Конспекты для егэ по физике – —

Дидактический материал по физике — Конспекты по физике

На этой странице содержатся красочные, рисованные профессиональными художниками конспекты иногда с необходимыми пояснениями ученых-физиков. 

+ МЕХАНИКА
Сила. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Трение. Канд. ф-м наук В.Лишевский. 
Законы динамики. Комбинированный элистор. Д.п.н. А.Остапенко.

+ МКТ и ТД
Площадь. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Объем. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Объем. А.А. Остапенко и З.Г. Карелина.
Давление. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Свойства вещества. Крупноблочная опора. Д.п.н. А.Остапенко.
Количество вещества. Граф-схема. Д.п.н. А.Остапенко.

+ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ 
 Сопротивление. Матрешка. Д.п.н. А.Остапенко.
 Закон Ома. Электрический ток. Комбинированный элистор. Д.п.н. А.Остапенко.
Магнитное поле. Канд. ф-м наук В.Лишевский.

+ ОПТИКА. КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ
Яркость. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Рассеяние света. Док. ф-м наук Д. Клышко.
Преломление света. Канд. ф-м наук В.Лишевский.

Цвет в природе
Колебания

+ ФИЗИКА ХХ ВЕКА 
 Система СИ. Граф-схема, создана учащимися 11-го класса Азовского лицея, рук. А.А. Остапенко.
Теория относительности. Канд. ф-м наук С.Панкратов.
Квантовая механика. Канд. ф-м наук С.Панкратов.
Радиоактивность. Канд. ф-м наук В.Лишевский.
Фундаментальные силы. Канд. ф-м наук С.Панкратов
 Красота науки. Член-корреспондент АН СССР М. Волькенштейн.

+ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ 
 Опорные конспекты. 7 кл. 0,7 Мб. Л И.Апанасевич, учитель физики. Минск — 1999. Обучающие карточки — задания для индивидуальной и групповой работы по физике.
 Опорные конспекты. 9 кл. 3,6 Мб.
 Опорные конспекты. 10 кл. 14,6 Мб.
 Опорные конспекты. 11 кл. 12,3 Мб.
 Физика. 11кл. Приложение. Подготовка к ЕГЭ._Генденштейн Л.Э 4,5 Мб.

Многие учителя помнят методические разработки д-ра пед. наук, проф. Г.Н. Степановой по работе в старшей школе и подготовке к экзаменам. Среди этих разработок были и опорные конспекты, сделанные в соответствии с билетами за курс 11 класса. Сейчас эти конспекты оказались вновь востребованными и мы их с удовольствием размещаем в виде графических файлов, которые можно посмотреть или скачать на свой компьютер.

Опорные конспекты Степановой Г.Н. 4,9 Мб:
  Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движение
  Динамика. Взаимодействие тел. Законы Ньютона.
  Импульс. Закон сохранения импульса.
  Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.
  Свойства твердых тел. Виды деформаций. Закон Гука.
  Превращения энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. резонанс.
  Опытное обоснование основных положений МКТ. Масса и размеры молекул. Постоянная Авогадро.
  Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.
  Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клайперона). Изопроцессы.
  Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.
  Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс.
  Взаимодействие заряженных тел. Закон кулона. Закон сохранения электрического заряда.
  Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.
  Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.
  Магнитное поле, условия его существования. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, подтверждающие его действие. Магнитная индукция.
  Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Полупроводниковые приборы.
  Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
  Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
  Свободные и вынужденные ЭМ колебания. Колебательный контур и превращения энергии при ЭМ колебаниях. Частота и период колебаний.
  ЭМ волны и их свойства. принципы радиосвязи и примеры их практического использования.
  Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.
  Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Квантовые постулаты Бора.
  Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. спектральный анализ.
  Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике.
  Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия ее существования. Термоядерные реакции.
  Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации. Биологическое действие ионизирующих излучений.

.

sverh-zadacha.ucoz.ru

Урок по физике «Подготовка к ЕГЭ»

Конспект урока по теме «Решение задач»

Учителя МБОУ СОШ №4

Бауэр Т.М.

Цель: Подготовка к ЕГЭ средствами составления графических моделей.

Задачи:

Образовательная:

Вызвать объективную необходимость повторения материала для решения задач.

Развивающая:

Содействовать развитию логического мышления, используя технологию построения моделей и образов.

Воспитательная:

Применяя методы научного исследования- анализа и синтеза- формировать положительную мотивацию к учению.

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний:

На рисунке представлены взаимодействия магнитного поля с током. Сформулируйте задачу для каждого из них и решите ее.

  1. Основная часть урока: оформление на доске текста задачи построением образов и ее решение с объяснением.

ЗАДАЧА №1

Тонкий прямой проводник массой 6г и длиной L=0.5 м, по которому течет ток силой 0,2 А, подвешен горизонтально на двух вертикальных нитях, привязанных к тонкой горизонтальной проволоке. Проводник вносят в однородное горизонтальное магнитное поле с индукцией В.Линии индукции поля перпендикулярны проводнику. Сила натяжения нитей становится равной Т1. Определить величину В, если при изменении направления тока на противоположное, сила натяжения нитей становится в 4 раза больше.(Т2=4Т1).

Решение:

А J

L В

АВ = L – прямой проводник. По проводнику течет ток J

Т1

Т1

В

mg

На проводник действует сила тяжести mg и сила натяжения нити Т1

Проводник помещают в однородное магнитное поле В перпендикулярно АВ. Возникает Fм, направленная вверх (определяется по правилу левой руки)

Т1 Fм В

J Т1

L В

mg

Y

Изменяют направление вектора магнитной индукции и меняется направление Fм

Т1 В

Т1

В

F

м mg

Y

На проводник в магнитном поле: действует Fм=JLB,

т.к. угол между B и l= 900. Fм= JLB.

Так как проводник в покое, то следует:

T1+T2+ mg+Fм=0.

Проекция на ось ОY:

— T— T+ mgу— Fму=0

-2Т1 = Fмmg (1)

Направление Fм и mg будут совпадать, так как поменяем направление магнитной индукции.

-8 T1+ mg+Fм=0

-8 T1=- mg- Fм

8 T1 = mg+Fм (2)

Составляем систему:

8 T1 = mg+Fм

2 T1 = mgFм

10 T1 = 2 mg

Тогда T1 = mg – JlB или 2 mg = 5 mg — 5JlB

5JlB = 5 mg — 2 mg 5JlB = 3 mg В =

B = 3.6 Тл.

Задача№2

Тонкий проводящий стержень длиной 60 см вращается в горизонтальной оси, проходящей через его конец, с угловой скоростью = 20рад/с в вертикальном однородном магнитном поле с индукцией В=1,5 Тл. Определите разность потенциалов, возникающую между противоположными концами стержня.

Решение:

Поворот стержня на угол 2π рад происходит за время ∆t = , при этом стержень описывает площадь ∆S=π.

По закону электромагнитной индукции ЭДC, возникающая в стержне:

=׀׀ =

= =5,4В

По правилу Ленца определим, каким было направление индукционного тока в момент начала вращения стержня.

При дальнейшем вращении проводника на его концах накапливаются заряды. Установившееся в проводнике распределение потенциала компенсирует влияние ЭДC индукции на заряды в проводнике:

— =

Поэтому индукционный ток прекращается.

Ожидаемый результат: Понятийное восприятие решения сложных задач.

3.Подведение итогов урока: Итак, мы сегодня применили построение образов к решению сложных задач, что способствовало развитию понятия.

А теперь переходим к рефлексии.

Заполните, пожалуйста, строки, что -получилось, а что- нет.

infourok.ru

Курс подготовки к ЕГЭ. Термодинамика

Внутренняя энергия
 
 

Тепловое равновесие

Теплопередача

Количество теплоты.
Уравнение теплового баланса

Работа в термодинамике.
Первый закон термодинамики

Применение первого закона
к изопроцессам

Второй закон термодинамики.
Тепловые двигатели. КПД


Внутренняя энергия

Тепловое равновесие

Теплопередача

Количество теплоты.
Уравнение теплового баланса


Работа в термодинамике. 
Первый закон термодинамики

Применение первого закона
к изопроцессам
1. С выбором ответа

2. С развернутым ответом

Второй закон термодинамики.
Тепловые двигатели. КПД


Подробные конспекты

Опорные конспекты

Задания части с выбором ответа
для самостоятельного решения

Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

Ответы

Задания С для
самостоятельного решения

Скачать

Решения

www.eduspb.com

План-конспект +презентация по физике на тему:»Кинематика.Подготовка к ЕГЭ»

План — конспект урока в 11 классе.

Тема: «Кинематика. Подготовка к ЕГЭ»

Цели:

  • актуализировать знания учащихся по изучаемой теме; добиться усвоения учащимися механического движения, скорости и ускорения материальной точки;

  • обнаружить и углубить знания по школьному курсу физики;

  • повторение материала по теме динамика и механика;

  • продолжать закреплять навыки и умения в применении знаний в новых условиях;

Задачи:

  • отработать практические навыки  расчета скорости и ускорения, сил;

  • развивать навыки счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую.

  • совершенствовать навыки оформления задач по физике.

Тип урока: повторение ранее изученного материала

Оборудования: Компьютерная презентация, листы самоконтроля.

Оформление: на доске – тема урока, дата, запись плана изучения раздела.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Оргмомент – 1 мин.

2.Вступительное слово учителя: тема, цели, мотивация-3мин.(слайд 1,2)

3.Фронтальное повторение формул и основных понятий по физике -10мин (слайд 3,4,5,6,7,8,9)

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9

  1. Ученики отрабатывают практические навыки  расчета скорости и ускорения, сил и усовершенствуют навыки оформления задач по физике. Решение типовых задач по физике (слайд 13-19).Учащиеся решают задачи и ответы записывают в тетрадь.(20мин)

Слайд 13 Слайд 14

  1. Подведение итогов урока. (5мин)

Какие темы мы завершили повторять на данном уроке?

Остались ли у вас вопросы по данным темам?

Рефлексия:

Понравился ли вам урок?

Все ли цели были достигнуты?

  1. Домашнее задание: подготовится к тестированию.

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по физике (11 класс) по теме: краткая теория для подготовки к ЕГЭ

Блок 2. Свободное падение тел. Баллистическое движение.

        Содержание темы  

     1.  Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха:  

  • 1656 г – Галилей измерил ускорение свободного падения  g = 9,8 м/с2;
  • ускорение свободного падения тел на Луне и на других планетах зависит от  их массы и радиуса.
  • Падение тел в  воздухе:  тела с малой скоростью падают почти свободно – увеличивается скорость, увеличивается сопротивление – сила сопротивления становится равной силе тяжести – тело движется равномерно.  
  • Уравнения свободного падения тел  при движении вверх и при движении вниз (с начальной скоростью и без).  Начало движения – начало отсчёта. Направление движения – направление координатной оси. (см конспект 1: а=g)
  • Графики пути и перемещения  для случая движения тела, брошенного вертикально вверх, отличаются друг от друга, потому что путь измеряется длиной траектории, а перемещение изменением координат.
  1. Баллистическое движение
  • Траектория движения тела,  вылетающего с начальной скоростью  V0    под углом  α   к горизонту    в поле силы тяжести, является параболой

а)  по горизонтали – равномерное прямолинейное:    x = x0 + V0x t,    где V0x = V0 cos α

б)  по вертикали  — равнопеременное с ускорением    g:                                  y = y0 + V0yt + gy t2/2,   где  V0y = V0 sin α

  • Криволинейное баллистическое движение – результат сложения двух движений.
  • Если начало отсчёта связать с началом движения тела, то  закон баллистического движения будет иметь вид:  

                             x = (V0 cos α) t,    

                               y = (V0 sin α) t+ gy t2/2

  • График  баллистического движения представляет собой параболу, ветви которой направлены вниз и одна из них проходит через начало координат.
  • t = V0 sin α/g    — время подъема.  Всё время полёта будет в два раза больше.
  •               ymax = V02 sin2 α/2g   — максимальная высота  подъёма.

                      xmаx = V02 sin 2α/g           —  дальность полёта                           

  • Дальность полёта максимальна, если  sin 2 α  =1, т.е. угол = 45 0.
  • Скорость в любой момент времени при  баллистическом движении:           V =       Vx2 + Vy2                       

Тема:  Криволинейное движение.  

  1. Виды периодического движения (вращательное и колебательное) и их  место и роль в Природе.
  2. Важнейшая характеристика периодического движения – период – время полного повторения движения
  3. Равномерное движение тела по окружности – движение с постоянной по модулю скоростью.   Путь по дуге. Перемещение по хорде. Скорость направлена по касательной. Ускорение к центру окружности.                                                                                                                          
  4. Способы описания  движения тела  по окружности: 

—      с помощью пути:   2πr = vT 

  • c помощью  закона движения в координатной форме  (x.y). 

    x = r Cos φ,  y =  r Sin φ

  • с помощью угла поворота радиуса – вектора.,  φ = ωt.
  1. Угол поворота, угловая скорость, период, фаза, частота вращения – главные характеристики вращательного движения.  φ – фаза колебаний, угол поворота. Угловая скорость  ω = φ/t — угол поворота в единицу времени.

        Период – время одного полного поворота     T = 2π/ω.  Частота – число поворотов в единицу времени  γ = 1/Т .      

         Связь между  линейной и угловой скоростью. V = ωR = 2π γ R

  1. Центростремительное  или нормальное ускорение  a = v2 /R.
  2. Тангенциальное или касательное ускорение.      a = Δv /t
  3. Колебательное движение является периодическим и  описывается такими же законами, что и движение по окружности.   Координатный способ описания колебательного движения:  x = r cos ωt        y = r sin ωt
  4. Гармонические колебания – это колебания при которых колеблющаяся величина изменяется синусоидально.   График гармонических колебаний представляет собой синусоиду, или косинусоиду.
  5. Скорость колебательного движения  vx = — v sin ωt = — ωr sin ωt.   Максимальная скорость = ωr
  6. Ускорение  при колебательном движении  ax = — an cos ωt = — ω2r cos ωt. Макс ускорение =  ω2r

Решение задач:

Задача1.  Из окна дома с высоты 19,6м горизонтально брошена монета  со скоростью 5м/с. Пренебрегая сопротивлением воздуха, найдите, через какой промежуток времени монета упадёт на землю. На каком расстоянии по горизонтали от дома находится точка падения. Найдите скорость падения монеты и угол, который образует  вектор скорости с горизонтом в точке падения.

Решение. S = V0 t,  H = gt2/2,  t = √ 2H/g  = 2 c,  S = 5*2 = 10м.

      V= VX,  VY = gt = 20 м/с,    V =√ VX2 + VY2 =    √ 25 + 400  = 20,2м/с,

 tg α =  VY / VX

Задача 2. Найдите скорость вращения Земли вокруг Солнца, считая её орбиту круговой с радиусом  1, 5 · 108км.

Решение.  v = 2πR/T = 6.28·1.5·1011/(365·24·3600) =29870м/с

Задача 3.  Найдите нормальное и тангенциальное ускорение  конца секундной, минутной и часовой стрелок наручных часов, если  их длина соответственно равна 1,5см, 1см, 0,5см.

Решение. at  = 0;   для минутной стрелки an = v2/R = 4π2R/T2 = 4·10·10-2/604 = 0,4/36002 = 2,8·10-8 м/с2

Задача 4.  Частица совершает  гармонические колебания по закону  x = 24 cos·π/12 · t см . Как зависят проекции скорости и ускорения частицы на ось Х от времени? Определите координату частицы и найдите проекции её скорости и ускорения  на ось Х в момент времени  t = 4c.

Решение. А = 0,24м,  ω = π/12.   x = 0,24 cos π/12·t  = 0,24 cos π/3 = 0,12м  

                   v = -А ·  ω ·sin π/12 · t =    -0,24· π/12 ·sin π/3 = 0,0628·0,86 = 0,054м/с.

                       a = — А·  ω2 cos π/12 · t =    — 0,24(π/12)2 cos π/3 = 0,0082м/с2.  

                       График  x = x(t) — косинусоида  с амплитудой 0,24.

Задача 5.  Найти высоту подъёма и дальность полёта сигнальной ракеты, выпущенной  со скоростью 40м/с под углом 60о к горизонту.

Решение.  t = V0 sin α/g    — время подъема.  Всё время полёта будет в два раза больше.  t =  7с

              H = ymax = V02 sin2 α/2g   — максимальная высота  подъёма.

     H = 60м

            xmаx =  S = V02 sin 2α/g           —  дальность полёта                           

       S = 140м

Самостоятельно.

Задача  6.    Из самолёта на высоте 80м в горизонтальном направлении    выброшен груз со скоростью  50 м/с.  

A. Найти дальность полёта.

B. Найти величину и направление конечной скорости.

C..На сколько снизится груз  за третью  секунду падения.  

                                                                                                 

Задача  7. Шарик равномерно вращается по окружности радиусом  20 см с частотой 2 об/сек.  

 A. Найти  период обращения  шарика,  его угловую и линейную скорости.

 B. Найти нормальное и тангенциальное ускорения шарика.

 C. Найти фазу вращения в момент времени  0,1 сек от начала отсчёта.

Задача 8.  Частица совершает гармонические колебания по закону

       x =  0,12 sin 4πt.

A. Найти  амплитуду  период и частоту колебаний.

B. Найти координату и фазу в момент времени  0,1 сек  от начала колебаний.

C. Найти значение скорости и ускорения в момент времени 0,1 сек от начала колебаний.

Формулы баллистического движения

1. При свободном падении с высоты  H с начальной скоростью равной 0   H= V2/2g

  При движении вверх с начальной скоростью V0      H= V02/2g,  t=V/g

2. Закон баллистического движения.  

                          x = (V0 cos α) t,    

                        y = (V0 sin α) t+ gy t2/2

3.  t = V0 sin α/g    — время подъема в поле силы тяжести.  Всё время движения будет в два раза больше.

            ymax = V02 sin2 α / 2g   — максимальная высота  подъёма.

            xmаx = V02 sin 2α / g           —  дальность полёта           

               Дальность полёта максимальна, если  sin 2 α  =1, т.е. угол = 45о.

  1. Скорость в любой момент времени при  баллистическом движении:  

           V =     Vx2 + Vy2   

Формулы колебательного движения        

 1. Длина траектории за один оборот :   L = 2πR = vT

2.  Координаты точки, движущейся по окружности:  x = r Cos φ,  y =  r Sin φ

3.  Угловая скорость (циклическая частота)    ω = φ/t,  ω = 2π /T, ω = 2π     γ

4.  Фаза колебаний, угол поворота   φ = ω t

5.  Период T = 2π /ω,  Т = 1 / γ .  Частота –  γ = 1 / Т

  1. Связь между  линейной и угловой скоростью. V = ωR = 2π γ R
  1. Центростремительное  или нормальное ускорение  a = v2 /R.
  1. Тангенциальное или касательное ускорение.      a = Δv/ t
  1. Уравнения колебательного движения.  

х = r cos ωt,       хmax = r

  1.  Скорость колебательного движения.

vx = — vm sin ωt = — ωr sin ωt,   vxmax = ωr

  1. Ускорение  при колебательном движении.

ax = — am cos ωt = — ω2r cos ωt,     axmax = ω2r

Движение в поле тяготения. Криволинейное движение.                          Z. Rodchenko.                                                                                                                                          

nsportal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *