Биология 9 класс органоиды клетки таблица – План-конспект урока по биологии (9 класс) на тему: Уроки биологии в 9 классе. Строение клетки. Органоиды клетки. Клеточная теория. | скачать бесплатно

Презентация биология 9 класс «Органоиды клетки и их функции»

Текст этой презентации

Слайд 1

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Органоиды клетки и их функции»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Слайд 2

Клетки растений, грибов и животных имеют сходное строение
Каждая эукариотическая клетка состоит из частей- клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. В цитоплазме находятся органоиды и включения. В основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения.

Слайд 3

Органоидыклетки и их функции
Б-9кл. П. 8
Классификация органоидов Мембранные органоиды Немембранные органоиды
01.11.2016

Слайд 4

Слайд 5

Классификация органоидов

Слайд 6

Эндоплазматическая сеть
Система канальцев, трубочек, полостей, цистерн, имеющих мембранное строение

Объем ЭПС составляет 30-50 % всего объема клетки

Слайд 7

Функции эпс
Шероховатая Гладкая
Синтез белков (шероховатая) Синтез липидов и углеводов (гладкая) Транспортируются вещества внутри клетки Ферменты, встроенные в мембраны, обеспечивают жизнедеятельность клетки

Слайд 8

Комплекс Гольджи
цистерны
пузырьки
Состоит из пакетов уплощенных цистерн, плоских мешочков, полостей, пузырьков, образованных гладкой мембраной

Слайд 9

Функции комплекса Гольджи
1. Накапливаются различные органические вещества (белки, полисахариды, жиры), «упаковываются» в виде секрета. 2.Образуются лизосомы

Слайд 10

Лизосомы
Небольшие овальные тельца с трехслойной мембраной . Заполнены пищеварительным ферментом

Слайд 11

Функции лизосом
Участвуют во внутриклеточном пищеварении, изливая свое содержимое в полость фаго- и пиноцитозных пузырьков. Расщепляют старые и отмершие органоиды клетки

Слайд 12

Митохондрии
Сферические, овальные, округлые тельца Имеют 2 мембраны На внутренней мембране находятся ферменты

Слайд 13

Функции митохондрий
Энергия связей питательных веществ запасается в химических связях молекул АТФ «Энергетические станции» клетки

Слайд 14

Пластиды
В хлоропластах идет фотосинтез Хромопласты определяют цвет плодов, цветков В лейкопластах запасается крахмал

Слайд 15

Рибосомы
Округлые тельца, состоящие из 2 частиц – субъединиц Большая часть рибосом находится в эндоплазматической сети, в цитоплазме

Слайд 16

Функции рибосом
В рибосомах идет синтез белка

Слайд 17

Клеточный центр
Состоит из 2 центриолей, расположенных под углом друг к другу. Центриоли состоят из микроволокон и микротрубочек

Слайд 18

Функции центриолей
Центриоли участвуют в формировании нитей веретена деления

Слайд 19

Вакуоли
Клетки растений имеют вакуоли
Это крупный пузырек, заполненный клеточным соком
Чем старше клетка, тем крупнее вакуоли

Слайд 20

Клеточная стенка
Клетка
растительная
животная

Слайд 21

СРАВНЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
Растительная клетка Растительная клетка Животная клетка
Сходство Сходство Сходство
Сходный химический состав Сходный химический состав Сходный химический состав
2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности
3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации
Различия Различия Различия
1. Отсутствует клеточная стенка 1. Клеточная стенка из целлюлозы 1. Клеточная стенка из целлюлозы
2. Гетеротрофный способ питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания

3. Резервный углевод — гликоген 3. Крупная вакуоль 3. Крупная вакуоль

Слайд 22

СРАВНЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
Растительная клетка Растительная клетка Животная клетка
Сходство Сходство Сходство
Сходный химический состав Сходный химический состав Сходный химический состав
2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности 2. Сходны по основным проявлениям жизнедеятельности
3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации 3. Единый принцип организации
Различия Различия Различия
1. Отсутствует клеточная стенка 1. Клеточная стенка из целлюлозы 1. Клеточная стенка из целлюлозы
2. Гетеротрофный способ питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания 2. Наличие хлоропластов, автотрофный тип питания
3. Резервный углевод — гликоген 3. Крупная вакуоль 3. Крупная вакуоль

Слайд 23

Домашнее задание

§ 8 заполнить таблицу «Сравнение строения клеток эукариот и прокариот».
Органоид Эукариоты Прокариоты
Ядро
Клеточная мембрана
Цитоплазма
Рибосомы
Митохондрии
ЭПС
Комплекс Гольджи
Пластиды

Слайд 24

Литература и источники
Автор учебника: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология». 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М. Вентана-Граф. 2012 CD-диск. Биология. Основы общей биологии. 9 класс. 1С: Школа. Образовательный комплекс ЗАО «1С», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» СD-диск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. 9 класс.

topslide.ru

Урок биологии в 9 классе «Органоиды клетки»

МБОУ – ООШ с.Веселое Моздокского района РСО-Алания

Автор: учитель химии, биологии Талицких Марина Владимировна

Тема урока: Органоиды клетки и их функции.

Цели и задачи урока:

обучающие: Разобрать особенности строения органоидов клетки – мембранных и немембранных;

развивающие: расширить знания об органоидах клетки: ЭДС, Комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, пластида, рибосома, клеточный центр;

воспитательные: формирование познавательного интереса.

здоровьесберегающие технологии: следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Средства обучения: ИКТ, презентация «Главные части и органоиды клеток».

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка знаний:

Строение клетки – мембрана.

Ядро.

Цитоплазма.

Два типа клеток.

Вирусы.

Основная часть:

Две группы органоидов в клетке.

       

      Мембранные Немембранные

      Составление таблицы:

      Органоид

      Особенности строения

      Функции

       

      Мембранные

      1. Эндоплазматическая сеть (ЭДС)

      гладкая шероховатая

      Система в виде трубочек, мешочков, плоских цистерн;

      шероховатая ЭДС усеяна рибосомами

      — рибосомы на шероховатой ЭДС синтезируют белки;

      — гладкая ЭДС синтезирует и накапливает липиды и углеводы;

      — ЭДС участвует в транспортировке в-в

      2. Комплекс Гольджи

      Состоит из цистерн, трубчатых структур, вакуолей и транспортных пузырьков

      — накопление и «упаковка» химических соединений;

      3. Лизосома

      Пузырек с ферментами

      — внутриклеточное пищеварение

      4. Митохондрия

      Органоид овальной формы, у которого стенки образованы двумя мембранами – наружной и внутренней;

      Внутренняя мембрана образует много складок – кристы.

      Имеют собственную ДНК и способны к делению.

      — Клеточное кислородное дыхание и преобразуют энергию (энергетическая станция клетки)

      5. Пластиды

      Окружены двойной мембраной, образуя складчатые выросты – тилакоиды.

      — фотосинтез

      — синтез органических веществ

      Немембранные

      6. Рибосома

      Микроскопические тельца, состоящие из р-РНК и белка.

      Состоят из двух субъединиц – большой и малой.

      Субъединицы синтезируются в ядрышке.

      — Осуществляют синтез белка.

      — Большинство прикрепляется к мембранам шероховатой ЭПС, часть лежит свободно в цитоплазме.

      7. Клеточный центр

      Из области клеточного центра расходятся многочисленные микротрубочки,

      поддерживающие форму клетки и играющие роль своеобразных рельсов для движения органоидов по цитоплазме.

      Несмотря на свои малые размеры, клетка является сложной биологической системой. Типичной клетки не существует, но у разнообразных клеток много общих признаков.

      Пластиды.

       

      Строение хлоропласта.

       

      Закрепление: Презентация «Главные части и органоиды клеток»

      Д/з: § 8 стр 28-30

        Плазматическая мембрана

        или

        Список литературы и Интернет-ресурсов:

        Учебник И.Н.Пономарева «Биология» 9 класс, «Вентана-Граф», 2015 г.

        http://prezentacii.com/biologiya/2340-glavnye-chasti-i-organoidy-kletok.html

        https://yandex.ru/images/search?text=%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B&stype=image&lr=33&noreask=1&source=wiz

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Таблица по биологии на тему: Строение и функции органоидов. 9 класс.

          Строение и функции органоидов клетки

          Основные органоиды
          Особенности строения
          Выполняемые функции

          Ядро
          Шаровидное или овальное
          Регулирует все процессы биосинтеза, обмена веществ и энергии, идущие в клетке; осуществляет передачу наследственной информации

          Ядерная оболочка, состоящая из двух мембран с порами
          Ограничивает ядро от цитоплазмы; дает возможность осуществляться обмену между ядром и цитоплазмой

          Ядерный сок, или кариоплазма, полужидкое вещество
          Среда, в которой находятся ядрышки и хроматин

          Хроматин нити ДНК, в период деления закручиваются в спираль, образуя плотные образования, называемые хромосомами
          В ДНК заключена наследственная информация клетки

          Ядрышки плотные округлые тельца
          В них синтезируются рРНК и белки, из которых формируются рибосомы

          Цитоплазма
          Внутренняя полужидкая среда мелкозернистой структуры. Содержит ядро и органоиды
          Обеспечивает взаимодействие ядра и органоидов. Выполняет транспортную функцию

          Клеточная мембрана
          Образована двойным слоем молекул липидов и молекулами белков. У растений снаружи покрыта слоем клетчатки

          Защитная, обеспечивает форму клеток и их связь между собой, избирательно пропускает внутрь клетки необходимые вещества и выводит продукты обмена. Осуществляет фагоцитоз и пиноцитоз

          Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
          Образована системой каналов в цитоплазме

          ЭПС шероховатая
          Мембраны покрыты рибосомами
          Осуществляет синтез ряда веществ (в первую очередь белков), необходимых организму

          ЭПС гладкая
          Я°Мембраны гладкие
          Является транспортной системой клетки

          Рибосомы
          Небольшие шарообразные органоиды
          Синтез белков

          Комплекс Гольджи
          Состоит из полостей, от которых постоянно отделяются крупные и мелкие пузырьки
          Накапливает вещества, синтезируемые клеткой. Использует их в клетке или выводит во внешнюю среду

          Лизосомы.
          Небольшой пузырек, окруженный мембраной.
          Пищеварительная.

          Митохондрии
          Форма различная. Покрыты наружной и внутренней мембранами. Внутренняя мембрана имеет многочисленные складки и выступы

          weburok.com

          Конспект урока по биологии 9 класс «Органоиды клетки»

          КЛЕТКА


          Цель и задачи урока:

          Цель: помочь учащимся сформировать знания о строении и функционировании основных компонентов клетки, обеспечить понимание мембранного характера организации клетки.

          Задачи: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний, организовать деятельность учащихся по коррекции знаний. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения лицеистами комплекса уже полученных ими знаний. Создать мотивацию на дальнейшее изучение нового материала по предмету.

          Для учащихся: сегодня мы с вами с помощью ИКТ сформируем и актуализируем знания о мембранных органоидах клетки, их строении и функциях, а также продемонстрируем на практике, как мы умеем применять свои знания по данному разделу.

          Оборудование: компьютер, мультимедийный центр, таблица «Строение растительной и животной клетки», оформление доски, дидактический материал (тест).

          ЭТАПЫ

          ЦЕЛЬ ЭТАПА

          ЗАДАНИЕ

          ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Организация урока

           

          Подготовка кабинета к работе.

          Опрос по пройденной теме

          Проверка и оценка знаний.

          1

          тестирование

          Органоиды клетки

          Актуализация

           

          Сообщение учащегося. Работа со схемой «Части клетки»

          Изучение и закрепление нового материала

          Одномембранные

          Органоиды

          2

          Работа со схемой «Органоиды клетки»

          Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов

          Двухмембранные органоиды

          3

          Сообщения учащихся с демонстрацией слайдов

          Сравнение митохондрии и хлоропласта

          4

          Анализ таблицы и плакатов

          Закрепление
          Подведение итогов
          Рефлексия

          5

          Устная работа со слайдами

          Ход урока.

          1. Организационный момент (1 минута).

          2. Опрос по пройденной теме.

          Тест. (4 минуты)

          1.К активному транспорту через плазмалемму не относится:

          а. пиноцитоз;

          б. фагоцитоз;

          в. осмос;

          г. натриево-калиевый насос.

          2. Способность плазмалеммы пропускать одни вещества и не пропускать другие называется:

          а. диффузией;

          б. цитокинезом;

          в. буферностью;

          г. аутолизом.

          3. Клеточная мембрана имеет двойной слой:

          а. белков;

          б. жиров;

          в. фосфолипидов;

          г. воска.

          4. Гликокаликс выполняет функции:

          а. распознавания и защиты;

          б. транспорта;

          в. всасывания;

          г. опоры.

          5. Диффузия мелких молекул осуществляется через:

          а. белки;

          б. фосфолипиды;

          в. в основном через белки;

          г. и через белки, и через фосфолипиды.

          Взаимопроверка по ключу на доске (1-в;2-в;3-в;4-а;5-б).

          3. Объяснение нового материала (26 минут).

          3.1. Сообщение учащегося (о важности изучения клетки) (2 минуты),

          (опережающее задание).

          3.2. Клетка – основа жизни. Сегодня мы продолжим её изучение. Вспомните, из каких частей она состоит? ( на экране – схема)(2 минуты).

          * Почему выделяют именно эти части?

          * Почему в гиалоплазме так много воды?

          3.3. О тех, кто обеспечивает эти важнейшие процессы жизнедеятельности в клетке и поговорим.

          (тема урока, цели).

          Органоиды (органеллы) — постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций. Каждый органоид имеет определенное строение и выполняет определенные функции.

          Существуют различные виды органоидов (схема на экране).

          Сегодня мы поговорим о мембранных органоидах (4 минуты).

          3.4. Вспомним наших давних знакомых, с которыми мы уже встречались в 6 и 9 классах. 3.4.1. Итак, одномембранные органоиды:

          1.ЭПС. (сообщение учащегося; проектирование изображения органоида и основной информации о нём на экране).

          * Почему ЭПС является одним из крупнейших органоидов клетки, занимая от 30 до 50% её объёма?

          2.Комплекс Гольджи.

          * В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени может быть развит комплекс Гольджи? С чем это связано?

          * Верно ли, что комплекс Гольджи контролирует такие процессы как автолиз и автофагия? Каким образом?

          3. Лизосомы.

          * Почему иногда лизосомы кроме внутриклеточного пищеварения участвуют в процессах автофагии и автолиза?

          3.4.2. Двумембранные органоиды.

          1. Пластиды.

          * Почему хлоропласт зелёный?

          * В каких частях растений чаще всего можно встретить хромопласты и лейкопласты?

          2. Митохондрии.

          * Почему разрушение одной из мембран митохондрии грозит гибелью клетке?

          * Где больше крист – в клетках мышц или в клетках кожи? Чем это можно объяснить?

          3.5. Проанализируйте таблицу. Какие выводы из этого можно сделать?

          4. Закрепление (3 минуты).

          4.1. Как называется органоид клетки, изображенный на рисунке, который представляет собой единый аппарат биосинтеза?

          А – аппарат Гольджи;

          Б – митохондрия;

          В – хлоропласт;

          Г -эндоплазматическая сеть с рибосомами.

          4.2. Какой буквой на рисунке обозначен органоид, в котором происходит образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света?

          4.3. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых сложные органические вещества под воздействием ферментов расщепляются до более простых с освобождением небольшого количества энергии?

          4.4. Какой буквой на рисунке обозначены структуры, в которых происходит взаимодействие триплетов иРНК и тРНК в процессе биосинтеза белка?

          Самопроверка по ключу на доске (1-Г;2-А;3-Ж;4-А).

          5. Подведение итогов урока (2 минуты).

          • Объявление отметок;

          • Домашнее задание (параграфы 8, 9 читать, заполнить таблицу).

          6. Рефлексия (4 минуты). По методике «Приём Синквейна» (реакция на состоявшееся событие).

          Я сейчас вас попрошу написать пятистишие, в котором:

          1 строчка – существительное, которое хотим обозначить;

          2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное существительное;

          3 строчка – три глагола, обозначающих действие того существительного;

          4 строчка – четыре слова, характеризующих сегодняшнее событие;

          5 строчка – одно слово-возглас!!!

          (учащиеся пытаются составить Синквейн, класс слушает несколько вариантов, а затем учитель знакомит их со своим вариантом рефлексии – Синквейном).

          infourok.ru

          Строение эукариотической клетки в таблице, кратко о функциях (9 класс, биология)

          Эукариоты или ядерные клетки устроены намного сложнее, чем прокариоты. Строение эукариотической клетки направлено на осуществление внутриклеточного метаболизма.

          Плазмалемма

          Снаружи любая клетка окружена тонкой эластичной плазматической мембраной, которая называется плазмалеммой. В состав плазмалеммы входят органические вещества, описанные в таблице.

          Вещества

          Особенности

          Роль

          Фосфолипиды

          Соединения фосфора и жиров. Состоят из двух частей – гидрофильной и гидрофобной

          Образуют два слоя. Гидрофобные части примыкают друг к другу, гидрофильные смотрят наружу и внутрь клетки

          Гликолипиды

          Соединения липидов и углеводов. Встроены между фосфолипидами

          Принимают и передают сигналы

          Холестерин

          Жирный спирт. Встроен в гидрофобные части фосфолипидов

          Придаёт жёсткость

          Белки

          Два вида – поверхностные (примыкают к липидам) и интегральные (встроены в мембрану)

          Различаются структурой и выполняемыми функциями

          Рис. 1. Строение плазмалеммы.

          Над плазмалеммой клетки растений находится клеточная стенка, в состав которой входит целлюлоза. Она поддерживает форму и ограничивает подвижность клетки. Животная клетка покрыта гликокаликсом, состоящим из различных органических соединений. Главная функция дополнительных покрытий – защита.

          Через плазмалемму осуществляется транспорт веществ и передача сигналов посредством встроенных белков.

          Ядро

          Эукариоты отличаются от прокариотов наличием ядра – мембранной структуры, состоящей из трёх компонентов:

          • двух мембран, имеющих поры;
          • нуклеоплазмы – жидкости, состоящей из хроматина (содержит РНК и ДНК), белка, нуклеиновых кислот, воды;
          • ядрышка – уплотнённого участка нуклеоплазмы.

          Рис. 2. Строение ядра.

          Ядро контролирует все процессы клетки, а также осуществляет:

          ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
          • хранение и передачу наследственной информации;
          • образование рибосом;
          • синтез нуклеиновых кислот.

          Цитоплазма

          В цитоплазме эукариот находятся различные органеллы, осуществляющие метаболизм за счёт постоянного движения цитоплазмы (циклоза). Их описание представлено в таблице строения эукариотической клетки.

          Органоиды

          Строение

          Функции

          Эндоплазматическая сеть или эндоплазматический ретикулум (ЭПС или ЭПР)

          Состоит из внешней ядерной мембраны. Бывает двух типов – гладкая и шероховатая (с рибосомами)

          Синтезирует липиды, гормоны, накапливает углеводы, обезвреживает яды

          Рибосома

          Немембранная структура, образованная большой и малой субъединицами. Содержит белок и РНК. Находится на ЭПС и в цитоплазме

          Синтезирует белок

          Комплекс (аппарат) Гольджи

          Состоит из мембранных цистерн, заполненных ферментами. Взаимосвязан с ЭПС

          Производит секреты, ферменты, лизосомы

          Лизосомы

          Пузырьки, состоящие из тонкой мембраны и ферментов

          Переваривает вещества, попавшие в цитоплазму

          Митохондрия

          Состоит из двух мембран. Внутренняя образует кристы – складки. Заполнена матриксом, содержащим белки и собственную ДНК

          Синтезирует АТФ

          Для растительной клетки характерны две особые органеллы, отсутствующие у животных:

          • вакуоль – накапливает органические вещества, воду, поддерживает тургор;
          • пластиды – в зависимости от вида выполняют фотосинтез (хлоропласты), накапливают вещества (лейкопласты), окрашивают цветки и плоды (хромопласты).

          В клетках животных (отсутствуют у растений) находится центросома (клеточный центр), собирающая микротрубочки, из которых впоследствии образуются веретено деления, цитоскелет, жгутики и реснички.

          Рис. 3. Растительная и животная клетки.

          Эукариоты размножаются делением – митозом или мейозом. Митоз (непрямое деление) характерен для всех соматических (неполовых) клеток и одноклеточных ядерных организмов. Мейоз – процесс образования гамет.

          Что мы узнали?

          Из урока 9 класса биологии узнали кратко о строении и функциях эукариотической клетки. Эукариоты – сложноорганизованные структуры, состоящие из клеточной оболочки, цитоплазмы и ядра. В цитоплазме эукариотической клетки находятся различные органеллы (комплекс Гольджи, ЭПС, лизосомы и т.д.), осуществляющие внутриклеточный метаболизм. Помимо этого для клеток растений характерны вакуоль и пластиды, а для животных – клеточный центр.

          Тест по теме

          Оценка доклада

          Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 77.

          obrazovaka.ru

          Органоиды клетки

          Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


          Презентация к уроку

          Загрузить презентацию (2,3 МБ)

          Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


          Цель: Познакомиться с органоидами клетки, их функциями

          Задачи урока:

          Учебные:

          • обобщить и систематизировать знания о строении клетки;
          • познакомиться со строением и функциями органоидов клетки;
          • сформировать навыки практического применения знаний;

          Развивающие:

          • развивать умение применять полученные знания на практике для решения поставленной задачи;
          • развивать познавательный интерес;
          • развивать речь и мышление;

          Воспитательные:

          • воспитывать стремление к получению новых знаний и их обобщению;
          • воспитывать ответственность, самостоятельность, коммуникативные качества, умение слушать.

          Раздел программы по биологии: Основы цитологии. 9 класс.

          Учебник: Биология: 9 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под реакцией профессора И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана — Граф, 2011.

          Тип урока: комбинированный урок.

          Оборудование проектор, ноутбук, таблица “Строение клетки”.

          Программное обеспечение: программа Microsoft Office PowerPoint, презентация по теме урока, подготовленная учителем.

          План урока:

          1. Организационный момент.
          2. Актуализация знаний.
          3. Объяснение новой темы: “Органоиды клетки”.
          4. Самостоятельная работа.
          5. Подведение итогов.

          Ход урока

          Время Слайд Этапы Предполагаемые действия Результат
          12.25-12.30 Слайд 1 Организационный момент Приветствие учащихся, подготовка к уроку. Готовность к уроку
          12.30-12.40 Слайд 2-4 Вступительное слово учителя подведение учащихся к проблеме урока Введение учеников в тему урока: “Органоиды клетки”

          Определяются цель и задачи урока, определяются особенности работы на уроке – заполнение таблицы органоидов клетки

          Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о строении и видах клеток. Дайте определение понятию клетка, назовите науку занимающуюся изучением клеток (запись терминов в словарь).

          Вспомните, какие два типа клеток существуют и в чем их отличие?

          Итак, клетка – структурная и функциональная единица живого. Существует два типа клеток: прокариоты и эукариоты (называют отличия, приводят примеры организмов, для которых характерны данные виды клеток). Среди эукариотических клеток есть два вида: клетки растений и клетки животных. Назовите их отличия в строении.

          Сегодня мы познакомимся с органоидами клеток их строением и функциями. Но прежде чем приступить к знакомству я хочу чтобы вы в конце урока привели аргументированные доказательства о том, что клетка – это элементарная живая биосистема.

          Повторение терминов, типов клеток (прокариот и эукариот, растительной и животной клетки), осмысление целей и задач.
          12.40-12.55 Слайд 5-17 Объяснение новой темы: “Органоиды клеток”. Работа по заполнению таблицы “Органоиды клетки”. Учитель рассказывает о классификации органоидов клетки, по наличию мембраны. Демонстрирует на слайдах презентации строение органоидов, их функции, знакомит с учеными, изучавшими и открывшими эти органоиды.

          Учитель акцентирует внимания на полуавтономных органоидах, которые есть в растительных и животных клетках (митохондрии, пластиды). Обсуждают причины, полуавтономности этих органоидов.

          Ученики получают представление об исследованиях ученых. Изучают особенности строения органоидов клетки, их функции
          12.55-13.05 Слайд 18-20 Выводы по уроку проверка самостоятельной работы (заполнение таблицы). Ответ на поставленный вопрос в начале урока.

          Домашнее задание.

          В ходе диалога учащие высказывают доказательства того, что клетка – это живая биосистема.

          В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы слайда “Рефлексия”

          Проверка заполнения таблицы, подведение итогов урока. Обсуждения вопросов, что понравилось на уроке, что не понравилось, какие интересны факты узнали, какие возникли вопросы, что было не понятного на уроке. Домашнее задание параграф 8.

          Используемые Интернет-ресурсы

          1. http://images.yandex.ru/
          2. http://ru.wikipedia.org
          3. http://www.biologes.ru/book/export/html/774
          4. http://www.murzim.ru/biologiya/8988-fotosintez.html

          Поделиться страницей:

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Ответ § 8. Органоиды клетки и их функции

          Особенностью эукариотических клеток является общий и единый мембранный принцип строения их структурных образований.


           

          1) Какое общее название имеют разные структурные компоненты эукариотических клеток?

           

           

          Используя текст § 8, выпишите:

           

          Органоиды мембранные:

           

          • Ответ: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, Пластиды

           

          Органоиды немембранные:

           

           

          Найдите эти органоиды на рисунке 9 учебника.

           

          2) Объясните, почему цитоплазматическая мембрана выполняет роль барьера, обеспечивающего избирательное проникновение веществ из внешней и внутренней среды.

           

           

          3) Заполните таблицу «Характерные признаки эндоплазматической сети».

           

          • Ответ:

             

            Признаки Эндоплазматическая сеть
            гладкая шероховатая
            Особенности строения Рибосомы отсутствуют Многочисленные рибосомы, усеивающие поверхгность мембран
            Функции Производит различные липиды и углеводы Процесс синтеза белков

           

          4) Отметьте особенности строения комплекса Гольджи. Какова его роль в клетке?

           

           

          5) Заполните пропуски в предложениях.

           

          • Ответ: Лизосома — это округлый органоид, который имеется только в клетках растений и грибов. Главная ее функция — внутриклеточное пищеварение. Лизосомы учавствуют в удалении отмирающих клеток и в удалении чужеродных веществ, проникающих в клетку.

           

          6) Прочитайте текст учебника о митохондриях и хлоропластах. Сравните их между собой. Отметьте черты сходства и различия.

           

          • Ответ: Черты сходства: Окружены двойной мембраной, образуя тилакоиды, ДНК, способность к делению.

            Черты различия: Митохондрии учавствуют в дыхании; митохондрия имеется в живой и растительной клетке, а хлоропласты только в растительной.

           

          Как повлияет на жизнедеятельность клетки уменьшение в ней количества митохондрий?

           

           

          7) Какие органоиды характерны только для растительных клеток? Каково их общее название? От чего зависит их окраска? Опишите главный фотосинтезирующий органоид.

           

          • Ответ: Пластида — органоид, свойственный только растительным клеткам. Различают три вида пластид: зеленые — хлоропласты, желтые и оранжевые — храмопласты, бесцветные — лейкопласты. Хлорофилл — главный фотосинтезирующий пигмент,


          tetrab.ru

          Author: alexxlab

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *