением, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.
Раскол— отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших реформы Никона. Сторонники раскола — раскольники (старообрядцы) во главе которых выступил протопоп Аввакум.
Рейтары — (нем.- всадники) – тяжелая кавалерия в русской армии в основном из иностранных наемников.
Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.
«Слово и дело государево» — система политического сыска конца XV-XVIII вв.: каждый под страхом смерти обязан донести об известных умыслах против царя, о государственной измене. Доноситель произносил фразу «Слово и дело» и излагал факт. Допросу и пыткам подвергались доноситель и оговоренный.
Соха – единица податного обложения, измерялась количеством рабочей силы, в XV в. – новгородская соха равнялась 3 обжам (обжасошная оглобля, мера земли, вспаханная в день одной лошадью) С середины XVI в. большая соха состояла из нескольких четвертей (400-600га земли).
Стан — административно-территориальная единица. 2-3 стана составляли уезд.
Стрельцы — служилые люди, пехотинцы с огнестрельным оружием, составляли постоянное войско. Набирались из свободного населения, могли заниматься торговлей, ремеслами. Служба стала пожизненной и наследственной с денежным и хлебным жалованьем.
Тамга — государственная пошлина, взимавшаяся за провоз товаров, на который накладывалось особое клеймо- тамга. От этого слова произошло понятие – таможня, учреждение, контролирующее провоз груза через границу и устанавливающее таможенные пошлины.
Удельные земли – доля члена княжеского рода в родовом владении, составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи — удельное княжество: земельная собственность императорской фамилии, созданная в 1797г. из дворцовых земель.
Финифть — вид перегородчатой эмали (в ювелирном искусстве).
Целовальник — должностное лицо, избиравшееся из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения финансовых, судебных дел. Давал клятву (целовал крест)
Четверть — старинная мера земли, равная 40 саженям в длину и 30 в ширину. Сажень 2,134 м.
РАЗРАБОТКИ | В категории разработок: 32 Фильтр по целевой аудитории — Целевая аудитория -для 1 классадля 2 классадля 3 классадля 4 классадля 5 классадля 6 классадля 7 классадля 8 классадля 9 классадля 10 классадля 11 классадля учителядля классного руководителядля дошкольниковдля директорадля завучейдля логопедадля психологадля соц.педагогадля воспитателя Данная подборка включает в себя более 70 слайдов, связанных с периодом сер. XIII – конец XVI вв. Правила пользования подборкой все те же:
Целевая аудитория: для 11 класса В первом выпуске нашего ненаглядного пособия – изображения по периоду IX – нач. XIII вв. Стоит помнить, что:
Целевая аудитория: для 11 класса Конспект и презентация «История России в банкнотах РФ» предназначена для подготовки учащихся к ЕГЭ по истории. Представлены теоретические материалы, связанные с изображениями на исторические темы на банкнотах РФ, дана их краткая характеристика. На основе этих материалов созданы задания типа В12, В13, главная задача которых помочь усвоить учащимся некоторый теоретический материал и отработать навыки выполнения заданий данного типа. Возможно использование презентации как при работе в классе, так и в индивидуальном порядке.
Целевая аудитория: для 11 класса Электронная игра и конспект может быть использован как в классе при подготовке к ЕГЭ, так и учащимися в домашних условиях. Задания состоят из вопросов и 4 вариантов ответов. Игра содержит иллюстративный материал.
Целевая аудитория: для 11 класса Презентация «Русь в IX — начале XIIв.» (вопросы кодификатора) предназначена для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по истории. В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты вопросы кодификатора «Русь в IX — начале XIIв.». Теоретический материал дополнен тестовыми заданиями (А, В, С), задания соответствуют новому формату экзаменационных материалов (авторы тестов указаны). Методика работа очень проста — теория и практика.Целевая аудитория: для 11 класса Работа содержит задания разного уровня сложности: на группировку, соотношение, на хронологию, также включены задания на исследование карт и иллюстраций. Данный материал можно использовать как при подготовке к ЕГЭ, так и на уроках истории в 10 классе.
Целевая аудитория: для 11 класса Тренажер по датам. В презентации используется троекратная работа с датами, в том числе в форме игры.Целевая аудитория: для 11 класса Материал предназначен для подготовки к ЕГЭ для учащихся 10-11 классов. В тесты включены задания на хронологию, установление соответствий, работу с понятиями; задания на группировку. Материал можно использовать также при повторении в 10 классе.Целевая аудитория: для 11 класса Презентация «Народы и древнейшие государства на территории России» (вопросы кодификатора) предназначена для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по истории. В презентации понятно и доступно для учащихся раскрыты вопросы кодификатора «Народы и древнейшие государства на территории России». Теоретический материал дополнен тестовыми заданиями (Пономарёв М.В. ЕГЭ 2011. История России: тематические тренировочные задания / М.В. Пономарёв, Г.С. Хартулари. – М.: Эксмо, 2011г.).
Целевая аудитория: для 11 класса Электронный «Словарь исторических терминов и понятий 2.0» предназначен для учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. В нем представлены основные термины и понятия школьного курса Отечественной и Всеобщей истории. Может быть использован при подготовке к урокам, ЕГЭ и ГИА, для самостоятельной работы. Содержит около 600 слов.Основные преимущества: •нет необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение, формат файла .exe позволяет пользоваться словарем на любом компьютере; •присутствует функция поиска; •словарь структурирован по алфавиту; •маленький размер файла. Целевая аудитория: для 11 класса | Конкурсы Диплом и справка о публикации каждому участнику! |
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию
Специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) дают советы выпускникам, как готовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена по истории.
Что необходимо для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории? Ответ на этот вопрос прост: прежде всего, нужно знать историю. Ведь предмет «История» выделяется из числа остальных предметов именно особой ролью знания фактов. Готовясь к экзамену, необходимо запомнить даты, когда произошли основные исторические события, понять суть этих событий, ознакомиться с деятельностью исторических личностей, усвоить основные термины и понятия исторической науки. Рекомендуем уделить особое внимание повторению важнейших фактов истории российской культуры.
Также следует изучить события истории зарубежных стран, так как два задания экзаменационной работы (1 и 11) содержат материал по всеобщей истории. Список событий истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено на госэкзамене по истории, наряду с перечнем основных тем по истории России и перечнем умений, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ, содержится в кодификаторе элементов содержания, размещённом на сайте ФИПИ.
Для успешной сдачи экзамена по истории необходимо не только овладеть знаниями, но и освоить навыки работы с разнообразной исторической информацией. Прежде всего, нужно научиться работать с текстом – определять авторство, время создания исторического источника, события, о которых идёт речь и так далее, а также анализировать содержание источника в контексте событий той эпохи, к которой он относится, привлекать для анализа исторические знания.
Не менее важно уметь работать с исторической картой: определять период, к которому относится историческая карта, объекты, которые обозначены на карте или в легенде карты, используя картографическую информацию, делать выводы о последствиях событий, обозначенных на карте, использовать контекстную информацию, связанную с событиями на исторической карте.
Необходимо также научиться анализировать иллюстративный материал (изображения почтовых марок, плакаты, карикатуры, изображения памятников архитектуры, скульптурных сооружений и тому подобного). Задания ЕГЭ на работу с иллюстративным материалом предполагают ответы на основе внимательного изучения, детального анализа изображения и использования знаний.
Тому, кто хочет получить высокий результат, необходимо уметь анализировать историческую ситуацию, аргументировать дискуссионные точки зрения и исторические оценки, писать историческое сочинение. При аргументации (задание 24) важно не только привести исторические факты, но и пояснить, почему эти факты подтверждают или опровергают приведенную в задании точку зрения. В историческом сочинении (задание 25) целесообразно четко следовать предложенной в задании структуре сочинения.
«Рекомендуем обратить особое внимание на объяснение роли личности в названных событиях, раскрытие причинно-следственных связей и влияния названных событий на дальнейшую историю России. Статистика показывает, что именно в этих компонентах сочинения участники ЕГЭ 2016 года чаще всего делали ошибки», — отмечает председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории Александр Безбородов.
При подготовке к экзамену надо помнить, что решение типовых заданий ЕГЭ по истории не сможет заменить полноценного изучения истории.
ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по обществознанию
Что нужно знать и уметь, чтобы успешно сдать ЕГЭ по определенному предмету? С чего начать подготовку к экзамену и на чем сосредоточиться? Как избежать типичных ошибок? Свои советы выпускникам дают разработчики экзаменационных заданий. Серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений, открывает наиболее популярный предмет по выбору – обществознание.
Подготовка к единому экзамену неотделима от изучения учебного предмета «Обществознание». Выполнение бесконечного множества заданий не даст ничего, если не освоены ключевые обществоведческие понятия (личность, общество, государство, право, культура и другие), не развиты умения анализировать факты общественной жизни, высказывать и аргументировать свое мнение, работать с различными источниками информации об обществе.
Сначала следует проанализировать опубликованный на сайте ФИПИ кодификатор проверяемых элементов содержания и определить, какие темы уже изучены, а какие еще нет. Демонстрационный вариант экзаменационной работы дает возможность ознакомиться с заданиями, технологией их выполнения и системой оценивания. Выполнение демонстрационного варианта и самооценка позволят сформировать индивидуальный план подготовки к экзамену. Работа должна быть систематической и планомерной.
Значительное количество баллов на экзамене по обществознанию приносит участнику успешное выполнение заданий по экономике и праву.
Что характерно для рыночной экономики? Как работает «невидимая рука» рынка? В чём особенности рынка труда, фондового рынка? Какие процессы происходят в финансовой сфере? Какова роль государства в условиях рынка? Ответы на эти и многие другие вопросы требуется знать, идя на экзамен по обществознанию.
«Настольной книгой» при подготовке к ЕГЭ по обществознанию должна стать Конституция Российской Федерации. На экзамене проверяется знание основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и полномочий высших органов государственной власти и должностных лиц.
Высокий балл на экзамене нельзя получить, не зная основ российского законодательства (гражданского, семейного, трудового, уголовного).
«Определённая часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, знакомится с текущей информацией в СМИ», — советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова.
Подготовка к ЕГЭ по истории в Санкт-Петербурге 2021 | Как подготовиться к ЕГЭ по истории в СПб?
Зачем нужна подготовка к предстоящему ЕГЭ по истории?
Что требуется для сдачи школьного экзамена по выбранной истории?
Главным ответом является то, что необходимо обязательно ее знать. Этот предмет отличается от остальных важной ролью разных исторических фактов.
При подготовке к такому экзамену требуется обязательное запоминание дат произошедших исторических событий, понимание их сути, а также ознакомление со знаменитыми личностями.
При подготовке усваиваются основные термины, а также исторические понятия.
Требует пристального внимания обязательное повторение исторических фактов культуры нашей страны.
Также обязательно изучаются исторические события в разных зарубежных странах, ведь в двух заданиях присутствует задание всеобщей истории.
При этом для получения высокого балла требуется овладение знаниями, а также обязательное освоение навыков для грамотного ведения работы с важной информацией.
Поэтому проводится обучение слушателей работе с текстовым материалом, определяется авторство, точное время появления источников, анализ их содержания именно во время происходящих событий ушедшей эпохи, а также привлечение для проведения анализа серьезных знаний истории.
Важным является умение работы с так называемой исторической картой: определение ее периода, знание всех обозначенных на ней объектов с использованием картографической информации.
Также это подготовка выводов о произошедших событиях, указанных на карте, и использование различной информации, тесно связанной с такими событиями.
При этом требуется умение анализа иллюстративного представленного материала с различными изображениями, так как в задании ЕГЭ скорее всего будет присутствовать такая задача.
Как с нуля подготовиться к ЕГЭ по истории?
В настоящее время самостоятельная подготовка к экзамену по истории не подходит по многим причинам.
Главным является то, что ребята считают свою память отличной и думают, что они все запомнят в один миг. Но при разборе исторических тем у них начинаются нервные срывы из-за огромного количества изучаемого материала.
Поэтому правильным путем подготовки к ЕГЭ является использование услуг профессионального специалиста.
Великолепными профессионалами являются наши преподаватели, благодаря которым многие ребята получили очень высокие баллы и смогли поступить в вуз на бюджет.
Поэтому на курсах выстраивается индивидуальная эффективная стратегия поступления в университет.
Подготовка к ЕГЭ по истории в Санкт-Петербурге
Подготовка к сдаче экзамена по такому достаточно трудному предмету требует от ученика ответственности, организованности, а также грамотного распределения сил и своего времени.
Для получения высокого результата требуется умение анализа исторической ситуации, аргументация дискуссионных точек зрения, а также написание исторических сочинений.
При аргументации приводятся важные исторические факты и обязательно выполняется их подробное пояснение. В выполняемом историческом сочинении выполняется четкое следование его структуре.
Качественная подготовка к ЕГЭ по истории в Центре «Пять из пяти»
Как же возможна успешная подготовка к ЕГЭ в условиях достаточно ограниченного времени?
При обращении к нам вы поймете, какие знания и в как объеме необходимы для успешной сдачи экзамена.
Наши преподаватели обязательно помогут вам в следующем:
- освоение самых сложных и тяжелых периодов, легкое запоминание любой исторической даты, а также правильные ответы на заданные вопросы;
- написание грамотного исторического сочинения на одну из заданных тем;
- освоение определенной информации и проведение ее тщательного анализа, а также грамотное выделение самых значимых фактов;
- правильное запоминание значимых дат с обязательной выработкой последовательности;
- сравнение разнообразных исторических объектов, анализ произошедших в далекие времена ситуаций.
Если вы желаете поступить в юридический или выбранный исторический университет, то обязательно потребуется сдача экзамена по изученной истории.
Процесс подготовки к предстоящему экзамену непременно позволит получить очень высокий балл на проводимом тестировании, ведь наша разработанная методика эффективно помогает обучающимся запоминать важные даты, очень легко ориентироваться в прошедших эпохах, а также во всех их событиях.
Как изучать историю терминов для теста
Когда вы изучаете термины и определения для экзамена по истории, лучший способ закрепить информацию — это понимать ваши термины в контексте или понимать, как каждое новое словарное слово соотносится с другими новыми словами и фактами.
В старших классах ваши учителя расскажут о том, что произошло в истории. По мере того, как вы переходите на курсы истории в колледже, вы должны будете знать , почему произошло событие, и причины, по которым каждое событие важно.Вот почему тесты по истории содержат так много сочинений или вопросов с длинными ответами. Вам нужно многое объяснить!
Условия сбора истории
Иногда учитель дает студентам учебное пособие, содержащее список возможных терминов для теста. Чаще всего список будет длинным и устрашающим. Некоторые слова могут показаться вам совершенно новыми!
Если учитель не предоставляет список, вам следует составить его самостоятельно. Просмотрите свои заметки и главы, чтобы составить исчерпывающий список.
Не обращайте внимания на длинный список терминов. Вы увидите, что они быстро привыкнут, как только вы начнете просматривать свои заметки. По мере изучения список будет казаться все короче и короче.
Во-первых, вам нужно найти термины в заметках вашего класса. Подчеркните их или обведите, но пока не используйте цветной маркер.
- Просмотрите свои заметки и посмотрите, какие термины появились в тот же день или на лекции. Установите отношения между терминами. Как они связаны?
- Представьте, что вы пишете новостной репортаж о событии или теме, и напишите абзац, содержащий три или четыре из этих терминов.Ваш абзац должен содержать дату и имена любого важного человека, который может иметь отношение к значимости событий или условий (например, президента).
- Продолжайте писать абзацы, пока не исчерпаете свои термины. Вы можете повторно использовать термин, если один термин хорошо сочетается с двумя или более группами. Это хорошая вещь! Чем больше вы будете повторять термин, тем лучше поймете его значение.
Когда вы закончите составлять и перечитывать свои абзацы, найдите способ использовать свой лучший стиль обучения.
Учебные советы
Visual : вернитесь к своим заметкам и используйте маркер, чтобы соединить ваши термины. Например, выделите каждый термин в одном абзаце зеленым цветом, выделите термины из другого абзаца желтым цветом и т. Д.
Составьте список значимых людей и мест для каждого события, расположенного на временной шкале. Затем нарисуйте пустую временную шкалу и заполните детали, не глядя на оригинал. Посмотрите, сколько материала вы сохранили. Кроме того, попробуйте наклеить временную шкалу на стикеры и наклеить их по комнате.Прогуляйтесь и внимательно отметьте каждое событие.
Имейте в виду, что запоминать большой каталог заметок по теме бесполезно. Скорее, эффективнее установить связь между фактами. Подумайте о событиях в логическом порядке, чтобы помочь вам понять их, и подумайте об использовании интеллект-карт, иерархической диаграммы, используемой для визуальной организации информации.
Аудитория : Найдите записывающее устройство, чтобы записывать себя, когда вы медленно читаете каждый абзац.Послушайте свою запись несколько раз.
Tactile : Сделайте карточки, поместив все термины на одну сторону карточки и весь абзац на ее оборотную сторону. Или задайте вопрос с одной стороны (например, в каком году произошла гражданская война?), А затем ответ с другой, чтобы проверить себя.
Повторяйте процесс до тех пор, пока все термины не покажутся вам полностью знакомыми. Вы будете готовы ответить на отдельные определения, подробные и краткие ответы на вопросы и вопросы для сочинения!
слов истории
История, как и многие дисциплины, имеет свои собственные отличительные стили письма.Учась думать о прошлом, студенты-историки должны также научиться писать историю ясно и убедительно. Те, кто уже являются сильными писателями, получат удовольствие от этой задачи, но другие могут столкнуться с ней.
Эта страница содержит несколько списков «слов из истории», которые помогут вам начать писать историю. Вы встретите многие из этих слов при чтении истории, в то время как другие являются полезными описательными словами, которые вы можете использовать в своем собственном письме. Эти списки не являются исчерпывающими или исчерпывающими, но могут оказаться полезными для неопытных писателей.
Если вы плохо знакомы с историей или испытываете трудности с поиском нужных слов, сохраните или распечатайте эти списки и держите их под рукой. Если вы хотите предложить слова для этих списков, пожалуйста, поделитесь своими идеями.
Секции или группы в обществе
академические круги | Люди, которые работают в школах и университетах, преподают или проводят исследования |
аграрные | Люди, занимающиеся выращиванием сельскохозяйственных культур и животноводством посредством земледелия |
аристократии | Люди, обладающие благородными титулами и привилегиями, часто с богатством и властью |
ремесленники | Люди, участвующие в производстве или ремонте предметов, например, механики |
буржуазия | Люди, владеющие капиталом, например землей , фабрики и сырье |
капиталистическая | Что касается буржуазии (см. выше), людей, владеющих капиталом и средствами производства |
духовенства | Людей, назначенных церковью для выполнения своих функций, таких как священники, монахи и монахини |
коммерческие | 9 0063 Люди, занимающиеся торговлей, такие как импорт и экспорт, покупка и продажа|
экономическая | Люди, учреждения и виды деятельности, которые создают потребности и потребности общества |
учреждение | Политическая, социальная и экономическая элита, обладающая властью в обществе |
пол | Относится к правам, ролям и условиям мужчин и женщин в обществе |
промышленным | Массовое производство потребностей и потребностей, особенно в больших масштабах |
интеллигенция | Люди, которые развивают идеи, теории и политику в обществе |
средний класс | Социальные классы, которые владеют некоторой собственностью и пользуются безопасным и стабильным уровнем жизни |
военные | Силы обороны государства, такие как армия, флот и военно-воздушные силы |
монархия | институт Наследственная королевская власть во главе с королем, королевой или императором |
дворянство | Люди, обладающие дворянскими титулами от рождения, королевской награды или продажности |
крестьянство | Люди, работающие на земле, обычно в качестве арендатора фермеры и часто в бедных условиях |
философы | Интеллектуалы и писатели, занимающиеся критическим изучением общества, верований и идей |
политические | Люди, органы и процессы, которые управляют и принимают решения в обществе |
пролетариат | Люди, которые работают за заработную плату в обществе, особенно в промышленном секторе |
провинциальный | Области страны за пределами крупных городов, такие как малые города, сельские районы или колонии |
высший класс | Высшие слои общества, такие как члены королевской семьи, аристократия и самые высшие слои общества. здоровый |
городской | Люди, действия и условия в больших городах |
деревня | Небольшая сельскохозяйственная община, обычно в сельской местности |
рабочий класс | Низшие слои общества, члены которого должны работать, чтобы выжить |
Политические системы
абсолютизм | Любая политическая система, в которой правитель или правительство обладает абсолютной властью |
анархизм | Политическая система, которая стремится отменить государство и создать общинную общество |
автократия | Система, в которой политическая власть сосредоточена в руках одного человека |
капитализм | Экономическая система, в которой большинство компаний, земли и других ресурсов находятся в частной собственности |
колониализм | Система требования, урегулирования, управления и поддержание одной или нескольких колоний (см. империализм) |
коммунизм | Политико-экономическая система без государства, минимальных классовых различий и экономического равенства |
конституционная монархия | Политическая система с монархом, чья власть ограничена и совместно с народом |
демократия | Политическая система, в которой правительство или его части выбираются народом |
божественное право | Форма политической власти, при которой власть, как утверждается, устанавливается Богом |
фашизм | Политическая система, отмеченная авторитарным правлением, национализмом, государством и военной мощью |
феодализм | Средневековая социально-политическая система с иерархией королей, лордов, рыцарей и вассалов |
империализм | Система, в которой сильное государство завоевывает территории (колонии) для своей собственной выгоды. ain |
Марксизм | Система или мировоззрение, основанное на материальных факторах, неравенстве богатства и классовой борьбе |
меркантилизм | Экономическая система, разработанная для увеличения национальной мощи за счет увеличения богатства и торговли |
милитаризма | Система, в которой военные потребности являются приоритетом, а военные оказывают политическое влияние |
национализм | Идеология, призывающая к лояльности своей собственной стране; поставить вашу страну на первое место |
народный суверенитет | Форма политической власти, в которой власть проистекает из согласия народа |
социализм | Система, в которой правительство правит в интересах рабочих или простых людей |
синдикализм | Форма социализма, при которой рабочие коллективно контролируют свои фабрики или рабочие места |
теократия | Система, в которой правительство и законы определяются религиозными лидерами и учениями |
тоталитаризм | Политическая система где власть государства часто преобладает над правами человека |
государство всеобщего благосостояния | Система, обеспечивающая предметы первой необходимости бездомным, безработным, больным или престарелым |
Политические концепции
собрание | Тело людей, эл. назначен или назначен для формирования правительства или принятия решений |
автократия | Форма правления, при которой одно лицо отвечает за принятие решений |
конституция | Документ, определяющий системы правительства и пределы государственной власти |
демократия | Политическая система, в которой правительство формируется путем всенародных выборов |
божественное право | Идея о том, что правительства и автократы черпают свою власть и власть от Бога |
выборы | Процесс голосования для выбора других, обычно для формирования представительного правительства |
исполнительный | Ветвь правительства, ответственная за руководство и повседневное принятие решений |
правительство | Система, отвечающая за лидерство, принятие решений и принятие законов в обществе |
идеология | Система идей и убеждений, которая формирует взгляды на политику и правительство |
законодательный орган | Собрание, которое существует, чтобы принимать новые законы или пересматривать, изменять или отменять существующие законы |
Парламент | Избранный законодательный орган из которых также формируется исполнительное правительство. |
представительство | Политическая концепция, в которой одни люди действуют, говорят или принимают решения от имени других |
суверенитет | Высшая власть правительства, основа его власти и автономии |
государство | «Государство» описывает n организованное общество и политическая система, которая управляет им купля-продажа, особенно в крупных размерах |
долг | Деньги, причитающиеся другой стороне, обычно потому, что они были ранее взяты в долг |
дефицит | Дефицит, который существует, когда расходы превышают доход |
экспорт | Ресурсы или товары, проданные и отправленные в другую страну, что увеличивает национальный доход |
финансы | Описывает разделы экономики, связанные с управлением деньгами, такие как банковское дело |
импорт | Ресурсы или товары, купленные и отправлено из другой страны, истощая национальный доход |
промышленность | Производство сырья и промышленных товаров в экономике |
инфляция | Рост цен на товары и услуги, снижение покупательной способности денег |
рабочая сила | Люди, которые предоставлять работы, позволяющие производить или предоставлять услуги; рабочие |
laissez-faire | Французский означает «пусть будет так»; экономика, свободная от торговых правил, тарифов или затрат |
производство | Процесс изготовления или производства товаров, особенно в больших масштабах |
производство | Процесс изготовления вещей, особенно вещей, которые имеют дополнительную ценность |
прибыль | Финансовое вознаграждение, полученное от бизнеса или инвестиций, когда доход превышает затраты |
доход | Деньги, полученные от обычной деятельности, такой как продажи (бизнес) или налогообложение (правительство) |
налогообложение | Деньги собираются правительством у отдельных лиц и групп для финансирования государства |
торговля | Покупка или продажа товаров, обычно в обмен на деньги |
Слова для описания исторической причины
возбуждено | возбуждено | проснулся | принес около 9006 4 | катализатор | |
развился | испортился | поощрил | обострил | заправился | |
генерировал | спровоцировал | воспалился | спровоцировал | возгорелся | |
привел к | долгосрочно | популяризировано | пропагандировано | ||
побуждено | продвинуто | протестовано | спровоцировано | радикализовано | |
реформировано | раскачано | возбуждено | начато | краткосрочно | |
запрошено | запрошено | стимулировано | стимулировано | возбуждено | |
преобразовано | инициировано | побуждено | стимулировано | ухудшено |
слов для описания исторического эффекта или последствий 9 0011
усиленный | катастрофический | консолидированный | искалеченный | уничтоженный |
деморализованный | истощенный | катастрофический | расформированный | дезориентированный | рассредоточенный | рассредоточенный | рассредоточенный | повышенный |
ободренный | обогащенный | истощенный | усталый | закаленный |
воодушевленный | улучшенный | вдохновленный | мобилизованный | процветающий |
наказанный | восстановленный | отделены | ||
стимулированы | деформированы | усилены | растянуты | объединены |
объединены | неспокойно | приподняты | расстроены | измученный |
Слова для описания исторической преемственности
заблокирован | успокоен | цензурирован | зажат | скрыт |
консервативный | содержит | ограниченный | сдержанный | рассеянный |
заморожено | остановлено | сдержано | ограничено | смягчено |
усмиренно | угнетено | подавлено | запрещено | отменено |
подавлено | реакционных | репрессировано | устоял | |
восстановлен | сдержан | ограничен | задушен | стабилизирован |
остановлен | низкорослый | покорен | подавлен | ранен назад |
Слова для описания исторического значения
неблагоприятный | катастрофический | катастрофический | дестабилизирующий | разрушительный | |
разрушительный | директивный | катастрофический | существенный | целесообразный | дальновидный | роковой | предшественник | новаторский |
исцеление | важно | инновационный | значимый | модернизация | |
отрицательный | зловещий | подходящий | глубокий | ключевой | ключевой |
положительный | революционный | разрушительный | серьезный | трясущийся | |
разрушительный | значительный | копье, направленный | своевременный | следящий за 9 0064 | |
преобразование | бурное | тревожное | искоренение | жизненно важное |
Слова для оценки исторических источников
сбалансированный | безосновательный | смещенный | убедительный | достоверный | нечестный | искаженный | сомнительный | сомнительный | |
эмоциональный | преувеличенный | ошибочный | надуманный | ошибочный | |||||
честный | несбалансированный | невозможный | завышенный | вводящий в заблуждение | односторонний | переоцененный | убедительный | фальшивый | |
правдоподобный | пропагандистский | реалистичный | разумный | выборочный | |||||
искаженный | звук | ложный | нереалистичный | ||||||
ненадежный | несостоятельный | полезный | действительный | яркий |
Командные слова для исторических задач и действий
анализировать
|