Эссе все было встарь все повторится снова эссе по – Эссе по обществознанию Сочинение в жанре эссе для школьников явление новое и перспектив­ное. XXI век тяготеет к малым формам. Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка,

Диалог культур на уроке литературы



Всё было встарь, всё повторится снова,

И сладок нам лишь узнаванья миг…

О. Мандельштам

Миг узнаванья своего в чужом: своего ощущения — в чужом стихотворении, своего чувства — в чувстве героини чужой пьесы чужого века, своего восприятия мира — в чужой философии, своей невысказанной мысли — в словах чужого человека. В этот миг понимаешь, что чужого нет. Разъединение и отчуждение — приметы нашего времени; научить маленького человека соединению — пониманию — любви — может быть, в первую очередь для этого нужен сейчас урок литературы.

“Чтобы обнаружить своё собственное лицо, то есть найти своё жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, — писал русский философ, педагог С. И. Гессен. — Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…” (Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. С. 211).

К сожалению, Чужой культурой для наших учеников — людей XXI века — является русская культура XVIII, XIX и большей части XX века. Чтобы ученик вступил в диалог с этой культурой, нужны серьёзные усилия со стороны учителя, специальные методы и приёмы работы. С нашей помощью ученик должен “чужое” знание сделать личностным. Для этого необходимо:

    поставить себя на место человека того времени, живущего в атмосфере той эпохи, почувствовать это время; понять мысли автора, их актуальность, важность для того времени, когда произведение создавалось; “перевести” содержание произведения на язык своей культуры, увидеть актуальность поставленных автором проблем для своего времени, их общечеловеческое значение; осмыслить эстетическую форму произведения, её неслучайность, органическую связь с содержанием; почувствовать обаяние старинного языка и стиля, насладиться их своеобразной красотой; получить творческий импульс, попробовать написать о своём, подражая стилю чужой эпохи; осознать единство культуры, через погружение в иную культуру лучше понять себя, своё время.

Как решить все эти задачи? Попробуем показать возможные варианты их решения на примере творческого зачёта «Классицизм. Сентиментализм. Роман (бессмертное произведение)тизм» в 9-м классе.

9-й класс — очень важный период в литературном образовании школьника. Ученик знакомится с культурными эпохами и направлениями, начиная с античности и заканчивая реализмом. Ориентироваться в этом сложном материале поможет творческое погружение в культурную атмосферу той или иной эпохи или направления. На творческом зачёте ребята “предъявляют” свои знания в творческой форме, причём согласно с идеей личностно-ориентированного образования каждый выбирает ту форму, которая ему ближе и интересней. Творческий зачёт «Классицизм. Сентиментализм. Роман (бессмертное произведение)тизм» завершает тему «Литературные направления». Девятиклассники познакомились с основными чертами классицизма, сентиментализма, романтизма не только в литературе, но и в архитектуре, живописи, музыке, узнали о стилистических особенностях этих литературных направлений, их идеях, конфликте, жанрах, героях. Зарубежный классицизм был представлен одной из комедий Мольера, русский классицизм — творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Из произведений сентиментализма подробно изучалась повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», и ребята, занимавшиеся по программе под редакцией В. Г. Маранцмана, конечно, вспомнили роман Гёте «Страдания юного Вертера», с которым они познакомились в 8-м классе. Описание событий в романах и других произведениях Байрона давало представление о зарубежном романтизме, К. Ф. Рылеева и В. А. Жуковского — о русском романтизме. «Южные поэмы» А. С. Пушкина, поэмы «Мцыри» и «Демон» Лермонтова, изучаемые ранее, также упоминались на уроках, посвящённых романтизму. Опираясь на весь этот изученный материал, ученики приступают к подготовке к зачёту.

Класс делится на три группы (по числу представленных литературных направлений). Урок проходит в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает урок, то есть создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому зачёту.

Эпиграфом к уроку могут стать слова С. И. Гессена: “Образование человека есть путешествие. Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры… Цель образования — приобщение к мировой общечеловеческой культуре” (Указ. соч. С. 216).

Расскажем о тех заданиях, которые получили ребята примерно за месяц до творческого зачёта.

1. Снять фрагмент видеофильма: первая группа — «Петербургский классицизм», вторая группа — «Петербургский сентиментализм», третья группа — «Петербургский романтизм». Затем монтируется небольшой видеофильм (5–7 мин.). Разумеется, сценарий фильма подробно обсуждается с учениками. Стихи поэтов XVIII века о нашем городе сопровождает видеоряд парадного Петербурга — центра города, затем — сентиментальная прогулка по Павловскому парку с томиком Ричардсона и далее — одинокое блуждание по городу, грустный взгляд на панораму Финского залива. Это задание помогает школьникам понять, что мы живём в городе, где культура прошлого соединяется с культурой настоящего, где искусство может помочь нам погрузиться в то душевное состояние, к которому мы стремимся в данный момент.

2. Сделать фотографический портрет в стиле своего литературного направления. Это задание ещё раз обращает девятиклассников к живописи классицизма, сентиментализма, романтизма, даёт возможность понять, как представлен человек в портретах разных направлений. Что подчёркивается в его выражении лица, одежде, какие аксессуары выбирает художник, случаен ли фон картины. Ребята (особенно девочки) очень любят это задание, они старательно подбирают наряды, делают причёски, таким образом как бы примеряют на себя ушедшую эпоху.

3. Подготовить мини-композицию (4–5 минут) по стихам: первая группа — Байрона, вторая группа — К. Ф. Рылеева, третья группа — В. А. Жуковского. Стихи в мини-композиции должны быть объединены одной темой или выбраны по какому-нибудь иному принципу, который должен быть отражён в названии. Желательно подобрать к стихам музыку и продумать режиссуру своего выступления. Интересно, что все группы выбрали одну тему — тему любви. И тогда мы смогли обратить внимание на то, как по-разному раскрывается человек не только в рамках разных литературных направлений, но даже в рамках одного литературного направления, более того — одной темы. В этом задании очень важно, что ученики самостоятельно выбирают стихи, глубже знакомясь в процессе выбора с творчеством поэта, кроме того, произведения для программного изучения выбирают взрослые, руководствуясь разными мотивами, но только не вкусами ребят. Ни в коем случае не хочется с этим спорить, но иногда нужно предоставить право выбора и самим ребятам, тем более что стихи они учат наизусть, а учить наизусть хочется только то, что действительно нравится.

4. Поставить небольшой отрывок из произведения “своего” литературного направления. Безусловно, в этом задании требуется существенная помощь учителя, начиная от выбора отрывка, репетиций и заканчивая костюмами. Выбор произведений в первую очередь зависит от нашего “актёрского состава”. Если в классе мало сценически одаренных детей, можно ограничиться монологами из пьес, если же, напротив, желающих участвовать в сценках много, можно выбрать отрывки, в которых задействовано много персонажей. Мы выбрали сцену из «Недоросля» Д. И. Фонвизина, в которой Митрофанушка произносит своё знаменитое: “Не хочу учиться, хочу жениться”. В процессе репетиций мы поняли, что в этой сцене не нужны костюмы, она звучит абсолютно современно. Митрофанушка — современный разгильдяй, наглый и глупый, вконец избалованный ещё более наглой мамашей, считающей, что важнее денег ничего в жизни нет. Оба они ни в грош не ставят учителя, который, из последних сил сохраняя достоинство, пытается хоть чему-то научить великовозрастного оболтуса. Митрофанушка появляется на сцене с плеером в ушах и жевательной резинкой во рту; Простакова, модно одетая и ухоженная, уже не вяжет кошелёк, а прихорашивается перед зеркалом. Конечно, это далеко не новый приём и в какой-то степени опасный: нужно быть очень осторожными в обращении с классикой, но мы старались во всём соблюсти меру. Очень порадовала, правда, и огорчила фраза одного ученика, в чём-то напоминающего Митрофанушку: “Я не понял, это что, сейчас написано?” Пьесу он, разумеется, не прочитал, но как же современен Фонвизин! Смешно и узнаваемо звучала перепалка простодушных и грубоватых Шарлоты и Матюрины из мольеровского «Дон Жуана», ведь на них обеих “сеньор обещал жениться”, и совсем несовременно изъяснялись влюблённые у Карамзина: Наталья — боярская дочь и Алексей. Зато зрители сразу же поняли, что это произведение сентиментализма. И, наконец, слушая монолог Арбенина из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», ученики нашли в нём все отличительные признаки монолога романтического героя.

Перед тем как ребята покажут приготовленные сценки, просим одного из учеников (это было индивидуальным заданием), изучив репертуар московских и санкт-петербургских театров, рассказать, какие произведения интересующих нас литературных направлений идут на современной сцене и поразмышлять над тем, почему именно эти произведения выбрали современные режиссёры, какие актуальные для нас проблемы были поставлены их авторами.

5. Написать произведение — подражание в стиле классицизма, сентиментализма, романтизма (по группам).

Вот пример такого подражания.

Пародия на сентиментализм

Разбилась чашка — безутешно

Над ней с утра рыдаю я.

О милый друг, о друг сердешный,

Какие были мы друзья!

Я вспоминаю цвет, и ручку,

И блюдца трепетный овал,

Как папа, получив получку,

В неё мне пепси наливал.

Я плачу день, рыдаю вечер,

И льются слёзы без конца,

В тьму безутешности повержен,

Теряю в весе, спал с лица!

О чашка, милая, родная!

Тебя навек мне не забыть!

Пусть купят новую, но знаю —

Я не смогу её любить…

Михаил Гусев

Истинное искусство всегда вызывает творческий отклик. Конечно, не все могут написать остроумную пародию или серьёзную оду, но несколько четверостиший, письмо-стилизация или миниатюра доступны практически каждому. К тому же творческий зачёт предполагает распределение заданий между всеми членами группы, то есть каждый выбирает то, что ему больше нравится, что у него лучше получается.

На уроке девятиклассники наглядно убедились, как вступают в диалог различные виды искусства: архитектура, музыка, живопись, литература, театр; как взаимодействует в едином пространстве культура настоящего и прошлого; как происходит в нашем сознании диалог культур.

В заключение творческого зачёта необходимо побеседовать с ребятами, чтобы и для них, и для нас стало понятно, что дал им этот урок в плане литературного развития. Обратимся к ученикам с вопросом. Конец XVIII — начало XIX века — время, когда все три литературных направления существовали одновременно. Представьте себя поэтом, писателем или художником этого времени. В каком направлении вы бы творили? Интересно, что большинство ребят выбрали сентиментализм. Классицизм отпугнул “правилами”, романтизм — трагедией. Современные дети выбрали чувство: искренность, нежность, сердечность, правда, отвергнув чрезмерную слезливость и слащавость.

И последний вопрос: что дало вам, людям XXI века, знакомство с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом? Какие мысли, идеи, образы, показались вам интересными, запомнились, стали частью вашего внутреннего мира? Что дало вам изучение этих литературных направлений? На этот вопрос ребята могут ответить письменно дома.

Завершая урок, процитируем строчки юной Марины Цветаевой из стихотворения «К Байрону»:

Я думаю о полутёмной зале,

О бархате, склонённом к кружевам,

О всех стихах, какие бы сказали

Вы мне, я Вам.

Я думаю ещё о горстке пыли,

Оставшейся от Ваших губ и глаз,

О всех глазах, которые в могиле,

О них, о нас.

Искусство соединяет прошлое, настоящее и будущее. Диалог с культурой прошлого помогает человеку лучше понять себя настоящего.

www.sochuroki.com

Все Было Встарь Все Повторится Снова Эссе

Все Было Встарь Все Повторится Снова Эссе Average ratng: 4,5/5 3768reviews

Название Темы эссе темы эссе по философии Дата публикации Размер 64.16 Kb. Тип >>Темы ЭССЕ Темы эссе по философии 1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».Ф.

Выбираете 2 темы и пишите. Объём напечатанного эссе 1 страница формата А4 Кегль — 12-14.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество».В. «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни».Ф. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».В. «Волю и желание нельзя смешивать. Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противоположную».Дж.

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».Л. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».Лао-Цзы 8. Артемьев Эдуард Ноты на этой странице. «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».Н.

«Наука — это истина, помноженная на сомнение».Валери 10. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину».Н. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек». Бердяев Социальная психология 1. «Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от капризных желаний». «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств».Ф. «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития.

В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет».Э. «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию».У. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал».В.

Жемчужников 6. «Все было встарь, все повторится снова».О. Мандельштам 7. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой».А.

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».К. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».Б. «Деятельность — единственный путь к знанию».Б. «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности».Ф. Ларошфуко Темы эссе по экономике 1.

«Торговля не разорила еще ни одного народа».Б. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».Наполеон 4.

«Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».Ф. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность богачей».П. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно».Б. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».Ж.Дроз 8.

«Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования».М. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни».Н. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».Л. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой».Ф. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни».Г.

«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру».Пириандр 14. «Бесплатных завтраков не бывает».Б. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться».Б. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее».С. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете».П. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого».С.

«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».А. Рогов Темы эссе по социологии 1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его: самая малая из них несет особые краски».А. Солженицын 2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются». «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».И. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений равенство среди людей никогда невозможно.

Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаменимым.».А.

«Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и миллионами».Л. «Законы обязаны своей силой нравам».К. «Древний обычай имеет силу закона».В. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим».Р. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война».У. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения».Ш. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».Р.

bopact.zzz.com.ua

Эссе тема все было встарь все повториться снова


Всё было встарь, всё повториться вновь Мандельштам

И все женщины узнают своих сестер, И людская исчезнет речь. А потом все начнется сначала по кругу, И так до скончания времен, Пока не найдется кто-то один И не вспомнит, как правильно считать ворон!

  • Представляют собой обстоятельное сочинение о природе человека;
  • В 1973 году снова был избран что абсолютно повториться пишет сочинение;
  • Почему Нострадамус знал ход развития современной истории?
  • Было, есть и будет.

А весной он растает и даст жизнь множеству маленьких ручейков. А летом солнце будет ласкать своими лучами эти ручейки.

Какой смысл — Все было встарь, все повторится снова?

Осень принесёт дожди и насморк. Но это и весь жизненный процесс в целом. Что хочет современный человек от жизни? Ещё жениться выйти замужобеспечивать семью, завести детишек и так далее. Причем, если человек чего-то достигает, пусть даже очень значимого для него, то он начинает хотеть уже другого.

В каждый момент у каждого человека фактически есть две цели: Человек может даже не заметить. Как будто ты подчиняешься заранее определённым законам жизни. Как будто сам ты не волен отойти от этой цикличности. На самом деле, это. И самое большое, что мы можем сделать — это научиться приспосабливаться к этой цикличности. Ещё мне кажется, что всё-таки существуют моменты в жизни, после которых всё может поменяться коренным образом или просто принять другое обличие.

Произведение удалено

Зачем что-то делать, если всё равно потом захочешь другого? Зачем на что-то надеяться, если твои мечты могут развеяться независимо от твоих желаний? Просто я понял, что если ты боишься окончания пути, то незачем начинать по нему идти. Теперь отойдём от жизни обычного человека и посмотрим на развитие великих цивилизаций. Прочесть Четырнадцатый том недолго, он состоит всего из одного слова: Боконон — герой романа К. Действительно, как бы высоко не развилась цивилизация — падения ей не избежать.

Одну культуру сменяет другая, предшествующая цивилизация оставляет духовное и материальное наследие следующей. И сами мы — живой пример. Цикличность подтверждает возможность предсказания.

  • Сочинение, снова старых друзей узнаю;
  • Всё было встарь, всё повториться вновь Мандельштам;
  • Как встарь повелось на великой Руси;
  • В каждый момент у каждого человека фактически есть две цели;
  • Боконон — герой романа К;
  • И снова годы горячего и упорнейшего Все ли в мире может повториться?

Почему Нострадамус знал ход развития современной истории? Может быть, он уже Это пережил? Может, Это уже было? Или было подобное, из чего Нострадамус мог сделать свои выводы? Было, есть и. Но, как и в жизни человека, в жизни общества наступают переломные моменты, после которых жизнь обретает совершенно новое обличие.

Меняются ценности, цели и желания всех людей. Сейчас, например, мы живём как раз в такое переломное время. Но мне кажется, природа всё ровно вернёт человека к своим истокам. Эссе тема все было встарь все повториться снова общество может ещё иметь место. Но это не дело людей — это дело природы.

niks-all.ru

Все Было Встарь Все Повторится Снова Эссе

Сочинение: Как научиться писать школьное эссе по обществознанию. Доступно вам для легкого.

Темы эссе по философии 1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В.

Темы эссе по философии 1. «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. «Все было встарь, все повторится снова» (О.

«Созидается общество началами нравственными» (Ф. «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна» (Т. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.

«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни» (В. «Волю и желан.

Объем от 1 до 1.5 страниц Темы эссе по философии 1. «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещева­ния, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Zongshen 250 Мануал.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». «Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни». «Но если неизбежность смерти несовместима с истинной любовью, то бес­смертие совершенно несовместимо с пустотой нашей жизни».

«Волю и желание нельзя смешивать. Я хочу действия, которое тянет в одну сторону, в то время как мое желание тянет в другую, прямо противо­положную».

«Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». «Нравственный закон, который человек должен свободно открыть в себе, автоматически дает свои предписания, одинаковые для всех людей и для всех случаев жизни».

«Наука — это истина, помноженная на сомнение». «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину». «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек».

«Нужды растут не столько от насущной необходимости, сколько от каприз­ных желаний». «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». «Человек— не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он еще не являет­ся тем, чем может стать и чем он, возможно, еще станет». «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждени­ях к совершенствованию». «Говорят, мир возник из хаоса.

Мы должны позаботиться, чтобы он не кон­чил тем, с чего начал». Жемчужников 17. «Все было встарь, все повторится снова». Мандельштам 18. «У нас нет времени, чтобы стать самим собой». «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Гельвеции 20. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее».

«Деятельность — единственный путь к знанию». «Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в част­ности».

ergomojb.zzz.com.ua

Все Было Встарь Все Повторится Снова Эссе

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Что такое эссе? Монтаж Электроподогревателя Двигателя Эпж 10 220. Exagium — взвешивание Фр.

Essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

(Большой энциклопедический словарь) Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5.

Всё было встарь, всё повторится снова, / И сладок нам лишь узнаванья миг». 1923 – в конце мая – начале июня выходит «Вторая книга». В августе—сентябре в доме отдыха пишет «Шум времени».. Ведь главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечитывать формулировку темы. 3204 Слова 13 Стр. Все было встарь все повторится снова. Вопрос задал ученик. Категории: Обществознание.. Нужно эссе на тему ‘Отклоняющееся поведение-добро или зло?’ Помогите, пожалуйста (: Новая технология в компьютерных играх SOEmote(SonyOnlineEntertainment) направлена. Вписывай выбранные тобой слова, где надо, дописывай свои.

НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8.

ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность.

Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство.

Оригинальность решения проблемы. Критерии оценивания ответа на задание С9Баллы К1Раскрытие смысла высказывания 1 балл Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании 1 балл Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. 0 баллов К2Представление и пояснение собственной позиции 1 балл Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 1 балл Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ Собственная позиция не представлена. 0 баллов КЗУровень приводимых суждений и аргументов 3 балла Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. 3 балла При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации. 2 балла Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1 балл Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0 баллов Максимальный балл 5 баллов Ответ будет оцениваться с учетом: 1) раскрытия проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) или бытовом уровне, корректного использования (или его отсутствия) обществоведческих понятий в контексте ответа; 2)аргументации своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. 3)Научно-теоретический уровень ответа характеризуется тем, что выпускник выделяет и анализирует основные аспекты проблемы, выявляет взаимосвязи (причинно-следственные, иерархические и др.) ее отдельных компонентов, строит логические умозаключения, адекватно использует понятия соответствующей базовой науки, приводит различные интерпретации и оценки.

Фактический материал используется преимущественно для конкретизации, иллюстрирования приводимых положений. Такой ответ оценивается баллами в зависимости от качества аргументации. 4)На научно-эмпирическом уровне отправной точкой и основой аргументации и построения ответа служат факты, моделируемые типичные ситуации, известные из обществоведческого курса и собственного социального опыта.

colkaclubs.zzz.com.ua

Все что было встарь все повторится снова эссе

И все женщины узнают своих сестер, И людская исчезнет речь. А потом все начнется сначала по кругу, И так до скончания времен, Пока не найдется кто-то один И не вспомнит, как правильно считать ворон! А весной он растает и даст жизнь множеству маленьких ручейков.

А летом солнце будет ласкать своими лучами эти ручейки.

  • Но это и весь жизненный процесс в целом;
  • Все было встарь все повторится снова 2.

Осень принесёт дожди и насморк. Но это и весь жизненный процесс в целом. Что хочет современный человек от жизни? Ещё жениться выйти замужобеспечивать семью, завести детишек и так далее. Причем, если человек чего-то достигает, пусть даже очень значимого для него, то он начинает хотеть уже другого. В каждый момент у каждого человека фактически есть две цели: Человек может даже не заметить.

Как будто ты подчиняешься заранее определённым законам жизни. Как будто сам ты не волен отойти от этой цикличности. На самом деле, это. И самое большое, что мы можем сделать — это научиться приспосабливаться к этой цикличности.

Ещё мне кажется, что всё-таки существуют моменты в жизни, после которых всё может поменяться коренным образом или просто принять другое обличие.

Зачем что-то делать, если всё равно потом захочешь другого? Зачем на что-то надеяться, если твои мечты могут развеяться независимо от твоих желаний? Просто я понял, что если ты боишься окончания пути, то незачем начинать по нему идти. Теперь отойдём от жизни обычного человека и посмотрим на развитие великих цивилизаций.

Какой смысл — Все было встарь, все повторится снова?

Прочесть Четырнадцатый том недолго, он состоит всего из одного слова: Боконон — герой романа К. Действительно, как бы высоко не развилась цивилизация — падения ей не избежать. Одну культуру сменяет другая, предшествующая цивилизация оставляет духовное и материальное наследие следующей.

  1. И сами мы — живой пример.
  2. Что хочет современный человек от жизни? Сочинение по прочитанному публицистическому и Встарь, во время Но миг и он снова пред.
  3. Насколько мне известно из курса обществознания, потребности — это нужды человека в чём либо. Безусловно, в конце концов, ни к чему хорошему это не приводит и действительно жаль этих детей, ибо они знают о жизни больше, чем иные взрослые.
  4. Воспитанные животными дети проявляют в пределах физических возможностей человека поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком.

И сами мы — живой пример. Цикличность подтверждает возможность предсказания. Почему Нострадамус знал ход развития современной истории? Может быть, он уже Это пережил?

Может, Это уже было?

Или было подобное, из чего Нострадамус мог сделать свои выводы? Было, есть и. Но, как и в жизни человека, в жизни общества наступают переломные моменты, после которых жизнь обретает совершенно новое обличие.

Меняются ценности, цели и желания всех людей.

  • Присущие новой технике сложные процессы, требовали от человека такой скорости восприятия и переработки информации, которая в некоторых случаях превышала его возможности;
  • Ещё жениться выйти замуж , обеспечивать семью, завести детишек и так далее;
  • Что — же касается меня, то с мнением Вольтера я согласен и считаю, что человека без эмоций можно уподобить выжженной пустыне, ибо по сути он таковым и является;
  • И сами мы — живой пример;
  • А потом все начнется сначала по кругу, И так до скончания времен, Пока не найдется кто-то один И не вспомнит, как правильно считать ворон!

Сейчас, например, мы живём как раз в такое переломное время. Но мне кажется, природа всё ровно вернёт человека к своим истокам. Первобытное общество может ещё иметь место. Но это не дело людей — это дело природы.

tantos-ekb.ru

Все было встарь, все повторится снова,

ЭПИКРИЗ

Сочинение текста (даже при условии использования компьютера) требует времени. В течение всего времени составления текста этой статьи автора не покидало некоторое чувство незавершенности и недосказанности. Чем вызвано было чувство, увы, было неясно. Все эти смутные, неясные, темные заключения, конечно, всем «пишущим» прекрасно известны. От них легко отмахнуться, легко признать «условно несуществующими» и снова впасть в привычное «уютное оцепенение». Однако, хорошо известно, что настойчивость иногда дает результаты. И неожиданно вспомнилось, что deja vu в отношении статьи Л.Гараи и М.Кечке, описанное автором настоящих строк в самом начале этой статьи, не было первым. Я вдруг вспомнил, что в тот момент, когда в мои руки попал первый вариант статьи (публикация 1996 года в журнале «Вопросы философии»), также возникло чувство «знакомости». Известная «сладость», сопровождающая подобного рода ощущения, возникает лишь тогда, когда имеет место узнавание, предполагающее «идентификацию» хотя бы в качестве смутной догадки, некоего «предположения о». Ведь сказал великий поэт:

«О, нашей жизни скудная основа,

Куда как беден радости язык!

Все было встарь, все повторится снова,

И сладок нам лишь узнаванья миг» [26, с.124].

В иных случаях это просто мучительно. И вот в какой-то момент, вслед за этим тягостным ощущением возникло другое, приятное, вызванное воспоминанием, ясным и отчетливым: Харьков в сентябре 1993 года, золотая осень, Международные психологические чтения, посвященные 60-летию Харьковской психологической школы, гостиница «Украина», и текст… английского варианта этой самой «многострадальной» статьи Л.Гараи и М.Кечке, полученный «на вечер» из рук Владимира Петровича Зинченко… Что сказать? Что память (даже неплохая) несовершенна, известно давно. Более значим, конечно, аспект символический…

Возможно, кризис в психологии вообще вечен и непреодолим, поэтому неизбежны бесконечные повторения. Нельзя исключить и того, что в данном случае мы имеем дело с некоей «защитой»: не следует проникать туда, куда до некоторых пор проникать не следует.

И будет лучше, если психология будет заниматься другими «проблемными полями». Может быть, просто «не сезон»…

Но все же, все же… Все-таки, хочется надеяться, что психология сделает некоторые шаги, которые позволят по-иному представить ее предмет. Или, если угодно, расщепить преграды, мешающие психологии обратиться к своему подлинному предмету…

В некотором смысле болезнь может рассматриваться как несомненное благо и, возможно, следовало бы сочинить оду шизофрении. Не станем забывать, что, согласно некоторым теориям, болезнь — не что иное, как форма приспособления к условиям жизни. Ведь говорил же Юнг: «Слава Богу, ему повезло, он стал невротиком, то есть приспособился». «Среди так называемых невротиков существует немало людей, которые, родись они ранее, невротиками не стали бы, т.е. они не страдали бы от внутренней раздвоенности. Живи они тогда, когда человек был связан с природой и миром своих предков посредством мифа, когда природа была для него источником духовного опыта, а не просто окружающей средой, эти люди были бы избавлены от внутренних разладов. Речь о тех, для кого утрата мифа невыносима, и кто не может найти свой путь в этом мире, довольствуясь естественнонаучными представлениями о нем, фантастическими словесными спекуляциями, которые не имеют ничего общего с мудростью» [42, c.150]. «Наши современники, мучимые внутренними разладами, — всего лишь «ситуативные невротики», их видимая болезненность исчезает, как только пропасть между «я» и бессознательным сводится на нет. Кто сам ощутил этот внутренний разлад и побывал в подобном положении, сможет лучше понять бессознательные психические процессы и будет застрахован от опасности преувеличивать размеры невроза, к чему психологи часто склонны. Кто на собственном опыте не испытал нуминозное действие архетипов, едва ли сможет избежать путаницы, когда столкнется с этим на практике. Он будет переоценивать или недооценивать это, но его критерии окажутся исключительно рационального, а не эмпирического порядка. Именно здесь начинаются губительные заблуждения — и этим страдают не только медики — из них первое: предпочтение рационального, умственного пути — остальным. Такого рода попытки преследуют тайную цель отстраниться, насколько это возможно от собственного подсознания, от архетипических состояний, от реального психологического опыта, и заменить его надежной на вид, но искусственной и ограниченной, двухмерной идеологической действительностью, где настоящая жизнь со всеми ее сложностями заслонена так называемыми «отчетливыми понятиями» — идеологемами. Таким образом, значение приобретают не реальности опыта, но пустые имена, которые отныне занимают их место. Это ни к чему не обязывает и чрезвычайно удобно, поскольку защищает нас от испытания опытом и осознания его. Но дух живет не в концепциях, но в поступках и реальных вещах. Слова никого не согреют, тем не менее эту бесплодную процедуру бесконечно повторяют» [42, c.150-151]. И далее: «Поэтому наиболее трудными, как и наиболее неблагодарными для меня пациентами, кроме «патологических фантазеров», являются так называемые интеллектуалы. У них правая рука не знает, что делает левая. Они культивируют своего рода Psychologie a compartiments (оградительная психология, букв.: «психология с перегородками»). Они не позволяют себе ни единого чувства, неконтролируемого интеллектом, т.е. они пытаются все уладить и пригладить, но в результате более других страдают от всякого рода неврозов» [42, c.151]. Если в этих рассуждениях «пациента» заменить на «психологическую науку», то, вероятно, нельзя не согласиться с их справедливостью.

Перегородки, как и было сказано…

Карл Густав Юнг в молодости интересовался проблемой шизофрении, которую тогда именовали dementia praecox. «Юнг строил свой подход, исходя из общего постулата о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психическое здоровье есть проявление личностного единства.

При шизофрении личность представала раздробленной на множество частей, а не на две-три, как при истерии. Кроме того, если истерик сохранял контакт с реальностью с помощью определенной части личности, которую к тому времени уже называли «эго», то у шизофреника такой контакт был утрачен, поскольку эго стало жертвой вторжений из бессознательного и сделалось всего-навсего одним «голосом» среди множества» [13, c.236-237]. «По мере развития своего понятия коллективного бессознательного и теории архетипов он пришел к представлению, что психоз вообще и шизофрению в частности можно объяснить как:

а) переполненность эго содержаниями коллективного бессознательного и

б) давлением на личность отколовшегося комплекса или комплексов» [36, c.164].

Хочу напомнить, что мы говорим о болезни не отдельного субъекта, а целой науки (точнее, целого комплекса наук)…

Не правда ли, похоже на известный «синдром третьекурсника»

медицинского института, когда студент, изучающий симптомы той

или иной болезни, к своему ужасу находит все признаки и у себя?

Шизофрения, истерия, невроз… «…Шизофреническое сообщение и поведение можно рассматривать как имеющие смысл только, если возможно определить, что собой представляет смысл. Именно в этом случае впервые была использована техника ассоциации, а позже амплификации для изучения клинического материала в соединении с культурными и религиозными мотивами» [36, c.164]. Это соображение отчетливо показывает, насколько велика роль методологии психологической науки в излечении ее от тяжкого кризиса.

Действительно, понять смысл психологических изысканий можно только с помощью методологии, причем содержательно-психологической методологии.

Но обратимся еще раз к Юнгу: «…я утверждаю, что в громадном большинстве случаев так называемой dementia praecox субъект вследствие прирожденного или, реже, благоприобретенного аномального расположения вовлекается в психологические конфликты, по существу своему еще отнюдь не патологические, а общечеловеческие. Конфликты эти вследствие особой своей интенсивности являются несоразмерными с остальными душевными способностями и поэтому их нельзя побороть обычным человеческим способом, т.е. ни развлечением, ни разумным самообладанием. Эта невозможность разрешить конфликт и вызывает действительную болезнь. Когда данный субъект почувствует, что никто не в состоянии ему помочь и что сам он также не в силах справиться с внутренними затруднениями, его охватывает паника, приводящая к хаосу душевного расстройства» [45, c.341]. Представляется, что комментарии излишни…

Если наше представление о регулярных кризисах в психологической науке есть все-же нечто большее, чем общее беспокойство, вызванное определенными лунными фазами, то надеяться на появление «лунной дорожки», автоматически приводящей в итоге к цели, вряд ли дальновидно. Возможно, это преодоление болезни состоится в результате своего рода «логотерапии», обретении психологией некоего нового смысла своей деятельности, связанного, в свою очередь, с изменением трактовки научного предмета… И расшатыванием, разрушением ненужных перегородок, мешающих представить психическое в его действительном, реальном объеме. Наверное, для этого понадобится какая-то амплификация, новый синтетический метод. Видимо, это методологическая задача. Одна из первых задач методологии психологии XXI века… Если есть болезнь, нужно лечение. Для психологии это, очевидно, психотерапия. Какая? Это отдельный, притом достаточно непростой вопрос. Логотерапия или гештальттерапия, или… Представляется, что в любом случае это должна быть позитивная терапия. В смысле — положительная, оптимистическая.

Когда-то великий писатель сказал, что все теории стоят одна другой. Это правда. В основе каждой теории лежит некое допущение. Среди возможных допущений есть и такое:

«Все будет правильно. На этом построен мир» [5, c.311].

Хотелось бы, чтобы психология стала не позитивистской, но позитивной — оптимистической наукой, наукой о наиболее «возвышенном и совершенном», как некогда полагал великий Аристотель.

Использованная литература

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. М.: Мысль, 1975.

550 с.

2. Брентано Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной

книги; Русское феноменологическое общество, 1996. С.176.

3. Брес И. Генезис и значение психологии// Современная на-

ука: Познание человека. М.: Наука, 1988, с. 123-140.

4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП

РАН, 1994. 109 с.

5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита//Булгаков М.А. Собра-

ние сочинений в пяти томах. Т.5. М.: Худ. литература, 1990,

с.7-386.

6. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического

схизиса// Вопросы психологии, No 6, 1996, с.25-40.

7. Верч Дж. Голоса разума: Социокультурный подход к опос-

редованному действию. М.: Тривола, 1996. 176 с.

8. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризи-

са// Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.1. М.,1982, с 291-436.

9. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! //

Вопросы философии, No 4, 1997, с.86-96.

10. Гараи Л., Кечке М. Еще один кризис в психологии! Возможная причина шумного успеха идей Л.С.Выготского// Вопросы философии, No 5, 1996, c.63-71.

11. Давыдов В.В. Исчерпала ли себя естественнонаучная парадиг

ма в психологии?//Вопросы психологии, 1997, No 3, с.127-128.

12. Дильтей В. Описательная психология. С.-Пб.:Алетейя, 1996. 156 с.

13. Зеленский В. Аналитическая психология: словарь. Спб.:Б.С.К.,1996. 324 с.

14. Зинченко В.П. Культурно — историческая психология: опыт

амплификации. //Вопросы психологии, 1993, № 4, с. 5 — 19.

15. Зинченко В.П. Методология или «охранная грамота»?//Вопросы психологии, 1997, No 3, с.129-131.

16. История психологии: период открытого кризиса: Тексты/ Под

ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.:МГУ, 1992. 364 с.

17. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.6. М.:Мысль, 1966. С.743.

18. Ланге Н.Н. Психический мир: Избранные психологические тру-

ды/ Под ред.М.Г.Ярошевского. М.: Изд-во»Институт практической

психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996. 368 с.

19. Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.:Наука, 1990. 208 с.

19-а. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975. 304 с.

20. Лосев А.Ф. Философия имени.М.:МГУ,1990. 271 с.

21. Лурия А.Р. Пути современной психологии// Естествознание и

марксизм, 1930, No 2-3, с.62-102.

22. Мазилов В.А. Социальная работа и методологические проблемы психологии// Методологические и технологические основы современной социальной работы в России. Ярославль: Яр ГУ, 1997, с.47-54.

23. Мазилов В.А. Кризис в психологии. Ярославль, 1998 (в печа-

ти).

24. Мазилов В.А. Современная российская психология: поиски но-

вой методологии//Психологический пульс Ярославля. Ярославль: МАПН, 1998.

25. Мазилов В.А. О психологии созидания// Бюллетень Международной Академии психологических наук. Саратов-Ярославль: Изд-во Саратовского педагогического института, 1997, с.22-26.

26. Мандельштам О. Сочинения.т.1. М.: Худож.лит.,1990. 638 с.

27. От редакции// Естествознание и марксизм, 1930, No 2-3,

с.62-63(врезка)

28. От редколлегии// Вопросы психологии, 1997, No 3, с.125-126.

29. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизи-

ологический параллелизм// Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.1,2. М.:Прогресс, 1966, с.157-194.

30. Платон. Собрание сочинений в четырех томах . Т.2. М.:Мысль,

1993. 528 с.

31. Платон Собрание сочинений в четырех томах. Т.4. М.: Мысль, 1994. 830 с.

32. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М.:МГУ,1986.

33. Роговин М.С. Введение в психологию. М.:Высшая школа, 1969. 384 с.

34. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973, с.68-90.

35. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973, с.19-46.

36. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь ана-

литической психологии К.Юнга.М.: ЭСИ, 1994. 184 с.

37. Теплов Б.М. О Максе Вертхеймере, основателе гештальтп-

сихологии// Вопросы психологии, 1981, Nо 6, с.116-132.

38. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии.М.:МГУ, 1992. 87 с.

39. Фресс П. О психологии будущего// Психологический журнал, т.2, No 3,1981, с.48-54.

40. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной

психологии//Вопросы психологии, 1997, No 3, с.112-125.

41. Чуприкова Н.И. Какой должна быть сегодня научная психология?//Вопросы психологии, 1997, No 3, с.126-127.

42. Юнг К.Г.Воспоминания, сновидения, размышления. Киев:Airland,1994. 406 с.

43. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Спб., 1994. 132 с.

44. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Киев, 1995. 228 с.

45. Юнг К.Г. О психогенезисе в dementia praecox//Избранные

труды по аналитической психологии. Т.3. Цюрих, 1939.

46. Brentano F. Psychologie vom empirische Standpunkte. Bd. 1. Leipzig: Duncker & Humblot, 1874. 278 S.

47. B_8Б_0hler K. Die Krise der Psychologie. Jena: Fischer, 1927. XV, 223 S.

48. Cole M. Alexander Luria and the Resolution of the Crisis in Psychology// I Международная конференция памяти А.Р.Лурии — First International Luria Memorial Conference: Abstracts. Moscow, Russia, September 24-26, 1997. M.: MGU, p.117.

49. International Congress of Psychology 21 st Paris,1976.: Actes du XXI e Congress international de psychologie. Paris, 18-25 juillet. Paris: Press Univ. de France, 1978. 462 p.

50. Kostyleff N. La crise de la psychologie experimentale. Paris, 1911.

51. Mazilov V.A. About Methodology of Russian Psychology of Today// Psychological Pulse of the Russia. Moscow-Yaroslavl: International Academy of Psychology, 1997, pp.126-134.

52. Willy R. Die Krisis in der Psychologie. M_8Б_0nchen, 1899.

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ

Малеева Ирина, ЯрГУ

Если бы мы были внимательней и мужественней,

то смерть была бы нам родной, близкой и привычной.

Митрополит Антоний (Блюм)

Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь —

то мгновение, что она до тебя долетит.

Суфийская мудрость.

Смерть — исконная философская тема, такая же широкая как жизнь. Может быть, она не всегда явно звучит у того или иного мыслителя, но всегда является внутренней пружиной философских размышлений. Отношение к смерти, смысл смерти — основа решения мировоззренческих вопросов: о человеческом бытии, об устройстве мира, вообще. Самосознание, отличительная человеческая особенность, неразрывно связана с осознанием собственной смертности. Не даром философы разных времен и народов вслед за Цицероном повторяют, что философия есть помышление о смерти. Тема эта имеет множество аспектов и ракурсов рассмотрения, коснемся некоторых из них.

В самом общем смысле, под смертью понимают прекращение жизни, переход организма в неорганическое состояние. Смерть неотвратимо настигает все живое. Философский же аспект смерти касается человеческого отношения к смерти, к собственной смертности. Несмотря на повседневное наблюдение естественного перехода всего живого от жизни к смерти, человек никак не может смириться со своей смертью, с конечностью своего существования; ищет бессмертия и обособляет себя на этом основании из животного мира.

Р. Лифтон в своем исследовании (Lifton R, Livinq and dyinq. NY, 1977) классифицирует категории иммортализации: биологическое бессмертие (продление в потомстве), творческое (продление в результатах своей деятельности), теологическое (трансцендирование смерти через установление связи с вечными духовными ценностями), натуралистическое (путем слияния с природой), чувственное (достижение измененных состояний сознания, состояния просветления, экстаза, расширенных состояний). На самом деле, в истории философии мы встречаемся с более дифференцированным набором «теорий» бессмертия, что вызвано невозможностью для человека понять и принять смерть как конец своего бытия.

Жизнь и смерть являются взаимоструктурирующими принципами бытия. С одной стороны, осознание человеком собственной смертности заставляет его осознанно относиться к собственной жизни, искать ее смысл, с другой стороны, уровень и характер саморефлексии и рефлексии отношений человек — мир определяет отношение человека к смерти. Поэтому отношение к смерти является индикатором типа цивилизации. На этой посылке строит свою теорию социальный философ Филипп Ариес. Он утверждает, что существует связь между установками в отношении к смерти, доминирующими в данном обществе на определенном этапе развития, и самосознанием личности, типичной для этого общества. Ариес так описывает эволюцию отношения человека к смерти.

  • Начальный этап эволюции, восходящей к архаической стадии — «прирученная смерть». Смерть воспринималась как обыденное явление, без особых страхов. Человек пока еще органично включен в природу, между живыми и мертвыми существует определенная гармония. Уход не воспринимался как полный и бесповоротный разрыв, т. к. между мирами живых и мертвых не ощущалось пропасти.

  • Второй этап — «смерть своя», Ариес связывает с распространением идеи Страшного суда, первоначально как суда над всем человечеством, а с пятнадцатого века — как индивидуального процесса (свидетельство осознания человеческой индивидуальности). Росло понимание различия между мертвыми и живыми, кладбища начали устраивать за городскими стенами.

  • Третий этап — «смерть далекая и близкая», связан с массовыми эпидемиями в Европе. Незащищенность перед столь распространенной, почти обыденной смертью толкает на различные способы защиты: игнорирование собственной опасности, забвение смерти, «пир во время чумы», «пляски смерти»… Впервые появляется эротизм смерти.

  • Четвертый этап — «смерть твоя». Смена «цивилизации инстинктов» «цивилизацией объектов» в 18-ом веке, когда иным стал характер семьи (образцовым стал брак по любви), изменилось и отношение к смерти близкого человека, переживаемое теперь сильнее, чем возможность собственной. Смерть — разлука. «Небеса — место новой встречи любящих сердец» — подрыв тождества смерти с болью, страданием.

  • Современный этап — «смерть перевернутая». Забвение, медикализация смерти. Ариес связывает это со сменой мест сексуальности и смерти в коллективном бессознательном. (один из основных экзистенциалов всегда должен выступать в виде табу, но в ходе истории они меняются местами).

Несмотря на существование различных мнений по поводу изменяемости восприятия смерти в ходе истории, будет справедливо утверждать, что смерть воспринимается не только индивидуальным сознанием, но и коллективным, являясь, таким образом, фактором культуры.

В обыденной жизни людей современной цивилизации существует табу смерти. Мы не рассуждаем о собственной кончине, оберегаем детей от столкновений со смертью и раздумий о ней. Так, филологическое исследование А.М.Кацева («Языковые табу и эвфемия». Л., 1988) показывает широкий спектр иносказаний, выработанных в английском, немецком, французском, русском, испанском и итальянском языках, дабы не звучали слова «смерть», «умирать», «кладбище» и т. д. «Люди страшатся смерти, как малые дети потемок» (Фрэнсис Бэкон).

Подобное избегание разговоров, размышлений о смерти и, как бы, попытка вовсе изъять смерть из существования объясняется отношением современной культуры к человеческой личности как к наивысшей самоценности, отчужденностью современного человека.

А человек Древнего Китая в воображаемом пространстве времени занимает необычную для нас позицию: он обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною, и вся устремленность его ретроспективна. Будущее не привлекает слишком большого внимания — ведь время движется по кругу. Отсюда — взгляд на смерть как на «возвращение» и одновременно как на «превращение», ибо Дао лепит из старого материала все новые формы: ничего не пропадает, но ничего и не остается неизменным. Жизнь, скорее всего, лишь сон и не нужно бояться Пробуждения.

Другой аспект рассматриваемой темы затрагивает Мишель Вовель, («Смерть и Запад с 1300 года до наших дней»), указывая на важность различения двух моделей отношения к смерти: обыденное восприятие и религиозную трактовку смерти. И если религиозные трактовки, образ смерти в культуре эволюционируют, то обыденное восприятие смерти, отношение к смерти близких кажется более неизменным на протяжении многих веков; памятники литературы и искусства дают тому свидетельства. В.П.Горан в своем исследовании анализирует личностное самосознание героев Древних эпосов Месопотамии, Египта и Греции перед лицом смерти, и мы вполне можем сопереживать тем древним героям и сегодня.

Считается, что подлинное философское исследование проблемы смерти было начато в связи с изменением ракурса рассмотрения человеческого бытия экзистенциалистами. В классической философии если эта тема и затрагивалась, то в контексте идеалистической проблематики бессмертия души, страдания и искупления, греха и смирения. «Обычные философские этики не имеют завершительной эсхатологической части. И если они и трактуют о проблеме бессмертия, то без углубления проблемы самой смерти и преимущественно в связи с нравственной ответственностью человека…, в лучшем случае с потребностью завершения бесконечных стремлений человеческой личности. Идея бессмертия обосновывалась при помощи натуралистической метафизики, признания души субстанцией. Тут не было никакого прикосновения к глубочайшей проблеме смерти… Проблема смерти есть не только проблема метафизики, она также есть проблема более углубленной, онтологической этики.»(Н.Бердяев)

Предшественник экзистенциализма Серен Кьеркегор воспринял от Лютера идею о том, что жизнь формируется не ее началом, но ее концом, т. е. смертью, и развил ее. Затем Мартин Хайдеггер вывел смерть из теологического и натуралистического плана рассмотрения, задал ей онтологический статус. Отказываясь от субстанционального бытия, Хайдегер предлагает рассматривать бытие человека в качестве его возможности, т.е. того чем он может стать. Для того, чтобы представить бытие человека в его цельности и завершенности, к бытию в возможности добавляется его конечность, смерть, которая выражает законченную возможность человеческого бытия. Смерть — это самая сокровенная возможность, не относящаяся к кому-либо другому: нельзя умереть вместо другого, смерть — всегда моя смерть. Таким образом, именно сознанием смертности, по Хайдеггеру, определяется субъективность, индивидуализация. Смерть есть то, что делает человеческое бытие «собственным» или «подлинным». Неподлинное бытие к смерти — повседневное существование человека, где смерть — обыденное событие. Стремясь забыть о смерти, не размышлять о ней, забалтывая страх смерти, человек имеет боязнь, что есть слабость недостойная, равнодушие, отчуждение от смерти. В подлинном бытии к смерти человек вырывается из потерянности в обыденности, обособляется от других и освобождает себя для собственной смерти, а осознав до конца тот факт, что он не знает своей смерти, человек опускается в бездны страха. Этот ужас человек испытывает от ощущения собственной принадлежности не только поверхности, но и глубине, не только времени, но и вечности.

В культуре смерть воспринимается как неизживаемая загадочность , как ускользающая сверхразумность. Смерть определяет бытие культуры тем, что вынуждает последнюю вечно ее дешифровывать (впрочем, без надежды на окончательный успех), лишать смерть ее трансцендентного статуса, не будучи, однако, в силах это осуществить. Культура стремится «одомашнить» Смерть, т.е. трансформировать ее из трансцендентного объекта в объект трансцендентальный, целиком описываемый средствами данного культурного языка. В то же время в рамках самой культуры осознается факт несводимости такой природной реальности, как смерть ко всякой культурной форме, к любому накладываемому на нее смысловому контуру.

Особое отношение к смерти имеют мистики. Как и большинство философов, они считают смерть важнейшим моментом человеческой жизни, но, в отличие от ученых, мистикам Древнего Востока был доступен иной мир (Египетская и Тибетская книги мертвых). При этом феномен смерти не сводится к одному моменту, а имеет продолжительность, этапы. По сути, цель любого мистического учения — подготовка сознания человека к переходу от жизни к смерти, от бытия к небытию. Современные исследования человеческой психики (в частности, С.Гроф) показывают, что это не досужие выдумки.

Еще Карл Густав Юнг, уделявший много времени изучению мифологий и различных мистических течений, сделал попытки внести элементы восточного мировоззрения в круг рассматриваемых европейской наукой проблем. В последние годы жизни он обсуждал, в частности, вопрос о том, какая часть психики продолжает существовать после физической смерти. Факты из прошлого и наблюдения за психикой современных ему людей позволили Юнгу считать возможным новое рождение после путешествия в области Бардо. «В западном мире только католическая церковь оказывает хоть какую-то помощь душам умерших, в целом, на Западе нет ничего, что можно было бы сравнить с «Книгой мертвых». Предание относит «Книгу мертвых» к числу сокровенных книг, в которых описан специфический способ магического «исцеления души» после смерти. С рациональной точки зрения культ мертвых основан на вере во вневременное существование души, но его иррациональную основу следует искать в психологической потребности живых что-нибудь сделать для умерших. Эта потребность проявляется даже у «просвещенных» людей, переживших смерть близких или друзей, благодаря чему — независимо от степени нашей «просвещенности» — на Западе сохранились обряды, связанные с мертвыми. Но, не считая католических заупокойных месс, эти обряды проводятся на очень низком уровне — и не потому, что мы не способны убедить себя в бессмертии души, а потому, что крайне рационализировали указанную психологическую потребность. Мы ведем себя так, словно смерти вообще нет и, независимо от своей веры в загробную жизнь, ничего для умерших не делаем. Уровень католических заупокойных месс достаточно высок, ибо они направлены на психическое благополучие умерших, а не на слезливую сентиментальность живых, но и они не сравнимы с высочайшим духовным напряжением, запечатленным в «Книге мертвых». Ее наставления столь подробны и столь приспособлены к малейшим изменениям в состоянии умершего, что каждый серьезный читатель вправе задать себе вопрос: «А что если мудрые ламы и в самом деле заглянули за пределы трех измерений и сорвали завесу с величайшей из тайн?»

Мудрый Восток предостерегает также и от ложного мнения, что будучи духовным, можно победить смерть. Ошо замечает, что смерть можно победить только, если побеждена и жизнь тоже. Они две стороны одной монеты, у вас не может быть монеты только с одной стороной. Все, что мы знаем, это наша земная жизнь… Мы не знаем совершенно ничего о том, что находится за пределами жизни-и-смерти. Откуда появляется жизнь, оттуда же появится и смерть. Точнее сказать, жизнь и смерть идут бок-о-бок. Они два крыла или две ноги — они идут рядом.

Нет ни абсолютной жизни, ни абсолютной смерти, — а люди в неведении говорят о них (Инь-цзы). Небытие — это голова, жизнь — позвоночник, а смерть — крестец; жизнь и смерть, существование и погибель — одно единое тело (Чжуан-цзы). Для современной науки это остается пока красивым загадочным образом.

Использованная литература

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

  2. Вашестов А.Г. Ариес. // Современная западная философия: Словарь — М.,1991.

  3. Горан В.П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции. // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

  4. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии. // Одиссей: человек в истории. М., 1989, с. 115.

  5. Ошо Язык существования. М.,1996.

  6. Смерть как феномен культуры, Сыктывкар, 1994.

  7. Фрейд З. Мы и смерть. По ту сторону принципа наслаждений. СПб. 1994.

  8. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — Просвещение. М., 1991.

  10. Юнг К.-Г. Психологический комментарий к «Тибетской книге мертвых». // Тибетская книга мертвых, СПб, 1992.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЕЗРАБОТНЫМИ.

refdb.ru

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о