Составить таблицу культура стран халифата – §10. Культура стран Халифата Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

§10. Культура стран Халифата Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

Главная › 6 класс › История › Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

1. Заполните таблицу "Образование в Западной Европе, Византии, Арабском халифате".

Ответ:

Линии сравнения                              

Западная Европа

Византия

Арабский халифат

1. Цели образования                        

Поднять Культурный уровень

Развить науки, грамотность

С помощью знаний занять определённую должность

2. Ступени образования              

тривиум и квадриум

Школы и высшие школы, медицинское училище

Начальная школа и высшая школа (медресе)

3. Виды школ                        

Соборные школы

Церковные, государственные и частные

Частные и школы при мечетях

4. Школьные предметы      

грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка           

Чтение, письмо и церковное пение, математика, литература. В высших - медицина, религия, мифология, история, география, химия 

Математика, история, география, медицина

5. Отношение к получению образования                          

Халатное

ценили и уважали, государство нуждалось в хорошо обученных людях

Ученые очень ценились и почитались, получали содержание и дары

6. Выводы                             

Западная Европа развивается медленно, обучали на латинском

Византия на высокой ступени развития по сравнению с соседями

Без образование в халифате прожить невозможно. Обучение на арабском

 



2. Чем знамениты эти люди?

Ответ

:

Аль-Бируни - великий учёный, автор многочисленных трудов по истории, географии, астрономии, математике, геодезии, медицине и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. Высказал догадку, что центром нашей вселенной является Солнце, а земля движется вокруг него.

Ибн Сина - ученый, философ и врач. Был всесторонне образован и являлся автором 450 трудов во многих областях науки. В труде по медицине описал признаки многих болезней.

Фирдоуси - поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей)

 


3. Обозначьте на контурной карте (с. 27) обсерватории Арабского Востока.



§9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распадТеперь вы это знаете

dourokov.ru

Параграф 10. Культура стран халифата

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература

resheba.me

Культура стран халифата План 1 Образование

«Культура стран халифата»

План: 1. Образование. 2. Наука. 3. Литература. 4. Искусство. 5. Значение культура халифата.

Особенности культуры халифата В халифат входили страны с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия Ø На этих территориях широко распространился ислам и арабский язык Арабский язык называли «латынью Востока»

Образование у мусульман состояло из нескольких этапов Ø Начальное (платные школы или частные преподаватели) Ø Среднее (посещение лекций и бесед кади) Ø Высшее (медресе)

Запишем определения Ø Сунна - собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда ØКади – знатоки Корана (духовные судьи) Ø Мечеть – мусульманский храм Ø Медресе – учебное заведение при мечете ØШариат – правила поведения мусульман

Образование Знатные люди стремились окружить себя поэтами, учеными, кади Ø Проживали при дворцах халифов и эмиров Ø Получали содержание и дары от покровителей Ø Прославляли их, посвящали им свои произведения Наличие в свите образованных людей добавляло престижу знатному человеку

Наука В VIII-IX вв. на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых Ø Особенно много переводов было сделано при Харуне ар. Рашиде и его сыне В Багдаде был основан «Дом Мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги

Наука Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков Ø Создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами Ø Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу

Наука В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе Обсерватория - сооружение, используемое для наблюдения земных или астрономических явлений Астроном – учённый занимающийся изучением небесных тел и явлений

Аль - Бируни Великий учёный из Хорезма владевший почти всеми науками одновременно Ø автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Он высказал предположил , что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него

Наука Письменная история появилась у арабов вместе с исламом Ø Предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам Ø Историки прославляли завоевания арабов, излагали историю римских, византийских и иранских правителей

Наука В большом почете у арабов была география Географы изучали сообщения о других странах, стремились побывать в них Ø С риском для жизни учённые и торговцы совершали далекие путешествия для получения новых знаний «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая»

Наука Особенно успешно развивалась медицина В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980 - 1037), в Европе его называли Авиценна Ø Разносторонний учённый и поэт, автор более сотни работ по философии, астрономии, географии, медицине

Литература Купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран захватывающие истории и чудесные сказки Ø Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада Ø Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников из которых был составлен сборник «Сказки тысячи и одной ночи»

Литература Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников Ø В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах Ø Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

Литература Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: Øо добре и зле Øо жизни и смерти Ø о любви и измене Ø о богатстве и бедности Ø о красоте мира и печалях

Литература Выдающимся поэтом был Фирдоуси (934 - 1020) Ø Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» ( «Книга царей» ) Ø В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

Искусство Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура Ø Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

Искусство Дворец Альгамбра

Искусство В городах сооружали мечети ставшие настоящим центром жизни арабского мира Ø Служили местом молитвы Ø Являлись залом суда Ø Выполняли функцию библиотек Ø В них хранились деньги собранные для бедных Ø Были местом встреч и разговоров

Искусство Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

Искусство По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана

Искусство Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Искусство Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

Значение культуры халифата • Стр. 89 -90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата? »

Подведём итог урока: • Вопросы на стр. 90

Домашнее задание: • Параграф 10, записи, вопрос 7 письменно

В работе использованы: http: //ru. wikipedia. org/wiki/%C 0%F 0%E 1%F 1%EA%E 8%E 9_%F 5%E 0%EB%E 8%F 4%E 0%F 2 • http: //images. rambler. ru/srch? query=%D 0%90%D 0%B 2%D 0%B 8%D 1%86%D 0%B 5%D 0%BD%D 0%B 0 http: //nova. rambler. ru/search? query=%D 0%A 4%D 0%B 8%D 1%80%D 0%B 4%D 0%BE %D 1%83%D 1%81%D 0%B 8 Материал разработан учителем истории МОУ « ООШ с. Кувыка» Садырбаевой А. С.

present5.com

Урок 11. Культура стран халифата.

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Культура стран халифата.»

История 6 класс

Е.В.Агибалова, Г.М.Донской

Всеобщая история. «История Средних веков».

М.: «Просвещение», 2013.

Урок 11. Культура стран халифата.

Проверка домашнего задания:

(взаимная проверка-проговор терминов и дат)

  • Дата начала мусульманского летоисчисления.
  • Два течения в исламе.
  • Здание для молитв у мусульман.
  • Священная книга мусульман.
  • Правитель Арабского государства.
  • Священные города мусульман.
  • Древнее святилище.
  • Паломничество в святые места.

ВЫ УЗНАЕТЕ

ВЫ НАУЧИТЕСЬ

Сформулируйте в конце урока

1. Осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника.

2. Объяснять в чем заключалось назначение памятника.

3. Выделять основные конструктивные и художественные элементы.

«Важнейшее украшение человека – знания»

арабские ученые

VIII-IX вв. – арабское Возрождение

Медресе -

высшие мусульманские школы

Заполните таблицу «Наука и искусство стран халифата»

Достижения

- алгебра; индийские цифры – арабские

Приблизительная окружность Земли; описание звезд; Аль-Бруни (973-1048) – центр Вселенной – Солнце; Земля движется вокруг Солнца

- предания о Мухаммеде; завоевания арабов; краткая история правителей

описание стран; карты стран и морей

Ибн Сина (Авиценна) 980-1037 – признаки многих болезней

Сказка «Тысяча и одна ночь»; Фирдоуси (934-1020) «Шахнааме» («Книга царей») борьба иранского народа против завоевателей

Альгамбра – дворец эмира в испанском городе Гранаде

Наука , вид искусства

Математика

Астрономия

История

География

Медицина

Литература

Архитектура

Альгамбра - жемчужина исламской Гранады.

Запомните термины:

Фарси – таджикско-персидский язык

Мулла , или имам - священнослужитель

Минарет – высокая башня, с которой пять раз в день верующих созывают на молитву специальные служители

Арабески – сложные геометрические узоры из пересекающихся и переплетающихся линий

Прочитайте п.4 на стр.83

И сделайте вывод: какое значение имела культура халифата?

Попробуйте сформулировать ,

что нового вы сегодня узнали

Домашнее задание

  • Параграф 10.
  • Задание 4, стр.84.
  • Итоги. стр. 84
  • Заполнить таблицу стр.84-85.
  • Подготовиться к контрольной работе по 3 главе.

multiurok.ru

НАУКА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

ЗАНИМАЯ ОГРОМНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ включал в себя земли, населенные не только этническими арабами, но и множеством других, в том числе и христианских народов, вносивших значительный вклад в развитие науки мусульманского мира. Развитие науки в этом регионе было обусловлено потребностями производства и развитием военного дела, которому арабские завоеватели придавали большое значение. Действовала достаточно широкая сеть образовательных учреждений. На всей территории Арабского халифата арабский язык стал языком администрации, науки и религии.

С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате, а затем и в других арабских государствах возникают научно-учебные центры: начиная с VIII в. действуют грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 г. в Багдаде была создана академия "Дар аль-улюм" ("Дом наук"). В 972 г. в Каире был основан университет Аль-Азхар. Высокого развития образование достигло на арабо-пиренейских землях. В X в. в одной только Кордове было 27 медресе, где преподавали медицину, математику, астрономию и философию.

Математика

В период раннего средневековья ученые Арабского халифата внесли огромный вклад в развитие математики. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. были сделаны важные открытия в области геометрии, тригонометрии.

ЖИВШИЙ В Х В. АБУ-Л-ВАФА ВЫВЕЛ ТЕОРЕМУ СИНУСОВ СФЕРИЧЕСКОЙ ТРИГОНОМЕТРИИ, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15 град., ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый, философ иранского происхождения Омар Хайям написал "Алгебру" – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат "О всеобщности бытия". В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в., цифровая система которых стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 - ок. 850), работавшего в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Хорезми описывает и арифметические действия с целыми числами и дробями.

В переработанной им "Арифметике" Диофанта – "Книге о восстановлении и противопоставлении" ("Китаб аль-джебр аль-Мукабалла") - были приведены два основных правила решения линейных и квадратных уравнений, а также использован термин "ал-джебр" для обозначения всей науки о решении уравнений (алгебре). Последователи Хорезми развили новые идеи, заимствовав их в свою очередь у индийских математиков, и в XII в. великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал фундаментальные работы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам и широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

Астрономия

Главный труд Клавдия Птолемея "Великое астрономическое построение", получивший по-арабски название "Ал-Маджисти" (переведенный с арабского на латинский язык под названием "Альмагест"), стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет.

В IX-Х вв. УЧЕНЫЕ АЛЬ-БАТТАНИ И АБУ АЛЬ-ВАФА ПРОВЕЛИ САМЫЕ ТОЧНЫЕ для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.

В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Был создан лунный календарь, включивший 28 "лунных станций", каждая из которых имела метеорологические характеристики.

Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные астрономические измерения. Он наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Бируни высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскрит "Начала" Евклида и "Альмагест" Птолемея. Астрономические исследования средневековых ученых Арабского халифата вместе с другими достижениями науки и техники позднее становились известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.

География

Большое практическое значение имели достижения ученых Арабского халифата в области географии. Путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. Через них Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ ГЕОГРАФОВ-ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в., "Дорогие ценности" – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.), "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию, 20 трактатов Масуди (X в.), "Книга путей и царств" Истахри, 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса, многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута, "Путешествие" Ибн Баттуты.

Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все населенные мусульманами территории в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана, пересек Черное море и от Южного берега Крыма добрался к низовьям Волги и устью Камы.

Уже упоминавшийся Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23 град. 34'0. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23 град.34'45". Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских миль, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструирует для этого специальные приборы.

ОН РАЗРАБОТАЛ ТЕОРИЮ ЗРЕНИЯ, ОПИСАЛ АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ГЛАЗА и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.

Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости, определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически. Он занимался исследованием преломления света, разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча.

Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (по Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. "Книга оптики" Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.

МАТЕМАТИК, АСТРОНОМ И ГЕОГРАФ АЛЬ-БИРУНИ, РОДИВШИЙСЯ на территории современного Узбекистана в 973 г., написал 146 работ общим объемом 13000 страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им "конического прибора", который представлял собой сосуд, суживающийся кверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделано небольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубка соответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотность которого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубку выливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка была достаточно узкой, чтобы "подъем воды был заметен и при опускании того, что по объему равно зерну проса". Сама же трубка после ряда опытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. По измерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицы измерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогии имел обширный труд Бируни "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов. Им были написана также книга "Минералогия".

Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях "в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха". Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием "Книга о весах мудрости". В этой книге приведены извлечения из книги Бируни "Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме", содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал "весами мудрости".

Медицина

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Большой вклад в развитие средневековой науки внес прославленный персидский врач и философ Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей "Канон врачебной науки", которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.

АВИЦЕННА РОДИЛСЯ В 980 г., А УМЕР В 1037 г. НАЧАВ С ПРОФЕССИИ ФИНАНСОВОГО ИНСПЕКТОРА в налоговом управлении, он достиг должности визиря. Его основное медицинское произведение "Канон врачебной науки" включает философию, гигиену, патологию, терапию и медицинский материал. Он так подробно описал различные заболевания, как этого не сделал никто до него. Переведенные на большинство языков мира, произведения Авиценны на протяжении шестисот лет были универсальным медицинским кодексом; они послужили основой для медицинских исследований во всех университетах Франции и Италии. Их переиздавали до XVIII в., и прошло не более полувека с тех пор, как их перестали комментировать в Университете Монпелье.

Не меньше, чем науку Авиценна любил удовольствия, а их излишества сократили его дни; это наводит нас на мысль о том, что вся его философия не смогла ему принести мудрость, равно как и его медицинская наука – здоровье.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял прививки. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей. В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.

Подготовила Зара ГЕВОРКЯН по материалам http://arabistika.by/science.html

mostga.am

Как сделать таблицу по истории 6 класс параграф 10. Культура стран халифата

А учебник-то какой у тебя?

история средних веков Агибалова

кто знает таблицу 10 параграфа 6 класса по истории Агибалова напишите пожалуйста

помогите пожаулйста культура стран халифата про предметы

помогите пожаулйста культура стран халифата про предметы

touch.otvet.mail.ru

Культура стран халифата - стр. 5

§ 10. Культура стран халифата

1. Образование. В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним - арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка в Средние века арабский язык был живым, разговорным языком для многих народов Востока. На нем вели дела в суде, его изучали в школах. Арабский язык стал языком науки и литературы.

Каждый мусульманин, если собирался занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны1 и шариата. При наиболее известных мечетях2 в больших городах были открыты высшие мусульманские школы - медресе.

Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана. Чем более известные люди его окружали, тем выше были его престиж и слава. Писатели и ученые жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

2. Наука. «Важнейшее украшение человека - знание», - говорили арабские ученые. В халифате успешно развивались математика, астрономия, география, медицина.

В VIII-IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «Дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада и в других больших городах были созданы «Дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, названные арабскими, и их счет проникли в Европу, стали общепринятыми во всем западном мире и очень облегчили развитие математики и основанных на ней наук и практических знаний.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый аль-Бируни (973- 1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сйна (980- 1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн Сину называли «главой ученых». Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

3. Литература. Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову. Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии; здесь поэты писали произведения обычно на таджикско-персидском языке - фарси.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934-1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шах-намё» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Фирдоуси высоко ценил знание: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

4. Искусство. Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра - дворец эмира в испанском городе Гранаде.

В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями.

Главное здание мечети - четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали и укрывались от солнца; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал. Во время молитвы все становились лицом к специальной нише - михрабу, направленному в сторону Мекки, и повторяли все движения стоящего перед ними священнослужителя - муллы, или имама.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны - и то не всегда - лишь изречениями из Корана. Но арабская азбука настолько красива, что эти изречения выглядят как прекрасный узор - «вязь из букв». Около мечети возводили один или несколько минаретов - высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками - сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

5. Значение культуры халифата. Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы. От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд. У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее - пользоваться компасом и глобусом. Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей. Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

Глава IV. Феодалы и крестьяне

К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.

Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.

§ 11. В рыцарском замке

1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало - металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших, - целая «боевая единица».

Боевой конь, рыцарское снаряжение и сна­ряжение путников стоили очень дорого. По­этому нести рыцарскую службу мог землевла­делец, которого обеспечивали всем необходи­мым зависимые крестьяне.

Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляю­щих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами оби­татели замка собирались в общей зале, где го­рел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои се­мейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в зам­ках рекой лилось вино, столы ломились под тя­жестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Оби­тателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.

4. «Позор и срам мне страшны - не кончи­на». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объясняв­шее смысл герба.

Рыцари не стеснялись грабить побежден­ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

Другим важным качеством рыцаря счита­лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей­мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказани­ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре­зрение к смерти, благородство.

В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

Но эти правила рыцарской чести применя­лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны­ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы­сокомерно и жестоко.

Впрочем, и в отношениях между «благород­ными» людьми правила рыцарской чести со­блюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.

§ 12. Средневековая деревня и ее обитатели

1. Господская земля и крестьянские наде­лы. В Средние века действовало правило: «Нет земли без сеньора» (в данном случае - госпо­дина). К IX-X векам всю землю в Западной Ев­ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, -хозяйство феодала, в котором работали зави­симые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук­тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчине дели­лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй­стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2. Феодал и зависимые крестьяне. За поль­зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять при­нудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крес­тьян были барщина и оброк. Барщиной называ­ли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж­ны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис­правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Они имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото­рые были поземельно зависимыми крестьяна­ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра­боту на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично за­висимых крестьян. Чаще всего потомки пре­жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про­дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. Если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединены в общины, которые ведали прежде всего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав­лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин­ников были равные условия для ведения хозяй­ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая «чересполосицу», ког­да приходилось перебираться через участки со­седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот все жители деревни. Поэтому общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако­выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать­ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мель­ницах (а не дома, при помощи ручных жерно­вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд­шало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч­ку и целыми деревнями они убегали от жесто­ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каж­дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник.

Крестьянский дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, поэтому стены были чер­ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян­ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря.

Обстановка дома состояла из грубо сколочен­ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра­нения праздничной одежды: ее наживали года­ми и передавали по наследству. Спали на широ­кой кровати или на скамьях, которые покрыва­ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни­лись предметы обихода, различная утварь: ухва­ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета, корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под­вешивали на железном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телега, упряжь для тяглового скота.

Обычной пищей крестьян были вареное зер­но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр. Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заме­нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов­ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно­образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч­ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до­бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), поэтому употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их при­готовления хранились в секрете.

5. Труд крестьян. В отличие от рабов крес­тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це­нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни­мание обращалось на умелость, сноровку, тру­долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить­ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всего теми же орудиями труда, какие получали в на­следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег­ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рых­лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об­рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

В крестьянском хозяйстве преобладал мел­кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по­годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу­били посевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми­рали от голода, бытовало даже людоедство. За­разные болезни тысячами уносили в могилу ос­лабевших, истощенных людей. В первые столе­тия Средневековья население Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима­та и распашкам новых земель население стало заметно увеличиваться, появились тысячи но­вых деревень и хуторов.

6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обес­печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон­скую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Та­ким образом, все необходимое для жизни лю­дей производилось в самой вотчине.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходи­лось приобретать привозные соль и железо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феода­лы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньга­ми, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелегко - ведь во всех вотчи­нах производили примерно одно и то же. Поэто­му у феодалов редко водились наличные день­ги, крестьяне же их почти не имели.

Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода­жи, а для собственного потребления.

refdb.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *