1 задание егэ русский как делать – теория и практика как делать с ответами

Содержание

Разбор задания №1 ЕГЭ по русскому языку


Главная информация, содержащаяся в тексте


Первое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять ключевую информацию, содержащуюся в нем, путем выбора двух правильных ответов из пяти вариантов. За успешное выполнение этого задания можно получить 2 первичных балла.

В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки.

Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующий алгоритм действий.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Определяем тему текста.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы.
  3. Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы.
  4. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста.
  5. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты ответов, в которых предложена информация, вообще не встречающаяся в тексте, сразу исключаем.
  6. Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль, различаясь лишь речевым оформлением.

Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте.


Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому


Текст — речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.

Тема текста — то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль (идея) текста — то, что хотел сказать автор читателю.

Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.

Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.


Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по русскому языку


Первое задание демонстрационного варианта 2018

Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность человека.
  2. В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
  3. Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
  4. В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение признаки, полезные для человека.
  5. Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – естественный отбор.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. <…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

  1. Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: тире указывает на определение понятия естественного отбора, кроме того, в тексте есть пояснительная конструкция.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «В природе решающим фактором жизни или смерти животных является естественный отборпроцесс в котором выживают только те виды, которые лучше всего приспособлены к окружающим условиям и способные дать здоровое потомство». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1, 2 и 5 не подходят, так как в тексте вообще ничего не говорится о человеке – ни о его деятельности, ни о пользе животных для него.
  4. Следовательно, правильные ответы 2 и 3. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 2,3.


Первый вариант задания

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых.
  2. Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной.
  3. Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование.
  4. Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков.
  5. Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – цифровая компетентность.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.

Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.

  1. Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: слова родители – подростки, школьники – родители, родители – подростки объединяются сочинительными союзами и, как…так и, ни…ни. Следовательно, оба эти понятия одинаково важны и неразрывны.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Родители и подростки значительно завышают свой уровень цифровой компетентности, который на самом деле составляет лишь треть от возможного. При этом они не желают самосовершенствоваться: мотивация слишком низкая». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 1 и 4 не подходят, так как в тексте понятия родитель – подросток неразрывны, а в этих предложениях речь идет либо о родителях, либо о подростках. Вариант 2 не подходит, так как в нем не упоминается о мотивации.
  4. Следовательно, правильные ответы 3 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.

Ответ: 3,5.


Второй вариант задания

Удивительное приспособление — перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.

(Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров.
  2. Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны.
  3. Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением.
  4. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина.
  5. Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – перо.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

Удивительное приспособление — перо!

Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны с его необыкновенно сложным строением.

Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья.

  1. Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: восклицательный знак в самом начале текста и используемые вводные конструкции указывают на восхищение автора текста пером, его строением и особыми свойствами.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Перо – обладает лучшими теплоизоляционными и аэродинамическими свойствами, хотя состоит из кератина. Особенным его делает строение. Именно перо выделяет птиц среди других живых существ». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Варианты 2, 3 и 4 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте. 2 предложение повествует лишь о теплоизоляционных и аэродинамических свойствах пера. Тут ничего не говорится о его строении. 3 и 4 предложения не содержат информации о свойствах пера.
  4. Следовательно, правильные ответы 1 и 5. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному. В них упоминается и о перьевом покрове птиц, и о строении пера, и о его уникальных свойствах.

Ответ: 1,5.


Третий вариант задания

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

  1. Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках.
  2. Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность.
  3. Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови.
  4. Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках.
  5. Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – глюкоза.
  2. Выделяем в нем ключевые слова и фразы:

Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.

Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.

  1. Анализируем смысловые конструкции текста, используемые в нем союзы: текст разделен на два абзаца; в первом говорится о действии глюкозы на организм, во втором – о важной роли сахара в рационе человека.
  2. Пересказываем текст, делая упор на его главный смысл – основную мысль (идею) текста: «Глюкоза – источник энергии. Продукты ее распада помогают организму справиться с физическими, умственными и эмоциональными нагрузками организма. Не стоит исключать сахар из рациона, так как сахар помогает мышлению». Обращаем внимание на то, что ключевые слова и фразы практически совпадают с исходным текстом.
  3. Сравниваем то, что получилось, с вариантами ответов. Вариант 1 противоречит содержанию предложенного текста. Варианты 2 и 3 не подходят: в них выражается только малая доля того, о чем говорится в тексте.
  4. Следовательно, правильные ответы 4 и 5. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.

Ответ: 4,5.

spadilo.ru

Как выполнять задание №1 ЕГЭ по русскому языку — Подготовка к ЕГЭ по русскому языку — Каталог статей

Как выполнять задание №1 ЕГЭ по русскому языку

Задание № 1 предполагает выбор из пяти вариантов двух ответов, в которых сокращение текстовой информации проведено с полным сохранением ее объема. Для анализа предлагаются тексты научного стиля, содержащие всего три предложения. Важно уяснить, что среди вариантов следует искать такие, в которых информация текста объединена. Так проверяется умение выпускников распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приемы сжатия текста.

Задание №1 сформулировано следующим образом:

В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

Казалось бы, что тут сложного? К сожалению, ошибки при выполнении этого задания встречаются довольно часто.

Следует обратить особое внимание на второе и третье предложения. Это так называемый смысловой центр текста. Именно во втором и третьем предложениях (аргументе и выводе) и содержится необходимая нам ГЛАВНАЯ информация. Следовательно, среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений. Необходимо помнить, что главная информация дана только в прямом значении, то есть точно и конкретно.

Внимательно прочитайте предложенный текст, выделите в нем ключевые слова, важные для понимания того, о чем идет речь. Помните, что нам нужна ГЛАВНАЯ, а не второстепенная информация (детали, различные пояснения, описания незначительных фактов, комментарии и т.п.).

Запомните: правильный ответ не может дублировать (дословно повторять) предложение из текста.

Рассмотрим конкретный пример :

Тестовое задание:

(1)Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. (2)Причина ка-жущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии — тысячные доли секунды. (3)Неудивительно <…>, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно не-подвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.

3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.

4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.

5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.

Внимательно прочитав задание, приходим к следующим выводам:

* первый вариант не подходит, так как не содержит информацию, содержащуюся во втором и третьем предложениях;

* во втором варианте в сжатом виде дана информация текста в целом;

* в третьем варианте ответа содержится информация только из второго предложения;

* в четвертом варианте содержится информация, которой нет в тексте;

* в пятом варианте сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации.

Таким образом, правильные ответы 25.

Помните, что за правильное выполнение задания №1 вы получите

два балла.

Желаю успехов!

russian2015.ucoz.com

Первое задание ЕГЭ по русскому языку. Как делать? — Шпаргалки ЕГЭ по русскому языку

Как делать задание под номером 1 в ЕГЭ по русскому языку? Поиск главной информации в тексте.

Логика размышления:
Из 5 предложенных предложений только два полностью совпадают по содержанию, в остальных    не хватает информации или её избыток. 
Например:
 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 
(1)Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. (2) Позднее люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, и это открытие стало одним из самых важных в истории человечества: оно позволило человеку самому добывать огонь, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу. (З) Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности, таких как приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.
  
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Когда люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры, они совершили величайшее открытие.

2. Умение добывать огонь было одним из важнейших открытий в истории человечества, обеспечившим в дальнейшем развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

3. В течение тысячелетий люди пытались овладеть огнём и, научившись его добывать, стали им пользоваться, когда нужно было согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

4. Умение пользоваться огнём позволило людям готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы,   изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.

5. Научившись добывать огонь, люди совершили одно из важнейших открытий, которое в дальнейшем обеспечило развитие новых технологий во многих сферах деятельности.

Логика размышления:
1. предложение  содержит информацию  о сути открытия, связанного с появлением огня
2. предложение  содержит  информацию об открытии + о последствиях открытия для развития технологий
3. предложение  содержит  перечисление  конкретных  последствий открытия 
4. предложение  содержит  перечисление  конкретных  последствий  открытия
5. предложение   содержит  информацию об открытии + о последствиях открытия для развития технологий
 На этом этапе совпали  2 предложение  с 5 предложением,   3 предложение с 4 предложением. Далее сопоставляем эти пары:
2 предложение  и 5 предложение  совпали полностью
3 предложение:    согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу, 4 предложение:  готовить и хранить пищу, обрабатывать металлы,   изготавливать стеклянные и керамические изделия, выделывать кожу.  Перечислены конкретные   примеры использования  огня.  Примеры не совпали.
Вывод: ответ 25 

vopvet.ru

Задание №1

На сегодняшний день поток информации растёт постоянно. Поэтому умение найти основную мысль текста, понять, какова цель автора, написавшего текст, — одно из важнейших и для школьников, и для студентов, и для всех, кто связан с изучением или ознакомлением большого потока информации.

 

Почему так важно сформировать у учащихся умение понимать основную мысль текста?

  • Это поможет сжато пересказать содержание произведения, что требуется как на уроках русского языка, так и при написании сжатого изложения.
  • Формируется умение внимательного, вдумчивого чтения текста, выделения его сути, ради чего оно и было написано автором.
  • Навыки определения основной мысли текста необходимы для написания экзаменационного эссе по русскому языку. Только поняв суть произведения, можно определить и проблему, поставленную в нем, и отношение автора к данной проблеме, и высказать свое ее понимание, верно подобрать аргументы для эссе. То есть любое сочинение начинается с того, что ученик определяет основную мысль текста.

Задание №1 на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году предполагает выявить, насколько выпускник понимает суть текста, его основную мысль, может отвлечься от второстепенного, владеет навыками сжатия текста.

Памятка         

1.Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.

2.Помните, что в ответе должно быть два номера.

2. Внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а  в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста — это то,

ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?

3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми.

4. Убедитесь, что два варианта ответа выбрали верно, что именно в них содержится главная, основная мысль текста. Только после этого запишите обе цифры в бланке ответов.

Варианты заданий №1 можно посмотреть  на этом сайте.

Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

ЕГЭ. Русский язык. ЭКСПРЕСС-ПОДГОТОВКА.

ЕГЭ. Русский язык.

Экспресс — подготовка.

 

Цели экспресс — подготовки:

1.Помочь выпускникам быстро подготовиться к ЕГЭ.

2.Предложить алгоритмы наиболее простого выполнения каждого задания на ЕГЭ.

3. Особое внимание уделить трудным вопросам, в которых чаще всего допускаются  ошибки.

4.Вспомнить теорию по темам.

5.Предложить варианты тестовых задний по каждому вопросу , предоставить  возможность проверить ответы (ответы даются в конце каждой статьи)

 

Ребята, это цели, которые я лично поставила перед собой.

Ваша задача – использовать данный материал, повторять теорию, делать тесты, систематически заниматься, и тогда желанные баллы обязательно будут вами получены на ЕГЭ.

 

Примечание.

По каждому вопросу на данном сайте есть достаточно большой теоретический материал (его легко найти в меню или через поиск). Используйте его в своей подготовке.

На сайте testy-klass.ru

вы можете найти тесты по заданиям с подробными ответами и комментариями.

 

Удачи вам!

Мельникова Вера Александровна

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Задания № 1-3. Текст

Задание  № 4. Орфоэпические нормы.

Задание № 5. Паронимы.

Задание № 6. Морфологические нормы.

Задание № 7. Лексические нормы.

Задание № 8. Синтаксические нормы.

Ошибки в предложениях с причастными оборотами.

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.

Ошибки в построении сложных предложений.

Нарушение видо-временной связи глаголов.

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Неправильное употребление числительных.

Неправильное употребление существительных с предлогом.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Задание № 9. Безударные гласные в корнях слов.

Задание № 10.Правописание приставок,Ъ и Ь знаков.

Задание № 11. Правописание суффиксов частей речи (кроме причастий и -Н-,-НН-).

Задание № 12. Правописание суффиксов причастий (кроме -Н-,-НН-) и окончаний глаголов.

Задание № 13. НЕ- с частями речи.

Задание № 14. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.

Задание № 15 .-Н-,-НН- в частях речи.

Задание № 16.Пунктуация в ССП и в предложениях с однородным членами.

Задание № 17

.Знаки препинания в предложениях с обособленным членами.

Задание № 18.Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.

Задание № 19.Знаки препинания в СПП.

Задание № 20.Знаки препинания в сложных предложениях  с разными видам связи.

Задание № 21.Знаки препинания.

Задание № 22.Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание № 23. Функционально-смысловые типы речи.

Задание № 24.Лексическое значение слова

Задание № 25.Средства связи предложений в тексте.

Задание № 26.Языковые средства выразительности.

Задание № 27. Сочинение. Рекомендации. Клише.

 

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

Разбор задания №3 ЕГЭ по русскому языку


Контекстное определение лексического значения многозначных слов


Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Для этого не требуется ничего зубрить — 3 номер ЕГЭ является одним из самых легких заданий экзамена. Ученику необходимо лишь подставить одно из приведенных значений нужного слова в контекст и посмотреть, соответствует ли оно смыслу текста и предложения.


Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку


Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый.

В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.

Алгоритм выполнения задания:
  • Внимательно читаем текст.
  • Внимательно читаем все предложенные варианты лексических значений указанного слова.
  • Выбираем верное значение, соответствующее контексту.
  • Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №3 ЕГЭ по русскому языку


Третье задание демонстрационного варианта 2018

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

  • Лицо, которое действует по чьему-н.  поручению,  выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
  • Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
  • Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
  • Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о естественном отборе в животной среде, где более жизнеспособные представители получают преимущество, а менее приспособленные погибают.
  • Вариант под номером один не подходит, так как в данном случае представители животных не действуют в чьих-либо интересах. Вариант 3 не подходит, так как представители животных не выражают чьих-либо интересов. Вариант 4 не подходит, так как в тексте речь идет не о людях, а о животных.
  • Вариант 2 оказывается самым близким по смыслу. В данном случае слово представитель обозначает как раз представителя группы животных.

Ответ: 2.


Первый вариант задания

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПОКАЗАТЬ

  1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
  2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
  3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
  4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
  5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
  6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
  7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.
Алгоритм выполнения:
  • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
  • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
  • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.

Ответ: 6.


Второй вариант задания

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты — лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ЗАКОН

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
Алгоритм выполнения:
  • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
  • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
  • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.

Ответ: 1.


Третий вариант задания

(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод.  (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы — очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

ЧИСЛО

  1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
  2. День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
  3. Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
  4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
  5. Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.
Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
  • После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
  • Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.

Ответ: 3.

spadilo.ru

Разбор задания №4 ЕГЭ по русскому языку


Орфоэпические нормы русского языка


Четвертое задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников правильно ставить ударение в различных словах. За правильное его выполнение можно получить один первичный балл; для этого нужно выбрать слово с неверно поставленным ударением. Постановка ударения нередко вызывает трудности даже у взрослых и образованных людей – орфоэпическая норма не всегда совпадает с привычным для нас вариантом произношения.

Для того чтобы верно выполнить данное задание, необходимо приложить некоторые усилия при подготовке. Помогут в этом приведенные ниже правила.


Теория к заданию №4 ЕГЭ по русскому языку


В глаголах, которые кончаются на «-ить», ударение падает на окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят):

  • включить – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;
  • звонить – звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
  • облегчить – облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;
  • укрепить – укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;
  • одолжить – одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;
  • вручить – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;
  • приручить – приручИшь, приручИт, приручИм, приручИте, приручАт;
  • щемить – щемИт;
  • накрениться – накренИт.

Исключения, в которых ударение не падает на окончание: опОшлить, освЕдомиться.

В глаголах женского рода в прошедшем времени ударение падает на окончание «а»:

  • бралА (бралАсь), убралА (убралАсь), понялА, сорвалА, обогналА, началА, навралА, ушлА

Исключения: глаголы прошедшего времени с приставкой «вы» — ударение в них переходит на приставку, а также следующие слова: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

В кратких страдательных причастиях женского рода в прошедшем времени ударение также падает на окончание:

  • занятА, созданА, снятА, заселенА

В глаголах, образованных от прилагательных, ударение падает на «-ить»:

  • легкий – облегчИть
  • глубокий – углубИть
  • сложный – усложнИть

Исключение: злой – озлОбить.

В действительных причастиях прошедшего времени, в которых есть суффикс «-вш-», ударение падает на гласную перед этим суффиксом; то же правило действует для деепричастий:

  • начАвший, понЯвший, завершАвший, скучАвший
  • начАв, понЯв, завершАв, отдАв, прибЫв

Исключение: исчЕрпав.

В следующих словах ударение падает на приставку:

  • изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый

Ударение не падает на корень «-бал-», поэтому:

  • избалОванный, баловАть, балУясь, балОванный, набаловАть

В причастиях прошедшего времени, образованных с помощью суффикса «-ённ-», ударение падает на данный суффикс в краткой форме мужского рода, а в краткой форме женского и среднего родов переходит на окончание:

  • отключённый – отключЁн – отключенА – отключенО
  • повторённый – повторЁн – повторенА – повторенО
  • приручённый – приручЁн – прирученА – прирученО
  • заселённый – заселЁн – заселенА – заселенО
  • включённый – включЁн – включенА – включенО

В существительных иностранного (в основном французского) происхождения ударение падает на последний слог:

  • жалюзИ, партЕр, бюрО, жюрИ, еретИк, диспансЕр, квартАл, некролОг

В отглагольных существительных ударение обычно совпадает с ударением в исходном глаголе:

  • обеспЕчить – обеспечЕние
  • НО провОдит газ – газопровОд

Однако: облегчИть – облегчЕние.

В следующих словах ударение является фиксированным и во всех падежах остается на корне:

  • аэропОрт – аэропОрты
  • шАрф – шАрфы
  • тОрт – тОрты
  • крАн – крАны
  • бАнт – бАнты

Ударение падает на приставку «за-» в таких словах, как:

  • зАгодя, зАтемно, зАсветло

Важно помнить, что это правило не применяется для слова завИдно.

Ударение падает на приставку «до-» в таких словах, как:

дОверху, дОнизу, дОсуха.

Важно помнить, что это правило не применяется для слов докраснА, добелА, донЕльзя.

Также нужно запомнить ударение следующих слов:

  • красИвее, красИвейший, слИвовый, кУхонный
Алгоритм выполнения задания
  • Внимательно читаем задание.
  • Мысленно произносим слова, предложенные в вариантах ответа, ставя ударение на разные слоги.
  • Слова, в которых ударение стоит правильно, не берем во внимание.
  • При сомнениях, вспоминаем правила постановки ударений в словах русского языка и исключениях их этих правил.
  • Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №4 ЕГЭ по русскому языку


Четвертое задание демонстрационного варианта 2018

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. нажИвший
  2. Отрочество
  3. жилОсь
  4. вернА
  5. взЯлась
Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • НажИвший – ударение поставлено верно, в действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -вш- ударение падает на гласную перед этим суффиксом; Отрочество – верно, нужно запомнить ; жилОсь – верно, в глаголах прошедшего времени ударение ставится на окончание; вернА – ударение поставлено верно, так как в кратких прилагательных ударение ставится на окончание.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает последнее слово: взЯлась или взялАсь? Вспоминаем правило: в глаголах 3 лица женского рода ударение падает на окончание. Значит, ударение стоит неправильно.

Ответ: взялась.


Первый вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. обогналА
  2. занятА
  3. корЫсть
  4. облЕгчит
  5. влилАсь
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Согласно правилу о глаголах женского рода прошедшего времени ударение в первых двух словах поставлено верно; то же относится и к варианту под номером 5. Ударение в слове «корысть» также стоит правильно, его нужно просто запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Ошибочным является вариант 4; это подтверждается и правилом о глаголах с окончанием инфинитива на «-ить-» — правильное ударение в этом слове стоит на букве «и». Итак, ответ – облегчит.

Ответ: облегчит.


Второй вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. нЕдуг
  2. ободренА
  3. плодоносИть
  4. свЁкла
  5. налитА
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • Ударение в слове под номером 2 поставлено верно, по правилу о кратких причастиях прошедшего времени, образованных от слов с суффиксом «ённ»: ободрённый – ободренА. В слове под номером 5 также все правильно: это – страдательное причастие женского рода прошедшего времени, ударение в котором падает на окончание. В слове под номером 4 ошибки в ударении нет: в словах с буквой Ё ударение часто падает именно на неё. То, в слове «плодоносить» ударение падает на «и», нужно просто запомнить
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает слово недуг. Нужно запомнить, что ударение в нем падает на букву У. Следовательно, это и будет правильным ответом.

Ответ: недуг.


Третий вариант задания

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. тортЫ
  2. положИл
  3. докумЕнт
  4. приручЁнный
  5. освЕдомишься
 Алгоритм выполнения:
  • Нужно найти слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.
  • ПоложИл – ударение стоит верно, в глаголах на -ить ударение падает на И, докумЕнт – слово нужно запомнить, прирученнЁнный – в причастиях прошедшего времени с суффиксом -ённ- ударение падает на этот суффикс, освЕдомишься – слово нужно запомнить.
  • В указанных выше словах ударение стоит верно.
  • Сомнения вызывает тортЫ. На самом деле, правильное ударение в нем – тОрты. Это нужно запомнить.

Ответ: торты.


Получается, что для уверенного знания правил постановки ударений в русском языке нужно периодически заглядывать в орфоэпический словарь; мы приводим такой словарь, в котором собраны слова, использующиеся для составления вариантов ЕГЭ.

словарь ударений для ЕГЭ по Русскому языку

spadilo.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *