Егэ тексты русский язык: Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Т. Скок про великодушие » Рустьюторс

Содержание

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Т. Скок про великодушие » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Т. Скок о великодушии
В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». В конце своей жизни, прошедший через нравственные испытания и физические муки, князь Андрей становится способен искренне пожалеть своего страдающего врага, Анатоля Курагина, и в этом проявляется истинное величие его души: «восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Получив смертельное ранение, он с сожалением понимает, что дальнейшая его жизнь могла бы пройти по-иному: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив.
Но теперь уже поздно. Я знаю это!» Величие духа князя Андрея – это итог его кропотливой работы над собой; перед лицом смерти он просветлел душой, вознесся к высотам духа и тем явил пример истинного мужества. Ни жалоб, ни озлобления. Строгое и чистое просветление.

Быть великодушным – это уметь жалеть и понимать других людей. Подбадривать, подставлять им плечо в трудную минуту. Уметь хвалить искренне, без тени зависти.

Замечать таланты и указывать им стезю, дарить идеи – это тоже великодушие. Великолепный образец – Александр Сергеевич Пушкин, светлый гений. Его солнечная природа проявлялась и в творчестве, и в мироощущении, и в отношении к друзьям и близким. «Если жизнь тебя обманет,/ Не печалься, не сердись! В день уныния смирись:/ День веселья, верь, настанет», — строчки из его стихотворения говорят о христианском мировосприятии: не печалиться, не унывать, не гневаться, проявлять смирение, терпеть и верить в лучшее. Эта же мысль в письме А.С. Пушкина к П.А. Плетневу от 22 июля 1831 года, в котором он врачует душу друга: «Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри, хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу… Жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя, не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы». Хотелось жить, виделось далекое будущее, но судьба распорядилась по-иному…

О последних днях А.С. Пушкина осталось несколько воспоминаний друзей и близких, в которых с новой силой проступает величие духа поэта. П. А. Вяземский: «Смерть обнаружила в характере Пушкина все, что было в нем доброго и прекрасного… Сколько было в этой исстрадавшейся душе великодушия, силы, глубокого скрытого самоотвержения». В.И. Даль: «Пушкин заставил всех присутствующих сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил… Когда тоска и боль его одолевали, он крепился усильно, и на слова мои: терпеть надо, любезный друг, делать нечего; но не стыдись боли своей: стонай, тебе будет легче, — отвечал отрывисто: «Нет, не надо; жена услышит”… Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его». Е.Н. Мещерская-Карамзина: «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды».

«Великодушие довольно точно определено своим названием»

Самый большой дар в жизни – великодушие.

Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.
Из поговорок Пророка.

Много ли вокруг нас по-настоящему великодушных людей? Увы. И сетовать на это бесполезно.
Так же не много по-настоящему талантливых, по-настоящему мудрых. Их надо беречь. Ведь это дар Божий. Во всех мировых религиях можно найти образцы великодушного самопожертвования, служения людям. Вне зависимости от вероисповедания, этнической или расовой принадлежности распределяется меж людьми доброта, благородство, сострадание. Вспомним, как в трагические годы Великой Отечественной войны и после нее люди брали в семьи чужих потерянных детей, делились последним, ютились под одной крышей и не разделялись на своих и чужих. В этом чувствовались величие, единство и правота многонациональной страны. Величина страны и ее величавость определяли и широту души людей, ее населяющих. Может показаться, что великодушных людей тогда было больше, чем теперь, в более сытое и спокойное время. Но, наверное, процент великодушия остался прежним. Ведь по сути не важно, в огромной стране ты живешь или в едва заметной на карте, житель ты современного мегаполиса или средневековой деревеньки, мирный обыватель или воин, все равно можно найти примеры великодушия, которые заставляют людей становиться лучше.

Встретил великодушного человека – держись подле него, помогай ему, приобщайся. Можем ли мы о себе сказать: «Я человек великодушный»? Ответ у каждого свой. Но каких бы этических и религиозных взглядов мы ни придерживались, суть одна: «душа обязана трудиться» над собой. Можно по-чеховски выдавливать из себя по капле раба или по-толстовски стремиться быть вполне хорошим, можно изобрести собственную формулу нравственного и духовного восхождения. Главное – душою ввысь, любя, прощая, помогая.

Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Примерный круг проблем:
 
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?

3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Реальный текст ЕГЭ 2019. Бунин. О доброте, милосердии » Рустьюторс

Реальный текст ЕГЭ 2019. Бунин


Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные. Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, — тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба. 

Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен. Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, — все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:

— Merci, merci, mon bon frиre![1] 

«Mon bon frиre…» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни. Как уверенно произносит он это: mon bon frиre! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому. Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья… 

И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, — я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть. И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро — значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть безчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!» 

Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании. 

Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.


Примерный круг проблем. Авторская позиция.

1. Что объединяет людей?
Авторская позиция: Людей объединяет любовь и доброта, ощущение жизни, общее страдание.
2. Что значит быть добрым?
Авторская позиция: Быть добрым — значит относиться с любовью ко всему, что тебя окружает.
3. Что такое жизнь?
Авторская позиция: Жизнь это любовь, доброта.
4. В чем проявляется равенство?
Авторская позиция: Равенство проявляется в том, что все мы живем в одном мире, все мы связаны, мы все братья.

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. Все тело у нее болело. Сильная тошнота подступала к горлу.

Наташа стиснула зубы:

«Только бы встать! Только бы подняться на ноги!» — мысленно твердила она, проклиная свою слабость. Она слышала, как легко и быстро поднялся Валерий. Он даже насвистывал что-то. Почему же у нее так кружится голова?

Она снова попыталась встать и снова бессильно опустилась на землю. К ней подошел Андрей Иванович.

— Что, Наточка, тяжело?

Он сел возле нее.

Наташа подняла глаза и увидела его худое потемневшее лицо и большие, лихорадочно блестевшие глаза. Видно было, что и он еле поднялся.

Наташа сделала над собой усилие и села, прислонившись спиной к влажному стволу дерева.

Ничего, Андрей Иванович. Я еще могу идти…

— Надо идти, Наташенька. — Он помог ей подняться. — Еще немного. А сегодня… Сегодня мы немного увеличим нашу утреннюю норму.

Он отыскал глазами Валерия.

— Валерий! В твой рюкзак я положил шоколад. Вынь-ка одну плитку. Все мы очень ослабли…

— Что вы, Андрей Иванович! Шоколад надо оставить на конец пути, — ответил Валерий не оборачиваясь.

— Мы очень ослабли, — повторил Андрей Иванович, — а конец уже недалеко. Одну плитку давайте разделим сейчас.

— Андрей Иванович! — Валерий решительно застегнул рюкзак. — Вы же мужчина! Стыдитесь! Впереди еще столько дней пути, а вы предлагаете уничтожить наш неприкосновенный запас. Я мальчишка и то…

Геолог побледнел.

— Хорошо, — сказал он с расстановкой, — я могу идти без шоколада. Но Наташе он необходим сейчас. Она еле поднялась с постели.

Наташа хотела возразить, но Валерий опередил ее: — Ах, вот как! Это другое дело. Что ж… Я отдаю Наташе свой сегодняшний завтрак, — сказал он вызывающим тоном. — Но шоколад останется неприкосновенным!

Валерий быстро вскинул рюкзак на плечи и, не оглядываясь, зашагал вдоль реки. С минуту Андрей Иванович смотрел ему вслед, и вдруг страшное подозрение обожгло его мозг.

— Стой!! — закричал он.

Валерий остановился. Геолог подошел к нему.

— Снимай рюкзак!

Валерий отступил на шаг, и вдруг лицо его задергалось.

— Что?.. Что вы думаете?..

Андрей Иванович взялся за его рюкзак.

— Не дам! — рванулся Валерий.

— Приказываю! — раздельно и властно потребовал геолог.

Лицо его сделалось страшным. Правая рука сжалась в кулак. Валерий дрожащими руками снял рюкзак. Андрей Иванович быстро расстегнул его и вдруг почувствовал, что земля уходит у него из-под ног: в рюкзаке лежала смятая хвоя пихты. Медленно поднял он глаза на Валерия и словно впервые увидел его красивое надменное лицо, прищуренные веки и наглый бегающий взгляд.

— Ну что? Что смотрите! Может, и мораль начнете еще читать? А мне наплевать на вас! Я жить хочу! — голос Валерия перешел на крик. — Я моложе вас! Я имею больше прав на жизнь! Я… — И вдруг голос его осекся. Прямо перед собой он увидел ввалившиеся, полные муки глаза Наташи.

— А-а-а! — взвыл он и бросился на землю.

Ни слова не говоря, Андрей Иванович медленно подошел к костру, тщательно разломил на три равные части сухарь и к каждому кусочку положил по крошечной дольке сахару. После этого он направился к реке, чтобы набрать в котелок воды.

Наташа словно оцепенела. Все происшедшее было настолько невероятным, что казалось каким-то чудовищным недоразумением, которое следовало сейчас же, немедленно разрешить. Валерий не мог этого сделать! Несмотря на все, что она узнала о нем за последнее время, он не мог так низко пасть — обворовать ее, слабую девушку, своего школьного товарища, и пожилого мужчину, делавшего все возможное для их спасения. Разве мог это сделать человек, который так много и с таким чувством говорил о любви, о красоте, о дружбе, который так любил музыку, который писал стихи, который…

Но этого человека уже не было. Перед ней лежала на земле и скулило, как побитая собака, какое-то жалкое мерзкое существо, которое стыдно было даже сравнивать с человеком.


Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Примерный круг проблем:
 
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Тексты ЕГЭ по русскому языку (сочинения).

Автор и начало текста — сочинения

Лев Васильевич Успенский: В годы моего детства, совпавшего с началом бурного…

Текст и сочинение

Борис Колесов: Ясное морозное зимнее утро. По узкой деревенской тропке…

 Текст и сочинение

Виктор Петрович Захаров: В первой редакции «Мастера и Маргариты» …

Текст и сочинение

Сочинение #2

Сочинение #3

Фёдор Михайлович Достоевский: Это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня!…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Фёдор Михайлович Достоевский: Было мне тогда всего девять лет от роду. Как-то раз в лесу…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Владимир Богомолов Рейс «Ласточки»: Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики…

Текст и сочинение

Юрий Васильевич Бондарев: Нам было тогда по двадцать лет и по сорок одновременно…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Максим Горький: B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле…

Текст и сочинение

Яков Александрович Хелемский: Было тихо и бело. Порой мы спотыкались о тонкий ствол…​​​

Текст и сочинение

Лариса Григорьевна Матрос: Он был всем в жизни Анны Викторовны, её сын…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Лариса Григорьевна Матрос: Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы…

Текст и сочинение

Альберт Анатольевич Лиханов: Лепестинья смахивает прозрачные слёзы, мне хочется…

Текст и сочинение

Владимир Алексеевич Солоухин: Есть на нашей реке такие глухие и укромные места…

Текст и сочинение

Владимир Алексеевич Солоухин: Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Евгений Лаптев: Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач…

Текст и сочинение

Лев Абрамович Кассиль: На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить…

Текст и сочинение

Борис Михайлович Бим-Бад: Только слабые люди, постоянно нуждаясь в компенсации…

Текст и сочинение

Борис Михайлович Бим-Бад: Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Дмитрий Быков о В.Маяковском: Аудитория, которую он собирал, далеко…

​​Текст и сочинение

Сергей Иванович Сивоконь: Говорят, что талантливый человек талантлив во всём…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Даниил Александрович Гранин: В речи героя Достоевского Алеши Карамазова были слова…

​​​Текст и сочинение

Антон Павлович Чехов: Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин…

Текст и сочинение

Михаил Юрьевич Лермонтов: Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча…

Текст и сочинение

Cочинение #2

Василий Михайлович Песков: В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Сергей Львович Львов: Приобщение к искусству может происходить и в просторном…

Текст и сочинение

Василий Михайлович Песков: В невысоких горах около Дрездена тренировались…

Текст и сочинение

Михаил Осипович Гершензон: Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём…

Текст и сочинение

Николай Михайлович Карамзин: Человек любит место своего рождения и воспитания…

Текст и сочинение

Даниил Александрович Гранин: С течением времени начинаю понимать, что до человека…

Текст и сочинение

Даль Константинович Орлов: Первое появление Сан Саныча запомнилось не случайно…

Текст и сочинение

Карякин Юрий Федорович: С признанием чрезвычайной важности глобальных проблем…

Текст и сочинение

Борис Петрович Екимов: Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста старушка…

Текст и сочинение

Федор Александрович Абрамов: Старая деревня с её тысячелетней историей уходит…

Текст и сочинение

Леонид Израилевич Лиходеев: Недавно одна газета сообщила приятную новость…

Текст и сочинение

Борис Петрович Екимов: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Д.Н.Мамин-Сибиряк: …Его звали Костей. Я не помню, чтобы этот мой первый друг…

Текст и сочинение

Сергей Львович Львов: Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю…

Текст и сочинение

Алексей Николаевич Толстой: Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли…

Текст и сочинение 

Сочинение #2

Юрий Яковлевич Яковлев: Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить…

Текст и сочинение

Алексей Дорохов: В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным…

Текст и сочинение

Владимир Алексевич Солоухин: Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время…

Текст и сочинение

Василий Аксенов: Мы учились с Ним в одном классе во время войны…

Текст и сочинение

Иван Федорович Гончаров: Начнем с очевидного. Слово «мама» — особое слово…

Текст и сочинение

Галина Георгиевна Туз: «Не нравится мне этот дядя: он какой-то жидкий!»…

Текст и сочинение

Константин Дмитриевич Ушинский: Давным-давно стоял на морском берегу богатый торговый город Винета…

Текст и сочинение

Галина Львовна Могилевская: Деньги — это средство распределения материальных…

Текст и сочинение

Виктор Платонович Некрасов: Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку…

Текст и сочинение

Михаил Георгиевич Худяков: Он нёс меня на себе восемь километров…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Любовь Фёдоровна Воронкова: -Ты варенье любишь? -Какое? -Ну вишнёвое, например…

Текст и сочинение

 Александр Михайлович Кондратов: Количество «универсальных» символов с каждым годом…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Василий Михайлович Песков: Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина…

Текст и сочинение

А.Н.Кузнецов: В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать…

Текст и сочинение

Иван Александрович Ильин: Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению…

Текст и сочинение

Андре Моруа: Взрослые слишком часто живут рядом с миром детей, не пытаясь понять его…

Текст и сочинение  

Сочинение #2

Евгений Генрихович Кригер: Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Сочинение #3

Фазиль Абдулович Искандер: В тринадцать лет я впервые прочел «Анну Каренину»…

Текст и сочинение

Сочинение #2

Виктор Федорович Смирнов(Кологрив): В чудо верят не только дети, но и взрослые…

Текст и сочинение

Татьяна Николаевна Тэсс: В каждом из нас до седых волос живет частица детства…

Текст и сочинение

Леонид Аронович Жуховицкий: Говорят , « красиво жить не запретишь»…

Текст и сочинение

Александр Иванович Куприн: Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы…

Текст и сочинение

Григорий Федорович Рогов: Чего же ты, Боже, мне крыльев не дал, Я б Землю покинул и в небо взлетал… (Тарас Шевченко)

Текст и сочинение

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Нравственность особенно нужна в современном мире..

Текст и сочинение

Константин Георгиевич Паустовский: Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени.

Текст и сочинение

Владимир Алексеевич Солоухин: Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем…

Текст и сочинение

Г.Рогов: Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней…

Текст и сочинение

Константин Георгиевич Паустовский: …Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере…

Текст и сочинение

Михаил Белят: Помню те апрельские дни 1961 года. Ошеломляющая радость, восторг…

Текст и сочинение

Виктор Петрович Астафьев: Смеётся, заливается, хохочет мальчик…Овсянский остров напоминал…

Текст и сочинение

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Экология представляет собой взгляд на мир как на дом…

Текст и сочинение

Ярослав Кириллович Голованов: Существует много мифов, окружающих имя М.В. Ломоносова…

Текст и сочинение

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Когда-то, очень давно мне прислали важное издание…

Текст и сочинение

Дмитрий Сергеевич Лихачёв: Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который..

Текст и сочинение

И.Руденко: На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота..

Текст и сочинение

Борис Васильев: В те времена домик — старенький, чёрный, скособоченный…

Текст и сочинение

Александр Исаевич Солженицын: Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого…

Текст и сочинение

Ксения Игоревна Кривошеина: Вслед за Фёдором Михайловичем мы не воскликнем сегодня…

Текст и сочинение

Я. Голованов: Архимед жил так невообразимо давно, что память о нём, словно…

Текст и сочинение

А.Ф.Лосев: То, что всем надо учиться, — общеизвестно; спорить тут не о чем…

Текст и сочинение

Фазиль Абдулович Искандер: Давно замечено, что полная неграмотность нравственно выше..

Текст и сочинение

Г. И. Андреева: И думать нечего: он совершенно чужой мне человек…

Текст и сочинение

Сочинение — задание 27 из ЕГЭ по русскому

Сочинение  — последнее и самое объемное задание в ЕГЭ по русскому. За него можно получить 24 первичных балла. Как правило, именно оно вызывает больше всего затруднений у школьников. Для получения высокого балла необходимо найти проблему в представленном тексте, выразить свое отношение к ней и привести аргументы. Кроме того, оцениваются орфография и пунктуация, качество речи, отсутствие фактических ошибок. Несмотря на то, что в большинстве школ сочинения пишут на уроках, для качественной подготовки к ЕГЭ этого бывает недостаточно. Более подробно последнее задание разбирают на курсах. А в статье мы кратко расскажем, как писать 27 задание из ЕГЭ по русскому: объясним, из каких частей состоит текст и из-за каких ошибок можно потерять драгоценные баллы. 

Структура сочинения

Сочинение по русскому имеет четкую структуру. Написанные не по плану тексты оцениваются низко: эксперт поставит баллы лишь за грамотность и соблюдение речевых норм. Структура 27 задания на ЕГЭ по русскому выглядит следующим образом: 

  1. Вступление и формулировка проблемы текста.
  2. Комментарий к проблеме: два примера из текста с пояснениями и указанием связи между ними.
  3. Позиция автора.
  4. Согласие или несогласие с автором текста.
  5. Аргументация собственной позиции.
  6. Заключение.

Требования к работе

Пару лет назад упор в сочинении делался на доказательство своей позиции. Требовалось приводить два аргумента из литературы, объяснять их. В последние годы куда важнее стала работа с текстом. Обосновывать свое мнение нужно, но для этого можно использовать любые жизненные примеры или логические доводы. В целом, 27 задание представляет собой сочинение-рассуждение. Его необходимо писать на основе текста, но простое переписывание без комментариев не допускается (выпускник автоматически получает 0 баллов). Минимальный объем — 150 слов. Верхнего предела нет, однако эксперты рекомендуют уложиться в 300. Считаются не только самостоятельные слова, но и предлоги, частицы, союзы. Одним словом считаются инициалы и слова, написанные через дефис. 

Критерии 27 задания ЕГЭ по русскому:

Критерий

За что ставятся баллы

Максимальный балл

К1

Определение проблемы (допустимы разные формулировки, главное, чтобы был верно передан смысл). Если по К1 стоит 0, то по К2, К3 и К4 тоже выставляется ноль.

1

К2

Комментарий к проблеме

5 (по баллу за каждый  пример, пояснение к нему и связь между примерами)

К3

Позиция автора

1

К4

Своя позиция

1 (ставится, если позиция понятно выражена и аргументирована)

К5

Логическое построение текста, смысловая связность предложений

2

К6

Точность и выразительность речи

2 (максимальный балл ставят только при наличии максимума в критерии К10)

К7

Соблюдение орфографических норм 

3

К8

Соблюдение пунктуационных норм

3

К9

Соблюдение грамматических норм

2

К10

Соблюдение речевых норм

2

К11

Соблюдение этических норм

1

К12

Соблюдение фактической точности

1

 

Вступление и заключение

Наличие вступления не является обязательным условием в 27 задании. Текст можно начинать с формулировки проблемы. Однако для красоты и цельности текста несколько предложений можно посвятить введению. Удачные способы начать текст: 

  • риторические вопросы или восклицания по теме текста, диалог с читателем — Задумывались ли вы о том, как литература, прочитанная в детстве, повлияла на вашу взрослую жизнь? А ведь она во многом сформировала ваш характер!
  • цитата из текста, которая плавно подводится к формулировке проблемы — «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью», — так герой описывает свои ощущения от звучащего органа. Вновь услышав знакомую с детства пьесу, рассказчик задумывается, какую роль искусство (а в первую очередь музыка) играет в нашей жизни. 
  • пословица, поговорка, афоризм — «Береги честь смолоду», — говорят в народе. Эта фраза прекрасно иллюстрирует текст, в котором герой размышляет о важности совести и чести для человека. 
  • собственные размышления о проблеме текста —  Нет в мире чувства, более необычного, чем любовь. Она способна исцелять и творить чудеса, но может и разрушить. Над этим задумывается и автор текста, поднимая проблему силы любви.
  • назывные предложения, которые рисуют перед читателем картинку, связанную с проблемой текста — Голод и разруха. Страх перед будущим, страх за близких. Для описания войны не найти положительных слов. Именно об этом пишет рассказчик — об ужасах войны. 

Заключение — обязательная часть любого сочинения на ЕГЭ по русскому. 27 задание без него считается выполненным не до конца, из-за чего можно потерять баллы. Оно подводит итог, приводит читателя к логическому завершению. В заключении можно: 

  • обобщить все сказанное выше — Таким образом, настоящая любовь всегда бескорыстна. Любящий человек будет делать все для блага другого, не требуя ничего взамен. 
  • дать оценку тексту, точке зрения рассказчика — Автор дает читателям надежду. Предложение за предложением он объясняет, почему не бывает нерешаемых проблем и убеждает не прекращать борьбу. 
  • совет читателю или призыв к действию — Никогда не забывайте простое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Дарите близким тепло и поддержку, и тогда вы тоже будете счастливы. 
  • цитата из текста — «Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу», — пишет автор. Это совет, который он хочет дать нам всем: не бойтесь и не прекращайте верить, ведь победа возможна всегда. 

Проблема текста

Проблема — вопрос, на который дается ответ в тексте. Важно отличать ее от темы. Как правило, тема высказана одним-двумя словами, она абстрактна и не призывает к рассуждению. Проблема же направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом, носит негативный оттенок (неприятности, конфликты). Кроме того, иногда она расширяет какой-то моральный аспект (не просто «проявление доброты», а «проявление доброты к детям»). Проблема может быть выражена утвердительным предложением, в таком случае автор ставит или поднимает ее. Можно сформулировать проблему в форме вопроса. Он должен полностью раскрывать главную мысль текста, а также быть связан с общими размышлениями и поступками, а не с конкретным героем. 4 варианта формулировки проблемы в 27 задании ЕГЭ по русскому: 

  • роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
  • проявление (проблема проявления жестокости на войне).
  • отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
  • влияние (проблема влияния любви на людей). 

Комментарий к проблеме

Задача комментария в 27 задании по русскому — показать, как размышлял автор, как пришел к тому или иному выводу. Его нужно писать с опорой на текст, не используя чрезмерного цитирования. В комментарии нужно указать 2 иллюстрации из текста (с цитатами). Чаще всего это конкретные эпизоды, связанные с проблемой. Универсальный переход к комментарию: «Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о…». После каждого примера необходимо пояснение. В нем вы объясняете, о чем говорит эта сцена, почему она важна для понимания главной мысли. Между примерами должна быть смысловая связь. Важно указать ее в отдельном предложении. Виды смысловой связи: 

  • равноправие (оба примера показывают, что…).
  • противопоставление (однако этой сцене противопоставляется другая: …).
  • причина (рассказывая об этом поступке героя, автор говорит о причине такого поведения: …).
  • следствие (произошедшее приводит героя к мысли о том, что…). 
  • вопрос-ответ (автор задается вопросом… отвечая на него, он говорит о…).

Позиция автора

Проблема — вопрос, который задает автор. Абзац с позицией является ответом, к которому он приходит после размышлений. Для определения позиции нужно понять, зачем автор рассказывает историю, что он хочет доказать, чему научить. Кроме того, найти ее помогают лирические отступления, описание героев, отсылки к другим текстам и даже средства художественной выразительности. Иногда позиция автора выражена словами героев. Самое главное — найдите цитату, в которой дается ответ на поставленный вопрос. Не забывайте, что после цитирования должно следовать ваше пояснение. Выразить позицию автора можно такими фразами: 

  1. Позиция автора ясна: …
  2. Автор считает, что…
  3. Автор хочет донести мысль, что…
  4. Точка зрения автора на проблему выражена прямо: …

Своя позиция

В 27 задании нужно не только найти позицию рассказчика, но и высказать свою. Во-первых, необходимо выразить согласие или несогласие с автором («Я согласен с автором и тоже считаю, что роль искусства в жизни сложно переоценить»). Вы можете быть несогласны с мнением рассказчика, но нужно уметь аргументировать свою позицию. Очень важно не принижать автора и относиться с уважением к его словам. Во-вторых, необходимо обосновать свою точку зрения. Требуется объяснить ход ваших  мыслей, привести хотя бы один аргумент. Можно воспользоваться такой формулировкой: «Примером, подтверждающим мою точку зрения, является…». Что можно использовать для обоснования: 

  • литературу;
  • пословицы и поговорки;
  • песни;
  • фильмы;
  • исторические события;
  • примеры из культуры;
  • биографии известных людей;
  • научные факты, статистику;
  • логические рассуждения. 

Из-за чего можно потерять баллы

Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому: 

  1. неоправданные повторы (слово можно убрать/заменить на другое, и смысл не потеряется).
  2. клише (не нужно употреблять такие приевшиеся выражения, как «светлое будущее», «проходит красной нитью»).
  3. лишние притяжательные местоимения («наш текст», «в своей книге»).
  4. упоминание об актуальности и важности проблемы.
  5. ошибки в имени автора.        

Как оформлять цитаты в сочинении

За неправильное оформление цитат в 27 задании ЕГЭ по русскому языку проверяющие могут снять баллы за пунктуацию. Разберем несколько правил: 

  • прямая речь, цитата идет после слов цитирующего: 
  1. Автор пишет: «Ц».
  2. Автор пишет: «Ц!»
  3. Автор пишет: «Ц?»
  4. Автор пишет: «Ц…»
  5. Автор пишет: «…ц…» (если предложение взято не с начала и не с конца).
  • прямая речь, цитата идет перед словами цитирующего: 
  1. «Ц», — пишет автор. 
  2. «Ц?» — пишет автор.
  3. «Ц!» — пишет автор.
  4. «Ц…» — пишет автор.
  5. «…Ц…»  — пишет автор (предложение взято не с начала и не с конца). 
  • цитата как часть придаточного предложения: 
  1. Автор пишет, что «ц…».
  2. Автор пишет, что «ц… ц…» (если взята только часть цитаты).

Сочинение — важнейшее задание на экзамене по русскому. Если вы не разбираетесь в его написании, получить высокий балл не выйдет. Благодаря нашей статье вы узнали основные правила выполнения 27 задания по русскому. Но если оно по-прежнему вызывает у вас затруднения, стоит задуматься о курсах. На них вы сможете качественно подготовиться к ЕГЭ, узнать все секреты получения максимального балла. Но как бы вы не готовились к экзамену, мы желаем вам удачи.

Темы (проблемы) сочинений ЕГЭ по русскому языку

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку — достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

 

Определение темы (проблемы) текста — самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

 

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

 

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

 

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

 

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

 

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

 

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

 

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Как сохранить красоту русского языка?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

 

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Почему человек должен читать книги?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

 

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

 

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

 

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

 

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

 

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

 

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

 

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война — горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?


Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Обзор самых «проблемных» текстов, которые доставались одиннадцатиклассникам на ЕГЭ по русскому языку | Люблю читать, люблю писать

Фото из открытых интернет-источников

Фото из открытых интернет-источников

Под «проблемными» в данном случае я подразумеваю не те тексты, в которых можно выделить сразу много проблем, а те, с которыми у одиннадцатиклассников по той или иной причине возникли трудности.

В 2015 году таковыми оказались уже много раз упомянутые мною тексты В. Солоухина о выхухоли и Б.Екимова о состоянии современного русского языка, не просто вызвавшие скандал, а заставившие изменить требования к формулировке проблемы и написанию комментария (см. предыдущую публикацию).

В 2016 разработчики КИМов, видимо, напуганные прошлогодним скандалом с выхухолью и лавиной апелляций, очень аккуратно подбирали тексты. Неприлично-сложных, с которыми бы не справился ученик, ответственно готовившийся к ЕГЭ, я не припомню.

В 2017 кому-то из выпускников достался отрывок из романа Олега Куваева «Территория» про Бога Огня. Были те, кто не понял, что Бог Огня — это никакой не Бог, а простой геологоразведчик. Но к счастью, предложение из текста, находящееся почти в его конце, спасло ситуацию: «Против жадности слова силы не имеют. Против нее автоматы нужны». Даже самые непонятливые разглядели здесь проблему человеческой жадности, и беды не случилось.

А вот в 2018, когда ЕГЭ по русскому языку пришёлся в аккурат на день рождения А.С. Пушкина, кто-то из ФИПИ решил прикольнуться и многих одиннадцатиклассников Москвы ждал неприятный сюрприз в виде текста Д.Быкова о Чацком. Когда я потом в процессе обсуждения экзамена показывала этот текст своим ученикам, все они, испуганно крестясь, шептали: «Слава тебе, Господи, что нам ТАКОЕ не попалось».

Ну а в прошлом году все рекорды по возмущениям и шуточкам побил текст В.Драгунского «Он упал на траву» (про лопаты, как называют его между собой выпускники). Вот его часть:

(3)Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. (4)Лопаты. (5)Лопаты. (6)Лопаты. (7)Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. (8)Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. (9)Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. (10)Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. (11)Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

(12)И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. (13)Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

К чему я затеяла эту статью о «сложных» текстах? Думаете, для того чтобы повозмущаться тем, какие нехорошие составители? Отнюдь нет! Я как раз за то, чтобы тексты на экзамене были не только про дружбу, природу или необходимость чтения книг. Непредсказуемые, неоднозначные тексты побуждают думать, а не писать стандартные фразы, типа: «Позиция автора совершенно ясна». Моя цель — показать, что на экзамене надо быть готовым к любой неожиданности. Надо учиться видеть в тексте, например, про лопаты не только сами лопаты, но и неимоверную усталость разных людей, которые делают одно великое дело.

На экзамене никто не обещает лёгкой жизни и лёгких текстов, поэтому выбирайте что-нибудь посложнее и пробуйте писать. Мой вариант сочинения про «лопатных героев» здесь.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Также можете ознакомиться с образцами сочинений:

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.

сочинение по тексту В. Дудинцева «Встреча с берёзой»

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.

TRKI — сертификаты и экзамены TORFL

В языковом центре и гуманитарной библиотеке Университета Бергамо можно получить доступ к ряду специальных материалов для подготовки к сертификационным экзаменам TRKI-TORFL, классифицированных по уровням (от A1 до C2 из CEFR) в пяти различных языковых навыках.

Кроме того, во время семинара студенты могут пойти в офис 205 на Piazza Rosate 2 с 13:00 до 14:30, чтобы ознакомиться с подготовительными материалами и запросить их взаймы, если это необходимо.

Тем, кто намеревается сдать экзамен ТРКИ-ТРКИ, не посещая подготовительный курс специалиста и / или не сдав пробный тест, настоятельно рекомендуется пройти тест для самооценки по трем субтестам с одним выбором (грамматика и лексика, чтение, аудирование). ), с возможной проверкой ответов в режиме реального времени, и пройти два подтеста с множественным выбором (письмо и говорение) с оценкой квалифицированным лектором, включенным в книгу в мягкой обложке Testy, опубликованную Златоустом.

Форматы экзаменов (например, Testy в мягкой обложке в электронном формате) для всех уровней можно скачать здесь.

В качестве альтернативы для уровней от A1 до B2 можно бесплатно загрузить на свое устройство приложение TORFL GO (AppStore или GooglePlay), разработанное MAPRJAL (Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы), которое полностью воспроизводит Такой же формат экзаменов включен в мягкие обложки Testy и позволяет подсчитывать баллы в режиме реального времени.

Полная серия учебных материалов по шести уровням тестирования для сертификации ТРКИ-ТРКИ по русскому языку (как общее владение, так и, начиная с уровня В1, как профессиональный модуль), развивается в следующие книги в мягкой обложке, изданные Златоустом и Утверждено Минобрнауки России:

  • Стандарт или Требование

  • Testy (со звуковой дорожкой)

  • Leksičeskij минимум

  • Programma.

Эти базовые материалы, которые воспроизводят для каждого уровня всю структуру и фактическое содержание экзаменов, а также сообщают детали процедуры каждого отдельного теста и метода оценки, могут быть дополнены другими специальными материалами (учебниками грамматики, рабочими тетрадями, руководствами и т. Д.) тексты для чтения и беседы и т. д.) для каждого из пяти субтестов, из которых состоит экзамен. В частности, мы рекомендуем эти три издательства, специализирующихся на публикации учебных материалов для изучения и преподавания русского языка по государственной системе сертификации ТРКИ-ТРКИ: «Златоуст», «Русский язык курсы» и «Флинта».

Русский язык для иностранных студентов на подготовительном факультете

Иностранные граждане учились в Московском государственном университете медицины и стоматологии с 1950-х годов. Поэтому на подготовительном факультете было создано обучение студентов, не говорящих по-русски, русскому языку, чтобы они могли учиться в российских вузах по естественным наукам, в том числе по медицине.

На подготовительном факультете МГМСУ обучаются молодые люди из более чем 60 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Русский язык преподается на кафедре русского языка по оригинальной программе ОФ в соответствии с Госстандартом. В среднем курс длится 720 часов.

Русский язык преподается напрямую (русский / русский), а также через так называемый «язык-посредник» (например, английский). Программа состоит из двух предметов, а именно: базовое владение языком (повседневное использование и социальные и культурные сферы общения) и профессиональный командный / научный стиль (подъязык математики, химии, физики, биологии, нормальной физиологии, анатомии).

Факультет предоставляет студентам современные учебники, а также другие материалы, многие из которых были написаны членами нашей кафедры, поскольку они требовали конкретного, более глубокого изучения различных аспектов языка. Мы разработали различные языковые программы с упором на физику, химию, биологию — предметы, которые студенты будут изучать глубже позже, в университете.

На начальном этапе, для лучшего понимания и наглядности, наша кафедра создала прекрасную коллекцию видео и аудиоматериалов, состоящую из более чем 100 наименований.Это материалы для лабораторных работ по вводному курсу фонетики, тесты, учебные фильмы о России, а также фильмы по мотивам русской классической литературы.

Мы также придаем большое значение способности иностранных студентов адаптироваться к русской истории, культуре, обычаям и традициям. Экскурсии «Москва», «Красная площадь и Кремль», «Московский метрополитен», «Наш край», «Третьяковская галерея» и другие входят в обязательную программу для наших студентов.Каждый тур готовится тщательно с лингвистической точки зрения и с использованием материалов кафедры.

Русский язык также преподается тем студентам, которые планируют продолжить обучение в аспирантуре МГМСУ или других медицинских вузов России. Программа включает 600 часов для выпускников вузов и 1000 часов для резидентов. Программы специально разработаны для разных целей. Поэтому на кафедре разработаны учебники по различным специальностям, таким как ортодонтия, ортопедия, стоматологическая хирургия, педиатрия, медицинская радиология, общая хирургия, нейрохирургия и др.

Обучение в небольших группах (6-8 человек) дает возможность уделять больше внимания каждому ученику посредством индивидуальной работы.

Системная, многоплановая работа и индивидуальный подход преподавателей подготовительного факультета дает хорошие результаты, о чем свидетельствуют результаты экзаменов, замечания выпускников и их преподавателей различных доклинических и клинических дисциплин в университете.

Уровень владения русским языком выпускников ОФ соответствует Первому аттестату по Российской Сертифицированной Системе — Русский язык как иностранный (ТРКИ / ТРКИ), что дает возможность выпускникам ОФ сдать и сдать экзамен на международный Сертификат о знании русского языка в Центре тестирования иностранных студентов по русскому языку МГМСУ.

(PDF) Интервью по русскому языку как иностранному для соискателей гражданства Российской Федерации: структура и содержание

ISSN 2039-2117 (онлайн)

ISSN 2039-9340 (печатная версия)

Mediterranean Journal of Social Sciences

MCSER Publishing , Рим-Италия

Том 6 № 4 S4

Август 2015

101

ɌЗаключение

7.

Таким образом, анализ литературы по вопросам статьи, исследование целей, характера и специфики ЛИТ

РФЛ позволяет предложить следующее определение данного тестологического понятия: Лингво-дидактическое тестирование русского языка как иностранного

языка в форме собеседования — комплексное критериально-ориентированное средство измерения коммуникативной компетенции

иностранцы, реализуемые в форме специально организованных дискуссий на социально-культурные и социально-бытовые темы

тем.По сути, ЛИТ РФЛ соответствует современным социально-лингвокультурным реалиям русскоязычного сообщества.

Основными особенностями ЛИТ РФЛ являются аутентичность тестов, близость тестовых ситуаций к условиям естественного общения

носителей русского языка.

Исследование показывает, что факультативная структура LIT RFL является двухэтапной. Включение «этапа допуска

» позволяет надежно измерить уровень языковой компетенции испытуемых и, следовательно, точно определить их уровень.Второй этап, направленный на проверку уровня коммуникативной и лингвокультурной компетенции

, формирование испытуемого целесообразно организовать в форме комплексной беседы, интегрирующей тестовой — реактивной

репликации, тестовой — дискуссионной, коммуникативной и коммуникативной. ситуационные задачи (кейсы). Сложная структура второго этапа

позволяет точно определить, способен ли испытуемый «свободно воспринимать социокультурные и

эмоциональные особенности речи носителя языка, достигать целей общения… и продемонстрировать

различных тактик речевого поведения и свободного владения языком посредством выразительных средств в различных лексических и

грамматических

стилистических, синонимических и структурных отношениях »(Об утверждении требований …, 2014).

Список литературы

Аверьянова Г.Н., Беликова Л.Г., Ерофеева И.Н. [и др.] Примерные тесты по русскому языку как иностранному. Общее командование ..

Четвертый аттестационный уровень. Санкт-Петербург: Златоуст, ул. 2000 г.- 134 с.

Андрюшина Н.П., Владимирова Т.Е., Клобукова Л.П., Иванова А.С., Гапочка И.К., Куриленко В.Б. и другие. Государственный образовательный стандарт

РКИ. Первый уровень. Второй уровень. Профессиональные модули. — Москва — Санкт-Петербург: «Златоуст», 2000. — 56 с.

Балыхина Т.М., Афанасьева И.Н., Ельникова С.И., Иванова А.С., Исаев Н.П., Клобукова Л.П., Корчагина Е.Л., Костина С.Г.,

Румянцева Н. (2003). Государственное тестирование по русскому языку как иностранному для иностранных граждан

и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации.Примерный тест по русскому языку.

Москва, РУДН, 2003.

Балыхина Т.М., Румянцева Н.М. (2014). Тесты по русскому языку для трудовых мигрантов. О жизни в России. Москва: Дрофа.

112.

Балыхина Т.М. (2009). Основы теории тестирования и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного).

Москва: Русский язык, 2009. — 240 с.

Гапочка И.К., Куриленко В.Б., Титова Л.А.Требования к русскому языку как иностранному. II уровень владения русским языком

в образовательной, социальной и профессиональной сферах. Москва, РУДН, 2005.

Государственное тестирование по русскому языку как иностранному для иностранных граждан и лиц без гражданства при приеме в гражданство Российской Федерации

. (2003). Москва: Министерство образования; 2-е изд.

Должикова А.В. (2014). Особенности правового регулирования лингво-дидактического тестирования и интеграционного экзамена для иностранных граждан в Российской Федерации

.Тамбов: Грамота, 2014. №11. Часть 1. С. 75-81.

Должикова А.В., Козьменко В.М., Мосейкина М.Н., Киселева Е.В., Кажаева О.С. (2014). Интеграционный экзамен для иностранных граждан: зарубежный

Опыт, проблемы и перспективы организации в России: монография. М .: РУДН, 2014. — 123 с.

Отчет о результатах и ​​основных направлениях деятельности ФМС за 2013 год и плановый период 2014 — 2016 гг. 2014: [Электронный ресурс]. URL:

http://www.fms.gov.ru (дата обращения: 3.07.2015).

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом России

13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/ 70188244 / # text # ixzz32ngJnNml (дата обращения: 26.05.2014).

О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ

от 14 ноября 2002 г. № 1325 [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 964 от 28 декабря 2013 г. URL:

http: // www.консультант .ru / document / cons_doc_LAW_156579.

О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью

е 27.2

Закона РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]: Федеральный закон 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ .URL: http://www.rg.ru/

2012/11/14 / izmenenniya-dok.html (дата обращения: 31.07.1204).

О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и некоторые законодательные акты Российской Федерации

[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. № 71-ФЗ.URL: http://www.rg.ru/2014/04/23/grazhdanstvo-dok.html.

О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от

от 20 апреля 2014 г. № 74-ФЗ. URL: http://www.rg.ru / 2014/04/23 / inostrantsy-dok.html.

О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации

от 14 ноября 2002 г. № 1325 [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ № 1098 от 15 июля 2008 г. URL: http: //

www.rg.ru/2008/07/18/sertifikat-dok.html.

Международная служба НГТУ | Курсы русского языка

Быстрое меню

Уровни подготовки

1. Русский язык для начинающих

Для лиц без знания русского языка (преподавание на английском, немецком, французском): произношение, лексический минимум 500-1000 слов, базовая грамматика, понимание простых текстов (устных и письменных), простые диалоги и монологи на повседневные темы, разговорные формулы.
Продолжительность: 3-6 месяцев (22-25 часов в неделю)

2. Основной курс русского языка (начальный уровень)

Для лиц с минимальным уровнем знаний: коррекция произношения и грамматики, улучшение аудирования и разговорной речи.
Продолжительность: 6 месяцев (22-25 часов в неделю)

3. Основной курс русского языка (Advanced I)

Для лиц с хорошим практическим знанием русского языка: совершенствование навыков чтения (чтение и понимание непринятых текстов, в том числе художественных), составление различных видов письменных текстов, овладение нормальным темпом русской речи, свободное участие в дискуссиях, монологи на разные темы. социокультурные темы (русские идиомы).Понимание радио- и телепрограмм, фильмов.
Продолжительность: 9-12 месяцев (22-25 часов в неделю)

4. Основной курс русского языка (Advanced II)

Для тех, кто хорошо владеет русским языком: улучшение некоторых аспектов или стилей русского языка (русский для ученых, деловой русский и т. Д.). Изучение современной и классической русской литературы.
Продолжительность: 9-12 месяцев (22-25 в неделю)

5.Русский язык для филолога и курсы повышения квалификации учителей

Обновление и коррекция теоретических знаний по русской грамматике и лексике. Новые методики обучения русскому языку. Сделка. Анализ художественных текстов. Русская литература. Культурология.
Продолжительность: 3 месяца (22-25 в неделю)

6. Индивидуальное обучение

Профессиональный опыт наших преподавателей позволяет нам предлагать любые индивидуальные программы в соответствии с вашим уровнем и интересами.Обычно обучение проходит в группах по 6-8 человек. Группы формируются в соответствии с уровнем студентов, который определяется тестированием. Всегда возможно индивидуальное обучение. Особое внимание уделяется улучшению восприятия речи на слух и разговорных навыков как во время занятий, так и в центре аудирования. Упор также делается на исправление произношения и интонации. Студентам предоставляются пакеты письменных упражнений для расширения их активного словарного запаса и грамматики, художественные фильмы, телевизионные новости и документальные фильмы доступны в виде видео, текстовых и языковых программ в компьютерных классах.

Стоимость: 5 долларов за 1 час при групповом обучении и 8 долларов за 1 час при индивидуальном обучении.

Центр тестирования русского языка

Государственное тестирование по русскому языку для иностранных граждан введено в действие в Российской Федерации. Тестирование проводится в рамках единой государственной системы тестирования при Министерстве образования.

Единственный в России центр тестирования иностранных граждан в Новосибирске расположен на базе Новосибирского государственного технического университета.

Специальный Сертификат выдается для тестов всех уровней и для всех лиц, сдавших тесты. Сертификат является государственным документом и не имеет срока действия, но одинаково действует в России для российских организаций и зарубежных учреждений.

Есть 5 уровней, определяющих уровни владения русским языком как иностранным.

Базовый уровень

Получение положительной оценки на этом уровне свидетельствует о начальном уровне коммуникативной компетенции, что позволяет кандидату удовлетворять базовые коммуникативные потребности в ограниченном количестве повседневных и культурных ситуаций.

Аттестация-1

Получение положительной оценки на этом уровне свидетельствует о среднем уровне коммуникативной компетенции, что позволяет кандидату удовлетворять свои культурные, образовательные и профессиональные потребности в общении в соответствии с федеральными стандартами РФС (русский язык как иностранный).

Вышеуказанный Сертификат необходим для поступления в высшие учебные заведения России.

Уровень сертификации-2

Получение положительной оценки на этом уровне свидетельствует о высоком среднем уровне коммуникативной компетенции, что позволяет кандидату удовлетворять свои коммуникативные потребности во всех сферах коммуникации и осуществлять профессиональную деятельность в России в качестве специалиста соответствующей квалификации: гуманитарные, инженерные, естественнонаучные и др.

Данный сертификат необходим для получения диплома бакалавра или магистра в российских вузах (кроме степени бакалавра или магистра филологии).

Аттестация 3-го уровня

Получение положительной оценки на этом уровне свидетельствует о продвинутом уровне коммуникативной компетенции, что позволяет соискателю удовлетворить свои коммуникативные потребности во всех сферах коммуникации в России.

Данный сертификат необходим для получения диплома бакалавра филологии в российских вузах.

Уровень аттестации-4

Получение положительной оценки на этом уровне свидетельствует о свободном уровне коммуникативных навыков, аналогичном языку носителя языка.

Вышеупомянутый Сертификат требуется для получения степени магистра филологии в российском высшем учебном заведении и дает возможность заявителю заниматься всеми видами преподавательской, научной и исследовательской деятельности в сфере русского языка.

Что требуется для сдачи теста по русскому языку?

Для прохождения тестирования необходимо получить разрешение Международной службы НГТУ и зарегистрироваться в Центре тестирования не позднее, чем за 2 дня до тестирования.

Стоимость тестирования:

Базовый уровень 50 долларов США
Уровень 1 70 долларов США
Уровень 2 70 долларов США
Уровень 3 70 долларов США
Уровень 4 70 долларов США

Курсы подготовки к экзаменам:

1 неделя (20 часов) — 90 USD (групповые занятия)

Уроки:

Физическое лицо 10 USD (за 1 час)
Предварительный тест 25 долларов США

Тест занимает два дня:

1-й день — Тест по общему знанию русского языка.
— Грамматика и лексика 1-1,5 часа (в зависимости от уровня)
Чтение — 1 час
Письмо — 1 час
2 день — Языковой тест (в зависимости от специальности) (Грамматика, чтение, письмо, говорение, аудирование) Продолжительность тестирования 3,5 часа

Адрес:

Колесникова Наталья Ивановна Руководитель центра курсов и тестирования русского языка

Новосибирский государственный технический университет
20 av.Карл Маркс
Новосибирск 630092
Тел: (383) -3495957
Факс: (383) -3460209
E-mail: [email protected]

Летние курсы русского языка

Летняя программа изучения русского языка в Новосибирском государственном техническом университете.

Выбери четырехнедельные курсы в июне-августе в Новосибирске.

Общая информация

Летние курсы русского языка в Новосибирском государственном техническом университете предлагаются с июня по август.

Обучение проходит в группах по 10 человек; Группы формируются в соответствии с уровнем студентов, который определяется тестированием (Beginner, Elementary, Advanced).Особое внимание уделяется улучшению восприятия речи на слух и разговорных навыков как во время занятий, так и во время пребывания в центре аудирования. Упор также делается на исправление произношения и интонации. Студентам предоставляются пакеты письменных упражнений для расширения их активного словарного запаса и грамматики. Художественные фильмы, телевизионные новости и документальные фильмы доступны на видео, а текстовые и языковые программы также доступны в компьютерных классах.

Курсы длятся 4 недели.Обучение русскому языку ведется пять дней в неделю по 4 академических часа в день. Во второй половине дня предлагается обширная социально-развлекательная программа: знакомство с русской культурой, фольклором, прикладным искусством и классической музыкой, а также экскурсии в галереи и театры.

Дневной график:

09-00 — 09-30 Завтрак
10-00 — 13-00 — Уроки русского языка
13-00 — 14-30 — Ужин, свободное время
15-00 — 16-30 — Культурная деятельность
18-00 — 23-00 — Ужин, свободное время

Преподаватели летних курсов — это сотрудники кафедры русского языка Новосибирского государственного технического университета.Это выпускники вузов с ученой степенью по русской филологии и начальным знанием английского, немецкого и французского языков. Кафедра русского языка имеет многолетний опыт преподавания русского языка как иностранного.

Студенты летних курсов размещаются в двухместных комнатах в гостинице университета. Затраты на проживание НЕ включены в стоимость курса.

Социально-развлекательная программа

Мы приглашаем всех студентов продолжать практиковать русский язык и узнавать о нашем городе и нашей стране после уроков.Предлагаем следующие экскурсии и другие мероприятия на 4 недели.

неделя 1

Понедельник Автобусная экскурсия по Новосибирску (посещение Краеведческого музея, ужин в ресторане «Гриль Мастер»)
вторник Спорт (спортивные игры в спорткомплексе вуза)
Среда Экскурсия в Художественную галерею
Четверг Покупки
Пятница Ночной клуб «Вавилон»
суббота Экскурсия в зоопарк
Воскресенье Экскурсия на пляж «Неоком» (гребля, яхтинг и др.)

Неделя 2

Понедельник Экскурсия в Академгородок (посещение Геологического музея и Музея археологии и этнографии)
Вторник Спорт
Среда Посетить концертный зал
Четверг Морская прогулка по Оби
Пятница Посещение Дома Актеров (ужин и дискотека)
суббота и
воскресенье
Санаторий «Золотой берег» в деревне на Оби. море (4-разовое питание, размещение в двухместных номерах)

3 неделя

Понедельник Русскоязычный клуб
Вторник Спорт
Среда Посетить цирк
Четверг Морская прогулка
Пятница Посетить летнее арабское кафе «У Николая»
суббота и
воскресенье
Посетите Томск, старый сибирский город (проживание в двухместных номерах, завтрак, ежедневные экскурсии

4 неделя

Понедельник Посещение ботанического сада
Вторник Спорт
среда Посещение «Сибирской ярмарки»
Четверг Вечеринка в китайском ресторане при университетской гостинице
Пятница Посетить летнее арабское кафе «У Николая»
суббота и
воскресенье
Посещение летнего лагеря Новосибирского государственного университета за городом.

Затраты

Для 4-недельного курса (на человека в долларах США)

Языковой курс в группе по 3-4 человека 5 USD в час (с человека)
2 человека — 7 долларов в час (с человека)
индивидуально -10 долларов в час (на человека)
Социально-развлекательная программа 250-300 долларов США
Размещение (один человек в двухместном номере) 85-100 долларов США

* 1 USD ~ 75 рублей

Цены могут быть изменены без предварительного уведомления.

Стоимость автобусных туров (по Новосибирску, в Томск и за город) НЕ включена в общую стоимость.

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *