Урок онлайн. Введение в общую биологию — Современные уроки биологии
4. Значение биологии
1. Предмет и задачи биологии. Семья биологических наук
Биология — это наука о жизни. В настоящее время она представляет совокупность наук о живой природе.
Биология изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.
ЧИТАТЬ
С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир.
Сначала от этого зависела его жизнь. Первобытным людям необходимо было знать, какие живые организмы можно употреблять в пищу, использовать в качестве лекарств, для изготовления одежды и жилищ, а какие из них ядовиты или опасны.
С развитием цивилизации человек смог позволить себе такую роскошь, как занятие наукой в познавательных целях.
Исследования культуры древних народов показали, что они имели обширные знания о растениях, животных и широко их применяли в повседневной жизни.
Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году и Жаном Батистом Ламарком.
Современная биология — комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук — прежде всего физики, химии и математики.
Семья биологических наук
2. Основные направления развития современной биологии
В настоящее время условно можно выделить три направления в биологии.
Классическая биология | Эволюционная биологи | Физико-химическая биология |
---|---|---|
Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. | Раздел биологии, изучающий происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции. | Исследует строение живых объектов при помощи современных физических и химических методов. Это быстро развивающееся направление биологии, важное как в теоретическом, так и в практическом отношении |
ЧИТАТЬ
Во-первых, это классическая биология. Ее представляют ученые-натуралисты, изучающие многообразие живой природы. Они объективно наблюдают и анализируют все, что происходит в живой природе, изучают живые организмы и классифицируют их. Неправильно думать, что в классической биологии все открытия уже сделаны.
Во второй половине XX в. не только описано много новых видов, но и открыты крупные таксоны, вплоть до царств (Погонофоры) и даже надцарств (Архебактерии, или Археи). Эти открытия заставили ученых по-новому взглянуть на всю историю развития живой природы, Для настоящих ученых-натуралистов природа —- это самоценность. Каждый уголок нашей планеты для них уникален. Именно поэтому они всегда среди тех, кто остро чувствует опасность для окружающей нас природы и активно выступает в ее защиту.
Второе направление — это эволюционная биология.
В XIX в. автор теории естественного отбора Чарлз Дарвин начинал как обычный натуралист: он коллекционировал, наблюдал, описывал, путешествовал, раскрывая тайны живой природы. Однако основным результатом его работы, сделавшим его известным ученым, стала теория, объясняющая органическое разнообразие.
В настоящее время изучение эволюции живых организмов активно продолжается. Синтез генетики и эволюционной теории привел к созданию так называемой синтетической теории эволюции. Но и сейчас еще есть много нерешенных вопросов, ответы на которые ищут ученые-эволюционисты.
Созданная в начале XX в. нашим выдающимся биологом Александром Ивановичем Опариным первая научная теория происхождения жизни была чисто теоретической. В настоящее время активно ведутся экспериментальные исследования данной проблемы и благодаря применению передовых физико-химических методов уже сделаны важные открытия и можно ожидать новых интересных результатов.
Новые открытия позволили дополнить теорию антропогенеза. Но переход от животного мира к человеку и сейчас еще остается одной из самых больших загадок биологии.
Третье направление — физико-химическая биология
3.Развитие биологии как науки.
Развитие биологических знаний
Современная биология уходит корнями в древность и связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся ученых, внесших вклад в развитие биологии. Назовем лишь некоторых из них.
Ученый | Вклад в развитие биологии |
---|---|
Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) | дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней. Его считают основоположником медицины. |
Аристотель (384—322 до н. э.) | делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии. |
Теофраст (372—287 до н. э.) | изучал растения. Им описано более 500 видов растений, даны сведения о строении и размножении многих из них, введены в употребление многие ботанические термины. Его считают основоположником ботаники. |
Гай Плиний Старший (23—79) | |
Клавдий Гален (131 год — около 200) | в своих научных исследованиях широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны. Изучал центральную и периферическую нервную систему. Историки науки считают его последним великим биологом древности |
Леонардо да Винчи (1452 — 1519) |
внес определенный вклад и в развитие биологии. Он изучал полет птиц, описал многие растения, способы соединения костей в суставах, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, сходство костей человека и животных. |
Андре́ас Веза́лий (1514-1564) | врач и анатом, лейб-медик Карла V, потом Филиппа II. Младший современник Парацельса, основоположник научной анатомии. |
Карл Линней (1707-1778) | предложивший систему классификации животных и растений |
Карл Максимович Бэр (1792—1876) | в своих работах сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложившие научные основы эмбриологии. |
Жан Батист Ламарк | в 1808 г. в работе «Философия зоологии» поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции. |
Зоолог Теодор Шванн (1818—1882) и ботаник Маттиаса Якоб Шлейден (1804—1881) | Создатели клеточной теории. Клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарлза Дарвина |
Ч. Дарвин | опубликовал в 1859 г. свой основной труд «О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в котором сформулировал основные положения теории эволюции, предложил механизмы эволюции и пути эволюционных преобразований организмов |
Луи Пастер (1822—1895), Роберт Кох (1843—1910), Илья Ильич Мечников | В XIX в. благодаря их работам в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология |
Грегор Мендель, Гуго де Фриз | Основатели генетики |
ЧИТАТЬ
В средние века господствующей идеологией была религия. Подобно другим наукам, биология в этот период еще не выделилась в самостоятельную область и существовала в общем русле религиозно-философских взглядов. И хотя накопление знаний о живых организмах продолжалось, о биологии как науке в тот период можно говорить лишь условно.
Эпоха Возрождения является переходной от культуры средних веков к культуре нового времени. Коренные социально-экономические преобразования того времени сопровождались новыми открытиями в науке.
Во второй половине XV в. естественнонаучные знания начинают быстро развиваться. Этому способствовали географические открытия, позволившие существенно расширить сведения о животных и растениях. Быстрое накопление научных знаний о живых организмах вело к разделению биологии на отдельные науки.
В XVI—XVII вв. стали стремительно развиваться ботаника и зоология.
Изобретение микроскопа (начало XVII в.) позволило изучать микроскопическое строение растений и животных. Были открыты невидимые для невооруженного глаза микроскопически малые живые организмы — бактерии и простейшие.
К концу XIX в. как отдельные науки выделились паразитология и экология.
XX век начался с переоткрытия законов Грегора Менделя, что ознаменовало собой начало развития генетики как науки.
В 40—50-е годы XX в. в биологии стали широко использоваться идеи и методы физики, химии, математики, кибернетики и других наук, а в качестве объектов исследования — микроорганизмы. В результате возникли и стали бурно развиваться как самостоятельные науки биофизика, биохимия, молекулярная биология, радиационная биология, бионика и др. Исследования в космосе способствовали зарождению и развитию космической биологии.
В XX в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология. Это направление, несомненно, будет стремительно развиваться и в XXI в. Более подробно об этом направлении развития биологии вы узнаете при изучении главы «Основы селекции и биотехнологии».
В настоящее время биологические знания используются во всех сферах человеческой деятельности: в промышленности и сельском хозяйстве, медицине и энергетике.
Чрезвычайно важное значение имеют экологические исследования. Мы, наконец, стали осознавать, что хрупкое равновесие, существующее на нашей маленькой планете, легко разрушить. Перед человечеством встала грандиозная задача — сохранение биосферы с целью поддержания условий существования и развития цивилизации. Без биологических знаний и специальных исследований решить ее невозможно. Таким образом, в настоящее время биология стала реальной производительной силой и рациональной научной основой отношений между человеком и природой.
4. Значение биологии
Роль биологии
Классическая биология. Эволюционная биология. Физико-химическая биология.
1. Какие направления в развитии биологии вы можете выделить?
2. Какие великие ученые древности внесли заметный вклад в развитие-биологических знаний?
3. Почему в средние века о биологии как науке можно было говорить лишь условно?
4. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
5. Какова роль биологии в современном обществе?
6. Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
7. Роль биологии в современном обществе.
8. Роль биологии в космических исследованиях.
9. Роль биологических исследований в современной медицине.
10. Роль выдающихся биологов — наших соотечественников в развитии мировой биологии.
Насколько изменились взгляды ученых на разнообразие живого, можно продемонстрировать на примере разделения живых организмов на царства. Еще в 40-е годы XX столетия все живые организмы делились на два царства: Растения и Животные. В царство растений включались также бактерии и грибы. Позднее более детальное изучение организмов привело к выделению четырех царств: Прокариоты (Бактерии), Грибы, Растения и Животные. Данная система приводится в школьной биологии.
В1959 г. было предложено делить мир живых организмов на пять царств: Прокариоты, Протисты (Простейшие), Грибы, Растения и Животные.
Данная система часто приводится в биологической (особенно переводной) литературе.
Разработаны и продолжают разрабатываться и другие системы, включающие 20 и более царств. Например, предложено выделить три надцарства: Прокариоты, Археи (Архебактерии) и Эукариоты, Каждое надцарство включает несколько царств.
biology-online.ru
Поиск видеороликов — Современные уроки биологии
mlns=»http://www.w3.org/1999/xhtml» prefix=»og: http://ogp.me/ns# video: http://ogp.me/ns/video# music: http://ogp.me/ns/music# ya: http://webmaster.yandex.ru/vocabularies/»>
Поиск видеороликов — Современные уроки биологииПоиск видео роликов
-
01:39:55
Сумерки цивилизации. Полный фильм (2011)
Фильм посвящен глобальному системному кризису: экологическому, социально-экономическому, политическому и культурному. В фильме есть некоторые спорные моменты — например, подсчеты запасов минерального сырья. Пока не ясно, будем ли мы в ближайшем будущем расходовать их еще быстрее, чем сейчас,…
114 0 13 февраля 2015 Основы экологии
- 00:00:32
-
00:03:30
Сумчатые
Учебное видео для 7 класса, тема «Млекопитающие»
164 1 21 сентября 2014 Класс…
- 00:09:44
- 00:01:57
- 00:03:49
- 00:00:22
- 00:00:31
-
00:14:51
Систематика инфузорий
Систематика инфузорий — трубач, стилонихия, сувойки, сосущие инфузории Учебный фильм для студентов по зоологии беспозвоночных Кафедра зоологии ТНУ Фильм Скляренко Дмитрия Редактор: Александр Стрюков Текст читал: Дмитрий Кундрюцкий
448 2 13 сентября 2014 Простейшие
-
00:08:36
Саркодовые
Саркодовые — Раковинный корненожки, фораминиферы, радиолярии, солнечники Учебный фильм для студентов по зоологии беспозвоночных Кафедра зоологии ТНУ Фильм Скляренко Дмитрия Редактор: Александр Стрюков Текст читал: Дмитрий Кундрюцкий
303 2 13 сентября 2014 Простейшие
- 00:00:31
-
00:12:40
Синапсы (с 35мм). Учебный фильм
Авторские права на учебный фильм принадлежат Первому Московскому Государственному Медицинскому Университету им. И.М.Сеченова. Допускается использование фильма только с образовательными целями.
357 1 24 марта 2014 Регуляция и…
-
00:03:17
Строение ядра. Учебный ролик
Ядро отделено от цитоплазмы двухслойной мембраной пронизанной порами. Внутри ядро заполнено кариоплазмой, в которой находятся ядрышки. В ядрышках формируются рибосомы, которые участвуют в синтезе белка. Важнейшая часть ядра – ДНК, упакованная в хромосомы. ДНК способна реплицироваться…
1147 9 12 ноября 2013 Клетка….
-
00:01:20
Строение и функционирование митохондрий. Учебный ролик
Митохондрии – собственные энергетические станции клеток, которые преобладают в активно работающих тканях. Митохондрии имеют двухслойную мембрану: наружную и внутреннюю. Внутренняя мембрана образует кристы, на которых с участием ферментов происходит синтез молекул АТФ. Фосфатные связи этих…
585 0 11 ноября 2013 Клетка….
- 00:02:03
- 00:17:46
- 00:00:41
- 00:02:03
- 00:02:03
- 00:01:00
biology-online.ru
Поиск видеороликов — Современные уроки биологии
mlns=»http://www.w3.org/1999/xhtml» prefix=»og: http://ogp.me/ns# video: http://ogp.me/ns/video# music: http://ogp.me/ns/music# ya: http://webmaster.yandex.ru/vocabularies/»>
Поиск видеороликов — Современные уроки биологииПоиск видео роликов
-
01:20:53
Анатомия и физиология человека. Часть IV
Отправьтесь в поразительное, захватывающее интеракивное путешествие в мир анатомии и физиологии! Этот фильм позволяет в буквальном смысле заглянуть внутрь человеческого тела, подробно изучить его строение, основные системы и их функции, химический состав. Вы сможете рассмотреть модели…
501 0 5 мая 2015 Человек, 8 класс
-
01:05:12
Анатомия и физиология человека. Часть III
Отправьтесь в поразительное, захватывающее интеракивное путешествие в мир анатомии и физиологии! Этот фильм позволяет в буквальном смысле заглянуть внутрь человеческого тела, подробно изучить его строение, основные системы и их функции, химический состав. Вы сможете рассмотреть модели…
291 0 5 мая 2015 Человек, 8 класс
-
01:44:28
Анатомия и физиология человека. Часть I
Отправьтесь в поразительное, захватывающее интеракивное путешествие в мир анатомии и физиологии! Этот фильм позволяет в буквальном смысле заглянуть внутрь человеческого тела, подробно изучить его строение, основные системы и их функции, химический состав. Вы сможете рассмотреть модели…
757 1 5 мая 2015 Человек, 8 класс
-
01:41:09
Анатомия и физиология человека. Часть II
Отправьтесь в поразительное, захватывающее интеракивное путешествие в мир анатомии и физиологии! Этот фильм позволяет в буквальном смысле заглянуть внутрь человеческого тела, подробно изучить его строение, основные системы и их функции, химический состав. Вы сможете рассмотреть модели…
279 0 5 мая 2015 Человек, 8 класс
-
00:25:24
Амфибии — All about Amphibians
Представители класса амфибий — водно-наземные животные: взрослые со своими четырьмя конечностями и легочным дыханием в большой степени приспособлены к наземному образу жизни, а личинки живут в воде и имеют жаберное дыхание. Отдельные исключения только подтверждают это правило.
680 1 10 декабря 2014 Класс Земноводные
- 00:00:19
- 00:07:59
- 00:05:10
- 00:03:34
- 00:01:23
- 00:12:15
-
00:09:46
Амёба протей
Амёба — Учебный фильм для студентов по зоологии беспозвоночных Кафедра зоологии ТНУ Фильм Скляренко Дмитрия Редактор: Александр Стрюков Текст читал: Дмитрий Кундрюцкий
374 5 13 сентября 2014 Простейшие
- 00:00:34
-
00:06:59
Андреас Везалий. Энциклопедия
Везалий (Vesalius) Андреас (31.12.1514, Брюссель, — 15.10.1564, остров Занте), естествоиспытатель эпохи Возрождения, основоположник научной анатомии. Изучал медицину в Монпелье, затем в Париже. В 1537 в Базеле получил степень доктора хирургии. С 1539 преподавал анатомию в Падуанском…
177 1 7 сентября 2014 Ученые-биологи
- 00:03:18
- 00:01:14
- 00:07:57
biology-online.ru
Онлайн-уроки по биологии
Вводное занятие для чайника в астрономии.
Множественный аллелизм. Аллельное и неаллельное взаимодействие
Физические явления в живой и неживой природе. Что необходимо знать , изучая физическое явление. Что такое биофизика? Что такое электрическое явление?
Что такое пестик?
Способ передвижение оленя?
Тема: «Координация и регуляция».
Что такое Фотосинтез?
Отдел покрытосеменные. Общая характеристик, в том числе: 1. Как размножаются и расселяются покрытосеменные растения? 2.Как происходит двойное оплодотворение у цветковых растений?
Многообразие земноводных и их охрана. и их значение.
Экономика, власть и сословия в России в начале 17 века.
Строение и жизнедеятельность насекомых . Поведение. Инстинкты.Типы ризвития. Их значение.
Домашнее задание по биологии.
Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Класс брюхоногие.
Низшие и высшие споровые растения.
Тридцатилетняя война.
Высшие споровые растения.
Тип Кишечнополостные. Гидра. Кольчатые черви Тип Моллюски. Системы органов.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Класс паукообразные. Класс насекомые.
Как размножаются млекопитающие?
Разнообразие кишечнополостных.
Вторичное и первичное строение корня и стебля.
В связи с чем животным необходимо избавиться от образующихся в процессе жизнедеятельности веществ?
Видоизменения побега и лист.
Вторичный стебель.
Количество пищи, съедаемой в течение суток маленькой землеройкой, превосходит массу ее тела в 2-4 раза. А тигр, имеющий массу 250-300 кг, довольствуется 10-12 кг мяса в сутки. Почему существует такое несоответствие в количестве пищи, съедаемой различными животными?
www.tutoronline.ru