Как связаны гены и признаки биология 8 класс – «Биология 8 класс. Наследственные болезни заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. Нередко ошибочно термины «наследственная.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Связь между геном и признаком

Гены определяют признаки организма по схеме: ген 6 белок 6 признак. Однако такая простая связь реализуется редко: обычно признак является интегрированным результатом нескольких процессов или метаболических реакций, и в его реализации принимают участие несколько белков — продуктов разных генов.

Кроме того, и экспрессия генов, и активность белков зависят от условий среды, в которой находится организм, и, следовательно, проявление признаков тоже зависит от среды.

Окраска животных — один из примеров, когда путь передачи генетической информации от ДНК к признаку организма расшифрован. Почти все позвоночные обязаны своїй окраской меланинам. Меланины существуют в двух формах: черные — эумеланины и желтые — феомеланины. Образуются меланины в организме из аминокислоты фенилаланина в результате длинной линейной цепочки ферментативных реакций. На первом этапе фермент фенилаланингидроксилаза превращает фенилаланин в аминокислоту тирозин.

Следующий фермент — тирозиназа — превращает тирозин в следующий продукт и т.д. Окраска шкуры млекопитающих зависит не только от наличия разных форм меланинов, но и от распределе- ния этих пигментов по длине волоса, котторое тоже находится под контролем генов. В типичном волосе окраска распределяется зонами: кончик черный (много эумеланина), далее идет желтая зона (феомеланин), снова черная (эумеланин), а основание белое, лишенное пигментов. Такой тип окраски волоса, чаще всего встречающийся у диких животных, называется типом агути (по имени южноамериканского грызуна, у которого он четче всего выражен). Каждая зона окраски контролируется своим геном, и наследственное смещение и расширение зон приводит к изменению окраски. Сердцевина волоса (мякотный слой) и наружная его часть (корковый слой) окрашиваются под управлением еще одного гена. В тех. случаях, когда черная сердцевина волоса просвечивает через неокрашенную оболочку, волос кажется голубым, например, у голубых песцов. Аналогично от количества, распределения и состава меланинов в радужной оболочке зависит цвет глаз.

Фермент тирозиназа кодируется геном С (от англ. colour — цвет). Если в этом гене возникает мутация, вызывающая полную инактивацию фермента, то меланины из тирозина не образуются и получаются животные альбиносы, волосяной и кожный покровы которых неокрашены, а через бесцветную радужную оболочку глаза просвечивают кровеносные сосуды, в результате чего глаза выглядят красными. Напротив, если активность тирозиназы повышена в результате мутации, усиливающей экспрессию гена С, то получаются животные меланисты — темные, прктически черные, например, черные пантеры. Мутации, затрагивающие гены, которые контролируют время и место экспрессии гена С, приводят к появлению неполных альбиносов — пегих, с окрашенными глазами и полостью рта.

Разновидность гена С, обозначаемая как Сh, кодирует тирозиназу с неустойчивой пространственной структурой молекулы: она теряет активность при 37оС. В этом случае меланин образуется только на охлажденных участках тела: у белых горностаевых кроликов на ушах, хвостах и лапах вырастает черная шерсть, то же происходит и у сиамских кошек.

Если выбрить у горностаевого кролика участок кожи на боку и прикладывать к нему лед, то шерсть на этом месте вырастет черная. Термочувствительная тирозиназа определяет сезонную смену окраски меха и перьев у зайцев, горностаев, белых куропаток и других животных. Летом, при повышенной температуре, тирозиназа не работает. Поэтому в клетках, где идет синтез волос или перьев, меланин не накапливается, и осенью, после линьки, отрастают белые мех. и перья. Зимой покровы охлаждены, тирозиназа активна, и после весенней линьки отрастают окрашенные шерсть и перья.

Тяжелая наследственная болезнь — фенилкетонурия — возникает в результате мутации, которая инактивирует ген, ответственный за синтез фермента фенилаланингидроксилазы, который предшествует тирозиназе в цепи синтеза меланина и превращает фенилаланин в тирозин. Образование из фенилаланина — это не единственный источник тирозина в организме, и тирозиназа находит тирозин для синтеза меланина. Однако больные фенилкетонурией имеют бледную кожу и обесцвеченные волосы. Такой неполный альбинизм является следствием того, что приток «сырья» для синтеза меланина резко уменьшен, и, кроме того, накапливающийся избыток фенилаланина ингибирует (не полностью подавляет) активность тирозиназы. Избыток фенилаланина приводит также к накоплению его производных — кислот с фенольным ядром, которые поражают центральную нервную систему, что приводит к неизлечимому слабоумию. Такое явление, когда один ген может оказывать влияние на несколько признаков (неполный альбинизм, слабоумие и др.), называется плеотропией.

Конечный результат фенотипического проявления гена зависит и от условий среды и от действия других генов. Одни гены почти не проявляют изменчивости в своїм фенотипическом выражении, тогда как для проявления других генов характерна высокая степень изменчивости. Изменчивость может быть обусловлена как тем, что не все особи, имеющие данный генотип, имеют соответствующий ему фенотип, так и тем, что степень проявления фенотипа различна у различных особей. Пенетрантность гена — это доля особей, у которых проявляется ожидаемый фенотип. Экспрессивность гена — это степень выраженности фенотипа у тех особей, у которых он проявился. Многие гены имеют посную пенетрантность и экспрессивность: например, нормальный ген С, ответственный за синтез активной тирозиназы. Однако люди, носители гена некоторых генетических болезней (например хореи Гентингтона), заболевают в разном возрасте (варьирующая экспрессивность) или не заболевают вовсе (неполная пенетрантность). Причинами варьирующей экспрессивности и неполной пенетрантности может быть влияние внешней среды (например, богатая питательная среда для микроорганизма с ауксотрофной мутацией) и(или) генотипа.


worldofscience.ru

Помогите плз по биологии 8 класс

С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.

Принадлежность человека к подтипу позвоночных определяется замещением хорды позвоночником, развитым черепом и челюстным аппаратом, двумя парами конечностей, головным мозгом, состоящим из пяти отделов.

Наличие волос на поверхности тела, пяти отделов позвоночника, сальных, потовых и млечных желез, диафрагмы, четырехка-мерного сердца, сильно развитая кора головного мозга и теплокровность свидетельствуют о принадлежности человека к классу млекопитающих.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных.

Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным), хорошо развитых ключиц, ногтей на пальцах, одной пары сосков млечных желез, замена в онтогенезе молочных зубов на постоянные, рождение, как правило, одного детеныша позволяют отнести человека к приматам.

Более частные признаки, такие как сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли

В то же время между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия. Только человек имеет истинное прямохождение. В силу вертикального положения скелет человека имеет четыре резких изгиба позвоночника, опорную сводчатую стопу с сильно развитым большим пальцем, плоскую грудную клетку.

Гибкая кисть руки — органа труда — способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Мозговой отдел черепа значительно преобладает над лицевым. Площадь коры больших полушарий и объем головного мозга значительно выше, чем у человекообразных обезьян. Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана такая деятельность, как конструирование, живопись, литература, наука. Наконец, только люди могут общаться друг с другом при помощи речи. Эти особенности строения, жизнедеятельности и поведения человека —результат эволюции его животных предков.

Биосоциальная природа человека выражается в том, что в его жизнь входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т. е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе нормами и ценностями путем усвоения знаний об этом обществе. Биологическая адаптация человека стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора. Последнее обстоятельство имеет важное экологическое значение и нашло свое отражение в экологическом подходе к определению понятия человек.

otvet.mail.ru

Презентация по биологии в 8 класса на тему «Наследственность и здоровье»

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии в 8 класса на тему «Наследственность и здоровье» ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Конспект урока по биологии 8 класс Учитель – Майко Е.А. Дата: Тема:. Наследственность и здоровье Цель урока: сформировать у учащихся знания о хранении наследственной информации, о доминантных и рецессивных признаках, объяснить, как связаны гены и хромосомы, гены и признаки, что представляет собой ген. Оборудование: ИКТ. Понятия: наследственность, ген, признак, генотип, фенотип, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки. Структура урока: 1. Организация 2. Целевая установка 3. Актуализация опорных знаний 4. Изучение новой темы 5. Итоговое закрепление 6. Домашнее задание 7. Комментирование оценок

2 слайд
Описание слайда:

Для обеспечения своего здоровья, здоровья своих детей и будущих поколений человеку важно знать закономерности наследственности. Наследственность – общее свойство организмов сохранять и передавать особенности строения и функций от предков потомству – процесс передачи генетической информации от одного поколения другому.

3 слайдОписание слайда:

Наследственная информация хранится в хромосомах. Основу хромосомы составляет молекула ДНК. Ген – это участок молекулы ДНК, отвечающий за синтез одной цепи белка. От состава белков зависят признаки организма. Общее количество генов в хромосомах человека приблизительно 60 тыс.

4 слайдОписание слайда:

Генотип – совокупность генов организма. Все клетки организма имеют одинаковый генотип, так как образуются из одной исходной клетки – зиготы. В процессе индивидуального развития клетки специализируются. В них реализуется только часть наследственной информации, поэтому клетки разных тканей и органов выполняют разные функции и синтезируют разные белки (клетки поджелудочной железы синтезируют инсулин). Постепенно в ходе развития формируются признаки организма определенного вида. Признак – любая особенность, которая выявляется при описании организма (цвет глаз, форма носа, способность лучше владеть левой рукой и т.п.).

5 слайд
Описание слайда:

Фенотип – совокупность признаков организма. Часто какой-либо ген определяет развитие одного признака — 1 ген = 1 признак Известно, что дети, родившиеся в семье, где один из родителей имеет черные волосы и карие глаза, а другой – светлые волосы и голубые глаза, скорее всего будут темноволосые и кареглазые.

6 слайдОписание слайда:

Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.

7 слайд
Описание слайда:

Признаки родителей, проявляющиеся уже в первом поколении потомков, называют доминантными. Признаки, которые подавляются, исчезают – рецессивными. Соответственно выделяют доминантные и рецессивные гены. Доминантные гены принято обозначать прописной буквой (А), рецессивные – строчной (а). Часто на формирование признака оказывают влияние многие гены.

8 слайдОписание слайда:

Цвет кожи определяется тремя парами доминантных и рецессивных генов (А, а, В, в, С, с). Люди с генотипом ААВВСС – все гены доминантные – имеют очень темную кожу. В случае отсутствия доминантных генов — генотип ааввсс – люди имеют очень светлую кожу. Все другие случаи представляют переходные варианты между темной и светлой кожей (генотип мулатов АаВвСс – коричневая кожа). Гены могут проявлять множественное действие, когда один ген контролирует развитие нескольких признаков. Иногда характер наследования зависит от пола человека.

9 слайдОписание слайда:10 слайдОписание слайда:

Домашнее задание: П.5 – учить, пересказывать, отв. на ?

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1294628

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём

Дополнительные сочинения

На этом уроке все желающие смогут изучить тему «Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём». Рассматриваемый урок является продолжением разговора о таинстве рождения. Из лекции вы узнаете о тех заболеваниях, которые могут возникать у человека (наследственных и врожденных),и заболеваниях, передающихся половым путем.

БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем

Шевяхова Юлия Олеговна

учитель биологии высшей категории, лауреат премии ПНПО, ЦО №1445

Большинство животных и значительная часть растений размножаются половым путем: каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – ма­теринской яйцеклетки и отцовского спермия. В XVII– XVIII вв. некоторые ученые полагали, что в половой клетке находится маленький зародыш, подобный взросло­му организму. Но в действительности в этих клетках никаких частей тела будуще­го организма не оказалось; они построены так же, как и любые другие клетки. По крайней мере яйцеклетки двух классов организмов знакомы каждому: яйца птиц и икра рыб. Пока не начал развиваться зародыш, в них нельзя разглядеть ни ма­леньких рыбок, ни какого-либо подобия птенца. Однако из куриного яйца появится именно цыпленок, а не утенок (не птенец вороны, голубя и т. д.).

Почему? Как передаются признаки от родителей потомкам?

Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и вол­нует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью. Вся наследственная информация заклю­чена в структурных элементах ядра клетки – хромосомах, в которых расположены гены.

Наследственная информация, заложенная в хромосомах и генах, может искажать­ся по сравнению с нормой, вызывая различные наследственные болезни. Они обна­руживаются примерно у одного новорожденного из 10 000. Из-за нарушений хро­мосомного аппарата половых клеток 55–60% всех зачатий у человека заканчиваются гибелью оплодотворенной яйцеклетки.

Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наруж­ных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

К таким наследственным болезням относится синдром Дауна, признаки которого описаны в 1886 г. английским врачом Лэнгдоном Дауном. Характеризуется это за­болевание врожденным слабоумием, характерным разрезом глаз, низким ростом, короткими и короткопалыми руками и ногами. Две трети детей с болезнью Дауна погибают в утробе матери. Причиной же болезни является лишняя, 24-я хромосома, ее присутствие сказывается уже с первых делений клеток зародыша.

К наследственным заболеваниям относится гемофилия (несвертываемость кро­ви), дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.

В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждени­ями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека на­иболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована пла­цента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наибо­лее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.

Большинство пороков физического развития формируется именно в первые три месяца внутриутробной жизни ребенка, когда происходит закладка его органов, об­разуются костная, кровеносная, дыхательная и другие физиологические системы.

Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриут­робное развитие организма ребенка.

Признаки заболевания – алкогольного синдрома плода:

— малая масса тела; уродства черепа и лица; пороки развития конечностей, внутренних органов, микроцефалия (недоразвитие черепа и головного мозга), недоразвитие глазниц и глаз; чрезмерное удлинение костей лица; недоразвитие лобных костей (низкий лоб), подбородка, уплотнение затылка; нос маленький и седловидной формы; уши расположены ниже, чем обычно; чрезмерно большой рот; косоглазие, сужение глазной щели, опущение верхнего века, водянка почек, волчья пасть и др.

Во многих случаях, чтобы спасти ребенка, приходится делать ему операцию сра­зу же после рождения. Но даже самые искусные руки хирурга, вооруженные самой современной медицинской техникой, не всегда могут исправить зло, причиненное алкоголем.

Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не при­водит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на раз­витии плода, а затем и родившегося ребенка.

Он заметно отстает в росте от здоровых сверстников, очень ослаблен и с боль­шим трудом справляется с любым заболеванием. Многие дети, причем даже те, у которых нет внешних пороков развития, страдают эпилепсией, расстройством речи, нарушениями зрения и слуха, неврозами, проявляющимися ночным недержанием мочи, страхами, беспричинными беспокойствами. Таким детям свойственна агрес­сивность.

       

Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители кото­рых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

Пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма значительно возрастает, когда он сочетается с другими токсическими веществами, например с табачным дымом. Усиливает действие алкоголя и прием некоторых медикаментоз­ных средств, например антибиотиков, гормональных препаратов.

Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Не поддаются существенному исправлению и нарушения нервно-психической деятельности. Как видите, реальные факты не оставляют места для оптимизма. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предуп­редить ее очень легко: ни рюмки, ни капли спиртного!

Биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего роди­тели, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые кон­такты и инфекции, передаваемые половым путем.

С легкой руки французского врача Ж. Бетанкура эти болезни были названы име­нем мифологической богини любви – Венеры. Впрочем, богиню любви обидели не­заслуженно: интимная близость, к сожалению, у людей возникает не всегда только в связи с этим высоким чувством.

Проанализируйте следующие факты и сделайте выводы на их основании:

1. Количество официально регистрируемых во всем мире случаев заболеваний, пере­дающихся половыми путем (ЗППП), ежегодно превышает 800 млн. Настоящие цифры заболеваемости, вероятно, гораздо выше (по некоторым данным, до 30–40% населения являются носителями одного из возбудителей ЗППП).

2. ЗППП, перенесенные в юном возрасте, сказываются на детородных функци­ях (до 25% молодых людей в нашей стране страдают бесплодием).

3. Кроме группы традиционных венерических заболеваний (сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз), выделяют другую группу ЗППП: урогенитальный хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, гарднерел-лез, трихомониаз, генитальный герпес, гепатит В и др.

4. Более 70% заразившихся сифилисом и примерно половина получивших го­норею не приходят к врачу сами, а выявляются в основном при профилактическом обследовании тех, кто имел половые или тесные бытовые контакты с больными.

5. Свыше 50% этих больных заразились в результате случайных добрачных или внебрачных связей. Срок знакомства с человеком, ставшим источником за­ражения, у большинства из них состоял от одного дня до… одного часа.

Выводы:

• ЗППП наносят значительный вред здоровью человека, отрицательно сказываются на потомстве.

• Низкая осведомленность населения о заболеваниях, передающихся половым путем, способствует росту уровня заболеваемости венерическими болезня­ми.

• Внебрачные сексуальные связи, случайные половые встречи всегда опасны, особенно если половой контакт произошел в состоянии опьянения, ибо ал­коголь повышает половое возбуждение и снижает бдительность.

• Недостаточная осведомленность о симптомах, течении, путях передачи и профилактики венерических заболеваний – причина позднего обращения к врачу.

В настоящее время известно около 20 венерических заболеваний, которые явля­ются одной из серьезных социальных и психологических проблем современности.

В борьбе с такими инфекциями, как чума, черная оспа, человечество (а именно медицина) добилась больших успехов. Так, черная оспа на земном шаре ликвидиро­вана полностью, чуму удерживают в зонах обитания возможных носителей микро­ба. Но совершенно неожиданно проявили огромное «упорство» ЗППП, которые давно уже лечат, но так и не научились еще предупреждать. Венерические болезни получили название «болезни поведения», так как связаны с нравственной распущенностью. Эти заболевания высоко контагиозны (от латинского «контагиум» – «за­разное начало») и излечиваются только с помощью медицины, поэтому существуют кожно-венерологические диспансеры, где оказывается профилактическая помощь и происходит лечение.

Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средства­ми защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.

dp-adilet.kz

Урок по биологии в 8 классе «Наследственные болезни»

Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем

Тип урока: изучение нового материала

 Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем.

Задачи урока:

а) предметные:

-охарактеризовать наиболее известные наследственные заболевания;

— сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;

-обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;

б) развивающие:

— развивать мышление;

— развивать умения обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,

-развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.

в) личностно-ориентированные (воспитательные,социализирующие):

воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства.

Тип урока: объяснение нового материала.

  1. Орг.момент

  2. Объяснение нового материала

Эпиграф: «Быть хорошо рожденным – право каждого ребенка» Л. Н. Толстой (слайд 2)

Все люди, безусловно мечтают о том, чтобы их дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми в жизни. Все родители хотят, чтобы их дети были похожи на них, и надеются на то, что они унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. И никто не хотел бы оставить своим детям в наследство болезни, ведущие к инвалидности, к короткой и неполноценной жизни. Однако хорошо известно не только то, что не все дети рождаются здоровыми и развиваются нормально, но и то, что существуют семьи, как бы отмеченные «печатью неблагополучия», в которых передаются из поколения в поколение те или иные заболевания.

Каждый организм берет начало от слияния двух половых клеток, гамет, – материнской яйцеклетки и отцовского сперматозоида.

Как же передаются признаки от родителей потомкам?

Таинство передачи признаков от родителей потомству всегда волновало и волнует до сих пор умы ученых и каждого из нас. Свойство передавать потомкам свои признаки называется наследственностью (слайд 3) .Вся наследственная информация заключена в хромосомах, в которых расположены гены.

Наследственные заболевания связаны с нарушениями генного аппарата зародышевых клеток (слайд 5). Если сперматозоид и яйцеклетка, а тем более обе эти клетки имеют какие — то дефекты к моменту оплодотворения, то при их слиянии образуется неполноценный зародыш.

Самым серьезным следствием изменений наследственного аппарата зародыша является неправильное формирование его органов, как внутренних, так и наружных. Нарушается строение и работа головного мозга, страдают, как правило, органы зрения и слуха.

К наследственным заболеваниям относится

— синдром Дауна (слайд 5) Симптомы этого заболевания легко выявляются по внешнему виду ребенка. Это и кожная складка во внутренних углах глаз, которая придает ему монголоидный вид, и, большой язык, короткие и толстые пальцы, постоянно приоткрытый рот, маленький нос с широкой переносицей, деформированные ушные раковины, плоский затылок. При тщательном обследовании у таких детей обнаруживаются пороки сердца, зрения и слуха, умственная отсталость, снижение иммунитета.

— гемофилия (несвертываемость крови)(доклад учащегося),

— дальтонизм (цветовая слепота), нарушение обмена веществ и многие другие.

В отличие от наследственных, врожденные заболевания связаны с повреждениями зародыша, происходящими в процессе его развития. Эмбрион человека наиболее уязвим в первые три месяца его развития, так как еще не сформирована плацента – защитный барьер развивающегося зародыша. В этот период плод наиболее чувствителен к вирусным инфекциям, лекарственным препаратам, курению, алкоголю.

Особое внимание хотелось бы обратить на пагубное влияние алкоголя на внутриутробное развитие организма ребенка. (слайд 11, 12, 13)

У женщин, употребляющих алкоголь, особенно во время беременности, ребенок может родиться с поражениями центральной нервной системой, в дальнейшем выявляется умственная отсталость, наблюдается расторможенность: несобранность, низкий уровень произвольного внимания, беспричинные беспокойства, плохая память и т.д.

Прием женщиной алкоголя в более поздние сроки беременности обычно не приводит к появлению видимых уродств, но весьма неблагоприятно сказывается на развитии плода, а затем и родившегося ребенка.

Проявления алкогольного синдрома обнаруживаются и у детей, родители которых вообще-то употребляли алкоголь редко и в умеренных количествах, но выпили перед зачатием или незадолго до него.

Рождение ребенка с алкогольной болезнью – непоправимое несчастье, ибо она не поддается лечению. Но если излечить алкогольную болезнь ребенка нельзя, то предупредить ее очень легко: никакого алкоголя!    

Заполнение таблицы

Наследственные и врожденные заболевания

Вид болезни

Наследственные

Врожденные

причины

Примеры

Мы знаем, что биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство. Человек имеет право на жизнь, здоровье и деторождение. Общество и прежде всего родители, обязано осознать всю ответственность перед детьми за их жизнь и здоровье. Для развивающегося эмбриона, а также плода опасны и наркотические вещества, и алкоголь, и никотин, и бесконтрольный прием лекарственных препаратов. Помимо «бытовых ядов» к повреждающим факторам относят беспорядочные половые контакты и инфекции, передаваемые половым путем. (слайд 14)

Болезни этой группы раньше назывались венерическими, по имени мифологической богини любви Венеры.

В настоящее время известно более 20 венерических заболеваний. Наиболее опасными из заболеваний, передающихся половым путем является СПИД и сифилис. (слайд 15, 16, 17)

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы

Болезни, передающиеся половым путем

Заболевание

СПИД

Гепатит В

Сифилис

Пути заражения

возбудители

Поражаемые структуры

Симптомы

Чтобы защитить себя от венерических болезней, следует осторожно относиться к выбору партнера, соблюдать меры личной профилактики, пользоваться средствами защиты, после каждого случайного полового контакта необходимо обратиться к врачу за советом или профилактического осмотра. Каждому человеку необходимо помнить: болезнь легче предупредить, чем лечить.

  1. Закрепление изученного материала.

Заполнить кроссворд


По горизонтали: 3. Способность передавать признаки потомкам. 4. Процесс слияния половых клеток. 5. Заболевание, при котором поражается иммунная система. 7. Зародыш организма до его рождения. 8. Женская половая клетка. 9. Индивидуальное развитие организма. 10. Одно из важнейших свойств живого организма. 11. историческое развитие организма.

По вертикали: 1. Носитель наследственной информации в ядре . 2. Заболевание, при котором плохо свертывается кровь. 5. Мужская половая клетка. 6. Зародышевая клетка.

Задание на дом.Дополнительный материал. Составить кроссворд.
выберите те жизненные ценности, которые важны для Вас и расставьте их приоритетность (на первое место поставьте самое важное).

Порядковый номер

Жизненные ценности

Счастье

Престижная работа

Образование

Здоровье

Карьера

Семья

Деньги

Хорошая зарплата

Недвижимость

Карьера

Что же Вы выбрали? В какой последовательности?

Человек может иметь престижное образование, великолепную работу, карьерный рост, но человек в среднем болеет 5-6 раз в год, а некоторые и 280 дней в году. Задержится ли такой специалист на работе?

Счастье? У каждого из нас свое представление о счастье и спокойствие, но мы не можем быть безгранично счастливыми, если неизлечимо больны.

Семья? Безусловно, семья играет важнейшую роль в нашей жизни, но если в семье тяжело больной человек, вряд ли эта семья счастлива и счастлив этот человек.

У человека может быть неизмеримое количество денег, машин, недвижимости, но если он неизлечимо болен – никакие деньги не смогут ему помочь.

Фредди Меркьюрри имел состояние в 28 млн. долларов, но он умер в 40 лет от СПИДа. Здоровье купить он себе не смог.

Так что же, из этих жизненных ценностей должно стоять на первом месте?

infourok.ru

Размножение. Биология 8 класс рабочая тетрадь Сонин



187. Запишите определения.

Гомологичные хромосомы — хромосомы, содержащие одну и ту же линейную последовательность генов и образующие пары во время мейоза.

Диплоидный хромосомный набор — набор хромосом в соматических клетках организма, который содержит два гомологичных набора хромосом, из которых один передается от одного родителя, а второй — от другого.

188. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужской половой системы, обозначенных цифрами.

189. Выпишите органы, составляющие женскую половую систему.

Женская половая система состоит из парных яичников, фаллопиевых труб, матки, влагалища, больших и малых половых губ, клитора, бартолиниевых желез и молочных желез.

190. Дополните предложения.

Мужские половые клетки — сперматозоиды образуются в яичках. Женские половые клетки — яйцеклетки образуются в яичниках.

191. Запишите определения.

Оплодотворение — слияние яйцеклетки и сперматозоида.

Зигота – зародышевая клетка, образующаяся в результате оплодотворения.

Плацента — «детское место» — это важнейший и абсолютно уникальный орган, существующий только во время беременности. Она связывает между собой два организма — матери и плода, обеспечивая его необходимыми питательными веществами.

192. Каковы строение и функции плаценты?

Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной около 5 см. В ней соприкасаются, не сливаясь друг с другом, кровеносные сосуды матери и зародыша. Через плаценту происходит снабжение зародыша питательными веществами, кислородом. Она также защищает зародыш от чужеродных веществ.

193. Объясните, в чём преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.

Преимущество полового размножения по сравнению с бесполым заключается в том, что в диплоидной зиготе объединяются гаплоидные наборы хромосом разных клонов организмов, а, кроме того, при последующем образовании гамет происходит обмен гомологичными участками хромосом между гомологичными хромосомами исходных гаплоидных наборов (кроссинговер ). Таким образом, особи, возникшие при половом размножении, имеют новые, различающиеся между собой генотипы. При этом достигается перекомбинация наследственных свойств родителей, что увеличивает изменчивость и дает более богатый материал для естественного отбора. Приспособительные возможности и скорость эволюции организмов, размножающихся половым путем, оказывается, таким образом, существенно выше.

194. Дайте характеристику основных этапов развития человека.

Рождение. У появившегося на свет ребенка расправляются легкие, с первым криком он начинает дышать самостоятельно.

После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребенок становится самостоятельным.

Новорождённый. Новорожденный ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса его тела значительно увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения.

Грудной ребёнок. В грудном возрасте малыш растет особенно быстро. Примерно с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров.

В этот период ребенок должен получать полноценное питание. Лучше всего дети усваивают белки, жиры и углеводы женского молока, поэтому так важно именно грудное вскармливание. Кроме того, материнское молоко содержит антитела и, таким образом, защищает ребенка от многих болезней.

Детство. В период от 1 года до 3 лет у ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

Половое созревание у девочек начинается в 11 —12 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки: у девочек расширяется таз, округляются бедра, увеличиваются молочные, у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос.

Подростковый возраст. В 12—16 лет у подростков усиливаются

вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 15—16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы — поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Юношеский возраст. Этот возраст (16—21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов практически достигают своей зрелости.

Зрелый возраст. Строение тела в зрелом возрасте (22—60 лет) изменяется мало.

В пожилом возрасте (61—74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов. Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения.

Тренировочные задания 12.

Задания уровня А

А1. – 2.

А2. – 3.

А3.– 1.

А4. – 3.

А5. – 2.

А6. – 1.

А7. – 2.

А8. – 2.

А9. – 2.

А10. – 2.

Задания уровня В

В1. – 1,3,4.

В2. – 2,4,6.

resheba.com

Презентация по биологии на тему «Роль генов в определении признаков» (8 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему «Роль генов в определении признаков» (8 класс) ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Гены — это . . . Проблемный вопрос:

2 слайдОписание слайда:

Роль генов в определении признаков Учитель биологии Литвинова Алина Галимжановна

3 слайдОписание слайда:

Цели урока: Учащиеся будут: объяснять роль генов в определении признаков

4 слайдОписание слайда:

Критерии успеха: Ученик дает определение термину «ген». Объясняет роль генов в определении признаков. Различает доминантные и рецессивные признаки, определяемые генами. Решает генетические задачи, определяя какие признаки унаследует потомство.

5 слайдОписание слайда:

Лексика и предметная терминология: ген генотип геном альтернативные признаки доминантные признаки рецессивные признаки

6 слайдОписание слайда:

Просмотр видео «Ген» https://twig-bilim.kz/film/glossary/gene-5518/

7 слайдОписание слайда:

Ген – элементарная единица наследственности, представляющая собой участок молекулы ДНК, который содержит информацию о первичной структуре одного белка. http://www.mayoclinic.org/tests-procedures/genetic-testing/multimedia/genetic-disorders/sls-20076216

8 слайдОписание слайда:

Термин «ген» (от греч. genos – рождение, образующий) предложил в 1909 г. датский биолог Вильгельм Иогансен (взамен ранее употребляемых понятий «наследственный зачаток», «наследственный фактор»).

9 слайдОписание слайда:

Гены в хромосомах расположены линейно. Одни из них кодируют белки, другие несут информацию о рРНК и тРНК. Есть гены, которые ничего не кодируют, а контролируют функцию других генов. Есть «молчащие» гены, функции которых не проявляются.

10 слайдОписание слайда:

Роль генов: единица наследственности, обеспечивающая формирование какого-либо признака и передачу его в ряду поколений некоторые гены отвечают за формирование нескольких признаков контролирует клеточные процессы на молекулярном уровне, обеспечивая биосинтез белка (ферментов) контролирует функции других генов

11 слайдОписание слайда:

Видео «Как горох Менделя помог нам понять генетику» https://www.youtube.com/watch?v=vYneUU6cTH0

12 слайдОписание слайда:

Генетические символы ♀ Женский организм ♂ Мужской организм Р Родительские организмы × Знак скрещивания F1,F2 Гибриды первого и второго поколения А Ген кодирующий доминантный признак а Ген кодирующий рецессивный признак АА Генотип гомозиготной особи по доминантному признаку аа Генотип гомозиготной особи по рецессивному признаку Аа Генотип гетерозиготной особи по одному признаку

13 слайдОписание слайда:

Генотип – совокупность всех генов одного организма. Геном — совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. Доминантный ген — ген, выраженный в фенотипе независимо от присутствия в геноме другого аллеля этого гена. Рецессивный ген — генетическая информация, которая может подавляться воздействием доминантного гена и не проявляется в фенотипе. Рецессивный ген способен обеспечить проявление определяемого им признака только в том случае, если находится в паре с соответственным рецессивным геном.  http://dic.academic.ru

14 слайдОписание слайда:

Решение задач на моногибридное скрещивание × ♀ ♂ гаметы А А а а F 1 А а А а А а А а Р Фенотип 1 : 0 А Генотип 1 : 0 А а а Потомство: G

15 слайдОписание слайда:

× ♀ ♂ А а А а А А А а А а а а Р Решение задач на моногибридное скрещивание А а а А гаметы Фенотип 3: 1 Генотип 1 : 2 : 1 Потомство: G F 1

16 слайдОписание слайда:

Решить задачу × ♀ ♂ А А а а Р

17 слайдОписание слайда:

Решение задач на моногибридное скрещивание × ♀ ♂ гаметы А А а а F 1 А а А а А а А а Р Фенотип 1 : 0 А Генотип 1 : 0 А а а Потомство: G

18 слайдОписание слайда:

Решить задачу × ♀ ♂ А а А а Р

19 слайдОписание слайда:

Решение задач на моногибридное скрещивание × ♀ ♂ гаметы А а А а F 1 А А А а А а а а Р А А а а G Фенотип 3: 1 Генотип 1 : 2 : 1 Потомство:

20 слайдОписание слайда:

Решить задачу: Потомство циркового тигра Айса всегда рождается добрым и легко приручаемым, несмотря на агрессивность котят в других семьях. Следовательно: доминирует ( ) ген, а рецессивен ген ( ), а Айс был ( )_по данному признаку. Читать материал: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/967.html Домашнее задание:

21 слайдОписание слайда:

Рефлексия:

22 слайдОписание слайда:

https://twig-bilim.kz/film/glossary/gene-5518/ http://www.mayoclinic.org/tests-procedures/genetic-testing/multimedia/genetic-disorders/sls-20076216 https://www.youtube.com/watch?v=vYneUU6cTH0 http://licey.net/free/6-biologiya/20-sbornik_zadach_po_genetike_s_resheniyami/stages/30-3_primer_resheniya_i_oformleniya_zadach.html http://www.xumuk.ru/encyklopedia/967.html Источники:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-548882

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *